Сложение казахской народности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Древние родственные признаки. В мире живет более тысячи народов. У каждого из них свой исторический путь формирования как народа. А формирование народа - процесс длительный, про­должающийся столетия, на это уходят тысячи лет. Такой процесс своего формирования пережил и казахский народ.

По результатам археологических исследований можно просле­дить пути развития людей, начиная с первобытнообщинного строя до эпохи железа. В эту эпоху на территории Казахстана жили саки, уйсуны, канлы, сарматы и другие племена. Все эти племена про­шли долгий исторический путь развития до вхождения в состав казахского народа.

Как мы говорили, процесс формирования казахской народности был длительным и сложным, поэтому и исследование его очень многогран­но. В установлении истины на помощь исторической науке приходят ар­хеология, антропология, этнология, языкознание и другие отрасли на­уки. Используя научные результаты их исследований, историческая на­ука создала полную картину сложения казахской народности на этни­ческой основе племен, издревле живших на территории Казахстана.

На территории Казахстана в эпоху бронзы (II тысячелетие до н.э. - начало I тысячелетия до н.э.) жили андроновские племена европеоидного типа. По мнению видного ученого-антрополога

О. Исмагулова, черты лица саков, сарматов и уйсунов были схо­жими с обликом их предшественников - андроновцев. Особенно схожи черты лиц представителей последних двух племен - уйсу­нов и андроновцев.

Однако с вторжением на территорию Казахстана с востока гуннских племен и смешением их с местными племенами саков, сарматов, уйсунов и другими среди населения появляются монго­лоидные признаки. Эти признаки усилились в раннем средневеко­вье ( VI - IX вв. н.э.). Таким образом, с древних времен стала закла­дываться этническая и антропологическая основа предков казах­ского народа. Как местное население, так и пришельцы являлись тюркоязычными племенами. Образ жизни, источники их хозяй­ственного существования, социально-экономические и культурные аспекты жизни были схожими.

Этнические изменения в средних веках. В тюркскую эпоху еще более усилился процесс смешения тюркоязычно-монголоид- ных родов и племен и местных европеоидных племен. Такое взаимо- слияние ускорило формирование антропологической общности бу­дущей казахской народности. Таким образом, у родов и племен, живших на огромной территории Казахстана, простиравшейся от Алтая до Волги, от Южной Сибири до Сырдарьи, усилилось не толь­ко антропологическое сходство, но быстрее стали развиваться эт­нические (народные) процессы.

Однако монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования казахской народности. Из-за нашествия было разрушено хозяйство племен, живших на территории Казах­стана. Оно сопровождалось опустошением земель, массовым ис­треблением и угоном населения, гибелью городов и оседлых посе­лений, очагов земледелия и ремесленного производства, разграб­лением и уничтожением материальных и культурных ценностей.

Монгольское завоевание Казахстана резко изменило этнико- антропологический процесс. Со временем малочисленные монголь-

окне племена растворились среди многочисленного тюркского на­селения, переняли его язык и обычаи, даже сами потомки Чингис­хана стали говорить по-тюркски и постепенно лишались монголь- В еких корней. Зато у местных тюркских родов и племен после мон­

гольского нашествия усилилась монголоидность антропологичес­кого облика. Местные племена вовлекались в походы Чингисхана и уходили с территории Казахстана на запад. А на казахской зем­ле появились новые племена конратов, мангытов и барласов, ко­торые впоследствии стали тюркоязычными.

В связи с монгольским завоеванием осложнились и земельные отношения. Во-первых, в результате захвата плодородных земель местное население изгонялось в другие места. Во-вторых, завое­ванные земли заселялись монгольскими племенами, которые унич­тожали местное население, вынуждая его покидать места своего проживания. Местные роды и племена поневоле должны были ухо­дить со своих земельных владений. А такая ситуация привела к замедлению процесса сложения казахов как народности. Сложе­ние казахской народности, таким образом, было отброшено на 150- 200 лет назад.

В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Белой Орды. Это объясняется тем, что в составе ее населения преобладали кыпчаки, и вокруг них группировались родственные племена. Вместе с тем, на формирование казахской народности повлияли и этнополитические общности ханства Абул- хаира, Ногайской Орды и Могульского ханства.

В письменных источниках население Могулистана называли могулами. В Жетысу в составе Могульского ханства наиболее мно­гочисленными были племена уйсунов. В этнополитическую общ­ность с уйсунами входили также племена дулатов и канлы, состав­лявшие этнополитическую общность могулов Могульского ханства.

Таким образом, существовавшие в XV веке на территории Ка­захстана ханства по этническому составу, языку, хозяйству, обыча­ям и традициям были схожими друг с другом. Как свидетельствуют исторические источники, население этих ханств состояло из 92 пле­мен. Среди них были кыпчаки, найманы, уйсуны, конраты, карлуки, кереи и другие племена.

1. Когда появились первые признаки формирования казахской на­родности?

2. Какие отрасли науки изучают процесс формирования народностей?

3. Как вы считаете, какие племена, жившие на территории Казах­стана, относились к европеоидам и монголоидам?

Вопросы для самопроверки

1. Черты лица представителей какого племени особенно схожи с ан- дроновцами по мнению ученого-антрополога О. Исмагулова?

A. саков D . уйсунов

B. сарматов Е. огузов

2. Чье нашествие отбросило формирование казахской народности на 150-200 лет?

A. гуннов D .арабов

B. монголов Е. китайцев

3. В этническом формировании казахского народа главную роль сыг­рали племена .

A. Монгольского государства D . ханства Абулхаира

B. Золотой Орды Е. Могулистана

Вам необходимо заполнить триаду, т.е. указать причины и следствия данных в таблице исторических событий.

Казахские воины на лошадях

Казахи, возможно, и не сформировались как народ, если бы не вмешательство монголов. От такой версии отталкивается профессор Абдижапар Абдакимов, описывая этногенез казахского народа. Как повлияли монголы на формирование казахов, ведь из истории известно несколько этапов их становления?

Казахи в древние века

Казахский народ имеет длинную историю и очень тяжелую судьбу. Во многом это связано с монгольскими налетами. Так ли сильно монголы повлияли на судьбу казахского народа? До встречи казахских предков с монгольским врагом произошло множество событий, повлиявших на образование народности.

Формирование казахского народа берет свое начало между II и I тысячелетием до нашей эры. Это железный век на территории Казахстана. В то время на казахских землях и приближенных регионах проживали андроновцы. Об этих племенах достоверных сведений нет.

Но некоторые историки считают, принимая во внимание расово-генетические признаки, что этногенез казахов начинается именно с конца бронзового века. Ученые пришли к такому заключению из-за общих жизненных устоев древних андроновских племен и казахского народа:

  1. На территории современного Казахстана археологи нашли большое количество памятников и сооружений для захоронений.
  2. Узоры древних племен на гончарных изделиях похожи на те, которые применяются в прикладном декоративном искусстве казахов — встречаются на украшениях и коврах.
  3. В бытовой культуре, верованиях, формах хозяйствования андроновцев и казахов есть схожие черты: выращивание большого количества овец и лошадей, использование их мяса в пищу, поклонение огню и духам предков.

Также казахский народ имеет некоторые сходства и с другими народами, которые проживали позднее: сарматами, гуннами, саками, кангюями и другими.

Остановимся на племени уйсунов. Некоторые ученые утверждают, что их общий жизненный уклад сильно похож на кочевой образ жизни казахов. Вероятно уйсуны составили казахский этнос.

Вот характерные признаки этого родоплеменного объединения:

  • было развито скотоводство;
  • вели кочевой образ жизни;
  • использовали юрты как жилище;
  • у племен было комплексное хозяйство — совмещали скотоводство с земледельческой деятельностью;
  • употребляли в пищу молочно-мясные продукты и пекли хлеб из зерна.

В общественно-социальном устройстве уйсунов тоже было сходство с казахами. В социальном строении племен прослеживалось деление на левое, центральное и правое крыло. Ученые проводят параллели с казахскими жузами — был младший, средний и старший жузы.

Племя казахских предков

Племя казахских предков: YouTube/Express Analysis

Этногенез казахского народа: тюркские племена

Считается, что казахская народность берет начало с тюркского этногенеза. Это важный период, поскольку уйсуны и канглы смешались с гуннами, которые вторглись с востока.

С тех пор начался процесс языковых и внешних изменений. Благодаря этому появилось множество родственных черт, которые присущи тюркским народам: казахам, башкирам, туркменам, ногайцам, киргизам, каракалпакам, алтайцам и тувинцам.

В состав казахского народа вошли канглы, которые проживали на южных территориях Казахстана. Затем они смешались с северо-западными племенами — сарматами. Все это первые этносы Казахстана, впоследствии сформировавшие современный казахский народ.

Заселение территорий современного Казахстана тюркскими племенами — второй этап становления казахского народа. По истечении времени появились ягмы, дулаты, болаты, карлуки и большое количество других племен. Этнический состав Казахстана только увеличивался.

Формирование казахской народности происходило на основе близости разных жизненных аспектов поселений и племен. Родственные черты наблюдались в:

  • традициях;
  • религии;
  • укладе жизни;
  • политическом развитии;
  • социуме;
  • экономике.

Тюркские племена готовы были объединиться в единую нацию, но все испортили монголы.

Монгольский период

Третий период формирования казахского народа охватывает X–XIII века — расцвет Средневековья. Тюркские племена объединялись, из-за чего увеличивалась численность населения. Параллельно на востоке развивалась Монгольская империя. Появились такие племенные народы: кереи, жалаиры, меркиты, найманы.

Последний период формирования этнической структуры казахов охватывает время с XIII по XIV века. Это период, когда казахские предки находились под гнетом монгольского врага. Регулярные нападения стали катализатором возникновения новых этнических групп. Этот период был самым тяжелым и трудным в истории казахов.

Образование казахской народности ускорилось, поскольку тюркоязычные племена были вынуждены объединяться, чтобы противостоять сильному врагу. Но везло далеко не каждому:

  • монголы разгромили одни племена;
  • другие объединения вынуждены были уйти с земель;
  • третьи племена пытались найти народности, которые были бы похожи с ними по духу и расовым признакам.

Вот эти последние постепенно сближались друг с другом, что привело к формированию единого народа.

Все это повлияло на то, что очагами становления казахского народа были юго-восток, юг и центральная часть Казахстана. До этого зарождение казахской народности происходило на территории восточного Казахстана на основе кыпчакских племен и в Семиречье, где проживали усуно-карлукские племена.

Монгольские вторжения только замедлили процесс формирования единого тюркоязычного народа. Монголы внесли путаницу в географическое расположение племенных поселений. Таким образом, появлялись не только новые тюркские этносы, но и монгольские.

Вмешательство моголов разрушило уже имеющиеся социально-политические связи, культуру и этнос, хозяйственный и экономический уклад тюркских племен. Древние жители были разобщены. Монголы изменили систему руководства племенами, а также повлияли на хозяйственную деятельность, традиции, обычаи и так далее.

Монгольская система управления имела свои особенности:

  • народ поделили на тысячников и туменов;
  • появились улусы и уделы — этнические объединения.

Теперь были такие этнические группы: татары, ногайцы, конраты, толенгуты, чингизиды. Последние больше всех сопротивлялись вражескому правлению, пытаясь сохранить свои особенности. Чингизиды со временем стали частью народности Казахстана.

На территории Казахстана в этот период происходило множество этномиграционных процессов: древние казахи объединялись с разными этническими представителями. Монголы занимались тем же самым.

В XIV–XV веках на территории Казахстана и приграничных землях сформировались такие государства:

  • Белая Орда;
  • Могулистан;
  • Ханство Абулхаира;
  • Ногайская Орда.

В то время жителей называли узбеками, узбеками-казахами, моголами (могулами), ногаями.

Этногенез казахского народа: конец формирования казахской народности

На финальное образование казахской народности ушло несколько веков. Период начался в XIV веке и закончился в начале XVI века. За это время было достигнуто важное условие, при котором формируется любая народность, — придумали название собственному государству.

Постепенно монгольские устои начали ослабевать, а казахское этническое сознание только крепчало. Тюркские племена объединялись с монгольскими, поскольку имели похожие представления о кочевом образе жизни, духовности и культуре. Затем зародилась идея создания единого государства с национальным названием. Так предки современных казахов стали на путь формирования нации.

Тамга — это не просто родовой знак, а символ, который имеет собственную историю происхождения. До сих пор достоверно не известно происхождение каждого родового знака. Это свидетельствует о том, что историю казахского народа еще предстоит изучить, поскольку современным историкам известно далеко не все. Каждая тамга — сокровище мировой культуры.

Также есть шежире (родословная). В таких сводах описана история становления племен, которые раньше обитали на территории Казахстана.

Представленные этапы формирования народности Казахстана известны благодаря открытиям, социально-политологическим анализам. По известным данным видно, как тяжело далось казахским предкам становление национальной культуры. Поэтому современным казахам нужно беречь то, что формировалось веками.

После монгольского нашествия сельское хозяйство и городская культура начали возрождаться в конце XIII века. На территории Казахстана развивались три типа скотоводства: оседлое. полукочевое и кочевое. В Южном Казахстане наряду с оседлым отгонным скотоводством развивалось и земледелие (Жетысу), на западе и севере Казахстана — преимущественно полукочевое скотоводство. Земледелие развивалось на юге и юго-востоке Казахстана со времен саков и уйсунов. Регион Туркестана был центром развитого земледелия. О наличии арыков, с помощью которых орошались поля, говорится в вакуфной грамоте Тимура. Крупными очагами земледелия являлись районы Жетысу. Особенно на юго-западе этого региона под Таразом развивалось поливное земледелие. Зона бывшего города Талхир (Талгар) являлась его центром.

Монгольское нашествие повлекло катастрофические последствия для городской культуры. В письменных источниках сообщалось об опустошенных городах в Жетысу. Археологические раскопки показали, что в конце XIII — начале XIV веков городская культура в долине реки Или совершенно исчезла, а на берегах рек Талас и Чу она вновь начала возрождаться.

В 1269 году на берегах реки Талас состоялся курултай, запретивший собирать налоги с городского населения свыше установленной нормы. Особое развитие города получили в период правления ханов Белой Орды Сасы-Бугы, Еркена. Мубарака и Чимтая. Значительную роль в оживлении городской жизни Белой Орды сыграла ее столица — город Сыгнак. Однако городская жизнь уже не могла подняться до того высокого уровня, на котором находилась до монгольского нашествия. Наоборот, в первой половине XV века многие города остались в упадочном состоянии или прекратили свое существование.

Одной из главных отраслей ремесла было гончарное дело. Со второй половины XIII века в присырдарьинских городах стало развиваться кирпичеобжигательное ремесло. Остатки кирпичеобжигательных мастерских найдены в Отраре и Сарайчике. Одним из показателей развития городской культуры было медницкое и бронзолитейное дело. В Отраре и Туркестане найдены зеркала и светильники из бронзы.

Большой интерес представляет найденный в районе города Отраре клад серебряных вещей, эти изделия свидетельствуют о высоком развитии у кыпчаков ювелирного ремесла. Производство стекла в городах Отрар и Тараз было известно с X-XI веков, с конца XIII века вновь стало развиваться.

На территории Казахстана в эпоху бронзы ( II - начало I тыс. до н.э.) жили андроновские племена европеоидного типа. По мнению антрополога О.Исмагулова, черты лица саков, сарматов и уйсунов были схо­жими с обликом их предшественников – андроновцев, особенно уйсу­нов.

С вторжением гуннских племен среди населения появляются монго­лоидные признаки. Эти признаки усилились в раннем средневеко­вье ( VI - IX вв. н.э.). Как местное население, так и пришельцы были тюркоязычными племенами.

Монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования казахской народности, резко изменило этнико-антропологический процесс. Со временем малочисленные монгольские племена растворились среди многочисленного тюркского на­селения, переняли его язык и обычаи, а у местных тюркских племен усилилась монголоидность облика. На казахской зем­ле появились новые племена конратов, жалаиров, мангытов, барласов. Сложе­ние казахской народности было отброшено на 150-200 лет.

В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Белой Орды, в составе ее населения преобладали кыпчаки. На формирование казахской народности повлияли и этнополитические общности ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могульского ханства.

В XIV - XV веках имелись все предпосылки и условия для формирования казахской народности: племена общались на одном тюркском языке, обычаи и традиции, религиозные верования были схожими, социально-эко­номическое и духовно-культурное развитие тоже было аналогич­ным. Завершение формирования единой народности затруднялось политической разобщенностью.

Ускорило формирование казахской народности вхождение в её состав двух этничес­ких групп: союза кыпчакских племен Центрального, Северного и Южного Казахстана и племен уйсунов на юго-востоке Казахстана.

Следствием создания Казахского ханства во вто­рой половине XV века стала этническая централизация единой ка­захской народности уже в начале XVI века.

УКРЕПЛЕНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА В XVI-XVII ВЕКАХ

Хан Касым (1511-1515 гг.)

Хан Тауекел (1582-1598 гг.)

После смерти Хакназара ханский трон занял внук хана Жаныбека восьмидесятилетний Шигай (1580-1582 гг.). Шигай объединил силы с Абдаллахом против Баба-султана. В 1582 г. войска сына Шитая султана Тауекела под Туркестаном разбили Баба-султана Хан Абдаллах подарил Тауекелу округ Африкент в Самаркандском регионе. Присырдарьинские города остались в руках Абдаллаха Тауекелправил Казахским ханством в 1582-1598 гг. Пользуясь молодостью Тауекела, бухарский хан Абдаллах держал его в зависимости от себя. В 1583году Тауекел разорвал союзнические отношения с узбекским ханом, захватил Сауран, Туркестан, Ограр и Сайрам, однако под Ташкентом потерпел поражение. После смерти Абдаллаха в 1598году Тауекел напал на Мавераннахр, захватил города Акши. Искандер, Мунши. Ташкент и Самарканд. В 1598 г. Тауекел умер от ранения, полученного при осаде Бухары. Длительные войны казахских ханов с узбекскими завершились присоединением присырдарьинских городов и Ташкента к Казахскому ханству. В результате крупных побед в конце XVI века Казахское ханстю превратилось в сильное государство в военном и экономическом отношениях, увеличилось его населениеи расширились границы. В 1582году отряды русского воеводы Ермака совершили поход в Сибирь и разбив войска хана Кучума. Он в 1598 году бежал в Среднюю Азию, Сибирское ханство попало под власть Русского государства. Казахские племена Сибирского ханства вошли в состав Казахского ханства.

Читайте также: