Шпаргалка по культурологии для вузов кратко

Обновлено: 02.07.2024

В процессе перехода от мифотворчества к религии общество проходит через промежуточные формы:

- тотемизм - поклонение животному миру;

- фетишизм - поклонение неживой природе;

- анимизм - одухотворение живой и неживой природы;

2. При каком условии культура становится общедоступной?

Культура становится общедоступной, т.е. массовой при условии, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

3. На какой период (название и дата) какого этапа приходится цивилизационное начало культуры?

Культура античности (Древняя Греция и Древний Рим): 3 тыс. лет до н.э. - 5 век н.э. - считается, что с этого периода культура развивается на цивилизационной основе.

4. Когда на арене культурной жизни появляется Киевская Русь?

Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о признании на княжение в Новгород в 862 г. вражеских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г. Завершающий период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) иногда, правда, доводят до времени Владимира Мономаха (1113 -1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси - середина IX -н. XII века.

5. В чем заключается основное отличие культуры 2 этапа от культуры предыдущего?

Основное отличие культуры 2 этапа (Средневековый) от культуры предыдущего (Культура Древнего мира) заключается в том, что религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. На этом этапе появляются новые культурные центры: Византия, Западная Европа, Киевская Русь.

6. Почему эпоха Возрождения получила такое название?

Эпоха Возрождения явилась ярким проявлением светского начала в христианстве. Ренессанс распространил свое влияние прежде всего на духовные области человеческой деятельности. Меняется картина мира. На смену христианскому теоцентризму приходит антропоцентризм. Бог, конечно, не отменяется, но человек восходит до уровня творца, тем самым приближаясь к Богу. Вся культура Возрождения и есть создание некоего гигантского пьедестала божественному величию человека, который осознал себя творцом собственной судьбы и сотворцом окружающего мира. Пышным цветом расцветает ренессансный индивидуализм, сущность которого проявляется в гипертрофированном ощущении своей самоценности, собственной созидательной функции. Происходит возрождение античной системы образования, формируются гуманитарные дисциплины, то есть ориентированные на проблемы человека и человечества.

7. Каковы причины поздних противоречий русской культуры?

Эпоха, давшая миру столь много талантливых людей, как Шаляпин, Рерих, Рахманинов, Павлова, Кустодиев, оказалась эпохой заката Российской империи. Страна как бы задыхалась от недостатка свежих сил и компенсировала недостатки политической модели существования экзистеальными откровениями искусства, которое было обречено на гибель. Такая культура была не нужна стремительно политизировавшемуся обществу.

8. Чем объясняется быстрая ассимиляция (обрусение) византийской культуры?

Обрусение византийской культуры объясняется тем, что у славян уже была своя достаточно развитая культура в области художественного ремесла и строительства. Дохристианская Русь знала литье, чеканку, керамику, обработку дерева и т.д.

9. Какие плюсы для культуры Древней Руси принесла феодальная раздробленность?

10. На какое время приходится ослабление влияния русской церкви и что послужило тому причиной?

11. Назовите 2 причины споров, приведших к раздвоению единой русской культуры?

12. В чем заключается уникальность культурного пути России, пройденного ею в начале XVIII века?

13. Почему в эпоху Петра I гравюры получили столь широкое распространение?

Гравюра в эпоху Петра I получила широкое распространение, так как иконописными методами нельзя было ни иллюстрировать научные книги, ни исполнять чертежи и проекты, ни делать документальные записи. Для этих целей лучше всего подходила гравюра - линейное, точное, экономное изображение, среднее между картиной и чертежом.

14. В чем заключается характерная особенность Петербурга как памятника эпохи XVIII века.

18 век выдвинул новую столицу - Петербург, который стал характерным культурно-историческим памятником эпохи. Его особенность в том, что он являл собою чудо творческих возможностей знаменитых архитекторов и неизвестных русских строителей, зодчих разнообразных художественных и вкусов. Специфика русского зодчества в 18 веке связана, с одной стороны, с использованием опыта других европейских стран и отечественной традиции, в частности, древнерусской; и с другой, синтетический характер искусства заключен в единстве архитектуры, скульптуры, монументальной и декоративной живописи, прикладного искусства.

16. С чем связано бурное развитие журналистики в России XVIII веке?

Бурное развитие журналистики в XVIII веке связано c тем, что власти разрешили открытие частных типографий, началось введение частного предпринимательства в литературе.

18. Какая цель стояла перед русской культурой в XIV - XV вв., и какая идея пронизала ее в XVIII веке?

Во второй половине 14 века был преодолен кризис и началось возрождение русской культуры, идейным стержнем которой стал национальный подъем, идея единства. Главное, к чему стремилась культура - открыть ценности человеческого существования. Этот взлет русской культуры на рубеже 14-15 вв. принято считать Предвозрождением.

Основным стимулом развития культуры в 18 веке стала официальная политика Екатерины II. В 18 веке сложилась широкое понимание значения науки, образования, общественной мысли, литературы, искусства. Все стороны историко-литературного процесса пронизывает идея всесословной ценности человека.

19. Как в 19 веке в России происходит распространение грамотности?

Общественной организацией был Комитет грамотности, созданный в 1845 г. при Московском обществе сельского хозяйства. Задачей его было и всестороннее распространение грамотности на религиозно-нравственной основе среди сельского населения.

В целом следует отметить известный рост начальной школы. Так, если в начале XIX в. в стране существовало 158 училищ (32 гимназии и 126 уездных училищ), то к середине 50-х годов в каждой губернии было в среднем около 130 начальных школ. Однако подавляющее большинство училищ было сосредоточено в городах. Дореформенная школа была явлением городской культуры. К середине XIX в. в начальных училищах обучалось примерно 0,7%; в столицах, в некоторых губернских городах - 3-5% всех жителей.

20. Перечислите основные научные открытия русских ученых 19 века.

Наибольшие достижения российской науки в19 веке связаны с именами ученых, работающих в области биологии. Это прежде всего И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, И.И. Мечников. А научное значение трудов великого русского ученого физиолога И.П. Павлова столь велико, что история физиологии делится на два этапа: допавловский и павловский. Именно Павлову первому среди русских ученых была присуждена Нобелевская премия. В это же время жил и работал гениальный русский ученый Д.И. Менделеев, который открыл периодический закон химических элементов. Другой русский химик А.М. Бутлеров создал теорию химического строения вещества. Она стала основой учения об органических соединениях.

Больших успехов во второй половине XIX века добиваются русские математики - П.Л. Чебышев, А.М. Ляпунов, А.А. Марков, В.А. Стеклов, С.В. Ковалевская. Мировую славу принесли русским ученым и открытия в области техники. Это А.Ф. Можайский, создавший летательный аппарат тяжелее воздуха - прообраз будущих самолетов; А.С. Попов, изобретший радиосвязь; П.Н. Яблочков, который изобрел дуговую лампу; А.Н. Лодыгин, внеся свой вклад в изобретение электрической лампы накаливания, впервые применив вольфрам.

21. Что объединяет таких живописцев 19 века как Крамской, Нестеров, Ге?

Крамской И.Н., Нестеров М.В., Ге Н.Н. характеризуются обращением к библейским сюжетам, к образу Христа в попытке философского объяснения эпохи, религиозно-нравственной ее трактовки.

Кроме этого, Крамского И.Н. и Ге Н.Н. объединяло общее дело. В 1863 г. в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве возникла группа художников-жанристов, во главе которой стоял профессор Училища В.В. Перов. Главной целью объединения должна была стать просветительская и пропагандистская деятельность в стране.

22. Кого из меценатов вы можете назвать?

Русский меценат - П.М. Третьяков, московский купец и промышленник. Начиная с 18556 г. он систематически покупал лучшие произведения русских живописцев и создавал богатую картинную галерею, которую в 1893 г. он принес в дар Москве.

Другим крупнейшим меценатом национального искусства был богатый купец, строитель Северной железной дороги С.И. Мамонтов. В 1870 г. Мамонтов приобрел подмосковное имение Абрамцево. В этом доме собирались впоследствии выдающиеся представители русской культуры. Феноменом русской культуры явилась Московская частная русская опера, которую Мамонтов основал на свои деньги. С ней связана деятельность композиторов Ипполитова-Иванова, Калинникова, Рахманинова, Римского-Корсакова; художников Врубеля, Коровина, Малютина, Сомова.

23. Чем объясняется общая популярность, приобретенная беллетристикой и романом в 19 веке?

Огромную популярность приобрела беллетристика, включала в себя критический, информационный, развлекательный отделы, отличалась общественным накалом. Роман был также популярен, в нем ставились жизненно важные вопросы, создавались художественно законченные реалистические типы.

Популярность беллетристики и романа объясняется тем, что литература взяла на себя воспитание и просвещение общества.

24. В чем заключается воспитывающая, образовательная, дисциплинирующая роль Московского художественного театра в начале 20 века?

а) воспитывающая роль была основана на способности театра формировать духовный мир человека, влиять на его разум, чувства, волю в соответствии с теми или иными общественными идеалами, с позиции определенной идеологии. Воспитательная функция всегда выдвигалась на одно из первых мест прогрессивными художниками и мыслителями на всем протяжении истории человечества. С помощью передового искусства в сознании широких народных масс всегда привносились нравственные убеждения и настроения.

в) дисциплинирующая роль. Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Синтез искусств был одной из характерных черт сценического реализма этого времени. Принципы сценического искусства, выработанные Художественным театром и являвшиеся частью общей борьбы за новый реализм, оказали большое влияние на театральную жизнь России в целом.

26. Каким образом богема серебряного века пыталась создать отличную от стремительно политизировавшегося общества реальность?

27. Чем объясняется небывалый взлет в области поэзии в России начала 20 века?

Небывалый взлет в области русской поэзии в России начала 20 века можно политическими событиями, происходящими в стране; социальными и общекультурными причинами. Но главное - стремление поэтов к еще не открытой красоте, усталость от излишне идеологизированного и не слишком душевного искусства, интерес к личной, частной жизни.

28. Почему культуру русской эмиграции считают ретрокультурой?

Культура, развивающаяся в эмигрантской среде, которая не желала расставаться с прошлым, - это ретрокультура. Она заведомо бесперспективна, развивается по своим, чуждым России законам.

10. На какое время приходится ослабление влияния русской церкви и что послужило тому причиной?

18. Какая цель стояла перед русской культурой в XIV - XV вв., и какая идея пронизала ее в XVIII веке?

24. В чем заключается воспитывающая, образовательная, дисциплинирующая роль Московского художественного театра в начале 20 века?

а) воспитывающая роль Московского художественного театра заключалась в воспитании художественной культуры человека, которая позволяла развивать более эффективно не только эстетические способности человека, но и научное мировоззрение, нравственность, общечеловеческие черты личности, приобщать человека к красоте труда. К воспитывающей роли театра мы можем отнести ее универсальное комплексное воздействие на духовный мир личности: разум, чувство и волю. В тоже время она обращена преимущественно к эмоциональной сфере личности. С помощью художественно-культурной деятельности театра формируются и воспитываются социальные чувства человека.

б) образовательная роль. Театр ставил пьесы самых современных и не совсем известных авторов, знакомил публику с наиболее интересными новинками западной драматургии.

в) дисциплинирующая роль заключалась в подчинении всех личных интересов интересам общего художественного дела: талантливые актеры были тружениками, работниками, в которых изгонялся дух пошлой богемы и дух коммерции.

3 вариант ответа.

24. В чем заключается воспитывающая, образовательная, дисциплинирующая роль Московского художественного театра в начале 20 века?

а) воспитывающая роль. Театр воспитывал своего зрителя, ставил пьесы современных драматургов, известных и неизвестных широкой публике. Театр воздействовал на духовный мир человека, воспитывая нравственные убеждения и настроения.

б) образовательная роль заключалась в том, что это был первый разумный, нравственный общедоступный театр. Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Театр знакомил своих зрителей с новинками не только российской драматургии, но и западной.

в) дисциплинирующая роль. В театре была принята строгая система, она заключалась в том, что все работники театра должны подчинять свои интересы интересам общего художественного дела. Не принимались во внимание никакие затраты: ни физические, ни моральные, ни материальные.

Культурология – система знаний о сущности, закономерностях культуры, о механизмах функционирования культурных форм, явлений.
Функции культурологии – воспитательная, (ценностная), мирровозренческая, регулятивная, прогностическая, методологическая, теоретико-познавательная.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Культ-я экзамен.docx

Культурология – система знаний о сущности, закономерностях культуры, о механизмах функционирования культурных форм, явлений.

Функции культурологии – воспитательная , (ценностная), мирровозренческая, регулятивная, прогностическая, методологическая, теоретико-познавательная.

Культурология как наука стала формироваться в сфере гуманитарного знания в 20 веке, хотя, еще в 19 веке английский религиовед и антрополог Э.Б. Тайлор выдвинул идею создния особой “Науки о культуре”. Впервые термин культурология как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура, предложен немецким химиком и философом Вильгельмом Оствальдом в 1909 году. Широко использоваться термин культурология стал благодаря американскому антропологу Л.А. Уайту. Именно он в 1939 году стал рассматривать кутурологию как принципиально новый путь изучения культуры.

Культурология как наука делится на фундаментальную (теоретическую) и прикладную.

Фундаментальная культурология изучает теоретические проблемы культурологии, разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования.

Прикладная культурология занимается исследованием результатов реальной культурной деятельности человека на протяжении всей его исторической линии жизни. Опираясь на теоретические знания ставит своей целью прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов.

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ СО СМЕЖНЫМИ НАУКАМИ

Культурология в той форме, в которой она возникла и развивается в российском обществознании, сформировалась на стыке ряда гуманитарных наук: археологии, этнографии, этнопсихологии, философии, социологии и др.

Археология рассматривает культуру как совокупность продуктов человеческой деятельности. В этнографии под культурой понимается специфический для определенного этноса комплекс обычаев, верований, особенность труда и быта людей, и представители этой отрасли исторического знания исследуют эти аспекты культуры, полученные в ходе изучения истории культуры, дают материал для описания конкретных исторических особенностей развития культуры.

У культурологии также очень тесная связь с философией культуры. Исследование философией культуры носит мировоззренческий характер. В этих исследованиях проявилось своеобразие той или иной философской школы, течения, направления. Философские школы и течения акцентируют внимание на экзистенциальных проблемах человеческого бытия, а философия культуры, отражая человеческие ценности и человеческое отношение к миру. Философские школы и течения сосредотачивают свое внимание на проблеме познавательных отношений человека к миру а философия культуры стремится выявить своеобразие методов познания культуры в отличие от методов познания природы.

В связи с принципиальным различием методов исследования природы и культуры все науки были разделены на науки о природе и науки о культуре. Тогда самостоятельный статус приобрела культурфилософия, которая в рамках философии исследует идеи культуры, цели культуры, принципы и предпосылки культуры, различные формы культуры с точки зрения их значения для человека, соответствия идеальным целям и ценностям культуры.

При всем различии подходов к исследованию культуры философия культуры по отношению к различным наукам о культуре исполняет роль методологии. Философская методология (т.к. философия исследует человеческий смысл бытия) позволяет увидеть глубинные закономерности и перспективы бытия, которые не просматриваются средствами специальных наук о культуре. Т.о. меду философией культуры и культурологией в ее современном виде существуют тесные отношения. Но философия культуры нацелена на понимание культуры в контексте бытия (всеобщего), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное) с опорой на определенный исторический и иной эмпирический материал.

Тесная связь существует у культурологии с социологией культуры. Социология культуры изучает социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием усвоением, сохранением и распространением идеи культурных норм, ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, между обществом и природой. Культурология же изучает взаимодействие не человеческих индивидов, а элементов культуры (обычаев, институтов, кодов, технологий, идеологий и др.). структура _ см.тетр

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, которые отражают активную творческую деятельность людей в освоении мира в ходе исторического развития человеческого общества.

Культура- совокупность духовных возможностей человеческого общества на той или иной ступени развития.

Морфология – раздел культурологии, изучающий её внутреннее строение и функции, типичные формы культуры.

В структуре культуры выделяютя обыденный и специализированный тип.

Обыденный – повседневная культура.

Специализированный – профессиональная культура.

Сферы существования культур (формы): хозяйство, наука, техника, право, политика, искусство, мораль, религия.

Артефакт – искусственно созданный человеком, конкретный результат человеческой деятельности.

Культурная форма – комплекс артефактов.

Культурная система – совокупность культурных форм.

Морфология культуры представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. Существует множество концепций, делящих культуру по различным основаниям. Так, человеческую культуру в ее целостности можно рассматривать как процесс последовательного самоосвобождения человека. Формы культуры: миф, религия, искусство и наука - это различные стадии этого процесса.

Миф стоит в начале человеческой истории. Это первая форма культуры, первая форма рационального постижения мира. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы.

Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность. Образы, мифы и символы выполняют важную роль в выявлении глубинных аспектов человеческого существа.

В процессе последовательного самоосвобождения человека миф разрушается, его функции трансформируются, тем самым, давая возможность появиться религии, искусству, науке.

Религия - производное от латинского слова religio. Древние римляне обозначали этим словом все то, что было связано с культом богов. Мифологическое восприятие рождает религиозное сознание. Главной отличительной особенностью религиозного сознания является вера в сверхъестественное, чудо, непостижимое рациональным путем.

Анимизм (от лат. anima- душа)- представление о существовании духовных (нематериальных) сущностей и вера в возможность общения с ними.

Фетишизм (от португ. слова fetisso - магическая вещь) - культ неодушевленных предметов, фетишей, наделенных сверхъестественными свойствами. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: части тела животного и человека, камни необычной формы, куски дерева и др.

До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов - оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписывается магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Оберег охраняет своего хозяина.

Искусство также выделяется из мифа. Оно является единственной формой культуры, где вдохновение и фантазия художника не имеют ограничений.

Наука - самостоятельная форма культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке. Наука, организованная на рационалистических методах, базируется на принципах объективности, достоверности и истинности получаемых знаний. Первоначально, наука существовала как эмпирическое знание, возникшее из необходимости понимания и освоения окружающего мира.

Основные виды искусств

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими -художественно-образными формами воспроизведения действительности.

В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей, искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.

Вместе с тем искусство выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук. Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения искусства, как созданной человеком модели жизни.

Искусство выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей.

Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, его родами и жанрами. В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1)пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн),т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные(словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. С другой стороны, в каждой из этих трёх групп искусства художественно-творческая деятельность может пользоваться: 1) знаками изобразительного типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственновоспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика - так называемыеизобразительные искусства.; литература, актёрское искусство); 2) знаками

неизобразительного типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких быто ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенныхнепосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-

прикладные искусства, музыка и танец); 3) знаками смешанного,изобразительно- неизобразительного характера, свойственными синтетическимформам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусств с изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актёрско-танцевальному - пантомимическому синтезу). Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способомматериального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. Вэтих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиесяособенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием

художественного языка. Так, разновидностями словесного искусства являютсяустное творчество и письменная литература; разновидностями музыки -вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями

сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневойтеатр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец,классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С

другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления.

Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает рядотраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий,предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть:

различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, атакже одежда и всякого рода украшения.

Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культурысовременной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с темиили иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, скоторой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем,характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, егонастроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение кокружающему миру.

Идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

Культурология – это общая теория культуры, призванная отображать и развивать основные параметры культуры, выявить универсальные св-ва всех явлений, создаваемых культурой и сделать их объектом спец исследования на базе единых принципов в рамках особой области знаний. Как наука она оформилась только в 20 веке. Предпосылки для становления зародились еще в Античности.
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Файлы: 1 файл

ШПОРА КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

1. Предмет и задачи культурологии.

Культурология – это общая теория культуры, призванная отображать и развивать основные параметры культуры, выявить универсальные св-ва всех явлений, создаваемых культурой и сделать их объектом спец исследования на базе единых принципов в рамках особой области знаний. Как наука она оформилась только в 20 веке. Предпосылки для становления зародились еще в Античности.

Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

Предмет культурологии
- исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
- исследование общества с т.з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
- Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.
- Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.
- Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Основная задача культурологии
Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

2.Понятие культуры и ее основные функции.

Культура (возделывать, обрабатывать) – это вторая природа, созданная человеком. Историческое понятие – в античности (776 до н. э. - 476) понимали воспитанность, противопоставляли варварству. Средневековье (6-14в) – городской уклад жизни. Эпоха возрождения (14-16 в) – индивидуальное духовное развитие. Новое время (с 17в) – уровень развития духовных навыков отдельных народов. Новейшее время (19 в – н. д.) – способ специфического человеческого существования

Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности представленных продуктов материального и духовного производства в системе соц норм и учреждений, в духовных ценностях в совокупности отношений человека к природе, другим людям и самому себе.

Подходы к определению культуры:

1)Деятельностный-К. определяется как специф. чел. форма активности в совок. ее предпосылок и результатов.

2)Аксиологический – с т.зр. результатов. Т.е. совокупность дух. и культ. ценностей.

3)Семиотический – культура есть совок. социокодов через кот. трансформируется человеческий опыт.

4)Социологический. К-это сов. соц. институтов.

5)Гуманитарный. К. фиксирует степень культ. ценностей человека.

Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку.
- Информационная Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная
- Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется
- Коммуникативная функция Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
- Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.
- Знаковая Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.
- Ценностная (Аксиологическая)Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.
- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.
- Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Форма трансляции познавательного социального опыта.

Динамика культуры – это движение, развитие, рост.

1. под динамикой понимают изменение внутри культуры и изменение о взаимодействии с др. культурами.

2. раздел теории культуры в рамках которого изучаются процессы изменчивости культуры, их направленность, сила выраженности, обусловленности, а так же процесс адаптации культуры к новым условиям.

К динамики культуры относят механизмы и процессы, описывающие трансформацию культуры и её изменение.

1)Культурогенез(процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе)

2)Трансляция культ. традиций(передача социокультурного опыта).Традиция-механизм соц. наследия.

3)Диффузия(заимствование и освоение нов. культ. форм от одной культуры к другой)

4)Трансформация форм культуры(преобразования под действием факторов культуры из одной в другую)

Типология культуры это научный метод с помощью которого изучается культура, для чего расчленяется система объектов с целью последующей группировки и выделением обобщённой модели или типа.

Главная задача: сравнить изучение связи, функций, отношений и уровень организации объектов.

Критерии, влияющие на типологию:

а)Этноцентризм(предпочтение своей этнической группы)

в)доминирующая культура и субкультура

5.Культура и цивилизация

По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно свести к трем основным.

В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. Концепция Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, придерживался Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего подхода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Примером может служить теория О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой.

Классификация цивилизации Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии: 1) аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального общества; 2) индустриальную, связавшую с капитализмом. В современной литературе активно разрабатывается идея, согласно которой примерно с конца 50-х годов нашего столетия берет начало третья стадия цивилизации - постиндустриальная. Она вызвана научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.

Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются: 1) образование государства; 2) возникновение письменности; 3) отделение земледелия от ремесел; 4) расслоение общества на классы; 5) появление городов. В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для нее характерны устойчивая цивилизация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация. Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.

6.Специфические черты древневосточных цивилиза ций.

Древневосточные цивилизации относятся к периоду 4-3 тыс. до н.э.(Междуречье, Китай, Египет, Индия, Крито-микенская, цивилизация Майя)

Для восточных обществ характерен традиционный тип цивилизации.

Основная идея-традиционализм, т.е. воспроизв. культурного опыта предков.

Восточный тип цивилизации основан на авторитарно-административной системе власти и утверждении абсолютистских, деспотичных форм правления, в то время как в западной цивилизации развиты демократические традиции организации общества и системы власти. Это различие вызвано утверждением в Восточном типе цивилизации общинных принципов организации жизни, которые, вместе с торжеством идей государственного единства ведет к утверждению безусловного авторитета коллектива, рода, семьи над отдельной личностью и к неразвитости принципов индивидуального и личностного начала. Ярким примером такого единства может быть культура Китаю, достигшая своей полноты и завершенности в учении Конфуция об организации общества как единой большой семьи во главе с отцом – императором. Отношения в таком обществе регулируются традиционными ритуализированными нормами и правилами.

Для Восточного типа культуры становится доминирующим целостный взгляд на мир, установка не на логически-рациональное, а прежде всего на духовно – интуитивное постижение и переживание единства и всеобщности Бога и мира, а человека как части этого мира. Поэтому в Восточном типе культуры философия, наука, религия и этика неотделимы от индивидуального опыта и понимания отдельного ученого и наставника. Восточная философская и научная культура характеризуется приверженностью не к теоретическому, понятийному, а к художественному, образному изложению мыслительного материала. В этом случае предпочтение отдается постижению духовного мира человека в его единстве с природой и Богом. На этой основе собственно наука в Восточном типе культуры долгое время носила прикладной, практический и рецептурный характер, что отчасти способствовало значительным успехам в области медицины, астрономии и геометрии.

Принципы единства мира и целостности его постижения оказали глубокое влияние на художественную культуру Востока, отличающуюся глубоким традиционализмом, стремлением к познанию гармонии и красоты бесконечной вселенной и духовных основ жизни.

Для религиозной культуры в Восточном типе цивилизации характерно превращение самой религии с четким противопоставлением Божественн ого и человеческого, духовного и материального, свободного и рабского из вероучения в сложнейший комплекс религиозно – философских, морально – нравственных и практически – житейских воззрений, сумма которых составляет миропонимание человека, живущего в культурной среде восточного типаРазвитие Восточного типа цивилизаций было теснейшим образом связано с такими массовыми и мировыми религиями, как даосизм, буддизм, индуизм, христианство и ислам.

Продуктивность Восточного типа цивилизаций проявилась в целом ряде открытий и свершений. Это крупнейшие для своего времени гидротехнические, оборонительные сооружения, оригинальные образцы дворцовой и храмовой архитектуры, обсерватории, компас, фарфор, компас, бумага, разборные шрифты для печати и первые печатные книги, школы практической медицины, непревзойденные шедевры скульптуры, живописи и поэзии, самобытная народная культура.

Предмет культурологии

Предмет культурологии

Предмет культурологии. Основные понятия и определения культуры. Материальная и духовная культура. Культурология возникла в 20…

Морфология культуры

Морфология культуры

Социальная культура: Хозяйственная культура; Правовая культура; Политическая культура. Культура познания мира: Научная культура; Религиозная культура;…

Функции и типы культуры

Функции и типы культуры

Народная культура – это культура, адресованная широким кругам общества и включает самые разнообразные элементы: мифы,…

Массовая культура и другие её типы

Массовая культура и другие её типы

Массовая культура Массовая культура – (поп-культура) эта культура отличается безвкусицей, штампом, носит упрошенный характер, развлекательный…

Культура и цивилизации

Культура и цивилизации

Культура и цивилизации: соотношения понятий. Сходство и различие. Цивилизационный подход к историческому процессу. В общих…

Шпенглер и Тойнби

Шпенглер и Тойнби

О. Шпенглер и его взгляды на историю и цивилизацию. Немецкий философ О. Шпенглер в своей…

Понятие религии

Понятие религии

Понятие религии и ее ранние формы: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия. Религия – форма общественного сознания;…

Общая характеристика мировых и локальных религий

Общая характеристика мировых и локальных религий. Ислам, христианство и буддизм.

ИСЛАМ (араб., букв. — покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и…

Структурные элементы религии

Структурные элементы религии

Структурные элементы религии: сознание, деятельность, организации Религиозное сознание – одна из форм общественного сознания, характеризующееся…

Буддизм – мировая религия

Буддизм – мировая религия

Буддизм – эта религия появилась в 6 веке до н. э. – самая ранняя религия,…

Читайте также: