Символы в натюрморте кратко

Обновлено: 05.07.2024

Что означают фрукты на натюрмортах?

Что означает посуда на натюрмортах?

- стекло – символ хрупкости;
- фарфор – чистота;
- ступка и пестик – знаки мужской и женской сексуальности;
- бутылка – символ греха и пьянства;
- разбитая посуда - символ смерти;
- кувшин и чаша - напоминание о Тайной вечере;
- перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность.
- особая категория ванитас - философские натюрморты. На них череп почти обязателен.

Что означают предметы на натюрмортах?

Примеры на отдельных натюрмортах известных голландских художниках.

Ambrosius Bosschaert the Elder " Натюрморт с цветами". 1614 год.

1. срезанные цветы на натюрмортах означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.

2. стрекоза в средние века считалась одной из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.

3. бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.

Jacob van Walscapelle "Натюрморт с цветами и насекомыми"

1. изображения разных цветов также имеют разные значения: мак - цветок сна и смерти; гиацинт - знак траура, и их сочетание с розой и гвоздикой - символами любви и жизни означает вечный цикл жизни и смерти.

2. в нижней правой части натюрморта на зелёном листе можно увидеть ползущую улитку, которая умеет скрываться в своей раковине в холодное или сухое время года, чтобы затем вылезти из раковины на свет. Улитка - это символ воскресения.

3. муха, ползающая по одному из цветов, - символ зла (дьявола) и противопоставлена бабочке - символу добра и эмблеме спасения и воскресения.

4. на вазе изображены два водных божества: справа - Тритон и слева - речное божество. Они напоминают нам о воде, как источнике жизни.

Abraham Mignon "Натюрморт с цветами, котом и мышеловкой", 1670-1675 года.

Изображение кота, нападающего на мышь в запертой мышеловке, - это предостережение против опасностей, которые скрыты в любовных ухаживаниях. Кот на этом полотне - символ сладострастия. Одновременное сочетание его и вазы с цветами, которую опрокидывает кот, бросаясь на мышь, должны напоминать нам о ловушке, таящейся в любовной страсти и в плотских удовольствиях.

Abraham Mignon "Натюрморт". 1665 год.

1. изображение на натюрмортах ящерицы, как и насекомых - мух и стрекоз, имеет отрицательное значение и символизирует зло (дьявола). В сочетании с бабочкой показана извечная борьба добра со злом.

2. мышь (слева внизу) - символ дьявола-пожирателя, уничтожающего корень жизни.

3. колосья пшеницы и гроздья винограда - известные символы святого причастия (евхаристические), символизирующие тело и кровь Христа.

4. щегол - символ страстей Господних и символ человеческой души.

5. гнездо в ветвях - отражение библейского текста: " И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих" (Псалмы).

Мария ван Остервейк "Суета сует". 1668 год.

В эти же столетия развивается и особое направление в натюрморте, названное "Vanitas" - "Суета сует", кстати полотна многих живописцев так и назывались "Суета сует".

1. для того, чтобы усилить ощущение бренности человеческой жизни рядом с букетами цветов изображали череп, как символический пример суеты.

2. бабочка с расправленными крыльями должна напоминать нам о воскресении души.

3. мухи - злые силы, находящиеся в вечной борьбе с силами добра.

4. песочные часы - ещё один элемент подобных полотен, усиливающих ощущение суетности и быстротечности жизни. Песочные часы отмеряют ход времени, неумолимо изменяющий материальный мир.

5. наконец, на этой картине на одной из страниц книги можно прочесть: "Мы живём, чтобы умереть, и умираем, чтобы жить". И надпись эта носит более глубокий смысл, чем просто констатация факта человеческой жизни и смерти.

1. гроздья винограда - символ святого причастия, символ крови Христа, а в сочетании с бокалами вина напоминают нам о Тайной вечере Иисуса и его жертве во имя спасения людей.

2. пустая раковина - символ опустевшей гробницы Христа и, следовательно, его воскресение.

3. лангуст из-за его способности менять панцирь в конце зимы ещё один элемент указывающий на воскресение.

Многообразие натюрмортов не ограничивается только цветочными композициями и "Vanitas", поэтому полюбуемся дальше на тайные знаки, спрятанные в обычных - на первый взгляд - предметах.

Andries Benedetti "Натюрморт с фруктами, лангустом, устрицами, охотничьими трофеями, музыкальными предметами и обезьянкой", 1646 год.

1. обезьянка, выглядывающая из-за занавески (в левом верхнем углу), должна напоминать нам о дьяволе (о зле). Обезьянка почти на всех средневековых полотнах символизирует зло, ересь, дьявола.

2. часы (лежат слева на столе около кубка) - символ эфемерности и быстротечности всего того, что составляет роскошь этого стола.

3. лангуст - воскресение и оно подчёркивается кистями винограда (несущими евхаристический смысл).

4. музыкальные инструменты ещё более усиливают религиозное послание, заключённое в композиции. Блаженный Августин в сочинении "De Musica" ("О музыке") утверждает, что музыкальные тональности, различимые нашим слухом, происходят от Бога - "основателя всего сущего".

5. в целом, картина содержит предостережение: человек не должен позволять соблазнить себя роскошью и богатством (т.е. столом, ломящимся от яств), а должен всегда помнить слова и подвиг Христа, который умер (виноград - евхаристический символ) и воскрес (лангуст - символ воскресения), чтобы спасти род человеческий.

Бальтазар ван дер Аст "Корзина с фруктами", 1632 год.

1. ящерица, как и мухи, стрекозы - символы зла.

2. бабочка - символ воскресения и спасения, находится в постоянной борьбе добра со злом.

3. гроздья винограда - символы Святого Причастия (евхаристические).

4. следы порчи на плодах должны напомнить нам о тщетности и бренности всего земного.

5. изображения корзины с фруктами отражает изречение: "Сначала зреет, а потом гниёт", и отсылает нас к библейской книге пророка Амоса (8:1), в которой Бог призывает пророка посмотреть на корзину зрелых фруктов как на предзнаменование конца.

Juan Sanchez Cotan "Натюрморт с зеленью, фруктами и птицами", около 1602 года.

1. драгоценная дичь была в средние века привилегированной едой высших классов и синонимом экономического благосостояния. На картине дичь противопоставлена простоте даров земли: зелени, овощам и фруктам. Такое противопоставление должно напоминать нам о бесполезности роскоши и ненадёжности человеческого существования.

2. подобное последовательное расположение растительных и животных продуктов следует отнести к средневековому понятию красоты, как о том говорится в Книге премудростей Соломона (11:21): "Но Ты всё расположил мерою, числом и весом".

Osias Beert "Натюрморт с вишнями и земляникой". 1608 год.

1. кубок, наполненный вином, означает кровь Христа, умершего, чтобы искупить грехи человеческие.

2. хлеб - символ тела Христа (евхаристический смысл).

3. стрекоза считалась разновидностью мухи и является эмблемой дьявола и зла.

4. бабочка - символ воскресения, а противопоставленная стрекозе, отражает вечную борьбу между добром и злом.

5. вишни должны напоминать нам о Страстях Христовых.

6. земляника отсылает нас к образу рая.

Флорис ван Дейк "Накрытый стол с сыром и фруктами", около 1615 года.

1. стакан вина - символ крови Христа, напоминание о Тайной вечери.

2. кисти винограда - евхаристический смысл.

3. яблоко должно напоминать нам о первородном грехе человека.

4. хлеб - символ тела Христа (евхаристический смысл).

5. сыр (по протестантской религии) был пищей, разрешённой во время поста.

6. орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа. Согласно этой интерпретации, кожура ореха - плоть, скорлупа древесной породы - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.





Каким бы абсурдным это ни звучало, натюрморт имеет много общего с современными требованиями фотографии в Instagram: оба должны выглядеть идеально и желательно с оттенком искренности. Искусство натюрморта также не очень высоко ценилось и часто делалось скорее как украшение, нежели художественная роспись. Для большинства современных любителей искусства фантазии по натюрморту останавливаются на внешнем созерцании. Но что если бокал вина на столе имеет свое тайное значение? А бабочка на цветах несет глубокий религиозный посыл? Чтобы раскрыть истинную суть натюрморта, важно расшифровать секретный язык его символов.



Когда началась живопись натюрморта, она началась с цветов (и у каждого типа цветка было свое значение) или с кухонных предметов, разложенных на столе. Их называли не натюрмортом, а скорее фруктами или цветочками. Затем части завтрака, потом натюрморт банкета.




Виллем Кальф. Натюрморт с фарфоровой вазой, кувшином позолоченного серебра и бокалами, ок. 1643—1644. Холст, масло 55.6 х 44.5 см, Музей искусств округа Лос-Анджелес.

Другими популярными темами, на которых художники концентрировались, были картины с продуктами земледелия и труда. Также использовались урожаи с моря, особенно фламандских мастеров из-за их непосредственной близости к морю и разнообразной торговли. Обычно, когда используются свежие продукты, символика натюрморта означает изобилие, богатство и щедрость высшего класса. Когда еда изображена как разлагающаяся, она демонстрирует тщетность и возможную смерть.




Формы


Треугольник в форме пирамиды, обращенной вверх, является знаком Святого Духа или Троицы в христианской символике.

Направленный вниз треугольник - очень древний символ женственности и земли с ее женскими качествами (мать-земля).


Цветы и растения

Натюрморты: Амброзиус Босхарт Старший и Ян ван Ос


Натюрморты: Амброзиус Босхарт Старший и Ян ван Ос


Роза - это цветок Венеры, символ любви.

Роза с шипами - страдания Девы Марии.

Лилия - чистота. Лилия также может представлять Деву Марию.

Подсолнух - символ преданности.

Плющ, как вечнозеленый, символизирует вечную жизнь.

Тюльпан является излюбленным предметом коллекционирования в Нидерландах XVII века. Символ безумия, безответственного и необоснованного отношения, дарованного Богом.




Мак является цветком, который производит опиум - символ смертного греха и лени.

Увядшие цветы - неизбежная смертность человеческой натуры. Разлагающиеся цветы часто включались в работы с различными богатыми предметами, которые изображали богатство, чтобы противопоставить красоту богатства неизбежности смерти.

Ростки зерна, плюща или ветви лавра является символом возрождения и жизненного цикла.


Птицы и животные




Пчела, как и бабочка, являются символами надежды. Они довольно хрупки, поэтому являются напоминанием о хрупкости жизни.

Бабочка - в религиозных символах является атрибутом души. Это также представляет воскресение Христа.

Живая улитка и морские раковины - означают смерть и хрупкость. Улитка - также олицетворение лени и непорочного зачатия. Большие моллюски представляют двойственность природы, символ похоти, один из смертных грехов.

Муравей - атрибут трудолюбия.




Стрекоза (как подвид бабочки) - дьявольская натура.

Птицы или пара птиц представляют собой воскресение души после смерти.

Мышь, будучи очень плодовитым животным, стала символом распущенности и разрушения.

Попугай, птицы и кошка - олицетворяют человеческие недостатки.

Рыбы символизировали Христа.

Кошки были великими символами обмана. Также подразумевают незаконную любовь. Веками кошки считаются загадочными, красивыми и экзотическими.

Обезьяна представляет хаос. Она также символизируют человека, захваченного земными и чувственными желаниями. Обезьяна с яблоком изображает падение человека.

Черепаха - долгая жизнь (черепаха имеет большую продолжительность жизни до 150 лет).


Символика продуктов


Артишоки, спаржа и клубника были символом плодов рая.

Лимоны в прежние времена были очень дорогим и популярным продуктом. Кислые и горькие продукты символизирует обманчивую привлекательность или притяжение земных удовольствий.




Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633. Музей Нортона Саймона. Пасадина


Очищенные лимоны указывают на двуличность.

Мясо, ветчина, дичь и моллюски символизируют богатство и искушение, вновь обращая внимание на мимолетность роскоши.

Яблоко - может означать любовь, знание, мудрость, радость и смерть. В религиозных работах оно обычно означает искушение и первородный грех.

Персики - крепкое здоровье. Персик также символизирует истину и спасение и используется в качестве замены греховному яблоку.

Креветки являются символами богатства и обжорства. Дорогие деликатесы, такие как моллюски и лимоны, ассоциировались с привилегированным образом жизни.

Хлеб - плоть Христа и смирение.

Гранаты - плодородие (метафора для Персефоны и Аида).

Вино и виноград - святое причастие.

Омар - богатство и искушение.

Древесная текстура грецкого ореха символизировала крест.

Моллюск символизирует Деву Марию. В современных работах они символизируют чувственность и удовольствия.

Гнилые плоды - это символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие и изобилие.


Музыкальные инструменты

 Баскенис Эваристо

Баскенис Эваристо "Музыкальные инструменты"


Музыкальные инструменты представляют краткость и преходящий характер жизни.

Лютня - популярный символ любви.

Лютня (со сломанными струнами) - смерть или раздор.

Скрипка - бесполезность земного существования (легко ломающиеся струны символизируют оборванные нити времени)




Другие материальные элементы




Перья символизируют добродетели надежды, веры и милосердия (в религиозных делах). Также они представляют свободу и небеса.

Черепа или кости на картине символизируют смертность.

Восточные ковры- символизируют богатство. Это были эксклюзивные и дорогие вещи, которые ставились на столы для защиты цвета и качества древесины.

Украшения или дорогая одежда - временная природа красоты и грех нарциссизма. Символизируют мимолетность красоты тела и природу мудрости в жизни человека.




Песочные часы и механические часы - это скоротечность времени.

Шелк (особенно, фиолетовый) - хвастовство, тщеславие и гордость. Шелк был самой качественной и дорогой одеждой в старые времена. Они были доступны только состоятельным людям. Фиолетовый цвет был редким и дорогим. Таким образом, фиолетовая шелковая одежда - яркий атрибут чрезмерной гордости.

Книги, карты, ручка являются символом науки.

Глобус - это Земля и Небо.

Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на черепе) - это живопись и поэзия.




Свеча может указывать на то, что время прошло , вера в Бога. Когда свеча погашена, она означает смерть. Свеча может символизировать свет во тьме одинокого человека или свет Христа, очищение.

Дымящаяся свеча или масляная лампа являются символом человеческой души.

Медицинские инструменты - напоминание о слабости человеческого организма и болезнях.

Кошельки для монет, шкатулки для драгоценностей, украшения и косметика предназначены для создания красоты, женственной привлекательности. И в то же время они связаны с тщеславием, нарциссизмом и смертным грехом высокомерия.




Короны и скипетры - признаки преходящего земного владычества, которое контрастирует с небесным миропорядком.

Кубки, игральные карты, кости - признак неверных жизненных целей, поиск удовольствий в грехе.

Зеркало символизирует правду или тщеславие.

Раковины в натюрморте представляют рождение и плодородие.




Меч символизирует силу, защиту, авторитет, мужество.

Оружие - символ власти.

Нож напоминает об уязвимости человека перед лицом смерти.

Ключи - символизируют домашнее хозяйство.

Карнавальная маска - это признак нехватки человеческого в том, кто ее носит. Безрассудное веселье.


Постепенно символический язык картины обогащался.


Францискус Гейсбрехтс, XVII в.

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

Череп — напоминание о неизбежности смерти.

Гнилые фрукты — символ старения.

Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.

Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.

Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность.

Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености.

Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.


Бейерен. Натюрморт с омаром, 1667

Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть.

Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту.

Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности.

Бутылка — символ греха пьянства.

Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности.

Песочные и механические часы — быстротечность времени.

Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.Глобус, как земли, так и звездного неба.

Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.

Письма символизируют человеческие отношения.

Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.

Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.

Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

Часто в натюрмортах изображали насекомых, птиц и зверей. Мухи и пауки, например, считались символами скупости и зла, а ящерицы и змеи - символами коварства. Раки или омары олицетворяли превратность судьбы или мудрость.


Жак Андре Жозеф Авед. Около 1670 года.

Меч и шлем — эмблема преходящей воинской славы.

Белый с красным плюмаж — композиционный центр картины. Перья всегда означают тщеславие и суету. По шлему с плюмажем картину датируют. Лодевейк ван дер Хельст в 1670 году изобразил в таком шлеме на посмертном портрете адмирала Стерлингверфа. Адмиральский шлем присутствует еще на нескольких натюрмортах ван Стрека.

Портрет сангиной. В отличие от масла сангина очень плохо сохраняется, как и бумага по контрасту с холстом. Этот лист говорит о тщете усилий художника, потертые и надорванные края призваны усилить эту мысль.

Золотая бахрома — тщета роскоши.

Стопка ветхих бумаг — тщета знаний.

Пороховой рог на цепочке — очень характерный предмет для голландского натюрморта. Здесь его, по всей видимости, следует трактовать как нечто, несущее смерть, в отличие от рога изобилия


Адриан ван Утрехт."Vanitas". 1642.

ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов -символы скромности и чистоты;

осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности;

увядший цветок - намек на исчезновение чувства;

ирисы - знак Богородицы;

белые розы – платоническая любовь и символ чистоты;

красные розы – символ страстной любви и символ Богородицы;

красные цветы – символ искупительной жертвы Христа;

белая лилия не только прекрасный цветок, но и символ непорочности Девы Марии;

голубые и синие цветы – напоминание о небесной лазури;

чертополох - символ зла;

гвоздика - символ пролитой крови Христа;

мак - аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов - лености;

анемон – помощь в болезни;

тюльпаны - символом быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание;белый тюльпан – ложная любовь,красный тюльпан – страстная любовь (в Европе и Америке тюльпан ассоциируется с весной, светом, жизнью, красками и считается уютным приветливым цветком, в Иране, Турции и других странах Востока тюльпан связан с чувством любви и эротикой).

Голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки. То, что с легкостью считывали современники, сегодня понятно не всем и не всегда. Объясняем, что означают изображенные художниками предметы

Жан Кальвин Жан Кальвин (1509–1564) — реформатор церкви и основатель одного из течений про­тестантизма. Основу кальвинистской церкви составляют так называемые конгрегации — автономные сообщества, управляемые пасто­ром, диаконом и старейшинами, выбранными из мирян. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Предметы, изо­браженные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, рели­гиозным или иным подтекстом. Например, устрицы считались эротическим символом, и современникам это было очевидно: устрицы якобы стимулиро­вали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из рако­вины. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой — раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не суще­ствовало, и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать — в зависимости от контек­ста и от общего послания натюрморта.

Цветочный натюрморт

Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. Символика расте­ний особенно сложна и неоднозначна, и уловить смысл помогали популярные в Европе XVI–XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество зна­чений, иногда прямо противоположных. Например, нарцисс указывал на само­влюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрмор­тах, как правило, сохранялись оба значения образа, и зритель был волен вы­брать один из двух смыслов или совместить их.

Цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями животных. Эти образы выражали основную мысль произве­дения, подчеркивая мотив быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели.


Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе. Между 1606 и 1684 годом Государственный Эрмитаж

На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606–1684) — голландский художник, известный своими цветочными натюрмортами. у основания вазы худож­ник изобразил сим­волы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засох­шие стручки гороха. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отри­ца­тель­ных обра­зов — рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. . В центре букета мы видим сим­волы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окру­жают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым); пыш­ные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Венчают компо­зицию два крупных цветка, имеющие положительное значение. Синий ирис олицетворяет отпу­щение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Крас­ный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью, из-за своего местоположения в букете сменил трак­товку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа Еще в Средневековье считалось, что цветы мака выросли на земле, орошенной кровью Христа. . Другие символы спасе­ния — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бес­смертную душу.


Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века Серпуховский историко-художественный музей

Натюрморт в мясной лавке


Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год North Carolina Museum of Art

Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508–1575) — голландский ху­дожник, также известный как Питер Длин­ный. Среди его работ — жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображе­ния рынков и лавок. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Эти образы символизируют неумерен­ность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Теперь обратим внимание на задний план. С левой стороны картины в оконном проеме поме­щена евангельская сцена бегства в Египет, которая резко контрастирует с натюрмортом на переднем плане. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Справа в глубине изображена таверна. За столом у огня сидит веселая компа­ния, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похо­тью. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотврати­мость смерти и мимолетность земных радостей. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсы­лает к Притче о блудном сыне Вспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на рас­путную жизнь. . Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к зем­ным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене​ бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они уда­ляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распут­ной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них — один из способов спасти душу.

Натюрморт в рыбной лавке


Франс Снейдерс. Рыбная лавка. 1616 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Натюрморт с накрытым столом

В многочисленных вариациях сервировки столов на полотнах голландских ма­стеров мы видим хлеб и пироги, орехи и лимоны, колбасы и окорока, омаров и раков, блюда с устрицами, рыбой или пустыми раковинами. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.


Геррит Виллемс Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина


Питер Клас. Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой. 1624 год Sotheby’s / Частное собрание

Как видно, бытие сродни куренью трубки,
И в чем различие — мне, право, невдомек:
Одно — лишь ветерок, другое — лишь дымок. Пер. Евгения Витковского

Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души, и знаки бренности внезапно оказываются символами спа­сения. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.

Разные уровни трактовки предметов ненавязчиво говорят зрителю о том, что человек всегда волен выбирать между духовным и вечным и земным прехо­дящим.


Юриан ван Стрек. Суета сует. 1670 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Читайте также: