Системное мышление это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Современный, постоянно изменяющийся мир ежедневно ставит перед человеком десятки проблем, которые требуют быстрого и эффективного решения. Без этого невозможно стать успешным, да и просто благополучным человеком. Для того чтобы соответствовать требованиям реальности, нужно обладать системным мышлением, позволяющим оценивать любую ситуацию целостно, видеть и использовать все взаимосвязи и взаимозависимости процессов и явлений действительности.

Что значит мыслить системно

Что такое система

Любой объект, в том числе мы сами, наша психика, организация нашей жизни, имеет свойства системы. То есть не просто состоит из отдельных элементов, а представляет собой системную организацию их связей. Взаимодействие структурных элементов делает систему жизнеспособной, а характер связей определяет ее свойства, качества, особенности, функции и возможности. Причем этими особенностями и функциями обладает именно целое, их нет у отдельных частей, даже если их просто сложить вместе.

Можно привести простой, хоть и несколько утрированный пример. Вот человек. Он сложный объект, состоящий из множества частей или элементов. Но будет ли сумма его частей (голова, две ноги, две руки, туловище, пищевод, сердце, печень, мозг и т. д.) живым, мыслящим, действующим индивидом? Нет. Это будет расчлененный труп, а не живой человек, потому что все его элементы должны быть связаны в единое целое. И связи эти настолько сложны, разнообразны и многоплановы, что наука и сегодня еще далека от полного их понимания.

Взаимозависимость всех частей системы называется корреляцией и означает, что изменения в одном из элементов неизбежно влекут изменения и в других, а также в системе в целом. Принцип корреляции объясняет, например, неэффективность несистемного подхода в медицине. Он заключается в следующем: если у человека болит голова, то лечат голову, если желудок, то, соответственно, желудок. А ведь наш организм – целостная система, и лечить нужно с учетом системных связей.

Есть и еще один важный момент. Любая система состоит из подсистем, которые до бесконечности дробятся на все более мелкие части. Но изменения даже в самом, казалось бы, малозначимом элементе влияют на состояние системы в целом. С другой стороны, любой объект — часть более крупного структурного образования: человек – частичка семьи, семья входит в этнос, этносы объединяются в государство, а то, в свою очередь, элемент человечества, которое является частью живой природы планеты Земля и т. д.

Отдельные объекты могут одновременно входить во множество систем. Так, человек не только член семьи, он входит в группу друзей, профессиональный коллектив, спортивный клуб, сообщество в социальных сетях и т. д. Учитывая это, становится понятно, насколько сложно бывает разобраться в происходящих с нами процессах, а тем более управлять ими. Для этого и необходимо системное мышление.

Особенности системного мышления

Мы привыкли считать, что логическое мышление самое лучшее и эффективное, а сейчас все чаще говорят о системном. Чем же оно отличается от логического?

Принцип логического мышления – совершение умственных операций анализа и синтеза. Объект расчленяется на отдельные элементы, которые анализируются, изучаются, выявляются их особенности, возможности других комбинаций, а затем они соединяются вновь, возможно, в новом сочетании, или используются для конструирования других объектов. Логическое мышление связано с принципом алгоритма, то есть последовательных операций, каждая из которых является своеобразной ступенькой для перехода к следующей.

Но это не всегда эффективно для решения сложных проблем, имеющих системный характер и связанных с разными аспектами нашей жизни. Понять, как можно изменить ситуацию к лучшему или не сделать ее еще хуже, можно только взглянув на нее со всех сторон и увидев все внутренние и внешние связи и зависимости. Логический анализ здесь нужен, но он недостаточен. Попытки решить проблему без учета системных связей могут привести к серьезным ошибкам. Вот, например, одна из таких ситуаций.

В середине XX века стала популярной идея мелиорации, то есть осушения болот. Если рассуждать логически, то эти залитые зловонной жижей и даже опасные участки совсем не нужны. Если их осушить, то освободятся плодородные, покрытые торфом и другими органическими отложениями земли, так необходимые сельскому хозяйству. А сами болота перестанут быть источником комарья, змей, повышенной влажности и опасности для грибников. Все логично? Да.

Но на деле получилось не так. Осушение болот привело к исчезновению мелких ручейков и речушек, которые они питали. Из-за этого обмелели крупные реки, а уменьшение весеннего паводка привело к исчезновению заливных лугов, которые были источником пропитания больших стад скота. Уменьшилось количество подпочвенных вод, родников, ключей, и это привело к засолению почв и снижению урожаев даже там, где до мелиорации они были высокими. С исчезновением болот исчезают некоторые виды растений, насекомых, животных, которые тоже играли важную роль в единой системе жизни.

Вот вам реальный пример действий людей, не использующих системное мышление, не учитывающих все сложные взаимозависимости экосистемы.

Сообщество людей – не менее сложное структурное образование, и отсутствие системного подхода, например, при решении конфликтов может привести к обратному результату, когда этот конфликт будет распространяться вглубь и вширь, выйдет за пределы одной системы и будет неуправляемым. Ведь мы все являемся системами и живем в системном мире.

Способности людей с системным мышлением

Принцип корреляции

Люди, обладающие системным мышлением, могут добиться успехов в разных видах деятельности, потому что их решения будут наиболее эффективными и лучшими. Это связано с целым комплексом индивидуальных качеств, к которым можно отнести следующие:

  • способность оценивать ситуацию в целом, комплексно; объекта (ситуации, проблемы) с разных точек зрения, под разными, часто неожиданными углами;
  • умение замечать все связи между элементами, деталями, частями системы, а также с объектами, находящимися вне ее;
  • способность создавать модели реальности, которые помогают обнаружить причинно-следственные связи и возможные варианты развития событий;
  • умение прогнозировать развитие событий и выбирать наилучшую тактику поведения в любой ситуации.

Для людей с системным мышлением характерен высокий творческий потенциал. Их креативность поддерживается способностью устанавливать связи-ассоциации между явлениями и событиями, на первый взгляд, ничем не связанными друг с другом. Но это креативность в широком понимании, дающая возможность для самореализации не только в науке и искусстве, но и в других сферах жизни: бизнесе, менеджменте, образовании, политике и т. д.

Системное мышление позволяет увидеть перспективы развития, отличить правду от лжи. Поэтому личности, обладающие этим типом мышления, реже становятся жертвами обмана и манипуляций.

Формирование системного мышления

Есть люди, обладающие врожденной способностью к системному восприятию реальности на интуитивном уровне, но и эту способность нужно развивать, делать ее более осознанной и организованной. Тем более стоит подумать о формировании системного мышления тем, кто таким даром не обладает. Это вполне реально. Системному мышлению, так же как и логическому, можно научиться, но подходить к этому процессу тоже надо системно.

  • Формирование способности к правильному восприятию окружающего мира с учетом его системной организации. Именно восприятие поставляет в наш мозг информацию, с которой потом работает мышление. Поэтому так важен не поверхностный взгляд на мир, а внимательное, детальное наблюдение. Оно предполагает проникновение в глубинную суть вещей, восприятие всех нюансов и деталей.
  • Развитие памяти, в первую очередь осознанного, целенаправленного запоминания информации, которое сопровождается ее анализом и систематизацией. Целостный мир требует системного подхода к его запоминанию. А оно предполагает активную работу всех видов памяти: моторной и сенсорной, слуховой и зрительной, вкусовой, обонятельной, осязательной и эмоциональной.
  • Память и восприятие невозможны без способности к сосредоточению, то есть внимания. Развитие этого психического процесса предполагает овладение также способностью к быстрому переключению внимания и увеличение его объема. Это позволит осмысливать одновременно несколько объектов и их связей, работать над несколькими проектами, удерживая в голове разные сложные задачи.
  • Формирование системного мышления предполагает развитие всех его видов: логическое мышление обеспечивает создание четких схем и алгоритмов решения задач; образное позволяет увидеть проблему в целом; наглядно-действенное необходимо для анализа практических действий и прикладного аспекта проблемы; ассоциативное мышление позволит устанавливать связи между различными объектами и явлениями действительности.

Так как вся наша действительность имеет системный характер, то любое ее познание, не просто принятие, а именно творческое познание будет способствовать развитию системного мышления. Творчество и системный подход вообще очень тесно связаны. Творческое мышление специализируется на нестандартном решении задач, а это невозможно без системного подхода с его многомерным восприятием действительности. Любой вид творчества, пусть даже простое незамысловатое рукоделие – это повышение уровня системности вашего мышления. Ведь творчество предполагает работу воображения по созданию нового образа, комбинирование различных идей, материалов, техник. И самое главное. Любое творчество – это создание упорядоченной системы из хаоса.

Кроме очевидной пользы для развития мышления, воображение и творчество – это источник позитивных эмоций. А ничто так не стимулирует развитие, как получение удовольствия.

Упражнение по развитию системного мышления

Мы с вами уже знаем, что каждый объект представляет собой систему. Найдите в своем окружении любой случайный предмет, например, пусть это будет книга:

  1. Подумайте, какие подсистемы входят в структуру этого предмета. А теперь возьмите лист бумаги и запишите их в столбик. Это могут быть бумага, типографский шрифт, краска, клей, металлические скрепки, которыми скреплен переплет, картон обложки и т. д. А если посмотреть с другого ракурса: буквы, слова, предложения, оглавление, заголовки, иллюстрации и т. д. Напишите элементы этой структуры в другой столбик. Смотрите, мы нашли две разных системы, а их может быть значительно больше. Подумайте, какие еще варианты системной организации книги вы сможете обнаружить.
  2. А теперь подумайте, в какие более крупные системы входит книга, частью чего она является.

Выполняя это упражнение, вы поймете, что можно легко выйти за пределы несистемного мышления, ограниченного жесткими рамками стандартов.

Такие занятия интересно проводить в группе, устраивая своеобразное соревнование, выбирая каждый раз новые предметы. Можно усложнить задание и подумать, как изменится предмет, если внести изменения в какой-то элемент его структуры.


Это первый пост из серии про системное мышление и системную инженерию, в которой я постараюсь простым языком описать эти крутые штуки и объяснить зачем они нужны.

Системное мышление — это практический подход к восприятию мира, который значительно ускоряет способности анализировать, принимать решения и учиться. Практический потому, что сформирован практикой, а не вырос из абстрактных математических теорий.

Если вам знакома аббревиатура ТРИЗ, то я бы сказал, что методы ТРИЗ — это набор частных случаев применения системного мышления в физическом производстве.

Системы

Система — это абстрактное понятие, позволяющее нам структурировать окружающий мир в удобном для анализа виде.
Система — это совокупность связанных между собой штук сущностей.

Связанных — в смысле хоть как-то влияющих друг на друга: передающих информацию, скреплённых сваркой, дёргающих друг дружку за верёвочки, etc.

Важно понимать: только человек решает что назвать системой, природа не различает систем. По сути, любой набор любых сущностей можно обозвать системой, но это недейственный метод. Система должна быть концептуально целостной, только тогда её использование будет полезным.


Если представить граф, вершинами которого будут все сущности в анализируемой нами области, а рёбрами — связи между ними, то хорошими кандидатами в системы станут кластера сильно связанных вершин.

Выглядеть это может примерно вот так.

Любая система может состоять из подсистем и быть частью одной или нескольких метасистем.

Системное мышление

Понятие системы выглядит не сложным и думать в таком стиле вряд ли адский труд, но зачем?

Системное мышление — это порождение практики. Как оказалось, многие свойства систем слабо зависят от области в которой их выделяют (физика, педагогика, логистика, etc.), но сильно — от топологии системы — структуры и видов связей между её компонентами. Оказывается, мир не такой разнообразный, каким кажется, достаточно правильно абстрагироваться.

Характерными общими свойствами систем можно назвать, например: жизненный цикл, обратную связь и ортогональность. Эти концепции неплохо живут и без отсылок к системной инженерии, но именно она даёт удобный способ распространить их на окружающий мир.

Поэтому, как только мы начинаем мыслить системно, то получаем ряд важных преимуществ.

Возможность обобщать и распространять свой опыт, полученный в одной области, на окружающий мир.

Допустим, вы всю жизнь проработали со станками и прочими механизмами и наверняка знаете много хитрых закономерностей и особенностей их функционирования. Будьте уверены, существенная часть этих закономерностей может быть перенесена на другие системы, например, информационные или, чего уж там, человеческие.

Главное правильно заменить в этих закономерностях детали и связи между ними, на человечков и связи между ними (такая вот тавтология). Сделать это напрямую сложно, однако системный подход даёт нам общий язык представления подобных знаний в виде систем. Поэтому, если мы научимся смотреть на нашу работу со станками и с людьми как на работу с системами, то многие наши знания естественным образом можно будет применять сразу к этим двум областям (а заодно и к остальным).

Инженерами выявлено множество свойств, характерных для всех систем, так и для их групп. Используя эти свойства в своей работе можно не только значительно упростить и ускорить решение задач, но и получить общий язык для общения с коллегами, в том числе, из других областей деятельности.

Для IT-шников это особенно полезно, поскольку сегодня разрабатываешь банковское ПО, завтра медицинское, а послезавтра мобильную игрушку, CMS или любую другую загадочную вещь. Вникать заново в каждую область нет времени, к счастью, это и не требуется — достаточно мыслить системно. Однако это не избавляет от необходимости изучать базовые принципы соответствующей области, поскольку именно они позволяют выбирать правильные абстракции.

Что дальше…

Также в комментариях принимаю предложения по темам новых статей. Конечно, если они вам интересны :-)

Как и зачем учиться системному мышлению?

Мы живем в мире систем – начиная от человеческого организма и заканчивая социально-экономическим устройством общества. Все, что существует в форме процесса, является системой, потому что ни один процесс не может происходить хаотично, он должен подчиняться определенным закономерностям, сохраняя баланс соотношения производительности и отдачи внутренних элементов.

Возвращаясь к определению, указанному Г. Грефом, сделаем небольшую поправку – конечно, системное мышление гораздо шире и объемнее и включает в себя не только две указанные компоненты. Ниже мы раскроем этот термин более широко, расскажем, как тренировать данный вид мышления и стоит ли вообще этим заниматься.

Что значит мыслить системно?

Первоначально необходимо указать, что системное мышление – это навык, который понадобится в абсолютно любой ситуации, и вот почему:

  • во-первых, системное мышление – это не точечное умение, не какая-то обособленная практика, помогающая вам в сфере профессиональной деятельности; это своего рода стиль жизни, руководство при любых действиях, потому что, имея в арсенале такую операционную модель поведения, вы влияете на всю систему своей действительности, на ее подсистемы, да и в принципе начинаете относиться к ним, как к структурным явлениям со своими чертами функционирования, что уже немаловажно;
  • во-вторых, не случайно большинство работодателей серьезных компаний и организаций, прививающих культуру лидерства, предъявляют в списке обязательных компетенций именно данный навык, потому что считают его определяющим для потенциального сотрудника, т.к. умение разглядеть проблему, понять, что к ней привело, как от нее уйти, какие факторы являются дестабилизирующими, а какие – вспомогательными, сегодня приобрело колоссальную значимость;
  • в-третьих, системное мышление обязательно поможет людям, не находящим своего пути, призвания, смысла систематизировать внутренние жизненные процессы и добиться рационализации и выхода из ситуации, потому что зачастую мы просто не осознаем хаотичности и непоследовательности представлений о собственном мире, что как раз и нивелирует рассматриваемое нами понятие;
  • в-четвертых, в мире, где наступила глобализация и одна система стала зависеть от другой, а та, в свою очередь, от третьей, Барри Ричмонд, лидер в области системного мышления и системной динамики, а также автор данного понятия, указывает на то, что этот феномен является незаменимым методом познания, своего рода отдельным языком, помогающим сблизить разнородные и ранее не связанные между собой системы [B. Richmond, 1994].

И действительно, самое главное, что мы можем выделить в системном мышлении – это умение разглядывать как подробности, детали, мелочи объекта или явления (метод индукции), так и сохранять целостную его картину, не терять ощущение масштабности (метод дедукции).

Авторы также указывают на три обязательные составляющие любой системы:

  1. Элементы (они будут характеризовать систему).
  2. Взаимодействие элементов (связи, создающие отношения между элементами).
  3. Цель (то, ради чего существует система, что может быть легко понято) [R. D. Arnold, J. P. Wade, 2015].

Теперь давайте рассмотрим любую систему, к примеру, палисадник:

  1. Почва, кустарники, рассада цветов, предметы декора, дождь, периодически падающий с небес, солнечный свет, воздух, собака, пробегающая по рассаде, насекомые, обитающие в пределах палисадника – все это и многое другое есть системообразующие элементы.
  2. Если на кусты случится нашествие краснощеких муравьев, это может их сгубить, однако если хозяин палисадника решит избавиться от них, вредители погибнут, но химикат может повлиять на цветы, причинив им ущерб, хотя его действие может и вовсе не оказать никакого эффекта, если постоянные дожди вымоют средство против муравьев. Таким образом, связей между элементами создается большое количество и все они влияют друг на друга.
  3. Хозяин может планировать выиграть конкурс по декорированию дачных палисадников, и поэтому ему важно сохранять красивый внешний вид, а значит, и здоровую экосистему его ландшафтного мини-проекта. Однако бывает и так, что хозяин не так часто приезжает на дачу, и его вовсе не беспокоит состояние палисадника – он полностью отдал его во власть стихии. Как видно, в обоих случаях совершенно разные цели.

Еще раз глядя на второй пункт, мы можем сделать вывод, что системное мышление действенно как раз из-за того, что оно учит видеть те связи, которые раньше вы, казалось, не замечали, но значимость которых не менее важна, чем тех, что очевидны и явны. Конечно, влияние на существующие и возникающие системы – ключевое свойство для человека. Но чтобы правильно (т.е. в рамках поставленной цели) повлиять, недостаточно просто взять и изучить структуру, нужно понимать, какой реальный синергетический эффект возникает при отношениях между элементами системы [Ц. Церенов].

Тематике системного мышления посвящена довольно обширная литература. Перечислим наиболее яркие и популярные из них:

Возможно, вы уже знакомы с какой-либо из данных книг либо читали что-то другое по системному мышлению. Будем рады увидеть ваши отзывы в комментариях.

Заострить же ваше внимание нам хотелось в большей степени на последней книге. Остановимся на ней чуть более подробно, т.к. именно она считается классикой в освоении рассматриваемого навыка.

Что подскажет Джозеф О’Коннор?

Коротко опишем основы системного мышления, изложенные в книге О’Коннора и Макдермотта.

Сложность системы – один из ее важных показателей. Сложность бывает детальная (когда слишком много компонентов; пример – мозаика) либо динамическая (когда слишком много связей между компонентами; пример – шахматы). При этом, последние системы чаще всего более стабильны в силу сложности взаимозависимости между элементами, однако и они подвергаются изменениям за счет эффекта рычага.

  1. Усиливающая обратная связь. Словно снежный ком, каждое изменение приводит к еще большим изменениям. Например, при внедрении нового оборудования мы получаем все больший рост выпуска продукции.
  2. Уравновешивающая обратная связь. Сдерживающая связь, приводящая к обратному состоянию, т.к. именно оно признается равновесным, идеальным. Например, человек при повышении температуры тела потеет, испарина охлаждает тело, тем самым возвращая температуру к равновесному состоянию.
  3. Уравновешивающая упреждающая связь. Предвидение события становится его причиной. Наверняка вы и сами видели такое, когда в новостях просачивались слухи и фейки о дестабилизации рентабельности какого-либо финансового учреждения, и вкладчики тут же забирали свои денежные средства, чтобы избежать рисков, даже если изначально ничего не предвещало беды.
  4. Усиливающая упреждающая связь. Предвидение событий приводит к обратному состоянию системы. Например, если вы пригрозите своему сотруднику увольнением, это может его подстегнуть, и он начнет работать с тройным усердием, что сделает его более ценным для компании.

Все указанные виды изменений не могут признаваться эффективными, если делать акцент на одном из компонентов системы. Всегда нужно помнить об их устойчивом соотношении, о балансе, приводящем к эффективности.

Вторая часть книги посвящается ментальным моделям – убеждениям, ценностям, идеалам (они в совокупности также являются системой), в которые верит тот или иной человек и которые определяют ориентацию системного мышления. Сначала автор рассматривает способы их образования, в частности:

Если вы хотите достичь рациональности системного мышления, помните об указанных способах построения ментальных моделей, старайтесь быть объективными и нивелировать те из них, что искажают реальность, запоминайте и анализируйте все исходы событий без привязки к конкретным эмоциональным реакциям.

В книге рассматривается также проблема причинно-следственных связей, где автор указывает, что нужно в большей мере оперировать не причинами, а факторами. На данном пути тоже выделяется три ошибочных суждения системного мышления в контексте причинно-следственных связей, в частности:

  1. Причина и следствие разделимы во времени, второе следует за первой (по сути, они составляют одну сущность, и причина плавно перетекает в следствие либо даже является им).
  2. Во времени и пространстве следствие идет сразу за причиной (фактор задержки).
  3. Следствие пропорционально причине (зачастую мелочь приводит к громадным последствиям) [И. Макдермотт, Дж. О’Коннор, 2020].

Развитие системного мышления

Итак, существует несколько способов раскрытия потенциала и формирования системного мышления:

Расширение кругозора и эрудиции

Не случайно данный метод мы поставили на первое место. Чем больше образовательного, коммуникативного, эмпирического опыта вы получаете, тем шире вы раздвигаете рамки своего сознания. Знакомьтесь с интересными людьми, путешествуйте, читайте правильную качественную литературу, приобретайте новые навыки, увлекайтесь дополнительным хобби, учите языки – совершайте больше нового!

Зачем? Ответ прост: это все опыт, позволяющий вам понять многообразие мира, закономерности его функционирования. Системное мышление сродни междисциплинарности, смежности предметных областей, и чем больше профильных и непрофильных компетенций вы наберете, тем легче вам будет ориентироваться в мире систем.

Крушение стереотипов

Об этом также пишут Дж. О’Коннор и И. Макдермотт. Все мы, так или иначе, окутаны совокупностью стереотипов, мешающих нам жить. Стереотип представляет собой устоявшееся убеждение относительно какого-то явления, выработанное на основе предыдущего опыта.

Проблема со стереотипами заключается в том, что они не позволят вам быть эффективными в трудных ситуациях, порой требующих риска, потому что стереотипы – это форма ригидного и консервативного мышления. Новаторство, креативность даются людям со стереотипным мышлением с трудом, что и становится препятствием на пути формирования системного мышления.

Изучение успешных кейсов

Наверняка вам в голову приходила мысль посмотреть фильм о какой-то личности или прочитать биографическую книгу. Вряд ли эта идея была связана с неудачником или проблемным проектом с печальным результатом, и это совершенно правильно.

Обращая внимание на показательные случаи из практики, вы волей-неволей учитесь хорошему опыту, запоминаете, как правильно, изучаете положительные факторы, приведшие к успеху, и сопоставляете их с негативными, которые могли повлиять отрицательно и привести к плачевным последствиям. Поэтому учитесь на хороших примерах, читайте истории успеха – как отдельных людей, так и их совместной работы.

Развитие креативности

Вводя в свою ежедневную практику указанные рекомендации, вы безоговорочно придете к развитому системному мышлению. Также помните, что вы можете знать очень много приемов повышения эффективности, таких как SWOT-анализ, AGILE-подход, матрица Эйзенхауэра, бизнес-модель Остервальдера и т.д., но бесконечно метаться от одного к другому далеко не выход и уж тем более не показатель развитого системного мышления. Главное – это уметь выбирать нужный инструмент в конкретной ситуации, распознав проблемные факторы, как симптомы, требующие правильного подхода в лечении.

Однако не все ученые соглашаются с неоспоримой эффективностью системного подхода. Посмотрим, какие минусы можно увидеть в данном виде мышления.

Критика системного мышления

Данные слова можно трактовать следующим образом: чтобы анализировать какое-то явление с точки зрения системного мышления (системного анализа), оно должно быть относительно стабильным и устойчивым. И действительно, сложно подвергать разбору на части постоянно меняющуюся структуру и уж тем более делать выводы о том, какие факторы на нее влияют. Однако все дело в том, что в жизни нет ничего устойчивого, и в еще большей степени это доказывает современный мир.

Что же делать? Ответ на поверхности – подстраиваться. Не в наших силах остановить поток перемен, происходящих буквально каждую секунду. И даже в таких условиях системное мышление может быть отличным методом по проведению качественного анализа с правильными выводами. Согласны?

И перед тем, как перейти к заключению, предлагаем пройти проверочный тест, чтобы закрепить знания:

Теперь же давайте подведем итог.

Заключение

Надеемся, нам удалось погрузить вас в тематику системного мышления, и вы поняли его ценность или даже приступили к его развитию. Помните, что, безусловно, обретение данного навыка поможет вам при трудоустройстве, в ежедневной рутине, но самое главное – вы обретете системность, попрощаетесь с деструктивным влиянием хаоса и познаете прелесть взвешенного и рационального подхода к процессам своей жизни.

Часто системное мышление называют одним из ключевых навыков руководителей, да и в целом успешных людей. В этой статье поделюсь своими соображениями насчет того, что из себя представляет этот навык, и можно ли его развить.

Что значит мыслить системно?

Впервые я это ощутила, когда училась в университете. В школе знания немного не так преподносятся (ну, или так казалось просто). В университете, когда ты учишься на конкретную специальность, ощутить системность оказалось проще. Каждая дисциплина - это выстроенная система, а в целом программа обучения - это система из систем, которая делает из студента "объемного" специалиста. Но не всем из однокурсников эта система была видна. Не все могли увязать в своей голове взаимосвязь микроэкономики и, например, физики для практического применения. Для меня же, наверно, системность мышления была самым важным приобретением в университете. При том, что 70% дисциплин мне не пригодились, да и не пригодятся уже, скорее всего, никогда.

"Системное мышление – это тип мышления , который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой. " Одно из определений.

И что это значит?

  • Ты видишь всю "картину" целиком (всю систему), как бы издалека.
  • Ты видишь каждый отдельный элемент этой системы.
  • Ты видишь взаимосвязи этих элементов внутри системы. То есть понимаешь, как изменения одного элемента повлияют на другие элементы и на всю систему в целом.
  • Ты видишь взаимосвязь этой системы с внешними системами.
  • Ты можешь это все одновременно держать в голове и учитывать при анализе или принятии решений.

Звучит сложно, но, на самом деле, это встроенное свойство мышления для человека, необходимое для выживания в стае. Эту идею я прочитала в книгах психиатра А. Курпатова (горячо их рекомендую), где доступным языком описывается работа нашего мозга.

Что такое стая ? Это открытая система (открытая - значит, взаимодействует с другими системами, влияет на них и подвержена влиянию), которая состоит из особей стаи, общих правил, традиций. У стаи есть своя система ценностей, знаний, иерархия, которые служат цели выживания стаи и каждой отдельной особи. То есть, чтобы тебя не выгнали из нее, и ты не погиб в одиночестве, не загрызли, ты должен хорошо ориентироваться в своей стае: запоминать, кто есть кто; с кем можно выпендриваться, а кто вожак; кто твоя самка, а кто чужая; чья очередь идти на охоту, а чья - мыть копья. И вообще, кто свой, а кто чужой. Прекрасно понимать роли при взаимодействии с внешней средой. То есть, необходимо системно мыслить и выстраивать даже логические цепочки разной сложности, для того, чтобы оставаться в стае и занять в ее иерархии подобающее место.

Это значит, что человек, растущий в социуме и обладающей здоровой психикой, в целом имеет потенциальную способность мыслить системно.

А почему не все в итоге этим качеством обладают?

Как мне кажется, это связано с современным устройством мира. Проблема выживания остро не стоит (обычно), нет необходимости даже сильно взаимодействовать с социумом, чтобы выживать, а также гиперопека родителей в детстве и даже гиперопека государства лишают нас необходимости сильно напрягать наш мозг. Впервые системность мышления хорошо развивается при общении в коллективах: детском саду, школе, даже дома. И чем больше количество людей, с которым в детстве нужно находить общий язык, тем больше "ячеек" в головушке образуется, чтобы потом их использовать для других, не только социальных целей. Вы наверняка обратили внимание, что люди, выросшие в опасной среде, могут не иметь образования и знаний, но соображают очень быстро и по-житейски мудры.

Поэтому детям важно общаться со сверстниками, строить отношения, делить власть, даже драться. Там уже можно понять, кто ты есть, свою роль и положение в иерархии. Лидера и отщепенца сразу видно :) И чем меньше взрослые вмешиваются, тем лучше ( но не исключая вмешательство совсем, конечно).

Итак, мы выяснили, что способность мыслить системно есть у каждого, кто рос в социуме хотя бы из 2 человек. Но не все это умеют применять в жизни.

Если интересна эта тема, рекомендую также книгу "Азбука системного мышления" Донелла Х. Медоуз.

Можно ли развить системное мышление?

Мое мнение (и не только мое) - можно.

Предлагаю вам варианты:

1. Обучение в ВУЗе.

Именно по нашей отличной советской системе обучения, когда есть составленная программа из множества предметов - для получения одной специальности. Как я говорила в начале статьи, системность изучения предметов, их взаимосвязанность приучает мозг к такому образу мышления. И учит учиться, что самое важное.

Но, должна оговориться (поскольку господа, читающие мои статьи и оставляющие комментарии, очень любят придираться к чему-то, не имеющего прямого отношения к теме, но, скорее всего, из-за этого статьи станут сильно длиннее):

1. У меня два красных диплома по разным направлениям, и я не считаю нашу систему высшего образования хорошей для обучения специалистов, особенно узких: то есть, мало кто после ВУЗа готов сразу эффективно работать, требуется еще доучиваться и переучиваться в процессе работы. Возможно, не всех специальностей это касается, не берусь утверждать. Но в большинстве случаев, специалисты выходят очень сырые и недоученные.

2. Не все ВУЗы одинаково хороши в этом отношении. Можно быть более-менее уверенным в старых престижных учебных заведениях, где в коридорах еще пахнет Советским Союзом или даже Российской Империей.

2. Чтение книг.

Да-да, чтение хорошей литературы прекрасно тренирует мозг по всем фронтам. Просмотр видео, аудиокниги, статьи (на Дзене в том числе) в этом плане очень проигрывают. Даже не столь важно, художественная это литература или научно-популярная. Только читать тоже надо уметь. Лучше не торопиться, читать вдумчиво, останавливаясь на осмысление прочитанного, подчеркивать карандашиком или выписывать интересные мысли. Обязательно в голове это все переварить (мы для этого в школе сочинения и писали, чтобы научиться читать и думать), сделать выводы, поискать в реальной жизни аналоги персонажей/взаимоотношений или событий, подтверждения и опровержения фактам.

Я еще во всех статьях упоминаю о том, чтобы действовать, когда читаешь книжки, применять советы оттуда, а не просто покивать и пойти дальше, но об этом - в других статьях :)

Писать книжки, романы, сценарии - еще круче. Но для этого сначала - много читать. Без системности изложения ничего путного не выйдет.

3. Ну и, на десерт, самый доступный способ, даже если ты не умеешь читать и не можешь пойти учиться, но, наверно, самый эффективный: РЕФЛЕКСИЯ.

Что я имею в виду? Анализ происходящего с точки зрения стаи/ системы. Тут подойдет любое событие и любой материал.

Например, вы посмотрели киношку. Даже плохую, не важно. А теперь выстройте в голове мир с точки зрения главного персонажа, мотивы его поступков, кто есть кто для него. А теперь ту же ситуацию с точки зрения другого персонажа. Пятого, десятого. А теперь подумайте про фильм с точки зрения картинки: операторской работы, цветовых решений, почему так, а не иначе. А еще подумайте, как бы этот фильм увидела и приняла ваша бабушка. И держите все то в голове одновременно! Тренировочка нехилая, правда?

Для меня, например, просмотр кино не был отдыхом, когда я трудилась в сфере кинопроизводства. Потому что каждое кино я смотрела одновременно как актриса, как сценарист, как режиссер, оператор и художник-постановщик.. и немного как зритель. Параллельно получая впечатления и проводя работу по вскрытию этого кино и разделению на составные части, чтобы потом применить это в своей работе. Попкорн в горле застревал)

Так же можно работать над любым событием в жизни. Например, разложить один разговор с коллегой. Кто, что, почему сказал, удерживая в голове вашу систему отношений, его систему отношений с другими людьми, свою систему отношений с другими людьми, внешние факторы, ваше прошлое, его прошлое, вашу общую историю. Попробовать смоделировать, что может произойти, скажи или поступи вы по-другому.

Это можно делать просто как тренировку, когда вы едете в транспорте или прогуливаетесь. Хорошо также вести дневник, анализируя там ключевые события дня, систематизируя свои мысли. Заодно и расхламляя голову от навязчивых "думок".

А если самостоятельная работа Вас пугает, можно пойти на курсы системного мышления . Полезно и детям, и взрослым.

Читайте также: