Сход граждан это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сельские сходы и собрания граждан – это формы прямого народовластия, состоящие в решении значимых вопросов местного самоуправления непосредственно населением путем прямого сбора в конкретном месте для обсуждения и вынесения решения.

Основания проведения сходов и собраний граждан

Сход граждан проводится в случаях, которые предусмотрены федеральным законодательством. К числу этих случаях следует отнести:

  • во-первых, решение населением поселения вопросы изменения границ муниципального района, включающего в свой состав рассматриваемый населенный пункт. Сход граждан проводится в том случае, если территория рассматриваемого населенного пункта по результатам принятия решения может быть отнесена к территории другого поселения;
  • во-вторых, при решении вопроса преобразования или изменения границ поселения в том случае, если роль представительного органа в этом поселении возложена на сход граждан;
  • в-третьих, при решении вопроса относительно образования представительного органа управления поселением, численности членов этого органа, сроках их полномочий населением поселения, в котором роль представительного органа возложена на сход граждан при превышение численности населения этого поселения, наделенного избирательным правом, 100 человек;
  • в-четвертых, при принятии решения по вопросам относительно введения или использования средств самообложения населением поселений, в которых роль представительного органа управления муниципального уровня возложена на сход граждан. Аналогичное правило касается населенных пунктов, входящих в состав поселений, внутригородских районов, внутригородских территорий федерального уровня, муниципальных округов, городских округов или населенных пунктов, находящихся на межселенных территориях муниципальных районов;
  • в-пятых, при решении вопросов определения структуры органов муниципального управления вновь созданным поселением, в том случае если оно расположено на межселенной территории при наличии инициативы населения о создании поселения при численности жителей, наделенных избирательным правом, менее 300 человек;
  • в-шестых, при решении вопроса упразднения поселения, если оно расположено на территории, имеющей низкую плотность сельского населения, либо в труднодоступной местности, при численности населения менее 100 человек;
  • в-седьмых, при решении вопроса выдвижения кандидатуры старост сельских населенных пунктов или досрочного прекращения их полномочий в сельских населенных пунктах.

Сельские сходы могут проводиться также для выдвижения кандидатур членов конкурсных комиссий, задача которых состоит в проведении конкурсов, направленных на замещение должностей муниципальной службы в предусмотренных федеральным законодательством случаях.

Правомочность сельского схода и собрания граждан определяется участием в них более 50% граждан, наделенных избирательным правом. Если населенный пункт не имеет возможности обеспечения одновременного совместного присутствия на сходе граждан более 50% населения, наделенного избирательным правом, проведение схода граждан допускается поэтапно. При этом на такое поэтапное проведение схода граждан отводится не более одного месяца с момента принятия решения о его проведении.

Поэтапное проведение схода граждан не допускает возможности повторного участия граждан в нескольких этапах схода.

Решение схода граждан принимается при получении в его пользу более 50% голосов участников схода.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности схода граждан, исполняющего полномочия органа муниципального управления представительного характера

Те поселения, численность наделенных избирательным правом жителей которых не превышает 100 человек, могут осуществлять решение вопросов, имеющих местную значимость, сходом граждан. Аналогичное правило распространяется на поселение, численность жителей находится в пределах от 100 до 300 человек. Правомочность схода жителей таких поселений определяется участием в них более 50% жителей, наделенных избирательным правом.

Сход граждан в таких поселениях наделяется полномочиями органа муниципального управления представительного характера. Созыв схода граждан осуществляется: либо самостоятельно главой поселения, либо в соответствии с инициативой группы жителей более 10 человек.

Правовую основу осуществления схода граждан устанавливает устав муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования о проведении схода граждан необходимо заблаговременное оповещение его участников о времени и месте проведения мероприятия. Также население должно быть предварительно ознакомлено с проектами муниципальных правовых актов и иными материалами, по которым требуется принятие решения схода граждан.

Выборные должностные лица муниципального образования обязаны участвовать в сходе граждан.

Роль председателя на сходе граждан может возлагаться:

  • во-первых, на главу муниципального образования;
  • во-вторых, на другое лицо, которое избирается сходом граждан.

Для принятия решения по результатам схода граждан необходимо, чтобы в его пользу было отдано 50% голосов от присутствующих на сходе.

Решения, принятые сходом граждан муниципального образования, имеют обязательный к исполнению характер на территории поселения.

Организация исполнения решений, принятых сходом граждан, возлагается на органы муниципального управления исполнительного характера и должностных лиц муниципального управления. Ответственность за исполнение решений, принятых на сходе граждан, определяется в соответствии с полномочиями органов муниципального управления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования.

Результаты схода граждан, в том числе принятые этим сходом решения, подлежат обязательной публикации.

Особенности проведения собраний граждан

Российские граждане наделены правом проведения собраний для организации решений вопросов, имеющих местную значимость, а также иных территориальных вопросов.

Инициатором собраний граждан могут выступать: население, органы муниципального управления представительного характера, главы муниципалитетов.

Назначение собрания граждан осуществляется органом муниципального управления представительного характера.

Организационные аспекты проведения собраний граждан регулируются положениями устава муниципального образования.

Органы муниципального управления обязаны рассматривать обращения граждан по результатам собрания.

Результаты собрания граждан подлежат обязательной публикации.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04.08.2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут быть созваны собрания (сходы) граждан. Собрания граждан являются одной из форм непосредственной демократии и одним из самых доступных средств самоорганизации населения небольших муниципальных образований или части территории муниципального образования.

Выделяют несколько видов собраний граждан муниципального образования:

• наделенные функциями представительных органов местного самоуправления;

• проводимые на всей территории муниципального образования для решения наиболее важных вопросов;

• проводимые на части территории муниципального образования (в таком случае они могут рассматриваться как элемент системы территориального общественного самоуправления).

Порядок созыва и проведения собрания граждан, принятия и изменения его решений, а также пределы его компетенции подробно регламентируются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

В настоящее время различные муниципальные образования закрепляют в своих уставах такой пункт: право на участие в собраниях предоставляется гражданам старше 16 лет.

Согласно уставам различных муниципальных образований, инициатива созыва собрания граждан муниципального образования может исходить от: главы муниципального образования, органов территориального общественного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления, общественных объединений, органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов государственной власти РФ, граждан.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 371. Оказание содействия в уклонении граждан от исполнения военной службы, незаконный призыв или освобождение граждан от призыва

Статья 371. Оказание содействия в уклонении граждан от исполнения военной службы, незаконный призыв или освобождение граждан от призыва Оказание содействия посредством определенных действий или бездействия в уклонении граждан от исполнения военной службы, незаконный

Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)

Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) 1. К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого

14. Полномочия общего собрания (схода) граждан

14. Полномочия общего собрания (схода) граждан Общее собрание (сход) граждан по месту жительства осуществляет следующие полномочия:• обсуждает вопросы городской жизни, имеющие существенное значение для населения данных территорий, проекты решений органов городского

1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан

1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами — участниками управленческих административно-правовых отношений могут выступать наряду с гражданами и общественные объединения граждан. В соответствии со ст. 30 Конституции

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 октября 1998 года о признании незаконным (недействительным) со дня издания Постановления Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 3 февраля 1998 года №584 „О толковании статьи 33 закона „О защите трудовых прав граждан на т

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 октября 1998 года о признании незаконным (недействительным) со дня издания Постановления Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 3 февраля 1998 года №584 „О толковании статьи 33 закона „О защите

Уполномоченные Государственного собрания

Уполномоченные Государственного собрания Это омбудсманы, имеющие различные задачи. Основы их статуса определены § 32-б конституции. Для принятия закона об уполномоченных необходимы голоса 2/3 присутствующих депутатов Государственного собрания.В задачу уполномоченного

7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан

7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан Существует 3 вида основных обязанностей и свобод гражданина.1. Личные права и свободы даются каждому человеку как физическому лицу независимо от наличия у него гражданства государства, на территории которого он

7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан

7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан Три группы основных прав и свобод гражданина:Личные права и свободы – предоставляются человеку как физическому лицу вне зависимости от того, является он гражданином данной страны или нет. К их числу относится право на

Статья 15. Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности

Статья 15. Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства

54. КОНТРОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ ЗА ОРД

Порядок проведения общего собрания

Порядок проведения общего собрания Повестка собрания, объявленная заранее, не может быть изменена.В начале собрания следует выбрать председателя и секретаря, который будет вести протокол.Все решения по вопросам, которые обсуждают на собрании, должны быть приняты путем

Третий вариант проведения собрания

Третий вариант проведения собрания Возможна и третья форма голосования — смешанная: те собственники, которые могут собраться в одном месте и в одно время, лично участвуют в собрании, где обсуждают разные вопросы, как включенные, так и не включенные в повестку дня. Однако

После собрания

После собрания Инициатор собрания размещает информацию о решениях, принятых на собрании, и о том, как прошло голосование, в общедоступном месте, не позже чем через 10 дней после собрания.Протоколы общих собраний и решения участников собраний по вопросам, поставленным на

Формы осуществления населением местного самоуправления - это совокупность закрепленных в законах правовых инструментов, с помощью которых население муниципального образования организует местное самоуправление и решает вопросы местного значения.

Местное самоуправления осуществляется населением:

4. В иных формах, не противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, к которым можно отнести митинги, демонстрации, шествия и пикеты по вопросам местного самоуправления.

Изучение этих форм (митингов и демостраций) не входит в программу краткого курса муниципального права, но отмечу, что правовое регулирование в этой области осуществляется:

Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях",

Законом Архангельской области от 28.02.2006 N 149-9-ОЗ "О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области",

Вопрос 1. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления.

1. Местный референдум — это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого путем голосования.
Предусмотрен статьей 22 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

В местном референдуме участвуют граждане Российской Федерации, проживающие в границах муниципального образования.
Местный референдум назначается представительным органом муниципального образования по инициативе:

- представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Если референдум предлагают провести граждане или общественные объединения, то они должны создать инициативную группу, которая установленным порядком регистрируется, после чего собирает подписи граждан в поддержку проведения референдума в количестве, установленной законом субъекта федерации.

Значительная часть местных референдумов проводилось по вопросам самообложения граждан. По результатам принимались решения о том, что граждане вносят в местный бюджет денежные средства (в среднем от 100 до 500 рублей) на ремонт уличного освещения, местных дорог, поддержание в порядке общественных территорий и т.п. Подавляющее большинство остальных местных референдумов проводились по вопросам о преобразовании муниципальных образований.

В тоже время, нельзя не отметить, что при надлежащей организации местный референдум может и должен стать реальной и действенной формой осуществления населением местного самоуправления, поскольку именно референдум позволяет реализовать интересы и волю большинства, а также вовлечь максимальное количество граждан в обсуждение и решение вопросов местного значения, от которых зависит наша повседневная жизнь. Отличные перспективы в этом направлении может предоставить использование электронного голосования, что сделает местный референдум менее затратным и значительно более доступным.

2. Муниципальные выборы — это форма прямого волеизъявления жителей МО в целях формирования выборных органов местного самоуправления и наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.
Предусмотрены статьей 23 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

На муниципальных выборах избираются:

- выборные должностные лиц местного самоуправления (главы муниципальных образований).

Порядок проведения местных выборов определяется законом субъекта федерации, которым, в том числе, устанавливаются применяемые виды избирательных систем. Так депутаты представительного органа муниципального образования могут избираться:

- по мажоритарной системе, когда муниципальное образование делится на избирательные округа, от каждого из которых избирается один депутат;

- по пропорциональной системе, когда депутатами становятся представители партий, пропорционально количеству голосов, полученных этой партией на муниципальных выборах;

- по смешанной системе, когда часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть по партийным спискам.

Конкретная избирательная система, применяемая в муниципальном образовании, определяется его уставом.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 7.07.2011г. на выборах в представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов не должна применяться пропорциональная избирательная система, чтобы депутатами не стали представители только одной победившей на выборах партии.

Что касается выборов глав муниципальных образований, то в 2014 году в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ были внесены изменения, позволилившие органам государственной власти субъектов РФ устанавливать порядок выборов глав муниципальных образований, который ранее определялся только уставами муниципальных образований.

Тем не менее, муниципальные выборы остаются важнейшим инструментом, с помощью которого население может осуществлять местное самоуправление. Даже если население крупных городов лишилось права избирать глав муниципальных образований (хотя в большинстве муниципальных образований такое право пока еще сохраняется), то никто не лишал нас прав участвовать в выборах местных депутатов, которые утверждают бюджет муниципального образования, принимают решения, определяющие порядок использования муниципальной собственности, и обязаны контролировать, как местная администрация эти решения выполняет. От этого зависит, какие у нас будут дороги, школы, детские сады, как будет работать общественный транспорт и ЖКХ.

Но если граждане не хотят использовать свое активное избирательное право, не ходят на выборы, не интересуются политикой (даже на местном уровне) то никаких позитивных изменений в жизни нашего города мы не дождемся. "Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой"!


3. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления – это форма ответственности перед населением, содержанием которой является возможность досрочного прекращения полномочий депутата, выборного лица по воле избирателей.
Предусмотрено статьей 24 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

При этом на выборах главы муниципального образования, состоявшихся в 2013 году, Апатов победил, получив голоса всего 563 человек (40% участвовавших в выборах и 20% от всех избирателей). Данный пример убедительно показывает абсурдность требования о 50% пороге отзыва: чтобы стать главой муниципального образования Апатову достаточно было 20% голосов избирателей, а что бы его отозвать не хватило даже 48%.

4. Голосование по изменению границ (преобразованию) муниципального образования – это форма прямого волеизъявления населения, гарантирующая учет его мнения при решении вопросов об изменении границ и преобразованию муниципального образования.
Предусмотрено статьей 24 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Осуществляется в случаях, предусмотренных ст.ст.12 и 13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Проводится в порядке, установленном:

5. Сход граждан – это форма прямого волеизъявления, посредством которой граждане решают вопросы местного значения в малочисленном поселении или в отдельном населенном пункте.
Предусмотрен статьями 25 и 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Виды схода граждан:

1.Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа в малочисленном муниципальном образовании (в городском или сельском поселении):

- где проживает от 100 до 300 избирателей, если это предусмотрено уставом этого муниципального образования.

2.Сход граждан в отдельном населенном пункте, входящем в состав муниципального образования, по вопросам:

- изменения границ поселения или муниципального района, если изменение границ влечет отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого муниципального образования;

- организации местного самоуправления, в случае, если граждане этого населенного пункта намерены сформировать собственное муниципальное образование;

Должность старосты сельского населенного пункта введена в 2018 году и предусмотрена статьей 27.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Староста сельского населенного пункта:

- не является должностным лицом местного самоуправления или муниципальным служащим.

Главное отличие форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления от форм участия заключается в том, что голосуя на местном референдуме, на сходе, на муниципальных выборах и т.д., граждане принимают окончательные и обязательные для всех на уровне муниципального образования решения, или наделяют полномочиями депутата или главу муниципального образования, а формы участия населения в местном самоуправлении позволяют гражданам влиять деятельность органов местного самоуправления и на решение вопросов местного значения.

1. Правотворческая инициатива граждан – это правовой инструмент, позволяющий жителям муниципального образования внести в органы местного самоуправления проект муниципального правового акта.

Предусмотрена статьей 26 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Проводится в порядке, установленном нормативным правовым актом муниципального образования, а при отсутствии такового - в порядке Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

2. Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

- на любых иных территориях проживания граждан.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления. М ожет являться юридическим лицом и в этом случае подлежит государственной регистрации, как некоммерческая организация.

- порядок прекращения осуществления ТОС.

- избираются на собраниях или конференциях граждан, достигших 16 лет и проживающих на соответствующей территории;

- могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории и удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан.

3. Публичные слушания и общественные обсуждения.

Общественные обсуждения проводятся по проектам планов землепользования, застройки и благоустройства территории.

Отличие публичных слушаний от общественных обсуждений, заключает в том, что первые проводятся с непосредственным участием граждан, а вторые предусматривают использование Интернета, т.е. проводятся путем размещения соответствующей информации на сайте администрации муниципального образования с возможностью оставления отзывов граждан или их направления по электронной почте.

Порядок организации определяется уставом и/или нормативно-правовыми актами муниципального образования.

4. Собрание граждан.

Проводится для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц, и осуществления территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан вправе:

- избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.

5. Конференция (собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан.

Предусмотрена статьей 30 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Отличие собрания от конференции можно продемонстрировать на следующем простом примере. Если вы проводите собрание жильцов дома, то в нем должны участвовать все совершеннолетние граждане, а по вопросам ТОС - граждане, достигшие 16 летнего возраста. Если у вас на собрании присутствуют не все жильцы, а только по одному представителю от каждой квартиры - то это не уже собрание, а конференция (собрание делегатьв).

6. Опрос граждан.

Предусмотрен статьей 31 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Проводится: - в порядке, определенном уставом или специальным нормативным актом муниципального образования;

- для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти;

- по инициативе государственных органов субъекта федерации при принятии решения об изменении целевого назначения земель.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

7. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

Обращение - это предложение, заявление или жалоба, направленная в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в письменной форме или в форме электронного документа, а также устное обращение гражданина (на личном приеме).

Обращение должно содержать:

- если обращение нечитаемо, непонятен его смысл, или оно содержит оскорбления и нецензурные выражения, то ответ не дается, о чем заявителю в течение 7 дней направляется уведомление;

- если в обращении обжалуется судебное решение, то оно возвращается в тот же срок заявителю с разъяснением порядка обжалования;

- если ответ на аналогичное обращение уже размещен на официальном сайте, то заявителю в тот же срок направляется ссылка на этот сайт;

- во всех остальных случаях обращение рассматривается по существу в срок не более 30 дней с направлением ответа заявителю. При этом, на обращения, поступившие по электронной почте ответ направляется на указанный в обращении электронный адрес.

Продление срока рассмотрения обращения допускается:

- с обязательным уведомлением заявителя.

Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей. (Статья 5.59 КоАП РФ).

Правовое регулирование рассмотрения обращений может осуществляться нормативно-правовыми актами местного самоуправления.

Сход граждан — это форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления в поселениях РФ с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

Предусматриваются следующие случаи проведения сходов граждан:

1. Изменение границ поселений и муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями, к территориям других поселений и муниципальных районов.

2. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений. В этом случае сходы должны проводиться раздельно на каждой из территорий, которым предполагается придать статус самостоятельного муниципального образования – поселения. Порядок проведения таких сходов граждан может быть конкретизирован муниципальными правовыми актами соответствующего поселения.

3. На территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях допускается упразднение поселений, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек. Такой сход жителей поселения проводится в общем порядке, установленном для сходов граждан, поскольку на момент проведения схода соответствующее поселение еще не считается утратившим статус самостоятельного муниципального образования, имеет свой устав и иные муниципальные правовые акты, поэтому сход жителей поселения правомочен принимать властные решения в рамках компетенции этого поселения.

4. На межселенных территориях могут создаваться вновь образованные поселения, в том числе по инициативе населения. В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

5. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований. В этих случаях сходы организуются и проводятся на основании устава и иных нормативных правовых актов соответствующего поселения.

6. Вопросы введения самообложения граждан и использования соответствующих средств решаются жителями муниципального образования на местном референдуме или сходе граждан.

Сходы граждан являются составным элементом форм прямого волеизъявления граждан. Они способствуют развитию инициативы граждан в решении вопросов местного значения, повышению уровня знаний граждан в деле управления. Принимая решения на собраниях (сходах), граждане вырабатывают чувство ответственности за последствия, которые несут в себе эти решения. Помимо этого каждый гражданин ощущает результаты своего участия в управлении делами местного значения.

Основы организации сходов граждан закреплены в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (2003 г.). Сход граждан:

– правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом;

– осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования;

– может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения и подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Принцип равного права граждан на участие в сходах означает, что все граждане, проживающие на соответствующей территории, достигшие возраста 18 лет, в равной степени имеют доступ к работе сходов, обладают правом выдвигать и быть выдвинутыми кандидатами в депутаты на выборах в органы местного самоуправления и на выборную должность в системе местного самоуправления.

Все граждане, постоянно проживающие на данной территории, имеют право требовать проведения схода граждан. Каждый участник схода, проживающий на данной территории и достигший возраста 18 лет, обладает правом решающего голоса.

Не могут участвовать в сходе лица, недееспособные и отбывающие наказание по приговору суда.

Принцип добровольного участия граждан в сходе означает, что каждый гражданин решает самостоятельно, участвовать ему или не участвовать в проводимом сходе. Никто не может принудить граждан к участию или запретить им участвовать в сходе.

Принцип свободного участия граждан в сходе означает, что граждане принимают решение путем свободного волеизъявления, в силу своих внутренних убеждений. При голосовании по тем или иным вопросам участник схода ни от кого не зависит в своем решении. Попытки принудить гражданина голосовать в угоду кому-либо являются незаконными.

Принцип гласности реализуется в данном случае на трех этапах: подготовки схода, проведения и опубликования результатов проведенного схода.

Перед проведением схода уполномоченный на то орган делает объявление в местной печати, по радио, на досках объявлений, в местах наибольшего присутствия граждан о предстоящем сходе. В объявлении указываются муниципальное образование, в котором проводится сход, дата, время и место (адрес) его проведения, а также вопросы, которые предстоит обсудить участникам.

Сход граждан проводится в обстановке открытости и гласности. На него могут быть приглашены руководители предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории, представители печати и других средств массовой информации.

Присутствие руководителей на сходах дает им возможность более глубоко вникнуть в проблемы местного значения, а также каждого жителя в отдельности. Особенно это касается территорий с напряженной экологической обстановкой и слабой инфраструктурой местного хозяйства.

Итоги проведения сходов, согласно федеральному законодательству, законодательству субъектов Российской Федерации и уставам ряда муниципальных образований, подлежат опубликованию в местной печати или должны быть доведены до сведения населения иным способом.

Распространением информации занимаются, как правило, местные радиоузлы, местные газеты. В отдельных местностях решения сходов размещаются на листовках и распространяются в домах культуры, клубах, предприятиях торговли и т.д.

Принцип законности означает, что сходы граждан должны проводиться в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом законы должны соблюдать и государственные органы, и органы местного самоуправления, и граждане муниципального образования в процессе подготовки и проведения сходов граждан. Решения, принятые на сходах, должны соответствовать действующему законодательству.

Решения, принятые сходом граждан, могут быть отменены самим сходом граждан или судом.

Таковы основные принципы организации и деятельности сходов граждан. Они имеют сходство с принципами местного референдума и выборов в органы местного самоуправления.

Собрание (сход) граждан проводится либо по инициативе органов местного самоуправления, либо по инициативе жителей, если на его проведении настаивает не менее 10 % граждан, проживающих на данной территории и имеющих право в нем участвовать.

Подготовку и проведение собраний (сходов) граждан обеспечивает орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления.

Собрание (сход) граждан открывается руководителем органа местного самоуправления, руководителем органа территориального общественного самоуправления или уполномоченными на то другими должностными лицами.

Перед открытием схода в обязательном порядке проводится регистрация его участников. В регистрационных листах указываются фамилия, имя, отчество, дата и год рождения участников, место их постоянного проживания. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь.

Протокол подписывается председателем и секретарем собрания (схода) граждан и передается в соответствующий орган местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица обязаны организовывать работу по исполнению решений, принятых гражданами на сходах.

Таким образом, сходы граждан являются важнейшим институтом системе муниципального права, связующим звеном между гражданами и органами местного самоуправления, формой проявления истинного народовластия, осуществляемого путем прямого свободного волеизъявления.

Читайте также: