Скульптура первой половины 19 века в россии кратко
Обновлено: 05.07.2024
В начале 19 века русская скульптура, отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое значение.
К высшим достижением русской и мировой скульптуры этого времени принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты Шубина. Шубин создал обширную портретную галерею, запечатлев в мраморе многих крупных деятелей своего времени. Он с большой остротой и реалистической правдивостью передал их индивидуальный и социальный облик. Шубину принадлежат известные портреты: Ломоносова, Павла I, Екатерины II.
Выделяются жизненной полнотой, многогранностью и человечностью образов, произведения представителей русского классицизма: Ивана Петровича Мартоса, в его произведениях можно увидеть глубокие человеческие переживания, его работы всегда волнуют глубиной выраженного в них чувства (памятник Минину и Пожарскому в Москве, надгробие Кожуховой) , а так же : Гордеева, Щедрина, Степан Степановича Пименова, Демут-Малиновского.
Патриотический пафос и гуманизм, мастерство художественного обобщения, величественная простота и классическая ясность замысла отличают скульптуру русского классицизма, давшую замечательные образцы героических монументальных памятников, станковой круглой скульптуры и рельефа, органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. В середине 19 века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов, проявившееся в монументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, здесь ярко себя проявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова) , Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге) , Николай Степанович Пименов.
Во второй половине 19 века крупнейшим представителем демократического реализма в скульптуре, автором насыщенных глубоким психологическим содержанием статуй русских исторических деятелей был Марк Матвеевич Антокольский, создавший композиции: Иван Грозный, Пётр I, Нестор-Летописец, Смерть Сократа.
Отдельные реалистические памятники создали Опекушин, Микешин, Волнухин.
Большое значение приобрела станковая жанровая скульптура, обращавшая к темам крестьянской жизни (Чижов, Беклемишев, Лансере) .
Начавшийся ещё в XVIII веке подъём в русской скульптуре, продолжился и в первой четверти XIX века. Война 1812 года "задала направление" для творчества художников, главной темой которых стала "победа русского народа над врагом". В это время архитекторы и скульпторы очень плотно сотрудничали, совместно создавая великолепные скульптурные убранства Горного института, Адмиралтейства и др.
И. П. Мартос - художник, который и в XIX веке продолжает создавать шедевральные произведения. В 1804 году он начал работу над памятником русским национальным героям Минину и Пожарскому . Торжественное открытие монумента состоялось в 1818 году в Москве на Красной площади. Герои памятника стоят на строгом прямоугольном пьедестале. Минин указывает на Москву и призывает к спасению Отечества, вручая Пожарскому меч. Пожарский, опираясь на щит, поднимается со своего ложа, где он находился после ранений. В своей работе Мартос смог передать удивительную стойкость обоих героев и и их непоколебимую веру в победу.
И. П. Мартос Памятник А. - Э. Ришилье. 1823-1829 гг. Бронза, гранит. Высота статуи -250, высотра постамента - 300. Одесса.
И. П. Мартос Памятник А. - Э. Ришилье. 1823-1829 гг. Бронза, гранит. Высота статуи -250, высотра постамента - 300. Одесса.
Мартос принял участие и в скульптурном декорировании Казанского собора: создал барельеф "Иссечение Моисеем воды в пустыне", который насчитывает до полусотни фигур. Так же скульптор выполнил одну из двух статуй архангелов, помещенных в колоннах (не сохранилась).
Памятник Ришелье в Одессе (1823-1829), памятник Ломоносову (1826-1829) в Архангельске - поздние работа Мартоса.
Благодаря таланту Мартоса его современники называли архитектора "Фидием XIX века".
В. И. Демут-Малиновский (1779-1846) и С. С. Пименов (1784-1833) - скульпторы нового поколения. Совместно вначале своей карьеры скульпторы работали над декорированием Казанского собора . Параллельно они работали над созданием скульптурных групп перестраиваемого архитектором Воронихиным здания Горного института . Демут-Малиновский выполнил пару барельнфных фризов и группу " Похищение Прозерпины Плутоном ", а Пименов - группу " Геркулес и Антей "
3. В. И. Демут-Малиновский. Похищение Прозерпины. 1811г. Высота - 350. Пудостский камень. Санкт-Петербург. Горный институт.
3. В. И. Демут-Малиновский. Похищение Прозерпины. 1811г. Высота - 350. Пудостский камень. Санкт-Петербург. Горный институт.
С. С. Пименов. Геркулес и Антей. 1811 г. Высота - 350. Пудостский камень. Санкт-Петербург. Горный институт.
С. С. Пименов. Геркулес и Антей. 1811 г. Высота - 350. Пудостский камень. Санкт-Петербург. Горный институт.
Так же пара скульпторов работала над декорированием здания Адмиралтейства (эти произведения не сохранились).
" Русский Сцевола " - работа Демут-Малиновского 1813 года. Статуя изображает русского крестьянина, схваченного солдатами Наполеона и заклеймленного (на запястье его левой руки виден след от клейма с латинской буквой "N"). Крестьянин отрубает себе руку с клеймом, выражая презрение к врагу. Этого безымянного героя скульптор сравнивает с легендарным римлянином Муцием Сцеволой, который пожертвовал рукой в доказательство преданности Риму.
5. В. И. Демут-Малиновский. Русский Сцевола. Санкт-Петербург. 1813. Бронза. 268х131х92. Государственный Русский музей
5. В. И. Демут-Малиновский. Русский Сцевола. Санкт-Петербург. 1813. Бронза. 268х131х92. Государственный Русский музей
Над чугунной лестницей в здании Академии художеств и поныне находятся горельефные композиции Демут-Малиновского и Пименова . На горельфах в аллегорической форме изображены " Архитектура " и " Живопись ".
6. С.С .Пименов. Аллегория Живописи. Горнльеф на чугунной лестнице здания Академии художеств в Петербурге. 1819 г. Гипс
6. С.С .Пименов. Аллегория Живописи. Горнльеф на чугунной лестнице здания Академии художеств в Петербурге. 1819 г. Гипс
С 1817 года Демут-Малиновский и Пименов сотрудничают с архитектором К. И. Росси. Они оформляют Михайловский дворец и ансамбль Александринского театра.
Вершина творчества этой пары скульпторов: оформление арки Главного штаба (1827-1829). От статуй воинов, стоящих между колоннами до рельефов в прорезах арки: в каждой части работы заметна тема триумфа. Венчающая арку монументальная композиция "Победа" являет собой одно из лучших творений мирового монументально-декоративного искусства.
И. И. Теребенёв (1780-1815) - мастер монументально-декоративной скульптуры. Наиболее значительные его произведения были созданы для здания Адмиралтейства . Особенно среди декоративных работ над Адмиралтейством выделяется горельеф " Заведение флота в России ", помещенный на аттике нижнего куба башни Адмиралтейства.
И. И. Теребенёв. Аллегорическая фигура Славына восточном павильоне Адмиралтейства. 1806-1823 гг. Санкт-Петербург
И. И. Теребенёв. Аллегорическая фигура Славына восточном павильоне Адмиралтейства. 1806-1823 гг. Санкт-Петербург
Б.И. Орловский (1793-1837) - ученик Мартоса, мастер, внёсший значительный⁰х вклад в развитие русской скульптуры XIX века. Скульптуры " Парис ", " Фавн с цевницей " и " Сатир и вакханка " Орловский создал, находясь на обучении у Б. Торвальдсена в Италии. Сатиру и вакханке скульптор пытался придать более мягкий и лирический образ, следуя новым тенденциям отхода от героического классицизма к более тонкой передаче чувств.
Б. И. Орловский. Сатир и вакханка. 1837. Мрамор. 183х90х54. Санкт-Петербург. Государсттвенный Русский музей
Б. И. Орловский. Сатир и вакханка. 1837. Мрамор. 183х90х54. Санкт-Петербург. Государсттвенный Русский музей
По проекту Орловского была создана колоссальная фигура ангела, венчающая Александрийскую колонну , воздвигнутую в 1834 году по проекту Монферрана на Дворцовой площади.
Наиболее значительными работами Орловксого являются: памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову , М. Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором в Петербурге (1837). Эти памятники открывают новый период в русской монументальной скульптуре. Теперь внимание уделяется как внешнему сходству портретируемого, так и его внутреннему миру.
. Б. И. Орловский. Памятник генерал-фльдмаршалу светлейшему князю М. И. Кутузову-Смоленскому. Санкт-Петербург. 1829-1832
. Б. И. Орловский. Памятник генерал-фльдмаршалу светлейшему князю М. И. Кутузову-Смоленскому. Санкт-Петербург. 1829-1832
Б. И. Орловский. Памятник генерал-фльдмаршалу светлейшему князю М. Б. Браклаю - де - Толли. Санкт-Петербург.
Б. И. Орловский. Памятник генерал-фльдмаршалу светлейшему князю М. Б. Браклаю - де - Толли. Санкт-Петербург.
С. И. Гальберг (1787-1839) - мастер портретной скульптуры, ученик Мартоса; работал в Германии и Италии под руководством Б. Торвальдсена. Гальберг создал из бронзы и гипса: бюст архитектора В. А. Глинки, А. С. Пушкина, И. А. Крылова, И. П. Мартоса. В последние годы жизни им были созданы эскизы и модели к крупным монументам: памятнику Г. Р. Державину в Казани и памятнику Н. М. Карамзину в Ульяновске.
Ф. П. Толстой (1783-1873) - крупнейший мастер-медальер. В 1810 году он был назначен медальером в монетный департамент. Он создавал медали в стиле классицизма. Наиболее заметна его серия работ, посвященная Отечественной войне 1812 года. "Народное ополчение 1812 года" (гипс, 1816) - работа, в которой скульптор аллегорически показывает Россию её "три сословия" , готовых объединиться на благо Отечества: в образе женщины, протягивающей мечт трём воинам стоящим перед ней.
Толстой работал не только над медальенами, но и над бюстами. К числу лучших его работ такого типа относится бюст Морфея в терракоте (1822) и в мраморе (1852). Толстой выполнил и несколько моделей для скульптур Петергофа. Одна из них, нимфа , была отлита из бронзы для петергофского фонтана.
П. П. Соколов (1764-1835) - известный скульптор, создавший чугунные грифоны для Банковского мостика через Екатерининский канал, фигуры львов для Львиного и сфинксов для Египетского мостов). Он так же создал бронзовую статую " Девушка с разбитым кувшином "(1816) в Екатерининском парке Царского села, которую воспел Пушкин.
П. П, Соколов. Девушка с разбитым кувшином. 1816 г. Статуя, бронза. Екатерининский парк в Царском селе
П. П, Соколов. Девушка с разбитым кувшином. 1816 г. Статуя, бронза. Екатерининский парк в Царском селе
М. Г. Крылов (1786-1846) - скульптор, ученик Мартоса. Гипсовая статуя " Боец " 1837 года - одна из замечательных его работ.
Н. С. Пименов (1812-1864) - сын известного скульптора С. Пименова. Работа, принесшая известность Н. Пименову - " Парень, играющий в бабки ".
А " Парень, играющий в свайку " - работа другого скульптора А. В. Логановского (1812-1855).
Работы обоих мастеров показываю красоту простого русского человека. З а данные скульптуры Пименов и Логановский были удостоины Больших золотых медалей. В дальнейшем Пименов продолжил работать над портретными статуэтками, задавая направление бытовому жанру. А Логановский работал над монументально-декоративными рельефами и статуями для Исаакиевского собора в Петербурге, нового Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве.
А. В. Логановский. Парень., играющий в свайку. 1836 г. Санкт-Петербург. Государственный русский музей
А. В. Логановский. Парень., играющий в свайку. 1836 г. Санкт-Петербург. Государственный русский музей
А. И. Теребенёв (1814-1859) - скульптор, так же работавший в содружестве с архитекторами. Из его творчества наиболее значимы фигуры атлантов (1844-1849), украшающие портик здания Нового Эрмитажа. Стиль классической русской монументальной скульптуры считывается в огромных гранитных фигурах атлантов. Так же к работам Теребенёва принадлежит небольшая статуэтка А. С. Пушкина из чугуна 1837 года.
. А. И. Теребенёв. А. С. Пушкин. 1837г. Статуя. Чугун. Санкт-Петнрбург. Государственный Русский музей
. А. И. Теребенёв. А. С. Пушкин. 1837г. Статуя. Чугун. Санкт-Петнрбург. Государственный Русский музей
Архитекторы Л. Кленце, Н. Е. Ефимов. Скульптор А. И. Теребенёв. портик Нового Эрмитажа с атлантами. 1844-1849
Архитекторы Л. Кленце, Н. Е. Ефимов. Скульптор А. И. Теребенёв. портик Нового Эрмитажа с атлантами. 1844-1849
И. П. Витали (1794-1855) - русский скульптор, создавший ряд надгробных памятников П. А. Бекетову, И. И. Барышникову. В начале 1830х Витали создаёт композиции на аттиках зданий Технического училища и Сиротского института в Москве. А так же он разрабатывает скульптурное убранство сооружений у Тверской заставы по проекту О. И. Бове Триумфальных ворот в память событий Отечественной войны 1812 года.
А. А. Иванову (1815-1848) принадлежат такие скульптуры как "Парень, играющий в городки" и "Отрок Ломоносов на берегу моря".
9. П. К. Клодт. Укрощение коня. Скульптурная группа на Аничковом мосту. 1833-1850. Санкт-Петербург. Бронза. Высота группы - 390. Высота основания – 264
9. П. К. Клодт. Укрощение коня. Скульптурная группа на Аничковом мосту. 1833-1850. Санкт-Петербург. Бронза. Высота группы - 390. Высота основания – 264
П. К. Клодт (1805-1867) - скульптор-анималист. В 1833 году он исполнил колоссальные модели коней для скульптурной группы Нарвских триумфальных ворот . Как и другие модели, кони были выбиты из листовой меди. Самое знаменитое произведение скульптора - четыре скульптурные группы " Укротители коней" 1833 года для Аничкова моста в Петербурге. Еще одна важная работа мастера: отлитый из бронзы в 1855 году памятник И. А. Крылову в Летнему саду Петербурга. Клод так же работал и с малой скульптурой и статуэтками, изображая лошадей. людей, исторические сюжеты ("Першерон", "Славянин верхом", "Царь Михаил Фёдорович" и пр.).
Представитель классицизма. Стремился передать внутренний мир своих персонажей, многогранность и человечность образов.
Памятник Минину и Пожарскому, Мартос И.П. ,Москва, 1818
Памятник Ломоносову М.В., Мартос И.П. , Архангельск, 1832
Орловский Б.И. ( 1793-1837)
Памятник Кутузову М.И., Орловский Б.И., Петербург, 1837
Памятник Барклаю де Толи, Орловский Б.И., Петербург, 1837
Ангел на Александровской колонне, Орловский Б.И., Петербург, 1834.
Клодт П.К. (1805-1867)
Памятник Николаю 1, Петербург, 1859,Клодт П.К. ( совместно с Монферраном О).
Нарвские Триумфальные ворота, Петербург, Клодт П.К.,1833
Микешин М.О. (1835-1896)
Тысячелетие России , Новгород, Микешин М.О.,1862
Памятник Екатерине 2 в Петербурге, Микешин М.О., 1873( статую императрицы выполнил Чижов М.)
Шервуд В.О.(1832-1897)
Героям Плевны, Шервуд В.О., Москва, 1887
Памятник Пирогову Н.И., Шервуд В.О., 1897, Москва
Антокольский М.М. (1843-1902)
Автор статуй исторических деятелей.
Иван Грозный, Антокольский М.М.,1871
Ермак, Антокольский М.М.,1891
Нестор-летописец, Антокольский М.М.,1890
Памятник Петру 1 в Таганроге. 1903, Антокольский М.М., установлен после смерти скульптора.
Памятник Пушкину в Москве. Опекушин А.М.,1880
Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге, совместно с Микешиным М.О., Чижов М.А. выполнил статую имепратрицы.1873
Первая любовь ( У колодца), Чижов М.А.,1973, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Резвушка. Чижов М.А., 1874. Государственный Русский музей
Россия. Чижов М.А., ГРМ,1897
Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году, Чижов М.А., 1865. ГРМ.
Лансере Е.Е. (1875-1946)
Запорожец, после битвы. Лансере Е.Е., 1873
Киргизский косяк на отдыхе, Лансере Е.Е.,1780-е годы
Прощание казака с казачкой. Лансере Е.Е..
Богатырь, Лансере Е.Е.
Беклемишев В.А. (1861-1919)
Деревенская любовь, Беклемишев В.А.,1896
Как хороши, как свежи были розы, Беклемишев В.А.,1896
Волнухин С.М. ( 1859 – 1921)
Бюст Третьякова П.М., Волнухин С.М., 1899.
Пименов С.С. ( 1784-1833)
Щедрин Ф.Ф. ( 1751-1825)
Представитель классицизма. Профессор, ректор Академии художеств.
Сирены. Щедрин Ф.Ф.,1800-1805, Петродворец, Санкт-Петербург.
Морские нимфы, несущие земную сферу. Щедрин Ф.Ф.,1812-1813
Персей с головой Гаргоны Медузы, Щедрин Ф.Ф.,1800
Демут-Малиновский В.И. ( 1779-1846)
Витали И.П.(1794-1855)
Венера, Витали И.П.,1852, Русский музей
Фонтан на Театральной площади в Москве, Витали И.П., 1835
Русская скульптура этого периода, как и архитектура, отличается монументальностью.
Скульптура начала XIX в. исключительно патриотична и посвящена в основном итогам Отечественной войны 1812 г., которая породила высокий патриотизм в обществе и искусстве.
Создавая величественные сооружения и целые ансамбли в Москве, Петербурге и других городах, архитекторы активно сотрудничали со скульпторами, мастерами декоративной пластики. Лучшими скульпторами того времени были Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Иван Теребенёв.
Феодо́сий Федорович Щедри́н (1751-1825)
Ф.Ф. Щедрин. Кариатиды в Адмиралтействе (1812-1813)
Иван Иванович Теребенёв (1780-1815)
И.И. Теребенёв. Гений Славы, трубящий победу на арке Адмиралтейства
Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Архитектор А.Д. Захаров. Скульптор И.И. Теребенев
И.И. Теребенёв. Горельеф на фронтоне Адмиралтейства
Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846)
Неизвестный художник. Портрет В.И. Демут-Малиновского
Его монументальные скульптуры образуют ансамблевое единство со знаменитыми сооружениями Петербурга: Казанским собором, аркой Главного штаба, Нарвскими воротами. Скульптор работал и в области надгробной пластики.
Рельеф с надгробия М. Козловского
Арка Главного штаба
После арки Главного штаба Демут-Малиновский начал оформление здания Императорской публичной библиотеки, построенной в 1820-х гг. В настоящее время это Российская национальная библиотека. На главном фасаде здания, обращенного к площади, между колоннами в нишах были поставлены статуи ученых, философов и поэтов древности, изваянные С.С. Пименовым, В.И. Демут-Малиновским, С.И. Гальбергом, Н.А. Токаревым и М.Г. Крыловым. На аттике возвышается фигура Минервы, символизирующая мудрость.
Здание Императорской публичной библиотеки
В. Демут-Малиновский принимал участие в оформлении Нарвских триумфальных ворот.
Работал над созданием лепных украшений для интерьеров Зимнего дворца и здания Академии художеств.
В. Демут-Малиновский – автор памятников Екатерине II, Ивану Сусанину, фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли в Тарту, бюста А.В. Суворова.
В. Демут-Малиновский. Памятник Барклаю-де-Толли (Тарту, 1849)
Бюст полководца в военном мундире установлен на красный гранитный постамент, внизу – скульптуры забытых трофеев.
Для оформления главного фасада центрального корпуса Петербургского скотопригонного двора (бойни) им были изготовлены бронзовые быки. Они и сейчас украшают въезд на территорию ленинградского мясокомбината.
Демут-Малиновский создал чугунные скульптуры рыцарей и русских витязей для украшения фасада павильона Белая башня в Александровском парке Царского Села, а также 43 медные статуи для Готической капеллы в Петергофе.
Ива́н Петро́вич Ма́ртос (1754-1835)
Скульптор-монументалист И.П. Мартос занимал ведущее положение в русской скульптуре начала XIX в.
А. Варнек. Портрет И.П. Мартоса
Он работал в самых разных жанрах: портреты, декоративные статуи и рельефы, надгробия. Благодаря Мартосу жанр надгробий достиг в России больших успехов. К числу его шедевров относятся надгробия Собакиной, Куракиной, Гагариной и др.
Читайте также: