Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами кратко

Обновлено: 04.07.2024

Синонимия в синтаксисе проявляется иначе, чем на других уровнях: если в лексике она основывается на тождестве понятий, то в синтаксисе это явление базируется на близости семантических отношений между компонентами.

Синонимичными могут быть все типы сложного предложения:

· Сложноподч: Работу зачли, потому что я сдал ее вовремя. / Работу зачли, так как я сдал ее вовремя.

· Сложносоч: Я сдал работу вовремя, и ее зачли.

· Бессоюзн: Работу зачли: я сдал ее вовремя. / Я сдал работу вовремя — ее зачли.

Признаки синтаксических синонимов:

· Тождество лексического состава

· Близость основного грамматического значения

· Различные показатели этого тождества.

То есть, синтаксические синонимы — это синтаксические конструкции, характеризующиеся схожестью лексического состава, оттенками смысловых отношений и различными средствами связи.

Но не все предложения могут синонимизироваться. Например, предложение не может быть синонимом, если:

· В главной части — сослагательное наклонение

· В главной части — форма будущего времени и у глагола-сказуемого

· Придаточную часть невозможно заменить прич/дееприч. оборотом

· Не позволяет лексическое наполнение частей

Также иногда невозможно изменить место придаточного предложения, не искажая смысл.

Могут быть синонимами:

· Простые и сложные предложения: следует учитывать параллельные синт. конструкции.

Но! Нельзя заметь сложенное предложение простым, если:

- сказуемые в главной и придаточной частях относятся не к одному предмету

2) союзные и бессоюзные сложные предложения:

- если есть значение следствия/вывода/результата, можно заменить сложноподчиненным с придаточным условия/времени/следствия/уступки/цели/определительным

- бессоюзное со значением причины можно заменить сложноподчиненным с придаточным причины/изъяснительным/определительным

Но! Не все бессоюзные можно заменить:

Сама сплю и слышу: как будто кто-то стучит.

сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

2.Ошибки в построении сложных предложений.

1.Разнотипность частей сложного предложения проявляется в различной форме:

3.Неправильное употребление союзов и союзных слов проявляется в различных случаях:

б)плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов), например: однако тем не менее

д)повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условно-сослагательного наклонения (получаются сочетания чтобы. бы, если бы. бы)

5.Смешение прямой и косвенной речи находит свое выражение в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов), например: Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге.

Синонимия в синтаксисе проявляется иначе, чем на других уровнях: если в лексике она основывается на тождестве понятий, то в синтаксисе это явление базируется на близости семантических отношений между компонентами.

Синонимичными могут быть все типы сложного предложения:

· Сложноподч: Работу зачли, потому что я сдал ее вовремя. / Работу зачли, так как я сдал ее вовремя.

· Сложносоч: Я сдал работу вовремя, и ее зачли.

· Бессоюзн: Работу зачли: я сдал ее вовремя. / Я сдал работу вовремя — ее зачли.

Признаки синтаксических синонимов:

· Тождество лексического состава

· Близость основного грамматического значения

· Различные показатели этого тождества.

То есть, синтаксические синонимы — это синтаксические конструкции, характеризующиеся схожестью лексического состава, оттенками смысловых отношений и различными средствами связи.

Но не все предложения могут синонимизироваться. Например, предложение не может быть синонимом, если:

· В главной части — сослагательное наклонение

· В главной части — форма будущего времени и у глагола-сказуемого

· Придаточную часть невозможно заменить прич/дееприч. оборотом

· Не позволяет лексическое наполнение частей

Также иногда невозможно изменить место придаточного предложения, не искажая смысл.

Могут быть синонимами:

· Простые и сложные предложения: следует учитывать параллельные синт. конструкции.

Но! Нельзя заметь сложенное предложение простым, если:

- сказуемые в главной и придаточной частях относятся не к одному предмету

2) союзные и бессоюзные сложные предложения:

- если есть значение следствия/вывода/результата, можно заменить сложноподчиненным с придаточным условия/времени/следствия/уступки/цели/определительным

- бессоюзное со значением причины можно заменить сложноподчиненным с придаточным причины/изъяснительным/определительным

Но! Не все бессоюзные можно заменить:

Сама сплю и слышу: как будто кто-то стучит.

сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

2.Ошибки в построении сложных предложений.

1.Разнотипность частей сложного предложения проявляется в различной форме:

3.Неправильное употребление союзов и союзных слов проявляется в различных случаях:

б)плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов), например: однако тем не менее

д)повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условно-сослагательного наклонения (получаются сочетания чтобы. бы, если бы. бы)

5.Смешение прямой и косвенной речи находит свое выражение в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов), например: Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге.

Синонимия — область языка, включающая критерии замены слов и конструкций семантически общими, но лексически и грамматически различными единицами.

Главный принцип данной системы — отсутствие полной идентичности между содержанием и формой выражения. Иными словами, одно и то же содержание выражается структурно различными компонентами, позволяющими вносить дополнительные смысловые оттенки в высказывание.

В синонимические отношения вступают не только слова, но и более крупные языковые единицы, например, предложения. Возникает явление синтаксической синонимии.

Что такое синтаксическая синонимия, какие синтаксические конструкции называются синонимичными

Синтаксическая синонимия — это явление возникновения в языке предикативных единиц, тождественных по семантике, сходных грамматически и структурно и способных заменять друг друга в условиях контекста.

Синонимия синтаксических конструкций, по классификации Л.Ю. Максимова, возникает между следующими предикативными единицами:

Синтаксическая синонимия сложных предложений, примеры синтаксических синонимов

Синонимия сложных предложений выражается в тождественности семантики структурно различных предикативных единиц:

  1. Бессоюзных и сложносочиненных:

    • Последовательность действий в БСП заменяется союзными конструкциями с И, ДА, А. Ветер колышет листву, шепчут столетние кроны. — Ветер колышет листву, и шепчут столетние кроны.
    • Антонимия передается использование союзов А, НО. Можно было двигаться дальше —машина сломалась. — Можно было двигаться дальше, но машина сломалась.

  2. БСП и СПП. Все конструкции с отношениями причины, следствия, времени, места, условия, цели тождественны БСП с соответствующими подчинительными союзами. Солнце встанет — разбужу детей. — Когда встанет солнце, разбужу детей.
  3. ССП и СПП. Не все типы сочинительных отношений способны к синонимии. Отношения чередования или выбора (или, либо, то..то..) не тождественны подчинению. При этом уступительные придаточные возможно заменить ССП с А, НО: Хотя надвигался ураган, капитан решил выйти в море. — Надвигался ураган, но капитан решил выйти в море.

Синонимические отношения на уровне синтаксиса проявляются иначе, чем в лексике: лексические синонимы — это разные слова с одинаковым или близким значением. Синтаксическая синонимия предполагает тождественность смысловых отношений между компонентами. Я упорно работал, и мой труд оценили высоко (ССП). Мой труд оценили высоко, потому что я упорно работал (СПП). Я упорно работал — мой труд был оценен высоко (БСП).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Синонимия сложных предложений разных типов

Сложным является предложение, имеющее в своем составе несколько структур простых предложений (предикативных единиц), которые образуют смысловое, структурное и интонационное единство, в речи выступает в качестве одной коммуникативной единицы, несмотря на сложность и объемность своей структуры.

В зависимости от грамматических средств объединения частей все сложные предложения делятся на союзные (части их объединены в единое целое с помощью союзов и союзных слов) и бессоюзные (части их объединены в единое целое без помощи союзов и союзных слов).

Союзные предложения в зависимости от значения союзов, с помощью которых соединяются их части, делятся на сложносочиненные , составные части которых объединяются с помощью сочинительных союзов, и сложноподчиненные , составные части которых объединяются с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

В сложносочиненном предложении (ССП) составные части объединены в одно смысловое и грамматическое целое с помощью сочинительных союзов: Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво (А. Чехов).

Сложноподчиненным предложением (СПП) является сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами: Мышление было бы не нужно, если бы были готовые истины (А. Герцен); Тот остается одиноким, кто ищет друга без недостатков (Посл.). Части таких предложений неравноправны: одна из них (придаточная часть) находится в синтаксической зависимости от другой (главной части).

В бессоюзном сложном предложении , части объединены в одно структурное и смысловое целое без помощи союзов и союзных слов, с помощью интонации и соотношения форм вида и времени глаголов-сказуемых. Например: Зима не даром злится, прошла ее пора – весна в окно стучится и гонит со двора (Ф. Тютчев).

Они отличаются особыми ритмико-интонационными средствами (более длительными паузами, интонацией перечисления, противопоставления, обусловленности, пояснения, присоединения между предикатными частями), например: За окном неслись облака, ярко светило солнце (перечислительная интонация); Все хотели солнца – оно не показывалось (противительная интонация); Умей быть другом – найдешь друга (интонация обусловленности); Было ясно: мы опоздали (интонация пояснения);

Для выражения одной и той же сложной мысли в русском языке существует несколько различных способов. Например: Если назвался груздем, полезай в кузов. – Кто назвался груздем, тот пусть лезет в кузов. – Назвался груздем – полезай в кузов , и т. д. У говорящего, таким образом, появляется возможность выбора того или иного способа выражения мысли в каждой конкретной ситуации. Конструкции, выражающие одинаковое или близкое значение, соотносительные по значению и функции, являются синонимичными (синтаксическими синонимами). Именно синонимы дают возможность выбора различных грамматических средств для выражения одного и того же конкретного содержания высказывания.

Но замена одного типа предложения другим не всегда обязательна. Объем значений у различных конструкций различен, имеются и какие-то оттенки значений – все это порой является препятствием для взаимозамены. В каждой конкретной ситуации мы выбираем одну из синтаксических форм исходя из коммуникативной установки, стилистических особенностей конструкции.

Соотносительными по функции и семантике (синонимичными) могут быть различные типы сложных предложений:

1) сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения: Серебристый туман стоял над рекой, и было тихо вокруг. – Серебристый туман стоял над рекой, было тихо вокруг ;

2) сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, пояснительными, следствия, условия, уступки, цели: Она так посмотрела, что я растерялся. – Она так посмотрела, и я растерялся; Отец позвонил, чтобы никто не волновался. – Отец позвонил, и никто не волновался ;

3) сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения: Чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день. – Обильнее роса – жарче завтрашний день; Он почувствовал, как кто-то подошел сзади.Он почувствовал: кто-то подошел сзади ;

4) сложноподчиненные, сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения: Мы стояли на высоком берегу реки, откудаа видны были широкие лесные дали. – Мы стояли на высоком берегу реки, и оттуда видны были широкие лесные дали. – Мы стояли на высоком берегу реки, оттуда видны были широкие лесные дали (Мы стояли на высоком берегу реки: оттуда видны были широкие лесные дали) .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 9 классе. Систематизация материала о сложносочиненном предложении.

Разработка открытого урока

в 9 классе по русскому языку

учитель Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 15

Рыжикова О.В.

Тема. Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений их текстообразующая роль.

обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях, совершенствуя пунктуационные навыки в предложениях данного типа;

совершенствовать речевую деятельность школьников;

воспитывать любовь к родному языку и гуманное отношение к людям.

Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.

Задача урока: Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.

I. Организационный этап.

Учитель сообщает тему и цель занятия, указывает на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе, так как от познавательной активности школьников зависит качество пунктуационных умений, формируемых на основе знаний о ССП.

II. Этап проверки домашнего задания. Актуализация знаний обучающихся.

Индивидуальное задание

Ученик у доски выполняет следующее задание:

Расставить знаки препинания начертить схему предложения, сделать (устно) его пунктуационный разбор.

Фронтальная беседа….

Какие предложения называются сложносочинёнными?

На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?

Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении?

Проверка индивидуального задания

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

Комментированное письмо в тетрадях:

Безымянная улица, картинная галерея, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнить приказ, пригорать на плите, разыскивать путешественников, принести телеграмму, презрительный взгляд, прескверное настроение, слегка прикоснуться, претворять мечту в жизнь, притворять дверь.

Подводящий к теме диалог и определение темы урока

Оправдано ли повторение союза и в предложении, записанном на доске? Почему?

Как можно избежать повторения? Предложите свои варианты.

Можно ли считать эти предложения синонимичными? Докажите свою точку зрения.

Что такое, на наш взгляд, синтаксические синонимы? Определите тему сегодняшнего урока, его цели.

IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Объяснение учителем

Синтаксические синонимы - это параллельные синтаксические конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению. Русский язык обладает огромным запасом синтаксических синонимов, которые отличаются оттенками в значениях и могут в некоторых случаях заменять друг друга. Синтаксическая синонимия, весьма разветвлённая в современном русском языке, по сути дела охватывает всю синтаксическую картину русского речевого употребления, являясь одной из наиболее важных составляющих с точки зрения важнейших коммуникативных смыслов, которые определяют общение.

У различных синтаксических единиц существуют свои синонимы. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы существуют у сложносочинённых предложениях? Какие гипотезы вы предлагаете?

Чтобы проверить ваши гипотезы, проведём небольшую самостоятельную исследовательскую работу?

Работа в группах

Группа № 1

Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочинённого предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочинённых предложений.

Шиповник раскрывает лепестки, и к солнцу тянутся нежнейшие ростки

Взошло солнце, и всё вокруг засияло

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её осмысленно и красиво

Пришёл бы ты пораньше, и вы бы обо всем договорились

Шиповник раскрывает лепестки, к солнцу тянутся нежнейшие ростки

Когда взошло солнце, всё вокруг засияло

Жизнь даётся один раз, поэтому хочется прожить её осмысленно и красиво

Если бы ты пришёл пораньше, вы бы обо всём договорились

Группа № 2

Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочинённого предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочинённых

Лишь сердце стучит, и песня звучит, и тихо рокочет струна

Брат уделяет много времени физическим упражнениям, и сестра занимается спортом

Мал золотник, да дорог

Река в эту ночь встала, но лёд был ненадёжным

То ли чай сеном пахнет, то ли сеном пахнет мёдом

Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна

Брат уделяет много времени физическим упражнениям, сестра тоже занимается спортом

Мал золотник, но дорог

Река в эту ночь встала, однако лёд был ненадёжным

Не то чай сеном пахнет, не то сено пахнет мёдом

Выступление спикеров групп. Подведение итогов исследовательской работы. Запись выводов.

Синонимы сложносочинённых предложений:

- сложные бессоюзные предложения;

- сложносочинённые предложения с синонимичными союзами.

V. Этап закрепления изученного

Пунктуационный диктант. Работа учащихся у доски.

Определите тип предложений по структуре, постройте схемы, докажите правильность вашего выбора(2 ученика работают у доски поочередно). Расставьте знаки препинания.

Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли! (Н.Рубцов)

После грома воздух стал чище и свежее дышат люди. (А.А.Фет)

Наконец, выпал снег и наступила зима.

В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.

Каковы основные правила постанови знаков препинания в ССП?

Синтаксический разбор предложения (1 ученик работает у доски)

Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат.

- Дополнительное задание: назовите виды орфограмм в корнях слов.

- Найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает предложении. Почему?

- Итак, это ССП. Какие предложения называются сложносочинёнными?

- А как отличить ССП от простого предложения с однородными членами?

1. [ - = o, и о, и о ]. 2.[ ], и [ ].

VI. Этап применения изученного

Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.

Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)

Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин)

Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)

Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

VII. Исследовательская деятельность

- Проанализируйте три текста (по одному на группу). В каждом из них - ССП с одной из групп сочинительных союзов.

- А какие группы сочинительных союзов вы знаете?

Задание. Найти ССП. Определить значение, которое вносят в предложения различные союзы. Выделить грамматическую основу и союзы в ССП. Построить схемы.

Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у неё по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал её, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надёжном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдёшь направо – коня потеряешь, пойдёшь налево…

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Иль в лесу под нож злодею

Попадуся в стороне,

Иль со скуки околею

Где-нибудь в карантине…

Подведение результатов исследовательской деятельности. Теоретические выводы

- К каким результатам пришла каждая группа? Поделитесь своими наблюдениями.

- Обобщим сказанное. Какие значения вносят в ССП различные союзы?

Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.

- Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?

Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.

VIII. Подведение итогов

Вопросы для повторения:

- Когда в ССП ставится тире?

- Когда в ССП ставится запятая?

- А когда не ставится запятая в ССП?

Учитель объявляет оценки за урок и комментирует их.

IХ. Домашнее задание.

Дополнительно задание. Выполнить индивидуальные задания:

Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения

После грома воздух стал чище и свежее дышат люди.

Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения

Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду.

Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения Купец слез с лошади бока, которой высоко вздымались от усталости, и торжественно пообещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня.

Читайте также: