Школа миниатюра 16 век кратко

Обновлено: 05.07.2024

XVI век для русской живописи — это время постепенного увядания. На сме­ну простоте композиции и философской глубине образов прихо­дят сложные сюжеты с многочисленными действующими лицами. Чистые и сильные цвета (белый, золотой, алый, небесно-голубой) сменяются тёмно-коричневым или тёмно-зелёным. Силуэты фигур теряют лёгкость и грациозность, становятся грузными и приземи­стыми. В русской живописи XVI век, как и в других областях культуры, ощущает­ся стремление к единообразию, к работе по заранее известным об­разцам. Усиливается контроль властей за работой художников, всё чаще произведения живописи служат иллюстрациями к официаль­ной идеологии. И всё же в живописи XVI века были свои вы­дающиеся мастера и произведения.

Дионисий. Богоматерь Одигитрия. 1502 г.

Русские иконописцы

Дионисий

В XVI в. развитие русской живописи связывается с именем Дио­нисия (ок. 1440 — после 1502). Он создал фрески Успенского собора Московского Кремля и церкви Рождества Бого­родицы в Ферапонтовом монастыре. Творчество Дионисия оказало влияние на живопись всего XVI в. Парадному, праздничному, торжественному искусству Дионисия стали подражать во многих горо­дах России. Основными сюжетами в живописи того времени оста­вались сюжеты из Библии и Евангелия, лики святых. Однако в отличие от Рублёва, в работах Дионисия прослеживается стремле­ние к внешней красоте, пышности.

Мастерская Дионисия начала изготавливать ико­ны с клеймами, т. е. иконы, обрамлённые со всех че­тырёх сторон небольшими изображениями главных событий жизни святого.

Школы живописи

Годуновская школа

Строгановская школа

Прикладное искусство

В XVI веке в России широко было развито прикладное искусство — художественное изготовление вещей, тканей, игру­шек, украшений. В Новгороде было более двухсот мастеров серебряных дел. В Пскове имелось 140 ла­вок на торгу, где продавали серебряные изделия. Искусные ремесленники занимались резьбой по кости. Русские мастера использовали тра­диционные узоры и мотивы восточного орнамента (гончарные и чеканные сосу­ды, крупные декоративные пуговицы из золота и серебра с филигранными узо­рами).

Книжная миниатю­ра

Уже самые первые русские рукописные книги (Остромиро­во Евангелие, Изборник Святослава) имели красочные миниатюры, сложные заставки и причудливые заглавные буквы — инициалы. Они украшали книгу, облегчали восприятие текста, настраивали читателя на благочестивый лад.

Ли­цевой летописный свод

Высшим достижением древнерусской книжной миниатюры стал многотомный Лицевой ле­тописный свод, созданный придворными художниками Ивана Гроз­ного. Он насчитывает в общей сложности около 16 тыс. миниатюр. Здесь вся русская история в картинках. Рисунки выполнены пером и слегка подцвечены акварельными красками.

Древнерусские писцы и художники с любовью и уважением относились к искусству создания книг. Над каждой рукописью они работали творчески, долго, иногда по нескольку лет. В результате создавались произведения, отмеченные и индивидуальностью, и цельностью декоративного убранства. Художник и писец трудились в полном согласии, поэтому каждая страница рукописи превращалась в законченное художественное произведение, в котором гармонически сочетались красивый, отчетливый почерк, красочные заставки, инициалы и великолепно выполненные миниатюры.

В настоящей статье представлены работы безымянных русских миниатюристов XVI-XVII веков — периода, характеризующегося в России нарастающим интересом к многочисленным историческим повествованиям, гражданской публицистике, светским и житийным повестям, лицевым рукописям, то есть иллюстрированным рукописным книгам.

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_05

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_07

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_09

Древнерусская книжная миниатюра стилистически, по художественным приемам связана с иконописью и фреской. Но, сохраняя черты условности и каноничности, она, пожалуй, разнообразнее по содержанию, значительно реалистичнее в отображении русского быта. Именно миниатюра дает нам порой единственную возможность заглянуть в жизнь людей тех времен. В данной статье собраны миниатюры, которые помогают нам представить городскую жизнь Руси. Русский средневековый город являлся средоточием ремесленного производства, торговли, политическим и культурным центром. Иностранные путешественники отмечали также его многолюдие.

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_11

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_15

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_23

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_25

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_17

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_19

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_29

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_31

Опубликованные здесь двенадцать книжных миниатюр дают нам возможность познакомиться с некоторыми аспектами жизни русского средневекового города и его быта. Кроме того, выдающееся мастерство безымянных художников оказывает на нас значительное эстетическое воздействие.

Книжная миниатюра XVI в.

История миниатюры XVI в. открывается Евангелием 1507 г. (ГПБ, Погодинское собрание, 133). Его иллюстрировал Феодосий для боярина Ивана Ивановича Третьякова, казначея Московского Кремля.

Изящество рисунка, фигур, мягкость и нежность красочных сочетаний, изысканность и роскошь орнаментов отличают четыре миниатюры Евангелия с изображением сидящих и пишущих евангелистов на фоне зданий или горок, обрамленных арками, украшенными тончайшим, необычайно разнообразным орнаментом. Одежды евангелистов светло-голубых, блеклых желто-зеленых светло-розовых с фиолетовыми рефлексами и сиреневых тонов. Окраска зданий еще более светла и нежна. Нимбы ? белые с золотистыми завитками. Тонкой золотой штриховкой покрыты сидения, скамеечки, столики. Звучными, но не яркими пятнами выделяются красные подушки на сидениях. Отдельные небольшие предметы, как, например, синяя чернильница, сверкают на позолоченном столике, подобно драгоценному сапфиру. Как бы подчеркивая изящество и мягкую живописность фигур и пейзажей, художник для контраста густо залил резкими красками фоны, поземы и арки, обрамляющие композицию, придав им блеск эмалевой поверхности и покрыв тончайшим золотым узором. Своеобразны капители винтообразных колонок на миниатюре с изображением Иоанна Богослова и Прохора. Они украшены фигурками барашков, головы которых обращены в разные стороны. Эта великолепная рукопись изобилует изысканными по рисунку и цвету заставками. Даже шелковые прокладки перед большими миниатюрами обрамлены орнаментальными рамками.

Миниатюры Феодосия 1507 г. вызвали много подражаний. Наиболее значительны миниатюры Евангелия 1531 г., написанного иноком Троице-Сергиевой лавры Исааком Биревым (РГБ, М., 8659). Здесь изображения евангелистов также имеют великолепные арочные обрамления, а фоны покрыты сплошным узором. Однако мягкая живописность миниатюр Феодосия уступила здесь место сухости, дробной разработке красочной гаммы, пестроте узора, обилию золота.

Лицевые рукописи XVI в. исключительно богаты орнаментом. Художники здесь используют, претворяя по-новому, орнаменты русских рукописей домонгольского периода, орнаменты сербские, болгарские, иранские, итальянские, армянские и др. Большое развитие получает многообразный растительный орнамент. Как пережиток, утративший внутренний смысл, встречается тератологический орнамент. Он становится тяжелым, сухим, нарочитым. Звери и человеческие фигуры, трактованные объемно, уже не составляют единого целого с переплетающимися плоскими лентами. Мотивы, заимствованные из реального растительного мира, мастер превращает в сложные узоры заставок, заглавных букв, обрамлений страниц. Как пример можно привести Евангелие
1544 г. Боголюбова монастыря.

Во второй половине XVI в. все большее значение приобретает иллюстрированная светская книга. Замена пергамена бумагой, произошедшая еще в XV в., позволяет мастерам XVI в. использовать в миниатюре новые технические приемы, приемы чистой графики. На характере рисунка миниатюр ? и особенно на орнаментации рукописей ? отражается и получающая распространение в XVI в. книжная ксилография.

Орнамент сложного пестрого плетения, характерный для рукописей первой половины XVI в., в роскошных рукописях времени Ивана Грозного сменяется возродившимся торжественным, богатым орнаментом эпохи Киевской Руси, строго симметричным, из стилизованных растений на золотом фоне, в рамке геометрического характера, с отчетливым внутренним делением заставок. Таковы, например, заставки из Евангелия 1537 г. (ГИМ., Патр. 65). Здесь часто повторяется встречающийся на изделиях из драгоценных металлов вьющийся стебель, образующий окружности с заключенными в них крупными цветами голубого цвета на золотом фоне. От своего древнего прототипа этот орнамент отличается большей упрощенностью рамки заставки, большей размеренностью, а иногда измельченностью и сухостью рисунка и бледным оттенком золотого фона, положенного без красного грунта.

К концу XVI в. в миниатюре и книжном орнаменте намечается стремление к перегрузке композиций фигурами и украшениями. В оформлении рукописных книг совершается переход от сдержанной и скромной орнаментации к нарядной и богатой, пышность которой все увеличивается во второй половине XVI в., когда сильно возрастает интерес к формальной стороне художественного творчества.

Из всех видов изобразительного искусства ислама (архитектурный декор, изображения на металле, керамике, текстиле) книжная миниатюра, пожалуй, самый известный. Она формировалась под влиянием искус­ства дворцовых стенных росписей Сирии, Египта, Ирака, Ирана, Средней Азии, Закав­казья. После включения этих регионов в территорию расширяющегося халифата Арабский халифат — исламское государство, возглавлявшееся халифами. Возникло в резуль­тате мусульманских завоеваний в веках. старое искусство повсеместно существо­вало еще очень долго, постепенно адапти­руясь под требования и вкусы нового времени. С другой стороны, на исламскую книжную миниатюру повлияла и книжная иллюстрация пред­шествующих периодов.

К сожалению, самые ранние образцы миниатюры переходного периода и све­­­дения об их художниках не сохранились. Но арабские источники сообщают о парад­ных сасанидских Сасанидская империя () — госу­дар­ство династии персидских правителей Саса­нидов, было завоевано арабами в сере­дине VII века, включая знаменитый дворец в их сто­лице — Ктесифоне. рукописях с царскими портретами. Важно отметить влияние сиро-христианской (несторианской) и манихей­ской традиций. Последняя к моменту воз­никновения ислама пустила корни по всей Евразии и создавала богато украшенные иллюминированные кодексы, поражавшие мусульман роскошью.

Изобразительное искусство того времени изобиловало изображениями живых существ. Однако изве­стно, что в исламе даже хране­ние таких изо­браже­ний порицается. Например, в одном ­из хадисов (изре­че­ний пророка Мухаммада) говорит­ся, что в Суд­ный день Бог прикажет вла­дельцам ожи­вить их. В другом утвер­ждается, что ангелы не войдут в дом, где хранятся изображения живых существ. Арабы встречали изображения повсюду на покоренных ими быв­ших территориях Византии или империи Сасанидов, особенно на дорогих тканях, предметах торевтики Торевтика — искусство создания рельефных изображений на металле: чеканка, тиснение, гравировка, ковка и т. д. , драго­ценной утвари, иллюминированных руко­писях. Обладание такими предме­тами, оформление помеще­ний росписями считалось престиж­ным среди вче­рашних кочевников и стало показателем высокого статуса. Фигуратив­ная живопись вторгалась даже в экстерьер мечети и на страницы Корана Например, экстерьер мечети в Диярбакыре (Турция) XII века, портал мечети Анау (Туркме­нистан) XV века, львы на портале самарканд­ского медресе XVII века Шердор (Узбекистан) и так далее. . Вообще, отношение к изображениям менялось в разные эпохи.

При дворах правителей постепенно начали формироваться книжные мастер­ские (на пер­сидском — китабхана), ставшие центрами развития искусства. С мигра­циями мастеров в ходе крупных катаклиз­мов и политических изме­нений, таких как монгольское завоевание, походы Тимура (Тамерлана, ), создание новых государств, центры книжного оформления перемеща­лись в другие области.

Наличие миниатюр резко повышало цену книги. Оплатить роскошно выпол­нен­ную рукопись могли только представители элиты. Они же и высту­пали главными заказчиками. Рукописи переходили от вла­дельца к владель­цу, что часто отражалось во владельческих пометах на первом листе. В рос­кош­ных рукописях, предназначенных для особо высокопо­ставленных заказ­чи­ков, калли­графы оставляли страницы для миниатюр чистыми. Позже худож­ник наклеивал на них особые листы, на которых и писались миниатюры Они покрывались специальной грунтовкой на гуммиарабике. Бумага тщательно лощи­лась агатом или хрустальным яйцом. Рисунок набрасывался водяными линиями. Затем красным или черным обводились контуры. И только после отдельными маленькими кис­тями накладывались густые краски. Тон­чай­шие линии наносились кистями из бе­личь­­его волоса или бородки птичьих перьев. . Часто простран­ство, зарезервированное переписчиком под миниатюры и живопис­ные заставки, годами и даже веками оставалось незаполненным, пока у руко­писи не появ­лялся состоятель­ный владелец, которому подобные затраты были по силам.

В более простых случаях миниатюр фигуры переносились методом трафа­рета: изобра­жения, выполненные известными мастера­ми, копировались путем нанесения проко­лов по контуру рисунка на листе бумаги и присыпа­нием через проколы красного порошка (метод припороха).

Многие иллюминированные рукописи поз­же расшивались, продавались по отдель­ным листам (так они стоили значительно дешевле). Поэтому богато иллюстрирован­ные сочинения, дошедшие целиком, — колоссальная редкость.

Миниатюра строго подчинена формиро­вавшемуся веками классиче­скому канону, базовые элементы которого сохранялись вплоть до XX века. Главная ее задача — отображение внутреннего, скрытого смысла вещей, поэтому в основном изобра­жение лишено четкой привязки к тексту, воспроиз­водя некую альтернатив­ную реальность.

Домонгольская персидская миниатюра

На миниатюре, изображающей сражение Варки с Раби‘, Гулшах (справа), пере­одетая мужчиной, наблюдает сцену конной битвы своего возлюб­ленного Варки (в центре) и его соперника Раби‘ (слева). Имена героев подпи­саны сверху, чтобы сориентировать читателя — эта традиция сохранится впоследствии в арабском лубке, адресован­ном простому зрителю.

Композиция ярких миниатюр к роману отли­чается строгим симметричным построением. Пейзаж выполняет в них сугубо декоратив­ную функцию, худож­ник не за­трудняется его детальной прорисовкой. Изобра­же­ния некоторых миниатюр раз­мещены на сплош­ной орнамен­тированной поверхности и окра­шенном фоне — в этом проступает влияние монумен­таль­ной живописи.

Цветовая гамма, как и всё в миниатюре, имеет символическое значение: свет­лые тона маркируют положительных персонажей, темные — отрица­тельных.

Читайте также: