Шпигельберг феноменологическое движение кратко
Обновлено: 04.07.2024
Герберт Шпигельберг (18 мая 1904 г. - 6 сентября 1990 г.) был американским философом , сыгравшим видную роль в продвижении феноменологической философии в Соединенных Штатах.
СОДЕРЖАНИЕ
Шпигельберг родился в Страсбурге , в эльзасском регионе на северо-востоке Франции . Он учился в университетах Гейдельберга , Фрайбурга и Мюнхена , где встретил Эдмунда Гуссерля и многих других в авангарде европейского феноменологического движения. Он получил докторскую степень. в 1928 году из Мюнхенского университета. Его докторская диссертация была написана под руководством феноменолога Александра Пфендера и называлась Gesetz und Sittengesetz ( Закон и нравственность ).
В 1937 году Шпигельберг покинул континент и год проучился в Англии, а затем эмигрировал в США. В США он преподавал сначала в Swarthmore College, а затем в Университете Лоуренса , который позже присвоил ему почетную докторскую степень.
В 1963 году он переехал в Вашингтонский университет в Сент-Луисе , штат Миссури, и оставался там до выхода на пенсию в качестве почетного профессора в 1971 году. Он также работал приглашенным профессором в университетах Мичигана и Южной Калифорнии и лектором Фулбрайта в Мюнхенском университете.
Шпигельберг провел пять влиятельных семинаров по феноменологии летом 1965, 1966, 1967, 1969 и 1972 годов. Первый семинар был поддержан грантом Национального научного фонда, а второй - грантом компании Monsanto .
В 1981 году Вашингтонский университет учредил в его честь серию лекций по феноменологии .
Герберт Шпигельберг умер от лейкемии в возрасте 86 лет в своем доме в Сент-Луисе, штат Миссури. Его собрания статей доступны в архивах библиотек Вашингтонского университета .
Шпигельберг сыграл важную роль в развитии интереса к феноменологии в Америке.
У настоящей попытки представить среднему читателю философской литературы Феноменологическое Движение через его историю уже есть и своя собственная история.
В отличие от того, что было сделано до меняемое предприятие является одновременно и более амбициозным, и более скромным. Ибо его цель (1) предоставить обзор Феноменологического Движения во всем объеме, а не только Гуссерлевой части; (2) помочь понять предпосылки и причины феноменологических "учений" в терминах нынешнего англо-американского стиля философствования; (3) объяснить — и, где это возможно, раскрыть или опровергнуть — наиболее частые случаи непонимания и критику феноменологии. В то же время, я хотел бы отметить, что я далек от отождествления себя со всеми доктринами, которые мне придется представить, тем более, что многие из них откровенно противоречат друг другу. На самом деле, я намереваюсь откровенно констатировать, какие моменты развития феноменологии сегодня я считаю неудовлетворительными.
С другой стороны, я не собираюсь предлагать систематический отчет о всех взглядах представленных мыслителей. Вместо этого, я хотел бы остановиться на таких ведущих темах их мысли, которые могут открыть англо-американским читателям наиболее прямой доступ в сердцевину феноменологического метода и побудить их самостоятельно продолжить этот путь. В этом смысле представленный материал будет до некоторой степени даже тенденциозен. Мне пришлось упрощать некоторые вещи, а временами даже переупрощать до такой степени, что это может показаться несправедливым и даже рассматриваться как проступок в отношении некоторых авторов. Но поскольку ни одно избирательное и критическое изложение не может избежать этого недостатка, я хотел бы, по крайней мере, отвести от себя подозрение в сознательной предвзятости.
Оглавление
Предисловие к первому изданию…9
Введение…19
ЧАСТЬ 2 НЕМЕЦКАЯ ФАЗА ДВИЖЕНИЯ
III. Чистая феноменология Эдмунда Гуссерля (1859 - 1938) …87
IV. Раннее Феноменологическое Движение…189
a. Феноменологические кружки (геттингенский кружок, мюнхенский кружок) …
b. Александр Пфендер…
c. Адольф Раинах…
d. Мориц Гайгер…
e. Вильгельм Шапп, Курт Штавенхаген, Хедвиг Конрад-Мартиус, Дитрих фон Гильдебранд, Жан Геринг, Эдит Штайн, Фриц Кауфман, Александр Койре, Роман Ингарден…
V. Феноменология сущностей: Макс Шелер (1874 - 1928) …249
VI. Мартин Хайдеггер (1889 - 1976) как феноменолог…291
VII. Феноменология в критической онтологии Николая Гартмана (1882 - 1950) …387
ЧАСТЬ 4 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СЕРЕДИНЫ ХХ-ГО ВЕКА
XIII. География распространения феноменологического движения…609
ЧАСТЬ 5 ПРИНЦИПЫ И ОЦЕНКИ
XIV. Основные черты феноменологического метода…635
Герберт Шпигельберг (18 мая 1904 г. - 6 сентября 1990 г.) Американец философ кто сыграл видную роль в продвижении феноменологическая философия В Соединенных Штатах.
Содержание
Жизнь
Шпигельберг родился в Страсбург, в Эльзасский регион северо-востока Франция. Учился в университетах Гейдельберг, Фрайбург, и Мюнхен, где он встретил Эдмунд Гуссерль и многие другие в авангарде европейского феноменологического движения. Он получил свой Кандидат наук. в 1928 году из Мюнхенского университета. Его докторская диссертация написана под руководством феноменолога. Александр Пфендер и был назван Gesetz und Sittengesetz (Закон и нравственность).
В 1937 году Шпигельберг покинул континент и год проучился в Англии, а затем эмигрировал в США. В США он сначала преподавал в Swarthmore College а затем в Университет Лоуренса, которая позже присвоила ему почетную докторскую степень.
В 1953-54 и 1955-56 годах он получал стипендии от Фонд Рокфеллера за подготовку первого издания его знакового исторического обзора, Феноменологическое движение: историческое введение.
В 1963 году он переехал в Вашингтонский университет в Сент-Луисе, Миссури и оставался там до выхода на пенсию как Почетный профессор в 1971 году. Он также работал приглашенным профессором в университетах Мичиган и Южная Калифорния и, как Фулбрайт Преподаватель Мюнхенского университета.
Шпигельберг провел пять влиятельных семинаров по феноменологии летом 1965, 1966, 1967, 1969 и 1972 годов. Первый семинар был поддержан грантом Национальный фонд науки а второй - грантом Компания Monsanto.
В 1981 году Вашингтонский университет создал цикл лекций по феноменологии в его честь.
Герберт Шпигельберг умер от лейкемияв возрасте 86 лет в своем доме в Сент-Луисе, штат Миссури. Его собрание статей доступно в архивы библиотек Вашингтонского университета.
Философия
Шпигельберг сыграл важную роль в развитии интереса к феноменологии в Америке.
Феноменология — это изучение явлений; движение в философии 20-го века, основанное Э. Гуссерлем.
Общие основы феноменологической теории науки
Феноменология Гуссерля — это широкое, потенциально бесконечное поле методологических, а также эпистемологических, онтологических, этических, эстетических и социальных философских исследований каждого субъекта философии через возвращение к феноменам сознания и их анализу. Основные принципы и подходы гуссерловской феноменологии, которые по существу сохраняют свое значение на всех стадиях ее развития и признаются со всеми оговорками в различных (хотя и не во всех) модификациях феноменологии как тенденции:
Распространение феноменологии
Для того, чтобы понять феноменологический подход в психологии, понять его специфику и взаимодействие отдельных методологических подходов, необходимо сначала выделить наиболее общие принципы феноменологической теории науки, которые лежат в основе этого подхода. Эти принципы становятся основой (и в то же время руководством) для дальнейшей конкретизации и критики.
Сущность феноменологии
Учение возникло из идей Декарта, Лейбница, Беркли и Канта. Основатель независимой феноменологической доктрины — Э. Гуссерл.
Феноменология и философия буддизма имеют некоторые общие черты, хотя никто не знает наверняка, был ли Хусерл знаком с ними. Развитие феноменологии происходило на основе философии Гуссерля как сложного, многомерного течения современной философии.
Феноменология основана на двух фундаментальных идеях:
- У каждого человека есть сознание;
- Сознание — это инструмент познания, поэтому человек познает не сами объекты реальности, а их проявления в сознании, то есть явления.
Из этого следует общий вывод, что любой познаваемый объект — это просто феномен сознания.
Основным направлением феноменологии как философской доктрины является освобождение философского сознания от натуралистических установок.
Феноменология имеет свой основной метод — это интуитивное распознавание идеальных сущностей, где существует несколько слоев — лингвистические средства выражения, ментальные переживания, значения как инвариантные структуры лингвистических выражений. Объект обретает смысл, будучи соотнесённым с сознанием, и в этом случае существо становится феноменом, а сознание распознаёт существо.
Задача феноменологии — раскрыть смысл объекта, который затушевывается мнением, неточным словом, ложной оценкой. Для решения этой задачи необходимо отказаться от натуралистических установок, противопоставляющих бытие сознанию.
Суть объекта феноменологии заключается в достижении чистых истин, предэкспериментальных значений, которые реализуются в языковом и психологическом опыте. Эти истины — жребий философии, которую Гуссерл определяет как первую философию.
Феноменология — это наука о чистых принципах сознания и познания и универсальная доктрина метода и методологии.
Феноменология в современном мире
Сегодня методология феноменологии применяется в социологии, литературоведении, психиатрии, эстетике, то есть философия Гуссерля оказала большое влияние на современные науки. Феноменологические исследования проводятся несколькими центрами, крупнейшие из которых находятся в Германии, Чехии, США, Бельгии и России.
Процесс феноменологического исследования связан с анализом источника сбора данных — это, в результате, исследовательские интервью, отчеты, рефлексивные самоотчеты исследователя, документы и общекультурные тексты с подробным описанием внутренней жизни человека. Они могут включать автобиографические и дневниковые записи, художественную литературу, мифы, философские произведения и т.д.
Каждое исследование имеет результат — результат феноменологического исследования — это описание инвариантной структуры опыта, описание связи между компонентами, составляющими опыт.
Эти описания называются общими структурными или синтетическими описаниями. В процессе феноменологических исследований исследователь движется к таким структурным описаниям.
В 1970-х годах началась разработка процедур феноменологического анализа, которые вписываются в общую схему стадий анализа в различных вариациях:
- Читать текст интервью, чтобы получить общее впечатление;
- Структурирование текста для получения сокращенной версии, состоящей из частей целой истории с не совпадающими событиями;
- Трансформация семантических единиц — содержание объединяется в обобщенную категорию;
- Преобразование структурных семантических единиц в кластеры смысла;
- Преобразованные структурные элементы смысла связаны для формирования обобщенного описания опыта.
Такая схема используется для анализа текста из качественного интервью с пожилым человеком. Цель состоит в том, чтобы исследовать опыт, который составляет жизненный мир этой группы людей. Например, феноменологический анализ интервью с пожилым человеком.
Фактический анализ начинается с начала интервью; за это время у исследователя формируется отношение к интервьюируемому и к исследовательской ситуации. Далее описывается ход интервью, поведение участников, чувства интервьюера.
Вся эта информация добавляется в итоговый отчет в виде приложений. Само интервью записывается на пленку и распечатывается, а затем с помощью компьютера конвертируется в электронный документ. Все стенографические выступления интервьюируемого и характер их речи будут сохранены без редактирования. Изменению подлежат только личные данные, географические названия, даты, имена.
Гуссерлианская феноменология
Для Гуссерля феноменология — это наука, которая изучает мир сознания, явления или объекты, даваемые сознанию в различных познавательных действиях. Он начинает свое исследование с анализа процесса познания и призывает к критическому подходу к использованию неисследованных понятий и терминов, лежащих в основе мировоззрения.
В более поздних работах автора эпоха играет роль подготовительного этапа феноменологической редукции — происходит переход от наивно-познавательного к феноменологическому отношению, т.е. происходит смещение внимания от объектов внешнего мира к жизни своего сознания. Результат — доступ к чистым явлениям сознания.
Феноменология исследует интенсивную структуру мира, объектом исследования является чувство бытия, а не объективные законы реальности.
Человек всегда что-то размышляет, оценивает и воображает, поэтому в интенсивности выделяются два момента — объект ориентации и сам ориентир.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Читайте также: