Скульптура в архитектуре кратко

Обновлено: 07.07.2024

Как никакой другой вид изобразительного искусства скульптура близка архитектуре. Оба вида трехмерны и в создании художественного образа участвуют свет и тень. Даже материал, когда речь идет о скульптуре из камня, может быть тем же. Имеются также скульптуры, совпадающие по размерам с архитектурными сооружениями, например Сфинкс в Гизе, колоссальный бронзовый Будда в Камакуре (Япония) или статуя Свободы в Нью-Йоркском порту. Созданные специально для зданий и органично связанные с ними произведения носят названия архитектурной пластики, хотя, конечно, каменная скульптура и пластика из металла, бетона или гипса отличаются друг от друга. Архитектурная пластика только в редких случаях служит просто декорацией, чаще всего она наглядно выражает смысл и цель сооружения и таким образом придает дополнительную выразительность постройке.

Ни один из предметов не подходит для этой цели больше и не привлекает скульптора сильнее, чем фигура человека, его образ, тело, пластика. Фигуры зверей тоже были и остаются предметом архитектурной пластики. Свидетельством чему — романский портал со львами и Кенигслуттер и квадриги на Бранденбургских воротах в Берлине и на здании Оперы в Дрездене. Сюда же относятся и такие сказочные животные и птицы, как грифы, химеры и сфинксы. Формы изображения людей в рамках архитектурной пластики вообще разнообразны. Они простираются от головных портретов в медальонах и более или менее гротескных масок, как, например, голова Медузы, до бюстов и фигур в полный рост, изображающих одетое и обнаженное тело человека, подчас огромного размера. Сидящие колоссальные фигуры египетского скального храма Абу-Симбел имеют высоту 20 м.

Отдельный человек или группа людей представлены на зданиях или около них в различных действиях и положениях. При этом используются различные виды скульптуры, в том числе рельефные изображения, скульптура в нишах и круглая скульптура. В некоторых случаях статуи принимают на себя и функции несущего архитектурного элемента. Кариатиды спокойно и величаво подпирают своими головами антаблемент. Атланты и гиганты несут свою тяжесть на плечах или руках, при этом кажется, что масса портальных завершений, балконов или маршей террас их почти раздавливает. Гермами-кариатидами или просто гермами называются несущие скульптуры, нижняя часть тела которых переходит в суживающуюся книзу пилястру.

В среднеевропейской архитектуре скульптура достигла в XIII в. своего первого расцвета, изображая религиозные сцены, фигуры святых и ктиторов. Например, качество скульптур ктиторов в Наумбургском соборе превосходно. 500 скульптур, по большей части превышающих рост человека, украшает западный портал собора в Реймсе; 1800 статуй первоначально входили в декорацию собора в Шартре. Выдающемуся художественному гению прошлого Микеланджело мы обязаны скульптурами гробницы Медичи в Новой ризнице флорентийского собора Сан Лоренцо. Характерным для периода после 1500 г. была смена религиозных мотивов антично-мифологическими и изображениями властителей. Обе темы весьма тесно переплелись в период барокко. Скульптуры Марса, Зевса или Геркулеса часто следует понимать как аллегорию власти князя или короля. Часто властители изображались в римских тогах.

К чисто архитектурной пластике, празднующей свой триумф в дрезденском Цвингере или замке Сан-Суси, добавились садовые скульптуры и скульптуры, украшающие фонтаны. Внутренне и неразрывно связанная с архитектурой скульптура XVIII в. попала в период классицизма в некоторую изоляцию. Заимствованные из античности рельефы, фигуры и упряжки лошадей казались иногда лишь декоративным дополнением и менее всего органичной архитектурной деталью.

Шмалькальден (округ Зуль),

Эта дистанция между скульптурой и зданием еще более выросла в XX в. вследствие противоречий между художественным произведением и массовым промышленным продуктом — зданием. Однако целью современного архитектурного творчества является сохранение новых и хорошо зарекомендовавших себя старых форм связанного с архитектурой искусства и использование их для придания большей эмоциональности окружающей нас архитектурной среде.

Скульптурой в русском языке также принято называть непосредственно сами работы художников, изготовленные любым из перечисленных выше способов. Причем созданные мастерами произведения искусства, в отличие от живописных или графических аналогов, имеют осязательную трехмерную, а не плоскую форму.

Разновидности скульптуры

Скульптура — это вид искусства, для которого характерно разделение художественных произведений по нескольким основным критериям, в том числе:

  • по жанру;
  • по форме;
  • по назначению;
  • по материалу.

К главным скульптурным жанрам относятся:

  • Портретный. Предполагает максимально близкое к оригиналу сходство художественного образа с прототипом.
  • Религиозный. Играет важную роль в поддержании незыблемого величия религии и привлечения верующих.
  • Исторический. Помогает сохранить для потомков выдающиеся подвиги и достижения предков.
  • Мифологический. Передает в доступной художественной форме вымышленные события из древних преданий и легенд.
  • Бытовой. Основан на изображении рядовых событий из жизни простых людей, искусно подмеченных мастером.
  • Анималистический. Использует разнообразных животных в качестве главных героев произведения.

В истории скульптуры также известно огромное количество произведений, в которых авторы использовали символические и аллегорические художественные образы. Жанровые рамки этого вида искусства значительно расширились в ХХ веке. Именно тогда художники-новаторы начали массово создавать абстрактные скульптурные композиции и делать разнообразные неодушевленные предметы главными героями произведений.

По форме различают круглую и рельефную скульптуру. Круглые скульптурные композиции предназначены для визуального осмотра с разных сторон. Рельефные изображения частично выступают над плоским фоном или погружены в него (см. барельеф).

Скульптура. Скульптура. Индийские божества с горельефом в Кхаджурахо, VIII век

По назначению скульптуру разделяют на 3 основных разновидности:

  • Монументальная. Является частью архитектурной среды, характеризуется большими размерами, обычно представлена в виде памятников или монументальных сооружений.
  • Монументально-декоративная. К ней относятся всевозможные элементы рельефных художественных украшений зданий (атланты, кариатиды, фризы), а также установленные в садах и парках скульптурные композиции.
  • Станковая. Предназначена для обзора с близкого расстояния, обычно размещается внутри помещений, служит важной частью оформления интерьера.

Традиционными материалами для изготовления скульптур считаются:

  • натуральный камень (песчаник, вулканический туф, гранит и мрамор);
  • металлы и сплавы (бронза, медь, цинк, сталь);
  • гипс;
  • дерево.

Гораздо реже встречаются более экзотические материалы, в том числе лёд, песок и глина. Но произведения искусства, созданные из них, отличаются очень небольшой долговечностью и практически не используются профессиональными скульпторами.

История скульптуры

Появление первых цивилизаций дало огромный толчок развитию разных видов искусства. Уже в Древнем Египте появились первые монументальные скульптуры, украшавшие входы в храмовые комплексы, площади и дворцы фараонов. До наших дней сохранилась всемирно известная фигура большого сфинкса, высеченного из монолитной известняковой скалы около 2500 лет до нашей эры.

Древние египтяне достигли высокого уровня мастерства в сфере скульптуры. Они научились обрабатывать не только мягкий известняк, но и достаточно твердый гранит, а также вырезали фигурки людей из дерева. В это же время появились многочисленные рельефные изображения на стенах храмов и гробниц.

Скульптура. Три гранитных статуи фараона Сенусерта III, XIX век до нашей эры

Своеобразные школы скульптурного искусства чуть позже, но задолго до начала нашей эры, сформировались и в других регионах древнего мира. Уникальные образцы старинного зодчества создали неизвестные мастера многих цивилизаций:

  • ассирийской;
  • персидской;
  • индийской;
  • китайской.

Скульптура. Золотой олень с головой орла из китайской гробницы, IV век до нашей эры

Скульпторы древности научились ваять памятники на историческую, религиозную и мифологическую тематику. Рельефными изображениями украшали дворцы правителей, а миниатюрные статуэтки широко использовались в качестве амулетов для защиты от злых духов.

Ваятели Древней Греции не только сумели перенять многие традиции искусства у зодчих из Египта и Месопотамии, но и значительно превзошли соседей по уровню художественного мастерства. Античной культуре была присуща идеализация художественных образов. Статуи мифологических героев, богов и богинь до сих поражают нас красотой и гармонией изображения человеческого тела.

Наиболее выдающимися образцами эллинистической монументальной скульптуры по праву считаются давно исчезнувшие Чудеса Света — Колосс Родосский и Статуя Зевса в Олимпии. Уникальными рельефными изображениями и статуями также были украшены Храм Артемиды Эфесской и Мавзолей в Галикарнасе.

Скульптура. Основание колонны из Храма Артемиды, IV век до нашей эры

После завоевания территории Греции римлянами, центр мирового искусства переместился на Апеннинский полуостров. Многие греческие мастера были вывезены в Рим, где продолжали творить и обучать учеников. До наших дней сохранились многочисленные бюсты римских императоров, статуи мифологических богов и рельефные изображения на культовых сооружениях.

После падения Рима под натиском варваров в 476 году скульптура, как и многие другие виды изобразительного искусства, надолго пришла в упадок в Европе. Даже появление в XI веке единого романского стиля в архитектуре не сильно повлияло на положение дел. Только возникновение готики наконец-то предоставило скульптуре шанс для возрождения.

Скульптура. Скульптуры Южного портала Шартрского собора, XIII век

Многочисленные готические соборы, построенные в разных уголках Западной Европы, явили миру новые образцы искусства. В эту эпоху появилась и получила широкое распространение традиция украшения фасадов и интерьеров религиозных сооружений скульптурными композициями. Характерными особенностями человеческих фигур на зданиях были их вытянутые формы и скованные позы.

Подлинный расцвет скульптуры пришелся на эпоху Ренессанса. Имена великих зодчих Возрождения хорошо известны всем образованным людям современности. Наибольший вклад в развитие скульптурного искусства внесли:

Скульптурные шедевры Ренессанса до сих пор впечатляют своим величием, глубокой гармонией и идеальными формами. Работы мастеров Возрождения оказали огромное влияние на последующие поколения скульпторов и стали фундаментом для формирования новых стилей в искусстве:

На протяжении многих столетий искусство скульптуры развивалось не только в Европе. Уникальные школы зодчества появились в разных уголках Земли:

  • Африке;
  • странах Азии;
  • Северной и Южной Америке.

Скульптура. Маска из слоновой кости из Бенина, XVI век

До наших дней сохранились знаменитые каменные монолиты на острове Пасхи, многочисленные статуи Будд в Юго-Восточной Азии, уникальные образцы рельефной скульптуры цивилизации Майя.

Скульптура. Статуя Будды в Лэшане, IX век

В конце XIX века в искусстве наступила эпоха Модернизма, которая положила начало возникновению многочисленных новых стилей и течений в скульптуре:

  • кубизма;
  • абстракционизма;
  • сюрреализма;
  • дадаизма;
  • супрематизма;
  • футуризма; ; .

Скульптура. Гастон Лашез. Плавающая фигура, 1927

Развитие скульптуры продолжилось и после Второй мировой войны стараниями представителей разных направлений авангардизма. Среди множества популярных течений современности особо выделяются:

  • минимализм;
  • постминимализм; ;
  • экологическая, звуковая и световая скульптура.

В наши дни скульптура остается чрезвычайно востребованным видом искусства среди художников. Выставки работ современных мастеров привлекают миллионы людей, а шедевры древних зодчих украшают экспозиции лучших музеев мира.

На портале Very Important Lot каждый посетитель может приобрести уникальные скульптуры на аукционах. Наш сайт также предоставляет всем желающим возможность купить скульптуры напрямую у современных художников.


Архитектурная скульптура это использование скульптурный техники архитектор и / или скульптор в дизайне здания, мост, мавзолей или другой подобный проект. Скульптура обычно интегрируется со структурой, но отдельно стоящие произведения, являющиеся частью первоначального дизайна, также считаются архитектурной скульптурой. Эта концепция частично или частично совпадает с монументальная скульптура.

Архитектурная скульптура использовалась строителями на протяжении всей истории практически на всех континентах земли, кроме доколониальной Австралии.

Содержание

Египтянин


Современное понимание древнеегипетской архитектуры основано в основном на религиозных памятниках, сохранившихся с древних времен, которые вырезаны из камня с столб и перемычка строительство. Эти религиозные памятники, посвященные богам или фараоны были спроектированы с большим количеством архитектурной скульптуры внутри и снаружи: задействованные статуи, резные колонны и столбы, а также поверхности стен с резными барельефами. Классические образцы египетских колоссальных памятников ( Большой Сфинкс Гизы, то Храмы Абу-Симбела, то Карнакский храмовый комплекси др.) представляют собой тщательно интегрированные сочетания архитектуры и скульптуры.

Обелиски, искусно вырезанные из цельного камня, обычно располагались парами по обе стороны от входов в храмы и пирамиды.

Рельефы также распространены в египетском строительстве, изображают сцены повседневной жизни и часто сопровождаются иероглифы.

Ассиро-вавилонский

В Плодородный Полумесяц архитектурная скульптурная традиция началась, когда Ашурнасирпал II перенес свою столицу в город Нимруд около 879 г. до н.э. Этот участок находился недалеко от крупного месторождения гипса (алебастр). Этот довольно легко поддающийся огранке камень можно было добывать большими блоками, что позволяло легко вырезать из него дворцы, которые здесь были построены. Ранний стиль развился из уже процветающей традиции настенной росписи, создавая рисунки, которые затем были вырезаны с низким рельефом. [2] Еще одним фактором, способствовавшим развитию архитектурной скульптуры, были небольшие резные печати, которые делали в этом районе веками.

Индийский

Греко-римский


Классическая греческая архитектура, как и прототип Парфенон, включить архитектурную скульптуру в довольно узкий набор стандартных формальных строительных элементов. Названия этих элементов по-прежнему составляют обычный словарь для обсуждения: фронтон, метопа, фриз, кариатида, квадрига, акротерия, так далее.

Греческие образцы архитектурной скульптуры отличаются не только своим возрастом, но и очень высоким качеством и искусной техникой, с ритмичным и динамическим моделированием, фигурными композициями во фризах, которые плавно переходят в вертикальные стыки от одного блока камня к другому, и мастерством глубины и разборчивость.

Известные греческие и римские примеры были исчерпывающе изучены и часто копировались или адаптировались в последующих неоклассических стилях: Архитектура греческого возрождения (обычно самый строгий), Неоклассическая архитектура, Архитектура изящных искусств с его преувеличенными и романтическими вольными толкованиями лексики, и даже Сталинская архитектура словно Центральный Московский ипподром адаптирован к тоталитарной эстетике. Эти переосмысления иногда сомнительны; например, существует множество современных копий Мавзолей Галикарнаса, словно Здание национальной диеты в Токио, несмотря на то, что все классические описания мавзолея расплывчаты.

Европейский

Доколумбовая Северная и Южная Америка

Пост-контакт Северная и Южная Америка

Соединенные Штаты


Лишь примерно в 1870 году США развили талант, экономическую мощь и вкус к зданиям, которые были настолько величественными, что нуждались в архитектурной скульптуре. В Мэрия Филадельфии, построенный с 1871 по 1901 год, признан поворотным. [3] из-за того, что в здании запланировано около 250 скульптур, большая конец из Уильям Пенн, а практический эффект Александр Милн Колдер обучение там много помощников.

В те же годы Его Превосходительство Ричардсон начал развивать свой влиятельный фирменный жанр, который включал в себя резьбу по камню в романтическом, средневековом и романском стиле. Ричард Моррис Хант стал первым, кто принес парижский неоклассицизм École des Beaux-Arts стиль вернулся в Соединенные Штаты, стиль, который зависел от интегрированной фигурной скульптуры и сильно орнаментированной строительной ткани для его эстетического эффекта. Стиль изящных искусств преобладал в крупных общественных зданиях в 1893 году. Колумбийская выставка в мире в Чикаго примерно на протяжении 1912 года, года Мэрия Сан-Франциско. Потребность в скульпторах привела к появлению небольшой индустрии резчиков и моделистов, а также профессиональной организации, Национальное общество скульптуры.

Преждевременная смерть Гудхью положила конец этому сотрудничеству. В Депрессия, и начало Второй мировой войны привело к подрыву строительной деятельности. Расформированы старые строительные промыслы. К послевоенным годам эстетика архитектурного модернизма утвердилась. За исключением нескольких приверженцев и региональных скульпторов, эта профессия была не только мертва, но и дискредитирована. Начиная с 2010-х годов наблюдаются отдельные признаки возрождения интереса, например, к карьере Раймонд Каски и статуя Упорства в Сакраменто, Калифорния. [4]

Скульптура и архитектура одни из древнейших видов искусства. Ещё самые далёкие предки человека, обустраивая своё жилище, старались сделать его красивым, а из глины лепили фигурки себе подобных и вообще всего, что попадалось на глаза.

Великие творения древних архитекторов

Первые строения человека, конечно были достаточно грубыми. Ведь тогда люди ещё не знали, как обрабатывать металл и даже камень, поэтому для строительства применялось дерево, глина и необработанные камни. Позже люди начали из глины изготавливать кирпичи, которые в последствии высушивали на солнце и уже из них строились довольно примитивные здания. Крыши обычно делались из соломы или тростника.

Для людей живших более чем за 2-3 тысячелетия до нашей эры не стояло задачи построить красивое здание, главным его критерием была прочность и максимально возможная защита человека от воздействия неблагоприятных природных явлений. Долгое время жилища оставались такими же убогими, не смотря на то, что искусство архитектуры стремительно развивалось. Но в то время люди использовали свои знания и умения не для себя, а для сооружения храмов богам и правителям государств. Широко известен например Храм Зевса – высшего божества древних греков, построенный в V веке до нашей эры или афинский Акрополь, в котором было сразу несколько храмов, а главный из них храм богине-воительнице Афине. Построен Акрополь был знаменитым архитектором и скульптором – тогда эти профессии обычно сочетались в одну – Фидием.

Все эти постройки к сожалению не сохранились до наших дней, но о могуществе древних империй мы можем судить по сохранившимся пирамидам – гробницам египетских фараонов. Самая высокая из них пирамида Хеопса достаточно хорошо сохранилась до наших дней и до сих пор учёные гадают, как удалось построить такое грандиозное сооружение в третьем тысячелетии до нашей эры.

Первые скульптуры

Читайте также: