Битва при муте кратко

Обновлено: 05.07.2024

Через некоторое время началась жестокая и страшная битва, подобных которой в истории человечества было крайне мало, ибо в этот день трехтысячный отряд не только не побоялся вступить в бой с огромной армией, насчитывавшей в своих рядах двести тысяч человек, но и сумел выстоять под её ударами. Полчища вооруженных до зубов людей нападали на мусульман в течение целого дня, потеряв многих своих лучших бойцов, но так и не смогли нанести им поражение.

Зайд ибн Хариса взял в руки знамя мусульман и долго сражался, пока не погиб на пути своего Господа. Из его рук знамя принял Джа‘фар ибн Абу Талиб, бросившийся верхом на своем коне в самую гущу боя. В ходе сражения ему отрубили обе руки, но он продолжал прижимать знамя к своей груди обрубками рук, пока не погиб, получив более девяноста ранений. После его гибели знамя подхватил Абдулла ибн Раваха, который через некоторое время также пал на поле брани.

К исходу дня противники вернулись на исходные позиции, а на следующий день Халид, да будет доволен им Аллах, перегруппировал свои силы, поменяв местами авангард с арьегардом, а правый фланг – с левым. В результате этой перегруппировки противники решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, что внушило им страх. После ряда непродолжительных столкновений Хадид начал отводить своих воинов, противник же не решился на преследование, опасаясь ловушки. Мусульмане отошли к Муте и в течение семи дней сдерживали натиск врага, после чего войска были разведены окончательно, и сражение на этом закончилось, поскольку византийцы были уверены в том, что к мусульманам постоянно прибывают свежие силы, и что те стараются заманить их в пустыню, откуда они уже не вернутся. Благодаря этому мусульманам и удалось в конце концов склонить чашу весов на свою сторону.

Во время этого похода мусульмане потеряли убитыми двенадцать человек. Что же касается потерь византийцев и помогавших им арабов, то можно сказать лишь то, что они были весьма ощутимыми.

Это сражение состоялось в месяц джумада-ль-авваль 8 года Хиджры . Мута селение на подступах к Шаму, нынешнее название Карк.

Причиной похода, как ранее мы уже упоминали о том, что аль-Хариса ибн Умайра аль-Азди, да будет доволен им Аллах, был убит, которому было поручено доставить послание Пророка ﷺ правителю Бусры. Ни один гонец Посланника Аллаха ﷺ не был убит, кроме него. Посланник Аллаха ﷺ, был очень огорчён и разгневан известием об убийстве аль-Хариса, и он велел готовиться к выступлению в Шам, очень быстро собралось мусульман в количестве трёх тысяч бойцов, которые приготовились выступить в Муту.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им:

Пророк ﷺ велел участникам похода добраться до того места, где погиб аль-Харис ибн Умайр, призвать жителей к Исламу и сразиться с ними с именем Аллаха, если они откажутся.

Ибн Исхак сказал:

«Настало время выступления в поход, и люди стали провожать, приветствовать и прощаться с эмирами Посланника Аллаха ﷺ, желая им победы. Среди военачальников Пророка ﷺ был и Абдулла ибн Раваха, который, когда с ним стали прощаться, заплакал.

«Клянусь Аллахом, не из-за любви к этой жизни и не от желания остаться с вами! Но я услышал, как Посланник Аллаха ﷺ читал аят из Книги Аллаха, где говорится об аде:

Тогда Абдулла ибн Раваха произнес стихи:

Люди приготовились к отъезду, и тогда Абдулла ибн Раваха подошел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, попрощался с ним и произнес стихи:

Потом люди выехали, а Пророк ﷺ их провожал. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попрощавшись с людьми, ушел, Абдулла ибн Раваха продекламировал:

Когда мусульмане покинули территорию Медины, враг узнал об их выступлении и собрал войско. Ираклий собрал сто тысяч византийцев . Шурахбиль ибн Амр собрал еще сто тысяч человек , представителей племен Лахм, Джузам, аль-Кайн и Бахра.

Узнав об этом, мусульмане простояли в Маане два дня, думая, как им поступить. Люди предлагали написать Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, письмо и сообщить ему о численности войск противника, чтобы прислал дополнительное число людей или приказал вернуться. Тогда людей подбодрил Абдулла ибн Раваха, говоря:

Мусульмане встретились со своими врагами перед аль-Керком, которые собрали столько людей и имели такое вооружение и снаряжение, что никто не мог противостоять им. Потом обе стороны сошлись, и началось сражение. Зейд ибн Хариса сражался со знаменем Пророка ﷺ в руке, пока не был убит ударом копья византийцев. Потом знамя взял Джафар. Он сражался со знаменем в руке, в пылу боя был сбит с коня, а конь ранен, но продолжал сражаться с противником, пока не был убит. Джафар был первым мусульманином, перебившим ноги своему коню с решимостью сражаться пешим, декламируя стихи:

Они неверующие, далекого происхождения (Они далекого происхождения, т. е. чужие, мне нечего их щадить).

Он продолжал сражаться пока один из римлян не ударил его мечом и разрубил пополам. На его теле было пятьдесят колотых ранений и не одного на спине. [4]

Когда был убит Джафар, знамя взял Абдулла ибн Раваха, потом выступил вперед на своем коне со знаменем в руке, стал сам себя ободрять, стараясь преодолеть свой страх и колебания. Он произнес следующие стихи:

Он также декламировал:

Он имел в виду двух своих приятелей — Зейда и Джафара. Потом сошел с коня. К нему подошел его двоюродный брат с куском мяса на косточке и сказал:

Он взял этот кусок, откусил и тут услышал звуки поражения своих людей. Воскликнув:

Потом взял знамя Сабит ибн Аркам из племени аль-Аджлан и сказал:

Бухари передал от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

И когда Пророк ﷺ говорил это, глаза его были полны слёз (после чего он продолжил):

Этот хадис свидетельствует, как ты видишь о том, что Всевышний Аллах даровал мусульманам к завершению сражения победу, а не о том, о чем пишут некоторые знатоки жизнеописания Пророка ﷺ, якобы мусульмане разбежались и потерпели поражение, вследствие чего вернулись в Медину. Возможно, они подразумевали то, что мусульмане не преследовали римлян и тех, кто был на их стороне, когда они обратились в бегство, а довольствовались лишь тем, что те оставили свои позиции, чтобы сохранить жизни мусульман они вернулись в Медину. И нет сомнения в том, что это был мудрый план Халида ибн аль-Валида, да будет доволен им Аллах.

Ибн Хаджар сказал:

«Приводится в историях о сражениях Мусы ибн Укбы, самый достоверный сборник, его слова:

Аль-Имад ибн Касир сказал:

Когда они подошли к окраине Медины, их встретили Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульмане. Навстречу им выбежали дети. Пророк ﷺ выехал верхом вместе с людьми. Он сказал:

Привели Абдуллу, он взял его и посадил перед собой. Люди стали бросать в армию землю, говоря:

А Пророк ﷺ возражал:

[1] Газават: сражения, в которых принимал участие Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Это сражение явилось самым крупным и кровопролитным из всех, которые пришлось вести мусульманам при жизни Пророка ﷺ. Оно состоялось в месяце джумада-ль-уля 8 года хиджры (август или сентябрь 629 г.).

Ранее мы уже упоминали о том, что Посланник Аллаха ﷺ отправил послания целому ряду царей и правителей и что Шурахбиль бин ‘Амр аль-Гассани убил аль-Хариса бин ‘Умайра (р.а.), которому было поручено доставить послание Пророка ﷺ правителю Бусры.

Пророк ﷺ велел участникам похода добраться до того места, где погиб аль-Харис бин ‘Умайр, призвать его убийц к исламу и сразиться с ними, если они откажутся, и сказал воинам:

После этого армия двинулась в путь, Пророк ﷺ же проводил воинов да Саният аль-Вада‘, попрощался с ними и вернулся в Медину.

Через некоторое время началась жестокая и страшная битва, подобных которой в истории человечества было крайне мало, ибо в этот день трёхтысячный отряд мусульман не только не побоялся вступить в бой с огромной армией, насчитывавшей в своих рядах двести тысяч человек, но и сумел выстоять под её ударами. Полчища вооружённых до зубов людей нападали на мусульман в течение целого дня и потеряли многих своих лучших бойцов, но так и не смогли нанести им поражение.

Зейд бин Хариса взял в руки знамя мусульман и долго сражался, пока не погиб на пути своего Господа. Джа‘фар бин Абу Талиб принял знамя из его рук и направил своего коня в самую гущу боя. В ходе сражения ему отрубили обе руки, но он продолжал прижимать знамя к груди обрубками рук, пока не погиб, получив более девяноста ранений. После его гибели знамя подхватил ‘Абдуллах бин Раваха, который спустя некоторое время также пал на поле брани.

К концу дня противники вернулись на исходные позиции, а на следующий день Халид (р.а.) перегруппировал силы, поменяв местами авангард о арьегардом, а правый фланг — с левым. После этой перегруппировки враги решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, и это внушило им страх. После ряда непродолжительных столкновений Халид начал отводить своих воинов, противник же не решился на преследование, опасаясь ловушки. Мусульмане отошли к Муте и в течение семи дней сдерживали натиск врага, после чего войска были разведены окончательно, и сражение на этом закончилось, поскольку византийцы были уверены, что к мусульманам постоянно прибывают свежие силы и что те стараются заманить их в пустыню, откуда они уже не вернутся. Благодаря этому в конечном итоге мусульманам и удалось склонить чашу весов на свою сторону.

Во время этого похода мусульмане потеряли убитыми 12 человек, что же касается потерь византийцев и помогавших им арабов, то можно сказать лишь, что они были весьма ощутимыми.

Поход на Зат ас-Салясиль

С учётом того, что в битве при Муте сирийские арабы поддерживали византийцев, Посланник Аллаха ﷺ, решил предпринять определённые шаги и постараться привлечь их на сторону мусульман, для чего к ним был послан отряд из 300 пеших воинов и 30 всадников. Командовать этим отрядом было поручено ‘Амрубин аль-‘Асу (р.а.), поскольку его бабка по отцовской линии происходила из обитавшего там племени бали. ‘Амру была поставлена задача добиться дружбы и расположения этих людей, а в случае их отказа проучить их за то, что они помогали византийцам. Когда отряд ‘Амрабин аль-‘Аса (р.а.) был уже близок к цели, выяснилось, что против них выдвигается многочисленное войско, и тогда ‘Амр обратился к Посланнику Аллаха ﷺ с просьбой о подкреплении. На помощь ему был послан отряд из 200 лучших мухаджиров и ансаров под командованием ‘Убайды бин аль-Джарраха (р.а.). Общее руководство обоими отрядами осуществлял ‘Амрбин аль-‘Ас, который во время молитв выполнял также обязанности имама. Получив подкрепление, мусульмане атаковали своих противников и обратили их в бегство, после чего те рассеялись.

Название Зат ас-Салясиль носят местность и источник, находящиеся севернее Вади аль-Кура, а поход получил такое название по той причине, что отряд мусульман сделал там остановку на отдых. Это было в месяце джумада-ль-ахира 6 года хижры, то есть через месяц после битвы при Муте.

Виталий Куликов

Рахман, Зачем мусульманам нападать такими малыми силами на 200 тысячную армию это дебилизм и такого в принципе немогло быть.

Сухраб Салбанов

Виталий, потому что больше не было. Они же заранее наверно не знади численность противника. До этой битвы они сражались с малочисленными врагами насколько мне известно.

Мансур Шаипов

Рахман Магомадов

Тімур Акбулатов

Марат Халлыев

200 тысяч никогда Византия не собирала, ни в один период истории, тем более в одном месте. Самое большое, что они выставляли, это 32 тысячи при Манцикерте.

Рустам Огуз

Арсений Дасаев

я даю два миллиона солдат Византийцев и миллион их союзников-против 300 мусульман.в скобочках сарказм)))

Рахман Магомадов

Хаким Бытдаев

Марат Халлыев

Хаким, ага, 240 тысяч рядом с путысней. Когда в городах Палестины жило по 20 тысяч населения, визайнтийцы собрали 240 тысяч, конечно, под единым командованием. Прежде чем в сказочные цифры верить, нужно знать тогдашнюю ситуацию с провизией, численностью населения, дорогами и прочими факторами. Вон, Геродот вообще писал, что Ксеркс в Грецию пришел с 4 миллионами, веришь ? )

Хаким Бытдаев

Марат, а ты знаешь ситуацию? и кто сказал что они собрали войско с палестины? мусульмане побеждали и брали сирию, Ираклий собрал 200 тыс армию и дал решаюшее сражение, в ярмуке, со всей империи собирали, Аль Вакиди, известный и авторитетный историк, если не верить ему значит вообще можно не верить в завоевание сирии)) небыло ничего))

Марат Халлыев

Хаким Бытдаев

Марат, при ярмуке погибло 70 тыс византийцев это официальная цифра переданная арабами, если солдат могли приукрасить и прибавить численность то трупов не могли. еще как можно, битва при кадисии читай

Марат Халлыев

Хаким, интересно, где же похоронили эти 70 тысяч))))) ты прежде чем в такие цифры верить, посмотри на битвы спустя 500-600 лет. Во время крестовых походов, Саладин со всего своего царства собирал по 25-30 тысяч, а христиане больше 15 тысяч выставить не могли. Со времен Ярмука прошло 500-600 лет, неужели спустя такое время меньше собирать армию стали? Или же все таки приукраска арабов))))

Марат Халлыев

Хаким, Кадисия совсем другая история. Арабы вторглись и сражались на территории персов, все базы рядом, +персы пустынные воины, всю жизнь там сражались и могли обеспечивать такое войско. Также следует отметить, что против арабов мобилизовали всех кого можно, вот и вышло 40 тысяч. Но Персия это не Византия, Персия это абсолютная деспотия в отличии от интрижной Византии.

Марат Халлыев

Алекс, ааххахахахаха смешно))) особенно если учесть тот факт, что Карл Великий одновременно собирал по 25 тысяч человек, а за пол века до него кто то собрал 70, очень смешно)))) это при населении Франкии в 1.5 миллионов человек)))))

Хаким Бытдаев

Марат Халлыев

Хаким, ты видимо забыл, что передачи могут быть и недостоверными или сомнительными, а также просто хорошими и тд. Я не говорю о лжи, ведь сподвижники могли это услышать от других, они сами трупы не считали, я уверен))) В марафонской битве у персов было 8 тысяч против 12 тысяч греков. В Фермопилах было 29-30 тысяч. О какой троянской войне речь? ))) Изучай военную теорию, и не будешь путаться в цифрах)

Хаким Бытдаев

Хаким Бытдаев

Марат, ты похож на одного человека который отрицает вторжение монгол)) мол не могли пройти всю азию, не чем кормить лошадей и люди столько не вынесли бы)) и монгол сейчас мало))

Марат Халлыев

Хаким, нет, больше, ибо там уже дрались персы, а не покоренные народы и наемники как в Персии. Вообще о греко-персидских войнах и других войнах почитай Дельбрюка книгу, он там всех древних авторов разносит своим анализом. Очень советую, после него, точно в сказочные цифры верить не будешь.

Хаким Бытдаев

Марат Халлыев

Хаким, вовсе нет, я не отрицаю вторжение. Завоевать такую большую пустынную территорию не составляет труда)))) карту просто открой 1/5 часть монгольской империи населенные района, остальное пустыня да тайга)

Хаким Бытдаев

Марат Халлыев

Марат Халлыев

Марат Халлыев

Хаким Бытдаев

Марат, дельбрюк жил спустя 2300 лет после македонского)) ты веришь его теориям но не хочешь верить аль вакиди который родился спустя сто лет после ярмука)))

Марат Халлыев

Хаким, Дельбрюк посещал места битв, одевал доспехи тех времен, анализировал дороги и возможности провианта, лично рассматривал местность и вел раскопки. Как ему не верить? )

Марат Халлыев

Алекс, ок, пусть смеются, открой Дельбрюка, битва при Марафоне. Потом обсудим, согласен с ним ты или нет.

Хаким Бытдаев

Марат, Вакиди делал тоже самое, а Ат Табари? это же великий историк, современный военный историк Акрам, лично поселшал места битв Халида, автор книги " Рыцарь Пустыни "

Марат Халлыев

Алекс, я был такого же мнения как и ты. Дельбрюк был на месте Марафона, там не реально развернуть хотя бы 20 тысяч со стороны берега. А атака о которой пишет Геродот, мол греки ринулись на пролом невозможно, в силу того что местность и дистанция не позволяли пробежать 2.5 км до персов да еще и в рукопашную вступить. Вообщем нюансов много, почитай, там три страницы всего.

Марат Халлыев

Хаким, хорошо, где находятся кладбища и братские могилы такого количества солдат? Праведные Халифы были терпеливы к христианам и позволяли хоронить. Сожжение было запрещено. Где могилы 70 тысяч? )

Рустам Чапанов

Армия Усамы
После трёх дней после кончины Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и после выбора Абу Бакра Ас Сыддика, да будет доволен им Аллах, халифом, он сказал: “Армия Усамы должна выйти в путь. Никто из Армии Усамы не должен сидеть в Медине, а должен вернуться в лагерь в аль Джурф”.
Показать полностью.
Вернёмся к чуть раннему времени. В восьмом году хиджры, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, первый раз за все время назначает армию для встречи с Римской империей. Амиром этой армии Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначил своего любимого Зайда ибн Хариса, да будет доволен им Аллах. Вторым в командовании был его кузен Джаафар ибн Абу Талиб. Третьим в командовании был АбдулЛах ибн Рауаха, один из ансаров. Общее количество армии было три тысячи. Они уходили в Аш Шаам. Это было их первой встречей с Римской Империей (не Византия, а Римская Империя [на тот момент это была разделенная на западную и восточную Римскую Империю] и наши праведные предки называли эту страну не Византией, а Ар-Рум, то есть Римом).
Когда они встретились с римской армией, что они увидели перед собой? Они увидели войска, заполняющие горизонт. Куда бы они ни посмотрели, не видно конца их войскам. Наше войско было три тысячи (3000) человек, тогда как количество врага было двести тысяч (200 000) человек. Сахабы, да будет доволен ими Аллах, никогда в жизни не видели подобное количество войск. В Аравии не было такого населения, чтобы собралась армия в 200 000 человек. В Аравии были только племена, из которых не собралось бы 200 000 человек. То есть, сахабы видят эту картину в первый раз в жизни.
Они собрали шуру (совет) и некоторые стали говорить, что нам будет простительно отойти, потому что количество врага очень большое, и мы знаем, Аллах Азза уа Джаль говорит в Коране, что “…если один силен, то он может встретиться с десятью, а если слаб, то может встретить двоих.“ АбдулЛах ибн Рауаха сказал: “Мы пришли сюда за шахадой, так зачем мы должны уходить назад?” То есть, если мы в поисках шахады, так зачем нам уходить.
Итак, они решили идти вперед. Они сражались первый день, второй день, третий день. Зайд ибн Харис был убит. Кто потом стал командиром? Джаафар ибн Аби Талиб. И мы уже говорили с вами об этом. После его смерти стал командиром АбдулЛах ибн Рауаха. После его смерти Халид ибн Уалид стал командиром, и он провел успешное отступление. На следующий год Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел выйти сам лично и он начал готовить армию для Гъазуат Табук. Они вышли, но римляне не посмели выйти встретиться с ними лицом к лицу.
На третий год, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел, чтобы Усама ибн Зайд возглавил войска и сказал ему: “Я хочу, чтобы ты на своем коне наступил на землю, где был убит твой отец”. Через несколько дней Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался. Он, да благословит его Аллах и приветствует, готовил компанию по завоеванию Римской Империи три года: М’ута, Табук и армия Усамы бин Зайд. В те времена не было профессиональной армии, как у нас. То есть все сподвижники были войнами и когда они должны были куда-нибудь выдвигаться, они собирались в лагере и готовились там. Лагерь назывался аль-Джурф. Некоторые могли приготовиться за один день, другие за несколько дней, поэтому армия должна была быть за пределами Медины. Так , чтобы амир мог знать, сколько воинов собралось.
Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался, все воины вернулись в Медину и через три дня Абу Бакр Ас Сыддик, да будет доволен им Аллах, говорит им: “ Возвращайтесь назад“. Усама бин Зайд послушался Абу Бакра и возвратился в аль-Джурф. Представьте себе, всего лишь три дня со дня кончины Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакр говорит, чтобы войско возвращалось в аль-Джурф и выходило против римлян.
Ибн Касир передает: “Сахабы пришли к Абу Бакру и сказали: “Эта армия - большинство мусульман, а большинство арабов порвали узы с тобой (т.е. они говорят, что эта армия - большая часть мусульман).Ты их собираешься отправлять против Римлян, тогда как арабы вокруг отошли от тебя и собираются напасть в любой момент. “ Они пытались переубедить халифа несколько раз и самый старательный из них был Омар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах.
Усама бин Зайд сказал Омару, чтобы он передал его послание Халифу. Он сказал: “Со мной вместе лидеры мусульман и большая часть мужчин. Из-за мушриков я не спокоен за халифа и за семью Посланника Аллаха”. То есть Усама бин Зейд говорит, что в его армии находятся лидеры мусульман и их бойцы, и он беспокоился, что многобожники захватят халифа и семью Посланника Аллаха. После смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответственность за защиту его семьи ложится на сахабов, и как видите, Усама бин Зейд чувствует это.
Абу Бакр Ас Сыддик, да будет доволен им Аллах, после всех мнений, которые он услышал, после всех давлений с

Рустам Чапанов

со стороны сподвижников, в особенности со стороны Омара ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах. Даже после того, что амир войска Усама бин Зейд, посчитал, что он не должен покидать их, Абу Бакр Ас Сыддик, да будет доволен им Аллах, после всего этого собрал всех в мечети и произнес следующую очень короткую речь:
Показать полностью.
“Именем Того в Чьих Руках душа Абу Бакра, если бы даже хищный зверь попыталась захватить меня, я бы все равно отправил бы войска Усамы, именно так, как приказал Посланник Аллаха, даже если бы я остался в селе один, я бы продолжил это”. Абу Бакр здесь ставить точку перед всеми, даже если они захватят Медину и уничтожат всех и останусь только я, то все равно отправлю эту армию. Абу Бакр Ас Сыддик, да будет доволен им Аллах, здесь не говорит о стратегии, о том, что наиболее полезно. Абу Бакр Ас Сыддик говорит о Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о пути Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. “Я следователь Сунны Посланника Аллаха, а не тот, кто вводит новшества”.
Он показал четко, что его метод правления, его политика будет следовать по следам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Очень трудно быть в такой позиции. Вы подумайте о мышлении сахабов на тот момент. Посланник Аллаха скончался недавно. Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорит: “Когда скончался Посланник Аллаха, все арабы вероотступили и подняли голову многобожники. Именем Аллаха, мой отец нес ношу, которую если поставить на гору, то она разрушила бы её.

Марат Халлыев

Алекс, а кто говорит о глупости? персы высадились, греки выступили утром, что делать персам? позволить грекам дойти до кораблей пока они отступают? Построились сражение началось, центр прорвали, но проиграли на флангах, и греки с флангов совершили двойной охват. Где глупость ж тут .

Читайте также: