Систематизация российского законодательства кратко

Обновлено: 07.07.2024

На протяжении всей отечественной истории систематизации законодательства отводилось особое значение: огромное количество нормативных актов необходимо было структурировать и привести в единую, согласованную систему.

Причины систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:

    1. рост государственного бюрократического аппарата;
    2. централизация управления;
    3. значительное увеличение числа НПА.

    Комиссия составления законов во главе с П.В.Завадовским (с 1801 г.) сменила Уложенные комиссии времён Екатерины Второй, результат работы которых был неудовлетворителен. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства, так как было дано указание привести в порядок существующие нормы права, за чем император наблюдал лично. С 1826 года подготовка Полного собрания законов возложена на Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

    Фактически комиссию возглавлял М.М. Сперанский - опытный юрист, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 - 1809 гг.

    Этапы систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:

      1. сбор всех законов, изданных с момента принятия Соборного Уложения (создание Полного собрания законов);
      2. приведение их в определенную систему (создание Свода законов Российской империи);
      3. издание нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г..

    Первым этапом являлось создание Полного собрания законов (наиболее полного сборника законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке). Собрание считается монументальным памятником русского права. Оно вобрало в себя все нормативные акты со времён Соборного Уложения 1649 года вплоть до начала царствования Николая I. Таких актов набралось свыше 50 тыс., излагались они в хронологическом порядке. Впоследствии Полное собрание законов дополнялось текущим законодательством. Таким образом, появилось второе Полное собрание законов Российской империи, включившее в себя акты до 1881 года.

    После издания Полного собрания законов Сперанский реализовал второй этап работы - создание Свода законов Российской империи . При его составлении исключались устаревшие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.

    В Своде законов материал был систематизирован особым образом. Если ПСЗ строилось по хронологическому принципу, то в Своде нормативные акты излагались в систематическом, а не в хронологическом порядке.

    В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное (государственное и гражданское).

    Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книгах. В 1885 г. к Своду был добавлен 16 том, включавший в себя процессуальное законодательство.

      1. законы об управлении (органах власти) и государственной службе;
      2. уставы о повинностях;
      3. уставы казенного управления (о податях, пошлинах, питейном сборе);
      4. законы о сословиях;
      5. гражданское законодательство;
      6. уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые, уставы об отраслях промышленности);
      7. уставы благочиния (врачебный устав, уставы о народном продовольствии, общественном призрении);
      8. уголовный закон.

      Следующим этапом принято считать разработку Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Она началась сразу после создания Свода законов и производилась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Авторы Уложения помимо российского права изучили проекты многих европейских кодексов.

      Проект Уложения был готов к 1844 г. После рассмотрения проекта в Госсовете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие 1 мая 1846 г.

      Система российского права, оформленная в первой половине XIX в., действовала до Октябрьской революции.

      Сис­те­ма за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ пред­став­ля­ет со­бой слож­но­ор­га­ни­зо­ван­ную сис­те­му нор­ма­тив­ных ак­тов разл. ви­дов, при­ня­тых как на уров­не РФ, так и её субъ­ек­тов. Важ­ней­ший эле­мент сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ – Кон­сти­ту­ция РФ 1993, уч­ре­див­шая два осн. ви­да фе­де­раль­ных за­ко­нов: фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны и фе­де­раль­ные за­ко­ны. Обе груп­пы фе­де­раль­ных за­ко­нов при­ни­ма­ют­ся как в рам­ках пред­ме­тов ис­клю­чи­тель­но­го ве­де­ния РФ, т. е. при­над­ле­жа­щих толь­ко Фе­де­ра­ции и реа­ли­зуе­мых толь­ко ею са­мо­стоя­тель­но, так и в рам­ках пред­ме­тов со­вме­ст­но­го ве­де­ния РФ и её субъ­ек­тов (ст. 71 и 72 Кон­сти­ту­ции РФ).

      Систематизация законодательства – это деятельность, направленная на совершенствование и систематизацию действующих нормативных актов в упорядоченную, внутренне согласованную и единую систему.

      Систематизация призвана обеспечить наиболее облегченное восприятие той или иной информации. Так, когда информации оказывается достаточно много, ее изучение в хаотичном состоянии может быть затруднено.Именно поэтому была придумана систематизация, позволяющая разбить большой объем информации на разделы, главы, статьи, используя при этом различные способы и правила.

      Цели систематизации законодательства

      Законы необходимо систематизировать в определенных целях:

      • сделать законодательство страны доступным для понимания и дальнейшего применения;
      • для удобного использования норм, предписанных гражданам в законе;
      • устранить устаревшие и уже не эффективные правовые нормы;
      • разрешить юридические конфликты и ликвидировать пробелы в законодательстве.

      Если законодательство упорядоченно и систематизировано, ориентирование во всей огромной системе нормативных актов будет гораздо проще. Это предоставляет возможность без труда найти нужный акт, ознакомиться с изменениями и коллизиями и т.п.

      Способы систематизации законодательства

      Для того чтобы систематизировать законодательство принято использовать определенные приемы (способы) систематизации. Теория права предусмотрела несколько таких способов:

      Инкорпорация – это способ, который заключается в объединении всех нормативно-правовых актов в общие сборники, не меняя при этом содержания и сохраняя их самостоятельность. Основание для объединения в данном случае может быть различным (хронология, тематика актов, в зависимости от органа, издавшего акт и т.п.).

      Важно, что содержание нормативно-правовых актов при этом не должно быть изменено, ни полностью, ни в части. Может меняться только внешняя обработка, например, исключение статей, которые потеряли юридическую силу.

      Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Официальная имеет место быть, когда сборник актов утверждается каким-либо уполномоченным органом власти и имеет значение официального источника законодательства. Неофициальная, соответственно, такого значения не имеет.

      Также можно выделить инкорпорацию хронологическую и предметную. Хронологическая объединяет акты по принципу их хронологии (даты издания), например, Собрание законодательства Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Система права и система законодательства в Российской Федерации. подробнее . Предметная инкорпорация заключается в объединении актов в соответствии с их тематикой.

      Электронный Свод законов и правовая информатизация в России

      Вершинин А.П.

      д.ю.н., профессор,

      генеральный директор Президентской

      библиотеки имени Б.Н. Ельцина

      (статья первоначально опубликована в

      № 10 за 2010 год)

      Электронный Свод законов и правовая информатизация в России

      В последнее время все чаще привлекает к себе внимание вопрос о необходимости создания Свода законов Российской Федерации. Общая систематизация российского законодательства была одной из первоочередных задач в связи с правовыми реформами и распространением информационных технологий в 90-е годы XX в. Некоторое ослабление внимания на практике к Своду законов Российской Федерации в конце прошлого — начале нынешнего века сопровождалось, тем не менее, широким изучением проблем систематизации законодательства. С учетом опыта 90-х годов, новых исследований и на основе новейших информационных технологий, а также накопленной в электронной среде правовой информации могут быть определены перспективы правовой информатизации Российской Федерации, в целом, и формирования Свода законов Российской Федерации в электронном виде, в частности.

      Необходимость начать подготовку к составлению и изданию Свода законов Российской Федерации — официального систематизированного полного собрания действующих нормативных актов Российской Федерации была признана в 1995 году в целях реализации положений ст. 15 Конституции Российской Федерации, упорядочения законодательства, обеспечения его стабильности, укрепления конституционной законности.

      На первом этапе подготовки к изданию Свода законов Российской Федерации Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации необходимо было осуществить инвентаризацию всех действующих, формально не отмененных федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, нормативных постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов, а также нормативных актов Союза ССР, продолжавших действовать на территории Российской Федерации.

      Научным организациям, в частности Институту государства и права Российской академии наук, Институту законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, юридическому факультету Московского государственного университета имени М.В Ломоносова, Московской юридической академии, иным научно-исследовательским и образовательным учреждениям юридического профиля предлагалось представить рекомендации по принципам формирования и структуре Свода законов Российской Федерации. На Институт государства и права Российской академии наук и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации возлагалось научное обеспечение работ по подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации и организация рабочих групп для анализа актов законодательства, намечаемых к включению в Свод законов Российской Федерации, с привлечением ученых-юристов и специалистов-практиков из других учреждений и организаций. Была образована временная комиссия по подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации в качестве рабочего органа при Президенте Российской Федерации.

      В 1998 году в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [1] и повышения эффективности работы, связанной сформированием Свода законов Российской Федерации, был принят очередной Указ Президента Российской Федерации [2] , в соответствии с которым было предписано приступить к систематизации действующего законодательства в целях включения нормативных актов в Свод законов. Были определены координирующие функции Минюста России и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, даны поручения министерствам и ведомствам, а также рекомендации высшим органам судебной власти и прокуратуры.

      Однако в конце 90-х годов на Свод уже стали смотреть как на слишком простую систематизацию, полагая, что более актуальной является кодификация отдельных отраслей права. [3] Действительно, вопрос отраслевой и межотраслевой кодификации законодательства в связи с обновлением законодательства и возникновением новых областей правового и государственного регулирования был чрезвычайно актуальным в прошедшее десятилетие. [4] Кроме того, в юридической практике широко распространились информационные справочно-правовые системы, сопровождавшиеся накоплением большого количества нормативной информации в электронных носителях и широкими научными исследованиями. В связи с этим внимание к вопросу о Своде законов Российской Федерации несколько ослабло. Переиздание фундаментальных трудов конца 90-х гг., затрагивающих данный вопрос, не свидетельствует однозначно о таких работах сегодня. [5] Поэтому предложения по созданию Свода законов Российской Федерации и использованию компьютерных технологий в решении указанной задачи требуют дополнительных пояснений и обоснований.

      В связи с огромным количеством электронной правовой информации встают вопросы о достоверности и полноте, а значит, и интеграции и систематизации этих информационных ресурсов. Ситуация с правовой информатизацией вполне Российской Федерации сравнима с положением дел в области законодательства во времена М.М. Сперанского. Тогда первым этапом на пути подготовки Свода законов Российской Империи стало создание Полного Собрания законов Российской империи, особенностью которого было включение более тридцати тысяч нормативных актов, расположенных в хронологическом порядке, начиная с Соборного уложения 1649 г. и заканчивая Манифестом от 14 декабря 1825 г., вне зависимости от их юридического статуса. [6]

      С 90-х гг. годов в России издается Собрание законодательства Российской Федерации, которое является официальным периодическим изданием. В нем в хронологическом порядке и по соответствующим разделам публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов (ст. 7 Закона о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания). [7]

      Публикуемые в Собрании законодательства Российской Федерации акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые но­мера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты. При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме. Собрание законодательства Российской Федерации издается и распространяется не только в бумажном, но и в электронном виде. [8] Электронная версия периодических изданий позволяет знакомиться с соответствующими нормативными актами, которые расположены в хронологическом порядке. При этом возможна сортировка документов по убыванию и возрастанию даты, а также по номеру, наименованию, виду документа, установлению связей с другими документами. Кроме того, предусмотрены дополнительные возможности работы с документами (поиск по тексту, экспорт в файл, создание закладок, печать и т. д.). Тем не менее, даже электронная версия Собрания законодатель­ства не позволяет увидеть полную картину российского законодательства, так как Собрание законодательства Российской Федерации издается один раз в неделю, а нормативные акты не консолидированы с учетом их изменений и дополнений.

      Однако в настоящее время более удобными для оперативной работы с нормативными актами оказываются не машиночитаемые издания официальных текстов нормативных актов, а информационно-правовые системы. Информационные ресурсы этих систем составляют более полную базу данных. Они быстрее обновляются и пополняются.

      Дальнейшая работа по правовой информатизации Российской Федерации и автоматизированной систематизации законодательства предполагает совершенствование их нормативного обеспечения. Во-первых, на основе программных документов по развитию информационного общества должны быть обновлены программные акты по правовой информатизации. Во-вторых, следует учитывать новейшее законодательство об информации. В-третьих, необходимо определить юридический статус нормативной информации, распространяемой в электронном виде.

      Программные документы, содержащие общие цели и направления по развитию информационного общества и электронного правительства, служат основой для обновления программы правовой информатизации Российской Федерации. [16] Концепция правовой информатизации России была принята впервые в 1993 году в целях формирования нормативной базы правовой информатизации России и обеспечения ускорения создания региональных центров правовой информации и организации эталонного банка данных правовой информации, необходимого для формирования правовой политики, программ законопроектных работ и правового обеспечения осуществляемых в Российской Федерации реформ. [17] Под правовой информатизацией России понимался процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

      К основным проектам и программным мероприятиям были отнесены, в частности:

      разработка плана проведения работ по подготовке проектов законов и других нормативных актов, регулирующих отношения в сфере правовой информатизации и использования систем правовой информации;

      создание центрального интегрированного банка правовой информации, включающего ретроспективу российского законодательства и зарубежное законодательство;

      создание и развитие в интересах органов государственной власти Российской Федерации электронных систем доступа к информационно-правовым ресурсам центрального узла правовой информации;

      создание оптоволоконной телекоммуникационной системы, объединяющей органы государственной власти Российской Федерации и центральный узел правовой информации;

      разработка системы долговременного (архивного) хранения систематизированных фондов органов государственной власти Российской Федерации;

      Программой предусматривались разработка и реализация проектов и мероприятий по следующим направлениям:

      правовая информатизация правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации;

      правовое обеспечение процессов правовой информатизации Российской Федерации;

      создание единого информационно-правового пространства органов государственной власти Российской Федерации;

      формирование государственной политики правовой информатизации Российской Федерации.

      Государственный фонд правовой информации должен был быть сформирован из эталонных банков данных, удовлетворяющих информационные потребности широкого круга пользователей, а информационные массивы системы — организовываться в виде эталонных и рабочих баз данных. Эталонные базы ведутся организациями, ответственными за подготовку документов. Информатизация правовой сферы должна обеспечить упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации. Концепция правовой информатизации России сохранилась до сегодняшнего дня практически в неизменном виде.

      В новом программном документе правовой информатизации Российской Федерации должны быть не только отражены задачи построения инфраструктуры государственной системы правовой информации, но и более детально описаны автоматизированные процессы создания, хранения и организации доступа к нормативным актам в электронной среде. При этом среди главных задач правовой информатизации Российской Федерации должны быть автоматизированная систематизация законодательства, в целом, и формирование Свода законов Российской Федерации в электронном виде, в частности.

      С учетом юридического значения нормативной электронной информации полагают, что основная роль в формировании и развитии правовых информационных систем должна отводиться государству. Высказывается предложение, что государство должно стать участником коммерческих структур, владеющих информационными правовыми системами. [24] Однако едва ли непосредственное участие представителей государства способно заметно усилить аналитическую деятельность информационных компаний. Государственное воздействие более эффективно путем государственного регулирования и контроля, например, посредством придания официального статуса соответствующей систематизации законодательства.

      Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6 Закона о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания).

      Очевидно, что Электронный свод законов Российской Федерации может быть собранием законодательства, составляемым по предметному признаку и консолидированным с учетом текущей редакции законов на определенную дату.

      [4] См., напр.: Кухарук Т. В. Правовая система и систематизация законодательства. Дис. . к. ю. н. СПб., 1998; Кумышева М. К. Законодательство Российской Федерации и ее субъектов (проблемы систематизации и оптимизации). Дис. . к. ю. н. Ростов/Д., 1998; Сивицкий В. А. Систематизация конституционно-правовых актов Российской Федерации. Дис. к. ю. н. М., 1999; Орешкина И. Б. Систематизация нормативно-правовых актов Российской Федерации. Автореф. дис. . к. ю. н. Саратов, 2000; Бабошин О. А. Система конституционного права как отрасли российского права. Дис. . к. ю. н. Екатеринбург, 2001; Кудешкина О. Б. Систематизация отечественного законодательства. Автореф. дис. . к. ю. н. Казань, 2002; Михайлов О. В. Систематизация нормативно-правовых актов как способ их совершенствования. Проблемы методологии. Автореф. дис. к. ю. н.; Магомедов С. К. Унификация терминологии нормативных правовых актов Российской Федерации. Дис. . к. ю. н. М., 2004. — См. также, напр.: Вершинин А. П. Система и систематизация российского законодательства об энергетике // Правоведение. 2009. № 2. С. 37-52.

      [5] Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2010. С. 448.

      [10] Егоров Г. Г. Роль справочных правовых компьютерных систем в систематизации российского законодательства: Вопросы теории и практики. Автореф. дис. . к. ю. н. Волгоград, 2007; Казаков Д. А. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий. Автореф. дис. . к. ю. н. М., 2007.

      [11] Михайлов О. В. Систематизация нормативно-правовых актов как способ их совершенствования: Проблемы методологии. Автореф. дис. . к. ю. н. С. 6, 8, 12-13.

      [20] См., напр.: Юртаева Е. А. Системность и систематизация в законотворчестве: теория и опыт// Российская юстиция. 2010. № 4. С. 11-13.

      [22] Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г . № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации (с изм. от 19 ноября 2003, утв. Указом № 1365; от 22 марта 2005 г . № 329) // Там же. 1998. № 7. Ст. 829.

      [24] Егоров Г. Г. Роль справочных правовых компьютерных систем в систематизации российского законодательства: Вопросы теории и практики. Автореф. дис. . к. ю. н. Волгоград, 2007. С. 7.

      [26] Кудешкина О. Б. Систематизация отечественного законодательства. Автореф. дис. . к. ю. н. С. 9-10.

      [27] Там же; Казаков Д. А. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий. Автореф. дис. . к. ю. н. С. 16-17.

      Читайте также: