Словесно логическое мышление кратко

Обновлено: 05.07.2024

Словесно-логическое мышление осуществляется в словесной форме при помощи понятий, которые не имеют чувственных основ, характерных для непосредственного восприятия. Словесно-логическое мышление осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной. Такое мышление позволяет строить гипотезы, создавать теории.

Это мышление ученых, философов, писателей, математиков, программистов, инженеров, физиков-теоретиков, адвокатов, врачей, журналистов, т.е. тех, кто выполняет мыслительные операции с различными понятиями.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При возникновении любой проблемной задачи словесные рассуждения всегда опираются на образы. В то же время решение даже самой простой практической задачи требует словесно-логического обобщения. Вот почему так важно при выборе профессии знать особенности своего мышления. Такое же важное значение для профессиональной деятельности имеет способность личности к выполнению различных мыслительных операций, таких, как сравнение, анализа, синтез, обобщение и абстрагирование.

Словестно - логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

Абстрактно – логическое мышление

Абстрактное мышление – это особый вид познавательной активности, когда человек начинает рассуждать в общих чертах, отходя от конкретики. Здесь картина чего-либо рассматривается целиком, а точность и детали не затрагиваются. Это в свою очередь позволяет отойти от догм и правил, расширить границы и посмотреть на ситуацию с разных ракурсов, найти неординарные способы решения какой-либо проблемы.

Мысля абстрактно, человек мыслит как бы приблизительно, что очень полезно в повседневных ситуациях, заводящих его в интеллектуальный тупик, т.е. когда он затрудняется с поиском выхода или решения, составлением объективного мнения. Абстрагирование позволяет находить во всем то, что было незаметным прежде.

Наиболее ярко абстрактно-логическое мышление проявляется в математике, объясняющей явления, отсутствующие в физической природе.

Абстрактно-логическое мышление необходимо нам в ситуациях, где есть некоторая неопределенность, непонятность и неизвестность, и, опять же, когда возникает интеллектуальный тупик. Думая абстракциями и прибегая к логике, мы способны находить то, что есть в окружающей действительности, и подыскивать этому определение.

Таким образом, мы можем выделить несколько полезных практических возможностей, которыми наделяет человека абстрактно-логическое мышление:

· отвлечение от рамок обстоятельств и отделение от предмета или явления отдельных признаков;

· оценка предметов и явлений и их сравнение;

· обобщение и конкретизация предметов и явлений;

· нахождение соответствий между общим и частным;

· систематизация и классификация знаний;

· извлечение нужного и отсекание лишнего для конкретных ситуаций;

· вычленение отдельных составляющих событий;

· соединение разрозненных сведений в общую картину.

Существует три основных формы абстрактно – логического мышления:

Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу.

Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо.




Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению

2. ДАФТ. Ричард Л.Уроки лидерства. Москва. ЭКСМО – 2008.

3.Казанцева Е.А. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА МОДЫ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. – Новосибирск: СибАК, 2010.

4. Кун Денис. Основы психологии. Все тайны поведения человека. Психологическая энциклопедия.- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002г.

5. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы.-СПб.: Питер, 2002

Словесно-логическое мышление осуществляется в словесной форме при помощи понятий, которые не имеют чувственных основ, характерных для непосредственного восприятия. Словесно-логическое мышление осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной. Такое мышление позволяет строить гипотезы, создавать теории.

Это мышление ученых, философов, писателей, математиков, программистов, инженеров, физиков-теоретиков, адвокатов, врачей, журналистов, т.е. тех, кто выполняет мыслительные операции с различными понятиями.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При возникновении любой проблемной задачи словесные рассуждения всегда опираются на образы. В то же время решение даже самой простой практической задачи требует словесно-логического обобщения. Вот почему так важно при выборе профессии знать особенности своего мышления. Такое же важное значение для профессиональной деятельности имеет способность личности к выполнению различных мыслительных операций, таких, как сравнение, анализа, синтез, обобщение и абстрагирование.

Словестно - логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

Абстрактно – логическое мышление

Абстрактное мышление – это особый вид познавательной активности, когда человек начинает рассуждать в общих чертах, отходя от конкретики. Здесь картина чего-либо рассматривается целиком, а точность и детали не затрагиваются. Это в свою очередь позволяет отойти от догм и правил, расширить границы и посмотреть на ситуацию с разных ракурсов, найти неординарные способы решения какой-либо проблемы.

Мысля абстрактно, человек мыслит как бы приблизительно, что очень полезно в повседневных ситуациях, заводящих его в интеллектуальный тупик, т.е. когда он затрудняется с поиском выхода или решения, составлением объективного мнения. Абстрагирование позволяет находить во всем то, что было незаметным прежде.

Наиболее ярко абстрактно-логическое мышление проявляется в математике, объясняющей явления, отсутствующие в физической природе.

Абстрактно-логическое мышление необходимо нам в ситуациях, где есть некоторая неопределенность, непонятность и неизвестность, и, опять же, когда возникает интеллектуальный тупик. Думая абстракциями и прибегая к логике, мы способны находить то, что есть в окружающей действительности, и подыскивать этому определение.

Таким образом, мы можем выделить несколько полезных практических возможностей, которыми наделяет человека абстрактно-логическое мышление:

· отвлечение от рамок обстоятельств и отделение от предмета или явления отдельных признаков;

· оценка предметов и явлений и их сравнение;

· обобщение и конкретизация предметов и явлений;

· нахождение соответствий между общим и частным;

· систематизация и классификация знаний;

· извлечение нужного и отсекание лишнего для конкретных ситуаций;

· вычленение отдельных составляющих событий;

· соединение разрозненных сведений в общую картину.

Существует три основных формы абстрактно – логического мышления:

Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу.

Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо.

Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению

2. ДАФТ. Ричард Л.Уроки лидерства. Москва. ЭКСМО – 2008.

3.Казанцева Е.А. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА МОДЫ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. – Новосибирск: СибАК, 2010.

4. Кун Денис. Основы психологии. Все тайны поведения человека. Психологическая энциклопедия.- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002г.

Развитие словесного мышления

Мышление и речь – это то, что отличает человека от животного. Словесно логическое мышление присуще только человеку, оно формируется в процессе его развития и взросления.

Мышление – высший уровень познания, процесс воссоздания окружающей нас действительности. Часто мышление отождествляют с умом. Это не совсем верно.

Если ум – это способность думать и находить решение различных задач, то мышление – это предпосылка ума, инструмент человека думающего, работа со смыслами.

Мышление, речь и логика

Мышление человека речевое, оно формируется в процессе общения и его становление возможно только при совместной деятельности людей. Все люди разные, одним легче думать, если они видят или представляют предметы – это наглядное мышление. Другие оперируют отвлеченными структурами (словами) – именно это и отличает словесно логическое мышление.

Речь – это форма общения людей с помощью языковых конструкций, созданных по исторически сложившимся правилам, высшая психическая функция человека. Речь формулирует мысли с помощью слов и предполагает их понимание и восприятие другим человеком.

Логика в дословном переводе означает – рассуждение, речь, мысль. Логика – это наука, которая учит делать выводы косвенным путем, то есть не из сенсорного опыта, а из полученных ранее знаний.

Виды логического мышления

В дошкольный период формируются все познавательные процессы, среди которых важнейшее место принадлежит развитию и формированию мысли и речи.

Какие есть виды словесно логического мышления

  • Наглядно действенное формируется в раннем детском возрасте примерно с полутора лет. Первые обобщения ребенка связаны с одними и теми же действиями, выполняемыми с похожими предметами. Предположим, ребенок увидел бутылочку с молоком – сейчас его будут кормить. Во взрослой жизни оно используется, например, при экспериментах, результат которых невозможно предугадать заранее.
  • Наглядно образное обычно наиболее ярко проявляется у детей 4-6 лет. Оно оперирует образами и предполагает визуализацию ситуации. Чаще всего не требуется непосредственного контакта с предметом, но необходимо его отчетливо представлять. Если у ребенка спросить, что такое собачка, он покажет на картинку или сидящего рядом щенка, а не станет перечислять количество лап и ушей животного. Взрослые оперируют им для описания понятий, которые видеть они не могут – строение молекулы, земного ядра.
  • Словесно логическое обычно начинает развиваться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжая формироваться и развиваться на протяжении всей жизни. Это способность думать при помощи рассуждений, осуществляемое с помощью языка и логических действий с понятиями, самый поздний этап эволюции мышления.

В качестве примера можно привести пример с монеткой. При наглядно действенном человек увидит упавшую монетку и сообразит, что ее можно взять в руку или засунуть в рот, так как она туда поместится. При наглядно образном – будет подбрасывать ее и наблюдать, что выпадет, орел или решка. При словесно-логическом он начнет рассуждать о том, может ли она зависнуть в воздухе или стать на ребро, и если нет, то почему.

Словесно логическое мышление

Благодаря вербальному мышлению мы оперируем такими понятиями, как честь, совесть, любовь, стоимость. Ведь визуализировать их мы не можем – это вербальные конструкции, возможно, каждый вкладывает в них свой смысл.

Вследствие словесно логического мышления личность может оперировать самыми отвлеченными понятиями, не отрываясь полностью от чувственного опыта. С его помощью мы ищем и находим закономерности, обобщаем ранее полученный опыт - и чувственный, и наглядный.

Словесно логическое мышление не снисходит на нас в одночасье, оно формируется в процессе всей жизни постепенно, в процессе обучения и приобретения личного опыта. Кто-то овладевает им в большей мере, чем другие, их мы называем талантами или гениями, а кто-то в меньшей.

Операции словесно логического мышления

В процессе обучения мы оперируем определенными понятиями.

Способность развития словесного мышления

  • Анализ – переход от общего к частному, расчленение объекта на компоненты, разграничение в нем различных свойств, элементов, связей.
  • Синтез – переход от частного к общему. Объединение составляющих частей в единое целое.
  • Сравнение – это сопоставление явлений и предметов, вычленение в них отличий и схожести друг с другом.
  • Обобщение – объединение явлений и предметов по значимым признакам, одному или нескольким.
  • Классификация – группировка по признакам. В противовес к обобщению, основанием для которого служат значимые признаки, классификация признает в качестве основания желательные, но малозначительные признаки, например, по предпочтению напитка.

Важность развития вербально логического мышления у детей

Развивать вербально логическое мышление у дошкольников нужно потому, что скоро дети приступят к учебе. С первых дней они будут изучать предметы, основанные на логике, и неподготовленным детям придется очень трудно.

Неразвитое вербально логическое мышление мешает усваивать знания, приводит к неумению выразить свои мысли, препятствует установлению нормальных контактов с учителями и другими детьми. Именно поэтому так сложна адаптация в нашем обществе глухонемых. Они ходят в специальные школы, их обучают по специальным методикам, у них даже есть свой язык.

Для того чтобы помочь ребенку, можно:

  • попросить его пересказывать мультфильмы;
  • сочинять вместе с ним сказки;
  • решать вместе с ним простые задачки на логику;
  • разгадывать загадки;
  • попросить его объяснить значение пословиц и поговорок.

Словесно логическое мышление в жизни человек

Вербальное мышление что это

Вербально логическое мышление подразумевает не только умение мыслить логически, но и виртуозное владение словом. Именно оно задействовано у нас в момент общения с другими людьми. Ведь если человек что-то знает, но не может донести этого окружающим посредством речи, он уподобляется немому. Если человек красиво говорит, но не в ладах с логикой, он все равно, что глухой.

Именно ему мы обязаны всем открытиям, которые сделало человечество за время своего существования. Если человек не может логически мыслить, он ничего не откроет. Если он не может донести свою мысль до других, его открытие умрет вместе с ним.

Словесно-логическое мышление: что это такое и как развить?

Речь у человека формируется постепенно – так же, как и логика. Поэтому словесно-логическое мышление в той или иной степени у любого индивида появляется не сразу, а со временем — тогда, когда в его сознании развиваются мысли и происходит анализирование различных ситуаций. При работе вышеуказанного мышления человек начинает оперировать отвлечёнными понятиями. При этом он опирается на прошлый опыт. Как это работает? Об этом расскажем далее.


Особенности

В психологии считается, что мышление – это познание, которое находится на самой вершине. Данное понятие опирается на образование (получение различной информации), пополнение запаса знаний, умозаключений, а также на представление об окружающем мире.

Человек – существо, которое умеет говорить. Это значит, что его мышление имеет непосредственную связь с речью. Поэтому все люди могут получить установленное стандартное развитие только в результате совместного общения.

Для решения различных вопросов используются два типа мышления: словесно-логическое и наглядное. Когда идёт полноценный мыслительный процесс в человеческом мозге, тогда происходит представление предметов и оперирование словами.Итак, определимся с формулировкой — что такое словесно-логическое мышление. Кстати сказать, оно ещё называется вербально-логическое мышление (абстрактное мышление) и подразумевает использование речевых конструкций. Этот тип работает и основывается на языковых средствах. Также данный вид является самым последним этапом антагонистического и исторического развития мышления.

Структура рассматриваемого мышления состоит из различных видов обобщений. Поэтому оно находится в рамках внутреннего умственного плана и функционирует на базе языковых средств. Вследствие чего считается, что это самый высокий этап развития мышления.

Когда включается такой вид мышления, любой индивид может выделять общие закономерности и обобщать информацию.


С таким мышлением люди сразу не рождаются. Оно формируется по мере взросления человека. Когда начинается обучение, происходит постепенное овладение мыслительной деятельностью. В этот момент возникает возможность мыслить и рассуждать в уме, а также решать различные математические задачи.

Дальше формируются следующие операции:

процесс, позволяющий человеку переходить от нескольких частей к целому, называется синтезом;

когда при мыслительной деятельности происходит некое разложение сложного объекта на части, а эти части рассматриваются отдельно, то такой процесс называется анализом.


Кстати сказать, вышеперечисленные операции, а именно синтез и анализ, являются некими союзниками, так как не могут работать друг без друга. Кроме них, есть ещё некоторые процессы.

Сопоставление предметов, различной информации или различных явлений называется сравнением. Кроме того, данный процесс может выявить общие и отличительные стороны вышеуказанных пунктов.

Когда многие явления или предметы объединяются по одному общему признаку, такой процесс называется обобщением.

Разложение объектов на определённые группы по признакам, сходствам и т. д. называется классификацией.

Исходя из этой информации, напрашивается вывод о том, что следует в обязательном порядке развивать абстрактное мышление в младшем или школьном возрасте.

Любые знания невозможно усвоить без вербального мышления. И вот почему: если не развивать мышление, то любой индивид, будь то взрослый или ребёнок, не сможет научиться сравнивать между собой различные явления, предметы, ситуации, а также проводить в сознании тщательный информационный анализ.

Даже коммуникативные связи с другими людьми для него станут довольно затруднительной задачей.


Как способствовать формированию?

Методики могут быть разными. Только к каждой из них необходимо подходить серьёзно.

Нужно также заниматься на протяжении долгого времени и иметь терпение.

Рассмотрим их.

Проще всего взять книгу. Желательно, чтобы в ней было напечатано всем известное детское произведение. Начните читать текст книги в обратном порядке. При этом постарайтесь улавливать цепочку событий. Это будет нетрудно сделать, так как вы будете заранее знать суть сюжета.

Нужно выбрать какого-либо знакомого и представить, как он будет реагировать на то или иное событие. При этом сценарии случаи должны быть разноплановыми – как негативными, так и радостными.

Вспомните людей, с которыми вам пришлось разговаривать в течение дня. Затем вспомните каждый разговор по отдельности во всех подробностях. При этом нужно ещё и воспроизвести в своём сознании все эмоции, выражение лиц собеседников и даже жесты.

Начните придумывать различные противоречия. Например, такие как горький сахар, светлая ночь и т. д.

Выберите любой предмет и назовите все его функции. Например, стол: нужен для размещения гостей, обеденный, для занятий и т. д. Лучше будет, если вы ещё и припишете к выбранной вещи другие необычные функции. К примеру, стол для сидения или стол для прыжков. Обязательно воочию представляйте все свои фантазии.

Составляйте сокращения словосочетаний, то есть придумывайте аббревиатуры. Например, такую, как словесно-логическое мышление – коротко СЛМ и т. д.

Напишите непроизвольно на одном отдельном листе бумаги слова-существительные, а на другом листе бумаги слова-прилагательные. Попробуйте подобрать каждому написанному вами слову пару, подходящую по смыслу.

Выберите букву из алфавита и подберите как можно больше слов, которые будут начинаться на эту букву.

Вспомните выдающееся событие из своей жизни (например, отдельный день, проведённый на отдыхе). Попробуйте зафиксировать самый яркий момент и дайте ему необычное название. Событие должно вам напоминать картину, которую вы нарисовали. Рисунок должен находиться в вашем уме.

Просто рисуйте. Можно для начала использовать карандаши. Затем перейдите на яркие краски. Рисуйте так, как будто вы хотите изобразить на холсте характер предмета или человека, которые вы выбрали в качестве объекта.



Упражнения и игры

Нормальный человек любые мысли может перевести в слова. Этот метод придаёт словам форму. Ни для кого не секрет, что слова являются довольно действенным оружием, которое позволяет брать высоты, заключающиеся в самовыражении и в общении с другими людьми.

Значит, необходимо развивать словесно-логическое мышление. Для этого вам нужно приступить к проведению занятий и игр, которые существенно помогут развитию интеллекта.

Если вы готовы, то начните со следующих пунктов.

Постепенно избавляйтесь от монологов в своих мыслях. Пусть этот процесс вас не пугает. Регулирование воображаемого монолога способствует отдыху вашего сознания. Особенно это касается тех монологов, которые основываются на иррациональных страхах.

Прекрасно можно развить речь, если вы будете осуществлять ежедневные тренировки своего внутреннего голоса. Монологи здесь ни при чём. В этом случае необходимо взять только одну фразу и произносить её в своём уме, применяя разные темпы. Так вы сможете понять, как звучит эта фраза, если её будут произносить разные люди. В качестве примеров могут послужить ваши знакомые или близкие. Затем вообразите, как выбранная вами фраза медленно проплывает перед вашим взором, а вы в это время сможете разглядеть каждую букву.

Нужно знать, что есть два вида чтения: познавательное и развлекательное. Развлекательное требует применения вашей фантазии, а познавательное — тщательного изучения. Кто читает быстро, тот совершает глазами большие прыжки от одной фразы к другой. Медленное чтение подразумевает маленькие передвижения глазами. При быстром чтении сразу охватывается большой объём страницы. Поэтому такой подход нуждается в анализируемом процессе, а значит данным образом развивается ваше мышление. Вывод: следует читать быстро.

Кластеризация требует следующих действий. Сначала обозначьте и напишите проблему на отдельном листе. Затем обведите её кружочком. Рядом запишите все свои эмоции и ассоциации, которые связаны с этой проблемой. Их также нужно обвести кружочками. Потом соедините все кружочки при помощи стрелок. Так вы сможете собрать в одно целое свои мысли.

В следующей игре также должны принять участие несколько человек. Игроки садятся в круг и по очереди читают скороговорки. Постепенно задание следует усложнять и предлагать к прочтению более запутанные словосплетения.

Игра в инопланетян. В этом случае нужно объяснять обыкновенные земные вещи или явления человеку так, как будто вы общаетесь с инопланетным существом, которое плохо понимает жизнь землян. В этой игре могут принять участие все без исключения, так как возраст и тип характера в данном случае не имеют особого значения.


Вышеприведённые методики будут интересны как взрослым, так и детям. Не следует забывать, что данные мозговые манипуляции нужно проводить довольно регулярно. Это даст возможность вам быстро развить абстрактное мышление.

Мышление является высшей ступенью человеческого познания, процессом отражения внешнего мира. Оно основано на двух различных психофизиологических механизмах: образования и пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключении. Мышление дает знание об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира.

Человеческое мышление — это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование человеческого мышления в процессе развития возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и словесно-логическое (вербальное мышление). Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим — оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами.

Словесно-логическое (вербальное) мышление – одно из видов мышления, использующее понятия и логические конструкции. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Словесно-логическое мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. Благодаря вербальному мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, обобщать различный наглядный материал.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части и выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Сравнение - это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении пред­метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и, таким образом, в выявлении общности или различия между ними.

Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее.

Классификация – это мыслительная операция, заключающаяся в группировке объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, классификация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовится к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым вербальным мышлением сложно будет усвоить новые знания.

Недоразвитие словесно-логического мышления приводит к трудностям анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивать предметы, ситуации, явления. Нарушение данного вида мышления препятствует формированию у детей общей способности к усвоению знаний, приводит к неумению правильно и точно выразить свою мысль, полно и последовательно раскрыть ее содержание, мешает становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, полноценному развитию ребенка.

Я уже немного затрагивала похожую тему в посте о развитии логики для детей 5-8 лет. Однако этот материал больше именно о развитии речи и словесных рассуждений.

Хорошее словесно-логическое мышление это всегда бонус для ребенка: ему будет проще думать, а значит и учиться, соображать, проще объяснять, отстаивать свою точку зрения. Но особенно " по адресу " эта история детям с проблемным развитием потому, что прокачка словесных рассуждений обязательный момент, чтобы:

  • Появилась саморегуляция за счёт развития внутренней речи (способность про себя планировать действия и рассуждать). Она не берётся из ниоткуда - ей предшествуют плотное общение и рассуждения;
  • Пропали эхолалии и бла-бла ни о чём в голос - если научить ребенка размышлять, он будет думать прежде, чем говорить;
  • Уменьшилась гиперактивность и проблемное поведение - последнее нередко сопутствует серьезным речевым проблемам, поскольку речь регулирует поведение. Функция речи у нас сосредоточена в высших структурах мозга - левых (изредка правых) лобных и височных долях. Эти структуры, в особенности лобные доли, ответственны за контроль над поведением, планирование, силу воли. Прокачивая словесно-логическое мышление, мы усиливаем их и делаем поведение ребенка более стабильным, продуманным.

С "зачем" разобрались. Приступим к тому, что можно делать. Существует большое количество игр со словами. Огромное их преимущество - редко когда нужен инвентарь. Основные инструменты - слово и воображение. Игры ниже актуальны в основном для детей от 4-5 лет .

Что такое.

Спрашиваете у ребёнка, скажем, что такое утка, мама, холодильник, а он отвечает как может.

"Я знаю 5. "

Ребенок должен сказать: " Я знаю 5 " и дальше назвать 5 объектов заданной вами категории, например, " Я знаю 5 кондитерских изделий: шоколад, торты, пирожные, зефир, конфеты ";

За раз можно спросить 5-7 категорий. Несмотря на кажущуюся простоту, задание заставляет мозги хорошо поработать.

"Скажи наоборот"

Вы говорите слово, а ребёнок должен подобрать к нему антоним:

" Сильный - слабый, толстый - тонкий, большой - маленький, далеко - близко. " и др.

"Что происходит?"

Для детей с ТНР и аутистов, предпочитающих говорить шаблонами, это задание вынос мозга. Повествование большая проблема, поскольку ребёнку с таким диагнозом трудно составить внутренний план высказывания. Но если научить это делать, улучшится речевая инициатива - малыш станет охотнее и больше говорить, рассуждать, делать выводы, так как ему будет легче сформулировать мысль.

Задача довольно простая: ищите любую сюжетную картинку в книге или в Яндексе (я так и пишу " картинки для описательного рассказа ") и просите, чтобы ребёнок рассказал, что на ней происходит.

Поначалу почти наверняка будет тяжело. Лёва, к примеру, вообще не понимал, чего я хочу. Поэтому я помогала ему, давая шаблон описания. Например, описывала эту картинку так:

Наступило лето. На улице хорошая погода. Много людей вышло погулять в парк. Мама и малышка наверняка будут играть в песочнице - они взяли с собой ведёрко и лопатку. Девочка в красной юбке играет в классики. Велосипедист катается на велосипеде. А девочка в розовой футболке решила прокатиться на роликах. Эта женщина решила пробежаться потому, что это полезно для здоровья. Дедушка тоже захотел прогуляться и подышать воздухом. Но он старенький, у него мало сил, поэтому он просто отдыхает на скамеечке.

Потом Лёва повторял за мной то, что запомнил, а что не запоминал, я напоминала сама. Мы несколько раз тренировались с одной и той же картинкой, пока не получалось относительно связно.

"Всего" несколько месяцев таких почти ежедневных ковыряний и сын таки научился без меня довольно бегло и связно составлять продуманный рассказ, выделяя главные события! Толк виден не только за столом. К примеру, сейчас он частенько берётся просвещать меня про какие-то предметы, их особенности и функции, рассуждает про события, да и вообще балаболит, не переставая. Что важно: это разумная речь, нормальные темы и рассуждения, а не глупости и набор слов.

Загадки

Цель: развитие умения делать выводы, усиление связи предмета/явления с его признаками (полезно для детей, которые плохо запоминают слова).

Довольно простое задание, в которое мы часто играем прямо на ходу. Нужно загадывать загадки в духе: " Что такое: она большая, рогатая, живёт в деревне, даёт молоко, ребенок у неё - телёнок? " Несмотря на очевидность и простоту, мозг ребенка все равно проделает довольно весомую работу, чтобы выдать ему правильный ответ.

Но ещё полезнее эта игра, когда задаёте вопрос не вы, а сам ребенок - составление такой загадки требует выделения существенных признаков, что подразумевает массивное включение такой мыслительной операции, как анализ.

Сравнение

Взрослым покажется, что это легко, однако сравнение - это довольно непростая задача для старших дошкольников. Вам надо попросить ребёнка сравнить два каких-либо объекта, скажем, кошку и мышку. Ему нужно сказать, чем похожи и чем отличаются эти животные.

Некоторым детям поначалу может потребоваться "костыль" - картинки с изображением кошки и мышки, чтобы проще было сравнивать. Но постепенно стремитесь уходить от наглядной опоры в рассуждения по памяти.

Также, малыш вначале может рассуждать категориями попроще, типа " Кошка и мышка похожи тем, что у них есть 4 лапы, хвосты и т.д. ". Здесь старайтесь навязывать, что да, они этим похожи, но куда важнее то, что это животные , млекопитающие , а потом уже " лапы " и " хвосты ". Почему? Потому, что вывод с "животным" требует задействования знаний и большей мыслительной деятельности, чем выделение наглядных признаков, для которых особых рассуждений не требуется.

Сравнение - одна из ключевых мыслительных операций, которая лежит в основе познания. Развивая её - развиваем интерес ребенка к учебе, к тому, чтобы узнавать что-то новое, думать. Такие занятия очень полезны для ребят с ЗПР.

Рассуждения о причинно-следственных связях

Здесь у меня блок из нескольких заданий. Они все помогают ребёнку не только переводить мысли в слова, но и учиться предсказывать последствия, а значит планировать свои действия:

Это задание хорошо развивает рассуждение, диалог, фантазию. Вопросы выбираете вы сами, исходя из уровня ребенка. Они могут выглядеть так:

  • Что будет, если громко кричать на улице?
  • Что будет, если из зоопарка сбежит слон?
  • Что бы ты сделал, если бы начался пожар?

Можно тянуть ответы наводящими вопросами, поначалу помогать отвечать.

Придумываете любую гипотетическую ситуацию, а ребёнок пытается ей дать объяснение:

  • Девочка обрадовалась потому, что.
  • Мальчик сломал чужую игрушку потому, что.
  • Кошка громко мяукает потому, что. и т.д.

Очень желательно, чтобы ребёнок дал несколько объяснений - так вы дополнительно поработаете над гибкостью мышления.

Это нехитрое задание особенно полезно для детей с аутизмом: если главный герой человек и какая-то его эмоция, ребёнок должен рассуждать над действиями других людей, а это прорабатывает эмпатию, понимание чужих поступков.

  1. "Папа лёг спать и поэтому устал";
  2. "Мороженное растаяло потому, что его забыли положить в холодильник";
  3. "Птицы улетели и поэтому наступила осень".

Это задание прорабатывает не только понимание причины и следствия, но также помогает улучшить объём слухового внимания, слуховой и рабочей памяти, а значит и способность ребёнка оперировать бОльшими массивами устной информации, быстрее соображать.

Во всех этих играх мне особенно нравится то, что требуется минимум инвентаря, необязательно даже сидеть за столом, так как многое можно делать прямо на ходу, занимая мозг ребёнка продуктивным делом. Такие отвлекалки особенно полезны для детей с вокализациями и разговорами ни о чём вслух в общественных местах. Если загружать мозг работой, можно увести таких ребят от аутостимуляций и попутно качать мышление, речь.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)

Читайте также: