Шпиц первый год жизни кратко

Обновлено: 02.07.2024

понятиями психической жизни младенца. Он первым исследовал процесс зарождения психики младенца, механизм придания эмоционального смысла той биологической и соматической экспрессии, существующей с рождения, которой ошибочно приписывали этот психологический смысл. На сегодняшний день все серьезные специалисты в области детской психологии, психотерапии, психиатрии и психоанализа используют основополагающие открытия

Шпица. В этой книге подробно описаны эмоциональные взаимодействия, которые происходят между матерью и младенцами. В главах этой книге доктор Шпиц касается ряда спорных проблем современной психоаналитической теории, и в каждом случае он твердо отстаивает свою позицию. Основная тема книги - развитие первых объектных отношений Р. Шпиц распространяет теорию медленного и постепенного развития.

Он отвергает концепцию объектных отношений с матерью с момента рождения, которую выдвигают другие психоаналитические школы. Для изучения данной темы он предлагает пользоваться прямым наблюдением и методами экспериментальной психологии. Этим Шпиц отличается от психоаналитиков, которые полагаются на воссоздание процесса развития на основании анализа поздних фаз. При организации исследования и интерпретации своих открытий доктор Шпиц опирается на ряд психоаналитических предпосылок.

Его теория полностью основана на концепции З. Фрейда, для которого новорожденный есть психологически недифференцированный организм с набором врожденных качеств и определенной предрасположенностью. Этот организм поначалу лишен сознания, восприятия и всех прочих психологических функций, как сознательных, так и бессознательных. Шпиц рассматривает новорожденного в качестве недифференцированного целого. Различные функции, структуры и инстинктивные влечения, которого постепенно дифференцируются из этого

целого. Дифференциация начинается в результате двух различных процессов. Один из этих двух процессов – созревание, а второй – развитие. Из постулата о недифференцированном состоянии новорожденного вытекает, что в момент рождения Я не существует. Также отсутствуют символизм и символическое мышление. Отсутствуют также защитные механизмы. Выявляются лишь только следы этих прототипов скорее в психологической

По определению объектные отношения представляют собой отношения между субъектом и объектом, субъектом является новорожденный. Поскольку новорожденный находится в недифференцированном состоянии, в процессе экспериментальных исследований у него не удалось обнаружить ни души, ни психических функций. В соответствии с этим доктор Шпиц делает выводы, что у новорожденного отсутствуют объекты и объектные отношения. И то, и другое постепенно разовьется в течение первого года жизни, .а к концу года установится

либидинозный объект. В этой связи Р.Шпиц выделяет три стадии развития: 1. Дообъектная, или безобъектная стадия. 2. Стадия предтечи объектов. 3. Стадия либидинозного объекта. Изучая объектные отношения и их развитие, Шпиц делает разграничение, которые применяются к взрослым и исследованию младенцев. Эти различия обусловлены двумя причинами: структурными факторами и окружающей средой.

объектом любви. Из установления либидинозного объекта следует, что лицо, наделенное объектными свойствами, уже не может быть заменено другим индивидом. Как только объект установлен, ребенок уже ни при каких обстоятельствах, уже ни с чем его не спутает. Такая жесткая исключительность позволяет ребенку установить тесную связь с объектом и наделить его уникальными качествами. Тревога восьмимесячных является доказательством того, что у ребенка есть партнер – его мать, с которым

он может сформировать объектные отношения. Это утверждение является упрощением, так как, другие члены семьи также занимают привилегированное положение, но либидинозный объект превосходит положение всех остальных людей. Поскольку большинство наблюдений проводилось в условиях западной культуры, а один из институтов западной культуры семья, именно семья обеспечивает тесный контакт и постоянные отношения между ребенком и единственной матерью в течение первого года жизни.

Эти наблюдения являются важными, а выводы для нашей культуры ценными. Каждая глава дает подробное описание проведенного эксперимента. Исследуются последовательно различные этапы созревания новорожденного и младенца. Исследование Р. Шпица ценно тем, что учит профилактическим мерам, тому, как избегать условий, ведущих к искажениям характера и личности. Дает полезную и практическую информацию относительно благоприятных

Ребенок- сторона пассивно воспринимающая, имеется в виду в начале роста. Этим обусловлен первый постулат: личностные нарушения матери отразятся в отклонениях ребенка. Второй: в младенчестве вредные психологические влияния являются следствием неудовлетворительных отношений между матерью и ребенком. Подобного рода неудовлетворительные отношения являются патогенными и делятся на две категории: 1. неправильные отношения между матерью и ребенком и 2. недостаточные отношения между

матерью и ребенком. Речь идет о качественных и количественных факторах нарушений. Неправильные отношения в паре мать- дитя могут привести к целому ряду расстройств у ребенка. В любом случае личность матери действует как возбудитель болезни, как психологический яд. По этой причине доктор Шпиц называет данную группу нарушенных объектных отношений и их последствий, психотическими расстройствами у младенцев. Ему удалось выявить в результате исследования ряд паттернов

поведения матери, каждый из которых связан с психотоксическим расстройством у младенца. Паттерны материнского поведения: 1. Первичное открытое отвержение 2. Первичное тревожное попустительство 3. Враждебность под маской тревоги 4. Колебание между баловством и враждебностью 5. Циклическая смена настроения матери. 6. Сознательная компенсированная враждебность. Лишения на первом году жизни объектных отношений у младенца

– это наиболее вредный фактор, приводящий к серьезным эмоциональным отклонениям. Р. Шпиц называет эту категорию нарушений психогенными заболеваниями недостаточности или заболеваниями эмоциональной недостаточности. Недостаточность может быть частичной или полной. В обоих случаях речь идет о недостатке либидо. Чтобы выжить, младенец должен получать все: пищу, тепло, уход, эмоциональное тепло, любовь. А дети, лишенные любви, превращаются во взрослых, исполненных ненависти.

В этом исследовании Р. Шпиц попытался представить полную картину своей работы в области генезиса первых объектных отношений и их компонентов. Подробно рассказывается о последовательных стадиях, выявленных при нормальном развитии, а также о некоторых видах расстройств, возникающих на первом году жизни. Описаны наблюдения за младенцами и их матерями в различных условиях жизни, рассмотрены в подробной форме экспериментальные исследования, сделаны выводы.

Определены паттерны материнского поведения и установки, приводящие к соответствующим эмоциональным расстройствам у ребенка. В работе поднимается целый ряд вопросов, имеющих социологическое значение. Поскольку объектные отношения – это основа социальных отношений, то способность человеческого существа устанавливать социальные контакты приобретается внутри отношений мать – дитя. Доктор Шпиц заканчивает свою книгу кратким обзором объектных отношений в социологической и исторической

На сегодняшний день все серьезные специалисты в области детской психологии, психотерапии, психиатрии и психоанализа используют основополагающие открытия Шпица. В этой книге подробно описаны эмоциональные взаимодействия, которые происходят между матерью и младенцами.В главах этой книге доктор Шпиц касается ряда спорных проблем современной психоаналитической теории, и в каждом случае он твердо отстаивает свою позицию.

Основная тема книги — развитие первых объектных отношений Р. Шпиц распространяет теорию медленного и постепенного развития. Он отвергает концепцию объектных отношений с матерью с момента рождения, которую выдвигают другие психоаналитические школы. Для изучения данной темы он предлагает пользоваться прямым наблюдением и методами экспериментальной психологии.Этим Шпиц отличается от психоаналитиков, которые полагаются на воссоздание процесса развития на основании анализа поздних фаз. При организации исследования и интерпретации своих открытий доктор Шпиц опирается на ряд психоаналитических предпосылок. Его теория полностью основана на концепции З. Фрейда, для которого новорожденный есть психологически недифференцированный организм с набором врожденных качеств и определенной предрасположенностью.

Этот организм поначалу лишен сознания, восприятия и всех прочих психологических функций, как сознательных, так и бессознательных.

Шпиц рассматривает новорожденного в качестве недифференцированного целого. Различные функции, структуры и инстинктивные влечения, которого постепенно дифференцируются из этого целого. Дифференциация начинается в результате двух различных процессов. Один из этих двух процессов – созревание, а второй – развитие. Из постулата о недифференцированном состоянии новорожденного вытекает, что в момент рождения Я не существует.Также отсутствуют символизм и символическое мышление.

Школа психологии и человеческих отношений 2

. Цель: Проанализировать возникновение, формирование и содержание школы психологии и человеческих отношений. Задачи: 1. рассмотреть особенности школы человеческих отношений, опираясь на исследования М. П. Фоллетт и . тем, что сплетает и в жизни общества. Лидерство не есть удел личности, привыкшей господствовать; лидерами становятся не только по рождению, но и благодаря соответствующему обучению. .

Поскольку новорожденный находится в недифференцированном состоянии, в процессе экспериментальных исследований у него не удалось обнаружить ни души, ни психических функций. В соответствии с этим доктор Шпиц делает выводы, что у новорожденного отсутствуют объекты и объектные отношения.И то, и другое постепенно разовьется в течение первого года жизни, .а к концу года установится либидинозный объект.

В этой связи Р.Шпиц выделяет три стадии развития: 1. Дообъектная, или безобъектная стадия. 2. Стадия предтечи объектов. 3. Стадия либидинозного объекта. Изучая объектные отношения и их развитие, Шпиц делает разграничение, которые применяются к взрослым и исследованию младенцев.Эти различия обусловлены двумя причинами: структурными факторами и окружающей средой. Для новорожденного окружающая среда это мать или кто ее заменяет.

Исследуя расстройства ранних отношений между матерью и ребенком, и их пагубные последствия доктор Шпиц особо подчеркивает, что специфические психотические расстройства ребенка непосредственно связаны с эмоциональными специфическими расстройствами матери.

Из установления либидинозного объекта следует, что лицо, наделенное объектными свойствами, уже не может быть заменено другим индивидом.

Как только объект установлен, ребенок уже ни при каких обстоятельствах, уже ни с чем его не спутает. Такая жесткая исключительность позволяет ребенку установить тесную связь с объектом и наделить его уникальными качествами. Тревога восьмимесячных является доказательством того, что у ребенка есть партнер – его мать, с которым он может сформировать объектные отношения.Это утверждение является упрощением, так как, другие члены семьи также занимают привилегированное положение, но либидинозный объект превосходит положение всех остальных людей.

Психологические особенности отношений детей к родителям в полных .

. специфические родительские ценности, социальные установки, более или менее осознанное отношение родителей к детям? Или социальные роли отца и матери? Или культурные символы отцовства и материнства, воплощенные в . лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Так семья остается .

Поскольку большинство наблюдений проводилось в условиях западной культуры, а один из институтов западной культуры семья, именно семья обеспечивает тесный контакт и постоянные отношения между ребенком и единственной матерью в течение первого года жизни. Эти наблюдения являются важными, а выводы для нашей культуры ценными. Каждая глава дает подробное описание проведенного эксперимента.Исследуются последовательно различные этапы созревания новорожденного и младенца.

В концепции нормальных объектных отношений основополагающим является то, что эти отношения должны удовлетворять как мать, так и ребенка. В отношениях матери и ребенка мать является доминирующим партнером. Ребенок- сторона пассивно воспринимающая, имеется в виду в начале роста. Этим обусловлен первый постулат: личностные нарушения матери отразятся в отклонениях ребенка.Второй: в младенчестве вредные психологические влияния являются следствием неудовлетворительных отношений между матерью и ребенком.

Подобного рода неудовлетворительные отношения являются патогенными и делятся на две категории: 1. неправильные отношения между матерью и ребенком и 2. недостаточные отношения между матерью и ребенком. Речь идет о качественных и количественных факторах нарушений. Неправильные отношения в паре мать- дитя могут привести к целому ряду расстройств у ребенка.В любом случае личность матери действует как возбудитель болезни, как психологический яд. По этой причине доктор Шпиц называет данную группу нарушенных объектных отношений и их последствий, психотическими расстройствами у младенцев.

Ему удалось выявить в результате исследования ряд паттернов поведения матери, каждый из которых связан с психотоксическим расстройством у младенца.Паттерны материнского поведения: 1. Первичное открытое отвержение 2. Первичное тревожное попустительство 3. Враждебность под маской тревоги 4. Колебание между баловством и враждебностью 5. Циклическая смена настроения матери. 6. Сознательная компенсированная враждебность.

Лишения на первом году жизни объектных отношений у младенца – это наиболее вредный фактор, приводящий к серьезным эмоциональным отклонениям. Р. Шпиц называет эту категорию нарушений психогенными заболеваниями недостаточности или заболеваниями эмоциональной недостаточности. Недостаточность может быть частичной или полной. В обоих случаях речь идет о недостатке либидо.Чтобы выжить, младенец должен получать все: пищу, тепло, уход, эмоциональное тепло, любовь.

Отношения между отцом и ребенком

. действительности искажает некоторым образом судьбу отношений между матерью и ребенком. Мы должны понимать, с одной стороны, что существует единение между матерью и ребенком, и, с другой стороны, . прослеживать постепенный выход ребенка из этого симбиотического состояния. Я не сомневаюсь, что отношения ребенка с другим человеком, .

А дети, лишенные любви, превращаются во взрослых, исполненных ненависти. В этом исследовании Р. Шпиц попытался представить полную картину своей работы в области генезиса первых объектных отношений и их компонентов. Подробно рассказывается о последовательных стадиях, выявленных при нормальном развитии, а также о некоторых видах расстройств, возникающих на первом году жизни.Описаны наблюдения за младенцами и их матерями в различных условиях жизни, рассмотрены в подробной форме экспериментальные исследования, сделаны выводы. Определены паттерны материнского поведения и установки, приводящие к соответствующим эмоциональным расстройствам у ребенка.

В работе поднимается целый ряд вопросов, имеющих социологическое значение.Поскольку объектные отношения – это основа социальных отношений, то способность человеческого существа устанавливать социальные контакты приобретается внутри отношений мать – дитя. Доктор Шпиц заканчивает свою книгу кратким обзором объектных отношений в социологической и исторической перспективе.

Примеры похожих учебных работ

Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии

. психокоррекция негативного отношения родителей к своим детям с проблемами в развитии Психологические особенности матерей, воспитывающих детей-инвалидов . значимостью, чем обычные дети. Все решения относительно его проблем принимает мать. Семья сходна с .

Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными .

. наипростейшее, отношение ребенка к внешнему миру, оказывается всегда отношением преломленным через отношение к . в том числе депрессии матери, создание и поддержание по . появляется только на втором году жизни ребенка, что свидетельствует о начале .

Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку

. и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на . в семье, где отец законченный алкоголик (а может и мать), вырастает непьющий сын. В детстве он за младшей сестренкой .

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития .

. возможность выявить особенности родительского отношения к своим детям, отношение детей к родителям, особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте. В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии .

Ситуативно-личностное общение ребенка с матерью как условие развития речи ребенка

Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного .

. образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – формирование здорового образа жизни у детей старшего . физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и .

Издательство: Академический проект, 2006 г.
Твердый переплет, 352 стр.
ISBN 5-8291-0773-2
Тираж: 3000 экз.

Монография "Первый год жизни" (Spitz 1965), имеет подзаголовок "Естественная история отношений матери и ребенка на первом году жизни". Поскольку клинический метод психоаналитического исследования невозможно напрямую применить к доречевой фазе развития ребенка, Шпиц создал соответствующий своим исследовательским целям метод, основанный на непосредственном наблюдении и методах экспериментальной психологии. В исследованиях Шпица каждый ребенок наблюдался, например, четыре часа в неделю. Применялись тесты для младенцев, упорядоченные по критериям, которые позволяли определить месячную количественную оценку развития, контроля над восприятием, интерперсональных отношений, памяти, подражания, владения предметами и интеллектуального развития и тем самым построить профили развития для определенных периодов времени. Помимо тестов, в качестве средств объективной оценки детского поведения Шпиц использовал "анализ фильмов". К тестам и анализу фильмов были добавлены клинические истории болезни и отчеты о беседах с родителями ребенка и обслуживающим персоналом. Число подвергшихся такому наблюдению детей составляет несколько сотен. Наблюдения, проведенные в семьях, родильных домах, яслях и других местах (детских домах, индейских деревнях) позволили сделать несколько фундаментальных выводов относительно развития ребенка в первые полтора года жизни.

Шпиц делает вывод, что во взаимодействии в диаде мать-дитя основное влияние на поведение ребенка оказывают не осознанные поступки матери, а ее бессознательная позиция. При этом Шпиц считает, что младенец воспринимает постоянно исходящие от матери, не осознаваемые ею самой аффективные сигналы с помощью своей системы коэнестетического восприятия, и эти воспринимаемые ребенком сигналы оказывают постоянное давление, которое и формирует в течение первого года жизни характеризующуюся чрезвычайной пластичностью психику ребенка. Основываясь на этом, Шпиц подчеркивает, насколько незначительной становится в обычном случае роль травматических событий для развития характера. Однако Шпиц категорически настаивает на том, что не только мать пробуждает определенные реакции у ребенка, но и ребенок у матери. Любому психоаналитику известны борьба, напряжение и внутреннее смятение, которые вызывает у матери идентификационное сопереживание с ребенком: регрессивные, архаические приятные фантазии и такие же архаические реакции вины, которые ей самой когда-то пришлось вытеснять. Отношения матери с ребенком мобилизуют в ней весь арсенал защитных механизмов; она должна отрицать, смещать, обращать в противоположность, скотомизировать и вытеснять. Ее поведение в ответ на "невинные" действия ребенка соответствующим образом меняется, что при определенных условиях может оказать патогенное воздействие на психику младенца.

Шпиц выдвинул следующие гипотезы:
1. Нарушения личности матери отражаются в нарушениях у ребенка.

Шпицу удалось показать, что целый ряд органических и поведенческих симптомов маленького ребенка, таких, как 1) отказ от кормления, рвота и кома у новорожденных, 2) колика трехмесячных, 3) младенческая экзема, 4) постоянное и интенсивное раскачивание на четвереньках, 5) копрофагия и игра с фекалиями, в значительном числе случаев является следствием психотоксических влияний со стороны матери, таких, как 1) первичное, открытое пассивное отвержение, 2) первичная, тревожная гиперопека, 3) враждебность в форме тревоги, 4) колебание между баловством и враждебностью, 5) циклические смены настроения.
2. В раннем детстве патогенные психические влияния являются следствием неудовлетворительных отношений между матерью и ребенком. Последние Шпиц разделил на две категории: а) неадекватные психотоксические отношения между матерью и ребенком (качественная причина) и б) недостаточные отношения между матерью и ребенком (количественная причина).

Здесь, в сфере расстройств у маленького ребенка, которые были вызваны количественно неудовлетворительными отношениями между ребенком и матерью, открытия Шпица имеют огромное практическое значение. Во время работы в американских яслях и детских домах Шпиц установил, что у детей, которые в возрасте после шести-восьми месяцев, то есть после установления либидинозного объекта, на долгое время были разлучены с матерью и при этом не получали эрзац-объект (характерно, что заменить объект удавалось только в тех случаях, когда до разлучения между матерью и ребенком существовали плохие отношения), развивается специфический синдром: в первый месяц ребенок становится плаксивым, капризным, он цепляется за любого постороннего человека, с которым ему удается установить контакт. На втором месяце плач переходит в крик; теряется вес, коэффициент развития не возрастает. На третьем месяце дети начинают отказываться от контакта. Чаще всего они лежат на животе в кроватке, что является патогномическим признаком. Становится все более выраженным отставание в развитии. Обращает на себя внимание застывшее, словно парализованное, лицо с широко открытыми глазами и отсутствующим взглядом.

Между третьим и пятым месяцем имеется переходный период, в котором все симптомы становятся более выраженными и закрепляются. Шпиц назвал эту картину заболевания "Анаклитическая депрессия " (Spitz 1946). Если в этот промежуток времени, то есть не позднее конца пятого месяца с момента сепарации, мать возвращается, то ребенок выздоравливает.

Если же разлука продолжается более пяти месяцев, картина заболевания переходит в состояние, которое Шпиц назвал госпитализмом (Spitz 1945). Дети проявляют признаки тяжелого распада (маразма) с высоким уровнем смертности. Они становятся абсолютно недоступными для контакта, даже в случае возвращения матери. Они становятся совершенно пассивными. Они не достигают стадии управления моторикой и не могут переворачиваться со спины на живот. Выражение лица становится пустым и слабоумным, движение глаз не координируется. Коэффициент развития падает до уровня идиота. Явления госпитализма, как правило, возникают тогда, когда на первом году жизни ребенок более пяти месяцев лишен объектных отношений.

Его исследования заложили базу современных представлений о первом годе жизни ребенка. Главный аспект, в котором Р.Шпиц рассматривал раннее развитие, главное, что происходит в течение первого года жизни – это установление подлинного объектного отношения. Шпиц прослеживал то, как на протяжении первых 7 – 8 месяцев то, что еще не было отношением как таковым, постепенно развивается в объектное в подлинном смысле.

Этот процесс проходит 3 фазы:

Безобъектная (фаза эндогенной улыбки) (от рождения – 2-3 мес.).

Шпиц так же, как и Фрейд, считал, что когда младенец только появляется на свет, бессмысленно говорить о существовании каких бы то ни было объектных отношений и даже готовности к ним. Ребенок появляется на свет организмом, у него еще нет Эго и Ид по отдельности, у него еще нет отдельно психического и отдельно телесного функционирования. Материнский уход – это то, что должно обеспечить созревание и вычленение отдельных психических функций, в том числе функцию установления отношений.

Когда ребенок только-только родился, он является практически невосприимчивым к внешним стимулам: у него еще нет собственного Я как инстанции, которая могла бы адекватно перерабатывать эти раздражения. Поэтому ребенок защищен от них природой – мощным стимульным барьером. Он физически менее восприимчив, чем взрослый человек. На этой стадии раздражение, которое ребенок все-таки воспринимает (яркий свет, громкий звук, избыточный тактильный контакт), является для него травмой. Особенно травматичными являются медицинские вмешательства. Приблизительно до 1 недели он пребывает почти в полной сенсорной изоляции.

Внешней реальности не существует, ребенок не отделяет свое Я от окружающих объектов, и эта картина меняется между 2 и 3 месяцами, когда начинается следующая фаза.

Фаза предшественников (предтеч) объектов.

Сигналом начала фазы является то, что ребенок начинает реагировать улыбкой на обращенный взгляд. Это показатель серьезного прогресса в психике – появление социальной улыбки. Она принципиально отличается от эндогенной тем, что ребенок начинает воспринимать то, что вокруг него и готов вступить в невербальный диалог. Улыбка становится его первым участием в диалоге с другим лицом.

Социальная улыбка не является реакцией на другого человека как личность (поэтому фаза называется фазой предшественников объектов). Ребенок на этой стадии еще не различает отдельных лиц, и он реагирует не на другого человека, а на визуальный гештальт, состоящий из носа, глаз и бровей, особенно, если они находятся в движении, и он это замечает. Нос, глаза и брови другого человека – это первый визуальный перцепт, который ребенок начинает выделять из окружающего мира, первое, что воспринимается им как не-Я (на рот ребенок реагирует в меньшей степени). Выделение именно такого гештальта – результат большого количества экспериментальных исследований.

Это созвучно постоянству объекта у Анны Фрейд, которое она относит к этому же возрасту. Шпиц тоже говорит о том, что именно в этом возрасте ребенку становится важно постоянство именно матери. Эта стадия получает название фазы либидинозного объекта, и это с его точки зрения уже является подлинно объектным отношением. В этом вопросе Шпиц тоже расходится с представлениями М.Малер. Шпиц говорил, что тревога восьмимесячных является универсальным феноменом развития в этом возрасте (все дети реагируют тревожно). М.Малер соглашалась, что к этому времени устанавливается постоянство матери как объекта, но если реакция ребенка на новое лицо тревожная, то это говорит о том, что его отношения с матерью в чем-то неудовлетворительные. Тревога означает, что у ребенка нет уверенности, что мать его ни в какой ситуации не оставит в беде. Малер писала, что если отношения с матерью полностью удовлетворительные, то реакцией на новое лицо будет удивление и любопытство.

[1] Плохая грудь – это грудь, которая не дает желаемого удовлетворения (недокармливает, перекармливает, не появляется вовремя и т.п.)

[3] Инкорпорация – интернализация с использованием какого-либо отверстия на теле.

[4] Многие вещи неправильно называть защитами. В определенных ситуациях они могут выполнять защитную функцию, но изначально они существуют не как защиты, а как естественные способы восприятия ребенком себя и окружающего мира. Например, рассмотренное нами расщепление, которое изначально является естественным способом восприятия ребенком объекта и себя самого.

[6] Винникотт не занимался психосоматиками как категорией, а те, кто занимались, строили свои концепции, и, возможно, там те же механизмы, что приводят к образованию ложной самости, описаны другим языком, с помощью других понятий.

Маленький ребенок не может объяснить, что испытывает, но это вовсе не означает, будто он не страдает. Наше безразличие, недостаток эмпатии и воображения приводят к невероятной жестокости по отношению к детям.

В предыдущей статье мы разобрали общее понятие базальной тревоги, в этой статье мы детально проанализируем причины ее формирования в результате депривации.

Латинское слово deprivatio – означает потерю, лишение.

Последствия депривации (лишение отзывного отклика на эмоциональные потребности ребенка) уже были описаны в статье Травма рождения на примере анаклитической депрессии (anaklitos – отзывный, греч.). Понятие анаклитическая депрессия, введенное психоаналитиком Рене Шпицем, сегодня используется в более широком значении и идентифицируется в более мягких условиях, нежели те, в которых проводил наблюдения автор этого понятия:

Госпитализм

Исследование последствий недостатка заботы и внимания для развития ребенка начались с наблюдений за младенцами в приютах американским психоаналитиком Рене Шпицем в 40-х годах прошлого столетия. В основном, это были приюты, в которых содержались дети, разлученные с матерями, преступившими закон.

Вот как Шпиц описывает поведение младенцев, депривация которых была столь значительна, что у них развилось состояние более тяжелое, чем анаклитическая депрессия, названное им синдромом госпитализма:

«После кормления грудью в среднем в течение первых трех месяцев младенцы (в общей сложности 91 ребенок) были затем разлучены с матерями на период от шести месяцев до года. Соответственно, их возраст составлял от девяти месяцев до полутора лет.

Обычно они лежали на спине; в активном состоянии они совершали странные движения пальцами. Они подолгу, иногда часами, следили за движениями своих пальцев. Они могли ухватиться за свою одежду, и, как при навязчивом хватании, были неспособны ослабить хватку, тянули за одежду, совершая причудливые волнообразные движения. В состоянии повышенной активности они, кроме того, поднимали ноги, хватаясь за носки или пальцы ног. Этими немногочисленными видами деятельности и ограничивается поведение детей, страдающих явлениями госпитализма. Аутоэротических действий, включая сосание большого пальца, практически не было. Подобного рода действия, если они вообще имели место, наблюдались на ранних стадиях депривации. На более поздних стадиях эти дети обычно впадали в летаргию, лежали без движения и звука, словно в оцепенении, смотря в пустое пространство.

(“Психоанализ раннего детского возраста”. Рене Шпиц)

Я привел такой большой фрагмент текста, чтобы читатель мог увидеть, как депривация лишает младенца условий для развития. При прогрессировании депривации эти дети не могли чувствовать ничего, кроме страха чужака восьмимесячных, несмотря на то, что возраст некоторых из них доходил до полутора лет. Отсутствие постоянного физического и эмоционального контакта с матерью или лицом ее замещающим не дало этим младенцам выйти за рамки всепоглощающей базальной тревоги, вызванной травмой рождения. Их постоянным состоянием было оцепенение, которое сменялось паникой при приближении чужого человека, и возвращалось вновь, когда они оказывались наедине с собой.

Госпитализация

Депривация

Говоря о синдроме госпитализма, также необходимо упомянуть проблему госпитализации детей по медицинским показаниям. Руководители детских больниц всегда отрицательно относились к госпитализации детей совместно с их матерями, мотивируя это требованиями больничной асептики. Конечно, тревожные мамаши больных детей создают дополнительную нагрузку на медперсонал, и лучше с ними встречаться только в часы больничных посещений. Но маленькому ребенку важно быть рядом с мамой, особенно в период болезни.

По моему убеждению, если ребенка в возрасте от 6 месяцев до трех с половиной лет даже на 1 день вырвать из привычного окружения – это окажется достаточным, чтобы навсегда оставить шрам в его душе. О самой травме, конечно, он не будет помнить, но трудно предсказать, как отзовется этот шрам в его последующей жизни (подробнее о преждевременной разлуке я напишу в другом месте).

Интересно, что чем больше заботы и внимания получает ребенок дома – тем тяжелее он переживает госпитализацию, связанную с разлукой с матерью. Но это закономерно, чем больше имеешь, тем больнее это терять.

Но сегодня все больше детских больниц допускают присутствие матерей возле больных детей, понимая насколько травматичной для ребенка может оказаться разлука с матерью, вызывая ухудшение самочувствия и затягивая период выздоровления (хотя и не всегда создают приемлемые условия для пребывания матерей вместе с детьми).

Синдром госпитализма возникает в результате самой жестокой депривации, которая, надеюсь, в наше время не встречается в цивилизованных странах. В следующей части статьи будут описаны особенности возникновения психических нарушений при умеренной, но длительной депривации. Речь пойдет о весьма распространенном понятии интроверсии, которое мы даже не считаем проявлением патологии.

Читайте также: