Системно деятельностный подход кратко

Обновлено: 08.07.2024

Населенный пункт: г. Москва

  1. Деятельностный подход: понятие, цель, специфика и особенности применения в начальной школе.
  1. Реализация подхода через дидактические принципы и типологию уроков.
  1. Основные технологии системно-деятельностного подхода.

Длительное время основной целью образования в РФ было овладение системой знаний, составляющих основу наук. По уровню и багажу фактических знаний российские выпускники заметно опережают своих сверстников из большинства стран, потому что в период обучения их память загружается значительным объемом информации: факты, понятия, имен, хронология и т.д. И без сомнения наши школьники отлично выполняют задания репродуктивного характера. Однако как только возникает потребность в решении нестандартных ситуаций, проведении анализа данных или их интерпретации, формулировке выводов, российские школьники выпускники сталкиваются с трудностями. Низкие результаты нашей молодежи отмечается и при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента. И ценность знаний как таковых в современном мире снижается из-за быстрого устаревания любой информации.

Именно по этим причинам Федеральный Государственный Образовательный Стандарт установил новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные и фактические знания, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Вместе с потребностью изменить вектор образования с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения) пришло осознание необходимости изменить характер обучения и способы деятельности учащихся, что привело к введению деятельностного подхода обучения.

1. Деятельностный подход: понятие, цель, специфика и особенности применения в начальной школе.

Это диктует необходимость овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования федеральных государственных образовательных стандартов. Одной из них является технология деятельностного метода обучения, разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

В чём сущность деятельностного метода, являющегося ядром системно-деятельностного подхода? Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он (ребенок):

  • ставит цели,
  • решает задачи,
  • отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Именно поэтому учебная деятельность является универсальным инструментом развития. Основные характеристики деятельности:

  • целеустремленная система;
  • наличие обратная связь;
  • всегда имеет генетически развивающийся план анализа.

Принцип деятельности заключается в том, что технология деятельностного метода предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

В методологии образования существует также компетентностный подход, не отрицающий значения знаний, но акцентирующий внимание на способности использовать полученные знания с помощью ключевых компетенций. Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход является методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), который нацелен на развитие личности и формирование гражданской идентичности. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году вследствие объединения системного и деятельностного подходов.

Системно-деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
  • ориентацию на федеральные государственные образовательные стандарты;
  • признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Актуальность изучения и применения в педагогической практике элементов и технологий системно-деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования, рассматривающиеся на основе системно-деятельностного подхода. Это означает, что на всех этапах – от планирования до контроля – учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся, которое происходит на основе овладения учащимися обобщенными способами деятельности (универсальными учебными действиями).

Таким образом, суть традиционного подхода в образовании заключается в ориентации на объём знаний, т.е. чем больше знаний приобретает обучающийся, тем выше уровень его образованности. Значение деятельностного подхода, являющегося центром системно-деятельностного метода обучения – в формировании знаний через самостоятельную познавательную деятельность.

2. Реализация подхода через дидактические принципы и типологию уроков.

Процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Результатами освоения основной образовательной программы ФГОС НОО являются предметные, метапредметные и личностные результаты:

Предметные результаты – освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;

Метапредметные результаты – освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.

Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.

Основной формой организации процесса обучения в российских школах является урок, поэтому в рамках системно-деятельностного подхода педагог должен знать и владеть принципами построения урока, ориентироваться в примерной типологии уроков и критериях оценивания. Реализация технологии этого подхода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1. принцип деятельности – ученик, знания получает не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;

2. принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

​​​​​​​3. принцип целостности предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);

​​​​​​​4. принцип минимакса состоит в следующем: образовательная организация должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

​​​​​​​5. принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

​​​​​​​6. принцип вариативности способствует формированию обучающимися способностей систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

​​​​​​​7. принцип творчества максимально ориентирует на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности.

Организация деятельности ученика происходит через следующие этапы: постановка цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; сама деятельность; рефлексия полученных результатов.

Новый образовательный результат обеспечивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока. В типологии уроков в дидактической системе деятельностного метода уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно классифицировать в четыре группы:

2. Урок рефлексии, в котором деятельностная цель – формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, ​​​​​​​построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.); образовательная цель – коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

​​​​​​​3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностной целью этого урока выступает формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель – выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

​​​​​​​4. Урок развивающего контроля, ставящий деятельностной целью формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции, а образовательной – контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

3. Основные технологии системно-деятельностного подхода.

Деятельностный подход эффективно сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения. Названные технологии способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий.

Для понимания используемых в системно-деятельностном подходе технологий рассмотрим особенности структуры урока введения нового знания, которая имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности длится 1-2 минуты с целью включения обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к ребенку со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В качестве приёмов работы на этом этапе учитель:

  • в начале урока высказывает добрые и стимулирующие пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи;
  • предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы и слушает варианты детей;
  • использует девизы или крылатые выражения.

Учитель организует выявление причин затруднения. Для этого ученик должен восстановить выполненные операции и зафиксировать место затруднения; соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.); выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения каких знаний, умений или способностей недостаточно для решения поставленной задачи в частности и задач такого типа вообще.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения), на что отводится 7-8 минут. На данном этапе ученик в коммуникативной форме обдумывает проект будущих учебных действий: ставит цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывает тему урока, выбирает способ, строит план достижения цели и определяет средства. Этим процессом руководит учитель сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Первичное закрепление продолжается 4-5 минут. Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала). На этом этапе используется фронтальная работа, ​​​​​​​работа в парах, а также комментирование, обозначение знаковыми символами.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу длится 4-5 минут. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. Необходимо письменно выполнить самостоятельную работу (2-3 типовые задания) и провести самоконтроль и самопроверку.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение длится 7-8 минут. Ученику предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие, далее решаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

Таким образом, деятельностный метод является тем универсальным средством, которое дает учителю инструменты подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, определенными в нормативных и правовых документах.

Конечно, в группу образовательных технологий системно-деятельностного подхода нельзя не включить информационные и коммуникационные технологии, предполагающие открытое и контролируемое пространство информационных источников, среду информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий и современные системы управления учебным процессом.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также групповая форма работы. Психологи доказали, что человек лучше усваивает то, что обсуждает с другими, а лучше всего помнит то, что объясняет другим. Групповая работа предоставляет именно такие возможности.

Когда ученик становится носителем функции учителя, его активность на уроке заметно возрастает. В традиционной форме обучения большая часть учеников в течение урока чаще всего так и остаются наблюдателями. Работа в парах или группах при непосредственном общении с соседом или одноклассниками формирует и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик, групповых форм и других технологий работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

У учеников начальной школы формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Системно-деятельностный подход – это способ организации образовательной деятельности, основанный на разностороннем развитии личности ребенка, формировании у него творческой и познавательной активности, самостоятельности и инициативности.

Данный подход лежит в основе образовательных стандартов нового поколения. Его использование ориентировано на формирование нового гражданина, обладающего гражданской идентичностью, творческой ориентацией деятельности, умением использовать творческий подход к решению любых задач.

Согласно системно-деятельностному подходу, образовательный процесс реализуется таким образом, чтобы обучение было нацеленным на развитие и они следовали друг за другом. Иными словами, процесс обучения должен способствовать всестороннему развитию личности учащегося.

После принятия ФГОС нового поколения, системно-деятельностный подход стал основой функционирования образовательной организации любого уровня. Образовательные программы строятся на основе данного подхода.

Сущность данного подхода в современном образовании и воспитании сводится к следующему:

  1. Воспитание рассматривается, как процесс преобразования знаний о ценностях и нормах поведения в практические навыки их применения, в мотивы поведения, установки и личностные ценностные ориентиры социальной жизнедеятельности. Все ценности, которыми обладает культура народа, идеалы должны стать осознанными мотивами социального поведения подрастающего поколения.
  2. Усвоение ребенком нравственных, культурных и иных ценностей, их трансформация может быть реализована только в ходе деятельности. Деятельность лежит в основе принятия ценностей и норм социального поведения. Необходимо создавать специально организованную педагогическую работу, позволяющую создать условия для совместной деятельности педагога и учащихся, коллективной деятельности учащихся.

Готовые работы на аналогичную тему

Применение системно-деятельностного подхода в современной образовательной деятельности имеет свою специфику. Она заключается в следующем:

  1. Процесс воспитания не может быть сведен к одному виду деятельности. Он пронизывает весь спектр образовательной деятельности, охватывая процесс обучения, физического воспитания, систему коммуникаций учащихся, спортивную деятельность, досуговые мероприятия, творческие направления деятельности.
  2. Семья и образовательное учреждения утратили свое монопольное право на обучение и воспитание подрастающего поколения. Новые стандарты требуют организации совместной педагогической деятельности семьи и образовательного учреждения, основанной на сотрудничестве и единой направленности воспитательного воздействия.
  3. Отсутствие готовых знаний. Если ранее, обучение основывалось на передаче научных знаний учащимся и их усвоении ими, то теперь происходит передача знаний и формирование практических навыков по самостоятельному поиску информации, совершению открытий, проведению экспериментальной и творческой деятельности, которая направляется и контролируется педагогом.
  4. В основе системно-деятельностного подхода лежит постановка проблемной ситуации, которая активизирует исследовательскую и познавательную деятельность учащихся. Постановка проблемы требует выдвижения гипотезы ее разрешения, предложения идей, вариантов ее устранения, приемов поиска определенной информации по данной проблеме, построение схем, моделей, проектов ее решения.

Таким образом, система образования сегодня, ориентирована на личностное развитие каждого учащегося через разные направления деятельности, преобразование своих знаний в личностные ценности и ориентиры социального поведения.

Структура учебного занятия на основании системно-деятельностного подхода

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании предполагает использование технологии построения учебного занятия, основанной на поэтапной деятельности. Урок реализуется в течение следующих этапов:


Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт,
как пассивный результат воздействия извне,
но можно только обусловить его включение в деятельность,
вызвать его собственную активность и исключительно
через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми)
деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.
Г.С.Батищев

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению?
Только с помощью действия.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты.

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:

  • Действие связано с принятием цели и принятием решения.
  • Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
  • Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого

Важно развивать такие стороны:

1) рефлексию,
2) анализ,
3) планирование.

Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”) 2) выделяется содержательная область (“могу”)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:
1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
2) зафиксировать преодоление затруднения;
3) уточнение характера нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Анализ урока с позиции СДП.

п/п Этапы урока Критерии оценивания Баллы
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Итого

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2:
0 – критерий отсутствует,
1 – проявляется частично.
2 – присутствует в полном объёме.

Карта наблюдения внеурочного занятия.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.


Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт,
как пассивный результат воздействия извне,
но можно только обусловить его включение в деятельность,
вызвать его собственную активность и исключительно
через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми)
деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.
Г.С.Батищев

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению?
Только с помощью действия.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты.

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:

  • Действие связано с принятием цели и принятием решения.
  • Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
  • Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого

Важно развивать такие стороны:

1) рефлексию,
2) анализ,
3) планирование.

Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”) 2) выделяется содержательная область (“могу”)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:
1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
2) зафиксировать преодоление затруднения;
3) уточнение характера нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Анализ урока с позиции СДП.

п/п Этапы урока Критерии оценивания Баллы
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Итого

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2:
0 – критерий отсутствует,
1 – проявляется частично.
2 – присутствует в полном объёме.

Карта наблюдения внеурочного занятия.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.


В новом Федеральном государственном образовательном стандарте акцент сделан на системно-деятельностный подход, акцент в экзамене будет сделан не на знания, а на умения. То есть, надо не дать определение или назвать дату, а найти, систематизировать или применить информацию, аргументировать тезис. Проверяться будут не только знания по конкретному предмету, но и метапредметные навыки, которые нужны на всех предметах. Это смысловое чтение, коммуникационная грамотность, умение пользоваться справочной информацией и многое другое.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности – это означает ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:

Действие связано с принятием цели и принятием решения.

Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.

Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

Принципы контроля и оценки:

Принцип ведущей роли детских действий контроля и оценки

Принцип преемственности между ступенями обучения

Принцип открытости в процессе контроля и оценки

Принцип накопительной оценки достижений учащихся

Инструментарий оценки:

Качественный анализ в процентах

Действие ребенка в процессе обучения связано с передачей ему способов (системы средств) построения понятия. Это возможно сделать лишь на особом содержании. Содержание должно представлять систему, а не фрагменты.

Чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого, важно развивать:

Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Что важно знать и уметь учителю ?

знать принципы деятельностного подхода;

уметь реализовать его на практике;

освоить новую систему оценивания – критериальную;

освоить принципы организации диалога на уроке.

Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:

придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;

более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;

от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.

Учителя сегодня волнуют вопросы:

Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?

Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

Какие методы и средства обучения выбрать?

Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Прежде всего, остановимся на сущности системно-деятельностного подхода в обучении.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина,

раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды - обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

При системно-деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности:

Способы её создания следующие: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым, сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов, введение противоречивых культурно-исторических аналогов, самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и пр.

Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.

Системно-деятельностный подход обеспечивается интеграцией частно-предметного, общепредметного и метапредметного содержания. Возможность деятельности учащихся на данных уровнях обеспечивается разноуровневой образовательной картой, предложенной в качестве примера А.В. Хуторским.

Трёхуровневый подход к изучению образовательного объекта

Технологические элементы

1-й уровень (частнопредметный)

2-й уровень (общепредметный)

3-й уровень (метапредметный)

Объект познания

Частный предметный объект (капля воды)

Общепредметный объект (вода как объект познания в естествознании и культуре)

Фундаментальный образовательный объект (вода как стихия мира)

Проблема

Каковы причины шарообразной формы капли воды?

Что общего в познании естественнонаучной и духовной сущностей воды?

Какова роль воды в устройстве мира, её связь с другими стихиями?

Постановка задач

Исследовать каплю воды

Проанализировать естественнонаучные свойства воды, сравнить их с теми, которые описываются в притчах, стихах и поговорках о воде/

Установить значение воды для природы, человека и всего мира (живого и неживого)

Способы решения задачи

Наблюдения, опыты, измерения, поиск фактов о формах капли воды Paзнонаучные, гуманитарные, художественные и иные методы исследования воды и понятия о ней

Размышления о природе воды, знакомство с трудами древних и современных философов, метапредметный анализ смысла воды

Демонстрация опытов с каплей воды, защита собственных версий объяснения формы капли

Защита гипотез о причинах, сущности единства и многовариативности толкования смысла воды в науке и культуре

Написание и публикация естественнонаучного или философского трактата о воде, рецензии на другие работы

Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности ученика.

Системно-деятельностный подход предполагает применение техник и технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности.

В ходе работы школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации, выборе стратегии, ее уточнении и защите, обсуждении ситуации и аргументации целесообразности своей позиции. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою.

Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения

заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты.

4. Рефлексивно-оценочный компонент.

Системно-деятельностный подход придает особую значимость процессу осознания субъектом образования своей деятельности.

Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.

Показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения:

имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку;

системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений;

проектирует целей курса, темы, урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;

создает мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников;

организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;

организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения;

организует самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;

владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Структура уроков введения нового знания и особенности некоторых его этапов в рамках системно-деятельностного подхода имеют следующий вид (названия этапов условные):

Мотивационно-целевой этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется: ввод в затруднение через сложное для ученика учебное действия, фиксация индивидуального затруднения и установление причин затруднения - тех конкретных знаний или способов деятельности, которых недостает для решения учебной задачи. Затруднение и будет целью. В этом случае актуальной становится осознанная школьником необходимость и возможность дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, овладеть новым способом или открыть его. Установив, какой именно информации недостает, учащиеся в коммуникативной форме обдумывают, каким способом можно ее получить, т.е. проектируют будущие учебные действия: согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а далее и с помощью исследовательских методов.

Процессуальный этап.

На данном этапе осуществляется разрешение возникшего противоречия через реализацию построенного проекта. В зависимости от сложности задания работа организуется в коллективной, парной или индивидуальной форме. Результаты работы в виде продукта деятельности (устного ответа или знаковой модели) обсуждаются, сопоставляются, уточняются, корректируются через наводящие вопросы и сопоставления. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате выполнения задания уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

На данном этапе используется и индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. В завершении организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Рефлексивно-оценочный этап.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. В зависимости от содержания, характера и результатов деятельности используются различные виды рефлексии:

познавательная - что я понял, как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил проблему…;

социальная - как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ…;

психологическая - как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему…

Таким образом, данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

·развитие мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

·формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

·формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.


-80%

Читайте также: