Символы и знаки гуннов в материальной культуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

У ХУННУ ГОСПОДСТВОВАЛО КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО, КАК
ОСНОВНОЙ ВИД ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НО БЫЛИ ТАКЖЕ
НЕБОЛЬШИЕ ОЧАГИ ОСЕДЛОСТИ И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ. НАРЯДУ СО
СКОТОВОДСТВОМ И ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ У ГУННОВ БЫЛИ РАЗВИТЫ
ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА. ОСОБЕННО ШИРОКО БЫЛО
РАЗВИТО ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО, ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО, КУЗНЕЧЕСТВО.
НАХОДКИ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ В КУРГАНАХ
ГОВОРЯТ О РАЗВИТИИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО РЕМЕСЛА. ЧАСТЬ
НАСЕЛЕНИЯ ПОСТОЯННО ЗАНИМАЕТСЯ ДОБЫЧЕЙ ЖЕЛЕЗНЫХ И
ПОЛИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ РУД, РАЗРАБОТКОЙ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА.

ОДЕЖДА ХУННУ
ОДЕЖДА ХУННУ
ИЗГОТОВЛЯЛАСЬ В
ОСНОВНОМ ИЗ КОЖИ И
ШЕРСТИ. ТАКЖЕ
ПРИМЕНЯЛИСЬ
КИТАЙСКИЙ ШЕЛК И
ХЛОПЧАТОБУМАЖНАЯ
МАТЕРИЯ.

ЛЕГЕНДЫ ОБ АТТИЛЕ
БИЧ БОЖИЙ, КАК НАЗЫВАЛИ АТТИЛУ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ
ПИСАТЕЛИ, ОСТАВИЛ РАЗРУШИТЕЛЬНЫЙ СЛЕД В ИСТОРИИ
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРЖЕНИЯМИ В 451 ГОДУ В ГАЛЛИЮ И В 452
ГОДУ В СЕВЕРНУЮ ИТАЛИЮ. ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА
ТЕРРИТОРИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО
ОСЛАБЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ ПРИНЯЛА НА СЕБЯ
РУКОВОДЯЩУЮ РОЛЬ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (ПАСТВЫ) ОТ
ГУННОВ.

СУДЯ ПО ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ, АТТИЛА КАК
ВОИТЕЛЬ, ПОТРЯСАВШИЙ ЕВРОПУ СВОИМИ ПОХОДАМИ И
ОВЛАДЕВШИЙ ВООБРАЖЕНИЕМ СВОИХ СОВРЕМЕННИКОВ, БЫЛ
ЧРЕЗВЫЧАЙНО
ПОПУЛЯРЕН
НА
ПРОТЯЖЕНИИ
ВСЕГО
ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ЧТО НЕ МОГЛО НЕ
ОТЛОЖИТЬСЯ В ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ И НЕ СКАЗАТЬСЯ,
ОБРАСТАЯ ФАНТАСТИЧЕСКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ, В ЭПИЧЕСКИХ
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТОГО ВРЕМЕНИ.

В ЭДДИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ АТЛИ ПРЕДСТАЕТ ЧАЩЕ
НЕГАТИВНЫМ ПЕРСОНАЖЕМ – ЗЛЫМ И ЖАДНЫМ
ВЛАСТИТЕЛЕМ, КОВАРНО ЗАМАНИВШИМ В ЛОВУШКУ
БУРГУНДСКОГО КОРОЛЯ ГУННАРА И ЕГО БРАТА ХЁГНИ,
СТРЕМЯСЬ ЗАВЛАДЕТЬ ИХ ЗОЛОТЫМ КЛАДОМ. СОГЛАСНО
ДРУГОЙ ВЕРСИИ, АТЛИ ГУБИТ БУРГУНДОВ, МСТЯ ЗА СВОЮ
СЕСТРУ БРЮНХИЛЬД. ПОДОБНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
АТТИЛЫ КАК ДИКОГО И АЛЧНОГО ЗАХВАТЧИКА ОБЪЯСНЯЕТСЯ
ТЕМ, ЧТО ЭТА ТРАДИЦИЯ ИСХОДИТ ОТ ВРАЖДОВАВШИХ С НИМ
ФРАНКОВ.

КУЛЬТУРА УСУНЕЙ
УСУНИ
ЗАНИМАЛИСЬ СКОТОВОДСТВОМ (ЛОШАДИ, ОВЦЫ,
КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ, МУЛЫ, ВЕРБЛЮДЫ, ОСЛЫ). БОГАТЫЕ
УСУНИ ИМЕЛИ ДО 5 ТЫС. ГОЛОВ ЛОШАДЕЙ. БЫЛО РАЗВИТО
ОРОШАЕМОЕ
И
БОГАРНОЕ
(БЕЗПОЛИВНОЕ)
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ.
ВЫРАЩИВАЛИ
ПРОСО,
ЯЧМЕНЬ.
ПОЛУЧИЛО
РАЗВИТИЕ
ОГОРОДНИЧЕСТВО, САДОВОДСТВО. ИЗ РЕМЕСЕЛ БЫЛ РАЗВИТЫ
ПРОИЗВОДСТВО КЕРАМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, КОЖЕВЕННОЕ ДЕЛО,
РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ МЕДИ, СВИНЦА, ОЛОВА, ЗОЛОТА,
ЖЕЛЕЗА.

КАРГАЛИНСКАЯ ДИАДЕМА
У УСУНЕЙ БЫЛО РАЗВИТО ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО. ОДНИМ ИЗ
НАИБОЛЕЕ ЯРКИХ ПАМЯТНИКОВ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА УСУНЕЙ
ЯВЛЯЕТСЯ КАРГАЛИНСКАЯ ДИАДЕМА.

ДИАДЕМА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ АЖУРНЫХ ЗОЛОТЫХ ПЛАСТИН. В
РАСТИТЕЛЬНЫЙ
ОРНАМЕНТ
ВКЛЮЧЕНА
МНОГОФИГУРНАЯ
КОМПОЗИЦИЯ. В ЦЕНТРЕ ДИАДЕМЫ НА ПОСТАМЕНТАХ, УКРЕПЛЕННЫХ
НА ВЕРШИНАХ ГОР, СТОЯТ ДВА ПОВЕРНУТЫХ ДРУГ К ДРУГУ КРЫЛАТЫХ
КОНЯ. ЗА НИМИ РАСПОЛОЖЕНЫ ЗВЕРИ И ЛЮДИ. СЛЕВА – ЖЕНЩИНА,
СКАЧУЩАЯ НА КРЫЛАТОМ БАРСЕ (ПАНТЕРЕ ИЛИ ТИГРЕ), ЗА НЕЙ
ШЕСТВУЕТ ОЛЕНЬ И ОЛЕНИХА. СПРАВА – ЖЕНЩИНА, СИДЯЩАЯ НА
КОЗЛЕ, ЗА НЕЙ МЕДВЕДЬ И СНОВА ЖЕНЩИНА НА ГОРНОМ БАРАНЕ. В
ЦЕНТРЕ ЖЕ МЕЖДУ КОНЯМИ ПОМЕЩЕНА ЖЕНЩИНА, ВОССЕДАЮЩАЯ
НА КРЫЛАТОМ ГРИФОНЕ (ИЛИ ДРАКОНЕ) С ЛЬВИНЫМ ТУЛОВОМ,
ВЫТЯНУТОЙ ЗУБАСТОЙ ПАСТЬЮ И РОГОМ НА ГОЛОВЕ. НАД ВСЕЙ
ПРОЦЕССИЕЙ – ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕТЫРЕХ ЛЕТЯЩИХ ГУСЕЙ-ЛЕБЕДЕЙ.

КУЛЬТУРА КАНГЮЕВ
У КАНГЮЕВ БЫЛА РАЗВИТА САМОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА И
ИСКУССТВО – ПЕСНИ, МУЗЫКА, КЮИ, ТАНЦЫ, РАСПРОСТРАНЕНЫ
СТРУННЫЕ И ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. УСУНИ
ВЕРИЛИ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ, КУЛЬТ ПРИРОДЫ, ПРЕДКОВ,
ПОКЛОНЕНЯЛИСЬ СОЛНЦУ, ЛУНЕ, ЗВЕЗДАМ.
У
КАНГЮЕВ
ИЗВЕСТНО
АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ
БОЛЬШОЕ
КОЛИЧЕСТВО

ПИСЬМЕННОСТЬ КАНГЮЕВ
НА ГОРОДИЩЕ КУЛЬТОБЕ В
ДОЛИНЕ
РЕКИ
АРЫСЬ
ОБНАРУЖЕНЫ
ГЛИНЯНЫЕ
КИРПИЧИ-ТАБЛИЧКИ
С
ЭЛЕМЕНТАМИ
ДРЕВНЕЙ
ПИСЬМЕННОСТИ.
РАСКОПКИ
ПРОВОДИЛИСЬ
ПОД
РУКОВОДСТВОМ
ДОКТОРА
ИСТОРИЧЕСКИХ
НАУК
А.
ПОДУШКИНА.

ЭТО ОТКРЫТИЕ 2020 ГОДА МИРОВОГО МАСШТАБА, ТАК КАК
ВПЕРВЫЕ ЗА 30 ЛЕТ УДАЛОСЬ НАЙТИ ПОЛНОЦЕННЫЙ ТЕКСТ С
НАЧАЛОМ И КОНЦОМ. ПИСЬМЕННОСТЬ СДЕЛАНА НА
ДРЕВНЕИРАНСКОМ ДИАЛЕКТЕ, КОТОРЫЙ УЧЕНЫЕ НАЗЫВАЮТ
ПРОТОСОГДИЙСКИМ ИЛИ КАНГЮЙСКИМ ЯЗЫКОМ, ТАК КАК
ГОРОД ЗАЛОЖЕН ВО ВРЕМЕНА ГОСУДАРСТВА КАНГЮЙ В ПЕРВЫЕ
ВЕКА Н.Э. ФЕНОМЕНАЛЬНУЮ ПО СВОЕЙ ЗНАЧИМОСТИ НАХОДКУ
УЧЕНЫЕ ОБНАРУЖИЛИ В СТЕНОВОЙ КЛАДКЕ НЕБОЛЬШОГО
ПОМЕЩЕНИЯ, ПОХОЖЕ, ЧТО В БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ ВЕКА ПРЕДКИ
ПРОСТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ ТАБЛИЧКИ С ТЕКСТОМ В КАЧЕСТВЕ
ОБЫЧНЫХ КИРПИЧЕЙ.

ЯЗЫК И ЭТОГЕНЕЗ ТЮРКОВ
ТЮРКСКИЙ МИР ОБЪЕДИНЯЕТ ТЮРКСКАЯ (УРАЛО-АЛТАЙСКАЯ)
ЯЗЫКОВАЯ ГРУППА. ТЮРКСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЭТНОЯЗЫКОВОГО
ПОРЯДКА БЫЛА СФОРМИРОВАНА НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЯ И СТЕПЯХ
АЗИИ В I ТЫС. ДО Н. Э.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИ ТЮРКИ ОТНОСЯТСЯ К МОНГОЛОИДНОЙ И
ЕВРОПЕОИДНОЙ
РАСАМ,
ПРИЧЕМ,
В
БОЛЬШЕЙ
МЕРЕ
РАСПРОСТРАНЕНЫ ПЕРЕХОДНЫЕ ФОРМЫ.

РЕЛИГИЯ ТЮРКОВ
НАЧИНАЯ С V-IV ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О
ТЕНГРИ - ГЛАВНОМ БОЖЕСТВЕ, БЫЛО РАСПРОСТРАНЕНО У ВСЕХ
ПРОТОТЮРКИХ И ТЮРКСКИХ НАРОДОВ. В ОБРАЗЕ ТЕНГРИ
ОБЪЕДИНИЛИСЬ РАЗЛИЧНЫЕ ИПОСТАСИ МИРОЗДАНИЯ ТЮРКОВ:
МИР КАК АБСОЛЮТ И КАК ВИДИМАЯ, ОСЯЗАЕМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ,
ВКЛЮЧАЮЩАЯ НЕБО, СОЛНЦЕ, ЛУНУ И ЗЕМЛЮ; МИР КАК
БОЖЕСТВЕННО-КОСМИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
С
ЕГО
ИЕРАРХИЧЕСКИМИ УРОВНЯМИ; НАКОНЕЦ, МИР КАК СОВЕРШЕННАЯ
ГАРМОНИЯ - ИДЕАЛ.

ЕСЛИ СЛЕДОВАТЬ НАУЧНОМУ ПОНИМАНИЮ РЕЛИГИИ, ТО
ТЕНГРИАНСТВО ДОСТАТОЧНО СЛОЖНО НАЗВАТЬ РЕЛИГИЕЙ,
ПОСКОЛЬКУ В НЕМ ПРИЧУДЛИВЫМ ОБРАЗОМ ПЕРЕПЛЕТЕНЫ
ЕДИНОБОЖИЕ, ШАМАНИЗМ, ПАНТЕИЗМ И ТОТЕМИЗМ. НО ПО
СВОЕМУ ЗНАЧЕНИЮ И СТАТУСУ, КОТОРЫЙ ИМЕЛО ТЕНГРИАНСТВО В
ТЮРКСКОМ МИРЕ, ОНО ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРЕВОСХОДИТ ТОТ
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, КОТОРЫЙ ИМЕЛИ И ИМЕЮТ РЕЛИГИИ В
ОБЩЕСТВЕ, ПОСКОЛЬКУ ПРОНИЗЫВАЛО ВСЮ СТРУКТУРУ ТЮРКСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ: НАЧИНАЯ ОТ ВОЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО
ДЕЛЕНИЯ КАГАНОВ, УЛУСОВ И ГОСУДАРСТВ И ЗАКАНЧИВАЯ
РЕГЛАМЕНТАЦИЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА.

ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКОЕ
ПИСЬМО
ДРЕВНЕ-ТЮРКСКОЕ РУНИЧЕСКОЕ
ПИСЬМО ПРИМЕНЯЛОСЬ В
ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ДЛЯ
ЗАПИСЕЙ НА ТЮРКСКИХ ЯЗЫКАХ В
VIII-X ВВ. И ПО ФОРМЕ ЗНАКОВ
ПОХОЖАЯ НА ГЕРМАНСКИЕ РУНЫ

Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла.

Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику, которая позволяла сокрушать им хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города. Материальная культура усуней и кангюев также исследована достаточно полно. Раскопки поселений и городов, могильников в Семиречье и Сырдарье дали яркие и выразительные материалы, которые позволяют представить характер жилищ ранних кочевников, их интерьер, проследить эволюцию керамики и ее основные типы, узнать об орудиях труда и оружии этих племен. Основными типами жилищ ранних кочевников является юрта. Другой тип жилья - большая повозка, запряженная быками и верблюдами. Внутри она застилалась коврами и кошмами, в зависимости от состояния владельца. Шерстяные ткани были местного производства, шелковые привозили из Китай в обмен на скот.
Таким образом, несмотря на сильное желание современных историков видеть их оседлым, городским народом, гунно-усуньские этносы I тысячелетия до нашей эры были в основной массе кочевыми скотоводами. В периферии кочевого мира были оседло-земледельческие оазисы, служившие в качестве зимовок - поселений. Некоторые из таких поселений имели вид укрепленных городищ. Таковы гуннские поселения в Сибири, укрепленное поселение Чигу у усуней, городища Актобе, Кокмардан и другие у кангюев.

На территории расселения кангюев и усуней обнаруживается высокоразвитое гончарное дело.

В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг.

Искусство гуннов, усуней и кангюев тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль). В III-II вв до нашей эры на смену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом.

Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца.

Обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

Марк Твен

История гуннов, как народа, очень интересна, и для нас, славян, представляет интерес тем, что гунны, с большой долей вероятности, являются предками славян. В данной статье мы рассмотрим ряд исторических документов и древних писаний, которые достоверно подтверждают тот факт, что гунны и славяне это один народ.

Азиатская культура гуннов

азиатская история гуннов

История гуннов берет свое начало в 6 веке до нашей эры. Именно с этого времени мы и начнем наш рассказ. Для того, чтобы разобраться кем же на самом деле были гунны мы будем опираться на исторические труды Аммиана Мацеллинна (крупный древнеримский историк, который начал подробно описывать исторические процессы, начиная с 96 года до нашей эры, но есть в его трудах и отдельные главы, связанные с империей гуннов), древнекитайские летописи.

Существует и другая теория происхождения славян, которая в корне опровергает мысли, которые высказал Дегинье. Речь идет о европейском происхождении. Именно эта история гуннов нас и интересует. Ее мы и будем рассматривать. Досконально изучить данную проблему в рамках одной статьи крайне тяжело, поэтому данный материал просто продемонстрирует неопровержимые доказательства того, что гунны были предками славян, а более детально народ гунны, и в частности история великого князя и война Атиллы, будет рассмотренная в других статьях.

Народ гунны в европейских источниках

Первое подробное и конкретное упоминание о гуннах в летописях датируется 376 годом до нашей эры. Этот год ознаменовался войной, которая вошла в историю под названием гото-гуннской войны. Если о племенах готов мы знаем достаточно и их происхождение не вызывает никаких вопросов, то племя гунны впервые было описано именно при этой войне. Следовательно, остановимся более подробно на противниках готов, чтобы понять, кем же они были. И тут есть очень любопытный факт. В войне 376 года до н.э. с готами воевали … русичи и болгары! Данная война подробно описана Аммианом Марцеллином, римским историком, и именно у него впервые мы обнаруживаем это понятие – гунны. А кого Марцеллин понимал под гуннами, мы уже поняли.

европейская культура гуннов

Такой перед нами предстает история гуннов согласно европейской версии.

Племена гуннов в Скандинавии

Ученые древнего мира из Скандинавии в своих трудах дают однозначную характеристику того, кто такие гунны. Этим термином скандинавы называли восточнославянские племена. При этом они никогда не разделяли понятия славяне и гунны, для них это был один народ. Но обо всем по порядку. Перед нами скандинавская версия, где однозначно определяются племена гуннов.

Племена гуннов в скандинавии

Следовательно, мы можем сделать вывод, что народа гунны, как такового, в Европе не было, поскольку на этой территории проживали восточные славяне, которых другие племена так и называли. Напомним, что впервые данный термин был введен Марцеллином, который во многом в своих трудах опирался на рассказы готов, бежавших с востока на запада под давлением неизвестных им племен, которые сами готы стали называть гуннами.

Гунны

Культура гуннов явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила далее ее главные элементы. Ко времени образования этих стран относится повсеместное распространение изделий из железа, возникает простой ткацкий станок, обширное развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла.Гунны имели довольно развитую материальную культуру и способности военного дела, стенобитную технику, которая позволяла сокрушать им отлично вооруженных врагов, брать его укрепленные городка. Материальная культура усуней и кангюев также изучена довольно много. Раскопки поселений и городов, могильников в Семиречье и Сырдарье дали калоритные и выразительные материалы, которые разрешают представить нрав жилищ ранешних кочевников, их интерьер, проследить эволюцию керамики и ее главные типы, выяснить о орудиях труда и оружии этих племен. Основными типами жилищ ранешних кочевников является юрта. Иной тип жилища - крупная повозка, запряженная быками и верблюдами. Снутри она застилалась коврами и кошмами, в зависимости от состояния обладателя. Шерстяные ткани были местного производства, шелковые привозили из Китай в обмен на скот.

В наскальных изображениях гуннов нередко встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг. Искусство гуннов тесновато соединено с художественными традициями саков (звериный стиль). В III-II вв до нашей эпохи на замену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, увенчанные самоцветами, цветными камнями, орнаментом.Знаками духа предков были неповторимые статуэтки парней и дам из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Монументы иллюстрируют идеологические представления стародавних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца.

духовная культура данных народов обусловливается их образом жизни. А именно тем что они были воинствующими кочевыми племенами, поклонялись богам войны таким как Айрес устрой общество был патриархальным за исключением сарматов. Культовыми животными для них были лошадь, сокол, волк, змея это ярко просматривается в предметах быта данных народов произведениях искусства. Государственность была примитивна на уровне племенной общине, в этих племена верили в загробный мир поэтому своих умерших они хоронили с приметами быта в больших курганах.

Читайте также: