Легенда о томске кратко

Обновлено: 09.05.2024

Почти с самого основания Томск окружает множество легенд и мифов. В этой статье собраны события, известность которых вышла далеко за пределы области и получила всероссийский резонанс.

Дом с Кикиморой



Фотографии, сделанные участниками центра "Биолон" во время фотоэксперимента. Исследователи убеждены, что фотографии сделаны самим полтергейстом

Кстати, наши журналисты тоже были в Марксе в те дни. И тоже пытались поговорить с хозяевами дома, но никого из них не застали. Решив снять здание хотя бы с улицы, они неожиданно для себя зафиксировали странное движение в квартире. Штора на окне вдруг начала ходить ходуном.

Впрочем, по поводу Маркасы многие исследователи до сих пор считают, что все события сфальсифицированы. В настоящее время шумиха вокруг семьи Жуковых утихла, и что происходит там на данный момент - неизвестно. Никаких новых мистических новостей не поступало, а значит, полтергейст, если он и существовал, просто исчез.

Могильный мыс

Могильный мыс расположен на одинаковом расстоянии от сел Восточное и Варгатер. Само название возникло в середине 1980-х гг., после того как странным участком местности, площадью триста метров, заинтересовались ученые. Поверья же об этом месте существовали задолго до появления интереса со стороны ученых.

Суеверия, предания и легенды дореволюционного Томска

Журналисты дореволюционного Томска часто упрекали обывателей в том, что они были чрезвычайно суеверны. Томичи верили в чертей, в домовых и в сглазы, ходили лечиться к знахаркам и пересказывали друг другу слухи о заколдованных кладах.

Предлагаем познакомиться с некоторыми из этих легенд и суеверий, распространенных в Томске в XIX — начале XX веков.



В сети можно встретить такое изображение внутреннего устройства кургана

Клад разбойника-колдуна

«Среди населения деревни Митрофановой, Тутильской волости, Томского округа, держится упорное поверие о том, что в довольно обширном кургане, находящемся приблизительно в одной версте от деревни, за р. Томью, зарыты бесчисленные богатства. По этому поводу существует следующее предание.

В давно прошедшие времена, вскоре после заселения края русскими, в местности этой появились разбойники. 12 разбойников, под предводительством атамана Тюменева, поселились на кургане, около д. Митрофановой. По предания, вершина этого кургана служила жилищем атаману, который зарыл там в особом помещении, покрытом каменной плитою, много золота и серебра. Разбойники долгое время безнаказанно грабили и разоряли окрестных крестьян, пока последние, потеряв всякое терпение, не собрались в большом количестве и, окружив курган, с ружьями в руках напали на разбойников. Но выстрелы крестьян не причиняли им никакого вреда.

Сокровища мстительного стража

Вместо клада — набор скелетов

Заколдованные сокровища

«В Барнаульском округе, по народному преданию, большой клад скрыт в кургане, возвышающемся из обширного болота, приблизительно в одной версте от деревни Масляшинской, Бурлинской волости. Местные старожилы рассказывают про этот курган следующее: в давно прошедшие времена в этой местности обитал какой-то неизвестный народ, который имел свою главную ставку на этом кургане и скрывал в нем все свои драгоценности.

«В разобранных мною материалах, — писал Н. Гурьев, — находилось точное указание на существование кладов, по местным преданиям, только в описанных курганах. Но местные жители уверены, что в большинстве сибирских курганов можно кое-чем поживиться, так как-де под этими курганами погребен некогда обитавший здесь народ неизвестного племени, со всеми своими пожитками и сокровищами, и только суеверный страх препятствует полному разграблению курганов.

Легенда о Белом Царе

Предсказание это привело в ужас все население; начали советоваться, как избежать предсказываемого шаманами несчастья, и, по долгом обсуждении, пришли к убеждению, что нужно не отдаваться в руки Белого Царя, а лучше погибнуть, самим наложить на себя руки. Решили закопать себя в землю со всем имуществом и со всеми сокровищами, чтобы ничто не попало в руки Белого Царя и его народа. Первый показал пример Боголар. Он построил навес на прочных столбах и на крышу наносил громадное количество земли, камней, глины и пр. В тот навес он собрал всю свою семью, загнал скот, снес все имущество и свои сокровища, а затем подрубил столы и все похоронил под массой находившейся на крыше земли. Примеру своего князя последовали и все остальные, и таким образом погребло себя со всем своим имуществом целое племя.

Волшебный способ лечения от запоев

Газеты нередко писали и о других суевериях томичей.

«До чего в нашем народе распространено еще суеверие и как этим умеют пользоваться различные знахари и знахарки, показывает простодушный рассказ крестьянки Николаевской области, Ольги Бубновой, слышанный нами на днях.

«Я пью запоем; года три тому назад до того допилась, что на мне осталась одна рубашка, и то старая. Муж не стал принимать меня, все думали, что я погибшая. Я и погибла бы, но на счастье мое сошлась с одной цыганкой, - как вспомню о ней, так и теперь Бога молю за нее. Дала она мне чего-то выпить, точно рукой сняло. После этого не пила я водки три года, а потом, два месяца тому назад, заставили выпить меня рюмку водки, да должно быть подали чего-то, и я снова принялась за старое: все потаскала с себя в кабаках. Немного опомнилась и вижу — дело неладно; стала просить мужа сходить опять к той цыганке, но к несчастию прежнюю не нашли, попалась другая. Привели меня в ров, в дом Лекотарчуковой, к цыганке Матрене Ивановой. Прежде всего Иванова налила в чашку воды, взяла у меня новенький фартук и покрыла чашку, стала шептать.



Больных женщин в Томске ждали университетские клиники, составлявшие серьезную конкуренцию традиционным знахаркам

«Оказывается, что и в Томске, при существовании медицинского факультета университета и массы врачей, знахарство в почете в среде болеющих обывателей. Так, например, жена кучера, служащего у санитарного фельдшера, заболев какою-то женскою болезнью и желая избежать операции, которую нашли необходимым сделать ей профессора университетской клиники, нашла какую-то знахарку, и вот началось оригинальное лечение посредством каких-то чудных пассов и приемы внутрь неведомых зелий.



На дореволюционных фотографиях можно увидеть как городские, так и деревенские свадьбы

А вы верите в заговоры, привидений, чертей, во что-нибудь еще? Каждый выбирает суеверия по себе, но главное — помнить, что всего важнее доказательная медицина!

Дмитрий Шипуля

О НАЗВАНИИ
По названию реки и получил имя наш город Томск. Но Томь - нерусское слово, его смысл для русского населения был непонятен, поэтому население пыталось восстановить его значение с помощью легенд.

"Давно это было. Окрест Томска не жили тогда русские люди, а были здесь владения татар. На одном берегу широкой и бурной реки правил князь Тоян, а на другом - Басандай. Вековая вражда разделяла их. Но дети их - храбрый Ушай и красавица Тома - любили друг друга. Разлучил их жестокий отец. Тома с горя бросилась о реку - и реку назвали ее именем, а Ушай - в речку Ушайку". Так объясняют значение слова Томь предания.

Легенда об Ушае и Томе считается одной из первых по времени легенд, связанных с Томском. И течет сейчас по сибирской земле река Томь, впадают в нее речки Ушайка и Басандайка, есть на томской земле и озеро Нестояново, напоминающие людям о прошлом.

А что говорят по этому поводу ученые? Они считают, что слово Томь образовалось из кетского тоом (кеты - народ, живущий в Красноярском крае и на севере Томской области, старое его название - енисейские остяки), значение которого толкуется по-разному: одни ученые полагают, что это слово имеет значение "река", а профессор ТГПИ А. П. Дульзон, крупнейший специалист по кетскому языку, утверждал, что оно указывает на темный цвет воды. Томь - "чёрный, тёмный" с кетского Тоом.

Томь берёт начало своё в горах кузнецкого Ала-Тау.
Длина реки Томи 839 км. 120 км по Томской области. Впадает в Обь (светлая вода).

Обь - "снежная река", зырян.
Вода в Томи была чистой, в городе было 5 речек, множество ручьев, родников, озер с целебной водой.

Дмитрий Шипуля

О БЕЛОМ ОЗЕРЕ
В фонде Томского областного краеведческого музея есть легенды, собранные учителем истории Татауровым Н.В. во время его путешествия по Томской области. В одной из них говорится, что много лет тому назад татарский вождь по имени Эушта пас табун лошадей на высокой горе. Там не было воды. Только среди березовой рощи бил из земли единственный родничок. Решил Эушта на этом месте сделать озеро и напоить своих лошадей. Целый день трудился он, выкопал большую котловину, оставив посреди ее холм. Вскоре вода заполнила котловину и, переливаясь через край, побежала маленьким ручейком на восток. Так среди березовой рощи на высокой горе появилось озеро. Белые березы, отражаясь в воде придавали ей белый цвет. Возможно поэтому это озеро и названо "Белым".

Белое озеро: Жители объясняют по-разному: из-за белой рыбы, белой травы и др. Однако, Белыми в Западной Сибири называют озера со светлой водой и песчаным дном. Оно имело форму сапога, из него в сторону реки Ушайки бежал ручеек. Посередине озера был остров.

Возможно, именем какого-то князя Ушая назван приток реки Томи - Ушайка.

Дмитрий Шипуля

О БЕЛОМ ОЗЕРЕ
В северной части города Томска есть Белое озеро. Оно выше реки Томи на десятки метров. Почему озеро названо Белым? Говорят, что раньше его берега были покрыты белоствольными березами. Белые стройные красавицы и дали имя озеру.

В народе живет много легенд о Белом озере. В одной из них говорится, что вода в нем была целебной. Стоило слепому умыться этой водой, и он снова становился зрячим. К озеру шли слепые со всех концов Сибири, и все получали исцеление. Но когда возле озера поселились люди, то засорили его, вода потеряла целебную силу. Однажды пришли к озеру слепые татары, а вода дурно пахнет, умываться нельзя. Заплакали слепцы и стали спрашивать старого мудрого человека как им быть. Мудрец долго думал и сказал: "Воду можно очистить. Пусть бросится в озеро молодая красивая девушка".

Слух о совете мудреца прошел по всей Сибири. Жила в дальней юрте татарская девушка Зайтуна. Ей исполнилось только 16 лет. У нее было нежное лицо, глубокие черные глаза, звонкий голос и доброе сердце. Ей стало жаль слепых. Она бросилась в воды озера, забурлила и стала чистой вода, как глаза девушки.

Поначалу город разрастался в северо-восточном направлении, к Белому озеру. Первые томичи дословно перевели на свой язык татарское Ак-Коль - "белое, чистое, святое озеро". Вода в озере была особая, и татары, и русские пользовались озерной водой для лечения разных болезней.

Дмитрий Шипуля

О СТАРЦЕ ФЕДОРЕ КУЗЬМИЧЕ
Томский адрес: улица Монастырская, 26. Проживали по этому адресу в деревянном двухэтажном собственном доме купец-золотопромышленник Семен Феофанович Хромов и зять его Иван Григорьевич Чистяков с семьями.

Хромов знаменит тем, что, прослышав о таинственном старце, поверил сразу безоговорочно и фанатично, что появившийся в Сибири в 1837 году старец Федор Кузьмич - это император Александр I, а поверив, на славу постарался поделиться своим неожиданным открытием с окружающим его миром. Старец жил то на загородной заимке Хромова на берегу р.Ушайки (теперь там развилка дорог к поселку Бактин и Академгородку), то в самом хромовском доме, то во флигеле (келье) во дворе усадьбы до самой своей смерти в январе 1864 года.

В 1904 году на могиле Федора Кузьмича в ограде Богородице-Алексеевского мужского монастыря по проекту В.Ф. Оржешко была воздвигнута часовня.

Дом купца Хромова и его зятя Чистякова на Монастырской улице, переименованной в улицу Крылова, перестал принадлежать наследникам.

В Томске, в самом центре города, живет его правнучка - Евгения Александровна Благовещенская. Она геолог, на пенсии. О прадеде своем Евгения Александровна знает очень немного. Только то, что написано в до- и послереволюционной литературе. О том, что ее прадед был купцом, что в их доме жил старец Федор Кузьмич, ей рассказали, когда она уже была в довольно зрелом возрасте. Опасно тогда было перебирать родословную. О деде и бабке своих, дочери купца Хромова Зиновии Семеновне и Иване Григорьевиче Чистякове (зяте Хромова), много рассказать не может. Знает, что дед Иван Григорьевич Чистяков был управляющим банком, под самый конец жизни почему-то уехал в Кострому, где в 1911 году умер. Было в семье Чистяковых десять детей, практически все получили прекрасное образование, стали врачами, юристами, геологами. Репрессии тридцатых годов, на удивление, миновали большую семью Чистяковых, хотя, кажется, такая семья должна была пострадать в тридцатые особенно сильно. Строить какие-то предположения сложно. Мать ныне здравствующей Евгении Александровны, Любовь Ивановна, закончила Томский Императорский университет, получила диплом врача, вышла замуж тоже за врача Александра Васильевича Благовещенского.

Но самое интересное, что хранится у Евгении Александровны, - это белая рубаха и вязаная светло-коричневая шапочка. В далеком, почти невообразимом прошлом, - полтора столетия минуло! - ходил в них старец Федор Кузьмич. Уцелело все благодаря тетке по матери, Римме Ивановне. В 1920 году она закончила медфак университета и потом всю оставшуюся жизнь (шестьдесят лет) жила и работала врачом в Томске.

…Сеют сомнения, тоже все мешают до конца поверить, что в раке в Казанском соборе Томского Богородице-Алексеевского монастыря мощи неведомо откуда явившегося старца Федора Томского. Что святой старец Федор Томский и Александр I - не одно и то же лицо…

Надпись на могильном кресте: "Великий и благословенный старец Феодор Козьмич, скончавшийся в Томске 20 января 1864 года ".

В последнее время все большее число исследователей склоняются к мнению - да, в Томске, в нескольких метрах от алтаря монастырской церкви покоится тело российского императора, не скончавшегося, как считалось, в Таганроге, а ушедшего в народ замаливать грехи.

Сторонники версии, что император Александр I не умер в Таганроге в ноябре 1825 года, а удалился в Сибирь, где, прожив еще многие годы под именем старца Федора, умер в январе 1864 года в Томске и погребен на кладбище местного мужского Алексеевского монастыря. Приводят как яркое, хоть и косвенное доказательство, что Александр I смолоду и всю жизнь неизменно тяготился своей принадлежностью к царской фамилии, мечтал уйти от великосветской жизни. И осуществил свое намерение, скрылся в далекой Сибири под чужим именем, лишь только представилась возможность.

Музей истории Томска

Томские улицы хранят в себе множество тайн и легенд о судьбах людей, их населявших. Имена разных людей переплелись в нашем городе в прочный узел, который и составил его историю. Ссыльные декабристы, поляки-католики, путешественники, первооткрыватели, торговцы — все они, так или иначе, повлияли на образ и судьбу Томска.
Сотрудники Музея истории Томска предлагают своим гостям и читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” поближе ознакомиться с тем, что скрывают привычные нам улицы и дома, а помогла нам в этом замечательная экскурсовод Елена Кулеш.
— Экскурсия под названием “Тайные улицы Томска” была задумана, как маршрут, повествующий об истории нашего города. Первая улица Томска (сейчас она называется Бакунина) хранит тайны не только домов, но и подземелий, коих на ней немало.
Экскурсия начинается на площадке Музея истории Томска у камня-основания. В идеальном варианте мы приглашаем гостей в наш музей и посвящаем их в историю того, как вообще возник город Томск.

Камень основания

Согласно одной из легенд Томска, если в тёплый день прислониться к Камню основания, то можно услышать биение сердца города, так как именно здесь и именно с этого Камня начиналась история Томска. Но на самом деле этот камень красного железняка был привезён в Томск с Курской магнитной аномалии для экспериментов учёных, однако камень учёным не пригодился. По просьбе городской администрации в 1966 году его установили на Воскресенской горе. Предполагалось, что камень со временем заменят, однако он так органично вписался в окружающую среду, что власти города решили его оставить.

Спасская Башня

Томск в начале своего основания

Томск в начале своего основания

Как гласит другая легенда Томска, именно у стен Спасской башни, а конкретно, у иконы Всемилостивейшего Спаса (реконструкцию которой мы можем сегодня видеть), во время осады кочевниками был совершён большой молебен, после чего кочевники отступили. До этого же дня огни пушек и пищалей воинам-защитникам крепости не помогали, и только после молебна и крестного хода, который был совершён по периметру всех стен крепости, пушки врагов известили о прекращении осады. Уже в ХVII–XVIII веках через Спасские врата — главные ворота Томска (иначе их ещё называли “Воротами в Азию”) проходили путешественники, отправлявшиеся покорять просторы Восточной Сибири, Дальнего Востока, берега Тихого океана.
1 сентября 1754 года у иконы Всемилостивого Спаса молился Фёдор Соймонов, который сформировал в нашем городе Нерчинскую экспедицию.

История возникновения подземелий

Томский Католический костёл

Томский Католический костёл

После осмотра здания Музея истории Томска мы предлагаем экскурсантам окунуться в историю Томских подземелий. Кстати, во время ремонта здания нашего музея в 2002 году с южной стороны был обнаружен подземный ход.
Для того, чтобы понять, зачем были выстроены подземелья, нужно понимать жизнь и быт людей того времени. Первоначально подземелья предназначались для хранения скоропортящихся продуктов питания. Вторая причина заключается в том, что во время осады кочевников очень часто возникали пожары, а все постройки того периода возводились, как многим известно, из дерева. И вот для того, чтобы не пострадать и быстро скрыться от врагов, люди выкапывали под своими домами подземные ходы. В дальнейшем подземелья разрастались от одного дома к другому, к Спасской башне и, естественно, к Троицкой церкви.
В XVII веке каждая изба томичей имела свой подземный ход. Поэтому не удивительно, что при строительстве Католического костёла, которое началось в 1830 году, также было обнаружено подземелье. Надо заметить, что Католический костёл был построен как раз на месте разрушенной 1819 году Троицкой церкви.

Католический костёл города Томска

Томская Воскресенская церковь

Томская Воскресенская церковь

Легенда гласит, что первый Католический костёл в Томске основали приверженцы ордена Иезуитов. После того, как Папа Римский изгнал иезуитов с территории Римской империи, их приняла российская императрица Екатерина II с целью просвещения народа. В 1806 году её внук и наследник престола Александр I учредил два ордена Иезуитов в Томской губернии и Иркутске.
Первый Католический костёл возникает в Томске в 1816 году в доме городского главы на Духовской улице (ныне Карла Маркса), сейчас этот дом мы можем увидеть напротив Богоявленского Собора. Именно в этом здании тогдашнего Католического костёла дважды останавливался Михаил Сперанский. Некоторые историки утверждают, что Сперанский посодействовал томским иезуитам в том, чтобы впоследствии у них появился свой настоящий костёл.
После того, как ссыльных поляков в Томске стало очень много, они обратились к Николаю I c просьбой выделить им то самое место, на котором сейчас и располагается костёл. Место это они облюбовали для себя заранее, но ждали, пока снесут Троицкую церковь, а потом уже обратились с просьбой императору. Николай I одобрил строительство в Томске Католического костёла.

Улица Ефремовская (ныне Бакунина)

Фёдор Соймонов

Существует три версии возникновения названия этой улицы. Первая из них гласит, что улицу назвали в честь старца Ефрема, основателя Успенского мужского монастыря. Однако эта версия не может быть правдивой, потому как Успенский монастырь был переселён за Ушайку, и никакого отношения старец Ефрем к этой улице не имеет.
Вторая версия также связана с именем того же старца Ефрема, который решает перенести Усть-Киргизский мужской монастырь, как раз-таки за Ушайку. И, согласно этой версии, путь старца Ефрема от Большой Киргизки в сторону Юрточной горы через Ушайку в то место, где расположился мужской монастырь, пролегал как раз по этой улице и дальше по Мельничному взвозу. Люди утверждали, что старец очень часто проходил по этой улице, потому ей и дали его имя.
Третья версия является официальной, и согласно ей, до 1868 года на пересечении нынешних улиц Бакунина и Октябрьской (когда-то она называлась Воскресенской) проживал коллежский советник Дмитрий Михайлович Ефремов. Согласно традиции того времени, улицу называли именем человека, который жил в последнем доме на ней.
Дома, располагавшиеся на улице Ефремова, по большей части были доходными, в них также содержались мастерские, в частности, в доме № 13 была иконописная мастерская младшего Панкрышева. Точно известно, что располагались на этой улице зеркальная мастерская и даже чулочная, и общедоступный ресторан.

Дом Томаса де Вильнева

Француз Томас де Вильнев был томским комендантом, человеком весьма неординарным и в истории нашего города оставил весьма значимый след. Тем не менее, личных вещей, документов и вообще чего бы то ни было, от Томаса де Вильнева с конца XVII века до наших дней не сохранилось.
Проживал Томас де Вильнев в доме по улице Ефремова, 26. Изначально де Вильнев приехал в Петербург, потом попал на южную границу нашей страны и занимался строительством крепостей. Спустя время судьба забросила Томаса де Вильнева в Томск. Надо сказать, что он увлекался алхимией, но в Томске это занятие забросил и полностью посвятил себя служению русскому народу.
Именно в период комендантства де Вильнева началось активное строительство различных училищ, а также была заложена Воскресенская церковь, которая, как считается, построена совершенно не по православным канонам (сказались европейские предпочтения Томаса де Вильнева).
С домом де Вильнева также связана легенда, согласно которой Томас де Вильнев неспроста для строительства своего дома-замка выбрал именно это место, а по причине того, что на том самом месте в начале XVII века находилась изба воевод Гаврилы Писемского и Василия Тыркова. И, согласно историческим документам, это действительно так.
Известно, что в доме де Вильнева останавливался ссыльный писатель Радищев, вместе они запустили первый в истории Томска воздушный шар. Также у де Вильнева останавливался обоз с материалами Франсуа Лаперуза, не он сам, а именно его обоз. С сопровождающим обоза Томас де Вильнев передаёт во Францию, на свою родину, последние письма своим родственникам.

Колокол Воскресенской церкви

Дом Томаса де Вильнева

Дом Томаса де Вильнева

Опять-таки, согласно легенде, прихожанин Воскресенской церкви Андрей Васильев в 1896 году присутствовал при коронации Николая II. Андрей Васильев, помнящий о том, как когда-то ещё цесаревич Николай Александрович приезжал в Томск, и каким-то образом попав в Москву в период коронации, был зачарован торжествами, и дал себе обет, что в честь этого события подарит Томску копию Царь-Колокола. И вот на обратном пути из Москвы в Томск, он заезжает в Ярославль на колокольню Оловяшника и заказывает стопудовый Царь-Колокол. Это был третий по величине колокол за Уралом (самый большой был в Иркутске, затем шёл тобольский колокол и, наконец, томский).
Есть рассказы о том, как томский Царь-Колокол “отказывался” ехать в Томск (его просто не могли сдвинуть с места), по всей видимости, колокол “размышлял” о своей судьбе, но, решившись, всё-таки “поехал”.
Железной дорогой колокол довезли до вокзала “Томск I”, хотя, удобнее было выгрузить его на “Томске II”. Но дело в том, что Андрею Васильеву очень уж хотелось провести колокол центральными улицами — по Бульварной, Садовой, Почтамтской, Магистратской, по второму Воскресенскому Взвозу (более пологому), и дальше уже колокол подняли к звоннице Воскресенской церкви. Таким образом, 17 декабря 1897 года томский Царь-Колокол впервые прозвенел над нашим городом.
Свидетели утверждали, что в спокойную солнечную погоду звон главного томского колокола было слышно за двадцать вёрст. И сельские звонари начинали звонить в свои колокола по первому звону Царь-Колокола.
О “кончине” томского Царя-Колокола тоже существует удивительное повествование, согласно которому, в морозное январское утро, находившиеся на службе прихожане услышали страшный грохот. Предчувствуя беду, прихожане попытались выйти из Воскресенской церкви, но ведший службу священнослужитель остановил их, попросив закончить службу. После окончания службы прихожане вышли на улицу и увидели, что упав, Царь-Колокол не разбился, а лежал на земле. Понимая, что видят любимый колокол в последний раз, прихожане прощались с ним, обнимали и целовали холодный металл на морозе. На морозе губы прихожан пристывали к колоколу, так что отдирать их приходилось с кровью.
На данный момент на звоннице Воскресенской церкви висит обновлённый колокол, и во время главных церковных праздников мы можем услышать его звон.

Михаил Александрович Бакунин

Михаил Бакунин с женой.

Михаил Бакунин с женой.

Михаил Бакунин — русский дворянин, мыслитель и революционер, родом из Тверской губернии. За революционные идеи был арестован и в течение семи лет пребывал в разных крепостях, пока наконец-то, благодаря настойчивым хлопотам семьи, не оказался в Томске (только благодаря освидетельствованию врачей, что начавшееся у Бакунина “ожирение сердца” может привести к скорой смерти, Александр II разрешил перевести его на вечное поселение в Сибирь).
Изначально Бакунин остановился в одном из доходных домов на улице Магистратской, но прогуливаясь как-то раз по Ефремовской около здания Католического костёла, встретил на своём пути двух женщин, одна из которых его очень заинтересовала. Михаил Бакунин проследовал за женщинами и выяснил, где живёт та дама, которая привлекла его внимание. Позже Бакунин переселился на эту же улицу в соседний дом, а в тот дом, где жила незнакомка, он устроился работать учителем иностранных языков, и, таким образом, познакомился с дамой, в которую, вероятно, влюбился с первого взгляда. Звали её Антонина Квятковская, а происходила она из рода польских дворян. Спустя год она стала женой Бакунина.
После свадьбы супруги уезжают в Иркутск, а дальше — каждый своими путями — пытаются покинуть пределы России. Квятковская направляется в Лондон (дорога занимает у неё чуть ли не полтора года). Денег на дорогу фактически не было, сбережения, оставленные ей супругом, были ничтожно малы. Сам же Михаил Бакунин совершил побег из Сибири через Японию и Америку в Англию. В Лондоне супруги встретились.
В Англии Бакунин начал свою политическую деятельность обращением к “русским, польским и всем славянским друзьям”, в котором он призывал к разрушению в России монархического строя.
Ирина Лугачёва

Читайте также: