Синдром страхов у детей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Детские страхи – переживания, беспокойство, сопряженные с реальными или выдуманными угрозами, которые проявляются у малышей и детей младшего школьного возраста и сопровождаются эмоциональными и физическими нарушениями. В тяжелых случаях такие состояния становятся навязчивыми, мешают ребенку развиваться и жить полноценно. Диагностикой и подбором правильных методов коррекции детских страхов занимаются неврологи и нейропсихологи при помощи педагогов, родителей; при наличии соматических заболеваний может потребоваться участие педиатра и врачей узких специальностей.

Общие сведения о состоянии

Страх – естественный инстинкт человека, возникающий как ответ на угрозу, возможную опасность. В детском возрасте в силу развитого воображения и эмоциональной нестабильности такие страхи в большинстве случаев надуманны, не имеют под собой реального основания. Тем не менее, такое состояние очень распространено, является угрозой для психики ребенка и требует обязательного вмешательства специалистов. Пущенный на самотек детский страх впоследствии может стать причиной настоящей фобии, которая сохранится в течение всей дальнейшей жизни.

Причины детских страхов

Страх у детей формируется из-за чрезмерной впечатлительности, доверчивости, яркой фантазии, неумения отделять реальность от сказки. По сути он – ответ на внешние обстоятельства, где ведущую роль играют воспитание и взаимоотношения ребенка с членами семьи. Возможных причин возникновения детских страхов много, и каждая из них способна спровоцировать сильное эмоциональное потрясение, которое может обернуться выраженным тревожным расстройством.

В некоторых случаях причиной возникновения страха у детей являются психические расстройства (неврозы, невропатия), и тогда боязнь становится симптомом конкретного заболевания, которое можно и нужно контролировать.

Классификация

Детские страхи

По видам детские страхи классифицируют по самым разным направлениям, начиная от причин возникновения и заканчивая выраженностью симптоматики. В целом все состояния подразделяют на три группы:

  • навязчивые страхи, которые обусловлены реально пережитыми жизненными ситуациями (боязнь животных, высоты, замкнутого пространства, воды);
  • бредовые страхи, когда логическая взаимосвязь между объектом опасения и причиной возникновения боязни нелогична, даже абсурдна;
  • сверхценные страхи, когда точкой отсчета становится любое событие, активизировавшее фантазию ребенка; такое состояние не проходит, боязнь постепенно разрастается, охватывая все мысли и чувства малыша.

У детей наиболее распространены сверхценные виды страха, которые ребенок взращивает в себе, придумывая все новые подробности, наделяя объект боязни удивительными способностями и качествами.

Симптомы детских страхов

Проявления патологической боязни напрямую зависят от возраста ребенка. В период новорожденности это состояние характеризуется инстинктивными вздрагиваниями, вскидыванием рук над головой, громким плачем, беспокойством. По мере развития малыш начинает узнавать маму, запоминает ее запах, голос, и, когда мама надолго уходит, начинает переживать, плакать, таким образом выражая свои эмоции.

Ближе к году может появиться страх перед незнакомыми людьми, большими объектами, которые издают громкие звуки или быстро приближаются. Все это отражается в беспокойном, плаксивом поведении, а при резком испуге оборачивается внезапным громким плачем, попыткой отвернуться от источника негатива.

В более осознанном возрасте симптомами страха у детей могут послужить:

  • категорическое нежелание малыша оставаться в комнате одному;
  • необходимость все время проводить рядом с мамой/папой/бабушкой в любой момент дня и ночи;
  • закрывание лица или зажмуривание глаз при прохождении определенного места в квартире или доме;
  • ночные кошмары, переходящие в длительный плач наяву;
  • жалобы ребенка на его преследование сказочными персонажами, героями из мультиков или фильмов;
  • внезапные вскрики и плач при резком изменении освещения, громком звуке, появлении в поле зрения незнакомого человека.

Чем старше становится ребенок, тем больше возможностей у страха. Взрослея, дети получают знания и опыт, которые могут находить отражение в эмоциональном состоянии. Например, в случае внезапной смерти кого-то из родственников, аналогичного сюжета в фильме ребенок начинает патологически переживать за собственную безопасность, жизнь и здоровье родителей, или, получив нагоняй за двойку, школьник боится возвращаться домой. Ребенок начинает искать доступные ему выходы из неприятной ситуации, старается избежать неотвратимой беды, что в результате становится причиной реальных физических проблем: головной боли, потери аппетита, нарушения сна, запоров.

Детские страхи – не просто временное явление, которое малыши перерастают. На почве постоянных переживаний могут развиться психические заболевания, с которым бороться гораздо сложнее: неврозы навязчивых состояний и депрессий. Подростки, страдавшие в младшем возрасте от какого-либо страха, становятся мнительными, неуверенными в себе, боятся заводить новые отношения, испытывают трудности в общении, учебе и социализации.

Диагностика

Основной способ определить наличие, причину и уровень страха – беседа ребенка со специалистом. С помощью психотерапевтических методик и опросников врач может выявить изначальный источник переживаний, оценить текущее эмоциональное состояние малыша. Немалую диагностическую ценность в этом отношении имеют так называемые проективные методики, когда психолог просит детей нарисовать или иным творческим способом выразить свой страх.

В случае реальных психических нарушений проводится стандартный комплекс обследования, включающий лабораторные анализы, ЭЭГ, МРТ головного мозга, консультации невролога, педиатра и других узких специалистов.

Лечение детских страхов

Лечение детских страхов

Основная задача терапии – создать для ребенка благоприятную обстановку дома, которая будет олицетворять спокойствие, уверенность. Очень важна эмоциональная поддержка родителей: так малыш будет чувствовать, что он не остается со своей проблемой один на один, у него есть защита.

Основными методами коррекции детских страхов являются:

  • психотерапия, включающая индивидуальные беседы с психологом, в ходе которых дети обсуждают свои эмоции и переживания, учатся выражать и преодолевать боязнь, а также проективные техники;
  • медикаментозная поддержка, направленная на снижение тревожности, нормализацию сна, стабилизацию эмоционального фона малыша;
  • семейная психотерапия, в ходе которой врач помогает родителям найти нужный подход к ребенку, подобрать разумные методики воспитания и восстановить доверительные отношения между детьми и взрослыми.

Очень важно, чтобы родители относились к детским страхам со всей серьезностью, не отмахивались от малышей, которые жалуются, по мнению взрослых, на ерунду.

Профилактика

Родители и члены семьи – самые важные люди в жизни ребенка, именно они отвечают за атмосферу в доме, взаимоотношения между взрослыми и детьми, общую здоровую обстановку.

Для того, чтобы снизить вероятность возникновения страхов у малышей, желательно:

  • не показывать маленьким детям фильмы со сценами насилия, убийства, преследования людей фантастическими созданиями;
  • читать книги и сказки, соответствующие возрасту и развитию;
  • дозировать игры на компьютере, планшете или телефоне;
  • не усердствовать с гиперопекой;
  • не запугивать детей выдуманными объектами и, тем более, реальными людьми (врачами, сотрудниками полиции, службы МЧС, учителями, соседями, незнакомцами);
  • не проявлять агрессию по отношению к малышам.

В большинстве случаев при своевременном реагировании и адекватной родительской помощи страхи родом из детства там и остаются, превращаясь лишь в не слишком приятные воспоминания в более старшем возрасте.

Врачи:


Детская клиника м.Войковская (Клары Цеткин)

Синдромы страхов детей и подростков - определение, классификация

Классификация синдромов страха по МКБ-10

Разделение на эти три уровня имеет большое значение как для диагностики, так и для терапии. Различные диагностические критерии постоянно используются с учетом этих трех уровней. Существуют также методы лечения состояний страха, охватывающие все три уровня.

Для клинициста это разделение уровней очень важно в тех случаях, когда состояние страха носит патологический характер и когда его еще можно отнести к физиологическим отклонениям. Такое разделение не всегда абсолютно однозначно, однако есть критерии, которые в известной степени могут считаться надежными. О патологическом страхе можно говорить при наличии следующих проявлений (Marks, Remschmidt):
1) чрезмерная интенсивность страха (количественный аспект);
2) необычное содержание страхов и необычность объектов, вызывающих эти состояния (качественный аспект);
3) несоразмерность реакции страха с ситуацией, в которой он возникает;
4) хронификация реакции страха;
5) отсутствие у индивида возможностей для ослабления или преодоления страха;
6) существенный ущерб, наносимый состоянием страха, качеству жизни, обычному для данного возраста.

Важным для понимания феноменом является типичная возрастная динамика страха в процессе развития индивида. В соответствии с изменением потенциальных опасностей в детском и подростковом возрасте изменяются и объекты страха. В то время как у детей младшего возраста (до 8 лет) преобладают страхи, связанные с воображением (например, страх перед ведьмами, чертями, привидениями), и некоторые реальные страхи, с началом пубертатного периода на первый план выступает страх перед авторитарными личностями, социальными ситуациями и ситуациями, связанными с высокими требованиями (Remschmidt).

Далее следует отметить высокую корреляцию между страхами родителей и их детей, а также определенные стили взаимоотношений в семье (например, гиперпротекция, симбиотические отношения между матерью и ребенком), способствующие возникновению выраженных состояний страха.

Классификация страха

У детей и подростков, так же как и у взрослых, страхам больше подвержены лица женского пола; эти половые различия становятся более отчетливыми с наступлением пубертатного возраста.

Что касается начала заболевания, то многие моносимптомные (специфические) фобии возникают уже в детском возрасте (особенно страх перед животными), тогда как социальные фобии чаще всего начинаются в пубертатном периоде и в раннем подростковом возрасте. Это связано и со специфическими возрастными изменениями в содержании страхов, которое с началом пубертатного периода резко изменяется в направлении социальных ситуаций.

В дальнейшем мы будем различать четыре группы синдромов страха, которые выделяются и в современных классификационных схемах. Это следующие группы:
1) страх разлуки и школьная фобия;
2) фобические синдромы;
3) панические атаки и агорафобия;
4) генерализованное тревожное расстройство (синдром страха, ранний невроз страха).

Мы подробнее остановимся на первой из этих групп ввиду ее важности для понимания интерактивных процессов в семьях.

Патогенез страха - замкнутый круг

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "Психология"

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Детские страхи

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Детские страхи

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов.Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

"Все дети чего-то боятся, не нужно обращать на это внимание!". Встречали такое мнение у родителей?! Действительно, при благоприятных условиях детские страхи со временем могут бесследно исчезнуть. Но что делать, если они стали постоянным явлением? Как правильно реагировать родителям: наказывать ребенка, игнорировать проблему, срочно обращаться к специалистам? Как бороться с детскими страхами и нужно ли это делать? Давайте подробно разберемся в данной проблеме.

Ребенок появился на свет, начал расти и развиваться. Он активно играет с игрушками, каждый день открывает для себя новые предметы. Взрослые знают, что далеко не все вещи бывают безопасными для игры и стараются оградить от них юного исследователя. Помните выражение: "Спички детям не игрушка!". Но, к сожалению, не всегда родители могут уследить за своим любознательным чадом. И здесь ребенку должно помочь чувство страха – оно ограждает от опасности, учит быть осторожным.

Детские страхи

Малыш, который растет и развивается в эмоционально и психологически благоприятной атмосфере, спокойно преодолевает боязнь перед новыми "дорогами". У него потребность в новизне и познании мира намного сильнее, чем ощущение безопасности.

Конкретные страхи возникают в определенном возрасте и чаще всего встречаются у детей эмоционально ранимых, тревожных, с хорошо развитым воображением. Как правило, они возникают в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. По статистике их "расцвет" приходится на возраст 5-6 лет и, по сравнению с мальчиками, девочки испытывают это чувство чаще.

Детские страхи: причины

  • частые простудные, вирусные и инфекционные заболевания, снижающие иммунитет;
  • врожденная тревожность у ребенка, повышенная тревожность у родителей, чрезмерная опека, запугивание (придет "Барабашка и тебя заберет");
  • неблагополучная или неполная семья, родители мало уделяют внимания ребенку, замена родителей няней;
  • отсутствие среды для общения со сверстниками;
  • чрезмерные ожидания от ребенка (большая интеллектуальная, физическая, эмоциональная нагрузка).

По мнению известного психолога А.И. Захарова, направленность такого рода проблем зачастую зависит от методов воспитания, которые используют родители:

1. Страх одиночества, темноты.

Чрезмерное беспокойство и опека родителей. Склонность "подгонять" ребенка – "быстрее давай, тебя все ждут", "хватит копаться".

2. Боязнь отвечать у доски и на вопросы учителей.

Родительский гиперконтроль, наказание за малейшую провинность, негативная оценка ребенка и его поведения ("ничего у тебя не получается", "лентяй и бестолочь" и т.д.).

3. Боязнь замкнутого пространства.

Чрезмерная дисциплина в семье, физическое и психологическое давление, строгие моральные принципы.

4. Страх опоздания.

Повышенная тревожность у членов семьи, склонность к паническим реакциям.

5. Боязнь врачей, болезненных ощущений, животных.

6. Страх глубины и высоты.

Отсутствие веры в возможности ребенка. Внушение деструктивных установок: "у тебя ничего не выйдет", "ты такой еще маленький и слабенький".

7. Боязнь открытого пространства.

Бескомпромиссный стиль воспитания - есть только одно правильное мнение и оно мое!

Детские страхи

Алина, 5 лет. Мама обратилась за помощью к психологу в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ с жалобой на плохой сон у ребенка, снижение аппетита Девочка боялась привидений, говорила, что они влезут в окно и ее заберут. До этого были на приеме у невролога, который прописал детский тенотен, магний B6, рекомендовал ограничить просмотр телевизора, игры на компьютере и планшете.

Психолог предложила ребенку нарисовать привидение. На первом сеансе Алина отказалась разорвать рисунок. Психолог предложила ограничить активность привидения и посадить его в клетку, что Алина и сделала. На втором сеансе девочка уже захотела подружиться с привидением и "подарила" ему подарок. На третьей встрече Алина рассказала психологу, что ждет, когда необычное существо придет к ней в гости, потому что "оно хорошее и доброе".

Костя, 5,5 лет. Боялся оставаться в детском саду, думал, что мама его не заберет. Психолог провела беседу с мамой, подсказала, что она должна выполнять свои обещания и приходить за ребенком в конкретное время. Психолог показала ребенку, что когда маленькая стрелка на часах будет на цифре 5, а большая на 12, то мама придет и заберет его из садика. Ребенку была предложена песочная терапия с проигрыванием ситуации в детском саду.

Детские страхи. Как отличить норму от патологии?

Отличительной чертой детских страхов является их способность исчезать в тот момент, когда ребенок адаптировался к новой реальности, стал более уверенным и самостоятельным. При этом у него крепкий сон, хороший аппетит, развитие соответствует норме. В этом случае "бывшие" проблемы не наложат отпечаток на дальнейшее формирование личности. Что было, то прошло.

Но бывает и по-другому – детский страх является одним из самых ранних признаков психического заболевания. И здесь важно вовремя отличить норму от патологии, оказать своевременную помощь. Чем раньше будет обращение к специалисту (психологу, психиатру), тем выше вероятность благоприятного исхода.

При неврозе:

  • прослеживается связь между травматическим событием и страхом. К примеру, малыш "застрял" в лифте и после этого отказывается на нем ездить;
  • уговоры взрослых не помогают;
  • меняется поведение, физическое и психическое здоровье ребенка. Например, появились навязчивости – малыш крутит волосы, сосет большой палец и т.д., стал робким, стеснительным.

При шизофрении:

  • страх носит немотивированный характер, со временем не исчезает, а трансформируется, изменяется, носит "странный", необъяснимый характер. Например, малыш может бояться элементарных бытовых предметов – ложки, цветов или несуществующих зверей;
  • присутствуют ночные кошмары, возможны галлюцинации.

При эпилепсии:

Как правило, при эпилепсии страх возникает неожиданно и в ночное время суток. У ребенка может быть помраченное сознания, движения хаотичны, а высказывания бессвязанные. Такие приступы повторяются с определенным временным интервалом и частотой.

Детские страхи: коррекция и лечение

1. При патологическом характере следует обратиться к специалисту – врачу-психиатру, психотерапевту.

2. Взрослым стоит задуматься над стилем воспитания своего чада и при необходимости посоветоваться с психологом.

3. Желательно организовать позитивную, развивающую, творческую среду для общения со сверстниками.


Детские страхи выражаются в переживаниях, беспокойстве, тревоге. Сопровождаются физическими проявлениями: сердцебиение, сбои в дыхании, судороги в мышцах.

В поведении выражается в попытках уйти от потенциальной опасности (ситуации), повышенной привязанностью к родителям, страх одиночества, темноты.

Возникновение.

Можно подразделить на собственно страхи, фобии, беспокойство, тревожность.

Критическая ситуация может возникнуть один раз и не повторяться, а страхи останутся.

Зависит от возраста ребенка.

Младенец – не понимает причинно-следственную связь, восприятие мира полностью слито с родителями, в большинстве случаев с матерью.

Тревожный тон, мимика, взгляд матери или другого близкого взрослого, возбуждает тревогу у младенца.

Причины страхов.

1. Испуг – основная причина страхов. Предпосылки испуга:

- укусы животных или насекомых

- похороны или другие подобные события

Если общая атмосфера в семье спокойная, уверенная, благожелательная, испуг часто переживается кратковременно и не оставляет следов в психике.

Если в семье имеют место ссоры, особенно громкие, неблагожелательная, тревожная, нервная атмосфера отношений между взрослыми, детский страх может зафиксироваться надолго в памяти.

2. Слишком развитое воображение ребенка. Ночью видит чудовищ, монстров и злодеев, сильно воздействуют мультфильмы, просмотр телепередач, даже чтение книг нужно фильтровать.

3. Семейные ссоры, громкие скандалы, битье посуды (не говоря уж о битье друг друга), нецензурные выражения, ребенок становится нервным, пугливым и капризным.

4. Проблемы в отношениях со сверстниками, учителями, воспитателями, другими окружающими – ребенок замыкается в себе, становится скованным и пугливым.

5. Неврозы. Возникают как накопление страхов, которые не решаются и не находят выхода.

Усугубляются детские страхи по причинам:

1. Родственники ребенка сами очень тревожные, видят все в негативном счете, постоянно ждут неприятностей и катастроф.

2. Родители фокусируют внимание на страхах ребенка, постоянно напоминают о них с насмешкой, обесценивают, пытаются бороться своими методами (выключают свет – спать при свете неправильно).

3. Источник страхов постоянно присутствует рядом. Нужно выяснить причину и убрать ее.

4. Властное и авторитарное, доминирующее воспитание. Система наказаний, без попыток понять ребенка и принять его страх с уважением.

5. Эмоционально холодные родственники. Проявление эмоций не приветствуется, подавляется, нет эмоционального контакта в семье.

7. Отсутствие друзей. Нужно выяснить причину, помочь ребенку разобраться с этой проблемой.

8. Гипер опека как стиль воспитания. Излишнее внимание, но не эмоциональный контакт, так же развивает определенные страхи несамостоятельности, неумения решать жизненные задачи.

9. Семья, где отсутствует отец, фигура защитника отсутствует, мать часто не может заменить в полном объеме функции мужчины, общее ощущение небезопасности и незащищенности перед миром.

Виды синдромов детских страхов.

1. Ночные страхи. Сны-кошмары, могут сопровождаться непроизвольными действиями (разговорами во сне, лунатизмом, судорогами, энурезом). После пробуждения ищет родителей, утром ничего не помнит.

2. Необоснованные переживания. Самый распространенный страх. Боязнь темноты, одиночества, монстров.

3. Навязчивые страхи. Фобии открытого или замкнутого пространства, высоты, самолета и другие.

4. Бредовые переживания. Объекты обычно игрушки, вещи, телефон…

Как проявляются страхи.

Младенец выражает истерическим криком.

- Ходят везде за мамой и папой

- В кроватке прячутся, накрываясь одеялом с головой

- Много плачут без причины или проявляют агрессию

- Рисуют картинки в черных тонах, изображают чудовищ

- Боятся изображения объекта страха

- Нестандартное поведение (грызут ногти, сосут пальцы, одежду, перебирают пуговицы, теребят элементы одежды)

Способы побороть страх.

Разговаривать о причинах страха всегда.

Если тема выявлена, придумывать рассказ, сказку на эту тему, там где сюжет становится негативным, переделывать на позитивный, делать ребенка главным героем сказки, где он все может, добавить фигуру защитника (бетмэн…) который всегда спасет в трудную минуту.

Психология детских страхов по возрастам.

2-3 года.

В этом возрасте страхи ребенка аналогичны маминым стрессам.

Ребенок боится ухода родителей, самостоятельно засыпать в кроватке, резких звуков, незнакомых людей, падений.

Некоторые страхи являются прямой проекцией взрослых.

Плюс может быть испуг или ревность при рождении младшего ребенка.

Не стоит выяснять отношения между собой при ребенке, считая что он ничего не понимает. Ребенок просто чувствует напряжение взрослых, реагирует плачем, особенно при грудном вскармливании следует устранить все стрессы для матери. Переживания передаются буквально с молоком матери.

При рождении второго ребенка максимально переключать внимание старшего ребенка на младшего, разрешать и поощрять внимание и заботу. Максимально быть в контакте со старшим, чтобы он не почувствовал внезапное охлаждение к нему.

Сказки на ночь подбирать без страшилок.

3-5 лет.

Максимальная чувствительность, эмоциональность и ранимость ребенка в этом возрасте. Появляются в жизни другие взрослые и сверстники. Активно развивается воображение. Часто бывает раздражение, агрессия, перепады настроения, обидчивость. Прообраз подросткового возраста. Часто усиливается требование к родителям быть все время рядом.

Самый сильный подсознательный страх – что его разлюбят. Очень часто страх одиночества, фобии закрытого пространства, наказания (даже если никогда не наказывают).

Нужно уделять как можно больше внимания, открытое проявление любви к ребенку и окружающим взрослым в семье, телесные контакты, обнимашки-целовашки – максимально важно. Никогда не говорить – мы тебя не будем любить, если… в ответ на плохое поведение, условная любовь.

Эти травмы закладываются надолго.

Развивается мнительность, тревожность, люди делятся на плохих и хороших, недоброжелательных к ребенку и добрых.

5-7 лет.

Страхи своей или родительской смерти.

Кошмарные сны (ночные истерики)

Страх перед уколами, укусами, высотой, темнотой

Страх перед наказанием

Страхи потустороннего, призраков,

Страх разлуки, потерь домашних животных

Мальчикам важен пример мужественного отца, начинается формирование мужских качеств.

Девочки пугаются слишком строго отца, повышения голоса, взгляда, страх скандалов.

Разговоры как со взрослым, убеждения и доказательства, описания безопасности, помощь в выработке методов спасения, безопасного поведения.

Главное, спокойный разговор, не травмировать криками и угрозами, разговор ровный и спокойный.

Читать добрые сказки, оберегать от стрессов.

7-11 лет.

Ребенок социализируется и уже менее эгоистичен, начинает понимать, что отношения идут с двух сторон и его участие очень важно.

Развивается ответственность, чувство долга, дисциплинированность.

Детские страхи остаются по прежнему

Переживания за родителей

Страх нападений чужих людей, пожаров и наводнений

Страх плохих отметок и наказаний

Фобии становятся более конкретными, но уменьшаются, так как школа забирает много сил и внимания.

Развивается чувство вины, если ребенок отличается от других.

Воспитание уверенности в себе.

Чутко прислушивайтесь к словам, всегда проясняйте до конца ситуацию, выясняйте чувства, мысли, разбирайте как можно было сделать по другому.

Друзей обсуждайте осторожно, не запрещайте общение и не настаивайте на общении.

Ребенок должен четко понимать, что его ждут дома всегда и в любом настроении и с любыми отметками.

Что его любят независимо от его поступков.

Как можно больше хвалить за все, даже самое незначительное.

Не ругать – а разбирать ситуацию с прояснением обстоятельств и результатов.

Повышать самооценку, направлять внимание на его хорошие качества и поступки всегда. Девочек убеждать в своей привлекательности, мальчиков в мужественности.

Не реагировать на агрессию ответной агрессией.

Поведение подростка отражает поведение родителей в любом случае.

Синдром страха школьника.

Это отдельная категория страхов.

Может появиться с началом школы, переживается как страх разлуки с родителями, проще детям, которые уже были в детском саду.

Другие причины – родители сами негативно относятся к школе, слишком серьезно относятся к школе и домашним заданиям, слишком требовательны, требуют только хороших отметок, подчинению учителям, всегда на стороне учителей без разбора ситуации.

Лечение.

Создание уютной домашней обстановки, выявление причин детских страхов, выяснение особенностей отношений внутри семьи.

Сказкотерапия, рисование, песочная терапия, гипнотерапия

Натуральные препараты седативного действия.

Родителям надо пересматривать свое поведение, отношения в семье, отношения с ребенком, стиль воспитания, больше разговаривать с ребенком, уделять ему внимание, проводить время вместе, учиться переключать внимание ребенка, подобрать ребенку вид спорта, хобби.

Читайте также: