Сильные и слабые стороны религиозного мировоззрения кратко
Обновлено: 05.07.2024
На протяжении всей нашей жизни каждый человек прилагать не мало усилий для того, чтобы удержаться в чрезвычайно сложных физических и социальных условиях. Наши решения и интерпретации нашего опыта находятся под сильным влиянием нашего мировоззрения.
Мировоззрение — это субъективные убеждения и предположения человека о реальности. Это - целостный взгляд на мир и место человека в нем. Эмоционально-психологическая основа мировоззрения (мироощущение), познавательно интеллектуальная его сторона (миропонимание) в целом составляют мировоззрение. Помимо философии, как исторически сложившейся формы мировоззрения, существует религиозное и мифологическое мировоззрения.
Для многих людей религия выступает в качестве важного набора верований в мир, через который они интерпретируют свою реальность и создают смысл их жизни. Дав ответы на одни из с 2 амых важных и глубоких жизненных вопросов, религиозное мировоззрение влияет не только на психологию человека в простом представлении о себе и мире, но и включает непредвиденные обстоятельства, ожидания, цели, мотивы и эмоции.
Однако, дав одним людям смысл и ответы на вопросы жизни, в некоторой форме возникает фанатизм и непримиримость в отношении других жизненных позиций.
Сильные и слабые стороны есть у всех типов мировоззрения, однако религия очень тесно переплетается с современной жизнью, поэтому возникает необходимость понять, где спрятаны слабые стороны; в чем они проявляются; и чем же привлекает миллиарды людей религия; что дает человеку вера в сверхъестественную силу?
Особенность религиозного мировоззрения в образно-эмоциональной, чувственно-наглядной форме восприятия, которая наиболее близка человеку. Важную роль в данном типе мировоззрения играет вера, как способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.
Системы верований дают людям чувство уверенности в важном экзистенциальном вопросе, что происходит после нашей смерти.
Помимо этого, религия способна обеспечить наиболее общее чувства уверенности и контроля над повседневным опытом. 1 Религиозность имеет этическую направленность. Для человека в рамках религиозных систем, большое значение приобретают такие категории, как этические представления, идеалы, ценности. Формирования представления бога, как заступника человека, его спасителя, схоже с отношениями отца и сына. Он отстаивает традиции и нравственность, блюстит обычаи и нравственности.
Религия - сложное общественно-историческое явление, миссией которого является формирование в сознании людей понимание о единстве рода человека, а также важного значения нравственных норм и ценностей.
Формирование канонов, разными религиозными вероучениями, способствует нормированию образа мыслей, чувств и поведения. Исполняя роль культурно-историческую, религия является также средством социальной регуляции.
По мнению немецкого философа и социолога М.Вебера религию можно охарактеризовать, как способ придания смысла социальному действию: вносит рациональность в объяснение мира и в повседневную этику. Религия по средством культа выстраивает общество в единое целое: подготовка человека к социальной жизни, практика послушания, формирует социальное единство, чувство удовлетворенности, социальный энтузиазм.
Г. Зиммель, немецкий философ, считает, что отношение индивида к Богу похоже на отношение индивида и общества. Религия помогает предотвращать противоречия, которые ведут к общественным конфликтам: так как в обществе человек получает блага только в соревновании с другими, то верующий человек может обрести душевное благо без лишения других их благ.
Однако, зачастую церковь вступала орудием гнета, как социального, так и политического. Церковь являлась владельцем монополии на духовную часть жизни многих народов, шла пропаганда и навязывание образа мыслей и формы поведения.
Стоит заметить, что религиозному мировоззрению угрожают люди придерживающиеся другого, альтернативного мировоззрения. Конфликты в данном формате приводят к межрелигиозной напряженности. Для человека с сильным религиозным мировоззрением, понимание того, что существуют люди, не разделяющие его позиций, означает, что существует возможность неверности его убеждений.
Более того, чем более несовместимо мировоззрение внешней группы с собственным, тем больше угроза со стороны этой внешней группы. Существует несколько вариантов, как люди с сильным религиозным мировоззрением могут защищать свои убеждения. Избегание религиозных группировок, как избегание столкновения с альтернативными мировоззрениями. Усиление влияния собственного религиозного мировоззрения, применяя фанатичный подход к религии и отвергая другие мировоззрения как зло. Агрессия против религиозных группировок в попытке подавить или даже уничтожить альтернативные мировоззрения. Все это в большей степени и есть религиозные предрассудки. Таким образом, если религиозные убеждения человека являются основной частью его подхода к миру, религиозные предрассудки могут возникать в результате необходимости защищать это мировоззрение от конкурирующих.
Можно предположить, что появление предрассудков напрямую связано с появлением угроз, исходящих от внешних групп. Если мировоззренческие угрозы являются важной движущей силой религиозных предрассудков, то люди будут особенно подвержены предрассудкам против религиозных группировок, когда их мировоззрение сильно зависит от их религии.
Проглядывается связь между уровнем религиозности и религиозными предрассудками, так что более религиозные люди склонны к более сильным религиозным предрассудкам.
Религия – явление, которое имеет много значений, не только для человека непосредственно, но и для общества в целом. Мир человека включает в себя множество ценных знаний, опыт жизни, как предыдущих поколений, так и современный, хранит эмоционально-образные представления, все нормы, правила и идеалы, поэтому религия является непосредственной составляющей частью этого общества.
Возведя на пьедестал духовно-ценностную сторону жизни людей, религиозное сознание способствовало духовному развитию людей, а через переживание возвышенных чувств, взывает в человеке различные эмоции и чувства, от справедливости и любви до чувства совести и долга.
Религиозное мировоззрение со своим вниманием к человеческим тревогам, надеждам, с поиском веры, однако не ставит во главе интеллектуальные способности человека, которые присущи человеку мыслящему и его потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума.
Религиозные предрассудки и фанатизм тоже проявляется как негативная сторона религиозного мировоззрения, однако присуща она не всем группам и людям.
Таким образом, религия во многих случаях выступает мировоззренчески-содержательной основой формирования общественного бытия человека, поскольку вводит человеческое, из-за повышения духовных качеств.
1 Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. — (Профессиональное образование).
1 Hogg, M. A., Adelman, J. R., & Blagg, R. D. (2010). Religion in the face of uncertainty: An uncertainty-identity theory account of religiousness. Personality and Social Psychology Review, 14, 72-83
- мало использует опыт научного познания и религиозный опыт освоения духовно-нравственных ценностей, некритично, опирается на привычки и суеверия.
Религиозное мировоззрение:
+ тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на удовлетворение духовных потребностей человека, стремление дать человеку веру в истину, добро, красоту и справедливость, указать нравственные ориентиры в жизни,
- фанатизм и непримиримость в отношении других жизненных позиций, особенно в отношении науки, догматизм и опора исключительно на авторитет Писаний и духовных учителей.
Научное мировоззрение:
+ стремление к обоснованности выводов и поиску причинно-следственных связей, связь с производственной и социальной деятельностью людей,
- не решена ключевая проблема — проблема человека и его места в мире, разрыв между наукой и нравственностью, техническим прогрессом и общечеловеческими ценностями.
Рассуждая о сути (причинности) происходящего, мы исследуем соотношение духовного и материального. Практически каждый человек становится на сторону либо материализма, либо идеализма, если речь идет о причинности явлений, и занимает позицию либо гностицизма, либо агностицизма, когда речь идет о возможности адекватного отражения человеческим сознанием того, что существует в окружающем мире.
Основной вопрос философии — это вопрос о том, что первично: дух (сознание) или материя, а также вопрос о познаваемости мира.
Суть вопроса в следующем.
Есть предмет, а есть его идеальный образ, например, стол и образ стола в сознании человека. Что первично? Мы смотрим на стол и видим его как материальный объект, а потом закрываем глаза и представляем себе стол. Что в этом случае первично, а что вторично? Очевидно, первичен стол как материальный объект, а вторичен идеальный образ стола. Казалось бы, о чем спорить? Смысл споров — в том, что прежде, чем на свет появится материальный объект (в данном случае, стол), на свет должна появиться идея (как идеальный объект) создания этого предмета и план воплощения возникшей идеи в каком-то материале. Что первично, а что вторично в этом случае? Получается, идея предмета первична, а сам материальный предмет как идея, облаченная в какой-то материал, вторичен. Так что же все-таки первично, а что вторично?
Аналогично и с познанием. Может ли человеческое сознание точно отражать объективную реальность? Ведь реальность объективна, а сознание имеет совершенно другую природу: оно всегда создает субъективные образы, а потом в соответствии с этими субъективными образами манипулирует объективной материей. И избавиться от своей субъективности человек в принципе не может: субъективность — как кожа, из которой человеку не выпрыгнуть.
Какой детский вопрос похож на основной вопрос философии?
Духовный мир человека — внутренняя, духовная жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей. Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества.
Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством — духовностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей деятельности.
В жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, которые, как правило, выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению.
Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры.
СПЕЦИФИКА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом.
Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру.
Мировоззрение —это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Оно носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Классификация типов мировоззрения может быть различной. По виду мировоззренческих установок:
Теоцентризм — приоритет Богу;
Природоцентризм — приоритет природе;
Антропоцентризм— приоритет человеку;
Социоцентризм — приоритет обществу;
Наукоцентризм (знаниецентризм) — приоритет знаниям, науке.
Самая распространенная классификация — по способу отражения действительности:
Обыденное (житейское) мировоззрение — порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
Религиозное мировоззрение — признание сверхъестественного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.)
Философское мировоззрение — (от гр. phileo — люблю, sophia — мудрость) теоретическое обоснование содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, установление норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей
Научное мировоззрение — теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания
ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки.
Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений.
Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа.
Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — ив этом его слабость.
РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других.
Напомним, в религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, нравственные заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души.
Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.
Слабая сторона религиозного мировоззрения — проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям.
Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм — религиозный экстремизм, фанатизм. Религиозному мировоззрению иногда свойственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.
Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления, учитывающего достижения науки.
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.
Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей.
Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места.
Человек, человечество, человечность — это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады — задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.
Поворот науки к проблеме человека может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения, главной общей чертой которых станет гуманистическая направленность. Она ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы.
Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориентации, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защищает достоинства человека, его созидательный труд и благосостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами.
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
В сферу высших ценностей, кроме общечеловеческих, входят и ценности общенациональные (применительно к нашей стране — общероссийские), этнокультурные, ориентирующие на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища и т. д.
ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ
Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей? Во-первых, мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
Во-вторых, мировоззрение через свою философскую сердцевину позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.
Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
Типы мировоззрения менялись вместе с эволюцией человека и формированием морально-этических и культурных ценностей. Эпохи сменяют одна другую, какие-то взгляды на мир остаются неизменными, и продолжают оказывать влияние на людское общество, другие бесследно исчезают.
Мировоззрение его структура и исторические типы
Мировоззрение – совокупность общих и личностных взглядов, установок людей на мир и взаимодействие с ним. Типы человеческого мировоззрения у одной и той же личности могут быть разного свойства. Структура мировоззрения состоит из отдельных элементов и связей между ними. Уровни структуры:
- повседневный или обыденный – присутствует у каждого человека, помогает видеть мир эмоционально окрашенным;
- рационально-теоретический – интеллектуальный, узконаправленный уровень мировоззрения, характерный для определенных специальностей, научных сфер с их теориями, концепциями.
- идеалы;
- убеждения; ;
- ценности, преобладающие в обществе;
- знания.
Заслуживает внимание так называемая триада сложившихся видов мировоззрения с древних времен, без понимания которых нельзя полностью понять как формируется мировоззрение человека, на что опирается. Исторические типы мировоззрения их особенности:
- Мифологическое – древнейший тип мировоззрения, связанный с силами природы и благоговением перед ними, почитание в виде сонма богов.
- Религиозное – у людей уже есть источник знания, Священное писание с его догмами, предписаниями, формируется монотеизм и вместе с этим духовность.
- Философское – опора на интеллект, свободомыслие и непрекращающийся поиск истины, обоснование взглядов на мир, подкрепление их логическими доводами, аргументацией, работа разума.
Основные типы мировоззрения
Исторически сложившиеся типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское присутствуют во взглядах на мир и у современных людей в большей или меньшей степени. Какие существуют типы мировоззрения в каждом конкретном виде, можно узнать из специальных религиозных и философских источников, а чтение древних мифов может приблизить к пониманию процессов, происходящих с человеком при взаимодействии с пугающим и большим миром.
Типы мировоззрения в философии
Классификация типов мировоззрения в философии сводится к рефлексивным способам познания мира, к которым относятся:
- Универсализм – форма познания бытия на основании всеобщих законов мудрости и универсальных принципах нравственных и духовных ценностей.
- Субстанционализм – все философы стремятся объяснить мироустройство, опираясь на единое устойчивое начало.
Философское мировоззрение построено на сомнениях, являющихся предметом размышления. Философ, в поисках истины подвергает критике обычаи, обыденные явления, традиционные ценности и нравственные нормы. Все что проходит проверку временем и формирует под собой доказательную базу ставится философами на прочный фундамент знания, остальное отбрасывается как отжившее и исчерпавшее себя.
Мифологический тип мировоззрения
Мифология как тип мировоззрения насыщена эмоциональными переживаниями и образами. Для первобытного человека миф – это неотъемлемая составляющая мышления и отношения к жизни, это вещественная творимая реальность, все можно описать с помощью мифа. Для древних людей мифологическое мышление было сродни науке и отвечало на многие жизненные вопросы:
- что из себя представляют природные явления;
- чего может достигнуть человек с помощью определенной деятельности;
- как бороться со злом; и зло;
- как произошло все что есть: божества, космос, планеты, животные, люди;
- что есть жизнь, смерть.
Религиозный тип мировоззрения
Рассматривая типы и виды мировоззрения важно увидеть в каждом ценности, которые они в себе несут. Религия привнесла в жизнь человека новые смыслы существования и цели. Бог как высшая инстанция объединяет людей. Религиозное мировоззрение делит мир на земное бытие при жизни и сверхъестественное – после смерти душа отправляется в место соответствующее ее заслугам в рай или ад. Религиозное сознание основано на вере, которой не нужны научные доказательства. Для верующего человека доказательством существования Бога являются мистические, экстатические переживания.
Наука как тип мировоззрения
Типы мировоззрения не были бы полными без включения в них научного, которое начинает доминировать с XVIII в. Какие типы мировоззрения выделяет наука с этого времени? Все ту же исторически сложившуюся триаду: мифологическое, философское и религиозное. У историков и археологов есть немало научных обоснований и фактов почему и как формировалось то или иное мировоззрение. Становлению научных взглядов на мир способствовали методы познания:
Типы мировоззрения – плюсы и минусы
Типы мировоззрения у каждого человека могут иметь разное соотношение и от этого картина мира выглядит индивидуальной, хотя и имеет общие черты у большинства. Можно верить в Бога и быть при этом прекрасным ученым, опирающимся на реальные факты, а можно соединять в себе и мифологическое и религиозное сознание и при этом находиться в этом очень гармонично. Какой тип мировоззрения самый правильный – на этот вопрос нет правильного ответа. Типы мировоззрения сильные и слабые стороны:
- Мифологическое мировоззрение – дает связь между поколениями, позволяет творчески и креативно смотреть на мир, видеть в нем мощные проявления природы, но само по себе оно стихийно и иррационально и искажено.
- Религиозное – схоже с мифологическим в плане иллюзорного восприятия мира, но дает человеку придерживаться социальных и нравственных норм, общепринятых ценностей, способствует сплочению.
- Философское – объединяет в себе иррациональный взгляд на мир с научным и дополняет мифологическое и религиозное.
- Научное мировоззрение – объясняет мир с помощью теорий, фактов, то что раньше считалось из разряда чудес получает свое научное обоснование, но не все поддается логике и разуму.
Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе?
Типы и виды мировоззрения современного человека претерпевают изменения – век цифровых технологий, вседозволенности и доступности того, что раньше было под запретом и осуждалось – сегодня норма жизни. Кризис духовности и потери ценностей сильно отразились на мировоззрении людей, об этом не устают говорить представители различных конфессий, так ли это в действительности – время покажет.
Квантовая психология изучает двухстороннюю взаимосвязь сознания человека с окружающей действительностью. О влиянии на реальность с помощью мыслеформ – люди, стремящиеся к самопознанию догадывались еще в древности и применяли на практике.
Коллективное бессознательное – огромный пласт глубинной психики, единый для всего человечества, проявляющийся сквозь архетипы: Героя, Трикстера, Анимы и Анимуса и других. Познать этот феномен можно через мифы народов, анализ сновидений, спонтанное творчество.
Что такое уважение в семье, профессии, социуме– этим вопросом задается каждый человек и не один раз в жизни. Ответ может быть следующим: взгляд на другого, как на автономную личность со своими особенностями и уникальными свойствами, признание заслуг.
Привязанность – феномен, включающий в себя сразу несколько состояний личности, это и чувство влюбленности, преданности, глубокой симпатии и лояльности к другому человеку, чаще имеет позитивную окраску, но иногда превращается в зависимость.
Читайте также: