Шан ян биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Шан Ян (кит. упр. 商鞅, пиньинь: Shang Yang) Прави́тель о́бласти Шан, собственное имя — Гунсунь Ян (кит. трад. 公孫鞅, упр. 公孙鞅, пиньинь: Gongsun Yang , 390 до н. э. — 338 до н. э.) — выдающийся китайский мыслитель, один из основоположников легизма — философско-политического учения, противного учениям даосизма и конфуцианства.Содержание [показать]

Биография
Выходец из обедневшей аристократической семьи царства Вэй, Гунсунь Ян покинул родину и в 361 году до н. э. поступил на службу к царю царства Цинь Сяо-гуну (правил в 361—338 годах до н. э.), при котором стал первым советником. Начиная с 356 года до н. э. провёл ряд важнейших политических и экономических реформ, направленных на абсолютизацию царской власти, подрыв экономического и политического положения родовой аристократии, укрепление положения общинной земледельческой верхушки. Впервые в истории Китая закрепил частную собственность на землю. За заслуги был пожалован областью Шан, правителем которой стал. В 338 году до н. э., после смерти Сяо-гуна и восшествия на престол Хуэйвэнь-вана (правил в 338—325 годах до н. э.), был обвинён в измене. Бежал в царство Вэй, затем в принадлежавшую ему область Шан, где им была набрана собственная армия. Был разбит в сражении и казнён.

Значение работ Шан Яна
Идеи Шан Яна оказали огромное воздействие не только на его современников, но и на многие последующие поколения. Благодаря их внедрению в жизнь, циньские цари менее чем за сто лет сумели превратить свое государство в сильнейшее из Семи Борющихся Царств (эпоха Чжаньго), что дало возможность Цинь-ши-хуану объединить Китай под властью Цинь. Однако, уже в древности оценка идей Шан Яна не была однозначной. Признавая практические результаты их применения, многие китайские мыслители не могли примириться с рядом важнейших положений легизма, наиболее полно развитых Шан Яном. Так, у них не находили понимания идея природной порочности человека, идея пользы войн и как можно более агрессивной внешней политики, идея установления единого и общего для всех свода наказаний, идея введения круговой поруки при ответственности за совершенное преступление, идея безусловного запрета на свободное распространение каких-либо учений, а также на физическое уничтожение любых письменных произведений, хоть как-то противоречивших нормам легизма. Тем не менее, многовековая борьба против учения Шан Яна привела только к формальной победе, так как в ходе этой борьбы все остальные философско-политические учения Китая (и прежде всего конфуцианство) утратили свои первоначальные черты, вобрав в себя многие положения легизма, в том числе и такие, которые вызывали наибольшее отторжение.

Шан Ян в популярной культуре
В китайском телесериале Династия Цинь (2007) роль Шан Яна исполнил Ван Чжифэй.

См. также
История Китая

Шан Ян (кит. упр. 商鞅 , пиньинь: Shang Yang) Прави́тель о́бласти Шан, собственное имя — Гунсунь Ян (кит. трад. 公孫鞅 , упр. 公孙鞅 , пиньинь: Gongsun Yang , 390 до н. э. — 338 до н. э.) — выдающийся китайский мыслитель, один из основоположников легизма — философско-политического учения, противного учениям даосизма и конфуцианства.

Содержание

Биография

Выходец из обедневшей аристократической семьи царства Вэй, Гунсунь Ян покинул родину и в 361 году до н. э. поступил на службу к царю царства Цинь Сяо-гуну (правил в 361—338 годах до н. э.), при котором стал первым советником. Начиная с 356 года до н. э. провёл ряд важнейших политических и экономических реформ, направленных на абсолютизацию царской власти, подрыв экономического и политического положения родовой аристократии, укрепление положения общинной земледельческой верхушки. Впервые в истории Китая закрепил частную собственность на землю. За заслуги был пожалован областью Шан, правителем которой стал. В 338 году до н. э., после смерти Сяо-гуна и восшествия на престол Хуэйвэнь-вана (правил в 338—325 годах до н. э.), был обвинён в измене. Бежал в царство Вэй, затем в принадлежавшую ему область Шан, где им была набрана собственная армия. Был разбит в сражении и казнён.

Основные положения теории Шан Яна

Значение работ Шан Яна

Идеи Шан Яна оказали огромное воздействие не только на его современников, но и на многие последующие поколения. Благодаря их внедрению в жизнь, циньские цари менее чем за сто лет сумели превратить свое государство в сильнейшее из Семи Борющихся Царств (эпоха Чжаньго), что дало возможность Цинь-ши-хуану объединить Китай под властью Цинь. Однако, уже в древности оценка идей Шан Яна не была однозначной. Признавая практические результаты их применения, многие китайские мыслители не могли примириться с рядом важнейших положений легизма, наиболее полно развитых Шан Яном. Так, у них не находили понимания идея природной порочности человека, идея пользы войн и как можно более агрессивной внешней политики, идея установления единого и общего для всех свода наказаний, идея введения круговой поруки при ответственности за совершенное преступление, идея безусловного запрета на свободное распространение каких-либо учений, а также на физическое уничтожение любых письменных произведений, хоть как-то противоречивших нормам легизма. Тем не менее, многовековая борьба против учения Шан Яна привела только к формальной победе, так как в ходе этой борьбы все остальные философско-политические учения Китая (и прежде всего конфуцианство) утратили свои первоначальные черты, вобрав в себя многие положения легизма, в том числе и такие, которые вызывали наибольшее отторжение.

Шан Ян в популярной культуре

  • В китайском телесериале Династия Цинь (2007) роль Шан Яна исполнил Ван Чжифэй.

См. также

Литература

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011.

Шан Ян (ок. 390-338 до н.э.) государственный деятель, реформатор в Древнем Китае, один из основоположников философской школы фацзя. Узаконил право частной собственности на землю, лишил аристократию права наследования административных постов. По настоянию аристократии был казнен.

Шан Ян, Вэй Ян, Гунсунь Ян (390-338 до н. э.), - государственный деятель, реформатор в Древнего Китае, один из основоположников легистской школы (см. "Фацзя"). Происходил из обедневшего аристократического рода. В 361 году до н. э. поступил на службу к циньскому царю Сяо Гуну и через несколько лет стал его главным советником. В 359-348 годы провел серию реформ (см. Шан Яна реформы), укрепивших царство Цинь. Преобразования Шан Яна вызвали недовольство наследственной аристократии, по настоянию которой он был казнен.

Л. С. Переломов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 402-404.

Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), государственный деятель и реформатор Древнего Китая эпохи династии Цинь. Происходил из знатного, но обедневшего рода, в молодости получил разностороннее образование. В 361 г. Шан Ян поступил на службу к царю Сяо-гуну и вскоре стал его главным советником. В период с 359 по 348 г. Шан Ян провел ряд реформ, направленных на укрепление циньского государства. Его земельная реформа предусматривала введение неограниченной частной собственности на землю и разрешала свободную продажу и куплю земли. Шан Ян поощрял крупное землевладение, видя в нем основу экономики Циньского царства. Он разрешал любому желающему на льготных условиях обрабатывать пустоши и малоплодородные земли.

Реформы Шан Яна коснулись и налогообложения. Прежний налог с урожая был заменен налогом на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения.

Большое значение имела административная реформа Шан Яна. Циньское царство было разделено на несколько десятков округов, которые в свою очередь подразделялись на более мелкие единицы, вплоть до групп из десяти и даже пяти семей, связанных круговой порукой. Царь Сяо-гун назначил Шан Яна главнокомандующим циньской армией. Это позволило последнему провести военную реформу. Он отменил колесницы - основу военной мощи знати, заменив их конницей. Было значительно улучшено снаряжение воинов и введено железное оружие. Новый воинский устав предусматривал строжайшую дисциплину. С учетом имущественного ценза и боевых заслуг Шан Ян ввел двадцать степеней рангов знатности. Так, за уничтожение и захват в плен врага воина повышали в ранге, что давало ему право на получение земли и рабов. При Шан Яне только военно-служилые люди считались полноправными гражданами; их порабощение запрещалось законом. Таким образом, потомственная знать лишилась всех своих привилегий и была отстранена от участия в управлении Циньским государством.

Реформаторская деятельность Шан Яна вызвала возмущение аристократов. Через несколько месяцев после смерти царя Сяо-гуна (338 г.) Шан Ян был казнен.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Шан Ян, Гунсунь Ян, Вэй Ян (390— 338 до н. э.), древнекитайский государственный деятель, один из основоположников легизма. Происходил из обедневшего аристократического рода из царства Вэй. Был первым советником циньского царя Сяо-гуна (361—338 до н. э.), провёл серию реформ, основанных на концепциях легизма и способствовавших консолидации власти в руках царя.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Далее читайте:

Литература:

Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., вступ. ст. и коммент. Л. С. Переломова, М., 1968;

Шан Ян (Китайский: 中 ; c. 390 - 338 г. до н.э.), также известный как Вэй Ян (Китайский: 衞鞅 ) и первоначально назывался Гунсунь, был древний китайский философ, политик и видный законник ученый. [1] Родился в Чжоу вассальное государство из Wey вовремя Период воюющих царств, [1] он был государственный деятель, канцлер и реформатор служение Состояние Цинь, где его политика заложила административные, политические и экономические основы, которые укрепили государство Цинь и в конечном итоге позволили Цину завоевать другие шесть соперничающих государств, объединив Китай в централизованное правление впервые в истории под властью Цинь. Династия Цинь. Он и его последователи внесли свой вклад в Книга Господа Шан, фундаментальный философский труд для школа из Китайский законничество. [2]

Содержание

биография

Шан Ян родился как сын наложницы в правящей семье малого государства. Вей (衞). Его фамилия (氏, родословная) была Гунсунь и его личное имя Ян. Как член семьи Вэй, он был также известен как Вэй Ян. [3]

В молодом возрасте Ян изучал право и получил должность при премьер-министре Вэй Шузуо (魏, не то же самое, что и штат его рождения). При поддержке Герцог Сяо Цинь, Ян оставил свое низкое положение в Вэй [4] стать главным советником в Цинь. Его многочисленные реформы превратили периферийное государство Цинь в мощное в военном отношении и сильно централизованное королевство. Изменения в правовой системе государства (которые, как утверждается, были построены на Ли Куйс Канон законов) привел Цинь к процветанию. Улучшение администрирования за счет акцента на меритократия, его политика ослабила власть феодалов.

В 341 г. до н.э. Цинь напал на государство Вэй. Ян лично возглавил армию Цинь, чтобы победить Вэй, и в конце концов Вэй уступил земли к западу от Желтая река Цинь. За свою роль в войне Ян получил 15 городов в Шан в качестве своей личной вотчины и стал известен как владыка Шан (Шан Цзюнь) или Шан Ян. [5] Согласно Записки великого историкаИмея личные связи во время службы при дворе Вэя, Шан Ян пригласил Гунцзи Анга, генерала Вэя, для заключения мирного договора. Как только Анг прибыл, он попал в плен, а армия Цинь атаковала, успешно победив своих противников. [3]

Марк Эдвард Льюис однажды определил, что его реорганизация армии ответственна за упорядоченный план дорог и полей на севере Китая. Это может показаться неправдоподобным, но Ян был военным реформатором в такой же степени, как и правовым. [6] Ян руководил строительством Xiangyang. [7]

Школа мысли Шан Яна была одобрена Император У Хань, [8] и Джон Кей упоминает фигуру Тан Du You был привлечен к Шан Яну. [9]

Реформы

Ему приписывают Хан Фэй, часто считающийся величайшим представителем китайского легализма, с созданием двух теорий;

Веря в верховенство закона и считая лояльность государству выше семейной, Ян внес два набора изменений в Государство Цинь. Первыми, в 356 г. до н.э., были:

    с Книга Закона был реализован с важным добавлением правила, предусматривающего наказание, равное наказанию виновного, для тех, кто осведомлен о преступлении, но не проинформировал правительство. Он кодифицировал реформы в законы, подлежащие исполнению. Законы были строгими, и Ян многократно реформировал их, а наказания были строгими. [10]
  1. Предоставление земли солдатам на основе их военных успехов и лишение дворянства, не желающего сражаться, своих земельных прав. Армия была разделена на двадцать воинские званияна основе достижений на поле боя. Военная реформа побудила жителей Цинь вступить в армию и помогла династии Цинь создать военную мощь, необходимую для объединения Китая. [11]
  2. Поскольку в Цинь не хватало рабочей силы, Ян поощрял возделывание незаселенных земель и пустошей и иммиграцию, отдавая предпочтение сельское хозяйство над роскошью коммерция (хотя также уделяет больше внимания особо успешным торговцам).

Ян представил свой второй набор изменений в 350 г. до н.э., который включал новую стандартизированную систему распределения земли и реформы для налогообложение.

Подавляющее большинство реформ Яна было взято из политики, проводимой в других странах, например, из У Ци из Штат Чу; однако реформы Яна были более основательными и радикальными, чем в других государствах, и монополизировали политику в руках правителя. [12] Под его руководством Цинь быстро догнал и превзошел реформы других государств.

Внутренняя политика

Ян представил земельные реформы, приватизировали землю, вознаграждали фермеров, которые превысили квоты урожая, поработили фермеров, которые не соблюдали квоты, и использовали порабощенных подданных в качестве (государственных) наград для тех, кто соблюдает политику правительства.

В качестве рабочая сила в то время в Цинь было мало по сравнению с другими штатами, Ян принял меры по увеличению своей рабочей силы. Когда крестьян Цинь вербовали в армию, он поощрял активную миграцию крестьян из других государств в Цинь в качестве замены рабочей силы; Эта политика одновременно увеличила численность Цинь и ослабила его соперников. Ян издал законы, заставляющие граждан вступать в брак в молодом возрасте, и принял налоговые законы, поощряющие воспитание нескольких детей. Он также ввел в действие политику освобождения осужденные который работал над открытием пустошей под сельское хозяйство.

Ян частично упразднен первородство (в зависимости от результатов деятельности сына) и ввел двойной налог на домохозяйства, в которых проживало более одного сына, для разделения больших кланов на нуклеарные семьи.

Ян перенес столицу из города Юэян к Сяньян, чтобы уменьшить влияние дворян на администрацию. Сяньян оставался столицей Цинь до его падения в 207 году до нашей эры.

Смерть Янга

Ян был казнен Джулиэ (車裂, расчленение будучи привязанным к пяти колесницы, крупный рогатый скот или лошади и разорванные на части); [14] [15] Вся его семья также была казнена. [3] Несмотря на свою смерть, король Хуэйвэнь продолжил реформы, проведенные Яном. Сохранилось несколько альтернативных версий смерти Янга. В соответствии с Сыма Цянь в его Записки великого историкаЯн впервые сбежал в Вэй. Однако там его ненавидели за его прежнее предательство Гунцзи Анга, и он был исключен. Затем Ян сбежал в свою вотчину, где собрал армию повстанцев, но был убит в бою. После битвы царь Цинь Хуэй приказал колесницам разорвать труп Яна в качестве предупреждения другим. [3]

Оценки

Читайте также: