Слом старого и создание нового государственного аппарата кратко

Обновлено: 05.07.2024

Процессы слома буржуазного государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны. Для советского государственного строительства было характерно абсолютное недопущение разрывов непрерывности в наличии власти.

В отличие от первого Советского правительства последующие составы СНК формировались на заседаниях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) соответствующего созыва, избранного в свою очередь съездом Советов. Такие особен­ности полномочий и порядка создания СНК были обусловлены необхо­димостью обеспечить оперативное руководство жизнью молодой рес­публики, принимать оперативные меры по борьбе с ее многочисленными врагами.

Руководство отдельными отраслями государственной жизни пору­чалось комиссиям (вскоре они стали называться народными комиссариатами), председатели которых входили в СНК. На­родные комиссариаты, как указывалось в декрете, обязывались в тес­ном единении с массовыми организациями рабочих, крестьян, солдат, матросов и служащих обеспечить проведение в жизнь программы, сформулированной II Всероссийским съездом Советов.

Наркоматы наследовали функции прежних министерств. Осуществляли в рамках своей компетенции планирование, управление, принимали непосредственное участие в законотворчестве. 4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложныедекреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом, три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Во главе каждого наркомата стоял народный комиссар (нарком), который имел заместителей. Совещательным органом при наркоме была коллегия. Наркомы по должности являлись членами Совнаркома (СНК), который с 26.10(8.11)1917г. по 10.3.1918г. размещался в Смольном. Большинство Наркоматов до середины ноября 1917г. находились там же, затем - в зданиях бывших министерств.

Состав и структура Наркоматов в основном сложилась к январю 1918г:

Наркомат внутренних дел (НКВД), создан 26.10(8.11).1917г., аппарат сформировался к январю 1918г.; наркомы А. И. Рыков (1917), Г. И. Петровский (1917-19);

Наркомат государственного призрения (НКГП), создан 29.10(11.11).1917; нарком А. М. Коллонтай;

Наркомат гос. имуществ (НКГИ), создан 9(22).12.1917; нарком В. А Карелин;

Наркомат земледелия (НКЗ), создан 26.10(8.11).1917; наркомы В. П. Милютин (1917), А. Г. Шлихтер (1917), А. Л. Колегаев (1917-18);

Наркомат местного самоуправления (НКМС), создан 9.12.1917(1.1.1918); нарком В. Е. Трутовский;

Наркомат по военным делам (Наркомвоен), сформирован в ноябре 1917; нарком Н. И. Подвойский (ноябрь 1917 - февраль 1918);

Наркомат по морским делам (НКМД), сформирован в январе-феврале 1918; нарком П. Е. Дыбенко;

Наркомат по делам национальностей (Наркомнац), создан 6.10(8.11).1917; нарком И. В. Сталин;

Наркомат почт и телеграфов (НКПТ), создан 26.10(8.11).1917; наркомы Н. П. Авилов (Глебов) (1917), П. П. Прошьян (1917-18);

Наркомат просвещения (Наркомпрос), создан 26.10(8.11).1917; нарком А. В. Луначарский (1917-29);

Наркомат торговли и промышленности (НКТП), создан 26.10(8.11).1917; наркомы В. П. Ногин (1917), А. Г. Шляпников (врио наркома 1917-18), В. М. Смирнов (1918);

Наркомат финансов (НКФ), создан 26.10(8.11).1917; наркомы И. И. Скворцов-Степанов (1917, к работе не приступал; фактически руководил В. Р. Менжинский), Менжинский (1918);

Наркомат юстиции (НКЮ), создан 26.10(8.11). 1917; наркомы А. Ломов (Г. И. Оппоков) (1917, к работе не приступал; фактически руководил П. И. Стучка), И. З. Штейнберг (1917-18).

10-11.3.1918г СНК и все Наркоматы переехали из Петербурга в Москву.

До принятия Конституции РСФСР 1918 г. центральные органы государственной власти и государственного управления приняли ряд декретов, при помощи которых разрешали наиболее существенные проблемы становления и развития социалистической государственности.

Как орган управления хозяйством ВСНХ был наделен широкими полномочиями. Его основной задачей была организация народного хозяйства и государственных финансов. В соответствии с этим ВСНХ вырабатывал общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, объединял деятельность центральных и местных орга­нов управления отдельными отраслями хозяйства, Всероссийского со­вета рабочего контроля, а также деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса. ВСНХ было предо­ставлено право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности, торговли и проведения иных мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов.

Местными органами ВСНХ являлись областные советы народного хозяйства. В Петрограде был организован СНХ Северного района. Создавались СНХ и в других местах — Центрально-промышленной области, Иваново-Вознесенске, Самаре и др. К маю 1918 г. сеть СНХ составила: областных — 7, губернских — 38, уездных — 69. Эта система органов государственного управления стала основным рычагом в деле развития экономики республики.

Власть Советов с невиданной ранее быстротой распространялась по стране. Центральные органы Советского государства — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров и Народный комиссариат внутренних дел руководили всеми сторонами деятельности органов власти на местах, стремились обеспечить, прежде всего, их необходимое организационное единообразие в построении и деятельности.

Чрезвычайно важную роль в деле законодательного оформления первых результатов советского строительства сыграл III съезд Советов, собравшийся в январе 1918 г.

Решения III Всероссийского съезда Советов стали основой даль­нейшего укрепления советского государственного аппарата, установления пра­вильных взаимоотношений между центром и местами. Коммунистиче­ская партия учитывала, что стремление местных органов к полноте власти, вполне естественное и необходимое в условиях ломки старого государственного аппарата, приводило подчас к ошибкам и извраще­ниям ленинской линии в вопросах советского строительства.

Было чрезвычайно важно в этих условиях, как отмечал Я. М. Сверд­лов, провести четкое разграничение сфер деятельности органов государ­ственной власти в центре и на местах. Эту проблему общегосударствен­ного значения нельзя было решить текущим декретом. Она должна была получить свое выражение в особом документе — Основном Законе государства. Эту главнейшую организационную задачу разрешила пер­вая советская Конституция, принятая 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов.

При народ­ных комиссариатах существовали коллегии, члены которых утверждались Советом Народных Комиссаров. Народные комиссары и члены коллегий наркоматов были ответственны перед Советом Народных Комиссаров и ВЦИК.

Остатки старого государственного механизма в новом большевистском государстве

Слом старых и создание новых государственных органов большевиками – это процесс формирования в 20-30 гг. XX века новых государственных структур СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее с сохранением отдельных элементов прежнего учетно-регистрационного аппарата.

В.И. Ленин указывал на необходимость сохранения наиболее ценных частей государственного механизма – учетно-регистрационного аппарата.

К учетно-регистрационному аппарату относились:

  • аппарат управления казенными предприятиями;
  • банки;
  • почта;
  • отдельные монополии (синдикаты, тресты и т.п.).

Высшие органы власти и управления

В результате октябрьского восстания был ликвидированы Совет республики По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Парламентская республика подробнее , Учредительное собрание и низложено Временное правительство. В ноябре 1917 годы в стране прошли выборы депутатов, а 5 января 1918 г. II Всероссийским съездом Советов было созвано Собрание По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Представительство подробнее . В повестке дня стоял вопрос о принятии Декларации По данной теме мы уже выполнили реферат Лицензионное производство подробнее прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Данную Декларацию принял ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет). Во время Собрания возникли существенные разногласия между большевиками, левыми социалистами-революционерами и правыми эсерами. В Собрании также рассматривались вопросы о форме государственного единства, о земле и о мире, о руководстве промышленностью. Встал остро вопрос о том, кто же будет руководить социалистическим строительством – большевики или эсеры.

Готовые работы на аналогичную тему

7 января ВЦИК принял Декрет о роспуске Учредительного собрания. Все депутаты приглашались для работы в органы Советов.

Новые высшие органы управления и власти:

  1. Всероссийский съезд Советов – верховный, обладающий всей полнотой власти орган;
  2. Совет Народных Комиссаров;
  3. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.

Советы рабочих и солдатских депутатов функционировали отдельно от Советов крестьянских депутатов. Продолжал работать Центральный Исполнительный Комитет, который был избран на I Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов в мае 1917 г. Исполнительный комитет По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Исполнительный процесс подробнее возглавлялся эсерами, представлял интересы зажиточного крестьянства.

Борьба рабочих и наиболее бедной части крестьянства за установление Советской власти, проведение Советским правительством декретов о мире и земле задействовали все более широкие слои крестьянства в политическую борьбу, подталкивали к установлению союза с рабочим классом. В конце ноября 1917 года наблюдается слияние в единый ВЦИК рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Это событие окончательно закрепило на местах единство Советской власти рабочих и крестьян.

Высшим принципом диктатуры пролетариата являлся союз рабочего класса с крестьянством при руководящей роли пролетариата. Этот принцип был подтвержден на III Всероссийском съезде Советов (10 января 1918 года).

Начала федеративного устройства страны Советов

III съезд Советов принял Закон о социализации земли, постановление о новом названии для верховной государственной власти. Советское правительство теперь не являлось временным.

Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов прошел в Москве в середине марта 1918 года. Съезд, большевистский по своему составу и представляющий практически все уезды и губернии Центральной России, Белоруссии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правотворчество в Белоруссии подробнее , Украины, Сибири, Урала, северных районов Прибалтики, ратифицировал мирный договор. Левых эсеров осудили за выступления в поддержку продолжения войны, в результате чего произошел распад блока левых эсеров.

На V Всероссийском съезда Советов была принята первая советская Конституция По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , а также решен вопрос о создании Красной Армии. Съезд полностью одобрил политику Советского правительства.

Левые эсеры неоднократно в разных городах (Москва, Ярославль, Муром, Рыбинск) пытались захватить власть, однако все их мятежи были подавлены. 9 июля 1918 года было решено исключить левых эсеров из всех Советов. Всероссийские съезды Советов проходили в стране достаточно регулярно. В промежутках между ними основные функции съездов выполнял ВЦИК.

Роль Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров

Первым председателем ВЦИК был Л.Б. Каменев (Розенфельд), которого вскоре заменил Я.М. Свердлов. Заседания ВЦИК проходили в узком и расширенном составах. Заседания узкого состава созывались по требованию фракций или Президиумом по мере необходимости и должны были проходить при наличии четвертой части членов ВЦИК. Расширенные заседания проходили не реже одного раза в 2 недели с наличием не меньше 50% членов ВЦИК. Президиум По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Административный процесс подробнее являлся рабочим органом Центрального комитета и избирался в составе десятой части от всех его членов.

С февраля 1918 года стал созываться расширенный Президиум, проводились объединенные заседания Совнаркома и Президиума. Высшим органом власти и управления было Советское правительство - Совет Народных Комиссаров, возглавляемый В.И. Лениным. Рабоче-крестьянское правительство стало одним из главных звеньев в системе всего государственного управления.

В полномочия Совнаркома входило:

  • издавать экстренные декреты (без согласования их ВЦИК);
  • осуществлять первоочередные мероприятия, предусмотренные программой II Всероссийского съезда Советов;
  • издавать законодательные акты и распоряжения, которые имели значительное общеполитическое значение, рассмотренные и утвержденные ВЦИК.

Высшим органом отраслевого управления стали народные комиссариаты. Изменение работы министерств происходило постепенно. Многие народные комиссары представляли Советское правительство в старых министерствах. Министерства играли роль исполнительного аппарата.

Сутью событий Октября 1917 года является захват власти у Временного правительства советскими структурами. Съезд был необходим для юридического оформления перехода власти к Совету рабочих и солдатских депутатов. К тому же к осени 1917 ВП потеряло свой авторитет, потому что не смогло решить поставленные задачи (разрешение аграрного вопроса, выход из войны). Советы, где уже преобладали большевики, не стали дожидаться созыва УС и самостоятельно захватили власть (+помощь Военно-революционного комитета Петрограда). Ленин настоял на том, чтобы действия по захвату власти начали до начала съезда. Отдаётся указ выдвинутся представителям ВРК в стратегически важные гражданские и военные объекты (вручался мандат о том, что люди должны подчиняться ВРК). 25 октября вечером, в ночь на 26 октября происходит свержение ВП – захват Зимнего дворца.

II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов состоялся 25-27 октября 1917 года в Смольном институте. 4 важнейших вопроса: национальный, о мире, о войне, о земле. Важнейшие решения и документы:

3) Декрет о земле. Программа левы эсеров, направленная на получение поддержки крестьянства на выборах в УС. Содержал в себе Крестьянский наказ о земле. Декрет объявлял об отмене помещичьей собственности на землю, её конфискацию вместе с инвентарем в распоряжение крестьянских депутатов. Наказ о земле: отмена права частной собственности (земля – общенародное достояние; недра – собственность государства), земля переходит в собственность государства, а трудящиеся сохраняют право пользоваться ею. Принцип трудового землепользования – право пользования землей до того момента, пока есть возможность её обработки. Наемный труд со стороны частных лиц не допускался, со стороны государства можно. Принцип уравнительного землепользования – распределение земли согласно трудовой и потребительской норме. Упоминание переселения при недостатке земельного фонда. Гарантия пенсионного обеспечения.

4) Декрет об образовании Рабочего и Крестьянского правительства. Создавалось Временное Рабочее и Крестьянское правительство – Совет Народных Комиссаров – осуществляет управление страной до УС. Комиссии заведовали отдельными направлениями государственной жизни и обеспечивали проведение в жизнь решений Съезда. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету. Главой СНК назначался Ленин, еще назначалось 13 народных комиссаров, глав комиссариатов (по делам национальностей – Сталин, торговли и промышленности – Ногин, иностранных дел – Троцкий, внутренних дел – Рыкова). Легитимность правительства обеспечивалось тем, что контроль за СНК осуществлялся Съездом, который избран народом. Первым ёдекретом СНК – Декрет о печати (гонение буржуазии).

+ Декрет об отмене сословий, национальной, половой, профессиональной дискриминации. Хотя в Конституции 1918 в части избирательного права были предоставлены преимущества пролетариату, бывшие имперские помещики и чиновники голосовать не могли.

+ Национализация (банки, земли, предприятия) и муниципализация, государственная монополия внешней торговли.

+ Декларация прав народов России (Ленин и Сталин): 1. Равенство и суверенность народов России; 2. Право свободных народов России на самоопределение вплоть до отделения и создания независимого государства; 3. Свобода развития национальных меньшинств и региональных групп; 4. Отсутствие религиозных и национальных привилегий,

Слом старого и создание нового государственного механизма в Советской России (окт 1917 - июнь1918).

До Октября: Временное правительство и Советы рабочих и солдатских + крестьянских депутатов. Во время переворота Советы взяли всю власть в свои руки, объявили ВП низложенным, арестовали его членов.

Советы первыми актами создали революционное временное правительство – СНК (подотчетен Съезду) + народные комиссариаты, власть передавалась Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (у них полнота власти, создание ЦИК – постоянно действующих органов верховной власти).

Вся система Советов строилась по принципу демократического централизма, т.е. подконтрольность тех органов, которые были созданы Советами, перед депутатами этих Советов, а их самих перед избирателями.

Сначала созыв Чрезвычайного съезда крестьянских депутатов, решили объединить ЦИКи, но выступали за то, что съезд нелегитимный. Через 2 недели - IIСъезд Советов крестьянских депутатов одобрил объединение ЦИКов Советов – создание ВЦИКа с представителями от армии (100 человек) и профсоюзов (100 человек).. Первым председателем ВЦИК стал Л.Б.Каменев. 8 ноября 1917 года в результате конфликта относительно взглядов на единое социалистическое правительство Каменев был заменён Я.М.Свердловым. Заседания ВЦИК могли проводиться в расширенном и общем составах. Расширенные заседания должны были созываться не реже одного раза в две недели с участием не менее половины членов ВЦИК. Узкие заседания – не менее одной четвертой ВЦИК, созывались его Президиумом по мере необходимости или по требованию фракций, входивших во ВЦИК, а также по требованию не менее 10 членов ВЦИК. Президиум ВЦИК был рабочим органом ВЦИК и избирался в составе 1/10 всех его членов. Президиум подготавливал материалы к заседанию ВЦИК, проводил в жизнь его постановления, наблюдал за текущей работой отделов.

Совет Народных комиссаров (СНК) был высшим органом власти и государственного управления - правительством страны, подотчетным Всероссийскому съезду и ВЦИК.Во главе с В.И.Лениным. Имел право издавать необходимые (чрезвычайные) декреты без одобрения ВЦИК, осуществлять первоочередные мероприятия в рамках общей программы II съезда. Заседания СНК проводились почти ежедневно. Высшими органами отраслевого управления стали народные комиссариаты, пришедшие на смену упразднённым министерствам Временного правительства. Первоначально назывались комиссарами, т.к. были скорее представителями нового правительства в старых министерствах. Члены СНК (наркомы) стояли во главе отраслевых наркоматов.

На правах наркоматов действовал Всероссийский Совет рабочего контроля,преобразованный в середине 1918 г. в наркомат Госконтроля.

Для управления национализированным имуществом на правах комиссариата создается ВСНХ (Оболенский) – высший совет народного хозяйства (декабрь 1917). Введение продовольственной диктатуры (май) и создание комитетов бедноты (июнь 1918).

- Из карательных органов в Октябре существовал Военно-революционный комитет, а в декабре 1917 его упразднили и создали Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (Дзержинский).

- Органы охраны общественного порядка. ВП создало народную милицию, большевики – рабоче-крестьянскую. Милиция подчинялась Наркомату внутренних дел, основные функции – охрана общественного порядка, принуждение к исполнению закона, борьба с преступностью.

- Судебная власть. В ноябре 1917 Декретом о суде № 1 были упразднены все судебные учреждения и созданы местные суды и трибуналы, которые являлись основной судебной инстанцией и избирались Советами. Население могла участвовать в осуществлении правосудия в качестве заседателей. Предварительное следствие также было возложено на судей. Упразднение прокуратуры.

- Армия. В январе 1918 Декреты о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии и Флота. Реввоенсовет республики– руководство армией (Троцкий). Конституцией 1918 – устанавливается всеобщая воинская обязанность.

Обещан созыв Учредительного собрания. Выборы проводились в ноябре 1917: из-за ультиматума народа о непризнании результатов революции в выборах в УС должны участвовать все социалистические партии. Результат большевиков не порадовал (у правых эсеров – большинство). Поэтому УС не одобрило Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. УС было разогнано, были проведены III Съезды Советов, на которых было принято решение об объединении в Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Объединенный Съезд принял Декларацию, резолюцию о федеральных учреждениях российской республики, одобрил название РСФСР, решение о создании конституции.

Первая задача любой революционной власти — предотвратить ее ликвидацию военным путем, пока она не оформилась и не получила минимума поддержки населения. Самый опасный период — первые часы и дни, когда даже информация о взятии власти еще не распространилась в обществе. Сразу же после 25 октября 1917 года Советской власти пришлось отражать наступление на Петроград войск Керенского — Краснова, а в самом Петрограде ликвидировать выступление юнкеров. Эти контрреволюционные выступления не были успешными, в них был виден упадок сил и духа всего проекта Временного правительства, исчерпавшего свой потенциал.

Но со всей остротой встала перед новым государством проблема выхода из мировой империалистической войны. Еще летом 1917 г. стало очевидно, что после разрушения государственности царской России продолжать войну было нельзя. Взяв власть под лозунгом "мира без аннексий и контрибуций", Советы начали переговоры о мире, и 3 марта 1918 г. был подписан грабительский Брестский мирный договор с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией (с аннексиями и контрибуциями).

На фоне непрерывного возникновения и решения критических, угрожающих полным крахом срочных проблем началось становление нового государства.

Процессы слома буржуазного государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны. Для советского государственного строительства было характерно абсолютное недопущение разрывов непрерывности в наличии власти. Проявившееся в эпоху становления советского строя "чувство государственности" (иногда даже говорят об "инстинкте"), причем на всех, даже низовых уровнях власти, а также сложившаяся во многом стихийно, из обыденного здравого смысла, доктрина государственности — особая глава истории русской культуры.

Для самого первого периода (между Октябрем и гражданской войной) отметим следующие характерные моменты:

— Невероятный по обычным (особенно по нынешним) меркам объем проведенной теоретической, аналитической и практической работы по конструированию и созданию форм и процедур государства и права.

— Высокая динамичность концептуальной мысли, быстрота принятия решений и проведения их в жизнь, эффективные и быстродействующие обратные связи с социальной практикой.

— Системное видение задач государственного строительства, верное различение фундаментальных и временных (а также чрезвычайных) структур, эффективное сочетание волевых решений с самоорганизацией, умелое использование неформальных структур власти и авторитета.

Учитывая материальные и кадровые возможности Советского государства в первый период, историки оценивают проделанную им работу как не имеющую прецедентов. В качестве аналога для сравнения берется обычно государственное строительство во время Великой Французской революции, однако условия несравнимы. Во Франции буржуазия, финансовая олигархия и интеллектуальная элита поддержали революцию, обеспечив ее деньгами и кадрами, а в России после Октября были ее противниками. Во Франции революция произошла при достаточно благополучном состоянии экономики, так что новая власть поначалу не стояла перед угрозой краха всей системы жизнеобеспечения страны; в России Советы приняли власть в условиях крайней разрухи, с необходимостью остановить катастрофу.

Взвешенное и достаточно полное описание источников той силы, которая двигала государственное строительство в тот период, выходит за рамки данного учебника. Кратко лишь назовем главные факторы:

— Россия не испытала раскрестьянивания, а рабочий класс не прошел полный курс пролетаризации ("утраты корней"). В ходе Октябрьской революции и после нее трудящиеся проявили себя как народ, обладающий целостной культурой и исторической памятью, включающей богатейший опыт государственного строительства и самоуправления (как общинного, так и городского). Советское государство устраивал народ, которому была близка сама идея Советов как типа соборной власти.

— За полвека до Октября русская культура создала уникальную гамму крупных социально-философских учений, в которых были продуманы ("испытаны") целые цивилизационные проекты: народничество, анархизм, русский либерализм, монархический традиционализм, социал-демократизм и русский коммунизм, православный социализм (в западной общественной мысли конкурировали два крупных социально-философских учения — либерализм и марксизм — родственные по своим мировоззренческим корням). При всей несхожести этих течений, все они участвовали в создании образов идеального, желаемого и возможного государства России. Русская культура провела огромный и длительный "мысленный эксперимент". Литература донесла вопросы и ответы этого эксперимента до широких народных масс в художественных образах — лучше, чем это могла бы сделать научная философия. Лев Толстой был не только "зеркалом русской революции", но и ее учителем.

— Наука, выросшая на русской культурной почве, была свободна от ряда важных идеологических догм Запада (прежде всего, механицизма научной картины мира и человека, социал-дарвинизма в видении общества). Наука России, восприимчивая к возникающей новой картине мира, дала основания для идеологии новых (постиндустриальных, нерыночных) отношений в обществе и между обществом и природой. Труд ученого-народника С.Подолинского, ученого-кадета В.Вернадского, экономиста-аграрника А.Чаянова и создателя первой теории систем (тектологии) большевика А.Богданова неявно, но мощно повлияли на становление Советского государства.

Обильная и резкая критика советского строительства до ХХ съезда, предъявленная после 1985 г., касается исключительно эксцессов и дефектов. Трудно найти свободную от идеологических штампов работу, в которой бы утверждалась принципиальная ошибочность главных политических решений. Даже в отношении коллективизации, повлекшей за собой тяжелую социальную катастрофу (голод крестьян), никто не заявил, что принципиальное решение о коллективизиции было неверным, и альтернатива создания в 30-е годы крупных кулацких ферм была предпочтительнее.

Крах СССР в конце 80-х годов произошел во многом потому, что по ряду причин все указанные выше факторы сильно ослабли или перестали действовать — строй становился все менее советским.

Читайте также: