Синдиасмическая или парная семья кратко

Обновлено: 07.07.2024

Данное понятие было введено известным советским этнографом А. И. Першицом в 1970-х годах. На Западе теория Першица не получила широкой поддержки поскольку была основана на марксистской философии. Под ним обычно понимается синкретизм социальных норм, т.е. нерасчлененное единство религиозных, моральных, правовых и т.п. норм.

Понятие - Мононормы
Ваша точка зрения. Я согласен с Першицом и полностью поддерживаю его теорию. Т.к. Мононормы - обеспечивали систему самоуправления,к примеру они были направлены на регулирование брачно - семейных отношений т. к. у первобытных были полигамные отношения и мононормы существовали в виде табу и табу распространялось на брачные связи родителей и детей и отношения стали кровнородственным, затем появилось табу на отношения между братьями и сестрами и вот мужчины из одного рода стали брать женщин из другого рода

Задание №4

Укажите общие и особенные черты потестарной и государственной власти, разграничьте данные понятия.

Общее: Особенное:
Общественный характер (За интересы всего общества) Гос. Власть собирала налоги
Народные собрания и советы старейшин, сохраняется выборность должностных лиц. В вождестве возможно несогласие с действиями и решениями вождя.
В вождестве сильнее развита внутренняя структура власти и становится отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую.

Задание №5

Приведите примеры факторов имеющих воздействие на возникновение государства.

Глобальные изменения климата, похолодание, оледенение, наводнения, наступление пустыни и т.д., повлекшие движения материков, исчезновение одних частей суши и появление других вынуждало людей изменить образ жизни, перейти от собирательства, рыболовства, охоты к производящей

Задание №6.

Дайте сравнительную характеристику военной демократии и вождеству.

Общее: Особенное:
Военная демократия вождество
ведение войны стало главной функцией общественной жизни. Народ не отстраняется от непосредственного управления. Вождь, опираясь на зачаточные органы власти, организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. Народ отстраняется от непосредственного управления.
. Старейшина руководил повседневной жизнью рода, рассматривал споры между сородичами и представлял их интересы в общественном производстве. Горизонтальная политическая структура: три не подчиненных друг другу органа управления – предводитель, совет старейшин, народное собрание. Отчетливо просматривается иерархия поселений, централизация. Ярче выражается стратификация общества
Закладываются основы территориальной организации общества. Внутренняя структура власти слабо развита. Сильнее развита внутренняя структура власти и становится отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую.
Возможно несогласие с решениями и действиями вождя Тенденция к сакрализации персоны верховного правителя.

Задание №7

Нам представлены следующие формы семьи :

I. Кровнородственная семья.

Глава 26. Социология семьи и брака

. – более конкретно распространенность в мире основных типов семьи и брака. Табл.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА ФОРМА СЕМЬИ: НУКЛЕАРНАЯ РАСШИРЕННАЯ ФОРМА БРАКА: Моногамия Моногамия, Полигиния, Полиандрия ТИП ВЛАСТИ: Эгалитаризм ( . в социологии терминах. Раскроем для начала эти термины. Семья (family) – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и .

II. Пуналуальная семья.

III. Синдиасмическая или парная семья.

IV. Патриархальная семья.

V. Моногамная семья.

Три из этих формы Морган считает основными, а именно первую, вторую и пятую, так как каждая из них создала свою систему родства, по которой исследователь и определил, эти формы. Две другие формы – синдиасмическая и патриархальная – считаются промежуточными. Не следует, наверное, думать, что в ходе истории переход от одной формы к другой был чётко выражен, напротив, семья эвалюционизировала незаметными градациями. Морган ставит цель: доказать последовательность указанных форм и установить, что в своей совокупности они представляют собою развитие идеи семьи.

Далее Морган анализирует три системы родства, чтобы выяснить возникновение различных форм семьи и брака. Таким образом, мы находим один из главных методов Моргана: анализ систем родства и восстановление по ним форм семьи и брака. В этом заключается отличие методов исследования от других учёных, которые занимались этой проблемой. Морган вводит системы родства как вспомогательный элемент при доказательстве своих гипотез. Однако всякая система родства, замечает автор, кажется сложной и запутанной, пока с ней не освоишься. Мы постараемся коротко рассмотреть каждый тип системы родства.

Малайская система родства

По этой системе все кровные родственники, близкие и отдалённые, находятся в одном из следующих отношений родства: родители, дети, деды, внуки, братья и сестры. Эта система возникла вместе с первой формой семьи – кровнородственной – и представляет собой важнейшее доказательство её древнего существования, так считает Льюис Морган.

Туранская система родства.

Эта система возникает тогда, когда начинает господствовать пуналуальная семья и появляется родовая организация. Морган считает, что эта система могла возникнуть только тогда, когда на предыдущую систему родства, малайскую, повлияла родовая организация. А именно видоизменения произошли вследствие того, что стали ограничиваться брачные отношения между братьями и сёстрами, родными и коллатеральными. Морган отмечает, что эта система удивительна своей тщательностью, которая отозвалась потом в следующей системе – арийской.

Арийская система родства.

Эта система выражает виды родства моногамной семьи. Она не была основана на туранской системе, как эта последняя – на малайской, но она сменила у цивилизованных наций прежнюю систему, что доказывается Морганом иным путём. Туранская система была остановлена, а на её место был введён описательный способ – своеобразный переход от одной системы родства к другой. Далее потребовалось такое великое учреждение, как родовая организация, чтобы изменить малайскую систему в туранскую, и столь влиятельное учреждение, как собственность с её правами владения и наследования вместе с созданной ею моногамной семьёй, чтобы устранить туранскую систему и сменить её арийской.

После небольшой характеристики каждой системы родства целесообразно перейти к тезисам, которые были отмечены в работе Моргана.

Необходимо указать на длительность периода, в течение которого происходила эволюция форм семьи и систем родства. Естественно формы семьи развиваются быстрее, чем системы родства, которые лишь затем фиксируют семейные отношения. Эти системы развивались с прогрессом общества из низшего состояния в высшее, и переход от одной к другой системе характеризовался возникновением учреждения, глубоко влиявшего на структуру общества. Три такие системы, следовавшие одна за другой, представляют всё развитие семьи от кровнородственной до моногамной. Уже в самом начальном состоянии древнего общества должно было существовать представление о родственных отношениях, и для их обозначения могли быть изобретены соответствующие термины, постоянное применение которых к лицам, составлявшим таким образом группу родственников, привело к образованию системы родства. Понятно, что форма этой системы зависела от формы брака. Исследователь эти системы сводит, в конечном счете, к двум в основе своей различным формам: одной – классификационной, другой – описательной. Таким образом, к классификационной форме относятся малайская и туранская системы родства, а к описательной – арийская система родства.

Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи

. 2007 г. Работа состоит из введения, основной части и заключения. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи Семейно-брачным отношениям посвящено множество исследований. Н.Я.Соловьева . способствует формированию крепких экономических связей между ними Васючкова Е.С. Мотивация вступления в брак// Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, .

Морган отмечает, что граница распространения обеих основных форм, классификационной и описательной, почти совпадает с демаркационной линией между варварскими и цивилизованными нациями, это исходит из закона прогресса. Принятие, изменение или смена систем родства не происходили произвольно. Их возникновение связано с органическими движениями общества, вызывавшими глубокие изменения в его состоянии. Раз данная форма вошла во всеобщее употребление, её номенклатура изобретена и её метод установлен, изменение в ней, по самой природе вещей, может произойти только очень медленно. Эта тенденция постоянства увеличивалась ещё тем, что системы родства существовали скорее по обычаю, чем на основе законодательного акта, скорее как естественные образования, чем искусственные создания; поэтому движущая система должна быть столь же универсальна, как и данный обычай. Элемент стойкости придаёт достоверность выводам, сделанным Льюисом Морганом.

Таким образом, мы точно попытались воспроизвести значение систем родства, которое придавал исследователь, строя свою теорию. Если интерпретировать полученные выводы, то можно представить, что Морган решал уравнение, в котором системы родства были коэффициентами, а неизвестными при них можно считать формы семьи и брака.

Следующей задачей будет рассмотрение непосредственно форм семьи, которые представляет нам Морган.

Кровнородственная семья.

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

. вырабатывать собственные принципы, ценности и ориентиры [Пути решения проблемы . , 2002]. Профессиональные семьи, не так давно появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании . Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, показало, что комплекс имеющихся у них нарушений близок к тем, что .

Занятие форма организации обучения детей старшего дошкольного возраста

Пуналуальная семья.

Переход к пуналуальной семье, как считает Морган, был вызван постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений. Главный фактор, который толкнул происхождение новой формы семьи, это родовая организация. На основе исследований Льюис Морган делает вывод, что во всех человеческих племенах, обладавших родовой организацией, в прошлом господствовала классовая организация. Учёный смог найти зачаток рода в австралийских классах и в гавайских группах. В австралийских классах было замечено два основных правила рода, а именно: запрещение брака между братьями и сёстрами и счёт происхождения по женской линии. Рассматривая ниже гавайские семьи, также найдётся зачаток рода.

Далее автор исследуемой мною работы рассматривает каждое учреждение (пуналуальную семью, родовую организацию и туранскую систему родства) в отдельности, что кажется мне не нужным в моей работе. Однако я считаю необходимым привести некоторые тезисы из данных Морганом доказательств.

Утвердившись в мысли, что первобытное общество в своей основе было родовым, Морган резко противопоставил его обществу политическому (классовому).

Обозначенные сообщества представляют собой два качественно отличных друг от друга типа социальной организации. Родовые объединения, где бы они ни были географически расположены, оказываются идентичными по структуре и принципам действия, вместе с тем они трансформируются от низших к высшим формам в соответствии с последовательным развитием людей. Род – это совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом и связанных узами крови. Его характеризуют коллективная собственность на землю и другие средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенство всех членов племени.

Туранскую систему родства Морган подробно рассматривает, опять-таки, потому, что это доказывает существование пуналуальной формы семьи, как господствовавшей в период средней ступени дикости. Морган объясняет тех видов родства туранской системы, которые отличаются от малайской, на основе пуналуального брака и родовой организации.

Далее мне бы хотелось сделать вывод словами, которые Морган приводит, когда полностью исследовал две основные формы семьи.

Взаимодействие школы и семьи как основа организации патриотического .

. ребёнка. Проблема исследования: педагогические условия организации патриотического воспитания младших школьников во взаимодействии школы и семьи. Объект исследования: процесс патриотического воспитания . условиях. Предмет исследования: педагогические условия организации патриотического воспитания младших школьников на основе взаимодействия школы и семьи. Цель исследования: выявление, обоснование .

Синдиасмическая и патриархальная семьи

Морган рассматривает две эти формы семьи вместе, наверное, потому что считает их промежуточными при переходе к моногамии. Важно то, что Морган не отнёс к этим формам ни одну систему родства, видимо, он считает, что при существовании синдиасмической и патриархальной семьи (низшая и средняя ступень варварства до появления моногамии на высшей ступени) господствовала туранская система родства.

Место больших групп, связанных брачными отношениями, заняли брачные пары, представляющие собой ясно выраженные, хотя лишь частично индивидуализировавшиеся семьи. В этой семье можно признать зародыш моногамной семьи, однако в ряде существенных отношений парная семья стояла ниже моногамной. Морган отмечает, что синдиасмическая семья была достаточно слабой организацией, так как в одиночестве она не могла преодолеть тягости жизни. Обыкновенно несколько таких семей жили в одном доме, образуя коллективное домохозяйство, в котором господствовало начало коммунизма домашней жизни. Данная форма брака была столь же своеобразна, как и семья. Мужчины не выбирали жён, брак основывался не на чувстве, а на удобстве и необходимости. Устраивать браки своих детей было фактически предоставлено матерям, и о браках обыкновенно договаривались без ведома вступающих в брак, не спрашивая их согласия. Обычай бракосочетания придавал браку характер покупки. Продолжительность брака зависела от желания сторон, но потом общество стало противиться разводам. Другой чертой брачных отношений Морган называет то, что от женщин стали требовать верности под угрозой жестокого наказания, которому её мог подвергнуть муж, не беря на себя того же обязательства. Привилегия была провозглашена привилегией мужчин, однако она ограничивалась отсутствием средств для того, чтобы ею пользоваться.

Семья как фактор развития ребенка

. двух глав, заключения, литературы. Глава 1. Типология современной семьи. Характеристика современной семьи. Семья-это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными . человеческого рода. Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка .

Таким образом, семья начала постепенно индивидуализироваться, и далее Морган начал её называть патриархальной семьёй. Следует указать её специфические особенности, которые объясняют, по-моему, её предназначение. Эта семья представляла собой организацию известного числа свободных и несвободных людей под властью отца в целях обработки земли и охраны стад домашних животных. Рабы и слуги вместе со своими жёнами и детьми и с патриархом как их главой составляли одну патриархальную семью. В пример Морган ставит римскую семью с отцовской властью (patria potestas) и древнюю семью греческих племён. Автор акцентирует внимание на том, что в таких семьях полигамия имела второстепенный характер, в первую очередь необходима была коллективная рабочая сила, чтобы люди могли себя прокормить.

Надо сказать, что этот исследователь не уделяет большого внимания данной форме семьи, как это делают другие, я считаю это потому, что Морган не придаёт этой форме большего значения, вследствие того, что патриархальная семья, собственно как и синдиасмическая, носит переходный характер и всё более и более напоминает ему моногамию с первичными признаками её существования. Кроме того, патриархальная семья также не создала свою собственную систему родства, а лишь видоизменила, насколько это возможно, туранскую систему родства, которая постепенно приходила в упадок.

Моногамная семья.

Л. Морган один из тех исследователей, который считал, что данная форма семьи, сравнительно недавнего происхождения, вовсе не является единственной, основной, то есть той, с которой начало существовать общество. Исходя из положения, что моногамная семья была единицей организации социальной системы, многие учёные считали род соединением семей, племя – соединением родов и нацию – соединением племён. Здесь мы находим несоответствие в определении рода, следовательно, и различные теории. Вот как это выглядит у Моргана: род входит целиком во фратрию, фратрия в племя, а племя в нацию; напротив, семья не могла целиком входить в род, потому что муж и жена по необходимости принадлежали к различным родам.

Образ вожатого

Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить. а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист .

1)переходу счёта происхождения от женской линии, архаический порядок, к мужской, конечный порядок;

2)изменение порядка наследования имущества умершего члена рода: от передачи его сначала безымянным родичам, далее – агнатическим родственникам и, в конце концов, — детям скончавшегося.

Таким образом, накопление собственности и желание передать её детям было в действительности фактором возникновения моногамии, имевшей целью обеспечить законных наследников и ограничить их число подлинными потомками брачной пары.

Родительское собрание "Семья – здоровый образ жизни"

Далее следует перейти к системе родства, которая сложилась после появления моногамной семьи. Таковой была арийская система с новой номенклатурой родства, приемлемой для новой формы семьи. Морган отмечает, что первоначально арийская система была чисто описательной, обобщающие термины, имеющиеся в ней теперь, были введены впоследствии.

Таким образом, арийская система выражает родственные отношения, действительно существующие при моногамии, и предполагает, что происхождение детей от данного отца известно.

Вывод о моногамной семье мне опять-таки показалось лучше сделать словами Льюиса Моргана.

В заключение своей работы Л. Морган представляет нам последовательный ряд важнейших общественных и домашних учреждений, влиявших на развитие семьи от кровнородственной до моногамной. Я считаю нужным отразить эту последовательность в своей работе, дабы лучше понять смысл концепции Л. Моргана.

I. Промискуитетные связи.

II. Групповой брак между братьями и сёстрами, родными и коллатеральными. Отсюда:

III. Кровнородственная семья (Первая стадия семьи).

IV. Малайская система родства.

V. Организация на основе различия полов и обычай пуналуа, препятствующие браку между братьями и сёстрами. Отсюда:

VI. Пуналуальная семья (Вторая стадия семьи).

VII. Родовая организация, исключившая братьев и сестёр из брачного общения. Отсюда:

VIII. Туранская и ганованская система и свойства.

IX. Возрастающее влияние родовой организации и развитие производств, поднявших часть человечества на низшую ступень варварства. Отсюда:

X. Брак отдельных пар, но без исключительности сожительства. Отсюда:

XI. Синдиасмическая семья (Третья стадия семьи).

XII. Пастушеская жизнь на равнинах в ограниченных областях. Отсюда:

XIII. Патриархальная семья (Четвёртая, но не всеобщая стадия семьи).

XIV. Рост собственности и переход к наследованию по прямой линии.

XV. Моногамная семья (Пятая стадия семьи).

XVI. Арийская, семитическая и уральская системы родства и свойства и исчезновение туранской системы.

Примеры похожих учебных работ

Семья как институт российского общества 2

. семья и общество. Понятие семьи, существующее в социологии, тесным образом связано с древнейшими законами родства . семьи семья общество социальный брак Общества . семьи. В жизни общества изменениям подвергались не только процессы и явления, но и системы .

Семья как фактор развития ребенка

. на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга . семья – мать не состоит в браке с отцом своего ребенка, таким образом . общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Типология семей Каждая семья .

. конвергенция сенсорных потоков. Рецептивное поле центрального нейрона. Топические отношения в сенсорных системах. Формирование сенсорных образов как результат конвергенция сенсорных сигналов. 8 принципов передачи сигнала: Многоуровневости сс .

Образ вожатого

Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, .

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

. семей, пришла к выводу, что замещающая профессиональная семья является хорошим решением проблемы интеграции детей-сирот в общество, . является достаточно закрытой системой. Большинство психологических . Спиваковская, 1999]. Образ ребенка, восприятие .

1.Кровнородственная семья-древнейшая форма группового брака, при к ром брачные отношения запрещались между родственниками различных поколений и разрешались между братьями и сестрами всех степеней родства.

2.Пуналуальная семья –основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с общими женами;

3. Синдиасмическая -семья основывалась на добровольном союзе сторон, один мужчина проживал с одной женщиной или несколькими (многоженство);

4. Моногамная семья - это та семья, которая считается классической во всех государствах, где один муж и одна семья. Брак расторгался только по согласию мужа.

Голод С.И. выделил модели современной семьи.

1.Потриархальная семья - форма семьи, во главе которой стоит мужчина.

2.Детондентрическая семья - все обязанности поделены между супругами поровну, права одинаковые. В ней главной задачей родителей считается обеспечение и благополучие детей.

3.Супружеская семья – женщины занимают активную позицию, муж поддерживает. Происходит саморазвитие супругов.

Кровнородственная семья.

Кровнородственная семья–(первая форма семьи) древнейшая форма группового брака, при к ром брачные отношения запрещались между родственниками различных поколений и разрешались между братьями и сестрами всех степеней родства.

Морган отмечает, что кровнородственная семья - это малайская система, и получила своё начало в многобрачии кровных родственников, в том числе родных братьев и сестёр, что она действительно началась с брака между братьями и сёстрами и постепенно включала в свой круг коллатеральных братьев и сестёр, по мере того как расширялся круг брачной системы. Если подробно рассмотреть данную систему родства, то не найдётся различия между родством по крови и по свойству, то есть оно не проводится. От этой формы семьи можно начинать историю человеческого прогресса, факторами которого является развитие домашних учреждений, изобретений и открытий.

Пуналуальная семья.

Пуналуальная семья– групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Пуналуальная семья считается поздней формой группового брака, отмеченная в 19 в. Главный фактор, который толкнул происхождение новой формы семьи, это родовая организация.

Синдиасмическая семья.

Синдиасмическая -семья основывалась на добровольном союзе сторон, один мужчина проживал с одной женщиной или несколькими (многоженство).

Синдиасмическая семья имела особый и своеобразный характер. Обыкновенно несколько таких семей жили в одном доме, образуя коллективное домохозяйство. Женщина представляла собой теперь нечто большее, чем главную жену своего мужа; она была спутницей его жизни, готовила ему пищу и была матерью его детей, которых он начал теперь с некоторой уверенностью считать своими. Наличие детей, о которых родители заботились сообща, вело к скреплению брачного союза и его постоянству.

Но данная форма брака была столь же своеобразна, как и семья. Мужчины не выбирали жен, как это делается в цивилизованном обществе, по склонности, либо чувство любви, предполагающее более высокую ступень развития, чем та, которой они достигли, было им неизвестно. Поэтому брак основывался не в чувстве, а на удобстве и необходимости. Устраивать браки своих детей была фактически предоставлено матерям, и о браках обыкновенно договаривались без ведома вступающих в брак и не спрашивая их согласия.

Моногамная семья.

Моногамная семья - это та семья, которая считается классической во всех государствах, где один муж и одна семья. Брак расторгался только по согласию мужа.

Данная форма семьи, сравнительно недавнего происхождения, вовсе не является единственной, основной.

Однако именно моногамная семья – это та семья, которая считается классической во всех государствах. И такие семьи существовали во все времена. И даже тогда, когда люди на земле жили в первобытном строе, уже были моногамные семьи. Правда там мужчины и женщины жили друг с другом по принципу того, что мужчина приносит женщине еду, а она взамен его благодарит. А вот забота о потомстве в первобытном обществе лежала полностью на плечах женщины. Мужчина ничего не хотел знать о своих детях. И это было нормой.

В моногамии нет места третьему. Это союз только двух любящих людей, которые вдвоём готовы воспитывать своих детей. Именно в моногамной семье есть все предпосылки для воспитания детей в нормальных условиях. К тому же моногамная семья никогда не будет осуждена обществом.

Современные модели семьи по С.И.Голоду.

Голод С.И. выделил модели современной семьи.

1.Потриархальная семья - форма семьи, во главе которой стоит мужчина.

2.Детондентрическая семья - все обязанности поделены между супругами поровну, права одинаковые. В ней главной задачей родителей считается обеспечение и благополучие детей.

3.Супружеская семья – семья являлась и является сегодня наиболее распространенным типом семьи в мире. В семью входят лишь ближайшие родственники: муж, жена, малолетние дети или же сыновья и дочери, еще не вступившие в брак и не ставшие экономически самостоятельными. Происхождение определя­ется по обеим линиям - мужской и женской. Женщины занимают активную позицию, муж поддерживает. Происходит саморазвитие супругов.

Патриархальная семья.

Потриархальная семья - форма семьи, во главе которой стоит мужчина.

Патрилинейность связана с правом мужчины на детей, правом распоряжаться ими по усмотрению мужчины-отца (патриарха), в отличие от аналогичного права женщины-матери при матриархате.
При патриархальном укладе жена считалась "собственностью" мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, у многих народов сам брак представлял собой "покупку" невесты женихом у ее отца, уплатив ему стоимость женщины, так называемый "выкуп невесты" (калым).
Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж, и часто должны были последовать в мир иной за супругом.
Работать вне дома или учиться в традиционных патриархальных обществах женщинам запрещается.

Децентрическая семья.

Детондентрическая семья - все обязанности поделены между супругами поровну, права одинаковые. В ней главной задачей родителей считается обеспечение и благополучие детей.

Супружеская семья.

Семья как система.

Очень часто причиной проблем, является то, что в его семье кого-то не уважали так, как он этого достоин, и этот человек был незаслуженно вычеркнут и забыт. Такому остракизму, зачастую, подвергается мужчина, после развода с женой, с которой остались дети. Если мужчина создал новую семью, а женщина нет, то она начинает, не зависимо от реального положения вещей, убеждать себя и детей, что их отец отвратительный негодяй и все упоминания о нём должны быть прекращены. Так закладывается семейная проблема на несколько поколений вперёд.

Параметры семейной системы.

Семейная система – это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой.

Семейная система – это система самоорганизующаяся, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы находится внутри ее самой (Черников, 1997). Отсюда следует, что люди, составляющие семью, совершают поступки под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов.

Семья – это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними. Та или иная жизнеспособная структура необходима для выполнения главных задач семьи – поддерживать индивидуальность, в то же время создавая ощущение принадлежности к целому.

Как правило, члены семьи не ощущают себя частью этой семейной структуры. Каждый человек считает себя самостоятельной единицей, неким целым, взаимодействующим с другими самостоятельными единицами. Каждый член семьи знает, что дозволено, какие силы противодействуют нарушению правил, что представляет собой система контроля и насколько она эффективна.

Семья как система выполняет свои функции с помощью определенных механизмов (Эйдемиллер и др., 2003):

• структуры семейных ролей;

• структуры семейных подсистем;

• внешних и внутренних границ между ними.

К параметрам семейной системы относятся также:

• гласные и негласные правила жизни в семье;

• особенности (стандарты, стереотипы) взаимодействия;

• семейная история (тема);

• семейные стабилизаторы.

Структура семейных ролей.

Нам представлены следующие формы семьи :

I. Кровнородственная семья.

II. Пуналуальная семья.

III. Синдиасмическая или парная семья.

IV. Патриархальная семья.

V. Моногамная семья.

Три из этих формы Морган считает основными, а именно первую, вторую и пятую, так как каждая из них создала свою систему родства, по которой исследователь и определил, эти формы. Две другие формы - синдиасмическая и патриархальная - считаются промежуточными. Не следует, наверное, думать, что в ходе истории переход от одной формы к другой был чётко выражен, напротив, семья эвалюционизировала незаметными градациями. Морган ставит цель: доказать последовательность указанных форм и установить, что в своей совокупности они представляют собою развитие идеи семьи.

Далее Морган анализирует три системы родства, чтобы выяснить возникновение различных форм семьи и брака. Таким образом, мы находим один из главных методов Моргана: анализ систем родства и восстановление по ним форм семьи и брака. В этом заключается отличие методов исследования от других учёных, которые занимались этой проблемой. Морган вводит системы родства как вспомогательный элемент при доказательстве своих гипотез. Однако всякая система родства, замечает автор, кажется сложной и запутанной, пока с ней не освоишься. Мы постараемся коротко рассмотреть каждый тип системы родства.

12. Пол, мужское и женское в обществе. Различные концепции пола и их культурные следствия: различные по своему содержанию структуры родства, социальные роли, семейные отношения и т.д.

Экзогамный брак – во вне (эндо внутри клана)

Ортокузенный брак по отцовской линии. Кросскузенный – предпочтительный – брак по договору)




Нам представлены следующие формы семьи :

I. Кровнородственная семья.

II. Пуналуальная семья.

III. Синдиасмическая или парная семья.

IV. Патриархальная семья.

V. Моногамная семья.

Три из этих формы Морган считает основными, а именно первую, вторую и пятую, так как каждая из них создала свою систему родства, по которой исследователь и определил, эти формы. Две другие формы - синдиасмическая и патриархальная - считаются промежуточными. Не следует, наверное, думать, что в ходе истории переход от одной формы к другой был чётко выражен, напротив, семья эвалюционизировала незаметными градациями. Морган ставит цель: доказать последовательность указанных форм и установить, что в своей совокупности они представляют собою развитие идеи семьи.

Далее Морган анализирует три системы родства, чтобы выяснить возникновение различных форм семьи и брака. Таким образом, мы находим один из главных методов Моргана: анализ систем родства и восстановление по ним форм семьи и брака. В этом заключается отличие методов исследования от других учёных, которые занимались этой проблемой. Морган вводит системы родства как вспомогательный элемент при доказательстве своих гипотез. Однако всякая система родства, замечает автор, кажется сложной и запутанной, пока с ней не освоишься. Мы постараемся коротко рассмотреть каждый тип системы родства.

12. Пол, мужское и женское в обществе. Различные концепции пола и их культурные следствия: различные по своему содержанию структуры родства, социальные роли, семейные отношения и т.д.

Экзогамный брак – во вне (эндо внутри клана)

Ортокузенный брак по отцовской линии. Кросскузенный – предпочтительный – брак по договору)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Происхождение семьи и ее эволюция Выполнила: Асатрян Л.Р. студентка ОС-304

Описание презентации по отдельным слайдам:

Происхождение семьи и ее эволюция Выполнила: Асатрян Л.Р. студентка ОС-304

Происхождение семьи и ее эволюция

Выполнила: Асатрян Л.Р.
студентка ОС-304

Семья — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся следу.

Семья — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся следующими признаками:

союзом мужчины и женщины
добровольностью вступления в брак
члены семьи связаны общностью быта
вступлением в брачные отношения
стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей

До середины XIX века семья рассматривалась как исходная микромодель общест.

До середины XIX века семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество философами и историками трактовалась как разросшаяся вширь семья. Поэтому интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на семейный строй жизни.

Морган выделяет следующие формы семьи по соответствующим системам родства1.Кр.

Морган выделяет следующие формы семьи по соответствующим системам родства
1.Кровнородственная семья
2.Пуналуальная семья
3.Синдиасмическая или парная семья
4.Патриархальная семья
5.Моногамная семья

Кровнородственная семья - семья, основанная на браке между кровными родственн.

Кровнородственная семья - семья, основанная на браке между кровными родственниками. От этой формы семьи можно начинать историю человеческого прогресса.
Относится к Малайской системе родства

Малайская система родства. По этой системе все кровные родственники, близкие.

Малайская система родства.
По этой системе все кровные родственники, близкие и отдалённые, находятся в одном из следующих отношений родства: родители, дети, деды, внуки, братья и сестры.
Эта система возникла вместе с первой формой семьи - кровнородственной - и представляет собой важнейшее доказательство её древнего существования, так считает Льюис Морган.

Пуналуальная семья – семья, образованная от кровнородственной постепенным иск.

Пуналуальная семья – семья, образованная от кровнородственной постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений.
Относится к Туранской системе родства.

Синдиасмическая или парная семья - частично индивидуализировавшаяся семья, в.

Синдиасмическая или парная семья - частично индивидуализировавшаяся семья, в которой место больших групп, связанных брачными отношениями, заняли брачные пары.
Относится к Туранской системе родства.

Патриархальная семья – семья, представляющая собой организацию известного чис.

Патриархальная семья – семья, представляющая собой организацию известного числа свободных и несвободных людей под властью отца в целях обработки земли и охраны стад домашних животных.
Относится к Туранской системе родства.

Туранская система родства. Эта система возникает тогда, когда начинает господ.

Туранская система родства.
Эта система возникает тогда, когда начинает господствовать пуналуальная семья и появляется родовая организация. Морган считает, что эта система могла возникнуть только тогда, когда на предыдущую систему родства, малайскую, повлияла родовая организация. А именно видоизменения произошли вследствие того, что стали ограничиваться брачные отношения между братьями и сёстрами, родными и коллатеральными.

Моногамная семья – полностью индивидуализировавшаяся семья. «В своей вполне р.

Арийская система родства. Эта система выражает виды родства моногамной семьи.

Арийская система родства.
Эта система выражает виды родства моногамной семьи. Она не была основана на туранской системе, как эта последняя - на малайской, но она сменила у цивилизованных наций прежнюю систему, что доказывается Морганом иным путём.
Туранская система была остановлена, а на её место был введён описательный способ - своеобразный переход от одной системы родства к другой.
Далее потребовалось такое великое учреждение, как родовая организация, чтобы изменить малайскую систему в туранскую, и столь влиятельное учреждение, как собственность с её правами владения и наследования вместе с созданной ею моногамной семьёй,чтобы устранить туранскую систему и сменить её арийской.

Последовательный ряд важнейших общественных и домашних учреждений, влияющих н.

Последовательный ряд важнейших общественных и домашних учреждений, влияющих на развитие семьи от кровнородственной до моногамной
Первая стадия
I. Промискуитетные связи.
II. Групповой брак между братьями и сёстрами, родными и коллатеральными. Отсюда:
III. Кровнородственная семья (Первая стадия семьи). Отсюда:
IV. Малайская система родства.

Вторая стадия
V. Организация на основе различия полов и обычай пуналуа, препятствующие браку между братьями и сёстрами. Отсюда:
VI. Пуналуальная семья (Вторая стадия семьи). Отсюда:
VII. Родовая организация, исключившая братьев и сестёр из брачного общения. Отсюда:
VIII. Туранская и ганованская система и свойства.

Третья стадия IX. Возрастающее влияние родовой организации и развитие пр.

Третья стадия
IX. Возрастающее влияние родовой организации и развитие производств, поднявших часть человечества на низшую ступень варварства. Отсюда:
X. Брак отдельных пар, но без исключительности сожительства. Отсюда:
XI. Синдиасмическая семья (Третья стадия семьи).

Четвертая стадия
XII. Пастушеская жизнь на равнинах в ограниченных областях. Отсюда:
XIII. Патриархальная семья (Четвёртая, но не всеобщая стадия семьи).

Пятая стадия
XIV. Рост собственности и переход к наследованию по прямой линии.
XV. Моногамная семья (Пятая стадия семьи). Отсюда:
XVI. Арийская, семитическая и уральская системы родства и свойства и исчезновение туранской системы.

Ковалевский создал свою периодизацию развития семьи: Матриархальная семья П.

Ковалевский создал свою периодизацию развития семьи:

Матриархальная семья
Патриархальная семья
Индивидуальная семья

Матриархальная семьяВ данной семье счёт родства вёлся по матери, но главным д.

Матриархальная семья
В данной семье счёт родства вёлся по матери, но главным добытчиком пищи и защитником считался брат матери, то есть дядя.
Ковалевский считал, что при матриархате женщина не занимала не только господствующего, но даже равноправного с мужчиной положения в обществе и семье;
Главным всё же был мужчина – брат матери, муж, отец или материнский дядя.

Патриархальная семьявторой этап эволюции, имеет вид общины, состоящей из люде.

Патриархальная семья
второй этап эволюции, имеет вид общины, состоящей из людей, которые находятся в родстве друг с другом, так как являются потомками одного отца, живут под одной кровлей и владеют своим имуществом сообща.
Зародыш распада патриархальной семьи, по его мнению, заключался в полном подчинении отдельной личности общине и её представителю – отцу и мужу. Следствие из этого полное уничтожение индивидуальной свободы.
Для Ковалевского важным фактором для возникновения новой формы семьи явилось появление права на наследование.

Индивидуальная семья«Характерным для индивидуальной семьи является то, что он.

Одной из основ, на которой строится теория Энгельса, является соответствие тр.

Одной из основ, на которой строится теория Энгельса, является соответствие трёх основных типов брака трём главным стадиям развития человечества.
Дикость – групповой брак
Варварство – парный
Цивилизация – моногамия.

Энгельс говорит: «Достаточно было простого решения, что на будущее время пото.

Моногамия, по мысли Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежали не е.

Моногамия, по мысли Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономические предпосылки – именно победа частной собственности над первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью.
Господство мужа в семье и рождение достоверно известных детей, наследующих его богатство, - такова была исключительная цель пожизненного единобрачия.
Словом, моногамия появилась как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во все предшествовавшие времена противоречия между полами.

Л. Морган, Ф. Энгельс и М. Ковалевский занимались исследованием предшествующи.

Л. Морган, Ф. Энгельс и М. Ковалевский занимались исследованием предшествующих стадий становления семьи, так как понимали, что нельзя заниматься изучением современной, индивидуальной семьи и предполагать то, что произойдёт в будущем с этим социальным институтом
Они представляли современную семью, но они твёрдо знали, что эта ячейка общества будет прогрессировать, изменяться, вместе с самим обществом, пока в нём возникают новые взаимоотношения между людьми, а значит, появляются и новые движущие силы, зародыш которых необходимо разгадать.

Читайте также: