Скерцо это кратко в музыке
Обновлено: 04.07.2024
Первоначально — небольшая инструментальная пьеса, скерцо с начала XIX века заняло прочное место в симфонии и сонате, вытеснив оттуда менуэт, но вместе с тем стало развиваться и как самостоятельный жанр. С этого времени присутствует в большинстве традиционных симфоний как одна из средних частей (не начало и не финал).
Скерцо плодотворно развивалось и вне сонатно-симфонического цикла. К высшим достижениям относятся четыре скерцо Шопена, содержание которых шире и серьёзнее обычно скерцозного.
Характерные особенности и история возникновения
Что такое скерцо, можно понять, рассмотрев его основные характеристики. Это, прежде всего, музыкальный юмор. Неожиданное сопоставление художественных образов, смена настроений, переклички регистров и инструментов, подвижный темп, ритмические особенности – это лишь некоторые характерные для этого произведения приемы, которыми пользуются композиторы, создавая музыкальную шутку. Круг передаваемых образов здесь самый разнообразный – фантастические, гротескные, причудливые, но неизменно юмористические. Иногда скерцо приобретало народно-жанровую окраску.
На протяжении нескольких веков отношение композиторов к этому жанру претерпевало некоторые изменения.
Первые образцы музыкальной шутки можно встретить в 16 веке в вокальной музыке К. Монтеверди. Тогда они назывались канцонеттами. Для них использовались шутливые юмористические стихи.
К 17 веку появляется инструментальное скерцо. Первоначально оно было одним из частей инструментальной сюиты или партиты. В таком виде это произведение встречается в творчестве И.С. Баха. Самое известное из них – Скерцо из оркестровой сюиты №2 си-минор, где солирует флейта. В настоящее время оно часто исполняется как отдельное произведение.
Скерцо как часть сонатно-симфонического цикла
С конца 18 века оно становится частью сонатно-симфонического цикла, постепенно вытесняя менуэт.
Впервые в таком качестве скерцо появляется у основоположника венского классицизма Йозефа Гайдна в сонате № 9 для фортепиано. Но в его творчестве это не становится традицией. Только со временем скерцо, как часть сонатно-симфонического цикла, утверждается в сонатах и симфониях Л. Бетховена. Анализируя его творчество, можно увидеть, что в своих ранних симфониях и сонатах композитор вносит в менуэт лишь черты скерцо. Позже менуэт полностью им заменяется.
В последующие века скерцо, как часть сонатно-симфонического цикла, продолжает свое существование в симфоническом творчестве Д. Шостаковича, Г. Малера, А. Брукнера.
Определяя, что такое скерцо в сонатно-симфоническом цикле, и каково значение этой части, необходимо отметить его исключительно важную роль в общей драматургии цикла.
Скерцо - самостоятельный жанр инструментальной музыки
В начале 19 века скерцо выходит за пределы сонатно-симфонического цикла и становится жанром инструментальной музыки. Оно является обособленным музыкальным произведением. Основные черты в нем сохраняются, неизменной остается и его виртуозность. Известны фортепианные скерцо, для скрипки, а также для других солирующих инструментов. Этот жанр приближается к каприччо.
Для фортепиано скерцо было написано такими известными западноевропейскими представителями романтического направления в музыке, как Фредерик Шопен, Р. Шуман, И. Брамс. Из русской композиторской школы к жанру инструментального скерцо обращался П.И. Чайковский, М.А. Балакирев.
Наибольшее развитие получил этот жанр в фортепианном творчестве Ф. Шопена. Композитор делает его более серьезным, насыщая глубоким драматическим, а иногда и трагедийным содержанием. Минорный лад становится характерным для скерцо.
Скерцо в музыке для оркестра
Анализируя, что такое скерцо и как этот жанр представлен в разных музыкальных направлениях, можно отметить, что к нему обращались композиторы различных эпох.
Этот жанр достаточно широко представлен и в оркестровой музыке.
СКЕ́РЦО, нескл., ср. Муз. Небольшое музыкальное произведение в живом, быстром темпе. Скерцо Мендельсона. || Часть большого музыкального произведения (симфонии, сонаты) в таком темпе.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Первоначально — небольшая инструментальная пьеса, скерцо с начала XIX века заняло прочное место в симфонии и сонате, вытеснив оттуда менуэт, но вместе с тем стало развиваться и как самостоятельный жанр. С этого времени присутствует в большинстве традиционных симфоний как одна из средних частей (не начало и не финал).
Скерцо плодотворно развивалось и вне сонатно-симфонического цикла. К высшим достижениям относятся четыре скерцо Шопена, содержание которых шире и серьёзнее обычно скерцозного.
СКЕ'РЦО, нескл., ср. [ит. scherzo — шутка] (муз.). Небольшое музыкальное произведение в оживленном, быстром темпе. С. часто входит в состав симфонии как вторая или третья ее часть.
ске́рцо
1. муз. небольшая музыкальная пьеса или часть большого музыкального произведения в живом, стремительном темпе
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: самоотречение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Итальянское слово scherzo в переводе - шутка. Издавна оно привилось в музыке для обозначения ее характера - живого, веселого, шутливого. Бетховен ввел название скерцо для одной из средних частей симфонии вместо традиционного ранее менуэта. А в середине XIX века композиторы стали называть так и самостоятельные пьесы, причем не только шутливые, но иногда и драматические или имеющие зловещий оттенок. Так, широко известны скерцо Шопена - фортепианные пьесы, отличающиеся богатством образов, разнообразием содержания.
Смотреть значение Скерцо в других словарях
Скерцо Ср. Нескл. — 1. Небольшое музыкальное произведение в живом, быстром темпе с подчеркнутым ритмом, иногда составляющее часть симфонии, сонаты и т.п.
Толковый словарь Ефремовой
Скерцо — нескл., ср. (ит. scherzo - шутка) (муз.). Небольшое музыкальное произведение в оживленном, быстром темпе. часто входит в состав симфонии как вторая или третья ее часть.
Толковый словарь Ушакова
Скерцо — неизм.; ср. [итал. scherzo - шутка] Муз.
1. Часть музыкального произведения (симфонии, сонаты, квартета) в живом, стремительном темпе с острохарактерными ритмическими и гармоническими.
Толковый словарь Кузнецова
Скерцо — (итал. scherzo - букв. - шутка),1) в 16-17 вв. обозначениевокально-инструментального произведения на шутливые тексты, а такжеразличных инструментальных пьес (у К. Монтеверди.
Большой энциклопедический словарь
Скерцо — - шутка - в XVI—XVII вв. обозначение вокально-инструментального произведения на шутливые тексты. Позже — часть сюиты, сонатно-симфонического цикла. С XIX в. самостоятельное.
Исторический словарь
Скерцо — (итал. scherzo, букв. - шутка).
1) В 16-17 вв. распространённое обозначение трёхголосных канцонетт, а также одноголосных вок. пьес на тексты игривого, шуточного характера.
Музыкальная энциклопедия
СКЕРЦО — СКЕРЦО, нескл., ср. Небольшое музыкальное произведение в оживленном темпе. || прил. скерцоаный, -ая, -ое (спец.) и скер-пибзный, -ая, -ое (спец.).
Толковый словарь Ожегова
Читайте также: