Синтаксический повтор это кратко
Обновлено: 05.07.2024
Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
СОДЕРЖАНИЕ:
Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста .
К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон, именительный темы.
Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.
Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.
(M. Ю. Лермонтов)
Увы! пред властию чужой
Склонилась гордая страна.
(М. Ю. Лермонтов)
Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:
Друзья мои!
Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неудержим и вечен
(А. С. Пушкин);
О, глубокая ночь!
О, холодная осень! Немая!
(К. Д. Бальмонт)
Внимание! Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой выразительности широко используются в публицистических и художественных текстах.
Названные фигуры возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.
Лексический повтор — это фигура речи, стилистический прием повторения ключевого слова в одном предложении или в смежных предложениях.
Узнаем, что такое лексический повтор в литературе. Приведем примеры. Узнаем, с какой целью авторы используют лексический повтор в своих произведениях.
Что такое повтор?
Повтор — это широкое понятие, которое включает разнообразные повторы в тексте произведения.
Повтор — это стилистическая фигура, которая состоит в намеренном повторении одинаковых элементов текста.
Чтобы найти отклик у читателя, создать образную картину мира, авторы прибегают к повтору. Прием повтора очень востребован в арсенале художественных средств писателя.
Весь сад в дожде! Весь дождь в саду!
Погибнут дождь и сад друг в друге,
Оставив мне решать судьбу
Зимы, явившейся на юге.Белла Ахмадулина
С помощью повтора звуков, элементов слова, отдельных слов, синтаксических конструкций достигается выразительность, эмоциональность художественного текста.
Виды повтора
Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:
- фонетический (повтор одинаковых гласных и согласных);
- морфемный (повтор морфем и частей слова);
- лексический (повтор слова);
- синтаксический (использование одинаковых или однотипных синтаксических конструкций).
Если в поэтической строке повторяются одни и те же гласные звуки, то в нем используются ассонанс. Повторение согласных звуков — это аллитерация.
Наиболее часто используются повторы лексических средств языка:
- анафора
- эпифора
- симплока
- анадиплосис
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей,
Какая незабвенная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Как ие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен подарок
Воспламеняющей весны.
Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного и того же слова в начале строки:
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно —
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.В. С. Высоцкий
2. Эпифора возникает там, где автор повторяет отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции в конце фразы. Этот стилистическая фигура речи используется для выделения основного смысла высказывания.
Силы даны мне судьбой,
Удача дана мне судьбой,
И неудача — судьбой;
Все в мире вершится судьбою.М. Гаспаров
3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока.
Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках:
В мире горы есть и долины есть,
В мире хоры есть и низины есть,
В мире море есть и лавины есть,
В мире боги есть и богини есть.М. Цветаева
Придет оно, большое, как глоток, —
Глоток воды во время зноя летнего.Р. Рождественский
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.К. Бальмонт
Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.
Лексический повтор как средство выразительности
Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:
1. для обозначения большого количества предметов
2. для усиления признака, степени качества или действия
Туда ведет длинная, длинная дорога…
3. для указания на длительность действия
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январеА. С. Пушкин
Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности и экспрессивной окраски.
Сельский букет стоял на круглом столе. Лет десять назад такой букет не поставили бы на стол (Ю. Тынянов).
Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте.
С помощью лексического повтора повествование становится эмоционально напряженным.
На батарее
Нету снарядов уже.
Надо быстрее
На вираже!
Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!В. С. Высоцкий
Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки.
Итак, в тексте лексический повтор выступает как средство
- создания выразительности речи;
- актуальности важного с точки зрения автора смысла, который выражается подтекстно;
- цепной межфразовой связи в тексте.
Есть урок , который идет не сорок пять минут, а всю жизнь. Этот урок проходит и в классе, и в поле, и дома, и в лесу. Я назвал этот урок седьмым потому, что в школе обычно бывает не больше шести уроков. Не удивляйтесь, если я скажу, что учителем на этом уроке может быть и береза возле ваше дома, и бабушка, и вы сами (В. Песков).
Следует отличать лексический повтор как стилистическую фигуру от речевых ошибок в виде тавтологии и плеоназма. Тавтология выступает как необоснованное употребление близких по смыслу слов (совместное сотрудничество). Плеоназм состоит в ошибочном дублировании смысла слов в словосочетании (подпрыгнуть вверх).
Примеры
В сне земном мы тени , тени …
Жизнь — игра теней,
Ряд далеких отражений
Вечно светлых дней.Владимир Соловьёв (1853 — 1900)
Ясно сегодня на сердце, на свете!
Песням природы в согласном привете
Внемлю я чуткой душой.
Внемлю раздумью и шепоту бора,
Речи безмолвной небесного взора,
Плеску реки голубой.Вячеслав Иванов (1866-1949)
Белый праздник — рождается предвечное Слово,
белый праздник идет, и снова —
вместо елочной, восковой свечи,
бродят белых прожекторов лучи,
мерцают сизые стальные мечи
вместо елочной, восковой свечи.Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)
Красные зори,
Красный восход,
Красные речи у Красных ворот
И красный на площади Красной народ.Николай Осеев ( 1889 — 1963)
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).
Видеоурок
Повторение – суть заключается в многократном повторении 1 и того же слова или словосочетания, с целью придать высказыванию большую выразительность. Повторение синтаксическое включает в себя анафору, эпифору, анадиплосис (повторение последнего слова), рамочную и цепочечную конструкции.
Анафора-повторяется 1-й элемент в нескольких конструкциях. Встречается в прозе и в поэзии. Прозаическая анафора придает тексту особый ритм, сближая его с поэзией. Ф-ии: 1) эмоциональное выделение какой- нибудь части высказывания 2) производит эффект чередующихся событий 3) может производить эффект наваждения, передает некую навязчивую идею, 4) часто используется в детской поэзии. Perhaps he suffered, perhaps he hated, perhaps he loved by cruelty alone.
Эпифора –повтор конечного элемента. Эпифора в большей степени, чем анафора, способствует созданию ритма в прозе, благодаря идентичности завершающих частей предложения. Ф-ии: 1) может придавать части высказывания эмфатическое ударение 2) может способствовать созданию эффекта наваждения, навязчивой идеи, 3) эффект предположительности, 4) часто используется в детской речи.For Mrs Carlton it had been years, for Linda it had been years.
Рамка-элемент в начале речевого отрезка повторяется в конце. Mr.Smith was happier than he had beenfor some time…he was happier than ha had been for some time.
Повтор-Подхват (anadiplosis) – тоже повтор – слово, группа слов, заканчивающих предложение, повторяется в начале следующего отрезка речи. Now he understood. He understood many things.
A smile would come into Mr. Pickwick*s face: a smile extended into a laugh, the laugh into a roar, and the roar became general. – функция усиления и нарастания.
Цепочка- цепочка подхватов. Обычный повтор-odinary repetition, successive rep. Повтор конструкций: параллельные констр-и и последовательный повтор.
Хиазм – перевернутый параллелизм, стил. фигура, в основу кот. положено перекрестное расположение слов и фраз в 1й и 2й части высказывания (all 4 one, one 4 all). Ф-ии: 1) выделение 2й эмфатической части высказывания благодаря неожиданной паузе перед ней, 2) м/служить для создания юмористического, иронического эффекта. “May I take so bald”, he said with a smile that was like a frown, and with a frown that was like a smile.
Повторение – суть заключается в многократном повторении 1 и того же слова или словосочетания, с целью придать высказыванию большую выразительность. Повторение синтаксическое включает в себя анафору, эпифору, анадиплосис (повторение последнего слова), рамочную и цепочечную конструкции.
Анафора-повторяется 1-й элемент в нескольких конструкциях. Встречается в прозе и в поэзии. Прозаическая анафора придает тексту особый ритм, сближая его с поэзией. Ф-ии: 1) эмоциональное выделение какой- нибудь части высказывания 2) производит эффект чередующихся событий 3) может производить эффект наваждения, передает некую навязчивую идею, 4) часто используется в детской поэзии. Perhaps he suffered, perhaps he hated, perhaps he loved by cruelty alone.
Эпифора –повтор конечного элемента. Эпифора в большей степени, чем анафора, способствует созданию ритма в прозе, благодаря идентичности завершающих частей предложения. Ф-ии: 1) может придавать части высказывания эмфатическое ударение 2) может способствовать созданию эффекта наваждения, навязчивой идеи, 3) эффект предположительности, 4) часто используется в детской речи.For Mrs Carlton it had been years, for Linda it had been years.
Рамка-элемент в начале речевого отрезка повторяется в конце. Mr.Smith was happier than he had beenfor some time…he was happier than ha had been for some time.
Повтор-Подхват (anadiplosis) – тоже повтор – слово, группа слов, заканчивающих предложение, повторяется в начале следующего отрезка речи. Now he understood. He understood many things.
A smile would come into Mr. Pickwick*s face: a smile extended into a laugh, the laugh into a roar, and the roar became general. – функция усиления и нарастания.
Цепочка- цепочка подхватов. Обычный повтор-odinary repetition, successive rep. Повтор конструкций: параллельные констр-и и последовательный повтор.
Хиазм – перевернутый параллелизм, стил. фигура, в основу кот. положено перекрестное расположение слов и фраз в 1й и 2й части высказывания (all 4 one, one 4 all). Ф-ии: 1) выделение 2й эмфатической части высказывания благодаря неожиданной паузе перед ней, 2) м/служить для создания юмористического, иронического эффекта. “May I take so bald”, he said with a smile that was like a frown, and with a frown that was like a smile.
Виды синтаксического повтора
На основе повтора формируется ПАРАЛЛЕЛИЗМ - повтор смежных конструкций: предложений или их частей.
Фигура на основе параллелизма и лексического повтора. Оформляется как СПП с однотипными придаточными предложениями с параллельным построением и анафорой.
Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,
все мы четыре любили, но все имели разные
одна любила, потому что так отец с матерью ей
другая любила, потому что богат был ее любовник,
третья любила, потому что он был знаменитый
а я любила, потому что полюбила.
В последних числах сентября
(Презренной прозой говоря).
Лексико-синтаксические средства
Антитеза – резкое противопоставление чего-либо, подчеркнутое синтаксически. Классическим примером антитезы является пушкинская характеристика отношений Ленского и Онегина:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Обратим внимание, что у Пушкина подчеркнутая антитеза отчасти снимается следующей строкой, что делает ситуацию неоднозначной.
Синтаксические средства, связанные с повторами
Плыть, плыть, плыть
Мимо могильных плит,
Мимо церковных рам,
Мимо семейных драм.
Скучные мысли – прочь!
Думать и думать – лень!
Звезды на небе – ночь!
Солнце на небе – день!
Плыть, плыть, плыть
Мимо родной ветлы,
Мимо зовущих нас
Милых сиротских глаз.
Анафора , или единоначатие – повторение звуков, слова или группы слов в начале предложения, законченного абзаца (в стихотворной речи – строфы или строки):
Особенно вырастает роль анафоры в стихотворных текстах, где она стала одной из почти обязательных примет стиха:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди , когда наводят грусть
Жди , когда снега метут,
Жди , когда жара,
Жди , когда других не ждут,
Жди , когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди , когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
У тебя было много когда-то улыбок:
Удивленных, восторженных, лукавых улыбок,
Порою чуточку грустных, но все-таки улыбок.
У тебя не осталось ни одной из твоих улыбок.
Я найду поле, где растут сотни улыбок.
Я принесу тебе охапку самых красивых улыбок…
Цветут в саду фисташки, пой, соловей!
Зеленые овражки пой, соловей!
По склонам гор весенних маков ковер;
Бредут толпой барашки. Пой, соловей!
В лугах цветы пестреют, в светлых лугах!
И кашки, и ромашки. Пой, соловей!
Весна весенний праздник всем нам дарит,
От шаха до букашки. Пой, соловей!
Прием стыка всем хорошо известен по народной русской поэзии или ее стилизациям:
Станем-ка, ребята, челобитную писать,
Челобитную писать , во Москву посылать.
Во Москву посылать, царю в руки подавать.
В поэзии эпанафора – один из самых частых и любимых приемов:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Известное многим со школы хрестоматийное стихотворение К. Бальмонта построено, кроме всего прочего, на постоянных эпанафорах.
Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов ,
Там будешь горе горевать.
Который построил Джек.
Которая в темном чулане хранится
Который построил Джек.
А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
Который построил Джек…
Синтаксические средства, не связанные с повторами
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман…
Читайте также: