Скифское царство исторические события кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одной из интереснейших страниц истории Крыма является господство скифов над большей частью его территории.

Легенды о зарождении Скифского государства

Когда Таргитаю пришла пора умирать, встал вопрос о наследовании власти. Тут, по мифу, с неба упали четыре золотых предмета: чаша, секира, плуг и ярмо. Когда старший из царевичей подошёл, чтобы взять эти золотые вещи, то они запылали. То же самое произошло, когда к ним подошёл средний брат. И только младший сумел их взять. Братья увидели в этом знак небес и согласились отдать царство младшему брату.

Впоследствии, согласно Геродоту, Колаксай разделил Скифское царство между тремя своими сыновьями. Конечно, эти мифы не отражают реального развития общественных институтов у скифов в тот период. Скифы были ещё кочевниками, жили родо-племенным строем, государственность и публичная власть находились у них в зачаточном состоянии.

Возникновение Скифского царства в Крыму. Неаполь Скифский

Неаполь Скифский просуществовал не меньше шести веков. Среди его жителей, судя по раскопкам, постепенно появляются жители разных народов: греки, сарматы, роксоланы и т. д. Погребения обнаруживают сильные социальные различия. Знать хоронила умерших в богатых могилах, вырубленных в скале, или в мавзолее у стен города. Средние слои имели своё городское кладбище, а умерших бедняков зарывали за чертой города. Как видим, скифы оставили далеко позади свой древний обычай кремации и возведения высоких курганов. Поэтому мы пока даже не можем точно сказать, какие погребения в Неаполе Скифском принадлежат именно царям.

Важнейшие события

Впрочем, мы вообще почти ничего не знаем о внутреннем устройстве Скифского царства в Крыму кроме того, что оно было, по-видимому, монархическим. На это указывают буквально всего одно-два события, из которых только и известны имена скифских царей.

Под натиском сарматов Скифское царство было вынуждено расширять свои владения в Крыму. В первую очередь – за счёт Херсонеса, который владел обширными землями в западной части Крыма и окружал их стеной. История Скифского царства III-II вв. до н. э. – история его непрекращающихся войн с Херсонесом, в которых перевес в целом склонялся на сторону скифов. Их владения увеличивались, владения греков сокращались. В самом конце II века скифы подступили уже непосредственно к городу. Могущество крымских скифов простёрлось в то время настолько, что греческая колония Ольвия в устье Южного Буга сделалась их протекторатом.

В этих условиях херсонесцы обратились за помощью к царю Понта (которому тогда принадлежало и соседнее Боспорское царство) Митридату VI Евпатору. В 110-107 гг. до н. э. его полководец Диофант разбил скифов и взял их столицу Неаполь. Херсонесу были возвращены прежние владения в Западном Крыму. Царь скифов Скилур и его старший сын Палак пали в бою, прочие его сыновья были лишены власти, Скифия была оккупирована и лишена независимости.

Но тут вмешались римляне. Под их дипломатическим нажимом понтийцы вернули власть наследникам Скилура. В дальнейшем, в ходе войн с Римом, Понтийское царство было разрушено, и Скифия обрела независимость. Правда, неполную, так как она отныне и на много веков была ограничена верховным суверенитетом Рима. В таком состоянии Скифское царство безбедно просуществовало ещё целых четыре столетия, пока в конце IV века н. э. не пало (вместе с соседним Боспорским царством) под ударами готов и аланов.

Скифы – древний полукочевой народ, существовавший и построивший свое царство в VIIІ веке до н. э. и которое просуществовало до IV века н. э. Их государство состояло из большого количества племен, создавших Скифское царство. Территория их государства простиралась от Дуная до Дона и называлась она в греческих источниках – Скифией.

История Скифского царства

Пришли скифы на территорию современной Украины приблизительно в 8 веке до н. э. До этого, на этих землях проживали племена киммерийцев, но скифы смогли разрушить их военную мощь и сделали эти земли своими, большинство киммерийцев ассимилировались со скифами.

Как говорят греческие источники, скифы господствовали в Передней Азии уже в 6 веке. Скифы имели тесные торговые отношения с греками, что способствовало расслоению скифского общества на классы. Сначала скифы создали союз племен, но довольно быстро их союз начал приобретать формы настоящего государства. Вскоре оно начало представлять собой раннефеодальную монархию, а во главе стоял царь. Царь передавал свою власть по наследству, а сама власть, как считалось, имела божественное происхождение.

Господствовала в этой стране военная аристократия и жрецы. Во время войны с Фракией, царем Атеем, была объединена все Скифское царство под одним флагом. Царь Атей даже замыслил войну с македонским царем Филиппом II – отцом Александра Македонского. И в одной из битв с Македонией, Атей погиб, приблизительно это случилось в 339 году до н. э.

Александр Великий послал одного из своих военачальников покорять Скифию, но те сумели разбить македонское войско.

В период царской Скифии возводились легендарные курганы, большое количество которых можно наблюдать и сейчас в полях Украины. Они были достаточно высокими, некоторые достигали высоты в 20 метров. Под этими огромными кучами земли лежали цари Скифии, а также члены военной аристократии, жрецы, нередко в таких курганах погребали дружину царей. Иногда рядом с царями и аристократией умерщвляли их жен, рабов, наложниц, коней, а затем клали их в том же кургане.

Воинов, царей и аристократию было принято хоронить с их оружием и доспехами, чтобы это им помогло в загробной жизни.

В третьем веке скифы начали страдать от постоянных налетов племен еще более воинственных сарматов. Огромное количество скифов погибло в результате войн с сарматами, остальные же были вынуждены отойти за Дунай. Там они создали державу, именуемую Малой Скифией. Во втором веке скифы захватили Крымский полуостров, где основали довольно сильное государство. Но совсем скоро оно было разрушено Понтийским царством и полностью прекратило свое существование.

В Малой Скифии, как гласят источники, скифы проживали вплоть до вторжения племен гуннов в четвертом веке нашей эры.

Культура скифов

Религия у скифов была языческой, причем они верили и в греческих богов – Ареса, а также в таких героев как Геракл. Кроме этого верили в существование мифических существ, например, амазонок.

Важное место в жизни скифа было военное дело. Все скифы сражались в конном строю. Их боевое искусство помогало побеждать всех своих соседей, а также персов. Но уже во втором веке оно сильно устарело и скифы начинают терпеть поражения. Однако их стиль ведения боя тяжелой конницей переняли сарматы и мощное Парфянское царство.

После себя скифы оставили прекрасные памятники – курганы, при раскопах которых археологи нашли огромное количество скифского оружия, украшений, чудесной керамической посуды и множество других важных для их изучения артефактов.

Около 2400 г. до н. э. Согласно русской исторической традиции, время правления скифских князей Словена и Руса, построивших города в Приильменье. Соответствует движению ариев из причерноморских степей в Центральную и Северную Европу и появлению там культур шнуровой керамики (2400/ 2200–1600 гг. до н. э.).

2225 г. до н. э. В Месопотамию вторглись кутии (центральноазиатские арии — кушаны, тохары) под руководством царя Сарлага.

2200–2109 гг. до н. э. Господство кутиев в Шумере.

2109 г. до н. э. Восстание Утухенгаля. Шумер и Ассирия выходят из-под власти кутиев (по Павлу Орозию, господству скифов в Передней Азии около 2054 г. до н. э. положил конец ассирийский царь).

XI в. до н. э. Приход в Грецию с севера дорийцев (по приглашению местных правителей). Вождь дорийцев, Геракл, становится основателем греческих царских династий. С точки зрения греков, Геракл был также родоначальником скифского народа.

XII–XI вв. до н. э. Вторжение среднеазиатских ариев в Индию.

Около 800 г. до н. э. Переход волго-уральских скифов через р. Дон, подчинение киммерийцев (наследников западной группы Срубной культуры). Установление тройственной системы правления: первый скифский род правит от Волги до Северного Кавказа и Дона, второй — между Доном и Днепром, третий — между Днепром и Дунаем.

722 г. до н. э. Первое вторжение скифо-киммерийцев через Кавказ в Урарту.

680–669 гг. до н. э. Войны скифов с царем Ассирии Ассархаддоном. Союз скифо-киммерийцев, мидийцев и маниев против Ассирии. Царь скифов Иппакай погиб, но ассирийский царь вынужден был отдать свою дочь за его сына Партатая (Прототея).

668 г. до н. э. Поход киммерийцев на Лидию и Фригию.

661–649 гг. Войны сибирских скифов-динлинов с китайскими царствами среднего и нижнего течения Хуанхэ. Покорение Северного Китая.

644 г. до н. э. Скифо-киммерийцы захватили столицу Лидии Сарды и убили царя Гигеса. Во времена правления царя Ардиса скифы захватывали Лидию еще несколько раз.

630 г. до н. э. Вторжение скифов в Палестину.

620–615 гг. Установление сибирскими скифами-динлинами полного контроля над Северным Китаем вплоть до океанского побережья.

610 г. до н. э. Скифы взяли последнюю крепость Ассирии Харран. Египетский фараон Псамметих в Палестине вынужден откупиться от скифов, чтобы избежать вторжения.

593 г. Поражение скифов-динлинов в Северном Китае.

590 г. до н. э. Скифы взяли Тушпу — столицу Урарту. Визит скифских мудрецов Токсариса и Анахарсиса в Афины, встреча Анахарсиса с Солоном.

585 г. до н. э. Пал г. Тейшебаини — последний оплот Урарту.

584 г. до н. э. Измена мидийцев; предательское убийство скифских вождей. Скифы вынуждены покинуть Переднюю Азию.

Около 550 г. до н. э. После смерти царя Гнура (сына Лика, внука Спаргапита) наследовали его сыновья Савлий и Анахарсис, знаменитый в Греции как философ. Савлий убил брата за почитание эллинистического культа.

529 г. до н. э. Агрессия Кира Великого против приаральских скифов — массагетов. Спаргапис, сын царицы Томирис, попал в плен, но царь персов разгромлен и убит.

512 г. до н. э. Разгром полумиллионной армии царя Дария в Причерноморье. Сопротивление возглавил царь скифов Идантирс (сын Савлия) и царь сарматов (к востоку от Дона) Скопас.

496 г. до н. э. Скифы на три года захватили округу г. Византия.

490 г. до н. э. После Марафонской битвы скифы вступили в союз со спартанским царем Клеоменом против персов.

460 г. до н. э. Скил пришел к власти. За пристрастие к эллинистическим культам скифы подняли против него восстание и избрали царем его брата Октамасада. Скил бежал к фракийцам, но те выдали его скифам.

438 г. до н. э. Боспорское царство возглавила династия Спартокидов местного, синдо-меотского происхождения.

339 г. до н. э. 90-летний царь придунайской Скифии Атей потерпел поражение от Филиппа Македонского и погиб.

336 г. до н. э. Скифы обязались посылать войска Александру Македонскому. Царь скифов Картасий стал союзником Александра.

331 г. до н. э. Македонский наместник во Фракии Зопирион вторгся в Скифию и был разбит в округе Ольвии (низовья Днепра).

309—304 гг. до н. э. Правление боспорского царя Евмела, установившего контроль над Черным морем.

293 г. до н. э. Наследовавший Фракию Лисимах воевал с гетами и боспорским царем Евмелом, но был разбит и попал в плен.

251 г. до н. э. Среднеазиатские скифы-парфяне под командованием Арсака (бывшего родом с Дона) завоевали Иран. Тогда же было создано греко-бактрийское царство; позже оно сменилось Кушанской империей.

170-е гг. до н. э. Царь бастарнов (прикарпатских славян) Клоилий привел на помощь македонскому царю Персею войско; бастраны захватили значительную часть Иллирии и Фракии. Тогда же скифский царь Скилур установил контроль над Ольвией.

175 г. до н. э.: сарматский царь Гатал покорил все Причерноморье, остатки скифской элиты отступили в Крым и Приднестровье. Тогда же царь бастарнов (дунайско-карпатских славян) Клоилий стал союзником Македонии против Рима и открыл военные действия на Балканах.

II–I вв. до н. э. Вторжение центральноазиатских кушан и среднеазиатских скифов в Иран и Северную Индию; основание индо-скифских царств и Кушанской империи.

110 г. до н. э. Понтийские войска под командованием Диофанта прибыли в Крым, где три года шла война. Скифский царь Палак разгромлен, города пали. Диофант переместился в Приазовье, где боспорский царь Перисад вынужден был отказаться от власти в пользу Митридата.

80 г. до н. э. Митридат назначил в Приазовье своим наместником сына Махара, подчинив ему Херсонес.

74 г. до н. э. Восстание Спартака в Риме, возможно, скоординированное с военными действиями против Римской империи Митридата Понтийского и его скифской армии. Не исключено, что Спартак происходил не из Фракии (Болгарии), а из Боспорского царства (Приазовья).

63 г. до н. э. После разгрома Митридата Римом в городах Приазовья вспыхнуло восстание, которое поддержал его сын Фарнак. Рим признал Фарнака царем Боспора, подчинив ему Херсонес.

47 г. до н. э. Фарнак, пытавшийся вернуть владения на южном берегу Понта, был разбит Цезарем. После поражения Фарнак был свергнут Асандром (сарматом по происхождению), который вступил в брак с его дочерью Динамис и основал новую династию. При Августе он принял царский титул, оставаясь союзником Рима.

17—15 гг. до н. э. После смерти Асандра власть захватил скиф Скрибоний.

15 г. до н. э. Власть перешла к царице Динамис; Рим попытался протолкнуть на престол понтийского царя Полемона. Полемон одержал победу и женился на Динамис, однако вскоре развелся с нею и вступил в брак с родственницей императора Августа. Это момент максимального влияния Рима на Северное Причерноморье.

38 г. н. э. После смерти Аспурга римляне опять попытались захватить Боспор; сын Аспурга Митридат, выступивший против Рима, потерпел поражение, и власть перешла к его брату Котию.

Середина I в. н. э. Цари тавроскифов Фарзой и Иненсимей захватили Ольвию.

63 г. н. э. Скифы осадили Херсонес; император Нерон направил в Крым большую экспедицию во главе с легатом Мезии Тиберием Плавтием Сильваном; осада снята. Римские гарнизоны оставлены в городах Причерноморья.

67—69 г. н. э. Роксаланы напали на римскую провинцию Мезию.

85—90 гг. н. э. Поражение войск императора Домициана в Дакии.

89 и 92 гг. Поражение войск Домициана в Сарматии; истреблен римский легион.

Начало П в. н. э. Во время восстания дунайских даков их царю Децебалу оказал поддержку царь роксаланов Сусаг, а также агатирсы и бастарны (карпатские славяне). В этот период аланы воюют с Боспорским царством, союзником императора Траяна.

118 г. н. э. Император Адриан у низовий Дуная заключил мир с царем роксаланов.

139—143 гг. Сарматы нанесли удар по римлянам, но были побеждены.

143 г. Император Пий разрешил спор о наследстве в Боспорском царстве в пользу Риметалка. При Траяне, Адриане и Антонине Пие римские гарнизоны стояли у низовий Днепра и Буга.

150 г. н. э. Кшатрап Рудрадаман основал скифское государство в Махараштре (Северо-Западная Индия).

166—180 гг. Квады, маркоманы, бастарны, костобоки (все — дунайско-карпатские славяне), а также сарматы, аланы, роксаланы (южнорусские степняки) развязали большую войну против Рима.

170 г. В войне с сарматами погиб наместник Дакии Клавдий Фронтон.

184 г. н. э. Готы (западные славяне-венды) из бассейна Вислы вторглись в Причерноморье, одержали победу над аланами-сарматами, оттеснив их за Дон; создали свое государство.

235—238 гг. Правление в Риме императора Максимина Фракийца, матерью которого была аланка.

242 г. Поражение римлян под Филиппополем от алан.

Около 250 г. н. э. — вторжение готов в Приазовье и на Дон, разрушение Танаиса. Сарматы отступают в Крым, в Поволжье сохраняют независимость.

251 г. Римский император Деций погиб в войне со скифами, по одной из версий — у Дуная, по другой — у Меотиды.

256 г. Будущий император Проб взял валы севернее Дуная.

261 г. Скифы от берегов Меотиды вторглись на судах в Азию, разгромили г. Византий.

264 г. Скифы вторглись в Каппадокию, провинцию в Малой Азии.

267 г. Скифы, переплыв Черное море, вошли в Дунай. Римская армия под началом Венериана одержала победу, но сам полководец погиб. Готы и скифы опустошили Балканы, включая провинцию Ахайю и о. Крит.

268 г. В войне против роксалан погиб Регилиан, соправитель императора Галлиена.

270 г. Будущий император Аврелиан нанес поражение свевам (одерским славянам) и сарматам, но под Миланом его разбили маркоманы (чешские славяне).

271 г. Император Аврелиан потерпел крупное поражение, но взял реванш и разгромил вождя готов (то есть причерноморских сарматов) Каннаба.

273 г. Император Аврелиан разбил войска карпов (карпатских славян) и переселил их на земли, подвластные римской империи.

280 г. Проб переселил во Фракию 100 тыс. бастарнов (карпатских славян), а также гепидов, готов (то есть сарматов Причерноморья) и вандалов (германских славян).

282 г. Император Проб убит восставшими бастарнами.

283 г. Император Кар нанес поражение сарматам.

Кон. III в. н. э. Победы императора Диоклетиана в войнах с сарматами.

312 г. Император Константин восстанавливает Крымскую епархию. Усиливается эксапсия христианства в Скифию.

320 г. Скифы у низовьев Дуная подняли восстание, но были разбиты. Усилилась зависимость Херсонеса от Рима (теперь уже Византии).

325 г. Константин Великий одержал победу над германцами, сарматами и готами.

341 г. В боспорском царстве прекратилась чеканка монеты, существовавшая 900 лет непрерывно.

359 г. Император Констанций победил в Дакии сарматского царя Зизаиса.

365 г. Двоюродный брат Юлиана Философа, Прокопий, бежал в Скифию. Готский король Германарих оказал ему поддержку. Прокопий вернулся с Дона, имея 10 тыс. войска. Император Валент подавил восстание с помощью армии, возглавляемой сарматами Виктором и Аринфеем.

367—369 г. Император Валент переправился через Дунай и вторгся в Скифию. Заключил мир с королем визиготов Атанарихом.

370-е гг. Война готов и гуннов. Вторжение готов в Римскую империю.

1.25.5. Огромные размеры Скифии. Части Скифии — Алания, Дакия и Готия

1.25.5. Огромные размеры Скифии. Части Скифии — Алания, Дакия и Готия Скандинавский текст гласит: «Первая область в ЕВРОПЕ — НИЖНЯЯ СИФИЯ… и лежит она между реками Данубий (Дунай — Авт.), который мы называем ДУНОЙ, и северным морем у ГЕРМАНИИ. Первая часть СИФИИ называется

Основные события

Основные события жизни

Основные события жизни

Основные события жизни 1850 г. — Родилась С. В. Ковалевская.1869 г. — С. В. Ковалевская поселилась в Гейдельберге, где упорно занималась науками.1874 г. — Знаменитый математик К. Вейерштрасс возбудил перед Геттингенским университетом ходатайство о присуждении

Основные события жизни

Основные события жизни 1877 г. — А. С. Попов поступил на физико — математический факультет Петербургского университета.1883 г. — А. С. Попов становится ассистентом по одному из разделов электричества в Минном офицерском классе.1893 г. — А. С. Попов получил командировку в

Основные события жизни

Основные события жизни

Основные события жизни 1887 г. — П. Н. Лебедев уезжает за границу, в Страсбургский университет, изучать физику.1888 г. — П. Н. Лебедев в Берлине.1890 г. — П. Н. Лебедев занимается теорией кометных хвостов.1891 г. — П. Н. Лебедев доказывает, что отклонение кометных хвостов может

Основные события жизни

Основные события жизни 1832 г. — А. А. Воскресенский окончил Торжковское духовное училище.1836 г. — А. А. Воскресенский окончил Петербургский педагогический институт по I разряду и был направлен за границу для подготовки к профессорской деятельности.1838 г. — А. А.

Основные события жизни

Основные события жизни 1844 г. — Шестнадцатилетний А. М. Бутлеров поступил на камеральное отделение юридического факультета Казанского университета.1849 г. — А. М. Бутлеров окончил университет со степенью кандидата за сочинение по зоологии на тему «Дневные бабочки

Основные события жизни

Основные события жизни 1841 г. — Д. И. Менделеев поступил в Тобольскую гимназию.1848 г. — Семья переехала в Москву, к брату матери.1850 г. — Д. И. Менделеев поступил в Петербургский педагогический институт на физико — математический факультет.1854 г. — Появилась первая

Основные события жизни

Основные события жизни 1856 г. — В. В. Марковников по окончании Нижегородского Александровского дворянского института поступил на камеральное отделение юридического факультета Казанского университета.1860 г. — В. В. Марковников окончил университет со степенью кандидата

Основные события жизни

Основные события жизни 1889 г. — Л. А. Чугаев поступил в Московский университет.1894 г. — Л. А. Чугаев с отличием окончил университет и был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию.1895 г. — Л. А. Чугаев становится заведующим химической лабораторией при

Основные события жизни

Основные события жизни 1862 г. — А. А. Иностранцев поступил в Петербургский университет на отделение естественных наук физико — математического факультета.1867 г. — А. А. Иностранцев окончил университет и взялся за кандидатскую диссертацию «Петрографический очерк

Основные события жизни

Основные события жизни 1883 г. — В. П. Амалицкий окончил Петербургский университет.1887 г. — В. П. Амалицкий стал магистром геологии и хранителем Геологического кабинета Петербургского университета.1892 г. — В. П. Амалицкий защитил в Петербургском университете диссертацию

Основные события жизни

Основные события жизни 1881 г. — В. И. Вернадский окончил гимназию.1882 г. — В. И. Вернадский поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико — математического факультета.1885 г. — В. И. Вернадскому присвоена степень кандидата естественных

Россия — страна многонациональная, причем количество проживающих в ней народов непрерывно растёт от переписи к переписи (в отличие от населения). Правда, народы эти вымышленные, или фантастические, несуществующие.

Впрочем, здесь мы идём в русле общемировых тенденций общественного сумасшествия. Данные переписей свидетельствуют, что среди жителей Англии насчитывается 390 тысяч джедаев, в США уже 1% населения признают себя гуманоидами по национальности.

Представители многих вымышленных народов создают свои сообщества в Интернете, соблюдают придуманные культурные и религиозные традиции.

Причины, по которым люди записываются в фантастические народы, разные. Например, в Саратовской области гражданин, назвавшийся половцем, потребовал от России реституцию в виде половецких степей либо компенсацию за них в виде трёхкомнатной квартиры.

Во многих районах Крыма, Украины и Казахстана, Волжско-Уральских степей и Алтая и сейчас высятся древние курганы. Они принадлежат народу, который греки называли скифами.

Скифы принадлежали к индоевропейской семье народов и были родственниками гим-ариев (киммерийцев), живших к северу от Ирана.

Ему первому удалось собрать множество сведений о Скифии и скифах.

Скифы, в VIII веке до н. э. вытеснившие из Северного Причерноморья полулегендарных киммерийцев (гим-арии), вызывали живой интерес у греков из-за их соседства с греческими колониями в Крыму, снабжавшими хлебом Афины и другие эллинские города-государства. Аристотель даже упрекал афинян за то, что они целые дни проводят на площади, слушая волшебные повести и рассказы людей, возвратившихся с Борисфена (Днепра).

Скифы слыли по-варварски храбрым и жестоким народом: они сдирали кожу с убитых врагов и пили вино из их черепов. Сражались они как пешими, так и конными. Особенно славились скифские лучники, чьи стрелы были обмазаны ядом. В изображении образа жизни скифов античным писателям редко удавалось избежать тенденциозности: одни рисовали их людоедами, пожиравшими собственных детей, тогда как другие, наоборот, превозносили чистоту и неиспорченность скифских нравов и упрекали своих соотечественников за то, что они развращают этих невинных детей природы, приобщая их к достижениям эллинской цивилизации.

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!

Это противоречие проистекало из того, что античные писатели плохо представляли себе политическое и социальное устройство степняков. Скифское государство, представлявшее собой конфедерацию собственно скифских родов, было устроено по образцу всех прочих кочевых империй, когда одна сравнительно небольшая в численном отношении орда господствовала над чужеплеменными кочевыми ордами и оседлым населением.

Происхождение

Язык

К сожалению, почти полностью отсутствуют данные о скифском языке. Все, чем располагают учёные, — некоторое число личных имён и географических названий, оставшихся в иноязычных текстах. Но и этих остатков оказалось достаточно, чтобы определить: скифский язык принадлежал к иранской группе, входящей в индоиранскую ветвь индоевропейской семьи языков.

Ранняя история скифов

Основное занятие скифов, кочевое скотоводство, позволяло значительной части мужского населения быть оторванной от трудовых забот и всецело посвящать себя ратному делу. Это позволяло создать огромную армию, отлично вооружённую лучшим железным оружием, знаменитыми луками. Такое войско представляло грозную силу для любого противника. Искусно владеть оружием скифы учились с детства. Прирождённые лучники и превосходные наездники, они стремительно перемещались на конях, были идеально приспособлены к ведению войны вдалеке от своих стоянок. Оставив все, обременяющее воина в походах (семьи, имущество, стада) в местах своих основных кочевий, скифские отряды воевали налегке.

Переднеазиатская эпопея скифов продолжалась несколько десятков лет (по мнению ряда исследователей, более 100 лет). За это время скифское войско достигло границ Палестины и даже Египта.

На рубеже VII-VI вв. до н.э. усиливается Мидийская держава (ядро будущей Персии). Около 594 года до н. э. мидийский царь Киаксар пригласил к себе вождей скифских племён и, напоив допьяна, перебил. После этого, в начале VI в. до н.э., скифы вынуждены были вернуться в Северное Причерноморье.

Возвращение скифов

С тех пор, как скифские воины покинули свою родную Скифию, прошло ни мало ни много двадцать лет. Скифские жены, истомившись от долгого ожидания и полагая, что мужья их все погибли в боях и больше не вернутся, вступили в брак со своими рабами. И когда жены услышали, что их мужья живы и вскоре вернутся домой, они пришли в неописуемый ужас. Что делать? Посоветовавшись между собой, они созвали всех рабов и также сыновей своих, прижитых с рабами, и сказали:

— Нам всем угрожает гибель от рук мстителей. Мужья не простят измены ни нам, их жёнам, ни вам, своим рабам, ни вам, незаконным детям. Поэтому защищайтесь, как только можете!

И тогда рабы и их сыновья взяли в руки кирки и отправились туда, где узкая полоска земли соединяла Крымский полуостров с материком. Выкопав глубокий ров, они вооружились и засели там, решив погибнуть все до одного, но не пропустить мстителей.

Разъярённые скифы навалились на неизвестных противников, и начался жестокий бой. Двадцать дней на узком перешейке лилась кровь, двадцать дней подряд падали и умирали люди. Неизвестные дрались так отчаянно, что невозможно было их одолеть. Но потом скифы узнали, что воюют со своими бывшими рабами.

И тогда скифские воины снова двинулись на штурм рва, только в руках у них были не мечи и стрелы, а кнуты и розги. Приблизившись к защитникам, они неожиданно осыпали их ударами, и те, увидев кнут и услышав свист розог, из отважных воинов превратились в покорных рабов и, побросав оружие, в панике бежали.

Общественная иерархия

В соответствии с древней индоиранской традицией скифское общество делилось на три сословия — воинов, жрецов и рядовых общинников: земледельцев и скотоводов. Каждое из сословий вело своё происхождение от одного из сыновей первопредка и обладало своим священным атрибутом. Для воинов им служил боевой топор, для жрецов — чаша, а для общинников — плуг с ярмом. Скифский миф повествует, что эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали объектом почитания у скифских царей.

Война с Персией

Своеобразной вершиной скифской истории является скифо-персидская война, случившаяся в конце VI в. до н.э.

К этому времени Персия превратилась в огромное и мощное государство. С 521 г. до н.э. её царём становится Дарий I из династии Ахеменидов.

Около 514 г. до н.э. он двинул против скифов огромное и многоязычное (в составе персидской державы находилось свыше 80 народов) войско. Причины столь пристального внимания Дария к скифам у историков вызывают споры. Большая часть исследователей считает, что покорение Скифии являлось частью единого стратегического плана. Овладев частью островов Эгейского моря и греческими городами в Малой Азии, Дарий готовился к войне с Грецией. С этой целью ему необходимо было обезопасить свои тылы, заодно и отомстить своим давним обидчикам скифам (память о вторжении скифов в Переднюю Азию была ещё слишком свежа). В случае победы персов греческие города перестали бы получать хлеб из Северного Причерноморья.

Скифы применили тактику отступления и заманивания противника в глубь страны. На своём пути они засыпали колодцы и источники, уничтожали траву. Небольшие отряды скифов совершали внезапные нападения на персов, нанося им ощутимые потери.

По совету мудрого Гобрия, персы развели ночью костры, показывая скифам, что остаются, а сами оставив больных и раненых, устремились из скифских владений. В Персию вернулись немногие. Так бесславно закончился поход Дария против скифов.

Столь блестящий успех принёс скифам славу непобедимого народа, оказал огромное влияние на консолидацию Великой Скифии, установил полное превосходство скифов в Северном Причерноморье.

Хозяйство и быт

Кочевой образ жизни наложил отпечаток на все стороны жизни скифов и, прежде всего, на быт и ведение хозяйства.

Скифские лошади были небольшими, однако отличались резвостью и выносливостью. В самое трудное время зимовки лошади своими копытами разбивали снег, добывая сохранившуюся траву для себя и других животных.

В конце V — начале IV вв. до н.э. в экономике Скифии происходят существенные изменения, связанные с целым рядом факторов, главный из которых — резкое сокращение хороших пастбищ. Это, прежде всего, было связано с хозяйственной деятельностью человека: пастбища вытаптывались многочисленными стадами, и травяной покров не успевал восстановиться.

В поисках выхода из создавшегося положения осуществляется переход к полукочевому скотоводству: в зимнее время скот содержат в загонах и подкармливают его твёрдыми кормами. В результате в стадах уменьшается число овец и даже лошадей, в то же время начинает преобладать крупный рогатый скот. Все больше стали разводить свиней.

Переход к полукочевому скотоводству способствовал развитию земледелия. Содержание скота в зимнее время в загонах требовало значительного количества твёрдых кормов. Увеличивается площадь обрабатываемых земель, на которых начали выращивать зерновые культуры, прежде всего засухоустойчивые сорта проса, ячменя и полбу. Техника земледелия была невысокой. Чаще всего использовали систему перелога: на целине жгли травостой и, после обработки простыми орудиями, засевали. Через два-три года этот участок оставляли на несколько лет и начинали обрабатывать новый. Такой вид земледелия был ориентирован прежде всего на то, чтобы обеспечить твёрдыми кормами основную отрасль хозяйства — скотоводство.

Одежда и экипировка скифов были прекрасно приспособлены к условиям кочевой жизни. Её изготовлением в основном занимались женщины, используя в качестве материала кожи, войлок и шерсть.

Одежда скифов была очень удобной — короткие, туго перетянутые кожаные (мехом внутрь) кафтаны, плотно облегающие кожаные штаны или широкие шерстяные шаровары, мягкие, перевязанные у щиколотки полусапожки (скифики), остроконечные башлыки, хорошо защищавшие голову. Одежда украшалась вышивкой, а парадный наряд расшивался множеством золотых украшений.

Основу женской одежды составляло платье-рубашка с длинными рукавами, поверх которой надевался плащ без рукавов. Головной убор был в виде кокошника. И одежда, и головной убор украшались нашивными золотыми бляшками. С удовольствием скифиянки носили такие украшения, как ожерелья, гривны, серьги, перстни из золота, серебра или бронзы, бусы.

Следом за ней в скифской религиозно-мифологической иерархии почитали супружескую пару — божества неба и земли Папая и Апи (полузмея-полуженщина), считавшихся прародителями людей и создателями всего земного мира.

Они стали родителями первого скифа — Таргитая (получеловек-полузмей).

Среди богов, которые олицетворяли земной мир наиболее известен нам бог, воплощённый в древнем железном мече. Его скифское имя до нас не дошло, но зато Геродот подробно описывает способы поклонения ему под именем Ареса, греческого бога войны. По словам историка, в каждой из областей Скифского царства сооружался из хвороста (150 повозок) гигантский алтарь, посвящённый этому богу. Получался квадрат со сторонами 530 метров. Водружённому на вершине алтаря мечу-акинаку приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника. Кровь сливали в священный кувшин и поливали землю вокруг меча. Отрубленную правую руку и голову оставляли лежать возле алтаря.

В честь бога войны ежегодно проводились празднества, на которых особо отличившиеся в боях воины награждались почётной чашей вина. На таких празднествах устраивались состязания по борьбе, стрельбе из лука.

Скифы почитали своих жрецов, но, если предсказания не сбывались, жрецы рисковали многим, иногда даже жизнью. За неверное гадание о причинах царской болезни царь мог предать их смерти.

Их величина зависела от социального положения и материального достатка умершего. Много скифских захоронений находится на территории Крымского полуострова.

Так, один из самых известных царских курганов Скифии — Чертомлык (Никополь, Днепропетровская обл.) — накануне раскопок имел высоту более 19 м. и окружность основания 330 м., а высота другого кургана — Александропольского — превышала 21 м. Куль-Оба (под Керчью) — 20 метров. Чем выше, тем знатнее и славнее погребённый в ней человек.

Под насыпью кургана размещалась могила. Чаще всего это так называемая катакомба — своеобразная пещера простой или усложнённой конфигурации, вырытая под одной из боковых стенок глубокого (до нескольких метров) входного колодца. В погребениях знати таких камер могло быть несколько.

Тело умершего знатного скифа бальзамировали так, чтобы оно могло сохраниться на установленный обычаем срок проводов, продолжавшийся в течение сорока дней. Покойника, одетого в роскошные одежды, клали на колесницу и возили по многочисленной родне. Особой пышностью отличались похороны скифских царей. Тело умершего обвозили по всем подвластным племенам. В знак скорби скифы обрезали волосы, наносили себе увечья. Затем все отправлялись в землю Герр, на отдалённую окраину Скифии. В этой земле и находилось кладбище скифских царей.

На вершине кургана по окончании захоронения устраивалась последняя поминальная трапеза. Кости съеденных животных и разбитую посуду, а иногда также последние дары (наконечники стрел, сбрую) оставляли на кургане.

Во рву, окружающем курган Толстая Могила, были обнаружены кости такого количества съеденных в ходе тризны домашних и диких животных, которое позволяет полагать, что в похоронах принимало участие примерно 2,5—3 тыс. человек.

СКИФСКАЯ КУЛЬТУРА

Изображения хищных зверей, птиц, лошадей, баранов, козлов на оружии и конской сбруе, а иногда на личных украшениях и освящённой посуде, имело, с точки зрения скифских воителей, вполне конкретную цель. Всё это призвано было улучшить боевые качества воина, придать ему сил, смелости, упорства, ускорить бег и подкрепить силы его коня.

Встреча скифских обычаев с высоким переднеазиатским искусством произошла около середины VII в. до н.э., и с этого времени берёт начало классический звериный стиль. Он успел широко распространиться по Скифии в середине VII в. До н.э., степняки приносят звериный стиль в лесостепное Поднепровье. Наиболее частый мотив звериного стиля этого времени — голова или клюв орла. Она известна нам не только по костяным и металлическим изделиям, но и по изображениям на статуях, где венчает своеобразную крышку, закрывающую лук воина. Иногда вместо орла изображался фантастический грифон — голова барана с орлиным клювом.

В это же раннее время появились и другие хорошо позднее известные мотивы — свернувшийся в кольцо хищный зверь, оглядывающийся козёл с подогнутыми, будто в быстром беге, ногами.

На рубеже VII—VI вв. до н.э. звериный стиль ранних скифов достигает наивысшего расцвета. Именно тогда предметы звериного стиля начинают делать преимущественно из золота.

С конца VI в. до н.э. в зверином стиле происходят заметные перемены. Происходит встреча с эллинским искусством — имевшая впечатляющие, но разрушительные для скифских традиций последствия. Изображения этого времени становятся схематичнее, отчасти застывшими, менее достоверными. Умельцы, с другой стороны, ударяются в украшательство, испещряя дополнительными изображениями части тел животных. Как будто соревнуясь в искусности, они фантастическим образом соединяют разных зверей и птиц, вписывают одних в других, сливают их между собой в невообразимых фантастических существ. Некоторые из них напоминают ещё персонажей мифологии — скажем, крылатый козёл.

В самом низу общественной лестницы (среди свободных) находились ремесленники. В основном, вероятно, это были не чистокровные скифы. Большую часть ремесленной продукции скифы получали от своих оседлых соседей-данников или от наёмных греческих мастеров.

Но чаще перед нами просто буйная игра фантазии автора, которую ограничивала — и подталкивала — лишь форма украшаемого предмета.

От греческих ювелиров в звериный стиль вошли новые мотивы, — скажем, голова льва или новый тип изображения грифона с разверстым клювом и высунутым языком. Из эллинских колоний пришёл в степь и новый для звериного стиля сюжет — борьба зверей. К изображениям зверей добавляется растительный орнамент.

Как бы то ни было искусство звериного стиля превратилось в наиболее яркое и самобытное явление скифской культуры.

АНАХАРСИС

Геродот имел в виду скифа Анахарсиса, который был признан одним из семи мудрецов древнего мира.

Анахарсис много путешествовал, познакомился с лучшими достижениями эллинской культуры.

Великий философ Платон первым сообщает об Анахарсисе как знаменитом изобретателе. Позднейшие греческие авторы приписывают скифскому мудрецу изобретение якоря, кузнечных мехов и гончарного круга — что уже совершенно невероятно. Его даже включали в число семи мудрецов.

Анахарсис желал перенести в Скифию греческие обычаи, чтобы его собственный народ стал более просвещённым и сильным (русская тема).

ПЕРСТЕНЬ СКИЛА

Судьба Анахарсиса имеет зеркальное отражение в судьбе другого скифского царя – Скила. О нём известно только из рассказа Геродота, который был его поздним современником (к моменту приезда историка в Скифию Скил уже погиб).

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифов

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Скифы

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура

скифы

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Искусство

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Скифское ожерелье

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Искусство скифов

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

скифское звериное искусство

Военное дело

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Скифы в бою

Религия

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.

Читайте также: