Символизм в музыке 20 века кратко

Обновлено: 07.07.2024

Символизм (франц. symbolisme, от греч. sumbolon - знак, символ) - литературно-художеств. и философско-эстетич. направление, зародившееся во Франции в творчестве поэтов С. Малларме, А. Рембо, П. Верлена, Ж. Мореаса. Как творч. содружество франц. литераторов С. существовал с сер. 80-х гг. до смерти Малларме (1898), однако после распада группировки воздействие его философско-эстетич. принципов продолжалось как во Франции, так и за её пределами: в Бельгии (М. Метерлинк, Ж. Роденбах, Э. Верхарн), Австрии и Германии (Г. Гофмансталь, Р. Рильке, Г. Гауптман, С. Георге), Польше (С. Пшибышевский), Англии (О. Уайльд), Норвегии (произв. Г. Ибсена последнего периода, К. Гамсун), России и др. странах. Основы эстетики С. были разработаны в кон. 60-х - 70-х гг. 19 в. Термин "С." был введён и обоснован Ж. Мореасом в его "Манифесте символизма" (газ. "Фигаро", 18 IX 1866).

Философия С., характеризующаяся отрицательным отношением к материализму и позитивизму, сложилась под воздействием платонизма и в особенности идеалистич. концепций А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше в Германии, Вл. Соловьёва в России. Большое влияние на развитие эстетич. принципов С. оказали идеи нем. и франц. романтизма, а также англ. прерафаэлитов (направление в иск-ве и лит-ре, возникшее в 40-х гг. 19 в.). В основе гносеологии С. - понятие "сверхчувственной интуиции", к-рая отождествляется с мистическим проникновением в тайны "идеального" мира, скрытые под покровом реальной действительности. Проникновение в идеальный, "запредельный" мир посредством интуиции художника является, по мнению символистов, высшей формой познания, противопоставляемой ими науч. рационалистическому методу познания (А. Белый, "О смысле познания", П., 1922).

Рус. С. появившийся в нач.90-х гг. 19 в. (к "старшим" символистам относятся Н. M. Минский, Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус; к "младшим", выступившим в 1900-х гг., - А. А. Блок, А. Белый, Л. Л. Эллис, Ю. Балтрушайтис, Вяч. И. Иванов), воспринял от западноевропейского ведущие эстетич. установки; однако, оформившись в самостоят. течение, в "школу творчества" и "лабораторию исканий" (А. Белый), приобрёл специфич. черты. Они неразрывно связаны с обстановкой глубоких обществ. потрясений и напряжённых исканий во всех областях идеологии и иск-ва. Черты С. проявились также в области театра - гл. обр. в деятельности режиссёров П. Фора и О. Люнье-По (Франция), А. Аппиа (Швейцария), Г. Крэга (Англия), P. P. Комиссаржевского и В. Э. Мейерхольда (Россия). В изобразит. иск-ве С. получил значительно менее яркое выражение, чем в лит-ре и театре, и не сложился в оформленное направление. Элементы С. заметны в творчестве Пюви де Шаванна, М. Дени, О. Родена (Франция), А. Бёклина и X. Годлера (Швейцария), в России - в живописи В. Э. Борисова-Мусатова, М. А. Врубеля, художников группы "Голубая роза" - П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, А. А. Арапова, литов. художника М. Чюрлёниса.

Признавая вслед за романтиками высшей формой иск-ва музыку, открывающую иррациональным путём сокровенную сущность мира, тайну, Идею, символисты стремились приблизить выразит. средства лит-ры и живописи к музыкальным (звуковые стихи К. Бальмонта, "симфонии" А. Белого, "живопись-музыка" М. Чюрлёниса). В самой же музыке черты С. проявились лишь опосредованно, в первую очередь в произв., навеянных образами символистской лит-ры: утончённой лирики, хрупкой, бесплотной, истаивающей; настроений сумеречных, полных неясных предчувствий, тревожных ожиданий, мистических прозрений ("Пеллеас и Мелизанда", нек-рые прелюдии К. Дебюсси). Однако художеств. средства воплощения этих образов не были специфическими, как в лит-ре, а ограничивались в основном арсеналом муз.-выразит. средств импрессионизма.

Наиболее яркий и единственный в своём роде пример отражения черт С. в муз. иск-ве - творчество А. Н. Скрябина, что связано с исключит. ролью философско-концепционного начала в его музыке. Филос. воззрения Скрябина имеют много точек соприкосновения с эстетич. установками С. (поиски мирового и космического единства; взгляд на творчество как на культово-обрядовый акт; идея орфеизма и пророческого служения художника, граничащая с мессианством). Близки, нередко тождественны образы-символы поэзии Блока, Сологуба и программных комментариев музыки Скрябина (авторских или санкционированных автором): "Далёкая звезда", "Дерзающий дух", "Прометей", "Божественная игра" и др. В нек-рых особенностях формообразования зрелых произв. Скрябина можно видеть параллели с отд. приёмами стихосложения символистской поэзии (см. у Н. Котлера, 1940). При непосредственном восприятии музыки Скрябина (вне знакомства с программно-филос. комментариями) близость творчеству символистов, прежде всего русских, "младшего поколения", ощущается в общей эмоциональной настроенности, напряжённом "стремлении жить удесятерённой жизнью" (Блок), тончайшей градации оттенков переживаний. Родство музыки Скрябина и поэзии С. проявляется также в тех аспектах (психологических, образных, языковых), в к-рых они продолжают принципы романтич. иск-ва.

Символизм — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX - XX веков во Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами. Символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне.

В символизме впечатления, мечты, фантазии торжествуют над предметным миром. Символический образ создается из разнообразных ассоциаций, сопоставлений; символ служит для необычного выражения переживаний. Символисты стремятся к созданию собственных мифов – сюжетов, в которых изображается борьба между Злом и Добром, Красотой и Уродством, между божественным и демоническим началом.

Основа символистского видения мира – идеалистическая философия, истолковывающая вещественный, зримый мир как неполное отражение вечного начала. Особенно значимыми для символистов философами были Платон, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В философии Платона символистов привлекло учение о вещных сущностях – идеях, слабыми отражениями которых являются материальные предметы, вещи. У Ф. Шеллинга символистам была близка мысль о тождестве законов, властвующих над природой и сознанием. На мировидение символистов повлияла мысль А. Шопенгауэра о способности человека найти гармонию в мире фантазий, отстранённом от реальности.

В России символизм зародился в первой половине 1890-х гг. Рассвет русского символизма пришелся на 1900-е гг., когда впервые это движение приобретает религиозно-философский характер и разрабатывается набор символов и сюжетов, обладающих глубинными смыслами. В этих символах и сюжетах были запечатлены отношения, связывающие человека и повседневную жизнь с высшим сверхреальным миром. Символизм как самостоятельное движение прекратил свое существование в 1910-х гг.

Оформление символизма в самостоятель­ное течение происходит в 1890-е годы, когда рождаются ранние произведения Скрябина, возникает идея Мистерии и стремительно обновляется система выразительных средств. Скрябин редко ин­тересовался творчеством современников. Обращение компо­зитора к произведениям Бальмонта и Вяч. Иванова указывает на то, что композитор нашел в символистском твор­честве близкие ему идеи. Скрябин и символисты не только чувствовали и ожидали приближения грядущих пере­мен, но активно устремлялись им навстречу. Идеи символистов о преобра­зовании мира силой искусства ярчайшим образом воплоти­лись в замысле скрябинской Мистерии. Другой важной чертой, сблизившей Скрябина с симво­листами, стало признание главенствующего положения му­зыки как искусства, способного наиболее полно выразить их устремления.

Для музыки Скрябина, как и для поэзии символистов, характерен вариационный принцип развития. Данный в начале поэтический образ освещается с разных сторон, играет различными гранями, но до конца произведения не изменяет своего основного выразитель­ного облика. Разви­тие направлено не к изменению или же становлению образа, но к его постепенному раскрытию.

Другая особенность, проявившаяся и в музыке Скрябина и в поэзии русских символистов, — отры­вистость, импульсивность, благодаря которым нарушается плавное течение высказывания. Характерный для зрелого Скрябина отказ от протяженных тем, предпочтение повто­ряющихся, кратких, относительно замкнутых лейтмотивов, а также частое сопоставление контрастных элементов в тематических комплексах — все это обусловило прерывистое развитие музыки.

Как и литераторы-символисты, Скрябин интересовался теософской концепцией теургии, значением заклинаний и ритма как глубоко магического акта, соборностью как мистическим опытом, искусством как формой религиозного действия, синтезом материи и духа; а это всё — центральные понятия в теософии.

Серебряный век был богат поэтами и композиторами. Однако невозможно не заметить аналогию в творчестве двух творцов этой эпохи - А.А. Блока и А.Н. Скрябина. Пламенно-экстатический характер, бунтарская страстность объединяют музыку Скрябина и поэзию Блока. Их творчество роднят религиозно-философские мотивы. Блок выражал в своих стихах свободу человеческой души. Скрябин тоже пытался разрешить вопрос о человеческой свободе. В музыке Скрябина воплощена импульсивность и властность человеческой души в сильных и энергичных мелодиях, воодушевляющих слушателей. Блок отожествляет свободную стихию с музыкой, которая пронизывает все миры. Он считал музыку центром культуры, ее душой. Поэт был убежден, что многие достижения цивилизации лишь ограничивают свободу стихии, запирают ее в тесные рамки, сводят на нет. Из цивилизованных стран стихия музыки исчезает, и реальность там лишается чуда, превращаясь в скопление предметов, созданных для удобства людей. Блока, по сравнению со Скрябиным, значительно сильнее занимала окружающая действительность в ее конкретных проявлениях, недаром он воплотил в своем творчестве и тему революции. В их творчестве за символом скрыто не только движение души, но и жизненная реальность.

Таким образом, можно найти много общего между литературой и музыкой в период Серебряного века. Эта эпоха отмечена стремлением к синтезу искусств. Обращение к символике присуще как поэтам-символистам, так и композиторам. Более сложным и многомерным становится сам символ, его сфера значительно расширяется. Искусство при этом упрочивает свою связь с реальной жизнью, наделяется жизнеутверждающей и преобразующей силой. Акцентируется понимание искусства как высшего способа познания.

Если трудно принять без доказательств факт существования символистской музыки, невозможно отрицать, что некоторые композиторы вызывали особое восхищение представителей литературного символизма. Крупнейший из них — Вагнер, и распространение его славы во Франции способствовало постепенному зарождению идеи символизма в музыкальном искусстве. Как стал известен Вагнер, какие из его сочинений пользовались особой любовью, почему его так прославляли?


КЛИМТ. Музыка. 1901


О. РЕДОН. Парсифаль. 1891

Но здесь мы подходим ко второй волне символистского увлечения Вагнером.

МУЗЫКА

МУЗЫКА Ференц Лист Ференц Лист – один из ярчайших представителей венгерской музыкальной культуры. Он родился в 1811 г. в Райдинге, земля Бургенланд (ныне Восточная Австрия), а умер в 1886 г. в Байрейте (Германия). Лист был величайшим гением фортепиано XIX в., сравнимым, пожалуй,

Музыка

Музыка Французы умудряются по-прежнему сохранять приверженность к своей традиционной музыке. Достаточно пробыть во Франции всего несколько минут, и вы, скорее всего, успеете услышать переливы аккордеона, пение саксофона-сопрано, звуки скрипки, гитары и барабана – то

МУЗЫКА

МУЗЫКА Что такое музыка? Представьте, что вы ударили рукой по деревянному столу. Возник звук. Если вы ударите в колокол, он также зазвучит. Но этот звук будет называться тоном. Тон — это единичный музыкальный звук.Музыка — это вид искусства, объединяющий тоны в

Музыка

Музыка Музыкальные жанры Блюз (англ. blues, от blue devils — меланхолия, грусть) — первоначально — сольная лирическая песня афроамериканцев, впоследствии — направление в музыке. Блюз появился во второй половине XIX в. в США. Для мелодики блюза характерны вопросно-ответная

Музыка

Музыка Какая музыка тебе нравится? Почему?На каком инструменте играл Шопен?Сколько у гитары струн?Чем отличается скрипка от арфы?На каком инструменте ты бы хотел научиться

Музыка

Рок— и поп-музыка

НОВАЯ МУЗЫКА — ЭТО ДРУГАЯ МУЗЫКА

НОВАЯ МУЗЫКА — ЭТО ДРУГАЯ МУЗЫКА Я сомневался, что эти трое знают мой репертуар или что им что-нибудь говорят такие имена, как Адес, Тёрнейдж, Такемицу, Куртаг, Линдберг или Мюллер-Виланд. Но я всё же перечислил их, композиторов XX и XXI века, пишущих современную музыку. На

МУЗЫКА

МУЗЫКА МУЗЫКА Без музыки жизнь была бы ошибкой.Фридрих Ницше (1844–1900), немецкий философ* * *Музыка — это искусство печалить и радовать без причины.Тадеуш Котарбиньский(1886–1981), польский философ* * *Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой.Уолтер Пейтер (1839–1894),

МУЗЫКА

МУЗЫКА Без музыки жизнь была бы ошибкой.Фридрих Ницше (1844–1900), немецкий философ* * *Музыка — это искусство печалить и радовать без причины.Тадеуш Котарбиньский(1886–1981), польский философ* * *Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой.Уолтер Пейтер (1839–1894),

Музыка

Музыка Любой прием будет более торжественным и изысканным, если на нем будет звучать хорошо подобранная музыка. На официальный прием можно пригласить пианиста, гитариста, камерный квартет или даже оркестр малого состава, исполняющий популярные мелодии.На небольшом

Музыка

Музыка Музыкальная жизнь итальянской столицы очень оживленная и разнообразная. Кажется, что музыка звучит в Риме повсюду, достаточно выйти погожим вечером в центр города, и вы услышите игру сотен уличных музыкантов. Немало в Риме и концертных площадок, где выступают

Символизм (от др. греч. symbolon — знак, символ) — это направление в искусстве (в литературе, живописи и др.), когда автор использует символы для обозначения идей, придаёт им символическое значение, которое абсолютно отличается от их буквального смысла.

Для выражения своих идей автор показывает не реальный мир, а использует силу слов и образов, создаваемых им.


"Жизнь и смерть", художник Густав Климт, (1908 – 1911)
Вместо того, чтобы чувствовать угрозу от смерти, люди на картине Климта, кажется, игнорируют её. Несмотря на всеобщий душевный негатив того времени, в этой картине художник изображает нотку надежды.
Известно, что в то время сам художник приближался к своей смерти, и, возможно, эта работа символизирует его собственное смирение с грядущим будущим.

Символизм в искусстве

Символизм возник в конце 19-го века во Франции и Бельгии.

Сначала символизм установился в литературе, философии и театре, потом он пришёл в музыку и изобразительное искусство.

Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, которому характерны свобода самовыражения, естественность и раскованность, изображение идеального мира, живописность природы и чувств).

В искусстве символизм появился как конфронтация реализму и импрессионизму, где акцент делался на реальности. Символизм изображал идеи через символы, подчёркивал смысл формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, показывал тоску и человеческую жажду духовно раскрепоститься.

Символизм открыл новые, абстрактные средства выражения психологической правды, и показал, что за физическим миром существует другая реальность — духовная.

Символисты могут взять абстрактные понятия, такие как сны и видения, и придать этому форму.

Особенности символизма

Мастера этого стиля не пытаются построить свои работы на реализме, они отображают эмоции и чувства, идеи и субъективность. Их работы выражают их собственные идеологии, они верят, что способны раскрывать правду.

В своих работах символисты часто обсуждают такие темы:

  • оккультизм;
  • религиозная мистика;
  • мир снов;
  • извращение;
  • эротика;
  • меланхолия;
  • патология;
  • зло;
  • декаданс;
  • смерть.

Художники-символисты, также как и писатели и музыканты этого движения, стремились указать лишь нюансы и намёки в личных, наполовину заявленных, неясных упоминаниях.

Символизм дал возможность перехода мирового искусства от романтизма (начало 19-го в.) к модернизму (начало 20-го в.).

Русский символизм

В промежутке между 1886 и 1900 символизм преобладал в большинстве видов искусств Европы. Художник начала 20 века, который оказал сильнейшее влияние на русское изобразительное искусство этого направления — Михаил Александрович Врубель.

Картина

Картина "Демон (сидящий)", 1890 г., художник М. А. Врубель (1856 – 1910)

Символизм в русской литературе

В русской литературе, как течение, символизм продлился приблизительно до 1910 года.

В России символизм стал первым, и самым главным, модернистским течением в поэзии. У нас его принято делить на два этапа: по времени становления, и по манерам мировоззрения.

"Старшие символисты" — это те, которые сделали свои первые шаги в поэзии в 1890-е годы. Они начали развивать русскую поэзию. Например: В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб (Тетерников), К. Д. Бальмонт.

"Младосимволисты" ("младшие символисты") — поэты, которые появились в литературном обществе в 1900 – 1904 годах. Считается, что они превратили символизм в самостоятельное направление, придав ему законченный вид. Например: В. С. Соловьёв, А. А. Блок, А. Белый (Б. Н. Бугаев).

Представители символизма

Символисты в литературе

Примеры русских писателей и поэтов-символистов:

  • К. Д. Бальмонт (1867 — 1942);
  • В. Я. Брюсов (1873 — 1924);
  • Ю. К. Балтрушайтис (1873 — 1944);
  • И. Ф. Анненский (1855 — 1909);
  • А. А. Блок (1880 — 1921);
  • А. Белый (1880 — 1934).

Примеры иностранных поэтов-символистов:

  • Поль Верлен (1844 — 1896);
  • Артюр Рембо (1854 — 1891);
  • Стефан Малларме (1842 — 1898);
  • Граф де Лотреамон (прозаик и поэт, 1846 — 1870).

Символисты в изобразительном искусстве

  • Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910);
  • Эдвард Мунк (1863 — 1944);
  • Гюстав Моро (1826 — 1898);
  • Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 — 1911);
  • Обри Бёрдслей (1872 — 1898);
  • Джеймс Энсор (1860 — 1949);
  • Фелисьен Ропс (1833 — 1898);
  • Фердинанд Ходлер (1853 — 1918);
  • Макс Клингер (1857 — 1920);
  • Лайош Гулачи (1882 — 1932);
  • Арнольд Бёклин (1827 —1901);
  • Франц фон Штук (1863 — 1928);
  • Поль Гоген (1848 — 1903);
  • Одилон Редон (1840 — 1916);
  • Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824 — 1898);
  • Яцек Мальчевский (1854 — 1929).

Символисты серебряного века

Серебряный век русской культуры — это фаза русской культуры с 1890 года до начала 1920-х. Принято считать, что литература этого времени уступает "золотому веку" (пушкинская эпоха), т. к. название было придумано по аналогии. Например:

Старшие символисты (ещё их называют "декаденты") — старшее поколение символистов конца XIX века. Например:

  • Д. Мережковский;
  • З. Гиппиус;
  • К. Бальмонт;
  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • А. Добролюбов;
  • Н. Минский;

Младшие символисты ("младосимволисты") — младшее поколение символистов начала XX века.

  • А. Блок;
  • А. Белый;
  • С. Соловьёв;
  • Вяч. Ив. Иванов;
  • И. Анненский;
  • Ю. Балтрушайтис.

Также к этой эпохе причисляют некоторых художников того времени. Например:

  • М. Врубель;
  • B. Бopиcoв-Mycaтoв;
  • художественное объединение "Гoлyбaя poзa" (например, П. Кузнецов);
  • художественное объединение "Mиp искусства" (например, К. Петров-Водкин).

Символизм в живописи

После того, как символизм был принят литературным миром, он появился и в работах молодого поколения художников, которые тоже отвергали условности натурализма.

Художники-символисты считали, что искусство не обязано отображать объективность, оно может показывать человеческие идеи и эмоции.

Они вернулись к Романтизму XIX века, когда ценность произведения было в воспроизведении эмоционального опыта у зрителя через композицию, цвет, линии и т. д.


"Глаз, как странный шар, направляется в бесконечность", художник Одилон Редон, 1882 г.

Символизм в музыке

Александр Скрябин (1871 — 1915) знаменит как гениальный русский пианист и композитор. Но не только. Его также помнят и по той магии, которая окутывала его в момент выступлений, представляя зрителю, казалось, весь мистицизм тайн Вселенной.

Он превращал аккорды в символы. Таким стал "прометеев" аккорд или "прометеевский" аккорд, который впоследствии использовался и другими композиторами.

Этот звуковой комплекс был абсолютно новаторским для того времени. Когда музыковеды говорят про его музыкальные творения, вспоминают такие слова, как: врата в авангардное мышление, мелодия-воздушность, хрустальность, стремление к звёздам и др.

Прометеев аккорд построен из звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез.

История символизма

Основоположником стал французский поэт Шарль Бодлер, когда в 1857 году опубликовал свой сборник стихотворений "Цветы зла" ("Les Fleurs du mal"). Таким образом, направление началось с литературы.

Эта книга оказала огромное влияние и на других авторов. Притом суд посчитал книгу непристойной, оштрафовал Бодлера и заставил убрать из сборника несколько стихотворений.

Жан Мореас (французский поэт греческого происхождения, настоящее имя Иоаннес Пападиамантпулос) сыграл ведущую роль во французском символистском движении, опубликовав в сентябре 1886 года в литературном приложении французской газеты Le Figaro один из своих манифестов.

Жан Мореас не только впервые использовал название "символизм", но и описал его основные принципы (нового, на то время, направления).

Именно эта публикация помогла утвердить символизм как движение и заменить популярный в то время декаданс.

В том же 1886 году было основано периодическое издание Le Symboliste (Жаном Мореасом вместе с Густавом Каном и Полом Адамом), но долго оно не просуществовало.

В 1890-х годах символизм продолжил своё развитие с такими знаменитыми именами как: французские поэты Стефан Малларме, Артюр Рембо и Поль Верлен; бельгийский писатель Морис Метерлинк.

После символизм пленил и другие виды искусства, начиная с французского живописца Одилона Редона.

Акмеизм, футуризм и имажинизм

Акмеизм — модернистское течение русской поэзии, которое появилось в начале 20 века как ответ на максимализм символизма.

Ему характерны: ясность и чёткость образов, выразительность деталей, отрицание туманностей и др.

Футуризм — это авангардистское художественное направление начала 20 века, которое характеризуется почитанием будущего и отрицанием прошлого, отказом от реализма, для формирования собственного, нового стиля.

Имажинизм — авангардистское литературное направление 1920-х, существовало прежде всего в русской поэзии.

Читайте также: