Скульптура первой половины 19 века в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В начале 19 века русская скульптура, отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое значение.

К высшим достижением русской и мировой скульптуры этого времени принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты Шубина. Шубин создал обширную портретную галерею, запечатлев в мраморе многих крупных деятелей своего времени. Он с большой остротой и реалистической правдивостью передал их индивидуальный и социальный облик. Шубину принадлежат известные портреты: Ломоносова, Павла I, Екатерины II.

Выделяются жизненной полнотой, многогранностью и человечностью образов, произведения представителей русского классицизма: Ивана Петровича Мартоса, в его произведениях можно увидеть глубокие человеческие переживания, его работы всегда волнуют глубиной выраженного в них чувства (памятник Минину и Пожарскому в Москве, надгробие Кожуховой) , а так же : Гордеева, Щедрина, Степан Степановича Пименова, Демут-Малиновского.

Патриотический пафос и гуманизм, мастерство художественного обобщения, величественная простота и классическая ясность замысла отличают скульптуру русского классицизма, давшую замечательные образцы героических монументальных памятников, станковой круглой скульптуры и рельефа, органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. В середине 19 века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов, проявившееся в монументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, здесь ярко себя проявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова) , Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге) , Николай Степанович Пименов.

Во второй половине 19 века крупнейшим представителем демократического реализма в скульптуре, автором насыщенных глубоким психологическим содержанием статуй русских исторических деятелей был Марк Матвеевич Антокольский, создавший композиции: Иван Грозный, Пётр I, Нестор-Летописец, Смерть Сократа.

Отдельные реалистические памятники создали Опекушин, Микешин, Волнухин.

Большое значение приобрела станковая жанровая скульптура, обращавшая к темам крестьянской жизни (Чижов, Беклемишев, Лансере) .

Начавшийся ещё в XVIII веке подъём в русской скульптуре, продолжился и в первой четверти XIX века. Война 1812 года "задала направление" для творчества художников, главной темой которых стала "победа русского народа над врагом". В это время архитекторы и скульпторы очень плотно сотрудничали, совместно создавая великолепные скульптурные убранства Горного института, Адмиралтейства и др.

И. П. Мартос - художник, который и в XIX веке продолжает создавать шедевральные произведения. В 1804 году он начал работу над памятником русским национальным героям Минину и Пожарскому . Торжественное открытие монумента состоялось в 1818 году в Москве на Красной площади. Герои памятника стоят на строгом прямоугольном пьедестале. Минин указывает на Москву и призывает к спасению Отечества, вручая Пожарскому меч. Пожарский, опираясь на щит, поднимается со своего ложа, где он находился после ранений. В своей работе Мартос смог передать удивительную стойкость обоих героев и и их непоколебимую веру в победу.

И. П. Мартос Памятник А. - Э. Ришилье. 1823-1829 гг. Бронза, гранит. Высота статуи -250, высотра постамента - 300. Одесса.

И. П. Мартос Памятник А. - Э. Ришилье. 1823-1829 гг. Бронза, гранит. Высота статуи -250, высотра постамента - 300. Одесса.

Мартос принял участие и в скульптурном декорировании Казанского собора: создал барельеф "Иссечение Моисеем воды в пустыне", который насчитывает до полусотни фигур. Так же скульптор выполнил одну из двух статуй архангелов, помещенных в колоннах (не сохранилась).

Памятник Ришелье в Одессе (1823-1829), памятник Ломоносову (1826-1829) в Архангельске - поздние работа Мартоса.

Благодаря таланту Мартоса его современники называли архитектора "Фидием XIX века".

В. И. Демут-Малиновский (1779-1846) и С. С. Пименов (1784-1833) - скульпторы нового поколения. Совместно вначале своей карьеры скульпторы работали над декорированием Казанского собора . Параллельно они работали над созданием скульптурных групп перестраиваемого архитектором Воронихиным здания Горного института . Демут-Малиновский выполнил пару барельнфных фризов и группу " Похищение Прозерпины Плутоном ", а Пименов - группу " Геркулес и Антей "

3. В. И. Демут-Малиновский. Похищение Прозерпины. 1811г. Высота - 350. Пудостский камень. Санкт-Петербург. Горный институт.

3. В. И. Демут-Малиновский. Похищение Прозерпины. 1811г. Высота - 350. Пудостский камень. Санкт-Петербург. Горный институт.

С. С. Пименов. Геркулес и Антей. 1811 г. Высота - 350. Пудостский камень. Санкт-Петербург. Горный институт.

С. С. Пименов. Геркулес и Антей. 1811 г. Высота - 350. Пудостский камень. Санкт-Петербург. Горный институт.

Так же пара скульпторов работала над декорированием здания Адмиралтейства (эти произведения не сохранились).

" Русский Сцевола " - работа Демут-Малиновского 1813 года. Статуя изображает русского крестьянина, схваченного солдатами Наполеона и заклеймленного (на запястье его левой руки виден след от клейма с латинской буквой "N"). Крестьянин отрубает себе руку с клеймом, выражая презрение к врагу. Этого безымянного героя скульптор сравнивает с легендарным римлянином Муцием Сцеволой, который пожертвовал рукой в доказательство преданности Риму.

5. В. И. Демут-Малиновский. Русский Сцевола. Санкт-Петербург. 1813. Бронза. 268х131х92. Государственный Русский музей

5. В. И. Демут-Малиновский. Русский Сцевола. Санкт-Петербург. 1813. Бронза. 268х131х92. Государственный Русский музей

Над чугунной лестницей в здании Академии художеств и поныне находятся горельефные композиции Демут-Малиновского и Пименова . На горельфах в аллегорической форме изображены " Архитектура " и " Живопись ".

6. С.С .Пименов. Аллегория Живописи. Горнльеф на чугунной лестнице здания Академии художеств в Петербурге. 1819 г. Гипс

6. С.С .Пименов. Аллегория Живописи. Горнльеф на чугунной лестнице здания Академии художеств в Петербурге. 1819 г. Гипс

С 1817 года Демут-Малиновский и Пименов сотрудничают с архитектором К. И. Росси. Они оформляют Михайловский дворец и ансамбль Александринского театра.

Вершина творчества этой пары скульпторов: оформление арки Главного штаба (1827-1829). От статуй воинов, стоящих между колоннами до рельефов в прорезах арки: в каждой части работы заметна тема триумфа. Венчающая арку монументальная композиция "Победа" являет собой одно из лучших творений мирового монументально-декоративного искусства.

И. И. Теребенёв (1780-1815) - мастер монументально-декоративной скульптуры. Наиболее значительные его произведения были созданы для здания Адмиралтейства . Особенно среди декоративных работ над Адмиралтейством выделяется горельеф " Заведение флота в России ", помещенный на аттике нижнего куба башни Адмиралтейства.

И. И. Теребенёв. Аллегорическая фигура Славына восточном павильоне Адмиралтейства. 1806-1823 гг. Санкт-Петербург

И. И. Теребенёв. Аллегорическая фигура Славына восточном павильоне Адмиралтейства. 1806-1823 гг. Санкт-Петербург

Б.И. Орловский (1793-1837) - ученик Мартоса, мастер, внёсший значительный⁰х вклад в развитие русской скульптуры XIX века. Скульптуры " Парис ", " Фавн с цевницей " и " Сатир и вакханка " Орловский создал, находясь на обучении у Б. Торвальдсена в Италии. Сатиру и вакханке скульптор пытался придать более мягкий и лирический образ, следуя новым тенденциям отхода от героического классицизма к более тонкой передаче чувств.

Б. И. Орловский. Сатир и вакханка. 1837. Мрамор. 183х90х54. Санкт-Петербург. Государсттвенный Русский музей

Б. И. Орловский. Сатир и вакханка. 1837. Мрамор. 183х90х54. Санкт-Петербург. Государсттвенный Русский музей

По проекту Орловского была создана колоссальная фигура ангела, венчающая Александрийскую колонну , воздвигнутую в 1834 году по проекту Монферрана на Дворцовой площади.

Наиболее значительными работами Орловксого являются: памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову , М. Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором в Петербурге (1837). Эти памятники открывают новый период в русской монументальной скульптуре. Теперь внимание уделяется как внешнему сходству портретируемого, так и его внутреннему миру.

. Б. И. Орловский. Памятник генерал-фльдмаршалу светлейшему князю М. И. Кутузову-Смоленскому. Санкт-Петербург. 1829-1832

. Б. И. Орловский. Памятник генерал-фльдмаршалу светлейшему князю М. И. Кутузову-Смоленскому. Санкт-Петербург. 1829-1832

Б. И. Орловский. Памятник генерал-фльдмаршалу светлейшему князю М. Б. Браклаю - де - Толли. Санкт-Петербург.

Б. И. Орловский. Памятник генерал-фльдмаршалу светлейшему князю М. Б. Браклаю - де - Толли. Санкт-Петербург.

С. И. Гальберг (1787-1839) - мастер портретной скульптуры, ученик Мартоса; работал в Германии и Италии под руководством Б. Торвальдсена. Гальберг создал из бронзы и гипса: бюст архитектора В. А. Глинки, А. С. Пушкина, И. А. Крылова, И. П. Мартоса. В последние годы жизни им были созданы эскизы и модели к крупным монументам: памятнику Г. Р. Державину в Казани и памятнику Н. М. Карамзину в Ульяновске.

Ф. П. Толстой (1783-1873) - крупнейший мастер-медальер. В 1810 году он был назначен медальером в монетный департамент. Он создавал медали в стиле классицизма. Наиболее заметна его серия работ, посвященная Отечественной войне 1812 года. "Народное ополчение 1812 года" (гипс, 1816) - работа, в которой скульптор аллегорически показывает Россию её "три сословия" , готовых объединиться на благо Отечества: в образе женщины, протягивающей мечт трём воинам стоящим перед ней.

Толстой работал не только над медальенами, но и над бюстами. К числу лучших его работ такого типа относится бюст Морфея в терракоте (1822) и в мраморе (1852). Толстой выполнил и несколько моделей для скульптур Петергофа. Одна из них, нимфа , была отлита из бронзы для петергофского фонтана.

П. П. Соколов (1764-1835) - известный скульптор, создавший чугунные грифоны для Банковского мостика через Екатерининский канал, фигуры львов для Львиного и сфинксов для Египетского мостов). Он так же создал бронзовую статую " Девушка с разбитым кувшином "(1816) в Екатерининском парке Царского села, которую воспел Пушкин.

П. П, Соколов. Девушка с разбитым кувшином. 1816 г. Статуя, бронза. Екатерининский парк в Царском селе

П. П, Соколов. Девушка с разбитым кувшином. 1816 г. Статуя, бронза. Екатерининский парк в Царском селе

М. Г. Крылов (1786-1846) - скульптор, ученик Мартоса. Гипсовая статуя " Боец " 1837 года - одна из замечательных его работ.

Н. С. Пименов (1812-1864) - сын известного скульптора С. Пименова. Работа, принесшая известность Н. Пименову - " Парень, играющий в бабки ".

А " Парень, играющий в свайку " - работа другого скульптора А. В. Логановского (1812-1855).

Работы обоих мастеров показываю красоту простого русского человека. З а данные скульптуры Пименов и Логановский были удостоины Больших золотых медалей. В дальнейшем Пименов продолжил работать над портретными статуэтками, задавая направление бытовому жанру. А Логановский работал над монументально-декоративными рельефами и статуями для Исаакиевского собора в Петербурге, нового Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве.

А. В. Логановский. Парень., играющий в свайку. 1836 г. Санкт-Петербург. Государственный русский музей

А. В. Логановский. Парень., играющий в свайку. 1836 г. Санкт-Петербург. Государственный русский музей

А. И. Теребенёв (1814-1859) - скульптор, так же работавший в содружестве с архитекторами. Из его творчества наиболее значимы фигуры атлантов (1844-1849), украшающие портик здания Нового Эрмитажа. Стиль классической русской монументальной скульптуры считывается в огромных гранитных фигурах атлантов. Так же к работам Теребенёва принадлежит небольшая статуэтка А. С. Пушкина из чугуна 1837 года.

. А. И. Теребенёв. А. С. Пушкин. 1837г. Статуя. Чугун. Санкт-Петнрбург. Государственный Русский музей

. А. И. Теребенёв. А. С. Пушкин. 1837г. Статуя. Чугун. Санкт-Петнрбург. Государственный Русский музей

Архитекторы Л. Кленце, Н. Е. Ефимов. Скульптор А. И. Теребенёв. портик Нового Эрмитажа с атлантами. 1844-1849

Архитекторы Л. Кленце, Н. Е. Ефимов. Скульптор А. И. Теребенёв. портик Нового Эрмитажа с атлантами. 1844-1849

И. П. Витали (1794-1855) - русский скульптор, создавший ряд надгробных памятников П. А. Бекетову, И. И. Барышникову. В начале 1830х Витали создаёт композиции на аттиках зданий Технического училища и Сиротского института в Москве. А так же он разрабатывает скульптурное убранство сооружений у Тверской заставы по проекту О. И. Бове Триумфальных ворот в память событий Отечественной войны 1812 года.

А. А. Иванову (1815-1848) принадлежат такие скульптуры как "Парень, играющий в городки" и "Отрок Ломоносов на берегу моря".

9. П. К. Клодт. Укрощение коня. Скульптурная группа на Аничковом мосту. 1833-1850. Санкт-Петербург. Бронза. Высота группы - 390. Высота основания – 264

9. П. К. Клодт. Укрощение коня. Скульптурная группа на Аничковом мосту. 1833-1850. Санкт-Петербург. Бронза. Высота группы - 390. Высота основания – 264

П. К. Клодт (1805-1867) - скульптор-анималист. В 1833 году он исполнил колоссальные модели коней для скульптурной группы Нарвских триумфальных ворот . Как и другие модели, кони были выбиты из листовой меди. Самое знаменитое произведение скульптора - четыре скульптурные группы " Укротители коней" 1833 года для Аничкова моста в Петербурге. Еще одна важная работа мастера: отлитый из бронзы в 1855 году памятник И. А. Крылову в Летнему саду Петербурга. Клод так же работал и с малой скульптурой и статуэтками, изображая лошадей. людей, исторические сюжеты ("Першерон", "Славянин верхом", "Царь Михаил Фёдорович" и пр.).


Представитель классицизма. Стремился передать внутренний мир своих персонажей, многогранность и человечность образов.


Памятник Минину и Пожарскому, Мартос И.П. ,Москва, 1818


Памятник Ломоносову М.В., Мартос И.П. , Архангельск, 1832

Орловский Б.И. ( 1793-1837)


Памятник Кутузову М.И., Орловский Б.И., Петербург, 1837


Памятник Барклаю де Толи, Орловский Б.И., Петербург, 1837


Ангел на Александровской колонне, Орловский Б.И., Петербург, 1834.

Клодт П.К. (1805-1867)



Памятник Николаю 1, Петербург, 1859,Клодт П.К. ( совместно с Монферраном О).



Нарвские Триумфальные ворота, Петербург, Клодт П.К.,1833

Микешин М.О. (1835-1896)


Тысячелетие России , Новгород, Микешин М.О.,1862


Памятник Екатерине 2 в Петербурге, Микешин М.О., 1873( статую императрицы выполнил Чижов М.)

Шервуд В.О.(1832-1897)


Героям Плевны, Шервуд В.О., Москва, 1887


Памятник Пирогову Н.И., Шервуд В.О., 1897, Москва

Антокольский М.М. (1843-1902)

Автор статуй исторических деятелей.


Иван Грозный, Антокольский М.М.,1871


Ермак, Антокольский М.М.,1891


Нестор-летописец, Антокольский М.М.,1890


Памятник Петру 1 в Таганроге. 1903, Антокольский М.М., установлен после смерти скульптора.


Памятник Пушкину в Москве. Опекушин А.М.,1880


Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге, совместно с Микешиным М.О., Чижов М.А. выполнил статую имепратрицы.1873


Первая любовь ( У колодца), Чижов М.А.,1973, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Резвушка. Чижов М.А., 1874. Государственный Русский музей


Россия. Чижов М.А., ГРМ,1897


Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году, Чижов М.А., 1865. ГРМ.

Лансере Е.Е. (1875-1946)


Запорожец, после битвы. Лансере Е.Е., 1873


Киргизский косяк на отдыхе, Лансере Е.Е.,1780-е годы


Прощание казака с казачкой. Лансере Е.Е..


Богатырь, Лансере Е.Е.

Беклемишев В.А. (1861-1919)


Деревенская любовь, Беклемишев В.А.,1896


Как хороши, как свежи были розы, Беклемишев В.А.,1896

Волнухин С.М. ( 1859 – 1921)


Бюст Третьякова П.М., Волнухин С.М., 1899.

Пименов С.С. ( 1784-1833)


Щедрин Ф.Ф. ( 1751-1825)

Представитель классицизма. Профессор, ректор Академии художеств.


Сирены. Щедрин Ф.Ф.,1800-1805, Петродворец, Санкт-Петербург.


Морские нимфы, несущие земную сферу. Щедрин Ф.Ф.,1812-1813


Персей с головой Гаргоны Медузы, Щедрин Ф.Ф.,1800

Демут-Малиновский В.И. ( 1779-1846)



Витали И.П.(1794-1855)


Венера, Витали И.П.,1852, Русский музей


Фонтан на Театральной площади в Москве, Витали И.П., 1835


Русская скульптура этого периода, как и архитектура, отличается монументальностью.

Скульптура начала XIX в. исключительно патриотична и посвящена в основном итогам Отечественной войны 1812 г., которая породила высокий патриотизм в обществе и искусстве.
Создавая величественные сооружения и целые ансамбли в Москве, Петербурге и других городах, архитекторы активно сотрудничали со скульпторами, мастерами декоративной пластики. Лучшими скульпторами того времени были Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Иван Теребенёв.

Феодо́сий Федорович Щедри́н (1751-1825)

Скульптура первой половины XIX века

Ф.Ф. Щедрин. Кариатиды в Адмиралтействе (1812-1813)

Иван Иванович Теребенёв (1780-1815)

Скульптура первой половины XIX века

И.И. Теребенёв. Гений Славы, трубящий победу на арке Адмиралтейства

Скульптура первой половины XIX века

Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Архитектор А.Д. Захаров. Скульптор И.И. Теребенев

Скульптура первой половины XIX века

И.И. Теребенёв. Горельеф на фронтоне Адмиралтейства

Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846)

Неизвестный художник. Портрет В.И. Демут-Малиновского
Его монументальные скульптуры образуют ансамблевое единство со знаменитыми сооружениями Петербурга: Казанским собором, аркой Главного штаба, Нарвскими воротами. Скульптор работал и в области надгробной пластики.

Рельеф с надгробия М. Козловского

Скульптура первой половины XIX века

Скульптура первой половины XIX века

Арка Главного штаба
После арки Главного штаба Демут-Малиновский начал оформление здания Императорской публичной библиотеки, построенной в 1820-х гг. В настоящее время это Российская национальная библиотека. На главном фасаде здания, обращенного к площади, между колоннами в нишах были поставлены статуи ученых, философов и поэтов древности, изваянные С.С. Пименовым, В.И. Демут-Малиновским, С.И. Гальбергом, Н.А. Токаревым и М.Г. Крыловым. На аттике возвышается фигура Минервы, символизирующая мудрость.

Скульптура первой половины XIX века

Здание Императорской публичной библиотеки
В. Демут-Малиновский принимал участие в оформлении Нарвских триумфальных ворот.
Работал над созданием лепных украшений для интерьеров Зимнего дворца и здания Академии художеств.
В. Демут-Малиновский – автор памятников Екатерине II, Ивану Сусанину, фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли в Тарту, бюста А.В. Суворова.

В. Демут-Малиновский. Памятник Барклаю-де-Толли (Тарту, 1849)

Бюст полководца в военном мундире установлен на красный гранитный постамент, внизу – скульптуры забытых трофеев.

Для оформления главного фасада центрального корпуса Петербургского скотопригонного двора (бойни) им были изготовлены бронзовые быки. Они и сейчас украшают въезд на территорию ленинградского мясокомбината.
Демут-Малиновский создал чугунные скульптуры рыцарей и русских витязей для украшения фасада павильона Белая башня в Александровском парке Царского Села, а также 43 медные статуи для Готической капеллы в Петергофе.

Ива́н Петро́вич Ма́ртос (1754-1835)

Скульптор-монументалист И.П. Мартос занимал ведущее положение в русской скульптуре начала XIX в.

А. Варнек. Портрет И.П. Мартоса
Он работал в самых разных жанрах: портреты, декоративные статуи и рельефы, надгробия. Благодаря Мартосу жанр надгробий достиг в России больших успехов. К числу его шедевров относятся надгробия Собакиной, Куракиной, Гагариной и др.

Скульптура первой половины XIX века

Читайте также: