Скульптура в японии vi вв середина xix в кратко

Обновлено: 30.06.2024

В архитектуре и скульптуре можно выделить два основных направления в зависимости от того, какое из религиозных течений влияло на создание того или иного архитектурного памятника. Так, первые храмы школ Сингон и Тэн-дай отличаются значительной простотой и скромностью отделки. Основанный Сайте храм Энрякудзи состоял из трех небольших строений, впоследствии составивших центральный ансамбль храма. Храм Сингона Конгобудзи также состоял всего из трех зданий. Главным в них была не монументальность форм, а, наоборот, их неприметность на фоне природы. Построенные на скалах, опираясь своими опорами на горы, они нависали над пропастью, символизируя зыбкость человеческого бытия. Живописность горных монастырей лишь усиливалась тем впечатлением, которое производили пагоды, возвышающиеся над лесом. В 1Хвеке наблюдается большое разнообразие внешнего вида пагод: они становятся более изящными и живописными. Примерно в это же время в архитектурном ансамбле храмового комплекса появляется новый элемент — реликварий. Возникнув в горных храмах Конгобудзи, Исиямадэра, он вскоре стал одним из обязательных элементов комплекса. Реликварий представлял собой полусферу с характерной для японских пагод крышей. Строения эти были глинобитными, поверхность которых выравнивалась слоем штукатурки. Второе направление храмового зодчества, возникшее под влиянием дзёдо, было распространено в основном на равнинах. Для дзёдо характерно наличие большого свободного внутреннего пространства, для того чтобы верующие могли без затруднений осуществлять главный ритуал поклонения Будде Амиде — хождение вокруг статуи божества с повторением одной и той же фразы, что должно было даровать избавление от перевоплощений. Поэтому в амидийских храмах можно видеть резкий контраст между относительно скромным внешним оформлением и очень роскошным — внутренним. Так знаменитый храм Феникса близ Хэйана по форме действительно напоминал эту сказочную птицу, посланца небес. Храм воспроизводил образ прекрасных небесных чертогов, а находящийся внутри комплекса пруд, заросший лотосами, символизировал место перерождения душ праведников. Расположенный на берегу маленького озера с островками и деревьями, храм Феникса великолепно вписывался в окружающую его природу, становясь как бы ее частью, что является одной из основных особенностей японской эстетики.

Изменения в светском строительстве также были весьма значительны: именно в Хэйане сложился новый тип жилого комплекса, наиболее полно отразившийся в структуре императорского дворца, построенного в самом начале IX века. Он представляет собой сложный комплекс, все строения которого соединены между собой крытыми галереями. В центре находился главный парадный павильон (синдэн), окруженный многочисленными хозяйственными и государственными помещениями. Здесь же был прекрасный сад для прогулок, в котором искусно сплелись созданное природой — и творение рук человека. Все это призвано было символизировать тесную связь пейзажного сада с буддистскими верованиями в райские миры. Этот стиль архитектуры получил название синдэн-дзукури и был распространен вплоть до конца периода Хэйан.

Все большее распространение получает светская скульптура, появляются и развиваются портретные ваяния. Хотя они создавались по буддистским канонам, все более заметны в них национальные черты: особенности внешности, одежды, прически и т. п., что говорит о зарождении чисто японского искусства, ищущего пути для реализации собственного мировосприятия.

§ 36. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА

§ 36. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА Архитектура. Русско-византийский стиль, появление которого связано с именем К. А. Тона, многие современники оценивали критически. Русские зодчие стремились возродить национальные традиции в архитектуре. Эти идеи воплощал А. М.

5. Градостроительство и архитектура. Скульптура

5. Градостроительство и архитектура. Скульптура Период эллинизма был временем основания множества новых и благоустройства древних городов. Естественно, этот процесс послужил мощным стимулом для градостроительного искусства и архитектуры. Элементы правильно

Архитектура и скульптура

Архитектура и скульптура В архитектуре и скульптуре можно выделить два основных направления в зависимости от того, какое из религиозных течений влияло на создание того или иного архитектурного памятника. Так, первые храмы школ Сингон и Тэн-дай отличаются значительной

Культура. Архитектура и скульптура

Культура. Архитектура и скульптура Сложность формирования культуры периода Эдо отразилась и в развитии архитектуры, в которой существовали порой противоречащие друг другу тенденции: с одной стороны процветало строительство пышных религиозных и мирских зданий в стиле

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ Наиболее полно духовную атмосферу жизни классической Греции с ее гражданственностью и гармонией отразила архитектура. Политическое и социальное устройство греческого полиса классической эпохи потребовало адекватной организации

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ Республиканский Рим с его узкими улочками (шириной от 4 до 7 м), кирпичными многоэтажными доходными домами и тесным старым Форумом не мог, конечно, сравниться с современными ему эллинистическими городами Востока: Александрией Египетской

Архитектура и скульптура

Архитектура и скульптура VII–VI вв. до н. э. в истории архаической Греции связаны с расцветом каменной архитектуры. Постройка жилых зданий и портовых сооружений была связана с оживлением хозяйственной жизни, с колонизацией и с развитием торговли. Общественные здания из

Архитектура и скульптура

Архитектура и скульптура Развитие римской архитектуры и скульптуры проходило под сильным греческим и этрусским влиянием. В частности, у этрусков практичные римляне заимствовали некоторые приемы строительной техники. Профессиональные достижения этрусских умельцев

6. Архитектура, скульптура

6. Архитектура, скульптура В 1-й половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре было барокко. Для него характерно создание огромных ансамблей, отличающихся торжественностью, пышностью, обилием лепнины, скульптур, колонн. Во 2-й половине XVIII в. на смену барокко приходит

7. Архитектура и скульптура

7. Архитектура и скульптура Во 2-й половине XIX в. в связи с расширением применения железа и стекла, началом использования бетона зодчие сосредоточились на функциональности зданий.Во 2-й половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал

5. Архитектура и скульптура

5. Архитектура и скульптура В архитектуре получил распространение новый стиль – модерн со свойственным ему стремлением подчеркнуть назначение жилых и общественных зданий. Он широко использовал:1) фрески;2) мозаику;3) витражи;4) керамику;5) скульптуру;6) новые конструкции

5. Архитектура и скульптура

5. Архитектура и скульптура В результате национализации земли и крупной недвижимости в городах единственным заказчиком строительных работ в советской России стало государство. В первое послереволюционное десятилетие его идеологический диктат еще не сказывался на

7. Архитектура и скульптура

5. Архитектура и скульптура

5. Архитектура и скульптура 5. В художественной культуре Возрождения одно из ведущих мест занимает архитектура. Характерными особенностями архитектуры в этот период становятся:1) увеличение масштабов гражданского, светского строительства;2) изменение характера

5. Живопись, архитектура и скульптура

5. Живопись, архитектура и скульптура В изобразительном искусстве распространяются идеи романтизма и критического реализма. В тяжелой атмосфере Испании рубежа XVIII–XIX вв. сформировалось творчество Франсиско Гойи (1746–1828). Интерес к внутреннему миру человека, его

Пластическое мышление сложилось в Японии гораздо раньше изобразительного. Развивалась скульптура этой страны в самом тесном взаимодействии с живописью, декоративно прикладными искусствами и, прежде всего, с архитектурой. Скульптуру можно назвать одним из самых древних видов искусства Японии. Этот вид искусства в Японии, несмотря на свою самостоятельность, всегда был частью единого ансамбля, и полной мере проявился в этой стране только после принятия буддизма. Однако и до этого японские мастера выполняли оригинальные фигурки, в основном из глины. По периодам возникновения можно выделить несколько основных типов подобного рода произведений японского искусства.

Характерные особенности изваяний Японии

Одной из основных отличительных особенностей японской скульптуры является строгий канон, определяющий ее построение. Все образы символичны и в то же время необыкновенно емки и лаконичны. Японские изваяния – это обращение к вечным истинам. В них нет абсолютно ничего житейского. Основной материал, который использовался при выполнении скульптур – древесина. Япония – страна, богатая на леса. А поэтому практически все здания, в том числе и культовые, строились из бревен. Следовательно, для достижения максимально гармоничного сочетания фигурки божеств тоже должны были быть деревянными. Доведенные до совершенства приемы резьбы – еще одна отличительная особенность японской скульптуры.

История развития японской скульптуры

Вплоть до наступления эры феодализма, японская скульптура оставалась едва ли не единственным видом изобразительного искусства этой страны. Даже еще и в средневековье храмовые росписи играли в оформлении по сравнению с пластикой второстепенную роль. Свое ведущее положение скульптура продолжала сохранять вплоть до XV века. Именно она определяла пропорции храмов и светских зданий. Кардинально все изменилось после принятия Японией буддизма. Средневековая и древняя скульптуры этой страны различаются очень сильно. Порой даже трудно представить себе некую преемственность художественных решений.

Во времена неолита японскими мастерами создавались необыкновенно выразительные ритуальные сосуды и особые погребальные фигурки – догу. Эти идолы должны были вечно служить умершему в потустороннем мире. Сосуды в своей монументальности напоминают настоящие скульптуры. В начале первого тысячелетия в Японии появляются специальные алтари. И хотя представляют они собой не более чем обычные камни, важно то, что человеку удалось выделить определенное значимое место среди окружающей природы. Очень интересны японские погребальные изваяния – ханива. В основном такие статуэтки были найдены в могилах древних японских вождей III – VI вв. Малая пластика отличается чистотой форм и некоторой обобщенностью поз, выражений лиц и жестов.

В Средние века японская скульптура, так же как и вся культура этой страны в целом, переживает свой расцвет. Принятие и распространение в VII – VIII вв. буддизма сблизило Японию со многими другими странами. Огромное влияние на ее культуру начинают оказывать традиции древнейших высокоразвитых государств – Китая, Индии, Корее. В это время повсеместно лепились и вырезались скульптурные изображения буддистских божеств. Разумеется, появляются они и в Японии. В иконографии Будды этого периода буквально все имело важнейшее значение – поза, одежда, выражение лица и даже такие мелочи, как элементы прически. В VIII веке во время подъема, переживаемого государством, начинают возводиться очень большие храмы. Разумеется, они обставляются огромным количеством статуй. Для изготовления скульптур чаще всего используется бронза, золоченая древесина, глина. Главной святыней буддистского храма этого времени становится алтарь. На нем в иерархическом порядке располагаются скульптурки буддистского пантеона богов. Прямой связи между средневековой японской скульптурой и современной, конечно же, не прослеживается. Однако именно древняя техника изваяний посодействовала воспитанию в японском народе особого декоративного и композиционного чутья.

Японские нэцкэ

Нэцкэ использовались японцами в качестве своеобразных брелоков, предназначенных для удержания в нужном положении кисета с табаком. Наиболее популярными они были в период Токугава (1603 – 1868). Предмет этот - не просто функциональная или декоративная принадлежность. Нэцкэ несут в себе многоплановую символику. А это значит, что когда-то к ним относились как к культовым предметам. Эту разновидность японской скульптуры можно назвать завершающим этапом средневекового развития культуры.

Позолоченная Триада

Самой знаменитой японской культовой скульптурой можно считать бронзовую позолоченную Триаду VII. Эта композиция является основной святыней храма Хорюдзи. Создал Триаду Тори Бусси – древний японский скульптор.

Скульптурные произведения периода Дзёмон

Особенности скульптуры периода Яёй и Кофун

Данная эпоха названа по одной из самых распространенных типов керамики. На рубеже нашей эры начинает распространяться земледелие, пока примитивное. В результате появляются земледельческие поселения. Древние мастера этого времени изготавливают изделия из бронзы и глины. Скульптура становится более гармоничной и привлекательной. Мастера создают глиняные изображения людей, птиц и животных - ханифа. В III веке такие фигурки начинают устанавливаться рядом с курганами. Изготавливаются подобные скульптуры из глины. Древние мастера скатывали из этого материала жгуты, затем сворачивали в кольца. Из них и выполнялись скульптуру, которую затем обжигали в печи. В отличии от догу, ханива характеризуется необыкновенной выразительностью и живостью. Художник мог изобразить воина, девушку с интересной прической или даже целую процессию.

Скульптура начала распространения буддизма

Скульптура периода Тан

Скульптура периода Камакура, Мурамати и Эдо

XII век в Японии отмечен установлением правления военных домов. В это время значительно меняется и стиль изготовления скульптур. Уходит в прошлое эпоха изящества и утонченности. Скульптура становится необыкновенно динамичной. Статуи выполняются в абсолютно реалистичной манере. Период Мурамати (1333 – 1568) отмечен созданием просто огромного количества самых разнообразных масок, которые использовались в основном в театрах. В эпоху Эдо (1600 – 1868 гг.) наблюдался некоторый возврат к стилю периода Камакура. Во многих монастырях и храмах Японии до наших дней сохранились ценнейшие произведения искусства самых разных периодов истории, выполненные величайшими мастерами. Скульптура этой страны отличается оригинальностью и неповторимой самобытностью. Безусловно, и в наше время она так же радует глаз ценителей прекрасного, как и в прошлые века.

Японская скульптура развивалась, как и многие другие направления культуры этой страны, под мощным воздействием Китая. Однако, в течение нескольких веков, японские мастера сумели создать свой неповторимый стиль, ничем не напоминающий первоначальные образцы.

Буддийская скульптура раннего средневековья.

Скульптуры Японии периода раннего средневековья были тесно связаны с буддизмом , проникшим из Китая. В это время появляются многочисленные изваяния Будды и божеств буддийского пантеона, которые являлись, как правило, частью храмовых или монастырских комплексов, а их создание подчинялось строгим правилам – канонам .

В нём хранится сокровище средневекового искусства Японии – статуя Будды Вайроча́ны (Дайбуцу) . Эта скульптура – одна из главных достопримечательностей Страны восходящего солнца. Дайбу́цу – самое большое бронзовое изваяние, находящееся в Японии. Интересно, что сооружение самого павильона, где находится Будда, началось только тогда, когда сама статуя была уже готова.

Создателем этого уникального творения считается мастер корейского происхождения Кимима́ро . Он разработал сложную технологию изготовления данного грандиозного памятника. Однако, прежде чем желаемый результат был достигнут, семь раз его опыты по отливке скульптуры Дайбуцу заканчивались неудачей.

Подсчитано, что для создания огромной статуи понадобилось 437 т. бронзы, 150 кг золота, 7 т. воска, и другие материалы. (Согласно легенде, на его отливку были израсходованы все резервы бронзы в стране).

Размер всего изваяния вместе с пьедесталом составляет 22 метра. Высота фигуры самого Будды - 16 метров, только его лик достигает 5 метров в высоту. Будда восседает, подобрав под себя ноги, в сердцевине колоссального (диаметр этого престола превышает 20 метров) цветка лотоса с 56 лепестками, который олицетворяет необходимую для нирваны духовную чистоту. В жесте благословления выдвинута вперед правая рука божества. Волосы Будды синего цвета символизируют его нахождение в заоблачной небесной стране. Причёска Дайбуцу состоит из 966 завитушек.

Весь престол-лотос покрыт множеством изображений культового и сказочного характера и тысячами иероглифов. За головой огромной скульптуры, в качестве ореола, размещён круглый диск, покрытый позолотой, на котором, по периметру, расположено еще 16 изображений Будды, каждое величиной в человеческий рост. В целом скульптура Великого Будды в Тодайдзи олицетворяет собой "благословение, всесилие и всезнание".

Один раз в год, примерно 150 монахов и служащих спускаются на веревках, в специальных приспособлениях, с потолка и чистят от пыли Великого Будду.

Один раз в год, примерно 150 монахов и служащих спускаются на веревках, в специальных приспособлениях, с потолка и чистят от пыли Великого Будду.

И сама скульптура Дайбуцу, и Павильон, где она находится, не один раз страдали от землетрясений и пожаров, но каждый раз их бережно восстанавливали, благодаря чему гости Японии и сегодня могут полюбоваться этим шедевром.

Скульптура периода зрелого средневековья.

С течением времени образы буддийской скульптуры начали изменяться. Японские мастера чаще изображают многоруких и многоголовых божеств, а также духов-охранителей , с устрашающим выражением лица, экспрессивными и выразительными жестами. Таковы огромные (восьмиметровые) статуи, изготовленные мастерами Ункэем и Кайкэем в начале XIII века для Великих Южных ворот ансамбля Тодайзи.

В период установления сёгуната на смену образам божеств, демонов и духов приходит скульптурный портрет . Появляются портреты представителей высокопоставленной военной знати (например, портреты сёгуна Минамо́то Ёрито́мо), в которых важно не психологическое состояние героя, а показ его социального положения и обязательных для самурая качеств – мужества, решительности, спокойствия.

Большой интерес представляют портреты буддийских монахов. Они наделены индивидуальными чертами, каждое лицо обладает своеобразием.

Последователей буддизма изображали чаще всего в молитвенной (или медитативной) позе и помещали в храме, лицом к статуе Будды. Такие скульптуры, как правило, раскрашивали и даже одевали их в настоящие одежды.

Нэцкэ.

Это - миниатюрные изделия (от 2-х до 10-ти см. в высоту), выполняющие функцию брелока, получившие широкое распространение в XVIII – первой половине XIX века. Своим появлением они обязаны традиционной японской одежде – кимоно, которая не имеет карманов. Поэтому мелкие предметы, необходимые в повседневной жизни (трубка, кошелек, коробочка для лекарств или косметики и т.п.) носили за поясом, а в качестве противовеса использовали эти миниатюрные изделия.

Такие же миниатюрные скульптурки без отверстий для шнурка и, следовательно, без такого же утилитарного применения называют окимоно.

Нэцкэ обычно изготавливали из дерева, кости или камня. Обязательным условием при его изготовлении было создание округлой, гладкой формы, без острых или выступающих деталей, удобно размещающейся в руке. На задней части скульптурки непременно делали отверстие для шнурка ( химотоси ), связывающего нэцкэ с предметом, для которого она предназначалась.


Скульптура – самый древний вид японского изобразительного искусства. Исследователи утверждают, что она
зародилась в Японии раньше живописи еще на заре ее цивилизации, и долгий период была фактически
единственной областью изобразительного искусства.

Именно в пластике получили воплощение самые древние представления японцев о взаимосвязи человека с
окружающим миром.


Надгробная скульптура (Ханива), ок. V века, терракота


Крестьянин с фруктами. Нецке



Крестьянин и утки. Окимонó (слоновая кость)


Своими размерами, технологией изготовления и сюжетами окимонó напоминали нэцке, но имели подставки и,
конечно, не имели отверстий для шнура. До второй половины XIX века окимонó были мало известны вне
Дальнего Востока.
После Революции Мэйдзи (1866-1869) Япония вступает на путь модернизации своей политической и социальной
жизни и становится открытой миру.
В 1873 году Всемирная выставка впервые проводилась за пределами Англии и Франции в столице Австро-Венгрии,
Вене. И впервые на Всемирной выставке принимали участие экзотические страны Африки, а также Япония.
Отличительной чертой выставки в Вене было внимание к национальным культурам стран-участниц.
Среди экспонатов, представляющих культурные традиции и ремесла Японии, были выставлены и окимоно,
которые ошеломили европейцев своей изысканностью и тонкостью исполнения.


Кокон над городом Окимонó (слоновая кость)

Интерес европейцев к окимонó наметил новые требования к этим резным скульптуркам, предназначавшимся
теперь в основном для коллекционирования и украшения европейских интерьеров. Размеры окимонó стали
значительно больше (от 20 до 60 см), поверхность их тщательно обрабатывалась. Для того чтобы общаться
с европейским зрителем, на понятном ему пластическом языке, талантливые и трудолюбивые японские резчики
окимонó за несколько десятилетий освоили пластические традиции, развивавшиеся в Европе в течение веков.


Богини природы Окимонó (слоновая кость)

Так возник феномен японского европеизированного реализма в скульптуре, в русле которого работали мастера
окимоно. Изготавливались окимоно чаще всего из слоновой кости (иногда их тонировали раствором чая),
дерева, бронзы, серебра или из комбинации этих материалов.
Для большей декоративности мастера использовали гравировку орнаментов, золотой лак, инкрустацию
перламутром, эмалями и кораллом.


Окимонó (слоновая кость, коралл)

Наиболее популярные сюжетами для резчиков окимонó были: боги, исторические персонажи, герои сказок и
легенд, крестьяне и рыбаки, музыканты и актеры, старики и женщины с детьми, игры детей, животные,
птицы, морская фауна, овощи и фрукты.


Играющие дети. Окимонó (слоновая кость)


Ребенок на быке. Окимонó (кость, дерево)

В Японии нет значительных музейных коллекций окимоно, ибо в начале прошлого века лучшие работы были
вывезены из страны и стали украшениями европейских и американских музеев и частных собраний. Ценные
и редкие окимонó так называемой Белой эпохи (из слоновой кости) в Японии сегодня можно встретить
только в Императорском дворце.
Самыми значительными коллекциями окимонó обладают Антропологический музей университета Миссури, Музей
Виктории и Альберта, Краковский национальный музей, Эрмитаж. Из крупных частных собраний окимонó
можно назвать коллекции профессора Нассера Халили (Лондон), Курта С. Эриха (Бохум) и бизнесмена
Александра Фельдмана (Украина).


Дедушка с внуком. Окимонó (слоновая кость)


Мать, кормящая ребенка. Окимонó (слоновая кость)


Семь богов счастья и корабль сокровищ. Окимонó (слоновая кость)


Продавец цветов Бодхисатва Канон Окимонó (слоновая кость)


Продавец цветов Бодхисатва Канон Окимонó (слоновая кость)


Гранат на веточке. Окимонó (слоновая кость)

Вот такие они – окимонó, соединившие в себе пластические традиции Японии и Европы в результате
творческого диалога двух великих цивилизаций. Они пронизаны глубоким восхищением перед каждым
мгновением жизни, восприятием ее как бесценного и неповторимого дара.




Что собой представляет художественная культура Японии? Каким образом происходило её развитие? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Японская культура сформировалась в результате исторического движения, которое началось тогда, когда японцы переселились с материка на архипелаг и зародилась цивилизация периода Дзёмон.

На нынешнюю просвещённость этого народа сильно повлияли Европа, Азия (в особенности Корея и Китай) и Северная Америка. Одним из признаков культуры японцев является её длительное развитие в эпоху полной изоляции государства (политика сакоку) от всех остальных стран во времена правления Сёгуната Токугавы, длившегося до середины XIX века – начала эры Мэйдзи.

Влияние

Как развивалась художественная культура Японии? На цивилизацию значительное влияние оказало обособленное региональное размещение страны, климатические и географические особенности, а также природные явления (тайфуны и частые землетрясения). Это выразилось в необыкновенном отношении населения к природе как к живому существу. Особенностью национального характера японца является умение восхищаться текущей красотой Вселенной, которое выражается во многих типах искусств маленькой страны.

художественная культура японии

Художественная культура Японии создавалась под влиянием буддизма, синтоизма и конфуцианства. Эти же направления воздействовали и на дальнейшее её развитие.

Стародавние времена

В 13-м веке появилось конфуцианство. На этом этапе и произошло разделение философии Конфуция и буддизма.

Иероглифы

Образ художественной культуры Японии воплощён в уникальном стихосложении, которое называется хайку (хокку). В этой стране также весьма развито искусство каллиграфии, которое, согласно преданиям, возникло из небесных божественных образов. Именно они вдохнули жизнь в письменность, поэтому население трепетно относится к каждому знаку в правописании.

Ходят слухи, что японскую культуру подарили именно иероглифы, так как из них появились образы, окружающие начертанное. Немного позднее начало соблюдаться прочное соединение элементов живописи и стихотворения в одном произведении.

художественная культура японии постижение гармонии с природой

Если изучить японский свиток, можно обнаружить, что в труде содержится два вида символов. Это знаки письменности – печати, стихи, колофены, а также живописные. В то же время завоевал большую популярность театр Кабуки. Иному виду театра – Но – отдают предпочтение в основном военнослужащие. Самураи Японии, их строгость и жестокость оказали на Но сильное влияние.

Живопись

Художественная культура средневековой Японии изучена многими специалистами. Огромную роль в её становлении сыграла живопись кайга, что по-японски означает рисунок или картину. Это искусство расценивается как самый старый вид живописи государства, который определяется огромным числом решений и форм.

художественная культура древней японии

В нём особое место занимает природа, которая определяет священное начало. Разделение росписи на суми-э и ямато-э существует с десятого века. Первый стиль развился ближе к четырнадцатому веку. Он является некой монохромной акварелью. Ямато-э – это свёрнутые горизонтально свитки, которые обычно применялись в оформлении произведений литературы.

Каллиграфия

 культура японии развитие и виды

Кстати, в древности о культуре человека судили по его уровню владения каллиграфией. Сегодня существует большое число стилей написания, а развивают их буддистские монахи.

Ваяние

Как появилась культура Японии? Развитие и виды этой области жизнедеятельности человека мы изучим максимально подробно. Скульптура является самым древним типом искусства Японии. В давние времена народ этой страны изготавливал из керамики фигурки идолов и посуду. Затем люди стали на могилах устанавливать изваяния ханива, созданные из обожжённой глины.

Развитие скульптурного ремесла в современной японской культуре связано с распространением в государстве буддизма. Одним из самых древних представителей японских монументов считается размещённое в храме Дзенко-дзи изваяние будды Амитабхи, выполненное из дерева.

Скульптуры очень часто изготавливались из брусьев, но выглядели они весьма богато: мастера покрывали их лаком, золотом и яркими красками.

Оригами

художественная культура стран востока япония

Икебана

Миниатюры

Наверное, многие уже поняли, что художественная культура Древнего Китая и Японии тесно переплетена. А что собой представляет бонсай? Это японское уникальное умение культивировать практически точную миниатюрную копию реального дерева.

этапы развития художественной культуры японии

В Японии также распространено изготовление нэцке – маленьких скульптур, которые являются своего рода брелоком. Часто такие фигурки именно в этом качестве крепились к одежде японца, у которой отсутствовали карманы. Они её не только украшали, но и служили самобытным противовесом. Брелоки изготавливались в форме ключа, кисета, плетёной корзинки.

История живописи

Художественная культура Древней Японии интересует многих людей. Живопись в этой стране зародилась в период японского палеолита и развивалась таким образом:

  • Период Ямато. Во времена Асука и Кофун (IV-VII века) одновременно с внедрением иероглифов, созданием по китайскому образцу государственного режима и популяризации буддизма, в Японию из Поднебесной было завезено много произведений искусства. После этого в Стране восходящего солнца начали воспроизводить живописные изделия в китайском стиле.
  • Время Нара. В VI и VII вв. буддизм продолжал развиваться в Японии. В связи с этим стала процветать религиозная живопись, применяемая для украшения многочисленных храмов, построенных аристократией. В целом в эпоху Нара вклад в развитие скульптуры и искусства был больше, чем в живопись. Ранние картины этого цикла включают росписи внутренних стен храма Хорю-дзи в префектуре Нара, повествующие о жизни Будды Шакьямуни.
  • Эпоха Хэйан. В японской живописи, начиная с X века, выделяют веяние ямато-э, о чём мы писали выше. Такие картины являются горизонтальными свитками, которыми иллюстрировали книги.
  • Эпоха Муромати. В XIV веке появился стиль супи-э (акварель монохромная), а в первой половине XVII в. художники начали печатать гравюры на дощечках - укиё-э.
  • Живопись эпохи Адзути-Момояма выступает в резком контрасте с росписью периода Муромати. Ей присущ полихромный стиль с широким применением серебряной и золотой фольги. В этот период большим престижем и известностью пользовалось учебное заведение Кано. Его основателем был Кано Эйтоку, который расписывал потолки и раздвижные двери для разделения комнат. Такие рисунки украшали замки и дворцы военной знати.
  • Эра Майдзи. Со второй половины XIX века искусство разделилось на конкурирующие традиционный и европейский стили. Во время эпохи Майдзи Япония подверглась большим социальным и политическим изменениям в процессе модернизации и европеизации, организованных властями. Молодые перспективные художники были отправлены за рубеж для учёбы, а заграничные живописцы приезжали в Японию для создания школьных программ по искусству. Как бы то ни было, после первичного всплеска любопытства к художественному стилю Запада маятник качнулся в обратную сторону, и японский традиционный стиль возродился. В 1880 году обычаи западного искусства были запрещены на официальных выставках и подвергались резкой критике.

Поэзия

Вы заметили, что этапы развития художественной культуры Японии многогранны? Поэзия в обществе этой страны играла особую роль. Один из самых известных жанров - хокку, понять его можно, лишь ознакомившись с его историей.

Впервые он появился в эпоху Хэйан, был похож на стиль рэнга, который являлся подобием отдушины для поэтов, желавших отдохнуть от глубокомысленных стихов ваха. Хайкай превратился в самостоятельный жанр в 16-м веке, так как рэнга стал слишком серьёзен, а хайку опирался на разговорный язык и по-прежнему был юмористическим.

Японская драматургия

Многие утверждают, что художественная культура Китая и Японии завораживает. Вам нравится сценическое искусство? Традиционная драматургия Страны восходящего солнца делится на дзёрури (театр кукол), драматургию театра Но (кёгэн и ёкёку), театр Кабуки и сингэки. Обычаи этого искусства насчитывают пять базовых театральных жанров: кёгэн, но, бугаку, кабуки и бунраку. Все эти пять традиций имеются в наличии и сегодня. Несмотря на колоссальные различия, они связаны общими эстетическими принципами, основывающими японское искусство. Кстати, драматургия Японии зародилась на подмостках Но.

Появление театра Кабуки связано с именем работницы буддийского святилища О-Куни в Киото (1603 год). О-Куни выступала на подмостках с религиозными танцами, в которые были включены движения народных плясок нэмбуцу-одори. Её выступления перемежались комическими пьесами. На этом этапе постановки назывались юдзё-кабуки (Кабуки куртизанок), О-Куни-кабуки или онна-кабуки (дамский Кабуки).

Гравюры

В прошлом столетии европейцы, а затем и россияне именно через гравюру столкнулись с феноменом искусства Японии. Между тем в Стране восходящего солнца рисунок на дереве сначала вообще не считали умением, хотя оно имело все свойства массовой культуры – дешевизну, доступность, тираж. Знатоки укиё-э умели добиваться наивысшей доходчивости и простоты как в воплощении сюжетов, так и в их выборе.

образ художественной культуры японии

Манга и аниме

Многие художники пытаются изучить живопись Японии. А что такое аниме (японская анимация)? Оно от иных анимационных жанров отличается большей настроенностью на взрослого зрителя. Здесь имеет место дублирующее деление на стили для однозначной целевой аудитории. Мерой дробления выступает пол, возраст или психологический портрет кинозрителя. Очень часто аниме является экранизированным японским комиксом манга, который также получил большую известность.

Базовая часть манги рассчитана на взрослого зрителя. По данным на 2002 год, около 20% всего японского книжного рынка занимали комиксы с мангой.

Япония близка к нам географически, но, несмотря на это, на протяжении долгого времени оставалась непонятной и недоступной всему миру. Сегодня мы знаем об этой стране многое. Долгая добровольная изоляция привела к тому, что культура её совершенно не похожа на культуры других государств.

Читайте также: