Скифы история и археология кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • Где жили скифы?
  • Происхождение народа
  • Расцвет и упадок скифской цивилизации
  • Культура и искусство
  • Религия скифов
  • Военное дело

Костюмы, особый декор и особенности генотипа доказали гипотезу.

Где жили скифы?

Царские скифы (кочевники первой волны, ранее прочих уже впитавшие обычаи эллинов);

Алазоны (вероятно, дети от браков скифов с протославянами);

Агафирсы (потомки от смешения скифов и фракийцев);

Гелоны (потомки будинов и греческих колонистов, изучает таких скифов история 6 класса);

Фиссагеты (многие историки считают, что это потомки от браков скифов и ранней мордвы);

Тавры (потомки скифских кланов и намного более древнего населения полуострова);

Исседоны (народ степей Южной Сибири, возможно результат смешения с монголоидами).

ВАЖНО: Видимо, к этническому объединению, которое греки окрестили Σκύθης, относились еще саки, массагеты, йирки, распространенные в заволжской степи, в пустошах Средней и Цент. Азии.

культура древних скифов

Происхождение народа

Археологические и генетические следы очень широкого этнического объединения ведут к кочевникам Бронзового Века, проживавшим в Южной Сибири. Звериный стиль точно отсюда. В рамках этого предположения язык протоскифов остается загадкой. Возможно, он был частью алтайской лингвистической семьи. Люди, говорящие на ее языках, проживают вокруг курганов.

Расцвет и упадок скифской цивилизации

Придя в Причерноморские степи в VII в. до нашей эры, первые представители обсуждаемой исчезнувшей народности стали теми Σκύθης, от которых греки узнавали про всех кочевников.

Заняв киммерийские степи, холмистые пустоши и лесостепную полосу Причерноморья, ираноязычные племенные лиги стали соседями древнегреческих полисов, самые первые из которых возникали одновременно с появлением как скифов, так и родственных им тавров. В это столетие никто из них еще не становится земледельцем. Они постоянно воюют, вставая на сторону то одной, то другой древней империи. Чаще от них доставалось как раз Персидской державе. А в определенный момент еще и поздней Ассирийской (раздел о военном деле ниже).

племена скифов

Наибольшего расцвета скифские объединения достигли в V в до н.э. Тогда многие из племен ведут исключительно оседлый образ жизни. На смену политическим союзам, основанным на военной демократии, возникают степные оседлые квазигосударства с потомственной аристократией у власти. Цари часто выбираются из членов одной и той же династии. Скифы активно начинают участвовать в торгово-экономической жизни черноморской ойкумены, становятся потребителями эллинских вин и иных продуктов сельского хозяйства. В частности, города Боспорского царства в начале 5 в – тавроскифские и эллинские. Тут пользовались причудливыми украшениями, прогрессивной амуницией, золотыми монетами (статерами).

В 4 столетии до н.э. чистых скифов уже не найти. Только их потомков от брачных связей с представителями соседних наций. Значительная часть скифского населения оседает в городах, становится грамотной. Лишь север и восток обозначенного в 1 главе ареала сохраняет родоплеменные отношения. В плане хозяйства люди становятся аграриями, скотоводами. Те, кто проникли глубоко в лес, практикуют собирательство, рыбную ловлю и охоту. Смешиваются с варварами-северянами. Часть завоевателей растворяется в народах Анатолийского полуострова.

Наконец, в 3 веке до нашей эры последние скифы исчезают как этнос. Их постепенно ассимилируют или загоняют в глухие горные территории сарматы – народ с похожей речью.

Культура и искусство

скифы история 6 класс

В чем особенности указанного стиля в получившем высокое развитие ремесленном искусстве? Все сюжеты – вплетенные в растительный узор копытные (особенно олени с ветвистыми рогами – основной тотем сибирских племен скифов) и хищные животные (изображенные даже в момент атаки). Скифо-сибирские каноны металлообработки были удивительно качественными. Изделия 5-го века до новой эры имели и изображения самих скифов. Так мы узнали об их одеянии и лицах.

Что касается костюма, конники носили короткие рубахи, а сверху распашные куртки косого раскроя, отороченные меховым кантом. Зимой на ногах у них были высокие войлочные сапоги. На головах колпаки фригийского типа (чаще тоже из войлока – он защищал от жары и холода, а иногда и от удара бронзового меча). В южных степях куртку одевали сразу на голое тело и мехом не оторачивали. На ногах, разумеется, был уже не войлок, а короткие кожаные сапожки. К слову, именно конные азиаты занесли в Европу моду на штаны (за Доном они были из толстой ткани).

Религия скифов

история древних скифов

Военное дело

Племена скифов, в первую очередь, плодили воинов – чтобы любое из них могло забрать у соседей все, что ему могло понадобиться. Ведь это позже (в эпоху появления аристократии) люди расслабились.

Но высококачественная амуниция народа – дело доказанное (находками из раскопов). Начиная с 6-5 вв. до н.э. скифы старались носить металлические шлемы (часто продолжающиеся на лице полумаской – как у коринфян), наручи, поножи, панцири с металлической чешуей, нашитой на плотную кожаную основу. В военных кампаниях они вооружались копьем, колчаном со стрелами, а позже еще и ножом. Бытовал у любых ираноязычных всадников легкий серповидный щит, не мешающий управлять конем. В момент обстрела сзади, им закрывали от стрел спину. Кстати, о лучниках. Луков было 2 типа – для стрельбы в пешем строю и для обстрела с лошади. Позже у скифов появилось и длинное копье. Обязательная часть снаряжения – богато отделанный металлом кожаный пояс, запахивающий куртку.

У женщин имелись высокие головные уборы (чем выше статус, тем больше колпак и богаче отделка дорогими украшениями). Самые обычные девицы обходились налобными повязками.

Вместо эпилога приведем еще одно немаловажное сведение, касающееся затронутой темы. В скифских могильниках обнаруживаются останки людей, намекающие не только о европеоидном типе степного населения Железного Века, но уже о всех его возможных миксах с монголоидами. Последние из указанных разновидностей найдены к востоку от Урала. Нордические типы преобладали западнее и юго-западнее (в Европе, на границе с Кавказом и Ближним Востоком).

Скифы и саки. Легендарные народы о которых писали и древние греки и древние персы. Они занимали огромные территории от Черного моря до Алтая. Кто только не называет их сейчас своими предками - и русские, и тюрки, и осетины и даже якуты, да еще много претендентов. Сведений о них на самом деле немного, но на сегодняшний день наука накопила все-таки достаточный объем знаний об этих народах.

Скажем сразу, что скифы и саки это отнюдь не разные народы. Просто греки называли кочевников из северных степей скифами, а персы саками. Очень точно об этом написал Геродот, который прямо сказал, что персы называют скифов саками и никаких сомнений в том что это одно и тоже.

Конечно и греки и персы прекрасно знали, что скифо-сакский мир разделен на множество разных племен и народов, но ни на секунду не подвергали сомнению их общее происхождение и некое единство. А это единство занимало огромные пространства

Это греческий вариант, а на персидских картах добавлялись еще несколько народов.

То есть мы имеем дело с огромным образованием из множества племен имеющих общее происхождение. По крайней мере так считали древние греки и персы. А что сейчас? Кто они эти скифы-саки.

Археология и лингвистика

Если ориентироваться только на археологические исследования, то никаких сомнений в том, что на этом пространстве жил единый народ вообще не возникнет. Единая материальная культура с небольшими локальными различиями. Это факт.

Вот два ювелирных изделия практически идентичных по всем параметрам. Но один олень найден в Прикубанье, а другой в одном из Пазырыкских курганов на Горном Алтае. Причем ни один из них не привозной, оба сделаны на месте.

В принципе это понятно, материальную культуру часто определяет хозяйственный тип, а он примерно одинаков - кочевое и полукочевое скотоводство. Однако подобное единство на столь больших пространствах все-таки удивляет.

Лингвистические исследования приводят примерно к тем же выводам. Исследования в сфере скифских языков идут уже давно и есть определенные результаты. Конечно, вопрос достаточно сложный. Ведь сами кочевники писать не умели и никаких следов своего языка не оставили.

Однако есть такие разделы лингвистики как ономастика (имена собственные) и топонимика (географические названия). Вот это осталось в достаточном количестве, правда, в основном, в иноязычных транскрипциях. Так что работа лингвистов можно назвать ювелирной.

Не будем сильно вдаваться в подробности, а скажем, что в результате исследований на сегодняшний день наиболее обоснованной и повсеместно принятой является версия их ираноязычности. Если конкретнее, то лингвисты считают, что скифы-саки говорили на восточных диалектах иранской группы индоевропейской языковой семьи. Кстати и древние греки с древними персами не сомневались, что эти народы говорили на одном языке.

То есть археология и лингвистика говорят о единстве племен населяющих евразийские степи и об их общем происхождении. А что считают антропологи и генетики?

Генетика и палеонтропология

Ну генетические исследования не столь уж давнее изобретение, но скифов исследовать успели. Было обследовано чуть более 100 костяков. Опять же не будем вдаваться в подробности, а если кому интересно, то можно посмотреть статью в "Science Advances" от 26 марта 2021 года, том 7, выпуск 13.

Если коротко, то генетики пришли к выводу о неожиданно большом генетическом разнообразии скифо-сакских народов и как минимум трех возможных регионах происхождения. То есть ни о каком генетическом единстве и речи нет.

Как ни странно антропология тоже подтверждает большое разнообразие. Скифы делятся на 5 антропологических типов - причерноморский, амударьинский, алтайский, памирский и енисейский. Единственное, что их объединяет это то, что все эти типы относятся к европеоидной расе, хотя в алтайском и амударьинском варианте прослеживаются небольшие следы монголоидной примеси.

Скульптурная реконструкция по черепу из могильника Чиликты в Восточном Казахстане ( 6-5 века д.н.э.). Авторы Т. С. Балуева, Е. В. Веселовская.

Скульптурная реконструкция по черепу из могильника Чиликты в Восточном Казахстане ( 6-5 века д.н.э.). Авторы Т. С. Балуева, Е. В. Веселовская.

Три других варианта, несмотря на строгую европеоидность тоже сильно различаются. Причерноморский относится к балтскому типу, памирский к средиземноморскому, а енисейский занимает промежуточное между ними положение и очень своеобразен.

То есть никакого единства в антропологии, как и в генетике , нет и получается очень интересная картинка. На огромных пространствах степной зоны Евразии обитали народы с единой материальной культурой и говорящие на родственных языках, но с очень смешанной генетикой и несходными антропологическими характеристиками.

Да, для жителей зоны древних цивилизаций, которые с ними сталкивались они действительно были едины, но на самом деле там проживало много разных племен и зачастую враждебных друг другу. Единая материальная культура вполне объясняется общим типом хозяйствования, а родственные языки довольно частое явление у этносов проживающих рядом.

Ну а кто именно является их потомком. Да все более поздние народы пришедшие на эти территории - и славяне, и тюрки, и финно-угры - наверняка имеют в себе скифо-сакскую часть. Ведь народы исчезают, а люди остаются и входят в состав новых народов.

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифов

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Скифы

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура

скифы

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Искусство

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Скифское ожерелье

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Искусство скифов

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

скифское звериное искусство

Военное дело

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Скифы в бою

Религия

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.

Это незавершённая статья. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок.
Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.

Скифы


Рельеф чаши из кургана Куль-Оба (Эрмитаж).

Тип:

Род занятий:

Время деятельности:

Родина:

Место действия:

Украина
Россия
Иран
Армения
Средняя Азия
Индия

Оружие:

Боевая техника:

Доспехи:

Враги:

Символ:

Скифы (др.-греч. Σκύθης, Σκύθοι, также Saka, Sakae, Sacae, самоназвание: Skolotoi) — древний ираноязычный народ, существовавший в VIII в. до н.э. — IV в. н.э. Скифы не имели письменности, от их языка известны всего несколько слов. Прямым потомком скифского языка в современный период является осетинский язык.

Часть скифов обитала в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в древнегреческих источниках Скифией. Многие племена и народы были как в союзе со скифами, так и враждебны им.

О скифах известно из сочинений античных авторов (таких как Геродот, Гиппократ, Плиний Старший, Чжан Цянь), археологических раскопок и генетических исследований.

Родственным скифам народом были

Содержание

История

Расцвет

Начало сравнительно общепризнанной истории скифов и Скифии — VIII век до н.э., возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где до этого веками правили Сарматское завоевание Скифии. Тавроскифия. Малая Скифия

Между 280—260 годами до н. э. держава скифов значительно сократилась во время вторжения родственных им сарматов, пришедших из-за Дона. Часть скифов погибла, часть перешла через Дунай и осела на прибрежных территориях, с тех пор долгое время называвшихся Малой Скифией (современная Добруджа). Также скифам удалось удержать за собой Центральный Крым и Нижнее Поднепровье:

Пришли на нашу землю савроматы в числе десяти тысяч всадников, пеших же, говорили, пришло в три раза больше. Так как они напали на людей, не ожидавших их прихода, то и обратили всех в бегство, что обыкновенно бывает в таких случаях; многих из способных носить оружие они убили, других увели живьем, кроме тех, которые успели переплыть на другой берег реки, где у нас находилась половина кочевья и часть повозок. В тот раз наши начальники решили, не знаю по какой причине, расположиться на обоих берегах Танаиса. Тотчас же савроматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился, и на наших глазах насиловали наших наложниц и жён. Мы были удручены этим событием.

В 130 годах до н.э. на реке Салгир (в черте современного Симферополя) на месте ранее существовавшего населённого пункта была построена крепость (городище Керменчик). Многие исследователи считают это городище остатками упоминаемого в письменных источниках Неаполя Скифского, возведённого под руководством царя Скилура. По другой версии Неаполь Скифский следует видеть в городище Ак-Кая, на котором ведутся раскопки с 2006 года. По результатам сравнений планов раскопок с аэрофотосъёмкой и съёмкой из космоса было определено, что найден большой город с крепостью, существовавший на два столетия раньше, чем городище Керменчика. "Необычные размеры крепости, мощь и характер оборонительных сооружений, расположение неподалеку от Белой скалы групп „царских“ скифских курганов, — всё это говорит о том, что крепость Ак-Кая обладала столичным, царским статусом", — считает руководитель экспедиции Ю. Зайцев.

Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло в 130—120-х годах до н.э. при царе Скилуре, когда скифы подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Однако вскоре после поражения в войне с Понтом позднескифское царство в Крыму перестало существовать как единое государство.

В Малой Скифии (Добрудже), где в своё время отбывал ссылку известный римский поэт Овидий, присутствие скифов отмечается вплоть до гуннского нашествия в IV веке н.э.

Исчезновение

Скифское царство в Крыму и низовьях Днепра с центром в Неаполе просуществовало до второй половины III в. н.э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племён Великого переселения народов. Греческое наименование "скифы" перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья, включая средневековую русь.

Военное дело

У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время переднеазиатских походов — единственной силой.

Скифы первыми (насколько позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике они удачно применили способ ведения войны, метко названной античными авторами "малой войной". Они продемонстрировали умелое ведение значительных по объёму кампаний на обширном театре военных действий, приведших к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием) или разгрома значительных масс противника (разгром Зопириона, битва при Фате).

Во II веке до н.э. скифское военное искусство уже устарело и скифы начали терпеть поражения от фракийцев, греков и македонян.

Скифское военное ремесло получило два продолжения: у сарматов и парфян, с упором на тяжёлую конницу, приспособленную к ближнему бою и действующую в сомкнутом строю, и у восточных кочевников: саков, тохаров, позднее — тюрков и монголов, с упором на дальний бой и связанное с изобретением принципиально новых конструкций луков.

Армия скифов

Сегодня трудно точно установить порядок организации скифской армии. Письменные источники утверждают, что она подразделялась на кавалерию и пехоту. Это же подтверждают археологические раскопки. Кавалерия составляла главную силу скифской армии, что было типичным для кочевых народов. Геродот пишет, что каждый скифский воин был конным лучником. С другой стороны, Диодор Сикул утверждает, что в одном из сражений у скифов было в два раза больше пехотинцев, чем кавалеристов. В этом нет ничего удивительного, ведь Диодор описывает события конца IV века до н.э., когда среди скифов наметился переход к оседлой жизни. А большинство участников описываемого сражения было набрано из областей, где этот процесс шел особенно быстро.

В течение почти всей истории скифов подавляющее большинство их воинов были конниками. Пехотинцами были беднейшие из скифов, а также рекруты из оседлых племен, проживающие на подчиненных скифам территориях. Простые воины этих племен, обязанные нести воинскую провинность, служили пехотинцами, а их более зажиточные военачальники – кавалеристами.

Основную часть кавалерии составляли легко вооруженные воины, одетые лишь в звериные шкуры. Ударной силой скифского войска была тяжелая кавалерия. И кони, и всадники были хорошо защищены. Кавалеристы были дисциплинированы, имели определенный боевой порядок и владели некоторыми приемами ведения боя. В начале сражения скифы забрасывали противника стрелами и камнями из пращей. Приблизившись, они пускали в ход дротики; затем, сомкнув ряды в более плотном боевом порядке, наносили основной удар по центру вражеского войска. Скифы были способны к маневрам во время сражения: пробиваясь через ряды противника, они перестраивались на ходу, меняя, если надо, направления движения, чтобы нанести удар в нужном месте в нужное время. Когда строй противника был прорван, в бой вступала легкая кавалерия, которая доводила дело до конца.

В сражении участвовали почти все взрослое население Скифии, включая множество женщин. Мы не можем даже примерно подсчитать, сколько воинов могли скифы вывести на поле боя одновременно. А вот скифские цари знали численный состав своей армии. Геродот пишет, что скифский царь Ариант приказал каждому скифу принести по одному наконечнику от стрелы и положить их в кучу. В результате было собрано так много наконечников, что царь решил изготовить из них памятник. Известно, что сосуд, отлитый из этих наконечников, имел стенки толщиной в шесть пальцев и вмещал в себя 600 амфор. Согласно принятой в Аттике системе мер, это составляло 23 400 литров. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская конница громит древние государства Передней Азии — Мидию, Ассирию, Вавилонию, угрожает даже Египту…

Читайте также: