Символичность образов поэзии тютчева кратко

Обновлено: 05.07.2024

Душа моя – Элизиум теней,

Что общего меж жизнью и тобою!

Меж вами, призраки минувших, лучших дней,

И сей бесчувственной толпою.

Тютчев занимает вершину русской романтической философско-психологической лирики. При этом она не является отвлеченной, философствующей, основанной на абстракциях, — она ВСЯ ЗЕМНАЯ, вся пронизана чувством и приметами конкретного исторического времени.

Если рассматривать произведения Тютчева как единый текст, то они заключают относительно законченную концепцию. У Тютчева это пантеистическая концепция мира (обожествление природы). Философское восприятие природы составляет основу тютчевского видения мира. Большое влияние на творчество Тютчева оказала философия Шеллинга (его учение об абсолютном тождестве). В своих произведениях Тютчев дал собственное неповторимое решение философских проблем жизни и ее течение во времени.

Еще одна философская тема – тема любви. Тютчев пытается понять: что есть любовь. Концепция любви Тютчева: гибнет тот, кто больше любит.

Драматизм и психологизм – ведущие способы раскрытия внутреннего мира героев, придают любовной лирике особую проникновенность.

Работа посвящена изучению и раскрытию понимания символичности образов в поэзии Ф.И. Тютчева.

Используется для студентов 1-го курса.

1. Основная часть

1.1. Предварительная подготовка к уроку

Учащимися к уроку дается задание самостоятельно прочитать стихи Ф.И. Тютчева.

1.2. План проведения урока

1) Познакомить учащихся с творчеством поэта, закрепить знания некоторых литературоведческих терминов;

2) Выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение чувств;

3) Привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе;

4) Развивать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать и аргументировать свое мнение;

5) Воспитывать любовь к Родине, уважение к ее истории; любовь к родному языку и литературе.

Оборудование : портрет Ф.И. Тютчева; тексты стихотворений; учебник; репродукции известных художников, изображающие природу, магнитофон, романс на стихи Тютчева “Весенние воды”, презентация.

Тип урока: урок усвоения нового материала

I. Вступительная беседа по вопросам.

Что вы знаете о Ф.И. Тютчеве?

Какие стихи читали, учили?

О чем этот поэт пишет?

Какие стихи Тютчева привлекли ваше внимание, когда взяли в руки сборник? Почему? (Чтение ребят).

II. Работа над новым материалом

Поэзия Ф. И- Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают Духовную культуру каждого Человека/Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, ученых, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. В 1903 году, когда исполнилось сто лет со дня рождения поэта, один из его горячих поклонников, И.С. Аксаков, писал: "Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определенной незаконченной эпохе в развитии русской литературы. Для него не настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает Нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него". О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество в контексте эпохи. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

Судьба Тютчева - поэта необычна: это судьба последнего русского поэта - романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошел прежде всего как певец природы, ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать "именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина". Л.Н. Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской "Весны":

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины,

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены, -

Что устоит перед дыханьем

И в первой встречею весны!

Да разве в торопливом говоре весенних ручейков не слышится нам песня тютчевских весенних вод, славящих приход "молодой весны", и разве первым раскатам весеннего грома не вторят в нашем сознании знакомые строки:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

А летом, когда мы видим сгустившиеся тучи и переводим взгляд на притихшие поля, нам опять-таки вспоминаются тютчевские строки:

Зеленеют под грозой.

Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильнее называть ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба. Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека еще на заре его существования и которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Старинные образы Матери-земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Смерти, Сна и Любви, Человека, Судьбы вошли в его поэзию.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбу противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте, времен года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. "На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. " - восхищается поэт картиной ночного моря. ("Как хорошо ты, о море ночное" (1865). То же пиршество звуков и красок в хрестоматийных строках "Весенние грозы". Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы. Характерны начала его стихотворений: "как хорошо ты, о море ночное. ", "Есть в осени первоначальной. ",

"Как весел грохот летних бурь. ", "Люблю грозу в начале мая. ". Поражает диапазон художнического видения поэта - от тонкого волоса паутины, что "блестит на праздной борозде", до океана вселенной, объемлющего "шар земной". Неожиданны тютчевские эпитеты и метафоры, передающие столкновение и игру природных сил. Солнечный полдень поэт называет "мглистым", пышность древесного убора - "ветхой", сияние ночного моря - "тусклым", "Воздушная арка" радуги полнеба обхватила и в высоте изнемогла".

Поэта особенно привлекают переходные промежуточные моменты жизни природы, он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете ("Есть в осени первоначальной. ") или же осенний вечер - предвестие зимы ("Осенний вечер"). Он воспевает не грозу в разгар лета, а весенний первый гром "в начале мая". Он рисует первое пробуждение природы, перелом зимы к весне ("Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит. ").

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. "В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. " - убежден поэт. (Стихотворение "Не то, что мните вы, природа. ", 1836 г.). Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит, Весенний гром грохочет в небе, "как бы резвяся и играя". Вешние воды "бегут и будят сонный брег". Уступая дорогу весне, зима злится, "хлопочет", "ворчит", "бесится". "Лазурь небесная смеется", "полупрозрачный лес грустит" и так далее. Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто мета: форы и олицетворения; живую краску природы "он принимал и понимал не кйс свою фантазию, а как истину", - писал B.C. Соловьев.

Природа и Человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. ("Осенний вечер", "Еще земли печален вид. ", "Когда в кругу убийственных забот. ", "О чем ты воешь, ветер ночной"). Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество (Душа моя Элизиум теней . ", 1830 г.), история, культура, цивилизация - все кажется ему призрачным, обреченным на гибель ("От жизни той, что бушевала здесь. ", 1871 г.).

Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Вот почему невыносимо для него спокойное существование в однообразии, для него велик человек, оказавшийся участником или свидетелем исторических свершений ("Счастлив, кто посетил сей мир / В его минуты роковые. " ("Цицерон").

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года:

В стихотворении "Весенние воды" - ручьи - первые вестники весны оповещают о приходе праздника природы. Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов (1,2 строфа) до теплых, тихих майских дней (3 строфа).

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят—

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

III. Работа учителя с классом.

Ученики по очереди выразительно читают стихотворения Тютчева о природе, характеризующие различные времена года. После прочтения всем классом пытаемся раскрыть значения поэтических образов поэта. Пусть выскажутся все о том, как воспринимаются строки Тютчева, какие чувства и ассоциации они рождают.

Лето . Тютчевское лето также очень часто грозовое: "В душном воздухе молчанье", "Как весел грохот летних бурь", "Неохотно и несмело". Стихотворение "Неохотно и несмело" создает олицетворенный образ природы. Место действия - земля и небо, они же - главные персонажи, гроза - это их сложные и противоречивые взаимоотношения. Природа полна движения (ветер порывист, пламень молний летучий, пыль вихрем летит, земля в смятении), полна звуков (гром гремит, раскаты громовые), красок (зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый, земля в сиянье). И снова поэт дает почувствовать приближение праздника. Хотя "неохотно и несмело" смотрит солнце, "исподлобья" поглядывает на поля и гром "все сердитей", а земля "принахмурилась", но все же природу красит этот гнев - "зеленеющие нивы зеленее под грозой”, и гроза несет блаженство сияния: "И в сиянье потонула вся смятенная земля".

Осень . Картины осени рисуются в стихотворении "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. " и снова видим действие на земле и излюбленное вертикальное движение с неба.

Зима . Зимнюю природу Тютчев изобразил в стихотворении "Чародейкою зимою околдован лес стоит". Зимнее "чудо" совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы: "околдован. околдован. очарован. весь опутан. весь окован. неподвижною. немою". Стихи завораживают своей музыкой, "колдуют":

Чародейкою Зимою Околдован лес стоит —

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

Итак в чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего? — Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева — это живое, разумное существо.

IV. Слово учителя.

Далее учитель знакомит учеников с размышлениями русского философа Владимира Соловьева об образе природы у Тютчева (Приложение к уроку).

III. Подведение итогов

Итак, мы видим, Тютчева недаром, называют певцом русской природы. И надо Думать, что полюбил Он ее не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Символичность образов в поэзии Ф.И. Тютчева

Работа посвящена изучению и раскрытию понимания символичности образов в поэзии Ф.И. Тютчева.

Используется для студентов 1-го курса.

1. Основная часть

1.1. Предварительная подготовка к уроку

Учащимися к уроку дается задание самостоятельно прочитать стихи Ф.И. Тютчева.

1.2. План проведения урока

1) Познакомить учащихся с творчеством поэта, закрепить знания некоторых литературоведческих терминов;

2) Выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение чувств;

3) Привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе;

4) Развивать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать и аргументировать свое мнение;

5) Воспитывать любовь к Родине, уважение к ее истории; любовь к родному языку и литературе.

Оборудование : портрет Ф.И. Тютчева; тексты стихотворений; учебник; репродукции известных художников, изображающие природу, магнитофон, романс на стихи Тютчева “Весенние воды”, презентация.

Тип урока: урок усвоения нового материала

1.3. Ход урока

I. Вступительная беседа по вопросам.

Что вы знаете о Ф.И. Тютчеве?

Какие стихи читали, учили?

О чем этот поэт пишет?

Какие стихи Тютчева привлекли ваше внимание, когда взяли в руки сборник? Почему? (Чтение ребят).

II. Работа над новым материалом

Поэзия Ф. И- Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают Духовную культуру каждого Человека/Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, ученых, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. В 1903 году, когда исполнилось сто лет со дня рождения поэта, один из его горячих поклонников, И.С. Аксаков, писал: "Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определенной незаконченной эпохе в развитии русской литературы. Для него не настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает Нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него". О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество в контексте эпохи. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

Судьба Тютчева - поэта необычна: это судьба последнего русского поэта - романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошел прежде всего как певец природы, ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать "именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина". Л.Н. Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской "Весны":

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины,

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены, -

Что устоит перед дыханьем

И в первой встречею весны!

Да разве в торопливом говоре весенних ручейков не слышится нам песня тютчевских весенних вод, славящих приход "молодой весны", и разве первым раскатам весеннего грома не вторят в нашем сознании знакомые строки:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

А летом, когда мы видим сгустившиеся тучи и переводим взгляд на притихшие поля, нам опять-таки вспоминаются тютчевские строки:

Зеленеют под грозой.

Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильнее называть ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба. Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека еще на заре его существования и которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Старинные образы Матери-земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Смерти, Сна и Любви, Человека, Судьбы вошли в его поэзию.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбу противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте, времен года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. "На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. " - восхищается поэт картиной ночного моря. ("Как хорошо ты, о море ночное" (1865). То же пиршество звуков и красок в хрестоматийных строках "Весенние грозы". Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы. Характерны начала его стихотворений: "как хорошо ты, о море ночное. ", "Есть в осени первоначальной. ",

"Как весел грохот летних бурь. ", "Люблю грозу в начале мая. ". Поражает диапазон художнического видения поэта - от тонкого волоса паутины, что "блестит на праздной борозде", до океана вселенной, объемлющего "шар земной". Неожиданны тютчевские эпитеты и метафоры, передающие столкновение и игру природных сил. Солнечный полдень поэт называет "мглистым", пышность древесного убора - "ветхой", сияние ночного моря - "тусклым", "Воздушная арка" радуги полнеба обхватила и в высоте изнемогла".

Поэта особенно привлекают переходные промежуточные моменты жизни природы, он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете ("Есть в осени первоначальной. ") или же осенний вечер - предвестие зимы ("Осенний вечер"). Он воспевает не грозу в разгар лета, а весенний первый гром "в начале мая". Он рисует первое пробуждение природы, перелом зимы к весне ("Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит. ").

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. "В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. " - убежден поэт. (Стихотворение "Не то, что мните вы, природа. ", 1836 г.). Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит, Весенний гром грохочет в небе, "как бы резвяся и играя". Вешние воды "бегут и будят сонный брег". Уступая дорогу весне, зима злится, "хлопочет", "ворчит", "бесится". "Лазурь небесная смеется", "полупрозрачный лес грустит" и так далее. Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто мета: форы и олицетворения; живую краску природы "он принимал и понимал не кйс свою фантазию, а как истину", - писал B.C. Соловьев.

Природа и Человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. ("Осенний вечер", "Еще земли печален вид. ", "Когда в кругу убийственных забот. ", "О чем ты воешь, ветер ночной"). Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество (Душа моя Элизиум теней . ", 1830 г.), история, культура, цивилизация - все кажется ему призрачным, обреченным на гибель ("От жизни той, что бушевала здесь. ", 1871 г.).

Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Вот почему невыносимо для него спокойное существование в однообразии, для него велик человек, оказавшийся участником или свидетелем исторических свершений ("Счастлив, кто посетил сей мир / В его минуты роковые. " ("Цицерон").

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года:

В стихотворении "Весенние воды" - ручьи - первые вестники весны оповещают о приходе праздника природы. Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов (1,2 строфа) до теплых, тихих майских дней (3 строфа).

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят—

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

III. Работа учителя с классом.

Ученики по очереди выразительно читают стихотворения Тютчева о природе, характеризующие различные времена года. После прочтения всем классом пытаемся раскрыть значения поэтических образов поэта. Пусть выскажутся все о том, как воспринимаются строки Тютчева, какие чувства и ассоциации они рождают.

Лето . Тютчевское лето также очень часто грозовое: "В душном воздухе молчанье", "Как весел грохот летних бурь", "Неохотно и несмело". Стихотворение "Неохотно и несмело" создает олицетворенный образ природы. Место действия - земля и небо, они же - главные персонажи, гроза - это их сложные и противоречивые взаимоотношения. Природа полна движения (ветер порывист, пламень молний летучий, пыль вихрем летит, земля в смятении), полна звуков (гром гремит, раскаты громовые), красок (зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый, земля в сиянье). И снова поэт дает почувствовать приближение праздника. Хотя "неохотно и несмело" смотрит солнце, "исподлобья" поглядывает на поля и гром "все сердитей", а земля "принахмурилась", но все же природу красит этот гнев - "зеленеющие нивы зеленее под грозой”, и гроза несет блаженство сияния: "И в сиянье потонула вся смятенная земля".

Осень . Картины осени рисуются в стихотворении "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. " и снова видим действие на земле и излюбленное вертикальное движение с неба.

Зима . Зимнюю природу Тютчев изобразил в стихотворении "Чародейкою зимою околдован лес стоит". Зимнее "чудо" совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы: "околдован. околдован. очарован. весь опутан. весь окован. неподвижною. немою". Стихи завораживают своей музыкой, "колдуют":

Чародейкою Зимою Околдован лес стоит —

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

Итак в чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего? — Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева — это живое, разумное существо.

IV. Слово учителя.

Далее учитель знакомит учеников с размышлениями русского философа Владимира Соловьева об образе природы у Тютчева (Приложение к уроку).

III. Подведение итогов

Итак, мы видим, Тютчева недаром, называют певцом русской природы. И надо Думать, что полюбил Он ее не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.

Центральное место в творчестве Ф.И. Тютчева занимает тема природы. Тютчев, как тонкий лирик, тонко чувствует тайны природы, задается вопросами мироустройства. Его пейзажная лирика сопряжена с философскими вопросами. Природа наталкивает поэта на размышления о тайнах мироздания, о человеческом бытии.

Особенность лирики Тютчева заключается в философской проблематике и тесном соприкосновении мира природы и мира человека.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Пейзажная лирика Тютчева 480 руб.
  • Реферат Пейзажная лирика Тютчева 250 руб.
  • Контрольная работа Пейзажная лирика Тютчева 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Однако творчество Тютчева проникнуто романтическими настроениями, в нем все же присутствует и драматизм от осознания противоречий мира природы и мира человека.

В поэзии Тютчева проявления слияния человека и природы изображаются по-разному. В одних произведениях природа и человек гармоничны, пробуждают светлые чувства любви, радости, блаженства:

В этих стихотворения проявляются светлые, жизнеутверждающие мотивы, которые связаны с образом весны.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

В поэтическом мире Тютчева присутствуют мотивы утери гармонии в отношениях человека и природы, причиной которой является человек. Поэт считает, что разлад человеческого мира и мира природы противоестественен.

Поэтический мир Ф. И. Тютчева (о творчестве поэта)

Тютчев всего на 4 года моложе Пушкина, но в нашем восприятии и в восприятии его современни­ков он относится не к пушкинской эпохе, а к более позднему времени.

Признание пришло к Тютчеву не сразу. Долгие годы он провел на дипломатической службе за гра­ницей (в Германии), что оторвало его от участия в общественной и литературной жизни России. К Тому же он никогда не считал себя профессиональным поэтом, не искал литературной славы и вообще не проявлял никакой заинтересованности в публикации своих стихотворений.

До сих пор часто цитируется маленькое стихотво­рение Тютчева, хотя нет единства в истолковании его смысла:

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

Однако социальная проблематика для Тютчева все же не характерна. Он вошел в историю русской поэзии как замечательный мастер философской, пей­зажной, любовной лирики.

В принципе диапазон лирических стихотворений без­граничен, так как все явления жизни — и природ­ные, и общественные — могут вызвать те или иные переживания человека. В XIX в. постепенно стирались жанровые деления в лирике, хотя отдельные жанры продолжали развиваться: элегия, баллада. Вместо этого в лирике начали выделять различные темы и в связи с этим говорить о стихах политических, философских, любовных, пейзажных и т. д. Впро­чем, и такой принцип не совсем точен, так как в одном и том же произведении могут быть слиты воедино самые разные мотивы. Любая классифи­кация условна и приблизительна. И все же, когда речь идет о Тютчеве, мы прежде всего выделяем в его лирике философские мотивы, философское ос­мысление человека и мира. Напряженные и глубокие раздумья над загадками бытия, вечными тайнами жизни и смерти, над соотношением человека и природы — это не отдельные темы или области его поэзии, а основные начала, пафос всей лирики Тют­чева, определяющий тональность всех его стихов.

Они не видят и не слышат. Живут в сем мире, как впотьмах. Для них и солнцы, знать, не дышат И жизни нет в морских волнах.

Тютчевский поэтический мир, справедливо счи­тает современный исследователь И. В. Козлик, осно­вывается на поиске действительных человеческих ценностей. Он проникнут подлинным гуманизмом, потому что в нем сочетается признание неповтори­мости каждой отдельной личности с искренним со­переживанием судьбам всего рода людского. Поэт ставил именно те проблемы соотношения Человека, Человечества, Природы, Вселенной, без понимания которых невозможно гармоническое существование людей и которые ощущаются особенно остро в наше время.

Читайте также: