Служба занятости это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о политике государства в сфере занятости и трудоустройства населения, основы ее правовой регламентации.
  2. Разбираться в основных понятиях занятости и трудоустройства и правовом статусе безработного.
  3. Знать правовые основы социальных гарантий граждан РФ в области занятости.

Оглавление

3.1. Государственная политика в сфере занятости и правовое регулирование занятости и трудоустройства населения

В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.

Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:

  • свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
  • недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
  • обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
  • приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
  • направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
  • приоритет активной политики занятости;
  • направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
  • координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.

Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.

Гарантии гражданам РФ 1

Гарантии безработным гражданам

- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

- защита от безработицы;

- осуществление мер активной политики 2 занятости населения,

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

- информирование о положении на рынке труда.

- компенсация затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Граждане России имеют право на профессиональную деятельность за границей, с этой целью заключаются межгосударственные соглашения, где устанавливается численность мигрантов, их квалификационный состав, условия и сроки найма. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в этой сфере происходит на основании Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 424.

Правовые нормы содержат меры по трудоустройству, под которыми понимается система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. Среди них выделяются общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство и трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего увольнению без его вины, на другую имеющуюся работу.

К специальным формам трудоустройства относятся: организованный набор рабочей силы в отъезд, направление безработного по установленной квоте приема – обязательной для работодателя,. трудоустройство для работы за границей по контракту, направление на работу молодых специалистов, заключивших с работодателями договоры о подготовке квалифицированных кадров для их производства.

3.2. Понятие занятости и занятых граждан, правовой статус безработного

Правовой статус безработного определяется совокупностью прав и обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями, предоставляемыми гражданину при потере работы, а также в других случаях.

Для признания граждан безработными необходимо соблюдение следующих условий:

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. По истечении 10 дней, если служба занятости не смогла предоставить гражданину подходящую работу, он признается безработным с первого дня предъявления указанных документов.

Однако безработными не могут быть признаны граждане:

  • граждане не достигшие 16-летнего возраста;
  • граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданине должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; граждане, считающиеся занятыми.

В случае отказа гражданину в признании его безработным он вправе через месяц вновь обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании его безработным.

Права и обязанности безработного, которые определяют его статус, делятся на две группы: общие для всех безработных и те, которые установлены для определенных категорий безработных.

Для всех безработных общим правом является право на получение помощи от государства в поиске работы и трудоустройства, к которому относятся: право на получение бесплатной информации от органов службы занятости, право на бесплатную профессиональную ориентацию, право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, право на содействие в организации собственного дела, право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц,

Право на социальную поддержку, право на бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Право на сохранение общего и непрерывного стажа; право на приглашение в органы не чаще 1 раза в 2 недели, кроме случаев, когда оно связано с предложением подходящей работы или с участием в специальных программах содействия занятости.

Наряду с правами законодатель закрепляет общие обязанности безработных:

  • обязанность являться в органы службы занятости не чаще 1 раза в 2 недели, для предложения ему работы;
  • являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение 3 дней после получения направления в службе занятости;
  • ставить немедленно в известность службу занятости о самостоятельном трудоустройстве, изменении места жительства, назначении пенсии по старости или за выслугу лет, о поступлении на очное обучение.

Определенным категориям безработных: инвалидам, гражданам, имеющим на содержании лиц, которым необходим постоянный уход, помощь или надзор, молодежи до 18 лет, впервые ищущей работу, лицам предпенсионного возраста (за 2 года до возникновения права на пенсию по старости), беженцам и вынужденным переселенцам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей- инвалидов и т.д. устанавливаются дополнительные права, которые при реализации повышают их конкурентоспособность на рынке труда, что выражается в предоставлении преимуществ при направлении на работу или обучение, или с повышенным уровнем материального обеспечения.

3.3. Социальные гарантии граждан РФ в области занятости

К числу социальных гарантий относится возможность участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства 14 июля 1997 г. № 875, с последующими изменениями. Участие граждан в общественных работах возможно только с их согласия. В этом случае с ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев и, соответственно, применяются нормы ТК РФ. В то же время за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, Однако следует иметь в виду, что к общественным работам не относятся такие виды деятельности, которые связаны с необходимостью ликвидации аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, где требуется специальная подготовка работников, их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.

Для безработных установлено бесплатное медицинское обслуживание, медицинское освидетельствование при приеме на работу или при направлении на обучение. Производится оплата детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также оплачиваются расходы на поездку ребенка к этим местам. Безработным инвалидам, женам, мужьям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безработным гражданам и гражданам, не имеющим профессии, предоставляется возможность бесплатной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии или среднего заработка в период обучения. На период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам оказывается материальная поддержка. Действия службы занятости и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствующие государственные органы.

Государственные службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости - человек должен быть безработным.

Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.

Перед службой занятости поставлены следующие задачи:

. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;

2. информирование о возможностях трудоустройства;

. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;

. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;

. организация общественных работ;

. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;

. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;

. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;

. оформление досрочного выхода на пенсию;

. разработка программ занятости;

. мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:уровень - федеральная служба занятости;уровень - региональные организации службы занятости;уровень - местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т.д.

Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.

Общими функциями служб занятости всех уровней являются:

. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;

2. оказание помощи в выборе работы;

. организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:

. разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;

. поиск и разработка механизма финансирования этих программ;

. определение основных направлений профессионального обучения;

. создание правовой и нормативной базы функционирования;

. координация работы региональных и местных служб занятости.

Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др

Государственные службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости - человек должен быть безработным.

Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.

Перед службой занятости поставлены следующие задачи:

. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;

2. информирование о возможностях трудоустройства;

. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;




. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;

. организация общественных работ;

. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;

. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;

. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;

. оформление досрочного выхода на пенсию;

. разработка программ занятости;

. мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:уровень - федеральная служба занятости;уровень - региональные организации службы занятости;уровень - местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т.д.

Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.

Общими функциями служб занятости всех уровней являются:

. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;

2. оказание помощи в выборе работы;

. организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:

. разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;

. поиск и разработка механизма финансирования этих программ;

. определение основных направлений профессионального обучения;

. создание правовой и нормативной базы функционирования;

. координация работы региональных и местных служб занятости.

Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др

Статья 15. Государственная служба занятости населения

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006))

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственная служба занятости населения включает:

1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) государственные учреждения службы занятости населения.

2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

1.1) информирование граждан Российской Федерации о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе для содействия работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;

5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

С 01.01.2023 использование региональных порталов осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с субъектами РФ (ФЗ от 28.06.2021 N 219-ФЗ).

3.1. Граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.

Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.

Органами службы занятости оказывается индивидуальная помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту их жительства, в подаче заявления и иных сведений в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения, а также по иным вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.

В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме.

Случаи, когда личное присутствие (явка) гражданина является обязательным, устанавливаются настоящим Законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

4. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

(п. 4 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 425-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Органами службы занятости по запросу органов, уполномоченных на предоставление государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представляются сведения о нахождении гражданина на регистрационном учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы или признанного безработным, назначенных ему социальных выплатах (размерах и сроках выплаты пособия по безработице, периодах оказания материальной помощи, материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах, временного трудоустройства), периодах временного трудоустройства, участия в оплачиваемых общественных работах, переезде по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, работниках, привлеченных для трудоустройства в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - Единая система идентификации и аутентификации) органы службы занятости обеспечивают в случае согласия гражданина завершение прохождения гражданином процедуры регистрации в указанной системе.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, взаимодействие с работодателями (по вопросам организации рабочих мест, включая специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, подбора инвалидов для замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей), а также взаимодействие с организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, в целях замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей, в том числе в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок и условия взаимодействия органов службы занятости с работодателями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Органы службы занятости осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Общие требования к содержанию указанных стандартов, правила их формирования, а также порядок осуществления мониторинга их исполнения утверждаются Правительством Российской Федерации.

(п. 8 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

9. Органы службы занятости вправе организовать предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу "одного окна" в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ – государственная организация, целью которой является предоставление трудоспособному населению возможности участвовать в деятельности, направленной на создание с помощью орудий и предметов труда материальных ценностей, а также работать в непроизводственной сфере.

Финансируется из государственного фонда занятости, который считается самостоятельным финансовым учреждением. Источниками формирования фонда являются: обязательные отчисления предприятий и организаций в размере установленной ставки по отношению к сумме затрат на оплату труда; отчисления из различных бюджетов, общественных организаций и т.п.

Краткий словарь экономиста. — М.: Инфра-М . Н. Л. Зайцев . 2007 .

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ" в других словарях:

Государственная служба занятости — система государственных учреждений, созданная в РФ с 1990 г., первичным звеном которой являются районные и городские центры занятости. Финансируются за счет средств Государственного фонда занятости. Ее цели: анализ состояния рынка рабочей силы,… … Словарь по экономической теории

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ — система государственных учреждений и организаций, созданная для реализации политики занятости населения, оказания содействия гражданам в трудоустройстве и контроля за соблюдением прав граждан на труд и занятость … Словарь по профориентации и психологической поддержке

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ — система учреждений, основными функциями которых являются: организация переобучения безработных, проведение профориентационной работы среди населения, предоставление посреднических услуг гражданам в трудоустройстве, выплата пособий безработным … Профессиональное образование. Словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ — – государственный орган, создаваемый в РФ, для: 1) анализа спроса и предложения на рабочую силу; 2) учета свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; 3) оказания помощи трудящимся в подыскании подходящей работы; 4) … Экономика от А до Я: Тематический справочник

федеральная государственная служба занятости населения — организационно самостоятельная государственная служба, которая на территории РФ совместно с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области… … Словарь терминов по социальной статистике

федеральная государственная служба занятости населения — организационно самостоятельная государственная служба, которая на территории РФ совместно с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области… … Социальная статистика. Словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА — в РФ профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К Г.с. относится исполнение должностных обязанностей только лицами, замещающими государственные должности категорий Б и В . Должности категории А… … Энциклопедия юриста

БИРЖА ТРУДА (СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ) — государственная организация, на которую возложено решение вопросов обеспечения занятости населения на определенной территории, включая содействие гражданам в трудоустройстве на рабочие места и вакантные должности; выплату пособий по безработице;… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

служба — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? службы, чему? службе, (вижу) что? службу, чем? службой, о чём? о службе; мн. что? службы, (нет) чего? служб, чему? службам, (вижу) что? службы, чем? службами, о чём? о службах 1. Службой называют… … Толковый словарь Дмитриева

Государственная власть в Кемеровской области — Кемеровская область … Википедия

Биржа труда — это неофициальное название учреждений, которые помогают соискателям найти работу, а работодателям — квалифицированных сотрудников. Они собирают у отделов кадров вакансии и предлагают их кандидатам. А еще помогают бесплатно обучиться специальностям, чтобы устроиться на работу или повысить квалификацию.

Официально такие службы называют центрами занятости населения, или ЦЗН. В статье расскажем, что центр занятости делает для компаний и как работодателям нужно ему отчитываться.

Чем занимается биржа труда

Основная задача центра занятости — помогать соискателям и работодателям найти друг друга. У биржи труда есть и другие функции:

  • анализ спроса и предложения на рынке труда;
  • организация мероприятий, которые помогают определиться с профессией и найти работу;
  • выплата стипендий соискателям, которые проходят обучение;
  • учет безработных;
  • выплата пособий по безработице.

Обратиться на биржу труда может только трудоспособный человек без заработка. ИП или руководитель ООО, у которых нет прибыли, зарегистрироваться в качестве безработных не смогут: по закону они занятые граждане.

О чем работодатель должен отчитываться центру занятости

Работодатели обязаны предоставлять в центр занятости такие отчеты:

  • о наличии вакантных должностей;
  • о количестве работающих инвалидов;
  • о трудоустройстве соискателя;
  • о процедуре банкротства или полной ликвидации организации;
  • о введении режима неполного рабочего времени;
  • о приостановке производства;
  • о массовом увольнении и сокращении.

Свободные рабочие места. Подавать данные о свободных рабочих местах должны все работодатели, у которых они есть. Даже если они не собираются трудоустраивать соискателей с биржи. Эта информация нужна центру занятости для статистики и оценки уровня безработицы по стране. При этом обязать работодателя принять сотрудника или организовать для него отдельную должность служба не может.

Отчет нужно подавать ежемесячно. Единой даты нет: регионы могут устанавливать ее самостоятельно. Уточнить срок предоставления отчетности можно в своем территориальном центре занятости.

Количество трудоустроенных инвалидов. Если организация крупная, работодатель обязан трудоустраивать инвалидов. Для этого закон устанавливает квоту — долю сотрудников-инвалидов в штате. Например, в компаниях численностью более 100 человек квота составляет 2—4%, а если в организации работодатель принимает не более 3% инвалидов. Размер квот и сроки сдачи отчетности устанавливает местное законодательство.

Трудоустройство соискателя. Работодатель должен отчитываться о результатах собеседований с соискателями, которых направила биржа труда.

Если кандидатуру отклоняют, сведения подают в те же сроки: ставят отметку об отказе в направлении соискателя или вносят информацию через сайт. Всегда указывают название вакансии, дату собеседования и причину отказа.

Банкротство или полная ликвидация компании. Компания должна сообщить в центр занятости о начале процедуры банкротства и ежемесячно отчитываться о состоянии дел до восстановления или ликвидации. Точную дату и форму уведомления устанавливает регион. О закрытии компании руководитель должен сообщить за три месяца до массового увольнения сотрудников.

Введение режима неполного рабочего времени. Это снижение продолжительности рабочего дня или сокращение рабочих дней в неделе. Причиной может стать угроза массового увольнения сотрудников или организационные и технологические изменения условий труда — например, внедрение новых технологий производства. Компания должна уведомить центр занятости о переходе на такой режим в течение трех рабочих дней.

Если неполный рабочий день установлен по просьбе сотрудников, сообщать об этом не нужно.

Приостановка производства. Компания может приостановить производство в период экономического кризиса, технической неисправности оборудования или нарушения сроков поставки сырья контрагентом. Обычно руководитель издает приказ и в течение трех рабочих дней направляет отчет в центр занятости.

Сокращение штата и массовые увольнения. Есть два вида уменьшения штата: сокращение численности и сокращение штата. При сокращении численности работодатель уменьшает количество сотрудников, которые занимают одну должность. Например, вместо пяти курьеров будут работать два.

При сокращении штата должность исключают из штатного расписания — документа, который определяет структуру и состав команды предприятия, — и увольняют всех сотрудников, которые ее занимают. Компании должны уведомить центр занятости о будущем сокращении за два месяца, а ИП — за две недели.

Штатное расписание: образец

В штатном расписании указывают должность и количество сотрудников, которые ее занимают

Массовым увольнением считают сокращение штата на 50 и более человек за 30 дней, на 200 и более человек за 60 дней, на 500 и более человек за 90 дней. Для небольших компаний, у которых больше 15 сотрудников, массовое увольнение — это ликвидация. О массовом увольнении компания должна сообщить за три месяца.

Как подать отчет в центр занятости

Компания может передать сведения лично в региональное отделение центра занятости или дистанционно. Чтобы воспользоваться вторым способом, нужно:

Если у компании есть филиалы в разных регионах страны, руководитель должен подать отчет по каждому из них отдельно.

Что будет, если не предоставить информацию о вакансиях

Для работодателей, которые не подали вовремя нужный отчет, предусмотрена административная ответственность. За первое нарушение работодатель получит предупреждение, а если не подаст отчет еще раз — штраф. Штраф для ИП — до 500 ₽, а для компании — от 3000 до 5000 ₽.

Если работодатель не подает отчеты, центр занятости составляет протокол о правонарушении и передает дело в суд. А судья уже выносит постановление о привлечении к административной ответственности.

Читайте также: