Место фета в русской поэзии второй половины 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Литература второй половины 19 века приобретает особое значение в жизни общества. Она перестает быть инструментом развлечения публики, но остается инструментом познания и одним из основных пластов культуры.

Писатели и поэты, создавая свои творения, стимулируют сознание общества и тем самым способствуют его изменению.

Господствующим литературным методом данного периода является критический реализм как максимально точное воспроизведение действительности с критической оценкой происходящего.

Поэзия 2 половины 19 века весьма своеобразна. С одной стороны, она наследует темы, идеи и направления поэзии 1 половины 19 века. Тема личности и её места в истории, внутренний мир человека – все это в области внимания поэтов. Но приобретает особый смысл гражданская направленность лирики.

«Поэтом можешь ты не быть,

Многие поэты 2 половины 19 века выполняют пушкинский завет, данный им еще в начале 19 века:

И виждь, и внемли!

Исполнись волею моей!

И обходя града и земли,

Роль поэта 2 половины 19 века воспринималась как роль пророка, который словом может зажечь искру в сердце человека.

Но было несколько поэтов, которые, продолжая традиции русской поэтической школы 17-19 веков, творили в русле романтизма и сентиментализма. Это Ф.И.Тютчев и А.А.Фет.

«Тебе теперь не до стихов,

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать.

Лирику Ф.И.Тютчева называют пантеистической.

Литература второй половины 19 века приобретает особое значение в жизни общества. Она перестает быть инструментом развлечения публики, но остается инструментом познания и одним из основных пластов культуры.

Писатели и поэты, создавая свои творения, стимулируют сознание общества и тем самым способствуют его изменению.

Господствующим литературным методом данного периода является критический реализм как максимально точное воспроизведение действительности с критической оценкой происходящего.

Поэзия 2 половины 19 века весьма своеобразна. С одной стороны, она наследует темы, идеи и направления поэзии 1 половины 19 века. Тема личности и её места в истории, внутренний мир человека – все это в области внимания поэтов. Но приобретает особый смысл гражданская направленность лирики.

«Поэтом можешь ты не быть,

Многие поэты 2 половины 19 века выполняют пушкинский завет, данный им еще в начале 19 века:

И виждь, и внемли!

Исполнись волею моей!

И обходя града и земли,

Роль поэта 2 половины 19 века воспринималась как роль пророка, который словом может зажечь искру в сердце человека.

Но было несколько поэтов, которые, продолжая традиции русской поэтической школы 17-19 веков, творили в русле романтизма и сентиментализма. Это Ф.И.Тютчев и А.А.Фет.

Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья, Серебро и колыханье

Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца. Ряд волшебных изменений

Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!

Афанасий Фет – великий русский лирик. Его творчество широко известно как любителям поэзии, так и романсов, написанных на его стихи.

Поэзия Фета является одной из вершин русской лирики, но современники поэта оценивали его поэзию далеко не так высоко, как мы. Из корифеев российской словесности только Некрасов в полной мере ценил его талант, сказав, что “Фет в …области поэзии такой же господин, как Пушкин в своей…”

Литературная карьера Фету далась тяжко. Вышедшее в 1863 г. собрание его стихотворений, подводившее итог первых двух десятилетий его литературной деятельности, не разошлось до самой его смерти.

Свой последний сборник семидесятилетний поэт выпустил в шестистах экземплярах – тираж для маститого поэта крайне мизерный даже для того времени. Но это было лишь одно звено в цепи многочисленных неудач и невзгод, преследовавших его с первых лет жизни.

Основное настроение поэзии А. Фета – настроение душевного подъема. Упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами – вот основное содержание поэзии Афанасия Афанасьевича.

Любовная лирика Фета – это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, заботлив и нежен по отношению к ней:

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

Чувство любви у Фета лишено разрушительной страсти, как у Тютчева. Поэт любуется возлюбленной, наполняющей своим существованием мир красоты и покоя. Лирический герой добр и внимателен, он настоящий защитник от всего злого для любимой. Он основателен, надежен и спокойно счастлив, его любви ничто не угрожает:

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова.

Сад весь в цвету,

Так освежительно радостно мне!

Словно таинственной речи я жду.

В своей лирике поэт стремился изображать не предметы, а чувства, которые они вызывают. Его новаторство – в умении передать ежесекундную изменчивость мира. Именно поэтому привычные образы превращаются у поэта во что-то новое и необычное, удивляющее читателей. Фет, как никто другой, сумел описать мир прекрасных человеческих чувств, его стихотворения стали классикой русской лирики XIX века.

Лирика Некрасова. Основные темы и мотивы. Лирический герой. Значение сюжета, поэтическое многоголосье.

Инфа из пособия:

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ НЕКРАСОВА

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ НЕКРАСОВА

1. Народность формы и содержания лирики. Взгляд на жизнь с точки зрения рабов, а не господ, угнетенных, а не угнетателей.

2. Совестливость лирического героя, способность чувствовать чужое горе как свое; с этим связан лирический колорит некрасовской поэзии.

5. Многоголосие поэзии.

6.Раздвоенность лирического героя: он тянется к прекрасному, возвышенному, но считает своим долгом говорить о народных страданиях.

7. Новаторство в области поэтической формы, сближение поэзии с прозой, использование повествовательного стиха.

8. Использование элементов народной речи.

9. Широкое использование трехсложных размеров, придававших текстам протяжное, песенное звучание.

И это не удивительно – Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, “фетовский почерк”; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не заковывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее.

Словосочетания, встречающиеся у Фета, поражали и возмущали многих его критиков, но по достоинству были оценены

его почитателями. Удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очеловечена, что мы часто встречаем “травы в рыдании”, “овдовевшую лазурь”, “лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой”.

Раскрепощенность фетовского слова выражается еще и в том, что оно всегда тянулось, “тяготело”, не только к поэзии, но и к живописи, к музыке. Ярким примером такого письма является стихотворение “Певице”: Уноси мое сердце в звенящую даль, Где, как месяц за рощей, печаль; В этих звуках на жаркие слезы твои Кротко светит улыбка любви. Тяжело понять, как в звуках могут быть “жаркие слезы”,

Но произведение действительно имеет неповторимый музыкальный эффект. Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.

Со страниц льется прекрасная музыка, вспархивают птицы, а сердце уносится в “звенящую даль”. Именно такие чувства вызывает цикл стихотворений “Мелодии”. Как легко проследить течение мыслей автора – звуки фортепиано плавно перетекают в пение “хора природы”, которое сменяется отдельными аккордами гитары, пробуждающими воспоминания, выстраивающими образы.

И меняется звуков отдельный удар, Так ласкательно шепчут струи, Словно робкие струны воркуют гитар, Напевая призывы любви. Удивляет то, сколько оттенков чувств можно проследить в лирике Фета. Это и грусть, и тревога, и сомнение, и страсть, и тоска – все это отражено подчас в двух-трех четверостишиях.

Стихотворения этого поэта будят в душе неповторимые чувства.

Обладая ассоциативно-метафорическим мышлением, автор доносит до читателя необычные образы, и читатель сам “додумывает” ситуацию, представленную в стихотворении. Это лишь намек на то, о чем хотел сказать автор. Фет – поэт-живописец, во многих его стихотворениях прослеживается богатая цветовая гамма, подчас контрастная, где четко проявляются свет и тени: Месяц светом с высоты Обдал нивы.

А в овраге блеск воды, Тень да ивы. Также в стихотворениях Фета можно выделить такие, в которых отражается движение, жест. Например, в стихотворении “Диана” отражение в воде лика богини, колеблемое ветром, дает жизнь неподвижному мрамору.

Фет стремится расширить границы языка, поэтического слова, но приходит к выводу, что выразить на бумаге можно лишь малую часть всех чувств, переживаний, а все остальное принадлежит тебе и твоему внутреннему миру, понять который не может никто. Осознавая ограниченность словесного материала, поэт восклицает: Как беден наш язык!

– Хочу и не могу – Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. Жалуясь на нехватку словесного материала, поэт все же смог выразить свои чувства и переживания, используя полеты своей фантазии.

В лирике Фета слились поэзия, живопись, музыка, которые в совокупности составляют неповторимое обаяние фетовской поэзии. А. А. Фет Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета нежна и многолика, сама природа “гласит его устами”. Невольно начинаешь трепетать, вчитываясь в его строки, причем в них нет особенной таинственности и искусственности. За внешней простотой и обыденностью открываются неповторимость и естественная красота, которые составляют основную прелесть его творений – любовь и гармонию.

Слияние лирического “я” с внешним миром порой абсолютное.

Автор раскрывается в произведении, вливая нам в Душу глубокое восприятие окружающего мира. На двойном стекле узоры. Начертил мороз, Шумный день свои дозоры И гостей унес; Смолкнул яркий говор сплетней, Скучный голос дня: Благодатней и приветней.

Все кругом меня. Природа, любовь, поэзия – эти понятия родственны, они выражают сущность бытия.

Человек счастлив, если живет в гармонии с окружающим миром и самим собой. Это состояние передает своей поэзии А. А. Фет. Чувство умиротворенности в природе переливается в его душу.

Природа обогащает поэта красотой, силой и величием, а он РИТ ей божественные звуки своей волшебной лиры. Стихи Фета музыкальны, они напевны и лиричны изначально, не потому ли многие из них стали прекрасными романсам Только встречу улыбку твою Или взгляд уловлю твой отрадный, – .

Не тебе песнь любви я пою, а твоей красоте ненаглядной. Про певца по зорям говорят, Будто розу влюбленною трелью. Восхвалять неумолчно он рад Над душистой ее колыбелью. Любовь и природа, они сродни друг другу, и когда эти понятия сливаются в единое целое, рождается первозданная красота.

Это прекрасно ощутил Фет и передал в своем творчестве. Пусть говорят: “безыдейном и аполитичном”, но поэзия должна быть величественной, обогащать душу человека прекрасными звуками, учить его жить в гармонии с миром, а эту “задачу” лирика Афанасия Афанасьевича выполняет великолепно.

Хочется снова и снова обращаться к его мелодичным стихам, наполняться ими, смотреть на окружающих его добрыми и мудрыми глазами художника, впускать в душу эту немудреную красоту, становиться лучше, богаче и чище духовно от высокого общения с творениями мастера. Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам, Ветр ползет лесною высью. Слышишь ржанье по долинам? То табун несется рысью. В стихотворениях А.

А. Фета очень часто звучат обращения, призывы выйти в этот большой и прекрасный мир, увидеть его красоту и прелесть, удивиться и обрадоваться Божьему творению. Полно спать: тебе две розы. Я принес с рассветом дня.

Сквозь серебряные слезы. Ярче нега их огня. Вешних дней минутные грозы, Воздух чист, свежей листы…

И роняют тихо слезы. Ароматные цветы. Поэзия Фета активна, так как зовет от неги и безделья прыгнуть в эту большую и светлую жизнь, узнать любовь, красоту и невзгоды, почувствовать гармонию окружающего во прелести и многообразии.

В его произведениях не найти обсуждения социальных и политических проблем. Особенностью его стихов была способность проникать в самые недра человеческой души и излагать это в стихотворной форме.

Несмотря на то, что сам Фет считал высшей целью своего творчества описание красоты природы, некоторые его стихи все же содержат черты реализма. В целом, творчество поэта вызывало противоречивые отклики. Несмотря на это, его лирике принадлежит немалая роль в русской поэзии.

Происхождение и ранние годы

Афанасий Афанасьевич Фет родился 5 декабря 1820 года. Дата его рождения не точна, поскольку в различных источниках день и даже месяц рождения – разные.

Родина А. Фета Мценский уезд

Родиной его была деревня Новоселки Орловской губернии. Местом рождения – родовое имение отставного ротмистра, предводителя дворянства Афанасия Шеншина. Почему мир знает поэта под фамилией Фет? Его отец какое-то время жил в Германии, где познакомился с Шарлоттой Фёт. Эта фамилия досталась ей от первого мужа. В 1819 году молодые люди поженились, а в 1820 году на свет появился их сын Афанасий. Отец, как и полагается, дал ребенку свою фамилию.

Сдержанные воспоминания о детстве были продиктованы характером отца, сурового, скупого на ласку человека. Мать была терпеливой, покорной женщиной. Атмосфера в семье была тягостной и мрачной.

Афанасию было неуютно в родительском доме, поэтому он все свободное проводил в играх с дворовыми ребятишками. Читать по-немецки его научила мать. С русской азбукой его познакомил дворовый повар Афанасий.

Потом были и другие учителя. Один из них, семинарист Петр, пытался обучать Фета грамматике, его сменил дворовый парикмахер Филипп, который сам был полуграмотным и больший упор делал на чтение молитв. Едва овладев языком, Фет увлекся чтением русских поэтов. Особенное восхищение в нем вызвал слог Пушкина.

Образование

В 1834 г. семья переехала в г. Верро, где Афанасия отдали в немецкий пансионат Крюммера. Здесь юноша уже начинает пробовать себя в качестве поэта. В 1837 году он едет в Москву и поступает в пансион Погодина.


А. Фет в молодости

Через полгода, в 1838 году Афанасий становится студентом юридического, а потом словесного отделения Московского университета. Студенческая жизнь свела молодого человека с Аполлоном Григорьевым. Считается, что именно он рассмотрел поэтическое дарование Афанасия.

Вместе с тем, Фета не перестает терзать мысль об утрате дворянских привилегий. С целью вернуть титул, он в 1845 году поступает в один из южных кавалерийских полков и, спустя год, становится офицером.

В 1853 году его переводят на службу в полк, который был расквартирован недалеко от Петербурга. Это дает ему возможность общаться с И.А. Гончаровым, А.Н. Некрасовым, И.С. Тургеневым.

Творчество


Я. Полонский, Н. Страхов, А. Фет

В 1860 году Фет приобретает собственный хутор в Мценском уезде и, не прекращая писать, погружается в дела хозяйственные. В 1867 году он избирается мировым судьей. Наконец, в 1873 году ему удалось вернуть отцовскую фамилию и сопутствующие ей регалии. Поэт вновь стал Афанасием Афанасьевичем Шеншиным.

Фрагмент стихотворения

Приветствую тебя, мой добрый, старый сад,

Цветущих лет цветущее наследство!

С улыбкой горькою я пью твой аромат,

Которым некогда дышало детство.

Густые липы те ж, но заросли слова,

Которые в тени я вырезал искусно,

Хватает за ноги заглохшая трава,

И чувствую, что там, в лесу, мне будет грустно.

Как будто с трепетом здесь каждого листа

Моя пробудится и затрепещет совесть,

И станут лепетать знакомые места

Давно забытую, оплаканную повесть.

Главные произведения

Среди огромного количества произведений можно выделить сборники лирических стихов, прозу, письма, поэмы. Стихотворения, ставшие наиболее популярными:

  1. Если радует утро тебя
  2. Степь вечером
  3. Только встречу улыбку твою
  4. Я долго стоял неподвижно
  5. Я пришел к тебе с приветом

Можно смело сказать, что вся последующая любовная лирика Фета строилась на воспоминаниях о его страстной


Музей-усадьба Фета в Воробьевке

Еще одно прекрасное стихотворение “Сияла ночь. Луной был полон сад…” объединяет в себе восторг музыкой, волшебной ночью и прекрасным пением незнакомки.

Последние годы

В 1884 году Фету была вручена Пушкинская премия Императорской Академии за полный перевод трудов Горация. В 1886 году он избирается членом-корреспондентом Академии Наук. В 1888 году Фет удостоился звания камергера.


Памятник Фету в Орле

Будучи богатым помещиком, Фет оказывал помощь голодающим организацией благотворительных литературных вечеров. Помогал крестьянам, принимал участие в устройстве больницы.

В последние годы Фета беспокоили заболевания легких и сердца. 21 ноября 1892 года поэт скоропостижно скончался в Москве от сердечного приступа. Его могила находится в родовом имении Шеншиных, в селе Клейменово.

Читайте также: