Смеховая культура средневековья кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Михаил. написал 18.11.2015 04:35
О каких "новых классовых ценностях дворянства" идет речь, если согласно марксистской теории формаций дворянство является оплотом феодализма, а значит и ценности у него исключительно феодальные. Не "новофеодальные", неофеодализм в марксизме не предусмотрен, а просто. Так о чем речь-то ведет правоверный марксист Майсурян? Русскому быдлу как всегда мозги промывает?

. (настоящий) написал 18.11.2015 09:30
Трогательно, когда критики марксизм критикуют марксистов, используя Маркса и Энгельса как Библию. В их скромных мозгах диалектика и творческое развитие марксизма не помещаются. Мозги архаичные, церковно-приходские, хоть и загруженные марксизмом, но плохо переваренным. И вот это несварение мозгов они уже скоро 30 лет демонстрируют на публике..
Кстати, у Маркса абсолютно ничего не написано про компьютер. Не следует ли из этого, что марксисты обязаны предавать компьютера анафеме?

афтар написал 18.11.2015 10:11
Если бы классовые интересы и ценности нового дворянства эпохи абсолютизма и предшествующего феодально-рыцарского сословия совпадали, они не могли бы отличаться друг от друга и тем более - бороться между собой. А борьба была часто нешуточной и доходила до градуса политического террора. Например, в России борьба служилого дворянства и старого княжеско-феодального сословия обернулась опричниной. А иллюстрацией к различию идейных ценностей может служить (в России) хотя бы переписка князя Курбского и царя Ивана Васильевича (Грозного).

Андреев написал 18.11.2015 21:16
Жидовско-бандеровский терминал контратакует
Вот же гад. Бахтина и Рабле приплел. А смысл - обгадить Кургиняна. Все остальное - дымовая завеса.

Таблица Academia-nadezhda 1. Притча о слепых. Худ. Питер Брейгель Старший. 1568 г.; 2. Брюссель. Саммит "Восточного партнерства". 2017 г.

Таблица Academia-nadezhda 1. Притча о слепых. Худ. Питер Брейгель Старший. 1568 г.; 2. Брюссель. Саммит "Восточного партнерства". 2017 г.

Европейская культура о "перевернутом мире"

Мы на канале написали более 250 статей о великой европейской культуре, ее истории, художниках Ренессанса, писателях и философах Нового времени, о современной мировой культуре. Но сегодня ситуация в европейской культуре (с радужными представителями обоего пола, а только ли двух теперь!), экономике (с самоорганизованным европейцами газовым кризисом), двойными стандартами во внутренней и внешней политике, спорте, праве и многих других областях приводит к размышлениям об утрате смыслов и повсеместном разрушении всего сущего, ценностного, общечеловеческого, да и не только в Европе:

  • сгоревший Нотр-Дам де Пари планируют восстанавливать в стилистике мечети;
  • американские ястребы грезят превентивным ядерным ударом, думая, что переживут его последствия;
  • молекулы недемократического российского газа несут тоталитаризм;
  • допуск мужчин в женский спорт, если они считают себя женщинами;
  • отказ европейских стран отмечать христианские праздники, чтобы пощадить религиозные чувства мусульман (но куда меньшим злом было бы вообще не разрушать их национальные государства, не превращать их в толпы беженцев, паразитирующих на европейских пособиях);
  • теперь насильник прав, потому, что он мигрант;
  • несмотря на то, что смертоносная эпидемия Covid-19 вот уже два года бушует на планете, продолжается политика непризнания Всемирной организацией здравоохранения российской вакцины, поскольку это выгодно мировым фармацевтическим гигантам;
  • и т.д.

На наших глазах жизнь навыворот, за пределами здравого смысла ранее присущая разве что только карнавалу - характерному для всей европейской культуры короткому празднику пародий на отдельные трудности жизни, дурачества над отживающими традициями и предрассудками, допускающего убийственный смех над поступками правителей, становится каждодневной реальностью деятельности самих власть придержащих, наступает вовсе невеселая карнавализация самой жизни, превращая её в сплошную пародию, в торжество глупости и человеческого самоуничтожения.

1. Этапы изменения карнавала, смеховой культуры в европейской культуре

Галерея Academia-nadezhda "Смех над глупостью в средние века":

Галерея Academia-nadezhda "Смех над глупостью в средние века": 1. Корабль дураков. Худ. И. Босх. 1495-1500 гг.

Галерея Academia-nadezhda "Смех над глупостью в средние века": 2. Извлечение камня глупости. Худ. И. Босх. 1475-1480 гг.

Галерея Academia-nadezhda "Смех над глупостью в средние века": 1. Корабль дураков. Худ. И. Босх. 1495-1500 гг.

Идея смеха, праздника, карнавала всегда имеет существенное отношение к особенностям времени. Смех возвращает человека к себе, он делает человека свободным. Древнеегипетская культура уделяла внимание смеху - в легенде о создании мира душа человека появилась тогда, когда Бог засмеялся седьмой раз. И в античные времена человек умел смеяться - при раскопках обнаружены многочисленные комические маски, статуэтки.

В средние века смех играл в обществе положительное, возрождающее, творческое начало. Им не занималось государство, он прорастал из народных, крестьянских глубин, во всей своей первоначальной простоте, порой грубоватости. Смеховая культура, будучи изначально народной, не входила в официальную жизнь, поэтому имела исключительные привилегии на вольность и безнаказанность. Официальная религиозная литература и народное творчество (ваганты) делилась по языку – латынь и народный вульгарный язык в комедиях, стихах и шутках. Источником смеховой культуры, наряду с народом были монахи, как наставники, критиковавшие в проповедях недостатки общества (обжорство, глупость, лень, пьянство, прелюбодеяние, жадность, гнев, гордыня и другие человеческие пороки), использовавшие смеховую культуру для исправления нравов прихожан, при этом карнавал, как форма воспитания общества, уравнивал всех – и дворянина, и крестьянина. Монах часто был инициатором карнавала, где мог в костюме под маской высмеять сильного мира сего и это не вызывало возмущения. Карнавальное мироощущение было наполнено народностью, вольностью, утопичностью, устремленностью в будущее для воспитания более нравственного общества. Смех освобождал мир от всего пугающего, страшного, делал его предельно пестрым, веселым, светлым.

Галерея Academia-nadezhda "Народный праздничный карнавал в средние века":

Галерея Academia-nadezhda "Народный праздничный карнавал в средние века": 1. Крестьянский танец. Худ. Питер Брейгель Старший. Ок. 1568 г.

Галерея Academia-nadezhda "Карнавалы в Европе": 2. Битва Масленицы и поста. Худ. Питер Брейгель Старший. 1559 г.

Галерея Academia-nadezhda "Народный праздничный карнавал в средние века": 1. Крестьянский танец. Худ. Питер Брейгель Старший. Ок. 1568 г.

Второй этап. К середине XVII века в европейских странах установилась абсолютная монархия и приходит понимание власть придержащими значения силы смеха, что ведет к огосударствлению праздничной жизни, она из народной, демократической формы бытия становится парадной. Праздник и быт теперь идут порознь. Праздник почти перестал быть второй жизнью народа.

Галерея Academia-nadezhda : Карнавалы в Европе и России в период абсолютной монархии:

Приведенный тезис очень интересен и во многих отношениях вполне, на наш взгляд, обоснован. В самом деле, неверно видеть в средневековой культуре одно лишь догматическое, церковно-религиозное начало. Односторонне понимание духовной жизни феодального общества, согласно которому все представления, идеи и этические ценности всегда и неизменно соотнесены с идеей божества и распределяются на две чисто полярные категории: добро, мыслимое как божественное благо, и зло, считающееся порождением дьявола; благодать божья и грех; рай и ад; мистический экстаз и грубое насилие; черное и белое. Жизнь средневекового общества была в действительности неизмеримо сложнее и противоречивее. Книга М. Бахтина по-новому освещает роль стихийного народно-карнавального начала в средневековой культуре.

Но здесь начинаются некоторые вопросы, сомнения и даже возражении.

Книга М. Бахтина помогает преодолеть этот ненаучный взгляд, который выдается за воинствующий материализм, но на самом деле бесконечно чужд марксистским принципам исследования культуры и религии и требованиям исторического подхода к прошлому. Вместе с тем рецензируемая книга может дать повод для ошибочных толкований в силу отмеченной выше неясности трактовки понятия народной культуры средневековья и несколько искусственного противопоставления ее культуре официальной. Может быть, для более осторожного понимания этого, несомненно, реального различия следовало бы подчеркнуть, что смеховое начало народной культуры лежало на уровне мироощущения, общественной психологии, тогда как официальная культура фиксировала общественные идеи, идеологию, мировоззрение. Но обе эти сферы были тесно между собой связаны, переплетались, часто содержание из одной переходило в другую.

Для того чтобы внести в этот вопрос ясность, следовало бы, как нам кажется, несколько переформулировать проблему. Это особенно важно потому, что, по сути дела, речь идет о центральной проблеме не только книги М. Бахтина, но и современного исследования истории культуры вообще – проблеме исторической изменчивости человеческого сознания, проблеме исторической психологии.

Как совершенно справедливо подчеркивает автор, история смеховой культуры минувших эпох сопряжена для нынешнего исследователя с той трудностью, что он невольно переносит в далекое прошлое современные представления и категории, воспринимает смех, ругательства, непристойности частично обессиленными, трактует их в том однозначно сниженном смысле, какой им придает наше время. В средние века эти категории обладали несравненно более емким содержанием, главное же – они имели мировоззренческий характер, впоследствии ими утраченный.

Михаил. написал 18.11.2015 04:35
О каких "новых классовых ценностях дворянства" идет речь, если согласно марксистской теории формаций дворянство является оплотом феодализма, а значит и ценности у него исключительно феодальные. Не "новофеодальные", неофеодализм в марксизме не предусмотрен, а просто. Так о чем речь-то ведет правоверный марксист Майсурян? Русскому быдлу как всегда мозги промывает?

. (настоящий) написал 18.11.2015 09:30
Трогательно, когда критики марксизм критикуют марксистов, используя Маркса и Энгельса как Библию. В их скромных мозгах диалектика и творческое развитие марксизма не помещаются. Мозги архаичные, церковно-приходские, хоть и загруженные марксизмом, но плохо переваренным. И вот это несварение мозгов они уже скоро 30 лет демонстрируют на публике..
Кстати, у Маркса абсолютно ничего не написано про компьютер. Не следует ли из этого, что марксисты обязаны предавать компьютера анафеме?

афтар написал 18.11.2015 10:11
Если бы классовые интересы и ценности нового дворянства эпохи абсолютизма и предшествующего феодально-рыцарского сословия совпадали, они не могли бы отличаться друг от друга и тем более - бороться между собой. А борьба была часто нешуточной и доходила до градуса политического террора. Например, в России борьба служилого дворянства и старого княжеско-феодального сословия обернулась опричниной. А иллюстрацией к различию идейных ценностей может служить (в России) хотя бы переписка князя Курбского и царя Ивана Васильевича (Грозного).

Андреев написал 18.11.2015 21:16
Жидовско-бандеровский терминал контратакует
Вот же гад. Бахтина и Рабле приплел. А смысл - обгадить Кургиняна. Все остальное - дымовая завеса.

Читайте также: