Сферы реализации скд кратко

Обновлено: 05.07.2024

До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.

СКД –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

КДД(культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)

КПР(культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

Особенности СКД:

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью

-характеризуется многообразием видов

-РФ располагает большим количеством институтов,

создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб

Отличительные черты СКД:

-гуманистический характер

Функции СКД:

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Основные задачи и направления социально-культурной деятельности.

1. Основные термины СКД.

3. Эволюция культурно –просветительной работы

4. Особенности современной социокультурной ситуации.

5. Основные направления и содержание социально-культурной деятельности

Культурная деятельность - это деятельность, направлен­ная на создание, сохранение, распространение культурных цен­ностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа- деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их ма­териальных и духовных потребностей, обеспечивающая возмож­ность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Социальная педагогикасегодня интерпретируется как тео­рия социального воспитания человека на протяжении всех эта­пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци­альной работы.

Социально-культурная деятельностьсоответственно мо­жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательногодосуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб­ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви­дуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ­ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу­говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель­но и разнообразно организовать свое свободное время в целяхподдержания физического и духовного здоровья и самосовер­шенствования;

• создание условий для выявления и развития способно­стей личности, реализации ее творческого потенциала и пози­тивного самоутверждения.

Сегодня социально-культурная деятельность может рас­сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ленных общественных движений и инициатив, средством ис­пользования свободного времени различными группами населе­ния.

Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Прин­ципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (со­циальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимули­рующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа со­циально-педагогического взаимодействия является педагогика со­трудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.

Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?

Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориенти­рованным в большей мере на престижные ценности быта и качест­венную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, небла­гополучные контингенты, маргинальные группы.

В данном же случае речь идет о категории людей относи­тельно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуж­даются в защите особого рода - социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения куль­турного пространства своей жизнедеятельности.

Сложившаяся ситуация находится в несомненном противо­речии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Рос­сийской Федерации о культуре, в которых среди прочих провоз­глашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность', право на приобщение к культурным ценностям', право на гу­манитарное и художественное образование; атакже право создавать общественные объединения в области культуры .

Немало уже существующих любительских формирований, клу­бов по интересам, творческих студий прекратили свою деятель­ность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным цен­ностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовле­творение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав яв­ляется для многих людей одним из условий сохранения их чело­веческого достоинства и ощущения полноты жизни.

Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение худо­жественного образования, что, по сути, является для него усло­вием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразован­ного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями миро­вой художественной культуры является свидетельством духов­ного богатства человека как личности.

Сфера досуга, как известно, - сфера свободного выбора. Поэтому решающим здесь становится мастерство педа­гога-воспитателя, специалиста по организации досуговой дея­тельности: сумеет ли он сделать ценности культуры и искусства притягательными для подростка, для молодого человека, сможет ли он пробудить к ним интерес? Не навязать и тем самым вну­шить отвращение, а помочь открыть для себя ранее неведомую область, даже не культуры, а жизни.

В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет явля­ется обязательным.

Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Будущий менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, ко­торые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.

Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностя­ми современной ситуации и конкретизируют

основные направления и содержание социально-культурной деятельности:

• обеспечить социокультурную защиту права людей на дос­туп к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное обра­зование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении континген­том, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве воз­можности экранных искусств и основных каналов их проката.

Социально-культурная деятельность предполагает сохранение, трансляцию, освоение и развитие традиций, норм, ценностей в сфере исторической, художественной, духовно-нравственной, политической и экологической культуры, осуществление научно-методической, научно-исследовательской, производственно-практической, учебно-педагогической и экспертно-консультационной работы.

Факультет культуры выпускает профессионалов, которые затем смогут реализовывать такие функции, как:

– изучение, восстановление, сохранение и использование культурного наследия — культуроохранная функция;

– создание новых ценностей, творческое развитие детей, подростков и взрослых людей, участие в организации досуга населения — культуротворческая функция;

– стимулирование и поддержка инновационных движений в социально-культурной сфере, создание благоприятных условий для развития культурной среды — социоорганизационная функция;

– разработка и реализация муниципальных, региональных, федеральных и иных целевых социальных программ, организация деятельности культурных центров, способствующих развитию населения;

– содействие развитию народного творчества, углублению и расширению работы структур дополнительного образования, руководство организациями, учреждениями и объединениями социально-культурной сферы.

Также есть социопедагогическая функция социально-культурной деятельности, которая предполагает проведение воспитательной, информационно-просветительской работы, популяризацию здорового образа жизни.

Данное направление подготовки является одной из наиболее значимых и востребованных в современном мире.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

В основе СКД лежат самостоятельные, самодеятельные виды культурной деятельности человека. СКД зарождается одновременно с высвобождением у человека свободного времени. Только освободившись от жизненно важных временных затрат на добывание и приготовление пищи, обустройство жилища и быта первобытный человек начал заниматься в свободное время искусством, прикладным творчеством, украшением собственных орудий труда, охоты, бытовых принадлежностей. Первые наскальные рисунки, рельефные изображения животных, людей, сцен охоты можно считать первыми проявлениями культурной деятельности. Таким образом, становление СКД проходило в виде свободного проявления самодеятельного творчества первобытного человека.

Менеджмент как профессия зарождается с образованием первых в истории человечества государств. Древняя Греция и Древний Рим - эпоха становления профессионального менеджмента в СКС. Именно в этих государствах учреждаются первые официальные органы управления, назначаются должностные лица, курирующие СКД. В Древней Греции впервые появляются профессионалы в области культуры и искусства - поэты, музыканты, певцы, актеры и др.

В отношении России начальным этапом развития менеджмента СКД как профессии можно считать Петровские преобразования, реформы в культурной жизни государства. В годы своего царствования (1682-1725), по образцу развитых европейских государств, Петр I вводит в общественную жизнь новые праздники, государственные ритуалы, традиции, ассамблеи и т.п. Петр I своими указами назначал на государственные должности чиновников, которые должны были организовывать работу новых типов учреждений культуры. В этот период появились первые государственные театры, музеи, библиотеки, парки.

Вторым этапом в развитии менеджмента СКД следует считать появление в XVIII-XIX в.в. профильных учебных заведений, которые специализировались, главным образом, на отдельных видах искусства. Скромная в целом численность учебных заведений отчасти компенсируется высоким уровнем подготовки специалистов. В С-Петербурге открывается Академия художеств (1757), получившая впоследствии статус Императорской (1764). Граф С.Г. Строганов выступает как основатель художественно-промышленного училища (Москва, 1825). Во второй половине XIX века профессиональных музыкантов, композиторов готовят Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории.

Третий этап в развитии менеджмента СКД связан с Октябрьской революцией 1917 года. После 1917 года в России была создана новая сеть учреждений культуры и учебных заведений, которые готовили кадры для новой социалистической системы культпросветработы. Создание этой системы отразилась на названии первых профессиональных менеджеров СКД российского государства. Под общим названием "политпросветработники" выделялись организаторы библиотечного дела, клубного дела, музейного дела и т.д. Данный период продолжался вплоть до начала 1930-х годов.

Одновременно с задачами политического просвещения, решались общекультурные задачи. Поэтому параллельно с названием "политпросветработа" (ППР) использовалось словосочетание "культпросветработа" (КПР). Однако функции культурного просвещения, в отличие от политического, решались учреждениями культуры достаточно длительный период, вплоть до 1950-х годов.

Четвертый этап в развитии СКД как профессии связан с утратой идейно-политической нагрузки на учреждения культуры, приобретением новых производственных функций, появлением новых типов учебных заведений и специальностей в социокультурной сфере. Активно развивается сеть вузов культуры, в комплексе осуществляющих подготовку затребованных практикой специалистов.

Институты искусств готовят музыкантов-исполнителей, актеров, режиссеров для профессиональных театрально-зрелищных организаций. На их факультетах обучаются художники, искусствоведы, композиторы, дирижеры. Институты культуры выпускают аналогичных специалистов-организаторов производственной деятельности клубных учреждений, парков культуры и отдыха, библиотек, музеев.

На смену идеологических и политических задач в социокультурную сферу пришли задачи развития самодеятельного творчества, досуговых занятий различных категорий населения, организации новых форм культурно-досуговых мероприятий. Появляется и новое понятие - "культурно-досуговая деятельность" (КДД).

Пятый этап - завершающий этап развития менеджмента СКД (середина 1990г.г. - по настоящее время). Он характеризуется обобщением предыдущего опыта учреждений и организаций социально-культурной сферы.


Современная СКД состоит из множества слагаемых: просветительной, политической, творческой, досуговой, художественной и других видов социальной деятельности. Следовательно, современная СКД представляет собой синтетический вид профессиональной культурной деятельности, прошедшей длительный исторический путь становления и развития, основанной на многовековых национальных, образовательных и духовных традициях, требующей от специалиста знаний и навыков научно-исследовательской, учебно-педагогической, производственно-практической, научно-методической, экспертно-консультационной работы в социально-культурной сфере.

Тема 1.2. Сферы реализации СКД

Обусловленность различных значений понятия "социально-культурная сфера" наличием различных видов общественной практики, в которых реализуется социально-культурная деятельность.

Характеристика различных сфер функционирования и взаимодействия социально-культурных институтов как субъектов жизнеобеспечения, социализации, коммуникации, рекреации современного общества. Сфера досуга и досуговой деятельности. Сфера народной художественной культуры и творчества. Сфера образования. Сфера социальной защиты и реабилитации.

Представление о каждой из этих сфер как пространстве, в рамках которого различные социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, осваивают, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей, используя в этих целях адекватные средства, методы и технологии, вступая в конкретные социальные отношения друг с другом.

Сферы жизнедеятельности государства и общества условно можно подразделить на несколько основных, в их числе:

-социально-политическая;
-социально-экономическая;
-духовная.

При всем различии они имеют общую структуру, в которую входят отраслевые учреждения, предприятия, система подготовки кадров, финансирование, планирование, развитие сети органов управления отраслью и т.п.

Вместе с тем, каждая из них имеет свою собственную структуру:

-социально-политическая сфера (СПС): партии, общественные движения, органы государственного управления, органы правопорядка, вооруженные силы…
-социально-экономическая сфера (СЭС): предприятия добывающей, перерабатывающей промышленности, отраслевые предприятия по выпуску промышленной продукции, соответствующие им трудовые коллективы…
-духовная сфера (ДС): образование, культура, просвещение, искусство, некоторые виды туризма …


СКД можно отнести к духовной сфере развития государства и (или) общества. Их объединяет конечный продукт, связанный с творчеством, культурным развитием различных социальных групп, слоев общества, общественных движений и отдельных граждан. Культура и туризм являются составной частью духовной жизни общества.

Вместе с тем, СКД находит свое проявление и в других сферах жизнедеятельности общества. Во внутренней политике государства СКД представлена как часть общегосударственных программ развития, национально-культурных образований. Государство является главным учредителем предприятий и учебных заведений социально-культурной сферы. Государство осуществляет финансовую поддержку, обеспечивающую развитие материально-технической базы организаций СКС. Учреждения культуры и туризма участвуют в политических процессах общества. Например, в ходе политических кампаний посредством концертных выступлений, специально организованных туристических поездок, участия представителей культуры в деятельности политических движений и органов управления государством.

Во внешней политике государства СКД представлена в тексте многочисленных международных соглашений, в основном проходящих под эгидой ЮНЕСКО. Кроме того, Россия имеет целый ряд собственных международных культурных соглашений с отдельными странами, согласно которым в плановом порядке проводятся крупные международные культурные мероприятия: международные фестивали (киноискусство, музыкальное, театральное, хореографическое искусство), международные выставки (изобразительное, фотоискусство, книгоиздание).

СКД находит свое применение и в экономической жизни государства и общества. СКД является самостоятельной отраслью производства, имея свой ресурсный баланс доходов и расходов. Часть прибыли, получаемой учреждениями и организациями культуры, направляются в доходный бюджет государства. Экономическая составляющая СКД проявляется также в экономических расчетах деятельности отрасли, подготовке кадров, составлении номенклатуры услуг и цен на каждый их вид. Существует развитая сеть предприятий, многочисленные трудовые коллективы, которые составляют часть производственных предприятий страны в целом.

Отрасль культуры и туризма являются такой же отраслью как любая другая, существующая в России. Культура и часть сферы туризма являются бюджетной, затратной отраслью для России. Однако учреждения культуры и организации туризма участвуют в социально-экономической сфере и как доходные отрасли для государства, что в большей степени характерно для развитых зарубежных стран.

Сферы реализации занимают одну из важных тем в дисциплине социально-культурной деятельности, так как помогают установить вектор направления этой деятельности и определить область задач, без знания которых действия работника в социально-культурной среде будут расплывчаты и не эффективны. Поэтому необходимо рассматривать социально-культурную деятельность не как единое целое, а разделить ее на сферы применения или, что тоже самое, сферы реализации. Каждая из сфер реализации социально-культурной деятельности несет в себе определенные признаки и выполняет и решает определенные задачи в обществе, так же в каждой из этих сфер используются, наряду со стандартными, и уникальные методы и средства достижения цели, присущие только ей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Досуг и его функции в современном обществе……………………5
Образование как сфера социально-культурной деятельности…. 10
Художественная культура и искусство…………………….…. 14
Физическая культура и спорт………………………………. 18
Социально-культурная реабилитация …………………………. 20
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СФЕР РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Межкультурное сотрудничество и коммуникация………………. 23
Тенденции и перспективы развития в сферах реализации социально-культурной деятельности………………………………………….…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……….….…..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….……….…. 36

Работа состоит из 1 файл

СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СКД.docx

    1. Образование как сфера социально-культурной деятельности

    Образование является одной из важнейших сфер общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность. Существуют следующие составляющие ступени образования:

      • дошкольное,
      • школьное,
      • дополнительное,
      • среднее специальное,
      • профессиональное,
      • вузовское
      • послевузовское (повышение квалификации)
      • второе (дополнительное)

      Образование становится в один ряд с последующей профессиональной карьерой специалиста, оно является необходимой предпосылкой обеспечения профессионального роста кадрового пополнения, приходящего в различные отрасли народного хозяйства, науки и культуры.

      Суть характеристики образования - это творческая деятельность, рассчитанная на адресата, на диалог, на усвоение знаний, предполагающая личностное открытие, создание мира культуры в себе, сопереживание и сотворчество, где каждый вновь приобретенный элемент культуры не перечеркивает предшествующий её пласт. Целью образования становится формирование человека, умеющего ориентироваться в проблемных и кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки работы с разными типами мышления, с разными уровнями культур, готового к поликультурному диалогу.

      Образовательное пространство как сфера социально-культурной деятельности отличается многофункциональностью и разноуровневостыо. Сегодня в этой сфере разрабатываются и реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, профессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы. Объектами их осуществления являются учреждения дошкольного, школьного, профессионального, среднего профессионального, высшего и особенно дополнительного профессионального образования.

      В образовании, как одной из наиболее фундаментальных социально- культурных систем, выделяются три среза:

      Первый - это образование как повседневный процесс непрерывного удовлетворения образовательных потребностей и интересов населения, реализация учебных, воспитательных и социализирующих услуг;

      Второй - образование выступает как уникальная социально-культурная технология, направленная на воспитание и социализацию личности;

      Третий - образование рассматривается как механизм общественной жизни, призванный обеспечить подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства и культуры.

      Образование и отвечает на образовательные потребности населения, и задает определенный уровень социализации подростков, и влияет на развитие общественной жизни. В этом заключаются общественные функции образования. Выполняя эти функции, образование никогда не будет изолировано от общества.

      Базовый уровень образования - это тот исходный уровень образованности, который государство обязано обеспечить всем своим гражданам. Этот уровень - минимальный, поскольку без него нет образованного человека и полноправного гражданина. Это предел, не достигнув которого, нельзя останавливаться в образовании человека, не рискуя вызвать процессы деградации личности. Ниже этого уровня опускаться нельзя, а подниматься выше него - сколько угодно и в каком угодно направлении. Этот уровень образованности - исходный. Он призван обеспечить человеку возможность активно включаться в разнообразные сферы и формы организации социально-культурной деятельности; это тот уровень, который должен позволять любому человеку самостоятельно определять свой жизненный путь и направления продолжения своего образования. Данный уровень образованности не является личным делом каждого - за его достижение именно государство отвечает перед обществом.

      В базовом уровне образования выделяется так называемый региональный компонент. Благодаря региональной системе образования люди получают возможность беспрепятственно включаться в те области и формы организации социально-культурной деятельности, которые традиционно сложились в том или ином регионе. За достижение регионального компонента в уровне образованности ответственность несет уже не государство, а та или иная региональная общественная система, ставящая перед собой задачу самовоспроизводства.

      Образование - это сложное, многогранное социально-культурное явление, фундаментальный социально- культурный институт. Совокупность заложенных в его основе начал базового, непрерывного и дополнительного образования и самообразования выступает как естественная составляющая жизни человека, дающая возможность стимулировать его творческую активность, развивать его способности к решению проблем и постоянному самообразованию. Преемственность содержания различных видов образования в перспективе позволяет существенно расширить и обогатить сферу общественной практики социально-культурной деятельности.

      Художественная культура и искусство являются одними из важнейших сфер общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность.

      Говоря о социально-культурных истоках искусства, стоит обратить внимание не только на исторический аспект, но и на сущность, ведь искусство является не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, поскольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции.

      Как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, искусство - один из важнейших способов эстетического освоения мира.

      Сегодня народная художественная культура и профессиональное искусство России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культурных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоев населения. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ.

      Среди приоритетных направлений социально- культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства.

      Характерной сферой реализации социально-культурной деятельности является музыка. Она занимает одно из главных мест в подростковой, молодежной субкультурах.

      Творчество - процесс социально-культурной деятельности, который всегда обязательно связан с созданием, преобразованием, порождением нового, качественно оригинального результата, так как предполагает всегда творца, субъекта творческой активности.

      Социальное творчество - это общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда относится участие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; работа в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ; выполнение эпизодических общественных поручений. Социальное творчество оказывает большое влияние на развитие активности, инициативы не только взрослых, но и детей.

      Обширную сферу представляет самодеятельное художественное творчество, предполагающее непрофессиональную, индивидуальную и коллективную деятельность в области театрального, вокального, инструментально-оркестрового, изобразительного, эстрадного, циркового и других видов искусства. Самодеятельное творчество характеризуется сегодня сложными и противоречивыми процессами, существенными диспропорциями в развитии различных видов и жанров художественной самодеятельности.

      Кризисные тенденции, проявляющиеся в значительном сокращении числа коллективов и занятых в них участников, коснулись традиционных и ранее популярных жанров - любительских театров, академических хоров, оркестров народных инструментов, духовых оркестров, агитбригад и т. д. В то же время резко возрос престиж целого ряда современных, в первую очередь, молодежных, течений в сфере музыкального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества.

      Социально значимой является такая особая сфера творческой деятельности, как научно-техническое творчество. В стране функционирует сеть учреждений и организаций, активно стимулирующих развитие научно-технического творчества школьников, учащихся техникумов и профтехучилищ, студентов, других социальных групп населения. Это клубные объединения юных техников и юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, существующее до сих пор движение, объединяющее изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники, сеть периодических изданий, система конкурсов по профессиям и т. д. Среди конкретных проблем, связанных с дальнейшим развитием научно-технического творчества людей в условиях досуга, следует назвать обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск оптимальных форм организации занятий.

      Прикладным творчеством являются фольклор, различные виды народных промыслов и ремесел.

      Фольклорное движение, объективно связанное с повышением престижа местных культурных традиций (особенно среди подростков и молодежи), охватывает многочисленные слои населения.


      1 . О с н о в н ы е з а д а ч и и н а п р а в л е н и я с о ц и а л ь н о - к у л ь т у р н о й д е я т е л ь н о с т и .

      С о в ре ме н н а я т р ак т о вк а по ня т и я со ци а ль н о- ку ль т у рн ая д еят е ль н о с т ь ( ее с у т и , за д а ч и

      К ул ьт ур н а я д е ят ел ь н ос ть - эт о де я т ел ьн о с ть , н ап ра вл е нн а я н а с о зд ан ие , со хр а н ен ие ,

      р ас п ро с тр а н ен и е ку ль т у рн ых ц е нн ос т е й и п р и о б щ е н и е к н и м р а з л и ч ны х с л о е в н а с е л е н и я .

      и л и об щ но ст я м в р е ал из а ци и и х мат е ри а л ь н ых и д ух о в н ы х п от р е б н ос т е й, об е с п е ч ив а ю щ а я

      в о з мо жн о с т ь и х по л н оц е н но г о фу н к ц и он и р ов а ни я в о б щ е с т ве в к а ч е с т в е , е г о с у б ъ е к т о в .

      С о ц и а л ь н а я п е д а г о г и к а с е г о д н я и н т е р п р е т и р у ет с я к а к т е ори я со ци ал ьн ог о во сп ит ан ия

      че ло ве ка н а пр от яж ен ии в се х эт ап ов ег о ж из не н но го п у т и, к ак п е да го ги че ск ий к о мп он ен т с о ц и -

      С оц иа л ь н о- к ул ь т у р н а я де ят е л ь но ст ь с оо тв ет с т в ен но мож ет бы т ь оп ре де ле на ка к

      ин те гр ат ив на я мн ог оф ун к ци она ль на я с ф е р а д е я т е л ь н о с т и , о д н а и з с о с т а в л я ю щ и х с о ц и а л ь н о й

      р а б о т ы ; е е ц ел ью я вл я ют с я ор г ан из ац и я р ац ио н ал ь но г о и со д ер ж а те ль н ог о д о с у г а л ю д е й ,

      у д о в л е т во р е н и е и р а з в и т и е и х к у л ь т у р н ы х п о т р е б но с т е й, с о з да ни е ус ло ви й дл я с а мо ре а л и за ци и

      к а жд о й о тд е л ьн о й ли ч н о с т и , р а ск р ыт и я ее с п о со б н о с т ей , с а м ос о в е р ше н с т во ва н и я и л юб ит ел ь с ко го

      П ед а г о г и че с к и й а с п е кт со ци ал ьн о- к у л ьт у р н ой д ея те л ь н о с т и з а к л ю ч а е т ся в р е г у л и р о в а н и и

      п р о ц е с с о в с о ц и а л и з а ц и и и и н д и в ид уа ли за ци и ч ел ов ек а , т о ес ть в со ци а л ь но м во сп и та ни и и

      р аз вит и и , о с у щ е с т в л я е м ы х в ф о р м а х д о с у г о в о й д е я т е л ь н о с т и и н а п р а в л е н н ы х н а р е ш е н и е

      • с ти му ли р ова ни е со ци ал ьн ой ак ти вн ос ти, ин иц иат ив ы и с а мо де я т е л ь н ос ти ч е ло в е к а в

      с ф ер е д ос у г а, п ов ы ше н и е е г о д о суг о во й к ва ли фи ка ц и и , т о ес ть у ме н и я р ац и о н ал ьн о, с од е р жа т ел ь -

      но и р аз но обр аз но орг ан из ов ат ь сво е сво бод но е в рем я в цел ях п од д ер жа ни я ф из ич ес ко го и

      • соз да ние у сл ов ий для выя вле ни я и раз ви тия сп ос об ност ей ли чн ос ти , ре а ли за ции ее

      С е го дн я с оц иа л ь но -к ул ь т ур на я д ея те л ь но ст ь м о же т р а с см ат рив ат ьс я ка к

      са мо ст оя тел ьна я по дси ст ема об ще й си ст ем ы со ци ал иза ции , со ци аль но го вос пи та ни я и

      об ра з ов ан ия лю дей . Он а яв ля е тс я ва жн е йш ей ф ун к ц ие й го су д а рс тв ен ны х и н ег ос у да рс тве нн ых

      ст ру кту р, с фер ой п ри ло же ни я ус или й мн ог оч ислен ных о бщ ест вен ны х дв иж ений и иниц иат ив,

      ср едст вом исп ол ьз ов ан и я с во бо дн ог о в р ем ен и ра зл ич н ы ми гр уп па ми н ас е л ен ия .

      Читайте также: