Сложить с себя сан это кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

Пользуясь услугами этих словарей можно перевести с русского языка на английский и наоборот и отдельные слова, и целые фразы, и тексты. При этом есть возможность найти транскрипцию и даже услышать нужное произношение. На сайте можно найти правильное употребление слов на разных диалектах и наречиях. Языковые особенности, которые порой затрудняют толкование некоторых отдельных слов или выражений, не станут проблемой для онлайн-переводчика описываемого сервиса. Он подскажет и направит правильное построение фразы и поможет избежать грубых речевых ошибок при переводе разных текстов. Предоставляется виртуальная клавиатура, с помощью которой можно быстро набирать слова и тексты на латинице.

Англо-русский-англо словарь и поиск с алфавитным указателем

На сайте имеется англо-русский словарь, искать в котором можно любые слова на любую требуемую в данный момент букву. Чтобы найти нужный перевод слова, следует изучить предоставленные онлайн-переводом варианты и синонимы к нему, и, подобрав то, что требуется, нажать на слово из словаря.

Спряжение и склонение слов

На сайте также, предоставляеться возможность спрягать и и склонять английские глаголы, существителье, прилагательные, артикли и местоимения. Спряжение английских глаголов и Склонение английских существительных и прилагательных, а также местоимений покажут вам все формы этих частей речи в наглядных таблицах. Чтобы увидить все формы и грамматические признаки нужного Вам слова, просто введите в форму поиска соответствующие слово.

Духовенство. — О духовенстве в Западной Европе см. Клир. Духовенство русское православное. История. Еще до принятия христианства велик. кн. Владимиром в Киеве существовала уже церковь св. Илии следов., было и духовенство; один из священников, Григорий,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Духовенство — О духовенстве в Зап. Европе см. Клир. Духовенство русское православное. История. Еще до принятия христианства велик. кн. Владимиром в Киеве существовала уже церковь св. Илии следов., было и духовенство; один из священников, Григорий, сопровождал… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Парламент Республики Казахстан — высший представительный орган Республики Казахстан, осуществляющий законодательные функции. Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Верхняя палата сенат (47 мест). Сенат образуют депутаты,… … Википедия

Парламент Казахстана — Парламент Республики Казахстан каз. Қазақстан Республикасының Парламенті … Википедия

Французская литература — занимает центральное положение в умственном и художественном развитии всей Европы. Ей принадлежало еще в XII в. то передовое значение, которого она не утратила и до наших дней. Песня о национальном французском герое Роланде властно заполонила… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ВСЕЛЕНСКИЙ VI СОБОР — [III Константинопольский]. Источники, публикации Почти все экземпляры греч. текста Деяний Собора были уничтожены в правление имп. Филиппика (711 713), согласно его указу, вышедшему в 711 г. (RegImp, N 271). Единственный экземпляр был сохранен… … Православная энциклопедия

Стефан Яворский — (в миру Семен Иванович) митрополит рязанский и муромский, местоблюститель патриаршего престола и первый президент Свят. Синода один из самых замечательных иерархов русской церкви при Петре Великом. С., родился в местечке Яворе в 1658 г. Ученые до … Большая биографическая энциклопедия

Период Хэйан — История Японии Палеолит Дзёмон Яёй … Википедия

ВСЕЛЕНСКИЙ III СОБОР — [I Эфесский]. Источники Акты Собора известны в неск. рукописных собраниях, различной сохранности и ценности, на греч. и лат. языках (см. крит. изд. Э. Шварца: АСО. Т. 1). В них кроме протоколов соборных заседаний находятся документы, появившиеся… … Православная энциклопедия

Что представляла собой опричнина Ивана Грозного: кратко и понятно, самое важное. Что это за явление в истории? Мы дадим определение, расскажем про начало проведения политики опричнины, причины его возникновения и уничтожения. В конце вы узнаете про последствия этого явления для Московского государства.

Опричнину Ивана Грозного как явление нельзя недооценивать, ведь эти события повлияли и на характер правления царя, и на его окружение, и на все государство в целом. Опричнина проводилась с 1565 по 1572 годы.

опричнина ивана грозного кратко и понятно самое важное

Иван Грозный ощущал нехватку своего царского авторитета и пытался сделать все возможное, чтобы укрепить власть. Именно с этой целью и была проведена опричнина.

То, что начиналось как укрепление власти, превратилось в жестокий террор с отбиранием земель у бояр. Но давайте окунемся в детали, чтобы не делать преждевременных выводов. Мы рассмотрим все этапы опричнины, ее главные причины и последствия для Московского государства.

Почему появилась опричнина?

Ивана Грозного еще при жизни называли мнительным, таким он и остался для потомков. Конечно, не беспочвенно, но заговоры он видел на каждом шагу. Насколько известно истории, первые звоночки появились после Казанского похода, после которого царь (хотя тогда он еще назывался великим князем) вернулся в столицу в 1553 году.

Он серьезно заболел и тут же заметил предательские настроения бояр, которые хватались за любые возможности сохранить свое положение у кормушки. Чтобы не допустить предательств с их стороны, Иван Грозный приказал всем подданным присягнуть на верность своему младшему сыну Дмитрию, который на тот момент был еще младенцем.

Боярам не понравился указ: негоже присягать пеленочнику, а потому многие нашли способ уклониться от присяги. Смелости они набрались по простой причине – слабые позиции царя, который сам по себе болел, а от младенца большого ущерба не будет, а значит, можно претендовать на власть.

опричнина это определение

Картина П.Павлова. Бояре

Когда Иван Грозный выздоровел, он запомнил отношение бояр – осторожничал, обозлился на окружающих и не смог простить отказа присягнуть Дмитрию.

События, которые окончательно повлияли на формирование такого явления как опричнина, случились позже. Ощущение, что кругом собрались одни враги, укрепилось у Ивана Грозного на фоне двух факторов:

  • В 1563 году умер московский митрополит Макарий. Он был приближенным лицом царя и оказывал на него свое влияние. Благодаря митрополиту, агрессия царя немного сдерживалась и не выходила за рамки. Макарий не раз убеждал Ивана Грозного в том, что заговоры тому только кажутся. На место митрополита Макария встал Афанасий. Этот был на стороне недовольных бояр, тем самым, выступая против царя. Поддержки от духовного лица у Ивана Грозного уже не было, а ощущение паранойи усилилось.
  • В следующем 1564 году князь Курбский переходит на сторону Литовского княжества, бросив службу в армии Московского государства. За князем пошли талантливые и влиятельные военачальники. Более того, князь Курбский выдал Литве русских шпионов. Для царя это был серьезный удар и очередной повод для недоверия к окружающим.

На фоне этих событий Иван Грозный принял решение лишить бояр их независимости. До этих пор каждый боярин мог владеть землями, содержать собственную армию, казну, двор и людей. Теперь же Иван Грозный собирался ликвидировать силы внутренних противников.

В чем заключалась сущность опричнины?

В 1564 году у стен московского Кремля случилось странное событие. Вдруг появилось много саней, в которые вся семья царя разместилась, прибрав утварь, иконы, казну, платья, и просто выехала из столицы. По масштабам действия было понятно, что это не увеселительная прогулка и не богомольная, а самое настоящее переселение. Москва осталась в недоумении.

Через месяц из Александровской слободы царь прислал в столицу две грамоты.

Александровской слободой называют Александровский кремль, древнерусскую крепость (царская резиденция), находящуюся в городе Александров (Владимирская область).

Одна из грамот раскрывала все беззаконие со стороны духовенства и бояр, которые, со слов Ивана IV, не заботились о защите государя, расхищали казну и земли, покрывая виновных. Не стерпев сего, государь покинул царство, полагаясь на силу своей власти в простом народе.

Москва замерла: приказы опустели, лавки закрылись. Бояр и епископов просили ехать в Александровскую слободу, бить челом и просить государя не покидать их.

Сложившаяся ситуация – это и есть опричнина. Все земли страны разделились на две категории:

  • Опричнина – земли, которые отошли непосредственно царю в государственное владение.
  • Земщина – земли, сохранившиеся за боярами.

опричнина что это

Чтобы осуществить свой план по разделению земель, Иван Грозный поручил создать отряд опричников – специальных людей, которые занимались контролем деления территорий. Изначально в отряд входила тысяча человек, которые стали тайной полицией царя, наводя нужный царю порядок и подчиняясь ему непосредственно.

Опричниной стали земли Москвы, Вологды, Костромы, Можайска и др. городов.

Кстати, самим опричникам отвели особенные улицы – Пречистенка, Арбат, Сивцев Вражек, Никитская вплоть до Новодевичьего монастыря. Прежние же жители этих улиц и слобод были переселены на другие улицы Москвы. Чтобы содержать свой обиход и двух своих сыновей, царь выделил 20 городов, уезды и волости, земли с которых были поделены и розданы опричникам, а прежние владельцы этих земель перемещены, земли им дали из других уездов.

Той зимой 12 000 выселенцев со своими семействами выселялись из своих усадеб и отправлялись на новые отдаленные поместья в глухие глубинки.

опричнина это в истории

Картина Н.В. Неврева. Опричники. Казнь боярина Фёдорова

Государство разделилось на две части: опричнину и земщину, где в первой части правил царь, а во второй – дума земских бояр.

Чтобы вернуть себе власть, как можно сильнее ее укрепляя, царь экономически ослабил бояр, забрав у них лучшие земли.

Устроение

Опричнина воспринималась царем как частные владения, выделенные из государства Московского, ограждающие его личную безопасность. Это было его политическим убежищем, куда он хотел спрятаться от своего боярства. Сама Александровская крепость напоминала своим устроем закрытый монастырь, а царь считал себя изгнанником.

начало проведения политики опричнины

Опричник

Целью опричнины было создание высшей полиции по делам государственной измены. Тысяча человек быстро превратилась в 6 тысяч, у которых были свои особые мундиры: к седлу привязывали голову собаки и метлу, знаки, указывающие на то, что опричник вынюхивает, выслеживает и выметает измену.

Конечно же, бояре остались недовольны. Те, кто и до этого стремился захватить власть, стали более активными. Но опричники быстро вычисляли недовольных, отправляя их в ссылку или прямо на плаху.

Недовольных стало больше. Среди них оказался и митрополит Афанасий, сложивший с себя духовный сан. На его место стал новый митрополит Филипп Колычев, еще более ярый противник опричнины. С таким отношением он задержался на своем месте несколько дней и тут же отправился в ссылку. Так Иван Грозный теперь расправлялся с врагами.

Самая сильная опала была направлена на Владимира Старицкого – двоюродного брата царя. Бояре его уважали и считали главным претендентом на трон. Через опричников Иван Грозный отравил родственника с его женой и дочерями в 1569 году.

В тот же 1569 год Иван Грозный отправился поход на Великий Новгород. В те времена этот город стоял особняком – оставался независимым, подчиняясь только самому себе и имея уникальный статус. Удержаться в роли самодержца Ивану Грозному нельзя было без подчинения Новгорода, потому в декабре царь и его войско вошли в город и казнили тысячи недовольных. Покорение Великого Новгорода продлилось до 1571 года и закончилось для царя победой – он укрепил здесь свою власть.

Конец опричнине

Пока Иван Грозный занимался Новгородом, на Москву совершил набег крымский хан Девлет-Гирей. Его войско подожгло столицу, не встретив сопротивления, ведь все царское войско в это время было сосредоточено в Новгороде, а бояре не захотели предоставить своих людей.

Скороспешно вернувшись в Москву, Иван Грозный хотя бы временно решился отказаться от опричнины, только бы спасти государство. Он объединяет свои войска с земскими, чтобы выступить сообща против врага. Крымского хана с его войском разбили всего в 50 км от столицы.

Иван Грозный и опричнина

Картина В. М. Васнецова. Царь Иван Грозный

Надеясь вскоре вернуть систему опричнины, Иван Грозный все же в итоге вовсе отказался от этой идеи по ряду причин:

  • На западной границе государства шла постоянная изнуряющая война с Ливонским орденом.
  • Крымское ханство не оставляло в покое, только и пытаясь нанести очередной удар.
  • Недовольные бояре продолжали учинять беспорядки в Москве.

Значение опричнины в истории России

Несмотря сравнительно короткий срок существования, опричнина имела серьезные последствия для дальнейшей судьбы государства. В результате опричнины:

  • усилилась самодержавная власть царя;
  • уменьшилось влияние бояр на государственные дела;
  • наступил раскол, приведший к сильному экономическому упадку.

Из-за опричнины произошло еще одно знаковое явление, которое повлияло на судьбы людей того времени: царь ввел Заповедные лета. Это произошло в 1581 году. Согласно Заповедным летам, крестьянам запрещено было переходить от одного землевладельца к другому, в итоге народ массово мигрировал на юг, где можно было спастись от агрессивных действий царя. Масштабное переселение людей не могло не сказаться на экономике и общем благосостоянии русского народа, но это тема уже для отдельной статьи.

На этом у нас все. Такой была в истории опричнина Ивана Грозного. Кратко и понятно, самое важное теперь у вас есть в конспекте. Что это за явление, каково его определение, годы возникновения и ликвидации, а также начало проведения политики опричнины и основные последствия. Если у вас еще остались вопросы по этой теме, задавайте их в комментариях.

Дело в том, что вопрос об отмене таких правоограничений был поднят в 1907 году в Государственной Думе так называемой вероисповедной комиссией. Предложения комиссии тогда были следующие: 1) предоставить лицам, доброволь¬но сложившим духовный сан или монашество, пользоваться всеми правами, принадлежащими им по происхождению и приобретенными образованием и службой до вступления в духовное звание, 2) возвращать чины и 3) время состояния на штатной духовной службе засчитывать в срок выслуги на пенсию.

Любопытное письмо по этому вопросу было прислано священником Тобольской епархии, несколько раз исполнявшим обязанности увещевателя. Он сообщал, что в последнее время случаи снятия сана в епархии участились. Причем, если раньше из духовного звания выходили только вдовцы, то теперь слагали с себя сан и семейные. Главную причину этого автор письма видел в материальной необеспеченности духовенства, а также в общем укладе жизни.


Всех поразила неожиданность, внезапность заявления Андрея (Конаноса) о снятии с себя священного сана. Ни его страницы в социальных сетях с ежедневными сияющими улыбками и оптимистичными фразами, ни публикации и проповеди с не менее оптимистичным настроением – всё это не давало и малейшего повода широкой публике предположить о подобном шаге. Неужели и правда социальные сети, улыбки, вроде бы искренние рассуждения – это всего лишь ширма, за которой скрывается неведомая нам сокровенная суть человека? Неужели там может оказаться совсем не то, что демонстрируется вовне? А потому раздумья, внутренние борения, разочарования и даже более того – отчаяние в ранее избранном пути оказываются сокрыты от почитателей проповедника?

Есть ли какое-то здравое объяснение случившегося?

Оно может оказаться до заурядности простым: Андрей (Конанос) такой же человек, как и всякий из нас. А всякий человек искушаем. Невозможно жить посреди мира и быть не искушаемым миром. Это закон грешного мира, а его вариаций – бесчисленное множество. Для каждого Божия чада у диавола приготовлено свое искушение.

Например, если ты монах, но живешь не в монастыре, ежедневно появляешься в СМИ, на телевидении и радиостанциях, если ты ездишь на публичные лекции, беседы и выступления, а вечерами общаешься с мирянами в кафе, то непременно встретишься с духом мира сего, будешь видеть лица противоположного пола, общаться и искушаться. Когда вместо монастыря перед глазами – мир и его правила жизни, то велик соблазн, что твое сознание, сердце, весь твой внутренний мир постепенно начнут перестраиваться. Насколько же хватит запаса духовных сил, если вместо молитв ты всё больше сидишь в социальных сетях, отвечаешь на смс, пишешь комментарии? Усталость и попечения не оставляют и малого времени на молитву. Утратив молитву, ты теряешь самое главное – единение с Господом. Утрата молитвы рушит всё, и тогда происходит логически необъяснимое.

Сидишь в соцсетях, ведешь передачи, пишешь… И нет времени на молитву. Но утратив молитву, теряешь самое главное – единение с Господом

Отказ от священного сана предустраивается предыдущими искушениями, но и сам этот отказ производит в душе катастрофические перемены. Сравните фото Андрея (Конаноса) в его Инстаграме до снятия сана, пусть и с укороченной бородой, но пока еще в подряснике, и фото после снятия сана, в рубашке с коротким рукавом, вроде бы с той же улыбкой. Вы увидите другое лицо, другие глаза, в которых что-то совершенно иное, без той внутренней глубины и содержания, которые были совсем недавно. К сожалению, мы видим другого человека, которого прежде не знали.

Более же всего в случившемся поражает контраст между нашими огорчениями и собственным приподнятым настроением расстающегося со Священством. Прочтите текст его заявления, и вы увидите, что в нем нет и намека на внутреннюю боль, хотя бы на малейшую горечь расставания со священным саном. Эта горечь есть у нас, читателей его книг, слушателей его проповедей. А у него по-прежнему улыбка. Неужели проповедь о радостном христианстве и искоренении в себе чувства вины в итоге обернулась таким легким расставанием со Священством без малейшей тени грусти и сожаления? Не получилось ли так, что увлечение современной психологией нивелировало в душе пастыря чувство сакрального и священного?

Выходит, что увлечение современной психологией нивелировало в душе пастыря чувство сакрального и священного

Многими было замечено, что творчество Андрея (Конаноса) включало в себя значительную долю психологии. Мы избегали строгости в этом отношении, с радостью читали и слушали беседы архимандрита Андрея. Мы надеялись, что в данном случае перед нами пример удачного совмещения сугубо церковного опыта жизни, знания святоотеческой традиции и опыта светской, мирской психологии. Теперь очевидно, что мы ошибались. Мирская среда отняла у нас того, кто некогда вышел из мира и посвятил себя Богу. На правах захватчика мирская среда отнимает лучшее, как только видит, за что зацепиться.

Поступок Андрея (Конаноса) – это огромный урок всем нам. Прежде всего священникам, которые занимаются публичной проповедью, выступают в СМИ, профессионально и кропотливо ведут свои социальные сети и блоги, а еще погружаются в мирскую психологию, отложив в сторону святоотеческий церковный опыт жизни. Мы очень сильно рискуем. Мы можем так же отпасть, как и Андрей (Конанос). Если отпал он, то, значит, можем отпасть и мы. Поэтому стоит вспомнить, что вовсе не ради блогов, лайков и психотренингов мы принимали служение Господу.

Если ты, священник, видишь, как возрастают числом твои подписчики, как твои посты и фотографии облепляются многотысячными лайками, и при этом внутри у тебя появляется сладкое чувство, то ты в самообольщении. Твоя уверенность в себе завершится так же, как сейчас случилось с Андреем (Конаносом). Если ты начинаешь встречать постоянные восторги и похвалы и тебе открыты все двери, то берегись – рядом искушение. Если, закончив свою ежедневную суету у ноутбука, ты падаешь в кровать, ибо молиться нет ни сил, ни желания, то скоро благодатная помощь покинет тебя. Если ты забыл про духовника и искреннюю исповедь, зато изучил психологические трюки, думая, что в две минуты исправишь чью-то жизнь, то здесь тебя поджидает падение.

Мирянам же надо понять: нет на земле неспособных упасть. И самый почитаемый тобою пастырь может соскользнуть в пропасть соблазна. Пастырь своей проповедью, всем своим служением ведет тебя ко Христу, так ты ко Христу и иди, а за пастыря молись, чтобы и он вместе со Христом до конца остался.

Еще недавно мы дискутировали о месте мирской психологии и PR-технологий в духовной школе. Похоже, мы так и не поняли, насколько серьезен соблазн и во что же он выльется. Если мы хотим вырастить из семинаристов таких священников, которые, заработав за счет психологии популярность публики, благоговейно поцелуют священные ризы и навсегда их отложат, то грош нам цена. Если же нам нужны пастыри, хотя бы отчасти подобные архимандриту Иоанну (Крестьянкину) или архимандриту Кириллу (Павлову), то, видимо, нужно что-то другое, но вовсе не имидж, гламур или веселое хлесткое слово.

Всякий уход из Священства есть огромная утрата – для Церкви, для всех, кто видел в проповеднике пастыря и духовного отца. Утрата вызывает огорчение и боль. Но, повторим, еще большие огорчение и боль оттого, что расставание со Священством совершается настолько легко. В конкретной жизненной судьбе эта трагедия подобна утрате Адамом своего райского призвания.

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живого (Ин. 6: 66–69).

Как же актуальны слова апостола:

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1 Пет. 5: 8–9).

Дай Боже всем нам веру живую. Живая вера – она же и верность Богу Живому.

Читайте также: