Сибирский тракт в удмуртии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Руководители авторского коллектива:
И. В. Крашенинникова, Н. В. Бурцева
Составители:
В. А. Козлова, Л. В. Зоць, Е. Е. Анисимова, А. П. Ходырева
Редактор
Е. В. Литовченко
Разработка макета, программное обеспечение, дизайн:
М. В. Копылов, П. В. Кукушкин

Данный библиографический указатель посвящен истории одной из самых длинных дорог в России – Сибирскому тракту.

Издание состоит из 7 основных разделов. В разделах и подразделах сгруппирована литература, посвященная истории Сибирского тракта, в частности истории удмуртского участка тракта: передвижение по тракту, известные личности, проезжавшие по тракту через Удмуртию, населенные пункты, музеи, памятные места, туристические маршруты, расположенные на тракте. Кроме того, представлена тема Сибирского тракта в художественной литературе и искусстве.

Пособие снабжено вспомогательными указателями – именным (содержит алфавитный перечень авторов, составителей, переводчиков, редакторов, художников и др.), персоналий и географическим.

Указатель рассчитан на научных работников, преподавателей, краеведов, журналистов, библиотекарей, студентов.


О Сибирском тракте

С российских равнин

До сибирских отрогов,

На тысячи верст

Через дали глухие,

Сквозь судьбы прошла

И сквозь годы лихие.

И скорбные песни

Рождались, как стоны.

Евгений Серебренников. Сибирский тракт (Байгурезь (Дебесы). 1998. 8 авг.)

Тракт (нем. Trakt) – в России улучшенная грунтовая дорога, соединяющая важные населенные пункты; имела станции (постоялые дворы) и верстовые столбы. По тракту шли регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты (почтовые Т. с почтовыми станциями). С 19 в. тракты с твердым покрытием назывались шоссе. (Советский энциклопедический словарь. М., 1985. С. 134.)

Сибирский тракт – один из значительнейших памятников в истории России, отражающий ее жизнь на протяжении нескольких веков. Он простирался по центральной части территории России, соединял непосредственно запад и восток, а через систему периферийных дорог – север и юг. Его протяженность по территории России составляет более 10 000 км.

Все губернские центры между собой были соединены трактами межгубернского значения, соответственно: Вятка – Пермь, Вятка – Казань, Казань – Пермь. Вятско-пермский тракт по территории современной Удмуртии пролегал через населенные пункты Елово – Яр – Глазов – Балезино – Полом – Дебёсы. От Казани на Пермь дорога шла через Ягул – Ирюк (несколько севернее Малмыжа) – Гоньба – Кильмезь – Сюмси – Селты – Игра – Зура – Дебесы.

Позднее на почтовых трактах ямские станции были преобразованы в почтовые. Главное различие между ними в том, что последние обеспечили почте регулярность. Появилась такая станция и в Дебёсах. На удмуртском участке Сибирского тракта она была одной из самых крупных. Дебесская почтовая станция обеспечивала движение почты и пассажиров сразу в трех направлениях: на восток – в Сибирь, а на запад – в Москву и Санкт-Петербург. Для почтовых троек использовали лошадей вятской породы, они небольшие, но очень выносливые и быстрые.

В начале XVIII века начался процесс христианизации удмуртов. Появление тракта заметно ускорило этот процесс, облегчив проникновение в глухие леса миссионеров. Вдоль дорог создаются новые приходы. Первый каменный храм на севере Удмуртии появился в 1795 году в селе Елово, в 1801 году построен и освящен каменный собор в городе Глазове, в 1820 году – в селе Балезино.

Сибирский тракт и связанное с ним развитие экономики и системы управления потребовали большого числа грамотных специалистов – служащих, чиновников, приказчиков и других, знающих местные условия, обычаи и язык. Экономически выгоднее было готовить кадры на месте, из местных жителей. И вдоль трассы появляются первые учебные заведения – начальные школы.

К началу XIX века Сибирский тракт уже не играл большой хозяйственной роли в масштабе всей страны, так как перевозки основной массы грузов прибыльнее осуществлялись по рекам на баржах, – в этот период у тракта появилась несколько иная специфика.

По мере углубления кризиса крепостнической системы в России начинает развертываться освободительное движение. Царское правительство избавлялось от всех инакомыслящих, отправляя их в далекую Сибирь в ссылку, на каторгу, на поселение. По Сибирскому тракту прошли тысячи арестантских партий политических заключенных, уголовников, беглых крепостных, переселенцев и т. д. По царскому указу 1817 года предписывалось в местах расположения почтовых станций учредить этапы – пункты для дневок и ночевок арестантов с постройкой специальных тюремных зданий. В Дебёсах строительство такой тюрьмы закончили в 1822 году.

Московско-Сибирский сухопутный маршрут – главная дорога между Москвой и Китаем, которая в XVIII–XIX вв. являлась основным почтовым, торговым и кандальным путем России. Ее функциональная роль ограничилась после того, как прочно установилось пароходное движение (40-е годы XIX века), был изобретен телеграф и проложены железные дороги (70–80-е годы XIX века), соединившие центральные районы России с Сибирью. Постепенно во второй половине XIX века тракт разделился на ряд дорог, имевших уже региональные значения.

Дорога судеб и памятник скорби: история Сибирского тракта в Дебесах

Расположенный в селе Дебесы Музей истории Сибирского тракта — далеко не единственный, который рассказывает об этой важной для России дороге.

Фото: Григорий Фомин

Инфраструктурный проект

Сибирский тракт — главная транспортная магистраль для России веков, дорога, которая от обеих столиц — Москвы и Петербурга, протянулась на восток. Дебесы — один из ключевых пунктов этого большого пути, потому что именно здесь, прямо в центре удмуртской деревни, соединялись воедино московская (южная) и петербургская (северная) ветки этого пути. Именно отсюда начинается так называемый Большой Сибирский тракт. Он стал не только судьбой для тысяч каторжан, но и ключевой темой, занявшей особое место в искусстве, в особенности в русском фольклоре и романсах.

Фото: Григорий Фомин

Фото: Григорий Фомин

На стене в дебесском музее висит подборка портретов выдающихся личностей, связанных с Сибирским трактом. Вот лишь некоторые из них: писатели Федор Достоевский, Иван Гончаров, Петр Ершов, химик Дмитрий Менделеев, революционер Петр Кропоткин.

Дорога судеб и памятник скорби: история Сибирского тракта в Дебесах В удмуртском селе Дебесы в XVIII-XIX веках начинался Большой Сибирский тракт – главная транспортная магистраль России

Фото: Григорий Фомин

Особые села

Фото: Григорий Фомин

Фото: Григорий Фомин

Печальный путь

Здание, в котором сейчас располагается музей, историческое, построено в 1822 году как казарма нижних чинов Дебесского пункта. В годы оно перестало выполнять свою функцию, и его передали Сарапульскому уездному земству. В разные годы на этом месте располагались больница, крестьянская школа, общежитие Дебесского педучилища, районная амбулатория, художественная мастерская… В 1991 году здесь открылся музей, часть которого посвящена Сибирскому тракту как дороге каторжников.

Фото: Григорий Фомин

Дневной переход в среднем не превышал 40 км. В полуэтапных пунктах осужденные ночевали одну ночь, в этапных — две, на пересыльных проводили две недели. Государство, заключая людей под арест, брало на себя обязанность обеспечить человека всем необходимым: едой, крышей над головой и одеждой. Например, на одного человека в сутки полагалось ни много ни мало около 200 гр мяса!

Зато с бытовыми условиями дело обстояло хуже. В одном из уголков музея воссозданы нары, на которых спали каторжники. На нарах — тюфяки, набитые сеном, внутри нередко водились клопы, блохи и тараканы — главное развлечение пересыльных. Они устраивали тараканьи бега и соревновались, чья блоха выше прыгнет. Спали арестанты тоже в закованном состоянии. Самые ловкие, бывало, ночью сбегали: разбирали часть печи и выходили через чердак.

Фото: Григорий Фомин

По пути люди погибали, и их трупы до следующего пункта назначения тащили с собой — была строгая отчетность. Количество арестованных от одного этапа до другого не должно было изменяться. Если по пути удавалось сбежать, на его место брали первого встречного.

Близ Дебес сохранился фрагмент Сибирского тракта. Там растут огромные столетние березы. Они уже не помнят Радищева и Достоевского, каторжных песен и скорбных лиц. Сибирский тракт — старая дорога, и по ней, к счастью, уже никого не ведут…

Информационно-туристический отдел с.Сюмси

Информационно-туристический отдел с.Сюмси

Информационно-туристический отдел с.Сюмси запись закреплена
Записки Искателя

Будни Сибирского тракта (Деловой Квадрат №8 (107), август, 2014) Сергей Жилин

Путь в Сибирь прокладывался не один век, не одним человеком. Но особняком в истории дороги стоит имя крестьянина Артемия Бабинова, еще в 1595 году разведавшего новый, прямой путь от Соликамска до Верхотурья, что значительно сократило дорогу в Сибирь.

Однако путь на восток был столь велик и труден, что даже до Бабиновской дороги добраться постараться надо. Вот и выискиваются в Сибирь новые, более короткие дороги. И само государство тоже не в стороне от этого осталось. Еще в документах XVII века упоминается о прокладке дороги от Казани на Кунгур, прошла она и через удмуртские земли. Предназначалась дорога не для купчишек, кои продолжали платить таможенные сборы в Верхотурье, а для служилых людей, казенной почты и казны.

Сегодня Сибирский тракт проходит через четыре района Удмуртии: Сюмсинский, Селтинский, Игринский и Дебесский. Самый первый населенный пункт на удмуртском участке длиной в 217 км – село Муки-Какси, что в Сюмсинском районе, последний – Большая Чепца в районе Дебесском.

Но ведь и на этом формирование дороги не закончилось. После появления на карте Российской империи новых губерний понадобилось связать Вятку и Пермь межгубернским трактом. Дорога от новой губернской столицы на восток частично совпала с Сибирским трактом. А там и Вятку с Петербургом соединили. Так оформилась северная ветка Государевой дороги. В селе Дебесы и сходятся дороги в Сибирь от двух российских столиц – Москвы и Петербурга, дальше на восток идет единый тракт. Так что, шутки шутками, но все дороги ведут в Дебесы, заметим, и из столиц, и из Сибири и Урала.

Дорога порой целые народы меняла. Что ж, влияния цивилизации ни одному народу избежать не удалось, не все его выдержали, растворившись в соседях, слившись с другими народами. В любом случае удмурты испытание дорогой выдержали, но нелегким оно было.

Особенно меня потряс рассказ о происхождении названия села Муки-Какси, впрочем, в екатерининское время еще деревни. Оказалось, что перед приездом царицы от дождей развезло дорогу, вот крестьяне и решили посыпать тракт… мукой. По другой версии, будто бы одна из фрейлин Екатерины оказалась беременной, вот от дорожной тряски разродилась до срока – ясно, что муку такую приняла она в Муки-Каксях.

Ну что ж, память об императрице вполне закономерно сохранилась в местных легендах, ведь именно в ее правление прошла административная реформа, появились новые наместничества, вскоре ставшие губерниями, в том числе и Вятская, а также оформились многие дороги. При ней у власти пришло понимание того, что лишь благодаря дорогам можно управлять огромной империей. Даже знаменитые придорожные березы до сих пор обычно зовут екатерининскими, даром что высаживали их уже при ее внуке Александре I.

Для столь высоких господ путешествующих, конечно, делались исключения. К примеру, при переправе Александра I через Чепцу у села Балезино вместо перевоза устроили плавучие мосты на плотах из четырехсаженных бревен, на которые настелили толстые доски. Племяннику же его, цесаревичу Александру Николаевичу, через 13 лет пришлось довольствоваться лишь перевозом через реку, о чем, впрочем, он ничуть не жалел, общаясь с народом.

Расписана была также ямская, дорожная и подводная повинности. Выполняли все работы крестьяне придорожных селений. Особенно изнурительна была, конечно, повинность дорожная. Нужно было не только засыпать ямы песком и галькой, чистить придорожные канавы для стока воды, ремонтировать мосты, возить те же песок и камень порой издалека, массу времени и сил, бывало, отнимала дорога до места работы. Случалось, что таковое назначали за десятки верст от дома. Особенно трудным считалось устройство гатей в низких местах тракта, такие участки порой растягивались на версту.

Уже на наших глазах менялся облик старого Сибирского тракта. Раньше дорога проходила по главной улице каждого села, каждой деревни. Представьте теперь жизнь крестьянскую по соседству с современным транспортным потоком. Благодаря масштабной реконструкции и работе наших дорожников тракт уже давно выведен из населенных пунктов. Сохранилось несколько старых участков Государевой дороги, как, например, возле села Дебесы – своеобразный музей под открытым небом. Помню такой же участок неподалеку от сюмсинской Русской Бабьи.

Удивительно, но масштабные дорожные проекты затевались и ранее. В 1845 году вятский губернатор получил от своего непосредственного начальника, министра внутренних дел, предписание. По высочайшему повелению надлежало проложить по новому направлению тракт от города Малмыжа до Муки-Каксинской почтовой станции. Проект этот разработал купец 1-й гильдии Сунгуров. Скорее всего, это малмыжский городской голова Корнелий Сунгуров. Дело с устройством новой дороги не на один год затянулось, лишь через пять лет были назначены торги, причем по смете на дорожные работы полагалось более 80 тысяч рублей серебром. Муки-Какси сегодня первый населенный пункт в пределах современной Удмуртии.

Это уже время, когда дорожные работы не обузой были, а копеечку в семейный доход крестьянина приносили. Не зря же в неурожайные годы каждый рвался поработать на тракте: зимой необходимо после снежных метелей провозить по дороге специальный треугольник, срубать ухабы, устранять засоры при таянии снега, летом – заравнивать на полотне вымоины и колесные выбоины, очищать придорожные канавы от мусора, подсыпать землю и щебень… Но уже появилась заинтересованность в работе, ведь в среднем одна верста исправления дороги по расценкам стоила почти десять рублей. Работы производились обычно через подрядчиков посредством торгов или хозяйственным способом через наем за поденную плату.

Исправление полотна дороги отдавалось крестьянам обычно участками от 3 до 13 верст, с платою от 16 до 28 рублей за версту. В год же земство расходовало на ремонт почтовых трактов до 4700 рублей. На каждой версте было определено иметь по одной сажени гальки, щебня или песку для подсыпки в сырых местах. Только за период с 1869-го по 1873 год земство устроило на почтовых трактах 8 больших мостов – до 50 саженей, 11 мостов средних – до 15 саженей, 124 моста малых – до 6 саженей, было уложено 354 штуки труб, устроено 1933 сажени гатей. И еще работы, и еще… Наверное, стоит напомнить, что по Глазовскому уезду почтовые дороги – это 55 верст Сибирского тракта и 158,5 версты тракта Вятско-Пермского, т. е. северной ветки того же Сибирского тракта.

В это же время на северной ветке Сибирского тракта появились новые деревянные мосты между Глазовом и Балезино, между Дзякино и Усть-Лекмой, а на южной ветке устроили ледорезы перед мостом на реке Ите возле Зуры. И это всего лишь за короткий срок чуть более полугода. А вот коммерческие и проселочные дороги долго еще оставались натуральной повинностью крестьян. Но мы-то с вами знаем, что в огромной стране под названием Россия дорожные проблемы и хлопоты никогда не кончаются.

Переведите нам любую сумму нажав на кнопку. Деньги пойдут на на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

Командный раздел

Марий Эл

Татарстан

Регионы

Окно в природу

Блог от Лоцмана

Последние комментарии


    12 часов 6 минут назад
    15 часов 49 минут назад
    16 часов 9 минут назад
    1 день 5 часов назад
    2 дня 9 часов назад
    2 дня 16 часов назад
    2 дня 17 часов назад
    3 дня 6 часов назад
    3 дня 11 часов назад
    3 дня 16 часов назад

Популярное содержимое

За сегодня:

За всё время:



Дебёсы (удм. Дэбес) — село (с 1749) в России, административный центр Дебёсского района Удмуртской республики.
Село расположено на реке Чепце (приток Вятки), в 141 км к северо-востоку от Ижевска.

До ближайшей железнодорожной станции Кез — 32 км.
Рядом с селом проходит трасса Р242, до постройки объездной дороги проходившая напрямую через село.
В селе расположен музей Сибирского тракта.

Впервые упоминаются в 1646 году в переписи Каринского стана как починок на речке Дебессе. В 1749 году в деревне Дебесской была заложена первая деревянная церковь (Николаевская), построенная в 1754 году. Населённый пункт получил статус села. В 1756 году церковь сгорела и вновь отстроена лишь в 1767 году. В 1796 году входит в состав Вятской губернии и становится волостным центром.
С начала XIX века через Дебёсы проходил Сибирский тракт, причём в Дебёсах соединялись две его ветви — северная, идущая из Санкт-Петербурга, и южная, идущая из Москвы (через Казань). Тракт оказал большое влияние на село: для его нужд были построены почтовая и земская станции, цейхгауз, конно-этапная тюрьма и военный лазарет.
В 1920 году входит в Вотскую АО, где 8 декабря 1921 года становится центром Дебёсского уезда и получает статус города. Однако уже 26 ноября 1923 года уезд упраздняется, Дебёсы вновь становятся селом и входят Глазовский уезд.

При проведении в 1929 году административно-территориальной реформы уездно-волостная структура заменяется районной, образуется Дебёсский район.
В 1846 году был построен каменный храм, освящённый во имя Святой Троицы. В 1939 году постановлением президиума ВС УАССР Троицкий храм был закрыт. В 2000-х годах начато восстановление Троицкой церкви неподалёку от прежнего места по прежнему архитектурному проекту.

Село Дебёсы, Сибирский тракт

ДЕБЁССКИЙ РАЙОН УДМУРТИИ
Дебёсский район находится в северо-восточной части нашей республики. На востоке граничит с Большесосновским районом Пермского края, на юге - с Шарканским, на западе - с Игринским, на севере - с Кезским районами Удмуртской Республики.
Состоит из 10 муниципальных образований: Верхнечеткерского, Большезетымского, Дебёсского, Заречномедлинского, Котегуртского, Нижнепыхтинского, Старокычевского, Сюрногуртского, Тольёнского и Тыловайского.Дата образования - 15 июля 1929 года.
На административном учёте состоят 57 селения (из них 2 в статусе села, 1 - рабочий посёлок, остальные - деревни).

Площадь района - 1033 кв. км. Меньше Дебёсского района по своей площади только Граховский (970,6 кв. км), Алнашский (896 кв. км), Киясовский (821,3 кв. км) и Камбарский (618,4 кв. км) районы.
Население - 14211 человек (по состоянию на 1 января 2007 года). Национальный состав: 79,2 процента - удмурты, 19,7 процента-русские, 1,1 процента-украинцы, белорусы, татары, азербайджанцы, армяне, чуваши и представители других национальностей.

Село Дебёсы, Сибирский тракт

Сибирский тракт

Село Дебёсы, Сибирский тракт

село Дебёсы, Удмуртия

С 1598 года основным перевалочным пунктом этого пути на Среднем Урале стал небольшой городок Верхотурье. В 1653 году в нём учредили таможню. С этого момента всё движение в Сибирь и из Сибири стало возможным только через Верхотурскую таможню. Одновременно с таможней для того, чтобы в Сибирь всё-таки никто бы не въезжал в обход Верхотурья, на окольных путях учреждались так называемые караулы. Один из таких караулов был учреждён и в деревне Дебёсской.

Село Дебёсы, Сибирский тракт

Дебёсы, музей Сибирского тракта

Село Дебёсы, Сибирский тракт

Удмуртия, Государева дорога, Сибирский тракт


Принимая русских крестьян в свои общины, удмурты, таким образом, своими же руками разрушали собственный патриархальный мир. В первую очередь это выражалось в несоответствии, а иногда и в несовместимости агрикультур русских и удмуртов. Так в крестьянской общине, которая сильна только своим единством, начинаются склоки, ссоры, недомолвки, обиды. Мир в ней стал сохраняться лишь благодаря хрупкому равновесию.
Кроме того, смешанная удмуртско-русская крестьянская община подрывала хозяйственную основу языческого культа. Сельскохозяйственный календарь русских крестьян не только не вписывался в наезженную колею аборигенов-удмуртов, но и выталкивал их из неё. Тем более, что у удмуртов теперь впервые появилась реально зримая возможность сравнивать свои и чужие агрономические технологии и, следовательно, возможность выбирать лучшее. Выбирать новое, отказываясь от старого.


Дебёсы, Удмуртская республика

Жизнь на Сибирском тракте помимо первоначальных неудобств имела и преимущества, которые способствовали более быстрому социально-экономическому и культурному развитию дебёсского населения. Уже во второй половине XVIII века в Дебёсах действовал торжок, привлекавший население ближайшей округи. А через столетие Дебёсы - это уже крупный центр базарной и ярмарочной торговли (помимо еженедельных базаров в селе ежегодно проводились 5 крупных ежегодных ярмарок).
Тракт с середины XIX века дал возможность активно заняться местными и отхожими промыслами. Промыслы обеспечивали спрос как местного населения, так и разных чинов проезжающего через Дебёсы люда: извоз, кузнечное, портняжее, пекарное дело.

Но и это ещё не всё. Как совсем недавно выяснили екатеринбургские историки, он оказался самым первым самозванцем в советской России!
Даже когда его арестовали и изобличили, Михаил Поздеев не унял свой авантюрный характер. Отсидев на Соловках вместе г. репрессированными отцами Русской Православной Церкви, на воле он объявил себя ни кем иным, как патриархом Истинно Православной Церкви Серафимом Соловецким.
Авантюрный дух, правда, на новом уровне, основанном на сплаве удмуртской и русской культур, нет-нет да проявляется у дебёсцев и поныне. Удивительно, но именно обрусевшие дебёсские удмурты первыми в Удмуртской республике активно взялись за воплощение в жизнь идей удмуртского национального возрождения.



Дебёсская Галанча и новгородские ушкуйники
В 1929 году в Дебёсах участниками диалектологической жспедиции Академии Наук СССР под руководством В. Д. Бубриха была записана легенда о том, как новгородцы гору Галанчу приступом брали.
Якобы однажды новгородские ушкуйники каким-то образом добрались до дебёсских верховьев Чепцы. Но дебёсцы не оплошали. Они поднялись на гору Галанчу, которая и ныне возвышается над селом Дебёсы, и начали отчаянно обороняться.
Когда ушкуйники предприняли попытку подняться на самую её макушку, дебёсцы стали сбрасывать на них сверху огромные брёвна, приготовленные здесь для подобных целей заранее. Брёвна, скатываясь по склону холма, подминали под себя новгородцев. Не выдержали ушкуйники такого отпора, отступили и убрались восвояси.


гора Байгурезь, река Чепца



ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕБЕСЫ
Дебёсы находятся на северо-востоке Удмуртии. От Ижевска на расстоянии 144 км или 2 часов на машине. Население чуть больше 6.000 человек, более 70% из них - удмурты. Главные ценности села – исторические, природные и мистические. Обо всем по порядку.

Must see:
Музей истории Сибирского тракта. Расположен в здании казармы нижних чинов конно-этапного пункта. Проще говоря, здесь раньше останавливались ссыльные в Сибирь. Подобные тюрьмы строились на каждые 25-30 верст, чтобы каторжане могли переночевать, сменить одежду и перекусить. Пункт в Дебёсах особенный: в нём сходились две ветки великого кандального пути – ведущие из Москвы и Петербурга. Дальше в Сибирь шла только одна дорога. Считается, что именно здесь раньше проходила граница Европы и Азии. Об историческом прошлом села и сегодня напоминают расставленные по населенному пункту верстовые столбы, вековые березы, посаженные по приказу Александра I, и музей, где можно надеть робу каторжан и кандалы.


Гора Байгурезь. Представляет собой высокий (51 м) и резкий, почти перпендикулярный обрыв к Чепце с просто потрясающим видом на окрестные леса, поля и реку. Помимо любителей природы, шашлыков и экстрима Байгурезь весьма популярна среди верующих в чудеса, мистику и места силы. Каких только легенд вам не расскажут на её вершине! И про духа горы Бай, и про немого мельника, обретшего дар речи, и про открытие небесных врат в день летнего солнцестояния. В общем, знайте приходите, молитесь, поднимайтесь по крутому склону, загадывайте желания, выпивайте кумышку и да пребудет с вами сила!

Чуть ниже по течению Чепцы находится местечко под названием Куиньсерго, хотя все местные называют его не иначе как джакузи. Любят его за то, что из-за валунов, находящихся аккурат посередине неширокой и маловодной Чепцы, можно хоть всё лето пролежать, наслаждаясь бурлением воды по бренному уставшему от забот телу.

Чем ещё заняться в Дебесах:
Постоять на перекрестке дорог из двух столиц;
Купить или смастерить своими руками национальные сувениры в Доме ремёсел;
Заглянуть в Свято-Троицкий храм, построенный на деньги Виктора Геннадьевича Хорошавцева, родившегося в Дебёсах;
Увидеть старинные купеческие лавки, в которых сегодня находятся библиотеки, магазины и совет депутатов;
Возложить цветы к памятнику участникам ВОВ;
Побегать на Карасмешке.


Большой Сибирский тракт

Дополнительные предложения для туристов:
Национальная кухня;
Комфортные гостевые дома;
Театрализованные представления, перформансы;
Баня;
Купание в чепце;
Рыбалка;
Сбор лекарственных трав;
Обучение удмуртским песням.

Так вот, приезжаем мы на Всероссийские соревнования, паркуемся, а там курицы через дорогу бегают, по склонам, где вот-вот спортсмены побегут, козы лазают)) Красота, мило так всё, наивно – баннеры на деревянные заборы натянуты, зрители прямо на земле сидят. С праздником поздравляют.
- С каким?
- Ну как это, с каким? С праздником спорта!
Для них это действительно событие. Когда год назад у них сельские спортивные игры проводили, в селе, говорят, ни одного покосившегося забора не осталось, все балки вставили. Вдоль улиц поставили покрашенные розовой краской деревья, в общем, не только прибрались, но и изрядно покреативили к приезду высоких гостей)


сказочный великан

И последнее, окончательно поняла, что мне просто жизненно необходим домик в деревне. Может в дауншифтинг с головой я и не ударюсь, но еженедельные выходные на природе нужны как воздух.
Подводя итоги: в Дебесы стоит ехать за природой, свежими силами, добрыми эмоциями и осознанием того, что жизнь прекрасна. Особенно это понимание приходит, когда в местном музее снимаешь с рук кандалы :)

Читайте также: