Скульптура во второй половине 18 века в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Медный всадник

7 августа 1782 г. тысячи петербуржцев устремились к Сенатской площа­ди. Там стоял закрытый щитами монумент, вокруг которого выстроились войска. Толпа гудела от нетерпения. Наконец в небо взмыла ракета. Дере­вянные щиты рухнули. С Петропавловской и Адмиралтейской крепостей, с кораблей, стоявших на Неве, ударили пушки. Загремела музыка оркестра. В столице был открыт памятник Петру I работы французского скульптора Фальконе.

Почти 12 лет потратил мастер на создание скульптуры. Вначале изучал российскую историю начала XVIII столетия, рассматривал сохранившиеся изображения Петра. Потом долгое время создавал образ царя-преобразователя.

С приходом 18 века, Россия стала резко меняться. Реформы императора Петра затронули все сферы жизни, в том числе и искусство. Строительство новой столицы, парков, усадеб потребовало новых умений от строителей и архитекторов. Все перемены происходили на пике популярности стиля Барокко в Европе. Традиции русской скульптуры, до сих пор ориентированные на церковь, оказались невостребованными в новых условиях. Поэтому главные шедевры России первой половины 18 века созданы иностранцами. Из русских художников можно назвать лишь Ивана Зарудного, который создал алтарь Петропавловского собора в Петербурге. Однако, вклад его более ощутим в архитектуре, нежели скульптуре.

Алтарь Петропавловского собора в Петербурге

Неоспоримое первенство в русском пластическом искусстве первой половины 18 века принадлежит Карло Растрелли. Среди его работ особенно можно выделить скульптурный портрет Петра Первого. Автор необыкновенно точен в передаче портретного сходства, скрупулезен в деталях. Его портрет оказался одним из самых реалистичных изображений первого русского императора. Зритель получает полное представление о характере Петра, о его внутренней энергии и решительности.

Скульптурный портрет Петра Первого, Растрелли

Парадный памятник Петру, установленный возле Михайловского замка в Петербурге создан в соответствии с европейскими традициями монарших конных статуй. Величественная посадка, стилизованная одежда, античные сандалии - все в этой работе призвано подчеркнуть божественное происхождение власти правителя, его связь в древней историей державы. Перед зрителем изображение не обычного живого человека, но правителя, идеального, властного и справедливого.

Парадный памятник Петру

Несомненной удачей автора можно назвать мраморный скульптурный портрет Александра Меньшикова. Государственный деятель и верный сподвижник императора несколько идеализирован. Но Растрелли удалось намекнуть на любовь к роскоши своего героя. Стоит только обратить внимание на обилие наград и тщательно выполненный парик героя.

Мраморный скульптурный портрет Александра Меньшикова

Скульптурная композиция "Анна Иоанновна с арапчонком", украшающая один из залов Русского музея, пример великолепной барочной скульптуры, пышной и эмоциональной.

Анна Иоанновна с арапчонком

Вторая половина 18 века вносит некоторые коррективы в эстетические представления, появляются русские имена среди известных художников. Императорская академия художеств к этому времени выпускает таких известных мастеров как Шубин, Щедрин, Гордеев, Мартос, Козловский. Однако, иностранцы продолжают преобладать.

Скульптурные портреты Шубина отличаются реализмом, темпераментом и особой пластичностью. Портреты Голицына, Ломоносова, Орлова, Павла Первого - шедевры не только русской, но и мировой скульптуры.

Конец 18 века принес с собой новый стиль в искусстве - классицизм. В новой эстетике творили скульпторы Козловский (Поликрат, Яков Долгорукий, Волхов и Нева и др.), Щедрин (Венера, Диана), а также Прокофьев (Морфей, Актеон Преследуемый). Новая эстетика требовала от художников прославление разума и гражданских добродетелей. Эмоциональность и декоративность Барокко более востребованы не были.


Здесь вы найдете статьи об искусстве, истории, книгах, биографии художников, посещенных мною выставках, музеях да и просто о том, что интересует меня в мире культуры и творчества.

Что может дать вам изучение искусства?

Познание и исследование искусства может дать вам не только знания, но и помочь обрести чувство прекрасного, привить художественный вкус, внутренне обогатить, научить наблюдательности, принести духовный рост и развитие своей личности.

Если это интересно вам, подписывайтесь на мой блог об искусстве 🙂

Контакты

Русская скульптура

  • Posted by Монахова Карина
  • 18.04.2021
  • 8 мин на чтение
  • 0 Comments

Что рассказывает история русских скульптур? Когда они возникли? Чему они посвящены? Из чего они делались? Какова была их идея и предназначение? Это ключевые вопросы статьи, на которые я подробно отвечаю.

Русская скульптура в XVIII – XX веках прошла важнейшие ступени своей эволюции: от декоративных форм барокко к постепенному переходу к строгой и сдержанной стилистике классицизма, преодоление классических канонов и движение к новому, реалистическому этапу развития, связанному с прогрессивными идеями русского демократического общества, влияние импрессионизма и отход от него. Каждый из названных периодов был обусловлен историческими закономерностями общественно-политического, экономического и культурного развития того или иного времени. Предлагаю подробнее рассмотреть каждый из них.

Зарождение русской скульптуры XVIII век – эпоха барокко

Русская скульптура зародилась в эпоху Петра I (1689-1725). Это время культурного расцвета в России. В 1703 году был основан Санкт-Петербург, прорубивший “окно в Европу”.

Для застройки города приглашались иностранные мастера, немецкие, французские и итальянские архитекторы – Франческо Растрелли, Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди – и скульпторы – Бартоломео Карло Растрелли, Андреас Шлютер, Конрад Оснер, Николя Пино. Именно они положили начало колоссальному развитию скульптуры и архитектуры в России. Различные тенденции и идеи, привнесенные ими из-за рубежа, постепенно перерабатывались на русской почве, приобретали новые формы и характер. К тому же, иностранные мастера нередко становились учителями первых русских великих скульпторов. К примеру, учителями Федота Шубина были Этьен Морис Фальконе и Никола Франсуа Жилле.

Искусство барокко было направлено на создание пафосно – торжественных произведений, представляющих триумф нации и монархии, победившей в Северной войне (1700 – 1721) и утвердившейся на Балтийском море.

Именно в XVIII веке зародился скульптурный портрет. Непревзойденным мастером становится итальянец Карло Растрелли, приглашенный в Россию для увековечивания “славных деяний Петра” и для работы над его памятником. Скульптор является создателем типичных образов эпохи – конная статуя Петра I и его бюста. Если говорить о выборе материала скульптором Карла Растрелли, то он работал с бронзой. Во второй половине XVIII века в качестве материала выбирается мрамор, дающий тончайшую проработку поверхности. Почему же мрамор становится основным материалом скульпторов?

Во второй половине XVIII века в искусство скульптурного портрета проникает идея ценности духовного мира человека. И для воплощения новых высоких представлений понадобились и новые изобразительные средства. Им становится мрамор. Таким образом, мраморные скульптуры сменяют бронзовые. В эпоху расцвета скульптурного портрета творил Федот Шубин (1740 – 1805), создавший знаменитые портреты Григория Потемкина, Павла I, Екатерины II и многих других.

Классицизм в русской скульптуре первой половины XIX века

В конце XVIII века барочные скульптурные работы уже не соответствовали эстетике и художественной идее нового утверждающегося в России стиля – классицизма.

Критикуя барокко за приверженность к пышности и чрезмерному великолепию, представители классицизма стремились приблизиться к естественной простоте античных образцов, заимствуя художественные приемы и сюжеты в искусстве Древней Греции и Рима.

Эти идеи нашли отражение в творчестве русских скульпторов-классицистов: Михаила Козловского, Ивана Мартоса, Федора Гордеева, Бориса Орловского, Ивана Прокофьева, Павла Соколова, Ивана Витали и других.

Черты классических скульптур – уверенная непринужденная постановка фигур, ясность и цельность силуэта, красота пропорций, выразительность и завершенность форм.

В эпоху Отечественной войны 1812 года под влиянием патриотического подъема и широкого воодушевления народных масс скульпторы – Феодосий Щедрин, Иван Мартос, Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов разрабатывали в своем творчестве темы мужества, патриотизма и народного героизма. К данной теме относится, например, памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве.

В эпоху классицизма большой вклад принесли скульпторы, работавшие в содружестве с ведущими архитекторами – Андреяном Захаровым, Андреем Воронихиным, Карлом Росси и Антонио Ринальди. Примером синтеза архитектуры и скульптуры являются работы Теребнева и Щедрина на здании Адмиралтейства в Санкт – Петербурге. В эпоху классицизма также получают распространение медальерная пластика, в которой также работали самые известные мастера.

Уже к 1820 годам в классицизме стали проявляться внутренние противоречия, которые особенно усилились в 1830-м годам. Так, начинается снижение роли монументально-декоративной и монументальной скульптуры и формирование реализма в русской скульптуре.

Реализм в русской скульптуре второй половины XIX века

Значительную роль в формировании реализма в русской скульптуре 1830-1850-х годов сыграло творчество Петра Клодта , автора знаменитых “Укротителей коней” на Аничковом мосту в Петербурге. В памятнике Крылову скульптор создал реалистически – правдивое изображение народного поэта, показанного в естественной и непринужденной позе. Это был новаторский замысел в изображении баснописца.

В конце 1830-1840-х годов наступили перелом и поиск новых путей в русской скульптуре. Монументальные формы классицизма постепенно уступают место станковым. Наиболее активно начинают создаваться скульптуры, ориентированные на социальные запросы времени и отражение жизни народа. Важное значение для становления жанрово-бытовой тематики в скульптуре имели работы Степана Пименова и Александра Логановского. Новые работы времени стали следствием дальнейшего утверждения народных тем и сюжетов.

В реалистических скульптурных произведениях заметен отход от идеализации форм и пропорций человеческого тела, отчетливее проявляется национальный характер образа, внимание к внутреннему состоянию человека, интерес к народной жизни и быту людей.

Мастера, достигшие больших достижений в области бытового, анималистического и портретного жанров в скульптуре второй половины XIX века: Сергей Иванов, Матвей Чижов, Евгений Лансере, Марк Антокольский, Александр Опекушин, Илья Гинцбург. Осваивая различные материалы и разнообразные творческие приемы, скульпторы стремились к более острому выявлению характеров и усилению психологической трактовки образов.

Импрессионизм и экспрессионизм в русской скульптуре 1890 – 1900-х годов

В конце 1890-х годов начинается новых этап в развитии скульптуры, связанный с поиском современных образных решений. Их мы можем увидеть в произведениях Анны Голубкиной, Паоло Трубецкого, Сергея Коненкова и Александра Матвеева. Импрессионистические мотивы заметны в скульптурах “Паганини” Коненкова, “Изергиль”, “Портрет Карла Маркса” Голубкиной.

Живописец Михаил Врубель стал одним из первых применять цвет в своих майоликовых и гипсовых работах, прибегая к необычным сюжетам и композициям. Это проявляется в работах: “Голова львицы”, “Демон”, “Египтянка с цветами на голове”.

Русская классическая скульптура в XX веке

Одним из первых скульпторов, отошедших от импрессионизма, был Матвеев, который обращался к поискам предельно ясной и простой скульптурной формы. Скульптор считал, что замысел художника может быть передан через раскрытие и постижение обнаженного человеческого тела.

В скульптуру XX века проникают символические трактовки образов. Их можно увидеть в скульптурах Голубкиной “Спящие” и Матвеева “Сон”, “Утро”, “Спящие мальчики”. Скульптура в целом ощущает на себе множество экспериментов, проявляющихся в выборе материала, использовании цвета.

В XX веке русская скульптура сдает свои позиции и проявляется наиболее активно в связи с декретом В.И. Ленина в 1918 году “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции”. Скульптура, таким образом, получила поддержку со стороны советской власти.

В результате ленинского плана монументальной пропаганды появляется большое количество памятников и мемориальных досок, исполненных в самых различных стилях и направлениях. Футуристы внесли динамику в реальную форму, кубисты придали новый характер ее конструкции, конструктивисты дали скульптуре видимость сооружения.

Другую линию в советской станковой скульптуре представляли мастера – реалисты, продолжавшие традиции дореволюционной пластики. Особенно успешно развивалось творчество И.Д. Шадра, В.И. Мухиной, С.Д. Лебедевой. Именно реалистическое искусство увековечило образы государственных и военных деятелей страны, отразило героическое прошлое и подвиги советского народа в Великой Отечественной войне, трудовые достижения советских людей. Ярким примером этому служат работы Андреева “В.И. Ленин – вождь”, Мухиной “Рабочий и колхозница”.

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР в 1958 году “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве” приводит к изменению форм в русской скульптуре, в которой обозначаются новые веяния и поиски современных форм выразительности.

Для 1960-1970-х годов характерно появление огромного числа памятников, посвященных Великой Отечественной войне.

Устанавливаются памятники, стелы, мемориальные доски революционерам, военным деятелям, людям науки, искусства и литературы.

К примеру, памятник А.С.Пушкину скульптора М.К. Аникушина, о мастерской которого я даже писала статью в блоге. Вы можете перейти к ее прочтению, кликнув здесь.

В 1970-е годы важное значение приобретает камерная скульптура. Внимание к человеку, его неповторимой индивидуальности и богатому духовному миру нашло свое выражение в тонком психологизме образов в работах Л.М. Баранова “Федор Достоевский”, В.М. Клыкова “Василий Шукшин”, Э.Л. Юдина “Скульптор Я.Н. Куприянов”.

Прослеживая творческие биографии мастеров скульптуры от XVIII века до наших дней, можно наглядно представить себе основные линии ее развития, понять, как важно было для скульпторов всех эпох, значение художественного наследия. Русская скульптура, как вы могли ощутить, – это огромный пласт в отечественном искусстве, богатая сокровищница художественных и исторических ценностей.

Статья написана по материалам книги “Мастера русской скульптуры” Л.Н. Дорониной.


Скульптурный портрет Петра I.Б.К.Растрелли , 1723-1729, ГРМ.


Анна Иоанновна с арапчонком, Б.К. Растрелли , 1741, ГРМ.


Памятник Петру I у Михайловского замка в Санкт-Петербурге, Б.К. Растрелли , 1800.


Бюст А.Д. Меньшикова . Скульптор Б.К. Растрелли , 1716-1717, Меньшиковский дворец, Санкт-Петербург.

Э.М. Фальконе ( 1816-1891).


«Медный всадник". Э.М. Фальконе , Санкт-Петербург, 1782


Зима. Э.М. Фальконе , 1771, Эрмитаж.

М.И. Козловский (1753-1802).



Памятник А.В. Суворову. Скульптор М.И. Козловский , Санкт-Петербург, 1799-1801.


Самсон, разрывающий пасть льва. Скульптор М.И. Козловский , 1800, Петергоф.

Справка : в годы Великой Отечественной войны Самсон был похищен, после войны восстановлен скульптором В.А. Самсоновым и поставлен на старом месте.

Ф.Г. Гордеев ( 1744-1810).


Прометей, скульптор Ф.Г. Гордеев, гипс, 1769, Третьяковская галерея.

Ф.И. Шубин ( 1740-1805).


Екатерина II- законодательница, Ф.И. Шубин.1789-1890


Бюст Екатерины II, Ф.И. Шубин , 1770.


Бюст Голицына. Ф.И. Шубин , 1775. За данный скульптурный портрет Екатерина II наградила мастера золотой табакеркой.


Бюст М.В. Ломоносова , скульптор Ф.И. Шубин , 1792.


Бюст Павла I, Ф.И. Шубин , 1800.

Примечание:

Скульптура ведёт своё начало ещё с периода язычества, когда создавались произведения из дерева. Однако после христианизации на Руси скульптура развивалась слабо. Это связано было с запретом идолопоклонства.

Начало развития скульптуры связано с эпохой Петра I. Сначала скульпторы заимствовали европейские жанры, методы. Да и сами творцы были в основном иностранцами. Однако со временем появляются и отечественные мастера. Высокого уровня скульптура достигла в Золотой век Екатерины II . Далее её развитие продолжалось, совершенствовалось, и сегодня скульптура- один из популярных жанров культуры.

Читайте также: