Симбиоз мать и дитя кратко

Обновлено: 08.07.2024

Психолог Наталья Канская расскажет, как состояние мамы во время беременности влияет на настоящее и будущее ребенка.
Ведь это только со стороны кажется, что девять месяцев беременности для женщины наполнены безмятежностью и покоем, повышенным вниманием со стороны родственников, сверхбережным отношением мужа. Очень часто, восторг и радость сменяются беспричинными слезами, страхом, тревогой, иногда сомнениями. Этому есть простое объяснение: материнство связано с неизбежными переменами на физическом, психологическом и гормональном уровне.

Ежедневное изменение внешнего вида беременной женщины, ее образа жизни, новые виды недомогания: отеки и токсикоз, быстрая утомляемость – все это приводит к стрессам и смене настроения. У каждой беременной женщины могут возникнуть свои страхи: страх перед родами, страх предстоящей боли, страх за будущего ребенка, и наконец, страх беременности, особенно, если это грандиозное событие случилось, впервые. Как же адаптироваться женщине к будням долгожданного ожидания малыша и обрести ощущение гармонии?

Роль мамы в установлении связи с малышом важна с момента зарождения. Внутриутробная привязанность не формируется автоматически, для ее появления необходимо две составляющих: любовь к ребенку и понимание своих чувств. Мама задает ритм, моделирует реакцию ребенка. Даже такой нейтральный физический фактор, как сердцебиение мамы значат и составляют для ребенка целостный мир – спокойствия, любви и комфорта, защищенности. Вот почему, очень важно то, как думает женщина о своем ребенке, ведь ее любовь или неприятие, сомнения и страхи определяют и формируют эмоциональную жизнь малыша.

Конечно же, беременная женщина не может контролировать ритм своего сердца, но зато может работать со своими эмоциями и решить, поделится с малышом ощущением чего-то раздражающего, неприятного и опасного или дарить любовь и радость.

Эмоциональная связь
Во время беременности мама воплощает свое отношение к миру и формирует модель мира для ребенка. И если удается с момента зачатия обеспечить плод, чувством защищенности и уверенности, создать атмосферу тепла и любви, то это поистине ценный дар ребенку на всю жизнь: ведь так важно знать, что он любим и желанный. Из этих чувств на протяжении всей жизни формируются такие качества, как дружелюбие и оптимизм, уверенность в собственных силах.

Гормональная связь
Изменения в нервной системе беременной женщины приводят к изменениям работы эндокринной системы, регулирующей репродуктивные функции организма. Мама и плод во время беременности представляют собой единую гормональную систему. Первые десять недель беременности между мамой и плодом происходит активный биохимический обмен, где маме отведена роль поставщика гормонов, отвечающих за развитие плода.

От работы эндокринной системы зависит получение в нужном количестве необходимых гормонов плодом: гормон роста, гормоны, отвечающие за стимуляцию кальциевого обмена.

Роль отца во время беременности
Итак, поскольку все положительные эмоции внутриутробный малыш воспринимает тогда, когда они направлены на маму, то важно вспомнить о роли отца во время беременности. Поддержка мужа – главное для беременной женщины, а значит - и для будущего малыша. Когда муж проявляет заботу и оказывает знаки внимания супруге, поведение плода остается спокойным и умиротворенным. Чем комфортнее чувствует себя будущая мама во время беременности, тем выше уровень положительного потенциала плода, и тем устойчивее психика ребенка после рождения. Для рождения красивого и умного ребенка будущему папе необходимо окружить жену красотой и покоем, создать условия для развития ее творческого потенциала.

Только от папы с мамой зависит, какое представление об окружающем мире получит в наследство ребенок: злой и грустный будет этот мир либо же красочный, веселый, полный добрых впечатлений. Поэтому постарайтесь чаще слушать хорошую музыку, бывать на природе и просто научитесь радоваться жизни в ожидании чуда.


Между близкими людьми часто возникает симбиотическая связь. Всем известно, что ребенок и мама связаны через пуповину, что можно хорошо просмотреть благодаря УЗИ. Когда ребенок покидает тело мамы, пуповину обрезают, но связь остается. Только теперь она становится энергетической, и ее нельзя рассмотреть физически. Однако незримая - не значит слабая. Что такое симбиотическая связь матери и ребенка и как от нее избавиться, обсудим далее.

симбиотическая связь

Определение

Симбиотическая связь - это желание одного из партнеров в отношениях или обоих сразу, что встречается реже, иметь единое эмоциональное и смысловое пространство. Как это проявляется? Симбиотическая связь, говоря проще, - это стремление всегда быть рядом, получать одни эмоции на двоих.

Признаки

Симбиотическая связь матери с малышом обладает такими признаками:

  1. Чувство постоянной тревоги за ребенка, желание опекать его и окружить заботой.
  2. Тотальный контроль за тем, что происходит с ребенком.
  3. Симбиотическая связь проявляется в постоянном стремлении матери решить проблемы ребенка. Чаще всего эти трудности надуманы и не имеют реальных оснований.
  4. Нежелание матери отпускать свое чадо.
  5. Проявление ревности к другим членам семьи (отцу, бабушкам).
  6. Неприятие круга общения ребенка.
  7. Слишком большие эмоциональные и финансовые затраты (желание записать ребенка во всевозможные кружки, спортивные секции, постоянные переживания по поводу самочувствия ребенка, укутывания, введение в рацион добавок, постоянные походы к врачам и так далее).
  8. Мать не может сосредоточиться на делах, чувствует эмоциональный дискомфорт, когда чада нет рядом.

симбиотическая связь матери

Начало

Мама для ребенка в период беременности становится и пищеварением, и почками, она обеспечивает его полезными веществами, кислородом, разделяет на двоих кровоснабжение, эндокринную и нервную системы, а также иммунитет. Уже на этой стадии начинает выстраиваться психологический и эмоциональный контакт матери с малышом. После родов ребенок хоть и находится отдельно, но не может существовать без мамы.

Формирование первичной связи

Первичная симбиотическая связь матери и ребенка возникает в первые два часа жизни малыша. Тепло материнских рук поддерживает оптимальную температуру тела, а молоко помогает восстановить взаимодействие, разрушенное обрезанием пуповины, через него ребенок чувствует себя под защитой. В период кормления мама и малыш налаживают друг с другом контакт, и ребенок способен рассмотреть ее лучше, так как глаза его лучше видят на расстоянии примерно 25 см от объекта, именно такое расстояние между грудью и глазами мамы. В этот период маме важно говорить с детенышем, гладить его, так он будет чувствовать себя спокойно. Прикосновение пальцев к коже малыша помогает ему дышать - на коже младенца много нервных окончаний, и прикосновения стимулируют дыхание.

Вторичная

Возникает в первые сутки жизни грудничка. В это время и он, и мама выстраивают все необходимые контакты друг с другом, поэтому очень важно не разлучать их. Специалисты настаивают, что ребенка нужно брать на руки и укладывать с собой в одну постель, а не в отдельную кроватку, как это было принято раньше. Малыш лучше спит, если чувствует дыхание мамы и ее тепло.

симбиотическая связь матери и ребенка

Третичная

Начинает формироваться сразу, как только малыша и маму отправили в домашние стены. При этом важно понимать, что как бы ни хотелось перебросить ребенка на домашних - он целиком нуждается в маме. Формируется такая связь в течение 9 месяцев. Столько времени требуется, чтобы и мама, и малыш смогли привыкнуть к созданным условиям существования.

Отрицательные стороны для матери и ребенка

Связь матери и ребенка - прекрасное явление, но вот что случается, когда она слишком сильная. Отрицательные стороны для матери:

  • Общение с ребенком не вызывает чувства удовольствия.
  • Мама живет в ожидании очередного эмоционального срыва и тратит большое количество моральных сил.
  • Она накапливает в себе отрицательные эмоции чада и выходит из состояния эмоциональной гармонии.
  • Мать чувствует себя обессиленной.
  • Ребенок перестает понимать ласку и отказывается что-то делать до появления крика в доме.

На событийном уровне это выражается как постоянно растущие аппетиты ребенка, нежелание помогать по дому, считаться с интересами родителей, в такой семье все вертится вокруг его интересов.

Чем плоха симбиотическая связь матери и ребенка для самого ребенка:

  • Для малыша важно постоянно ощущать на себе внимание мамы и привлекать его действиями.
  • Такой ребенок командует и требует, чтобы взрослые подчинялись его правилам.
  • Он не заинтересован ни в чем, не умеет увлекаться, ощущает постоянное чувство скуки.
  • Еще одна черта такого ребенка - он постоянно убегает, не слушается. Когда он немного подрастет, любая неудача станет причиной хандры и выбитой из-под ног почвы. При этом он будет утверждать, что путь учения и самосовершенствования - не для него, и он не нуждается в советах других людей.
  • Чадо не умеет оценивать свои эмоциональные переживания и контролировать их.
  • Очень не собран, даже когда ему исполнилось больше шести лет. Его по-прежнему нужно контролировать: куда положил свои вещи, все ли собрал в детский сад или школу, отдал ли чужую игрушку владельцу.

симбиотическая связь с матерью

Влияние на здоровье детей

Ребенок, который не сумел отделиться от мамы в младенческом возрасте, сделает две попытки - в раннем детстве и в подростковом периоде. Некоторые дети испытывают трудности во время адаптации в детском саду или школе, в этот период они часто начинают болеть простудными заболеваниями, и не всегда их причиной становится непогода или вирус. Ребенок испытывает тревогу и хочет, чтобы мама осталась с ним рядом, и совершенно неважно, что ценой будет его собственное самочувствие. Именно в желании быть всегда возле мамы кроется психологическая причина постоянного болезненного состояния малыша.

симбиотическая связь это

Способы ослабления

Что делать, чтобы отношения между матерью и ребенком стали здоровее? Для начала осознайте, что своими действиями вы наносите ребенку невосполнимый вред, даже если они носят самые добрые намерения. Ребенок, находящийся под влиянием симбиотической связи, не умеет доверять собственным ощущениям, не умеет жить без мамы, становится слабым, несамостоятельным человеком, который всю жизнь будет проживать в постоянной оглядке на ваше мнение, забыв про собственные мечты. Не самая радужная перспектива. Оформите малыша в детский сад, водите его часто на прогулки, на детские праздники, чтобы он научился взаимодействовать с другими детьми, другими взрослыми и окружающей средой.

Обсуждайте с малышом прочитанную книгу или просмотренный мультфильм, задавайте вопросы, которые заставят его обращать внимание на собственные ощущения, например:

  • "Какой момент тебе понравился в этом мультике больше всего?"
  • "Ты помнишь этот эпизод в книжке, он напугал тебя, что ты чувствовал?"

Обсуждайте, как прошел день, что ребенок делал, что кушал, что было самым вкусным, ненавязчиво обращайте его внимание на собственные переживания и ощущения.

Если ребенок не хочет надевать перчатки, потому что ему тепло - не сбивайте его внутренние ощущения собственными.

Настаивайте на том, чтобы какие-то свои дела он делал самостоятельно, например рисовал, и не контролируйте этот процесс. Говорите, что любите своего ребенка и доверяете ему, даже если он что-то будет делать не так, как вам хочется.

симбиотическая связь матери и ребенка как от нее избавиться

Симбиотическая связь возникает не только между мамой и малышом, она формируется также в паре других близких друг другу людей: между сестрами и братьями (особенно это актуально для близнецов), женой и мужем. Нередко она может возникать между близкими друзьями, считающими себя родными.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Ребёнок и мама во внутриутробный период – одно целое. Но вот ребёночек рождается, и что дальше происходит? Связь остаётся, и когда ребёнок родился. Это симбиотическая связь матери и ребёнка.

Далее он проходит целую серию фаз, становясь всё более независимым (автономным) от матери.

От прохождения этого процесса зависит будущая жизнь ребёнка. И это не преувеличение.

Фазы развития личности в раннем возрасте

С какими фазами мама сталкивается в раннем возрасте?

Аутическая фаза

Младенец растёт, совершенствует восприятие окружающего. Аутическую фазу сменяет симбиотическая.

Симбиотическая фаза

Мамы и младенцы сонастроены буквально на уровне нервной системы. В нервной системе происходит масса процессов, связанных у мамы и малыша через систему зеркальных нейронов – симбиотическая связь матери и ребёнка.

Так придумала природа, потому что человеческий детёныш рождается раньше, чем созревает его нервная система и мозг. Нервные клетки уже есть. Благодаря симбиотической связи матери и ребёнка возникают пути между ними, по которым побегут нервные импульсы, выстраивается окончательная архитектура мозга.

Симбиотическая связь матери и ребёнка – это эволюционный механизм выживания и передачи культуры у человеческого вида

Ребёнок начинает процесс выхода из симбиоза где-то между двумя-тремя годами. Происходит активный бурный – кризисный процесс выхода. Но это по природной программе так должно быть. Однако современные дети застревают в этом процессе. И дети, и мамы.

Причины застревания в симбиотической связи матери и ребёнка

1. Во-первых, интеллектуальное развитие современных детей идёт с опережением, даже если мы не увлекаемся методиками раннего развития. Современный ребёнок очень перегружен информацией. Поэтому его интеллектуальное развитие забирает так много энергии, что на выход из симбиотической связи матери и ребёнка, на прохождение всех её фаз энергии не хватает. Дети ведь тоже рождаются сильнее-слабее. Кто-то больше предпринимает усилий на выход из симбиоза, кто-то меньше.

2. Вторая часть симбиоза – мама. Зачастую маме трудно проходить фазы выхода из симбиоза, потому что она не проходила их со своей мамой. Мы выращены таким образом, что опыт здорового выхода из симбиотической связи матери и ребёнка мало у кого есть. У нас нет этой природной программы выхода, на которую можно опереться: я знаю, я это проходила. Сейчас мой ребёнок это проходит и это естественно, нормально.

Сказывается на мамином поведении дефицит базового опыта в своём детстве. Соответственно возникает тревога и со стороны мамочки, и со стороны малыша. То есть процессы бывают нарушены с самого начала.

Симбиотическая связь матери и ребёнка – это сонастройка именно нервной системы. Как ребёнок развивается, как он выходит в самостоятельность, осуществляет свою мотивацию? Как налаживается работа его нервной системы?

  1. Сначала вместе с мамой благодаря тому, что мама умеет регулировать (хорошо, если умеет) свои эмоции, своё возбуждение, как-то успокоиться. К этому балансу маминой нервной системы ребёнок подстраивается. Подстраивается к дыханию, сердцебиению маминому – это вместе.
  2. Дальше ребёнок учится что-то делать с опорой на маму. Со мной что-то происходит, но я нахожу точку опоры в маме.
  3. И только потом ребёнок находит точку опоры в себе и действует самостоятельно.

Фаза сепарации-индивидуализации

Отделение малыша от матери. Нарастание самостоятельности и независимости. Начинается приблизительно в возрасте 24 месяцев. Сама фаза сепарации-индивидуализации проходит в 4 этапа:

Многие родители считают проявление кризиса чем-то плохим, говорят, что их детей он обошёл. Это неправильная позиция. Развитие идёт скачками: спокойные периоды сменяются кризисами с бурным течением.

Во время кризиса ребёнок поднимается на новую ступеньку развития. Поэтому надо с пониманием относиться к малышу в такие периоды. Личность должна пережить в своём развитии все предусмотренные природой этапы. Природа не терпит пустоты.


Во внутриутробный период мама и ребенок – одно целое. А что происходит, когда ребенок появляется на свет? Эта волшебная связь остается и после того, когда ребенок родился.

Называется это – симбиотическая связь ребенка и матери.

В дальнейшем малыш пройдет несколько фаз, которые будут делать его более автономным (независимым) от матери. От того, как проходит данный процесс во многом зависит будущая жизнь ребенка. Поверьте, это не преувеличение.

Фазы развития личности в раннем возрасте

С какими фазами предстоит столкнуться маме в раннем возрасте?

Малыш растет и восприятие окружающего совершенствуется. Аутическую фазу со временем сменяет симбиотическая.

Мама и ребенок сонастроены практически на уровне нервной системы. Масса процессов происходит в нервной системе, они связаны у малыша и его мамы через систему зеркальных нейронов – это мы и называем симбиотической связью ребенка и матери.

Так задумала природа, так как человеческий детеныш появляется на свет раньше, чем созревает его мозг и нервная система. Нервные клетки уже имеются. Благодаря симбиотической связи ребенка и матери появляются пути между ними, именно по ним побегут нервные импульсы, выстраивая окончательную архитектуру мозга.

Симбиотическая связь ребенка и матери является эволюционным механизмом выживания и передачи культуры у нашего человеческого вида.

У малыша начинается процесс выхода из симбиоза примерно между 2-3 годами. Происходит бурный и активный – кризисный процесс выхода. Так должно быть по природной программе. Но современные дети частенько застревают в данном процессе. Кстати, и дети, и мамы…

А) Стоит отметить, что интеллектуальное развитие современных детей происходит с опережением, даже когда мы не увлекаемся различными методиками раннего развития. Современный малыш серьезно перегружен информацией. По этой причине его интеллектуальное развитие отнимает очень много энергии, и на выход из указанной симбиотической связи между матерью и ребенком, на полное прохождение всех фаз этой связи энергии просто не хватает. Дети рождаются кто-то сильнее – кто-то слабее. Кому-то необходимо предпринимать больше усилий на выход из симбиоза, кому-то меньше.

Б) Вторая часть данного симбиоза – мама малыша. Маме, зачастую, сложно проходить фазы по выходу из симбиоза, так как она не проходила эти фазы со своей матерью. К сожалению, мы выращены так, что мало у кого есть опыт здорового выхода из симбиотической связи ребенка и матери. У нас отсутствует эта природная программа выхода, на которую можно было бы опереться: я это проходила, я знаю. Сейчас и мой малыш это проходит и это вполне естественно и нормально.

Сказывается также на мамином поведении и дефицит базового опыта из своего детства. А, следовательно, появляется тревога и со стороны малыша, и со стороны мамочки. То есть эти процессы могут быть нарушены на начальных этапах.

Симбиотическая связь ребенка и матери – это сонастройка именно нервных систем.

Как развивается ребенок, как он выходит в самостоятельность и осуществляет свою мотивацию? Каким образом налаживается работа нервной системы ребенка?

Сначала вместе с мамой, благодаря ее умению регулировать (хорошо, если оно есть) свои эмоции, своё возбуждение, умению как-то успокоиться. К указанному балансу нервной системы мамы и подстраивается ребенок. Подстраивается к маминому дыханию, к маминому сердцебиению – это вместе.

Далее малыш учится делать что-то с опорой на маму. С ним что-то происходит, но он находит в маме точку опоры.

И только потом малыш будет находить точку опоры в себе самом и действовать самостоятельно.

Это фаза отделения малыша от матери. Нарастание независимости и самостоятельности. Начинается указанная фаза примерно в возрасте двух лет. Сама фаза сепарации-индивидуализации осуществляется в четыре этапа:

Дифференциация (в возрасте от 5-6-ти до 10-го месяца жизни) – происходит нарастание интереса ребенка к окружающему миру.

Упражнение (от 10-го до 15-го месяца жизни) – рост любопытства и освоение ходьбы. Хотя физически малыш отделен от матери двигательной активностью, ему все еще необходима поддержка мамы. Мама подпитывает малыша эмоционально, когда он испытывает упадок сил, устал.

Восстановление (от 16-го по 24-й месяц жизни) – назовем его - кризис второго года жизни. Ребенок одновременно хочет быть и с мамой, и без нее. Подобные внутренние противоречия ему предстоит преодолеть. Потихоньку убывает интенсивность противоречивости, у малыша увеличивается автономия и формируется более реалистичное восприятие самого себя.

Многие из родителей считают проявление данного кризиса чем-то плохим, говоря, что их ребенка он обошел. Однако, это позиция неправильная. Развитие этого периода идет скачками: спокойные, мягкие моменты сменяются кризисами с весьма бурным течением.

Во время этого кризиса малыш поднимается на новую ступень развития. По этой причине необходимо относиться к ребенку в такие периоды с пониманием. Личности нужно пережить в своем развитии все из предусмотренных природой этапов. Природа пустоты не терпит.

Читайте также: