Скульптура ссср в 20 30 годы кратко

Обновлено: 08.07.2024

За небольшой отрезок времени (1922-1932гг.) советская скульптура прошла путь, вобравший реалистический опыт русского дореволюц. искусства, ленинского плана монументальной пропаганды, активной выставочной деятельности 20-30-х годов, имеющий основополагающее значение в становлении и дальнейшем развитии советской скульптуры.

Обществу русских скульпторов удалось объединить в своих рядах ведущих мастеров советской скульптуры, приблизить их деятельность к жизни, к решению актуальных проблем современности. В отличие от большинства объединении живописцев 20-х годов, советские скульпторы стремились к объединению представителей различный течений в едином коллективе. Это способствовало укреплению мастеров на позициях социалистического реализма. Выставки ОРСа (Общество Русских Скульпторов 26-32гг.) дают редкую возможность проследить постепенную эволюцию творчества его участников.

С 1913 Андреев работал как театральный художник; в 20-х гг. создал галерею графических портретов партийных и государственных деятелей, писателей, артистов и др.( памятники А. И. Герцену* и Н. П. Огареву, доска с портретом В. Г. Белинского и др. ) Творчество Андреева сыграло важную роль в становлении искусства социалистического реализма.

Известность принесла работа другого периода. "Рабочий и Колхозница" Скульптура была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. Замысел и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану , победившему в конкурсе на строительство павильона.

· Идеологическое содержание начинает выдвигаться на первый план.

· Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс, оно должно быть понятно этими массами и любимо ими. Оно должно выражать чувства, мысли и волю этих масс, поднимать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.

· Основные задачи советского искусства: служить народу, отстаивать общее дело борьбы за социализм и коммунизм, нести людям правду, рождать в них творческое начало.

· Кроме того, важными понятиями были народность и многонациональность.

Ленинский план монументальной пропаганды и отношение правительства.

Важным аспектом политики правительства в области искусства стал вопрос музеев. В первые годы советская власть национализировала художественные музеи, частные собрания и коллекции (Третьяковская галерея, частные галереи Щукина, Морозова, Остроухова — в Москве, Эрмитаж, Русский музей и проч. — в Петрограде). Был национализирован московский Кремль, его соборы превращены в музеи, предприняты меры по охране памятников Звенигорода, Дмитрова, Коломны,

Живопись. Графика.

Советское искусствознание делило мастеров советской живописи этого периода на две группы:

Архитектура.

Владимир Татлин в 1920 году создал свою знаменитую башню, которая стала символом нового направления в искусстве, выражением смелости и решительности исканий

Искусство 1921—1941 годов.




Особенности:

I. Сохранение художественного наследия прошлого

II. Расцвет агитационного массового искусства

III. Множество стилевых направлений

IV. Монументальное отражение классических традиций, новые символики и революц. Романтики.

АХРР

Особенности : Тематические выставки; приуроченные к знаменательным датам советской действительности.

ОСТ

Общество художников-станковистов, основанное в 1925 году, включало художников с менее консервативными с точки зрения живописи взглядами, в основном, студентов ВХУТЕМАСа.

Искусства и ОМХ

I. Утверждения реализма на основе достижений французской художественной школы: провозглашение приоритета художественного качества работы над сюжетом произведения.

§ Архитектура : И.В.Шоптовский; В.А.Щуко; А.В.Щусев.

§ Скульптура : И.С.Ефимов; А.Т.Матвеев; В.И.Мухина

§ Живопись : П.В.Кузнецов; К.С.Петров-Водкин; М.С. Сарьян

§ Графика : В.А.Фаворский; А.И.Кравченко; А.П.Остроумова-Лебедева

Графика 1930-х годов

Особенности: Значение реалистической иллюстрации. Помимо иллюстрации, в технике гравюры получила распространение листовая гравюра — эстамп.

I. Игнатий Нивинский. ЗаГЭС. 1927. Цветной офорт, сухая игла.

Скульптура 1920-30 х.

I. Сарра Лебедева- портрет Дзержинского (1925)

IV. Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года

VI. И. Шадр. Памятник Максиму Горькому

18.05.2020

  • 1 Характерные особенности периода
  • 2 Периодизация
    • 2.1 Искусство периода Революции и Гражданской войны
      • 2.1.1 Политика правительства в отношении искусства; ленинский план монументальной пропаганды
      • 2.1.2. Живопись и графика
      • 2.1.3. Архитектура.
        • 2.2.1.1 Особенности.
        • 2.2.1.2 АХРР
        • 2.2.1.3 ОСТ
        • 2.2.1.4 4 искусства и ОМХ
        • 2.3.1. Особенности
        • 2.3.2 Плакат
        • 2.3.3 Живопись
        • 2.3.4.Графика
        • 2.3.5 Скульптура
        • 2.3.6 Архитектура.
        • 2.4.1 Особенности.
        • 2.4.2. Живопись
        • 2.4.3. Графика
        • 2.4.4. Скульптура
        • 2.4.5. Сталинский ампир

        Характерные особенности

        · Идеологическое содержание начинает выдвигаться на первый план.

        · Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс, оно должно быть понятно этими массами и любимо ими. Оно должно выражать чувства, мысли и волю этих масс, поднимать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.

        · Основные задачи советского искусства: служить народу, отстаивать общее дело борьбы за социализм и коммунизм, нести людям правду, рождать в них творческое начало.

        · Кроме того, важными понятиями были народность и многонациональность.

        Ленинский план монументальной пропаганды и отношение правительства.

        Важным аспектом политики правительства в области искусства стал вопрос музеев. В первые годы советская власть национализировала художественные музеи, частные собрания и коллекции (Третьяковская галерея, частные галереи Щукина, Морозова, Остроухова — в Москве, Эрмитаж, Русский музей и проч. — в Петрограде). Был национализирован московский Кремль, его соборы превращены в музеи, предприняты меры по охране памятников Звенигорода, Дмитрова, Коломны,

        Живопись. Графика.

        Советское искусствознание делило мастеров советской живописи этого периода на две группы:

        Архитектура.

        Владимир Татлин в 1920 году создал свою знаменитую башню, которая стала символом нового направления в искусстве, выражением смелости и решительности исканий

        Искусство 1921—1941 годов.

        Особенности:

        I. Сохранение художественного наследия прошлого

        II. Расцвет агитационного массового искусства

        III. Множество стилевых направлений

        IV. Монументальное отражение классических традиций, новые символики и революц. Романтики.

        АХРР

        Особенности : Тематические выставки; приуроченные к знаменательным датам советской действительности.

        ОСТ

        Общество художников-станковистов, основанное в 1925 году, включало художников с менее консервативными с точки зрения живописи взглядами, в основном, студентов ВХУТЕМАСа.

        Искусства и ОМХ

        I. Утверждения реализма на основе достижений французской художественной школы: провозглашение приоритета художественного качества работы над сюжетом произведения.

        § Архитектура : И.В.Шоптовский; В.А.Щуко; А.В.Щусев.

        § Скульптура : И.С.Ефимов; А.Т.Матвеев; В.И.Мухина

        § Живопись : П.В.Кузнецов; К.С.Петров-Водкин; М.С. Сарьян

        § Графика : В.А.Фаворский; А.И.Кравченко; А.П.Остроумова-Лебедева

        Графика 1930-х годов

        Особенности: Значение реалистической иллюстрации. Помимо иллюстрации, в технике гравюры получила распространение листовая гравюра — эстамп.

        I. Игнатий Нивинский. ЗаГЭС. 1927. Цветной офорт, сухая игла.

        Скульптура 1920-30 х.

        I. Сарра Лебедева- портрет Дзержинского (1925)

        IV. Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года

        VI. И. Шадр. Памятник Максиму Горькому

        Монументальная скульптура СССР

        Великий Октябрь разбудил в каждом честном художнике жажду творческого поиска новых форм для выражения тех исторических перемен, которые совершались у него на глазах. Наша революция,— говорил В. И. Ленин,— освободила художников от гнета весьма прозаических условий существования. Но вместе с тем перед художниками революция поставила никогда не виданные прежде задачи непосредственного участия в жизни общества, в строительстве новой жизни.
        По мысли Ленина, монументальное искусство, как и другие формы художественного творчества, было призвано увлечь за собой широкие народные массы выразительными образами.

        А. Кибальников, А. Бембель, В. Бобыль, арх О. Стаханович, В. Занкович, В. Сысоев, Ю. Казаков. Мемориал Брестская крепость. Главный вход, 1970.

        А. Кибальников, А. Бембель, В. Бобыль, арх О. Стаханович, В. Занкович, В. Сысоев, Ю. Казаков. Мемориал Брестская крепость. Главный вход, 1970.

        Г. Иокубонис арх. В. Чеканаускас. Памятник В.И. Ленину на площади Ильича в Москве. Бронза, цемент, 1967

        Л. Буковский, Я. Заринь, А. Скарайнис, арх. Г. Асарис, О. Закаменный, О. Остенберг, И. Страутманис. Мемориальный ансамбль жертвам фашизма в Саласпилсе. Фрагмент. 1968

        Л. Буковский, Я. Заринь, А. Скарайнис, арх. Г. Асарис, О. Закаменный, О. Остенберг, И. Страутманис. Мемориальный ансамбль жертвам фашизма в Саласпилсе. Фрагмент. 1968

        В. Мухина. Рабочий и колхозница. Нержав сталь. 1937

        Г. Кальченко. Памятник Лесе украинке для Киева. Рабочая модель, бронза, 1971-1972

        Г. Кальченко. Памятник Лесе украинке для Киева. Рабочая модель, бронза, 1971-1972


        Могила Неизвестного солдата, Москва, Кремль, 1966-1967,мемориал создан по проекту архитекторов Д. И. Бурдина, В. А. Климова,Ю. Р. Рабаева и скульптора Н. В. Томского. Зажжён Вечный огонь Л. И. Брежневым ,принявшим факел от Героя Советского Союза А. П. Маресьев




        Вечный огонь. Мамаев курган.


        Скорбящая мать. Мамаев курган


        Памятник Александру Матросову, г.Коряжма, архангельская область, 1967, Автор памятника – Евгений Рожковский, архитектор из г. Коряжма.



        Памятник Чапаеву. Санкт-Петербург. 1968,скульптор: Н.Бровкин


        Памятник Ю.Гагарину. Москва.1980. Скульптор: П.Бондаренко.


        Памятник Ползунову перед Алтайским университетом, г.Барнаул, 1980, Скульптор И.Д.Бродский, архитекторы А.Г. Сыромятников, А.Д.Шимин.


        Памятник Г.К. Жукову в Москве.1995.

        Скульптор: В.Клыков.


        Памятник Г.К.Жукову в Санкт-Петербурге.1995.

        Скульптор: Я.Нейман


        Памятник иконописцу Андрею Рублёву, г.Волггорад. 1995г. ( к 1000-летию города). Скульптор: О.К.Комов.



        Памятник Владимиру Святому в Белгороде,1998г, Вячеслав Клыков.

        Скульптура в СССР: фото скульптур, историческая справка

        Как и все другие виды искусства, скульптура в СССР, практически всегда, находилась в цепких руках идеологии и было обязано служить государству. В первые годы существования "страны советов" художники были свободны в выборе формы своих работ и стилистическом исполнении. Однако, скульптуры, в которых нуждалось государство (герои революции, основоположники марксистского учения и т. д.) требовало реалистического исполнения.

        Окончательно все идеологические рамки были оформлены в середине 30-х годов, созданием нового стиля и направления в искусстве "социалистического реализма". С этих пор, вплоть до конца 80-х годов, признавалось лишь идеологически "верное" ваяние.

        Все вышесказанное отнюдь не означает, что скульптура в СССР была лишена талантов и настоящего искусства. Имена Николая Андреева, Ивана Шадра, Сарры Лебедевой, Веры Мухиной, Александра Матвеева - были известны далеко за пределами СССР.

        Скульптурные портреты Ленина, Дзержинского, Свердлова - выполнены с несомненным талантом и оригинальным подходом. Интересно, что поначалу в СССР стремились попасть многие скульпторы из Европы, увлеченные идеей построения нового мира.

        Скульптура Шадра, расположенная в парке Декабрьского восстания в Москве, "Булыжник - оружие пролетариата" - признанный скульптурный шедевр первой половины 20 века.

        Булыжник - оружие пролетариата

        Всем хорошо известная скульптурная пара "Рабочий и колхозница", украсившая павильон СССР на всемирной выставке в Париже, произвела фурор в художественных кругах и послужила образцом для множества монументальных работ этого периода.

        Рабочий и колхозница

        Военная тематика в скульптуре СССР представлена блестящими скульптурными портретами полководцев, а также монументальными комплексами, среди которых выделяется монументы Курска, Волгограда, Киева. Вутетич, Томский, Микенас - пожалуй, лучшие мастера этого жанра.

        В послевоенный период появляются несколько памятников историческим личностям и деятелям культуры: Юрию Долгорукому, Петру Чайковскому, Пушкину, Маяковскому. Мастера Орлов, Кибальников, Аникушин - стремятся добиться особого звучания своих работ, расширяя рамки идеологических канонов и установок.

        Время "оттепели" способствовало появлению скульптур, выходящих за рамки "соцреализма", однако, это искусство очень скоро перешло в разряд "неофициального", зачастую продолжая существовать за пределами СССР. Среди тех, кому было тесно в идеологических рамках, особняком стоит имя Эрнста Неизвестного. Сегодня его работы украшают города и музеи всего мира. Самые известные работы - Маска скорби, Золотое дитя, надгробный памятник на могиле Хрущева.

        Золотое дитя

        70-80-е годы характерны расцветом станковой скульптуры. В работах таких мастеров, как Шаховской, Жилинская, Митлянский. В их работах ярко проявляется романтика, любовь к будням, простым людям. Впрочем, идеология требовала пафоса трудовых будней, героических ситуаций, патетики. Однако многие мастера умудрялись творить свежо и талантливо, одновременно с этим, выдерживая все требования идеологии.

        Советская эпоха в развитии скульптуры полна побед и поражений. За 70 лет существования СССР скульптура обогатилась многими шедеврами, составляющими гордость европейского искусства. Огромное количество бездарных, но идеологически верных работ давно преданы забвению.

        Читайте также: