Шпигельберг феноменологическое движение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Герберт Шпигельберг (18 мая 1904 г. - 6 сентября 1990 г.) был американским философом , сыгравшим видную роль в продвижении феноменологической философии в Соединенных Штатах.

СОДЕРЖАНИЕ

Шпигельберг родился в Страсбурге , в эльзасском регионе на северо-востоке Франции . Он учился в университетах Гейдельберга , Фрайбурга и Мюнхена , где встретил Эдмунда Гуссерля и многих других в авангарде европейского феноменологического движения. Он получил докторскую степень. в 1928 году из Мюнхенского университета. Его докторская диссертация была написана под руководством феноменолога Александра Пфендера и называлась Gesetz und Sittengesetz ( Закон и нравственность ).

В 1937 году Шпигельберг покинул континент и год проучился в Англии, а затем эмигрировал в США. В США он преподавал сначала в Swarthmore College, а затем в Университете Лоуренса , который позже присвоил ему почетную докторскую степень.

В 1963 году он переехал в Вашингтонский университет в Сент-Луисе , штат Миссури, и оставался там до выхода на пенсию в качестве почетного профессора в 1971 году. Он также работал приглашенным профессором в университетах Мичигана и Южной Калифорнии и лектором Фулбрайта в Мюнхенском университете.

Шпигельберг провел пять влиятельных семинаров по феноменологии летом 1965, 1966, 1967, 1969 и 1972 годов. Первый семинар был поддержан грантом Национального научного фонда, а второй - грантом компании Monsanto .

В 1981 году Вашингтонский университет учредил в его честь серию лекций по феноменологии .

Герберт Шпигельберг умер от лейкемии в возрасте 86 лет в своем доме в Сент-Луисе, штат Миссури. Его собрания статей доступны в архивах библиотек Вашингтонского университета .

Шпигельберг сыграл важную роль в развитии интереса к феноменологии в Америке.

У настоящей попытки представить среднему читателю философской литературы Феноменологическое Движение через его историю уже есть и своя собственная история.

В отличие от того, что было сделано до меняемое предприятие является одновременно и более амбициозным, и более скромным. Ибо его цель (1) предоставить обзор Феноменологического Движения во всем объеме, а не только Гуссерлевой части; (2) помочь понять предпосылки и причины феноменологических "учений" в терминах нынешнего англо-американского стиля философствования; (3) объяснить — и, где это возможно, раскрыть или опровергнуть — наиболее частые случаи непонимания и критику феноменологии. В то же время, я хотел бы отметить, что я далек от отождествления себя со всеми доктринами, которые мне придется представить, тем более, что многие из них откровенно противоречат друг другу. На самом деле, я намереваюсь откровенно констатировать, какие моменты развития феноменологии сегодня я считаю неудовлетворительными.


С другой стороны, я не собираюсь предлагать систематический отчет о всех взглядах представленных мыслителей. Вместо этого, я хотел бы остановиться на таких ведущих темах их мысли, которые могут открыть англо-американским читателям наиболее прямой доступ в сердцевину феноменологического метода и побудить их самостоятельно продолжить этот путь. В этом смысле представленный материал будет до некоторой степени даже тенденциозен. Мне пришлось упрощать некоторые вещи, а временами даже переупрощать до такой степени, что это может показаться несправедливым и даже рассматриваться как проступок в отношении некоторых авторов. Но поскольку ни одно избирательное и критическое изложение не может избежать этого недостатка, я хотел бы, по крайней мере, отвести от себя подозрение в сознательной предвзятости.

Оглавление

Предисловие к первому изданию…9
Введение…19

ЧАСТЬ 2 НЕМЕЦКАЯ ФАЗА ДВИЖЕНИЯ
III. Чистая феноменология Эдмунда Гуссерля (1859 - 1938) …87
IV. Раннее Феноменологическое Движение…189
a. Феноменологические кружки (геттингенский кружок, мюнхенский кружок) …
b. Александр Пфендер…
c. Адольф Раинах…
d. Мориц Гайгер…
e. Вильгельм Шапп, Курт Штавенхаген, Хедвиг Конрад-Мартиус, Дитрих фон Гильдебранд, Жан Геринг, Эдит Штайн, Фриц Кауфман, Александр Койре, Роман Ингарден…
V. Феноменология сущностей: Макс Шелер (1874 - 1928) …249
VI. Мартин Хайдеггер (1889 - 1976) как феноменолог…291
VII. Феноменология в критической онтологии Николая Гартмана (1882 - 1950) …387

ЧАСТЬ 4 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СЕРЕДИНЫ ХХ-ГО ВЕКА
XIII. География распространения феноменологического движения…609

ЧАСТЬ 5 ПРИНЦИПЫ И ОЦЕНКИ
XIV. Основные черты феноменологического метода…635

Герберт Шпигельберг (18 мая 1904 г. - 6 сентября 1990 г.) Американец философ кто сыграл видную роль в продвижении феноменологическая философия В Соединенных Штатах.

Содержание

Жизнь

Шпигельберг родился в Страсбург, в Эльзасский регион северо-востока Франция. Учился в университетах Гейдельберг, Фрайбург, и Мюнхен, где он встретил Эдмунд Гуссерль и многие другие в авангарде европейского феноменологического движения. Он получил свой Кандидат наук. в 1928 году из Мюнхенского университета. Его докторская диссертация написана под руководством феноменолога. Александр Пфендер и был назван Gesetz und Sittengesetz (Закон и нравственность).

В 1937 году Шпигельберг покинул континент и год проучился в Англии, а затем эмигрировал в США. В США он сначала преподавал в Swarthmore College а затем в Университет Лоуренса, которая позже присвоила ему почетную докторскую степень.

В 1953-54 и 1955-56 годах он получал стипендии от Фонд Рокфеллера за подготовку первого издания его знакового исторического обзора, Феноменологическое движение: историческое введение.

В 1963 году он переехал в Вашингтонский университет в Сент-Луисе, Миссури и оставался там до выхода на пенсию как Почетный профессор в 1971 году. Он также работал приглашенным профессором в университетах Мичиган и Южная Калифорния и, как Фулбрайт Преподаватель Мюнхенского университета.

Шпигельберг провел пять влиятельных семинаров по феноменологии летом 1965, 1966, 1967, 1969 и 1972 годов. Первый семинар был поддержан грантом Национальный фонд науки а второй - грантом Компания Monsanto.

В 1981 году Вашингтонский университет создал цикл лекций по феноменологии в его честь.

Герберт Шпигельберг умер от лейкемияв возрасте 86 лет в своем доме в Сент-Луисе, штат Миссури. Его собрание статей доступно в архивы библиотек Вашингтонского университета.

Философия

Шпигельберг сыграл важную роль в развитии интереса к феноменологии в Америке.

Феноменология — это изучение явлений; движение в философии 20-го века, основанное Э. Гуссерлем.

Феноменология, примеры использования - Общие основы феноменологической теории науки

Общие основы феноменологической теории науки

Феноменология Гуссерля — это широкое, потенциально бесконечное поле методологических, а также эпистемологических, онтологических, этических, эстетических и социальных философских исследований каждого субъекта философии через возвращение к феноменам сознания и их анализу. Основные принципы и подходы гуссерловской феноменологии, которые по существу сохраняют свое значение на всех стадиях ее развития и признаются со всеми оговорками в различных (хотя и не во всех) модификациях феноменологии как тенденции:

Распространение феноменологии

Для того, чтобы понять феноменологический подход в психологии, понять его специфику и взаимодействие отдельных методологических подходов, необходимо сначала выделить наиболее общие принципы феноменологической теории науки, которые лежат в основе этого подхода. Эти принципы становятся основой (и в то же время руководством) для дальнейшей конкретизации и критики.

Сущность феноменологии

Учение возникло из идей Декарта, Лейбница, Беркли и Канта. Основатель независимой феноменологической доктрины — Э. Гуссерл.

Феноменология и философия буддизма имеют некоторые общие черты, хотя никто не знает наверняка, был ли Хусерл знаком с ними. Развитие феноменологии происходило на основе философии Гуссерля как сложного, многомерного течения современной философии.

Феноменология основана на двух фундаментальных идеях:

  • У каждого человека есть сознание;
  • Сознание — это инструмент познания, поэтому человек познает не сами объекты реальности, а их проявления в сознании, то есть явления.

Из этого следует общий вывод, что любой познаваемый объект — это просто феномен сознания.

Основным направлением феноменологии как философской доктрины является освобождение философского сознания от натуралистических установок.

Феноменология имеет свой основной метод — это интуитивное распознавание идеальных сущностей, где существует несколько слоев — лингвистические средства выражения, ментальные переживания, значения как инвариантные структуры лингвистических выражений. Объект обретает смысл, будучи соотнесённым с сознанием, и в этом случае существо становится феноменом, а сознание распознаёт существо.

Задача феноменологии — раскрыть смысл объекта, который затушевывается мнением, неточным словом, ложной оценкой. Для решения этой задачи необходимо отказаться от натуралистических установок, противопоставляющих бытие сознанию.

Суть объекта феноменологии заключается в достижении чистых истин, предэкспериментальных значений, которые реализуются в языковом и психологическом опыте. Эти истины — жребий философии, которую Гуссерл определяет как первую философию.

Феноменология — это наука о чистых принципах сознания и познания и универсальная доктрина метода и методологии.

Феноменология в современном мире

Сегодня методология феноменологии применяется в социологии, литературоведении, психиатрии, эстетике, то есть философия Гуссерля оказала большое влияние на современные науки. Феноменологические исследования проводятся несколькими центрами, крупнейшие из которых находятся в Германии, Чехии, США, Бельгии и России.

Процесс феноменологического исследования связан с анализом источника сбора данных — это, в результате, исследовательские интервью, отчеты, рефлексивные самоотчеты исследователя, документы и общекультурные тексты с подробным описанием внутренней жизни человека. Они могут включать автобиографические и дневниковые записи, художественную литературу, мифы, философские произведения и т.д.

Каждое исследование имеет результат — результат феноменологического исследования — это описание инвариантной структуры опыта, описание связи между компонентами, составляющими опыт.

Эти описания называются общими структурными или синтетическими описаниями. В процессе феноменологических исследований исследователь движется к таким структурным описаниям.

В 1970-х годах началась разработка процедур феноменологического анализа, которые вписываются в общую схему стадий анализа в различных вариациях:

  • Читать текст интервью, чтобы получить общее впечатление;
  • Структурирование текста для получения сокращенной версии, состоящей из частей целой истории с не совпадающими событиями;
  • Трансформация семантических единиц — содержание объединяется в обобщенную категорию;
  • Преобразование структурных семантических единиц в кластеры смысла;
  • Преобразованные структурные элементы смысла связаны для формирования обобщенного описания опыта.

Такая схема используется для анализа текста из качественного интервью с пожилым человеком. Цель состоит в том, чтобы исследовать опыт, который составляет жизненный мир этой группы людей. Например, феноменологический анализ интервью с пожилым человеком.

Фактический анализ начинается с начала интервью; за это время у исследователя формируется отношение к интервьюируемому и к исследовательской ситуации. Далее описывается ход интервью, поведение участников, чувства интервьюера.

Вся эта информация добавляется в итоговый отчет в виде приложений. Само интервью записывается на пленку и распечатывается, а затем с помощью компьютера конвертируется в электронный документ. Все стенографические выступления интервьюируемого и характер их речи будут сохранены без редактирования. Изменению подлежат только личные данные, географические названия, даты, имена.

Гуссерлианская феноменология

Для Гуссерля феноменология — это наука, которая изучает мир сознания, явления или объекты, даваемые сознанию в различных познавательных действиях. Он начинает свое исследование с анализа процесса познания и призывает к критическому подходу к использованию неисследованных понятий и терминов, лежащих в основе мировоззрения.

В более поздних работах автора эпоха играет роль подготовительного этапа феноменологической редукции — происходит переход от наивно-познавательного к феноменологическому отношению, т.е. происходит смещение внимания от объектов внешнего мира к жизни своего сознания. Результат — доступ к чистым явлениям сознания.

Феноменология исследует интенсивную структуру мира, объектом исследования является чувство бытия, а не объективные законы реальности.

Человек всегда что-то размышляет, оценивает и воображает, поэтому в интенсивности выделяются два момента — объект ориентации и сам ориентир.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: