Школа миниатюра 16 век кратко
Обновлено: 05.07.2024
XVI век для русской живописи — это время постепенного увядания. На смену простоте композиции и философской глубине образов приходят сложные сюжеты с многочисленными действующими лицами. Чистые и сильные цвета (белый, золотой, алый, небесно-голубой) сменяются тёмно-коричневым или тёмно-зелёным. Силуэты фигур теряют лёгкость и грациозность, становятся грузными и приземистыми. В русской живописи XVI век, как и в других областях культуры, ощущается стремление к единообразию, к работе по заранее известным образцам. Усиливается контроль властей за работой художников, всё чаще произведения живописи служат иллюстрациями к официальной идеологии. И всё же в живописи XVI века были свои выдающиеся мастера и произведения.
Дионисий. Богоматерь Одигитрия. 1502 г.
Русские иконописцы
Дионисий
В XVI в. развитие русской живописи связывается с именем Дионисия (ок. 1440 — после 1502). Он создал фрески Успенского собора Московского Кремля и церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Творчество Дионисия оказало влияние на живопись всего XVI в. Парадному, праздничному, торжественному искусству Дионисия стали подражать во многих городах России. Основными сюжетами в живописи того времени оставались сюжеты из Библии и Евангелия, лики святых. Однако в отличие от Рублёва, в работах Дионисия прослеживается стремление к внешней красоте, пышности.
Мастерская Дионисия начала изготавливать иконы с клеймами, т. е. иконы, обрамлённые со всех четырёх сторон небольшими изображениями главных событий жизни святого.
Школы живописи
Годуновская школа
Строгановская школа
Прикладное искусство
В XVI веке в России широко было развито прикладное искусство — художественное изготовление вещей, тканей, игрушек, украшений. В Новгороде было более двухсот мастеров серебряных дел. В Пскове имелось 140 лавок на торгу, где продавали серебряные изделия. Искусные ремесленники занимались резьбой по кости. Русские мастера использовали традиционные узоры и мотивы восточного орнамента (гончарные и чеканные сосуды, крупные декоративные пуговицы из золота и серебра с филигранными узорами).
Книжная миниатюра
Уже самые первые русские рукописные книги (Остромирово Евангелие, Изборник Святослава) имели красочные миниатюры, сложные заставки и причудливые заглавные буквы — инициалы. Они украшали книгу, облегчали восприятие текста, настраивали читателя на благочестивый лад.
Лицевой летописный свод
Высшим достижением древнерусской книжной миниатюры стал многотомный Лицевой летописный свод, созданный придворными художниками Ивана Грозного. Он насчитывает в общей сложности около 16 тыс. миниатюр. Здесь вся русская история в картинках. Рисунки выполнены пером и слегка подцвечены акварельными красками.
Древнерусские писцы и художники с любовью и уважением относились к искусству создания книг. Над каждой рукописью они работали творчески, долго, иногда по нескольку лет. В результате создавались произведения, отмеченные и индивидуальностью, и цельностью декоративного убранства. Художник и писец трудились в полном согласии, поэтому каждая страница рукописи превращалась в законченное художественное произведение, в котором гармонически сочетались красивый, отчетливый почерк, красочные заставки, инициалы и великолепно выполненные миниатюры.
В настоящей статье представлены работы безымянных русских миниатюристов XVI-XVII веков — периода, характеризующегося в России нарастающим интересом к многочисленным историческим повествованиям, гражданской публицистике, светским и житийным повестям, лицевым рукописям, то есть иллюстрированным рукописным книгам.
Древнерусская книжная миниатюра стилистически, по художественным приемам связана с иконописью и фреской. Но, сохраняя черты условности и каноничности, она, пожалуй, разнообразнее по содержанию, значительно реалистичнее в отображении русского быта. Именно миниатюра дает нам порой единственную возможность заглянуть в жизнь людей тех времен. В данной статье собраны миниатюры, которые помогают нам представить городскую жизнь Руси. Русский средневековый город являлся средоточием ремесленного производства, торговли, политическим и культурным центром. Иностранные путешественники отмечали также его многолюдие.
Опубликованные здесь двенадцать книжных миниатюр дают нам возможность познакомиться с некоторыми аспектами жизни русского средневекового города и его быта. Кроме того, выдающееся мастерство безымянных художников оказывает на нас значительное эстетическое воздействие.
Книжная миниатюра XVI в.
История миниатюры XVI в. открывается Евангелием 1507 г. (ГПБ, Погодинское собрание, 133). Его иллюстрировал Феодосий для боярина Ивана Ивановича Третьякова, казначея Московского Кремля.
Изящество рисунка, фигур, мягкость и нежность красочных сочетаний, изысканность и роскошь орнаментов отличают четыре миниатюры Евангелия с изображением сидящих и пишущих евангелистов на фоне зданий или горок, обрамленных арками, украшенными тончайшим, необычайно разнообразным орнаментом. Одежды евангелистов светло-голубых, блеклых желто-зеленых светло-розовых с фиолетовыми рефлексами и сиреневых тонов. Окраска зданий еще более светла и нежна. Нимбы ? белые с золотистыми завитками. Тонкой золотой штриховкой покрыты сидения, скамеечки, столики. Звучными, но не яркими пятнами выделяются красные подушки на сидениях. Отдельные небольшие предметы, как, например, синяя чернильница, сверкают на позолоченном столике, подобно драгоценному сапфиру. Как бы подчеркивая изящество и мягкую живописность фигур и пейзажей, художник для контраста густо залил резкими красками фоны, поземы и арки, обрамляющие композицию, придав им блеск эмалевой поверхности и покрыв тончайшим золотым узором. Своеобразны капители винтообразных колонок на миниатюре с изображением Иоанна Богослова и Прохора. Они украшены фигурками барашков, головы которых обращены в разные стороны. Эта великолепная рукопись изобилует изысканными по рисунку и цвету заставками. Даже шелковые прокладки перед большими миниатюрами обрамлены орнаментальными рамками.
Миниатюры Феодосия 1507 г. вызвали много подражаний. Наиболее значительны миниатюры Евангелия 1531 г., написанного иноком Троице-Сергиевой лавры Исааком Биревым (РГБ, М., 8659). Здесь изображения евангелистов также имеют великолепные арочные обрамления, а фоны покрыты сплошным узором. Однако мягкая живописность миниатюр Феодосия уступила здесь место сухости, дробной разработке красочной гаммы, пестроте узора, обилию золота.
Лицевые рукописи XVI в. исключительно богаты орнаментом. Художники здесь используют, претворяя по-новому, орнаменты русских рукописей домонгольского периода, орнаменты сербские, болгарские, иранские, итальянские, армянские и др. Большое развитие получает многообразный растительный орнамент. Как пережиток, утративший внутренний смысл, встречается тератологический орнамент. Он становится тяжелым, сухим, нарочитым. Звери и человеческие фигуры, трактованные объемно, уже не составляют единого целого с переплетающимися плоскими лентами. Мотивы, заимствованные из реального растительного мира, мастер превращает в сложные узоры заставок, заглавных букв, обрамлений страниц. Как пример можно привести Евангелие
1544 г. Боголюбова монастыря.
Во второй половине XVI в. все большее значение приобретает иллюстрированная светская книга. Замена пергамена бумагой, произошедшая еще в XV в., позволяет мастерам XVI в. использовать в миниатюре новые технические приемы, приемы чистой графики. На характере рисунка миниатюр ? и особенно на орнаментации рукописей ? отражается и получающая распространение в XVI в. книжная ксилография.
Орнамент сложного пестрого плетения, характерный для рукописей первой половины XVI в., в роскошных рукописях времени Ивана Грозного сменяется возродившимся торжественным, богатым орнаментом эпохи Киевской Руси, строго симметричным, из стилизованных растений на золотом фоне, в рамке геометрического характера, с отчетливым внутренним делением заставок. Таковы, например, заставки из Евангелия 1537 г. (ГИМ., Патр. 65). Здесь часто повторяется встречающийся на изделиях из драгоценных металлов вьющийся стебель, образующий окружности с заключенными в них крупными цветами голубого цвета на золотом фоне. От своего древнего прототипа этот орнамент отличается большей упрощенностью рамки заставки, большей размеренностью, а иногда измельченностью и сухостью рисунка и бледным оттенком золотого фона, положенного без красного грунта.
К концу XVI в. в миниатюре и книжном орнаменте намечается стремление к перегрузке композиций фигурами и украшениями. В оформлении рукописных книг совершается переход от сдержанной и скромной орнаментации к нарядной и богатой, пышность которой все увеличивается во второй половине XVI в., когда сильно возрастает интерес к формальной стороне художественного творчества.
Из всех видов изобразительного искусства ислама (архитектурный декор, изображения на металле, керамике, текстиле) книжная миниатюра, пожалуй, самый известный. Она формировалась под влиянием искусства дворцовых стенных росписей Сирии, Египта, Ирака, Ирана, Средней Азии, Закавказья. После включения этих регионов в территорию расширяющегося халифата Арабский халифат — исламское государство, возглавлявшееся халифами. Возникло в результате мусульманских завоеваний в веках. старое искусство повсеместно существовало еще очень долго, постепенно адаптируясь под требования и вкусы нового времени. С другой стороны, на исламскую книжную миниатюру повлияла и книжная иллюстрация предшествующих периодов.
К сожалению, самые ранние образцы миниатюры переходного периода и сведения об их художниках не сохранились. Но арабские источники сообщают о парадных сасанидских Сасанидская империя () — государство династии персидских правителей Сасанидов, было завоевано арабами в середине VII века, включая знаменитый дворец в их столице — Ктесифоне. рукописях с царскими портретами. Важно отметить влияние сиро-христианской (несторианской) и манихейской традиций. Последняя к моменту возникновения ислама пустила корни по всей Евразии и создавала богато украшенные иллюминированные кодексы, поражавшие мусульман роскошью.
Изобразительное искусство того времени изобиловало изображениями живых существ. Однако известно, что в исламе даже хранение таких изображений порицается. Например, в одном из хадисов (изречений пророка Мухаммада) говорится, что в Судный день Бог прикажет владельцам оживить их. В другом утверждается, что ангелы не войдут в дом, где хранятся изображения живых существ. Арабы встречали изображения повсюду на покоренных ими бывших территориях Византии или империи Сасанидов, особенно на дорогих тканях, предметах торевтики Торевтика — искусство создания рельефных изображений на металле: чеканка, тиснение, гравировка, ковка и т. д. , драгоценной утвари, иллюминированных рукописях. Обладание такими предметами, оформление помещений росписями считалось престижным среди вчерашних кочевников и стало показателем высокого статуса. Фигуративная живопись вторгалась даже в экстерьер мечети и на страницы Корана Например, экстерьер мечети в Диярбакыре (Турция) XII века, портал мечети Анау (Туркменистан) XV века, львы на портале самаркандского медресе XVII века Шердор (Узбекистан) и так далее. . Вообще, отношение к изображениям менялось в разные эпохи.
При дворах правителей постепенно начали формироваться книжные мастерские (на персидском — китабхана), ставшие центрами развития искусства. С миграциями мастеров в ходе крупных катаклизмов и политических изменений, таких как монгольское завоевание, походы Тимура (Тамерлана, ), создание новых государств, центры книжного оформления перемещались в другие области.
Наличие миниатюр резко повышало цену книги. Оплатить роскошно выполненную рукопись могли только представители элиты. Они же и выступали главными заказчиками. Рукописи переходили от владельца к владельцу, что часто отражалось во владельческих пометах на первом листе. В роскошных рукописях, предназначенных для особо высокопоставленных заказчиков, каллиграфы оставляли страницы для миниатюр чистыми. Позже художник наклеивал на них особые листы, на которых и писались миниатюры Они покрывались специальной грунтовкой на гуммиарабике. Бумага тщательно лощилась агатом или хрустальным яйцом. Рисунок набрасывался водяными линиями. Затем красным или черным обводились контуры. И только после отдельными маленькими кистями накладывались густые краски. Тончайшие линии наносились кистями из беличьего волоса или бородки птичьих перьев. . Часто пространство, зарезервированное переписчиком под миниатюры и живописные заставки, годами и даже веками оставалось незаполненным, пока у рукописи не появлялся состоятельный владелец, которому подобные затраты были по силам.
В более простых случаях миниатюр фигуры переносились методом трафарета: изображения, выполненные известными мастерами, копировались путем нанесения проколов по контуру рисунка на листе бумаги и присыпанием через проколы красного порошка (метод припороха).
Многие иллюминированные рукописи позже расшивались, продавались по отдельным листам (так они стоили значительно дешевле). Поэтому богато иллюстрированные сочинения, дошедшие целиком, — колоссальная редкость.
Миниатюра строго подчинена формировавшемуся веками классическому канону, базовые элементы которого сохранялись вплоть до XX века. Главная ее задача — отображение внутреннего, скрытого смысла вещей, поэтому в основном изображение лишено четкой привязки к тексту, воспроизводя некую альтернативную реальность.
Домонгольская персидская миниатюра
На миниатюре, изображающей сражение Варки с Раби‘, Гулшах (справа), переодетая мужчиной, наблюдает сцену конной битвы своего возлюбленного Варки (в центре) и его соперника Раби‘ (слева). Имена героев подписаны сверху, чтобы сориентировать читателя — эта традиция сохранится впоследствии в арабском лубке, адресованном простому зрителю.
Композиция ярких миниатюр к роману отличается строгим симметричным построением. Пейзаж выполняет в них сугубо декоративную функцию, художник не затрудняется его детальной прорисовкой. Изображения некоторых миниатюр размещены на сплошной орнаментированной поверхности и окрашенном фоне — в этом проступает влияние монументальной живописи.
Цветовая гамма, как и всё в миниатюре, имеет символическое значение: светлые тона маркируют положительных персонажей, темные — отрицательных.
Читайте также: