Шериф музафер биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кэролин Вуд Шериф (1922-1982) была социальным психологом, который, среди прочего, проводил важные исследования по таким вопросам, как межгрупповые конфликты, сотрудничество, властные отношения, социальные суждения, предрассудки и гендерная идентичность.

Работы Вуда Шерифа были выполнены в контексте, который мало способствовал участию женщин в социальной психологии, а также считался одним из наиболее влиятельных для развития этой дисциплины. Далее мы сделаем краткий обзор биографии Кэролин Вуд Шериф , и мы увидим некоторые из его вкладов в социальной психологии и гендерных исследований.

Кэролин Вуд Шериф: биография пионера социальной психологии

Кэролин Вуд Шериф родилась 28 июня 1922 года в штате Индиана, США. Она была младшей дочерью трех братьев, которым вскоре дали важную мотивацию для обучения на высоком уровне, особенно в точных науках. Его отец был назначен в Университет Пердью, с помощью которого и Кэролин, и его братья имели возможность начать академическое обучение в этом учреждении.

Хотя ее интерес был главным образом к миру гуманитарных наук, истории и других социальных наук, настойчивость ее отца побудила Кэролайн также изучать математику. Вот так он позиционировал себя очень скоро один из лучших студентов в разных отраслях, прежде чем прийти к социальной психологии .

  • Может быть, вы заинтересованы: "Что такое социальная психология?"

Начала в социальной психологии

После того, как Вуд Шериф прошла обучение по нескольким дисциплинам и однажды посвятила себя в роли социального психолога, сама задалась вопросом . как я могла стать социальным психологом? (1983). В этом контексте не было много возможностей обучаться и практиковать в качестве социального психолога, и, кроме того, смешанные модели между профессиональным развитием и семейными обязательствами были необычными.

Обращаясь к американскому контексту Второй мировой войны, где происходило ее академическое и личностное развитие, она отвечает, что Это было его желание сделать что-то, чтобы улучшить мир что заставляло ее задавать разные вопросы, что постепенно приближало ее к социальной психологии.

Кроме того, это желание заставило его задуматься о возможностях этой дисциплины интегрировать изучение человеческого познания с мотивацией и социальным поведением. Он интересовался, например, социальной психологией, разработанной Куртом Левином, а также изучением культурной и социальной организации, как это сделали Музафер Шериф и Фредерик Бартлетт.

Кэролин Вуд Шериф и Музафер Шериф

После окончания учебы в Университете Пердью он поступил в Университет Айовы для получения степени магистра психологии, которая закончилась в 1944 году. Впоследствии Он начал работать в исследовательском институте в Принстоне , Нью-Джерси. Благодаря этой должности он приобрел большой опыт в исследованиях, однако он чувствовал, что это была задача, очень чуждая социальным вопросам, в которых он был заинтересован, поэтому он наконец решил уйти в отставку.

В это время он начал консультировать, где и с кем продолжать обучение, и получил предложение работать в качестве исследователя также в Принстоне, но вместе с Музафером Шерифом, который уже был одним из самых важных социальных психологов.

Недостатком теперь было то, что Принстонский университет не принимал студенток, с которыми, Кэролин он начал посещать курсы в Колумбийском университете , Не обошлось без параллельных исследований с Шерифом, особенно по вопросу межгрупповых отношений. Спустя годы Музафер Шериф станет ее мужем.

Пещера воров

В последующие годы Кэролин Вуд Шериф и Музафер Шериф продолжали работать вместе в Принстонском университете, Йельском университете и Университете Оклахомы, сумев опубликовать многочисленные статьи и книги, которые по сей день широко обсуждаются в области социальной психологии.

Однако из-за частого пренебрежения научной деятельностью женщин в этом контексте; Принято считать, что участие Кэролайн Вуд в этих работах отклоняется или прямо опускается, и что кредит зарезервирован только для Музафера.

Одним из его самых популярных исследований является классический эксперимент пещеры воров где они проанализировали возможные источники предрассудков в разных социальных группах, а также несколько межгрупповой динамики.В очень широких мазках они провели эксперимент с 22 подростками мужского пола в области поля Оклахомы, где они могли наблюдать, как происходит формирование группы, как создаются социальные иерархии; и каковы некоторые из причин трения, враждебности и интеграции.

Академическая деятельность и направления исследований

В 1958 году Кэролин Вуд Шериф начала учиться в докторантуре Техасского университета под руководством Уэйна Хольцмана и под руководством Музафера Шерифа и его трех дочерей. Он был назван в 1961 году, и Он руководил проектом в Бюро профессиональной реабилитации США. где он сосредоточился на исследованиях по самооценке и молодежи.

Она также работала младшим научным сотрудником в Институте групповых отношений в Оклахоме и опубликовала множество статей и книг о молодежи, справочных группах, отношениях и социальной справедливости. Наконец, в десятилетие 60-х его интересы были сосредоточены на психологии и гендере, в частности на гендерной идентичности, ролях и их воспроизводстве. Последнее совпало с феминистскими движениями того же десятилетия, которые отдавали предпочтение как их академическому признанию, так и их воинственности.

В этом контексте он руководил отделом 35 Американской психологической ассоциации (АПА), в течение 70-х годов, который Это известно как Общество Психологии Женщин , Ее работы и ее опыт сделали ее достойной нескольких наград, среди которых награды за выдающиеся публикации и награды за ее вклад в образование в области психологии.

В том же смысле отдел 35 АПА посвятил приз в его честь (премия Каролин Вуд Шериф), благодаря которому признается работа преподавателя, исследовательская работа и профессиональное лидерство в области психологии женщин, как психологов. как психологи.

muzaref sherif

[29.07.1906] Родился Музафер Шериф (Muzafer Sherif) – турецкий психолог. Его эксперименты с "пещерой вора" ("Robber’s Cave") – наиболее известная работа по исследованиям социальных норм, формированию отношений, социальным изменениям, разрешению конфликтов и групповым процессам.

В 1968 году Музафер Шериф удостоен награды АПА "за выдающийся научный вклад". Супруга Музафера Шерифа – Кэролин Шериф – также является известным психологом.

[29.07.1926] Была опубликована работа Флоренс Гудинаф (Florence Goodenough) "Measurement of Intillegence by Drawings". В работе описывался Draw-A-Man Test (проективный тест "нарисуй человека").

[29.07.1976] В Лонг Бич (Калифорния) начала работу первая конференция "National Asian American Psychology Training Conference". Конференция посвящена вопросам психологических исследований и работы, имеющих отношение к азиатской части американского общества.

5 фактов о Музафере Шерифе

  1. М. Шериф рос во время многочисленных войн Турции с различными государствами. Когда ему было 13 лет, его чуть не убил греческий военный. Он направил свое оружие на Шерифа, но не стал стрелять и ушёл.
  2. Шериф сидел 4 месяца в тюрьме за связь с турецкой коммунистической партией и резкие высказывания против связи с нацистами. Был выпущен из тюрьмы, потому что за него заступились его многочисленные американские студенты.
  3. После бегства из Турции в США, Шериф остался человеком без гражданства. Несмотря на все его заслуги в области социальной психологии Шерифа лишили турецкого гражданства, а американское ему не выдали.
  4. М. Шериф имел диагноз маниакальной депрессии. На фоне этого заболевания пытался покончить жизнь самоубийством.
  5. Шериф был официально уволен с должности профессора Университета Анкары из-за брака с американкой Кэролайн Вуд, потому что он нарушил политику запрета брака турок с иностранцами.

labodina small

Экспертный член и Президент Воронежского регионального отделения МОО РПП

Музафер Шериф (29 июля 1906 - 16 октября 1988) - турецко-американский социальный психолог. Он помогал в разработке теории социальных суждений и теории конфликтов.

Шериф был основоположником современной социальной психологии, который разработал несколько уникальных и мощных методов для понимания социальных процессов, особенно социальных норм и социальных конфликтов. Многие из его первоначальных вкладов в социальную психологию были пропущены в поле настолько полно, что его роль в развитии и открытии исчезла. Другие переформуляции социальной психологии восприняли его вклад как должное и вновь представили его идеи как новые.

Жизнь и карьера

Ранняя жизнь, образование и участие в политической жизни

Музафер Шериф родился в семье Музаффера Шерифа Башоглу и вырос в богатой семье, в которой было пятеро детей, из которых он родился вторым. В течение шести лет он учился в средней школе в Ээмише, а затем в Измирском международном колледже, где получил степень магистра искусств в 1906 году. Затем Шериф получил степень магистра в университете Шуль в 1928 году, где он также выразил свою поддержку модернизации Турции во время политических дебатов и собрал интерес к целеустремленному поведению, или гормической психологии, как предложил британский психолог Уильям Макдугалл. Картина Анкарского университета в 1937 году, где Шериф опубликовал Ирк Псиколоджизи (1943) Война и меняющийся мир ShArMeni. Кроме того, Измир был недостаточно занят греческими и турецкими солдатами в 1918 - 1924 годах во время войны за независимость Турции.

Шериф отправился в Америку во время пика Великой Депрессии, получив степень магистра в Гарвардском университете, где его учителями были Гордон Аллпорт и КарсПрё. Он посетил Берлин в 1932 году во время подъема партии Нази, чтобы присутствовать на лекциях Килера по психологии Хальта, после чего Шериф планировал использовать принципы Хальта для новой теории социального восприятия.

Он вернулся в США в 1933 году и снова поступил в Гарвард для докторантуры, но позже перешел в Университет, где он получил степень доктора философии в 1935 году под Гарднер Мурен. Шериф получил должность в Анкарском университете по возвращении в Турцию и развил отношения с Коммунистической партией Турции (ТКП). Он избивал членов бюрократии и сторонников нацизма в своих работах по мере того, как фанатизм становился более преобладающим. Он был кратко задержан вместе с другими членами ТКП в 1944 году после политических в Анкарском университете, где он общался с коммунистами. Шериф вернулся в США в 1945 году.

Ранняя карьера и брак

В 1945 году Шериф женился на Кэролин Вуд, и они плодотворно сотрудничали в последующих проектах в течение многих лет, над научными книгами (например, Sherif & Sherif, 1953) и текстовым книгом (Sherif & Sherif, 1969). У них было три гетра: Энн, Сью и Джоан.

В 1947 году он опубликовал свою первую книгу "Психология Эго Инвольо", написанную в соавторстве с Хэдли Кантрилем. В нем он сравнил советское и американское общества, показав различные ценности и преграды наций, которые вытекали из разных социальных и культурных контекстов. С его помощью он заявил, что конкурентное и общество является изощренным.

Жизнь в США

Шериф вернулся в Америку вскоре после своего задержания в Турции в 1945 году из-за страха перед более жёстким и длительным наказанием за его связь с Коммунистической партией. Социальная академическая среда в первые годы существования Шерифа в Америке поддерживала марксистские взгляды Шерифа и вдохновляла "Психологию Эго Неволь " (1947), изданную Принстонским университетом.

К 1951 году отношения Шерифа с Турцией были полностью испорчены. Он потерял все контакты с близкими друзьями и коллегами во время антикоммунистического срыва Турции, а его отношения с семьей ухудшились.

Несмотря на влияние Шерифа в академической сцене "Социальная психология", он остался без гражданства. Шериф больше не имел прав в Турции и не был предоставлен США. Шериф был внесен в список коммунистических симпатизаторов Федерального бюро расследований и подвергся интеррогации со стороны ХХ, что вызвало у него большую дискритичность в отношении его социально-политических взглядов.

Шериф был официально уволен в качестве профессора в Анкарском университете, и был легально виновен в долгах перед турецким правительством во время его проживания в США, брак Шерифа с американской женой, Кэролин Вуд, привел к его увольнению, потому что это нарушило политику запрета брака турок с другими.

Хотя в основном признан психологом, Шериф первым получил премию Кули-Мид за вклад в социальную психологию от Американской социологической ассоциации. Его академические включали Йельский университет, Университет Оклахомы и Университет штата.

Психическая болезнь и поздняя жизнь

У Шерифа были трудности с психическими заболеваниями, так как у него была диагностирована маниакальная депрессия и попытка самоубийства. Психическое здоровье Шерифа ухудшилось после смерти его жены в 1982 году. По словам его дочери Сью, с которой в то время жил Шериф, Шериф пребывал в добром настроении, когда был поражён смертельным сердечным приступом. Умер 16 октября 1988 года в городе Фэрбенкс, штат Аляска, в возрасте 82 лет.

Вклад в психологию

Шериф внес вклад в социальную психологическую теорию, полевую и лабораторную дологию, а также в применение исследований к социальным вопросам. Написал более 60 статей и 24 книг. Большинство его исследований было проведено с его женой, Кэролин Вуд Шериф.

Эксперименты с автокинетическим эффектом

Диссертация Шерифа называлась "Некоторые социальные факторы в восприятии", и идеи и исследования были положены в основу его первой классической книги "Психология социальных норм".

Темой диссертации было социальное влияние в восприятии, и эксперименты стали известны как эксперименты "автокинетического эффекта". Эмпирическое исследование автокинетического движения Шерифа продемонстрировало, как умственные нормы оценки были созданы человеческими существами. В другой полностью темной комнате на стене отображается небольшая точка света, и через несколько мгновений точка, кажется, движется. Этот эффект полностью находится внутри головы и является результатом полного отсутствия "рамки отсчета" для движения. Трое участников входят в темную комнату и наблюдают за светом. Похоже, он движется, и участников просят, как далеко движется точка света. Эти оценки делаются рыхлыми, и с повторяющимися испытаниями каждая группа из трёх сходится на . Некоторые группы сходились на высоком, некоторые низкие и некоторые между ними. Критический вывод состоит в том, что группы нашли свой собственный уровень, свой "социальный норму" восприятия. Это произошло естественным путем, без обсуждения или подсказок.

При повторном приглашении через неделю и тестировании в одиночестве в темной комнате участники оценили свои первоначальные оценки групп. Это говорит о том, что влияние группы было информационным, а не coercyve; поскольку они продолжали воспринимать то, что они имели как члены группы, Шериф пришел к выводу, что они интернализовали способ их первоначальной группы видеть мир. Поскольку феноменон автокинетического эффекта полностью является продуктом собственной системы восприятия человека, это исследование является свидетельством того, как социальный мир определяет кожу человека и влияет на то, как они понимают свои собственные физические и психологические ощущения.

Теория конфликтов и опыт Грабителей Кэв

В 1961 году Шериф и Кэролин Вуд Шериф разработали теорию конфликтов, которая была описана как "учет [,] для межгрупповых конфликтов, негативных преюдиций и стереотипов в результате фактической конкуренции между группами за желаемые ресурсы". Опыт 1954 года и оставленный опыт 1953 года оказались под недавним пристальным вниманием, с особым интересом к манипулированию и провокации детей-участников учеными, и возможным биями Шерифа.

В 1954 году "22 белых, пятого класса, 11-летних мальчиков со средней успеваемостью в школе и выше среднего интеллекта с протестантом, два родителя были отправлены в специальный отдаленный летний лагерь в Оклахоме, парк Robbers Cave State." Неудачный опыт 1953 года состоялся в Коннектикуте с теми же критериями на месте для выбора участников. Участники были тщательно проверены, чтобы быть психологически нормальными, и они не знали друг друга. Направление их в столь отдаленное место делалось для того, чтобы уменьшить влияние внешних факторов и лучше позволить изучить "истинный характер конфликта и преюдиции".

Исследователи, которые в этом летнем лагере удвоились в качестве советников, разделили участников на две разные группы, и каждой группе были назначены каюты далеко от другой. Во время первого этапа группы не знали о существовании других. "Мальчики развивали привязанность к своим группам в течение первой недели лагеря, совместно занимаясь различными видами деятельности: хихикаем, плаванием и т. д. Мальчики выбирают имена для своих групп, The Eagles и The Rattlers, и трафаретно поместили их на рубашки и флаги ". На этом этапе "формирования интропакета" члены групп познакомились друг с другом, сложились социальные нормы и появились лидерство и структура.

Затем началась вторая, групповая конфликтная или "фри " фаза, в которой группы вступили в контакт друг с другом. Исследователи установили четырехдневные конкурсы между этими группами с обещанными призами для . Преюдиция стала очевидной между двумя группами. Первоначально преюдиция выражалась только в устной форме, например, посредством насмешек или именного призвания, но по мере развития конкуренции, преюдиция стала выражаться более непосредственно, например, с одной группой с флагом другой или с разгромом своей кабины. Группы стали слишком агрессивными друг с другом, чтобы контролировать их, исследователям пришлось разделить их.

Затем исследователи дали всем мальчикам двухдневный период охлаждения и попросили их перечислить характеристики двух групп. Мальчики, как правило, характеризуют свою собственную группу очень положительно, а другая группа очень негативно. Затем исследователи попытались уменьшить преюдицию между группами и обнаружили, что просто увеличение их контакта друг с другом ухудшило ситуацию. Напротив, "Принуждение групп к совместной работе для достижения сверхъестественных целей, или общих целей, облегчило преюдицию и напряженность среди групп". Таким образом, на этом этапе "интеграции" или разрешения конфликтов было показано, что сверхъестественные цели снижают конфликт значительно эффективнее, чем связь или контакт.

Кризис социальной психологии

Качество публикации в сравнении с объемом

Шериф начинает с описания того, что социальная психология (на момент публикации) недооценивала увеличение объёма проводимых исследований, печатались публикации. Для изложения своей позиции он утверждает, что соотношение чо (сухой, непригодный, соломенный материал, используемый для безчелюстных исследований) к wheat (подлый и полезный исследования) выключено. Он считает, что это признают другие социальные психологи, такие как Гарри Триандис, и признает, что некоторые могут не согласиться с его мнением.

Research: Исследования малых групп и исследования изменений поведения

Шериф ссылается на Paul Hare и Fred Strodtbeck s графическое составление всех исследований малых групп из июльского выпуска 1954 года "Социометрия", в котором было перечислено 584 цитации. Это сравнивается с мартовским выпуском 1972 года, в котором перечислены пункты.

Несмотря на это увеличение, Шериф считает, что исследования не строятся друг на друге, поэтому трудно спорить из точек соприкосновения, когда переменные, задачи и меры не согласуются. Он также упоминает, как социальная психология стала более, фокусируясь на внутренних состояниях, таких как "диссонанс, аттит, [и] атрибуции", а не на свойствах группы.

Шериф пропагандирует идею изменения поведения в силу своей важности в быстро меняющемся мире. Он подчеркивает, что контексты реального мира важны, даже если их рассматривать как "беспорядочные" по сравнению с контролируемыми опытами.

Растущее давление кризиса

Шериф считает, что эта культура " sh или purpish" извращает большой результат исследований, которые не являются обязательно высококачественными, поскольку исследователи вынуждены бумаги для своего кара, а не для хорошей науки. Это приводит к потере направления для области, так как вместо того, чтобы работать вместе над общим парадигмом, исследователи находятся в "автономных замках" внутри психологии, а также между дисциплинами в социальных науках. Clyde Hendri , спросил своих коллег о "кризисе" в области социальной психологии и исследователи предоставили аргументы по следующим темам: - Scientific vs Historical - Environmental Wepulated vs SOcical Psyologies - pologies - Mental studies Participential studies - minent Expenties Partees. eminies - Mineyeyes - miny ement eminy eminy ement psy psy eminy they thyey thyey thyey they theyey thyeeeeeeeyey thy thyey thyeeeeeeeeeeeehuy thy thyeehuehuehuehiehiehiehiehiehiehiehieha - theha - tha - tha - tha - tha - theh

Шериф упоминает, что кризис воспроизводит сам себя таким образом, что исследователи, находящиеся в их "автономных замках", пишут "Social Psychology textbooks", но удой позиции, которые не согласны с их собственными, а не воспитывают учеников общего парадигма (такие парадигмы не существуют, рассуждает шериф). Это вероятно, поскольку Акан Эльм заявляет, что социальная психология все еще находится на "предпарадигматической стадии развития", и любой вид поля должен быть знаменит. К этому Шериф спрашивает, почему месторождение не ближе в 70-е годы, чем в 50-е, несмотря на roi3000 публикаций, выпускаемых с 50-х годов.

Шериф распространяет коммуникацию между дисциплинами, где не научное и историческое понимание проблемы, а научное И историческое. Это поможет создать общие парадигмы, удалить их из своих "замков" и распустить "безобразно зараженные фракциями племена" ради большего блага науки.

Прорыв кризиса

Шериф, что некоторые модели-строители теории становятся зацикленными и создают модели небольших тривиальных проблем, и прорваться через кризис - это задать некоторые "немыслимые" вопросы. Какова природа социальной системы с точки зрения ее структуры и функций. Шериф утверждает, что психологи могут избежать этого, так как это социальный, а не психологический вопрос. Но игнорирование социальных аспектов системы - это все равно, что физику света во время изучения зрения.

Если Психология хочет присоединиться к рангам физических наук, необходимо признать, что они задавали свои "немыслимые" вопросы во время своего учреждения. Они проверили свою феномену с помощью симуляционных моделей и исследований, просматривая физическую феномену в реальном мире, психологи должны делать то же самое, согласно Шерифу, а не стоять на дальнем расстоянии.

Важность кросс-культурных сравнений также упоминается Шерифом для обеспечения достоверности методов.

Вклад в социологию

Книги и редакционные работы

За свою карьеру Шериф написал и соучредил 24 книги и более 60 журнальных статей и глав, которые до сих пор имеют влияние в области психологии.

1937 - 1944 ГГ.

Он создал небольшую лабораторию в Анкарском университете. Лаборатория находилась на социальном суждении, откуда он вместе со своими учениками переводил на турецкий язык множество работ по психологии. Перевод включал, но не ограничивался Стэнфорд-Би 1937 года, главы из "Истории эмпирической психологии" Э. Г. Боринга, а также "Современных школ психологии" Роберта С. Дуля.

1945 - 1947 ГГ.

По возвращении в США в январе 1945 года поступил на работу в Принстонский университет в качестве научного сотрудника Госдепартамента США. Здесь он сотрудничал с Хэдли Кантрилем по "Психологии Эго-Неволья", которая позже была опубликована в 1947 году.

1947-1949 ГГ.

Шериф был научным сотрудником Rockefeller в Йельском университете с 1947 по 1949 год. Его долгое и доверительное сотрудничество с Хувлендом началось отсюда, что привело к многим влиятельным бумагам, посвященным эффектам аттита, а также книге "Social Judgement: Assimilation and Contrast Effects in Communication and Attitude Change", которая была опубликована в 1961 году.

1949 - 1966

В 1949 году переехал в Оклахому, где работал профессором, профессором-исследователем и директором основанного им в 1952 году Института групповых отношений. Это был пик его научной деятельности, который привел к 12 книг и 43 исследовательских статей и глав по различным темам, как аттит, свойства природных и эмпирически созданных групп по восприятию, анхориринговые эффекты психофизиальных шкал, суждения, и самофункционирование и т. Д.

Шериф организовал различные семинарии в Оклахоме и позже написал пять книг на основе документов, доставленных в этих семинариях. Некоторые из известных томов включали Group in Harmony and Tension (с его женой Кэролин Шериф), Social Judgment (с Hovland), Reference Groups: исследование в соответствие и отклонение адолесценов (с Кэролин Шериф), Attitude and Attitude Inter: The SOcSession-Invention-Inivilation AppIach и PsOnendence - SOnistence - SOnistence - SOcOcistence - Sentuence - spent - Clistence - Spentuence - Spement - Spement - cly - cly - Spe - Cle - Cleus - Cleue - Cleue - Cleue - Cleus - Cleus - CleUeUeus - (с - Cleuus - cly - CleHeuus - spy - CleUe - CleUeUeUeUeUeUeUeUeUeu

Хотя он написал много текстов и исследований в области психологии, его наиболее известная работа в течение его 16 лет пребывания в Oklahoma является Inter-group Conflict and Cooperation: The Robber's Cave Experiment (с О. Дж. Харо, Б. Дж. Уайт, Р. Гуд и К. Шериф). Первоначально он был распространен в качестве технического отчета в 1954 году, но был переиздан без прав Университета Оклахома Bookstore в 1961 году. В 1988 году впервые была издана издательством " leyan University Press".

В 1966 году он вместе с женой перешёл в Государственный университет, где она стала членом кафедры психологии, а он стал профессором социологии. За это время он вместе со своей женой Каролин написал, соавтор и соавтор нескольких журнальных статей и пяти книг. Эти пять книг были: "Групповой конфликт и сотрудничество"; "Отношение, эго-вовлеченность и перемены"; "Социальное взаимодействие, процесс и продукты: избранные эссе Музафера Шерифа"; и "Социальная психология", редакция издания этого textbook 1966 года.

Музафер Шериф (имя при рождении Музафер Шериф Башоглу тур. Muzaffer Şerif Başoğlu; 29 июля 1906 — 16 октября 1988) — турецкий психолог, автор ряда известных экспериментов в социальной психологии.
Музафер Шериф Башоглу, позднее сменивший имя на Музафер Шериф, вырос в состоятельной турецкой семье в пригороде Измира. В 1919 году дом был захвачен греческими войсками, многие жители дома были убиты. По словам Шерифа, греческий солдат уже опустил свой штык, чтобы убить и его, но потом передумал и оставил тринадцатилетнего подростка в живых. Этот факт сильно повлиял на его последующую жизнь: темой исследований Шерифа стали механизмы межгруппового конфликта.

Он получил степень бакалавра в…

Музафер Шериф (имя при рождении Музафер Шериф Башоглу тур. Muzaffer Şerif Başoğlu; 29 июля 1906 — 16 октября 1988) — турецкий психолог, автор ряда известных экспериментов в социальной психологии.
Музафер Шериф Башоглу, позднее сменивший имя на Музафер Шериф, вырос в состоятельной турецкой семье в пригороде Измира. В 1919 году дом был захвачен греческими войсками, многие жители дома были убиты. По словам Шерифа, греческий солдат уже опустил свой штык, чтобы убить и его, но потом передумал и оставил тринадцатилетнего подростка в живых. Этот факт сильно повлиял на его последующую жизнь: темой исследований Шерифа стали механизмы межгруппового конфликта.

Классический эксперимент Шерифа с использованием автокинетического эффекта, проведённый им в 1935 году, выглядел следующим образом. В совершенно тёмной комнате на расстоянии 5 метров от испытуемых размещался точечный источник света, что должно создавать у испытуемых иллюзию движения (автокинетический эффект, описанный X. Адамсом в 1912).

В одной из групп экспериментатор сначала проводил эксперимент с группой, а потом с каждым участником по отдельности, а в другой — в обратном порядке. Было показано, как групповое обсуждение влияет на высказываемые позже индивидуальные оценки.

После защиты диссертации Шериф вернулся в Анкару, где с помощью студентов переводил на турецкий язык основные книги по психологии. Он не скрывал своей оппозиционности нацистскому движению, за что был помещён в тюрьму, однако через четыре месяца был освобождён благодаря действиям американских дипломатов (предпринятых по настоянию американских аспирантов Шерифа) и в 1944 году навсегда переехал в США.

Читайте также: