Североафриканская богословская школа кратко

Обновлено: 05.07.2024

В век апостольский изучение христианских истин не носило научного характера. Христианское учение принималось непосредственно верой и усваивалось без пособия каких-либо теоретических доказательств его истинности. В последующие времена появилось стремление придать вероучению научную форму. Побудило к этому и принятие христианства учеными язычниками. Они желали не только веровать, но и знать, почему следует веровать так, а не иначе. Этого же требовала, вместе с тем, борьба с языческой ученостью и гностическими системами. Научное богословие, при самом появлении, приняло двоякое направление. Одни отцы отвергали сопоставление откровенных истин с философскими умозрениями в области веры. Они отрицали права разума, в смысле философском, на участие в деле веры. Направление это господствовало в школах малоазийской и северо-африканской. Другие, опровергая ложный гнозис еретиков, пользовались философскими положениями и умозрениями, как вспомогательным средством, для понимания христианского вероучения, но все же в должных пределах. Это направление господствовало в школах александрийской и антиохийской.

Школа малоазийская.

Св. Ириней, епископ Лионский. Он получил христианское образование под непосредственным руководством св. Поликарпа, еп. Смирнского, ученика св. ап. Иоанна Богослова. Св. Поликарп, ревностно заботясь о галльской Церкви, получившей свое начало от Церквей малоазийских, послал туда своего ближайшего ученика Иринея. Вскоре он (ок. 177) был поставлен епископом Лионским. Когда возник спор у папы Виктора I с малоазиатскими церквами по поводу празднования Пасхи и папа отлучил малоазиатские церкви, св. Ириней вступил в этот спор для того, чтобы внести мир. Как отмечали современники, он оправдывал свое имя – Ириней – от греческого слова "мир"[38]. В 202 г. при императоре Септимии Севере он был замучен. Среди его сочинений первое место занимает труд "Против ересей", состоящий из пяти книг, и сохранившийся до нашего времени. Он опровергает гностические системы, опираясь на св. Писание и на св. Предание[39]. Он не просто опровергает ереси, но излагает положительное учение христианства, тщательно следуя апостольскому Преданию. Поэтому его, иногда, называют создателем церковного богословия.

Юлий Африкан учился в Малой Азии, проживал в Палестине в первой половине 3 в. (ум. 232 г). Он известен как первый составитель христианской Всемирной Истории в 5 книгах, которая сохранялась только в трудах других церковных писателей. Известны также его письма к Аристиду и Оригену, с которым он был в дружеских отношениях. В письме к Аристиду он говорит о мнимом разногласии родословий Христа в Евангелиях Матфея и Луки. По отзыву Евсевия Кесарийскаго, в этом послании он самым ясным образом доказывает согласие евангелистов по дошедшим до него преданиям.

Школа северо-африканская.

Тертуллиан (150-220), пресвитер карфагенской Церкви, первый стал писать богословские сочинения на латинском языке, положив начало латинской церковной литературе. В Карфагене он получил блестящее, хотя и не всестороннее, образование, знал медицину, право, философию, и, до принятия христианства, и жил распущенной жизнью языческой среды. Был адвокатом. Христианином он стал уже в зрелом возрасте и с присущей ему горячностью, всю жизнь свою посвятил его проповеди. Пораженный несправедливыми нападениями языческого общества на христиан, он стал красноречивым христианским апологетом. Но, к сожалению, его прямолинейный и решительный нрав, нравственный ригоризм толкнули его из Церкви в монтанистское движение (в нач. 3в.). Не найдя и там удовлетворения, он основал свое особое общество, члены которого назывались тертуллианистами.

Св. Киприан, епископ Карфагенский. Он происходил из богатой языческой семьи в Карфагене и славился как ученый ритор. Христианином стал в 246 г. на сороковом году жизни. Вскоре он был поставлен пресвитером, а в 248 г. епископом. Он был горячим почитателем Тертуллиана, ежедневно читал его сочинения, но был совершенно чужд его монтанистских воззрений. Его сочинения вызваны борьбой с еретиками. Первое место занимает труд "О единстве Церкви". Он доказывает, что Церковь христианская, несмотря на множество частных церквей, есть единая, и что епископство, служащее выражением единства Церкви, также едино, несмотря на значительное количество епископов. Это положение он обосновывает тем, что сам Иисус Христос установил так, начав с ап. Петра. Отсюда вытекало признание им важности римской Церкви. Но он не считал римского епископа главенствующим над всеми епископами. Верховную власть в Церкви он присваивает всей совокупности епископов, как наследников власти ап. Петра, что видно из его спора с папой Стефаном по вопросу о крещении еретиков. Впоследствии, сочинение св. Киприана подверглось искажениям, с внесением в него многих выражений, нужных Римской кафедре.

Школа Александрийская.

В Александрии, как полагают, еще св. ап. ев. Марком основано было христианское училище. Сначала оно было обыкновенной школой для оглашения при епископской кафедре. Позднее оно стало богословским научно-образовательным заведением, благодаря одному из ученых его наставников или, как они тогда назывались, катехетов, Пантену (180-191 гг), преемнику Афинагора. Пантен, и его последователи образуют научную школу, т. н. Александрийскую.

Пантен был родом из Афин и первоначально принадлежал к школе стоиков. Приняв христианство, он посвятил себя распространению его как среди язычников греко-римской империи, приходивших слушать его уроки, так и среди варваров, для чего путешествовал в Индию. Пантен написал несколько комментариев на Св. Писание, но они не дошли до нас.

Климент, пресвитер Александрийский, ученик Пантена и, после него, наставник училища (191-202). Будучи язычником, он получил, всестороннее образование, которое усовершенствовал, после обращения в христианство, своими путешествиями с научной целью по Греции, Италии, Сирии и Палестине. Став в Александрии учеником Пантена, он заменил его в должности катехета, когда тот отправился проповедовать Евангелие в Индии. Во время гонений Септимия Севера (202), когда ему угрожала опасность, он удалился на восток и проживал в Иерусалиме, Антиохии, Каппадокийской области, продолжая ревностно трудиться на пользу Церкви.

В Александрийском училище, он, толкуя св. Писание, раскрывал перед своими слушателями христианское вероучение так доказательно и убедительно, что многие из язычников под влиянием его уроков, обращались в христианство. В своих сочинениях он стремился облечь христианское учение в научную форму. При этом, вопреки мнению некоторых отцов и учителей Церкви, чуждавшихся философии и науки, он считал таковые полезными для христианства, поскольку они, образуя человеческий ум, помогают глубокому и всестороннему пониманию христианского вероучения. Его труд "Строматы" представляет первые попытки соглашения веры и науки, заключая в себе изложение вероучения, возведенного, при помощи философских умозрений, в степень религиозно-философского знания. Понимание откровенного учения научным образом Климент называет истинным гнозисом и обладающих им – истинными гностиками, в противоположность ложному гнозису языческих философов и еретиков. Под влиянием начал Филоновского платонизма, Климент приходил к напрасному отрицанию буквального смысла писаний и замене его, без нужды, таинственным, аллегорическим.

Ориген, преемник Климента в должности наставника училища, был одним из величайших ученых своего времени не только среди христиан, но и язычников. Он родился в Александрии ок. 185г. Отец его Леонид, александрийский ритор, был научно и христиански образован. Под его руководством он и получил начальное образование, проявляя с юных лет необыкновенные дарования. Знания его обогатили уроки Климента. Во время гонений при Септимии Севере (202 г). был замучен Леонид. Ориген хотел разделить его участь, но его мать спрятала все его одежды, чтобы удержать его дома. Вслед за мученичеством отца последовала и конфискация всего имения, поэтому Оригену пришлось стать преподавателем словесных наук, и тем добывать себе содержание. Многие язычники, желавшие принять христианство, обращались к нему с просьбой научить их истинам, - и он сделался огласителем. Во время гонений он ободрял и поддерживал верующих, безбоязненно посещая заключенных, сопровождая их в суды и даже на место казни, причем сам едва избегал смерти.

В 216г. он отправился в Палестину из-за междоусобной войны в Египте. Епископ Кесарийский Феоктист позволил ему в своей церкви и в своем присутствии беседовать и изъяснять св. Писание, хотя он не был еще рукоположен во пресвитера. Это вызвало неудовольствие александрийскаго епископа Димитрия, считавшего, что мирянину не следует публично учить в присутствии клириков. Он потребовал возвращения Оригена в Александрию, что тот и выполнил. В 228г. еп. Димитрий отправил его в Грецию для борьбы с новой ересью. По пути, в Палестине, друзья Оригена, епископы Феоктист и Александр, поставили его в пресвитера, считая, чтобы он пользовался бόльшим авторитетом у еретиков. Через два года он вернулся в Александрию, и был встречен недружелюбно еп. Димитрием. Слава его вызывала в последнем зависть. Димитрий считал нарушением своих прав посвящение Оригена епископами других Церквей. Скопчество Оригена Димитрий признал препятствием к священству. На соборе в Александрии Оригену запрещено было учить в Александрии и указано пребывать вне Александрийской епархии (231г.). Затем, на соборе 232г. Ориген был извержен из сана и отлучен от Церкви. Он еще до окончания суда удалился на восток к своим друзьям епископам, у которых нашел дружественный прием. Епископы в Палестине, Финикии, Аравии, Ахаии были на стороне Оригена и против его отлучения.

В Кесарии Палестинской он основал такое же училище, как и в Александрии. В 244 и 248 годах Ориген принимал участие на соборах аравийских против еретиков. Силой своего убеждения он заставил еретиков отказаться от своего учения. Во время гонений при Декии Ориген подвергался истязанию. Ок. 254г., обессиленный старостью (ему было ок. 70 лет) и истязаниями, он умер в Тире, в мире и общении с Церковью.

Ориген написал сочинения по всем отраслям богословского знания (до 6000 сочинений, считая все его беседы и письма). Особенно замечательны его труды по исследованию св. Писания. Для проверки греческого текста он изучил еврейский язык. Много потрудился он по части толкования св. Писания. Во всяком месте Писания Ориген находил троякий смысл: буквальный, нравственный и таинственный, причем слишком увлекался последним. Несмотря на его колоссальное положительное влияние на современников, в богословии Оригена присутствовали мнения несовместимые с учением Церкви, и осужденные впоследствии: теория предсуществования душ; о существовании многих миров прежде творения этого видимого мира; о наступлении времени, когда мучения грешников прекратятся (Е. Смирнов).

Ориген хотя и был удален из Александрии, но направление, сообщенное им церковному просвещению, оставалось там во всей силе. Из Александрийских учеников особенно замечателен Дионисий, которого в 233 г. назначили учителем, вместо Иракла, поставленного епископом. Дионисий с 248 по 265 гг. был александрийским епископом.

В Северо-Западной Африке ,распространение христианства было во времена апостольские – первым епископом Карфагенским стал святой апостол от семидесяти Епенет. Кафедра Карфагена, как столицы провинции и второго по величине (после Рима города в западной части империи, с самого начала имела преимущество чести в Церкви. Уже во II веке Карфаген становится одним из важнейших христианских центров. К 180 году в его области уже было 70 епископских кафедр.

Карфагенская Церковь в конце II века становится центром одной из двух основных школ богословия первых столетий. В отличие от Александрийской, склонной к спекулятивному знанию, т. н. Северо-Африканская (или Карфагенская) школа, ведущая начало которое было от Тертуллиана, имела мистическую направленность, стремясь к постижению истины интуитивно-экстатическим способом. Здесь же впервые внесена в христианскую мысль и богословие латинская терминология. Выдающимся богословом Карфагенской Церкви следующего поколения стал священномученик Киприан Карфагенский. 1

По своему направлению Северо-Африканская школа примыкала к Малоазийской, т.е. христианское учение раскрывалось и доказывалось на основе Св. Писания и Св. Предания, чуждаясь философских умозрений и научно рассудочных обоснований этого учения. Вера считалась здесь выше разума, и следование за богодухновенными источниками (Св. Писанием и Св. Преданием) предпочиталось свободному научному исследованию истин.

Основная цель работы рассмотреть христианское учение.

1.1.Представители северо-африканской школы.

Тертуллиан пресвитер карфагенской Церкви, был одним из замечательнейших писателей западной Церкви. Он был первым ,кто начал писать богословские сочинения на латинском языке ,положив начало латинской церковной литературе.

Тертуллиан — его полное имя Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан — родился и жил в Карфагене Тертуллиан родился ок. 155–го г. в семье римского центуриона, язычника, получил юридическое образование, знал греческий язык и был знаком с философией и литературой.

Об этом можно заключить по его сочинениям. Тертуллиан писал много. Сохранилось до 30–ти его сочинений, написанных каждое по особому поводу. В них проявился характер автора: он всегда спорит и опровергает противников. 2

Позже, он начал увлекаться монтанизмом ( ересь, утверждавшую, что во Христе мы не получили полноту откровения, что откровение не закончено, но находится в процессе завершения благодаря действию Святого Духа..). Он боролся основательно с гностиками и отрицал совершенно участие разума и науки в деле веры. 5

Сочинения Тертуллиана можно разделить по времени написания:

до уклонения в раскол монтанизма и после, а также по содержанию.

3) Сочинения на нравственные темы, характеризующиеся крайне строгими моральными и дисциплинарными требованиями.

Полемико-догматические сочинения Тертуллиана имеют своим предметом главным образом теоретическую, отвлеченную часть христианской догматики, чисто теологическую в собственном смысле этого слова.

В области этих вопросов Тертуллиан собственно не отличался особенной основательностью, глубиной и оригинальностью своих воззрений; можно даже сказать, что он воспроизводил в этом отношении воззрения и идеи восточных, греческих церковных писателей, только гораздо нагляднее и рельефнее и в более простом, популярном виде. 10

Когда он увлекся монтанизмом, то он был с одной стороны жарким противником и остроумным обличителем гностиков и антитринитариев, искажавших откровенное учение, а с другой, - строгим до крайности нравственным писателем. 11

Огромная заслуга Тертуллиана состоит в том, что он впервые в истории христианской мысли употребил выражения, которые впоследствии прочно вошли в православное троичное богословие.

1.2. Св. Киприан

Становится христианином в 246 г. на сороковом году своей жизни. Позже он становится пресвитером , а в 248 г. епископом. Епископом он был избран по единодушному требованию всей карфагенской церкви, хотя у него и был конкурент - старший и более заслуженный пресвитер Новат. 14

После того как Киприан вступил на епископский престол император Декий начинает жестокое преследование христиан (250 г.).

Все произошло неожиданно ,ведь после двадцати лет терпимости, в продолжение которых Церковь разрослась, и набралась сил, а следовательно, сделалась более уязвимой для гонителей. Гонения Деникия было отличительно тем, что впервые за историю за всю историю христианства всех христианских граждан римской империи принуждали к языческим жертвоприношениям. 15

Когда во время гонения Декия по настоянию своей паствы Киприан укрылся, сторонники Новата обвинили его в трусости и предательстве. Гонение, хотя и кратковременное, было чрезвычайно жестоким. Епископы Рима, Антиохии и Иерусалима приняли мученический венец. Римская кафедра оставалась вдовой с января 250 до марта 251 г., когда две партии выдвинули двух кандидатов - Новатиана и Корнелия. 16

В 251 году гонение прекратилось, и встал вопрос, что делать же с отступниками: возможно ли, и если возможно, то каким образом, снова принять их в лоно Церкви? 18

Итак, вновь встал тот же вопрос о природе Церкви - что она: община святых или школа для грешников? Но и в Риме на этот вопрос был дан однозначный ответ: папой был избран Корнелий. 22

Св. Киприан был почитателем Тертуллиана, изучал его сочинения, но был чужд его монтанистическим воззрениям. 23 Творения св. Киприана можно в основном разделить на апологетические и этические.

Апологетические сочинения Киприана написаны в традиции апологий Тертуллиана и отличаются таким же строгим максимализмом. 24

Сочинения его были тесно связаны со всей его деятельностью , так как были написаны в связи с его бывшими церковными обстоятельствами и вызваны борьбой с еретиками. Его труд “О единстве Церкви” занимает первое место из всех сочинений. 25

Основная тема этой книги - доказательство прерогативы епископов в примирении отступников. В первых трех вводных главах говорится о единстве Церкви и об опасности ересей и расколов. Они представляют большую опасность, нежели гонения, ибо они разрушают веру, искажают истину и нарушают единство Церкви. Каждый христианин обязан принадлежать к кафолической Церкви - единой и единственной Церкви, основанной на Петре. 26

Св. Киприан впервые употребил термин Cathedra Petri (престол Петров), который с тех пор постоянно используется католиками, например, в решениях 1-го Ватиканского собора (1871 г.), провозгласившего непогрешимость пап. Следовательно, необходимо понять контекст, в котором его употреблял св. Киприан. 27

Св. Киприан не считал епископа римской Церкви главенствующим над всеми епископами. Он присваивает верховную власть в церкви ко всей совокупности епископов, как наследников власти ап. Петра. 28

Впоследствии, сочинение св. Киприана подверглось искажениям, с внесением в него многих выражений, нужных Римской кафедре.

Итак, работа богословской мысли по внутренним церковным вопросам способствовала возникновению церковной богословской науки, основной целью которой являлась систематизация христианского учения. Постепенно стали обозначаться различные направления в богословии, которые объединяли целые группы церковных писателей. На западе колыбелью научного богословия стала Североафриканская школа.

Тертуллиан значительно возвысился над своими предшественниками в учении о Святой Троице. Он ввёл термины, которые остались в Западной Церкви даже после окончательного формирования троичного догмата. В богословии св. Киприана Карфагенского наибольшее значение имеет учение о единстве Церкви. «Святой Киприан впервые решительно формулировал положение, что вне Церкви нет спасения…


  1. К. Е. Скурат . СВЯТЫЕ ОТЦЫ И ЦЕРКОВНЫЕ ПИСАТЕЛИ.

  1. Протоиерей Иоанн Мейендорф . Введение в святоотеческое богословие. Часть 1

  1. Православие и современность. Электронная библиотека. Николай Дмитриевич Тальберг .История Церкви.

  1. Дмитрий Васильевич Гусев. Тертуллиан, пресвитер Карфагенский. Очерк его литературной деятельности. [Текст] / Д. Гусев. - Казань : Типо-литография Императорскаго университета, 1898


3  Православие и современность. Электронная библиотека. Николай Дмитриевич Тальберг .История Церкви .46 стр.


9  Дмитрий Васильевич Гусев. Тертуллиан, пресвитер Карфагенский. Очерк его литературной деятельности. [Текст] / Д. Гусев. - Казань : Типо-литография Императорскаго университета, 1898


11  Православие и современность. Электронная библиотека. Николай Дмитриевич Тальберг .История Церкви.


18  Православие и современность. Электронная библиотека. Николай Дмитриевич Тальберг .История Церкви.


21  Православие и современность. Электронная библиотека. Николай Дмитриевич Тальберг .История Церкви.


25  Православие и современность. Электронная библиотека. Николай Дмитриевич Тальберг . История Церкви.47

В первые 2 века земного бытия Церкви вряд ли можно говорить о достаточно четко оформившихся богословских течениях. Появление Александрийской и Антиохийской школ изменяет ситуацию.

Александрийскую школу

Антиохийская школа

в отличие от Александрийской не представляла собой единого образовательного учреждения с преемственностью дидаскалов, хотя отдельные представители ее подвизались на поприще церковного учительства. Как богословское направление Антиохийская школа существовала на протяжении IV-V вв. и развивалась наряду, а иногда и в противовес Александрийской школе. Различие этих школ (к-рое, однако, не следует преувеличивать) прослеживается по 2 основным моментам: в экзегетическом методе и христологическом учении. Преобладающее значение философии перипатетиков (в противоположность значению платонизма для Александрийской школы), порой подчеркиваемое исследователями, вряд ли имело место.

Эдесско-Нисибинская школа

существовала преимущественно как образовательный ин-т, к-рый первоначально действовал в рамках богословской традиции неразделенной Вселенской Церкви, но примерно с сер. V в. стал служить нуждам несторианского учения, все более и более укреплявшегося и завоевывавшего ведущее место среди персид. христиан, принадлежавших к Церкви Востока. Истоки школы не прослеживаются достоверно, но очень вероятно, что одним из основателей ее был прп. Ефрем Сирин, перебравшийся в Эдессу после захвата его родного Нисибина персами (363). Др. основателем этой школы считается Киора (ок. 373 - 437), почитатель Феодора Мопсуестийского, начавший работу по переводам его произведений на сир. язык. Покровительство и материальную поддержку школе оказывали эдесские епископы. При еп. Иве Эдесском († 457) в школе стало преобладать крайнее антиохийское направление с пронесторианскими тенденциями, хотя здесь сущестовало и меньшинство сторонников свт. Кирилла Александрийского. В результате произошел раскол, и пронесторианское большинство учителей и учеников Эдесской школы во главе с Нарсаем (возглавлял школу в 437-502) перебралось в Нисибин под покровительство еп. Бар Саумы. В 489 г. Эдесская школа была окончательно закрыта по приказу имп. Зинона.

Последующее существование школы связано с Нисибином - пограничным городом державы Сасанидов в Сев. Месопотамии. Учителя школы помимо преподавания занимались переводами на сир. язык не только произведений Феодора Мопсуестийского, но и сочинений античных философов Аристотеля, Порфирия и др.; создавались и комментарии на Аристотеля и Порфирия (напр. труды Проба). Нек-рые представители этой школы (напр. Нарсай) были известны и как писатели, подвизавшиеся преимущественно в области толкования Свящ. Писания. Заключительный этап существования школы связан с личностью Хенаны Адиабенского († ок. 610). Он попытался резко изменить богословскую ориентацию в школе и прежде всего противопоставить всеподавляющему авторитету Феодора Мопсуестийского авторитет свт. Иоанна Златоуста. В христологии он также стремился отойти от ярко выраженных несторианских позиций и сблизиться с Православием. Но большинство преподавателей и учеников Нисибинской школы составили резкую оппозицию взглядам Хенаны. Его многочисленные сочинения не получили признания и почти полностью погибли. Вскоре после смерти Хенаны Нисибинская школа стала приходить в упадок и ее слава померкла. На первый план в персид. Церкви Востока вышла ее соперница - школа в Селевкии-Ктесифоне (а позднее - в Багдаде).

На латинском Западе

Однако эти частные инициативы не получили дальнейшего развития ввиду исторической ситуации в Зап. Европе; в эпоху варваризации очаги образованности сохранялись лишь в отдельных мон-рях.

Лит.: Дьяконов А . П . Типы высшей богословской школы в древней Церкви // Учен. зап. РПУ. 1998. Вып. 3. С. 6-55;

Центрами развития богословия со 2 в были богословские школы: Александрийская, Североафриканская, Антиохийская и другие. Большой вклад в развитие апологетического, догматического и экзегетического богословия на Востоке внесли Александрийская и Антиохийская школы. На Западе - Североафриканская.

Александрийская школа была основана Пантеном в 170 г. Ее богословские труды оказали большое влияние на будущность христианства. Главнейшими представителями этой школы были знаменитые александрийцы Климент и Ориген. Различие между Александрийской и Антиохийской школой особенно было заметно в вопросах экзегетики. Если первая занималась аллегорическим толкованием Священного Писания (Ориген), то вторая - историко-грамматическим, благодаря чему снискала большое признание. Имелись некоторые различия и в христологии. Антиохийцы делали ударение на различие во Христе человеческого и божественного, а александрийцы акцентировали внимание на соединении двух природ Христа. В первом и втором столетиях на развитие христианства и богословия оказывала влияние церковь Северной Африки, которая воспитала в своих недрах Мениция Феликса и красноречивого, пылкого ученого Тертуллиана, за которым следовали в третьем столетии Киприан, а в четвертом - Арнобий и Августин. В богословском отношении это была Североафриканская школа (Западная). Ее выдающихся представителей называли: Тертуллиана - "Отцом латинского богословия", а Киприана - "Отцом иерархии".

Богословские школы решали вопрос об отношении разума к вере и философии к христианству. На необходимость решения этой задачи наталкивало появление в церкви ересей, развитие гностических систем, в которых христианские понятия искажались.

При этом одни служители церкви давали широкий простор разуму в исследовании и определении догматов веры. Другие отрицали его и всецело держались Божественного откровения (Писания).

Климент и Ориген признавали участие разума в делах веры и занимались решением вопроса, как вера должна относиться к знанию и философия - к христианству. При этом Климент придерживался принципа: "Знание следует за верой, а не предшествует ей".

Резкую противоположность Александрийской школе составляла школа Североафриканская во главе с карфагенским пресвитером Тертуллианом. Тертуллиан совершенно отрицал значение разума в раскрытии догматов веры и всякую связь откровения с научным человеческим знанием, так как, по его мнению, учение разума и науки в деле веры приводит к ересям. Он считал, что ересь - дочь философии. Философов он называл родоначальниками еретиков. Отрицая участие разума в делах веры, Тертуллиан тем не менее говорил, что разум есть дело Божие. Победила точка зрения восточных учителей, хотя ни Ориген, ни Тертуллиан не были признаны безупречными церковными учителями. На Востоке в 4 и 5 веках разум примирился с верою, философия - с христианством и наука - с церковью. Характерно, что Запад пошел не за Тертуллианом, а за восточными учителями.

Итог развития богословия в доконстантиновское время (первые три века)

Особенность этого периода состояла в том, что первоначальные воззрения церкви как в догматическом, так и в экзегетическом богословии, главным образом, были выработаны пятью мужами, из которых трое были епископами - Игнатий, Ириней и Киприан, а два других - Климент Александрийский и Ориген - учитель и пресвитер. Первым трем церковь в значительной степени обязана происхождением теории церковного устройства и управления (иерархии), а последним двум - философским обсуждением богословских истин и установлением аллегорического метода толкования Священного Писания. Оригену принадлежит заслуга в разработке первоначальной богословской системы. Вместе с тем следует отметить, что христианство в этот период не сумело сохранить себя в верности учению Евангелия (допускало детокрещение (с 3 в.), разделение на духовенство и прихожан (2 в.) и др.) - (см. лекции "История христианства" №1,2,3).

Главные вехи на пути богословского самоопределения церкви

Роль предания.Наибольшая угроза церкви от начала ее существования исходила от религиозно-философского движения, известного как гностицизм.Вот несколько цитат из учения гностиков: “Ум был рожден от Отца, также от Него был рожден Logos, от Logos`а Prudence (?), от Prudence Мудрость и Сила, от Силы и Мудрости власти, князья и ангелы, которых он также называет первыми; через них было сотворено первое небо. Затем иные силы, будучи образованы путем эманации от этих, сотворили другое небо, подобное первому; и похожим образом другие, будучи образованы путем эманации от предшествующих и являясь в точности подобными им, также образовали третье небо; и уже от этого третьего неба в нисходящей последовательности шло четвертое преемство потомков; и так далее по такому же примеру они провозглашают создание все большего числа князей и ангелов и 365 небес. Вот почему в году такое же количество дней, оно находится в согласии с числом небес” \ Basileides, 58.1.3\ . “Христос явился тогда на земле как человек. и творил чудеса. Не Сам Он пострадал от смерти, но некий Симон Киренеянин, когда его заставили, понес крест вместо Него. Симон был преображен Им, чтобы о нем могли думать как об Иисусе, и был распят по невежеству и ошибке, в то время как Сам Иисус принял образ Симона и, стоя рядом, смеялся над ними. Будучи не телесной силой, Умом нерожденного Отца, Он преобразил Себя как Ему нравилось, и таким образом вознесся к Нему, Кто послал Его. ” \ В. 58.2.4\ “Спасение принадлежит только душе, потому что тело подвержено тлению” \ В. 58. 3.5\ .




Борьба с гностиками осложнялась тем, что они тоже цитировали Св Писание. Этим они хотели подорвать авторитет руководителей церкви, настаивая на своей версии его истолкования. В такой ситуации решающую роль в победе над гностиками сыграло обращение к преданию. Ириней настаивал на том, что церковь сохранила в себе “правило веры”, что нашло свое выражение в канонических книгах, и провозглашала не другое Евангелие, чем то, которое провозглашалось ранее. Гностики не могли претендовать ни на какую преемственность. Свои идеи они выдавали за христианские. Ириней же подчеркивал преемственность учения церкви и ее епископов. Вот несколько цитат: “Когда их [еретиков] обличают из Писаний, они обращаются к обвинению самих Писаний, будто они неправильны, не имеют авторитета, различны по изложению, и, говорят, что из них истина не может быть открыта теми. Кто не знает предания. Когда же мы отсылаем их опять к тому преданию, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемства пресвитеров, то они противятся преданию. Итак, выходит, что они не согласны ни с Писанием, ни с преданием”(. 2,1-2). Таким образом под традицией понималось то, во что традиционно верила церковь. Впоследствии это выразилось в составлении и принятии символов веры.

Тертуллиан разделил такой же подход к истолкованию Писания. Оно достаточно ясно для понимания, но при истолковании противоречивых мест ключевую роль играет предание. Таким образом истинно то, во что верили всегда, все и везде. Аф Великий также был согласен с этим, говоря, что если бы Арий сохранял верность традиционному истолкованию церковью Писания, то никогда не возникла бы его ересь. Предание поэтому рассматривалось как апостольское наследие, которым церковь должна руководствоваться при истолковании Писания.

Составление символов веры.Лат. credo - верую. Речь идет о кратком, четком, официальном, повсеместно признанным утверждении главных положений христианской веры. В патристический период было принято два символа веры - апостольский и Никео-цареградсий (325,381). Состоят из трех частей об Отце, Сыне, Св. Духе соответственно. Всякий желающий креститься должен был публично исповедовать свою веру, сказав вслух символ веры. Символы веры позволили достичь доктринального согласия в ранней церкви по важнейшим вопросам христианского вероучения.Особого места заслуживает вопрос о двух природах Христа

Две природы Иисуса Христа.Патристический период внес важнейший вклад в определение двух важнейших учений - о природе Христа и Божества. К 325 г. церковь достигла согласия относительно того, что Христос единосущен Отцу, а не подобосущен. Этим, во-первых, был положен конец упрощенным взглядам на природу Божества; и, во-вторых, в категориях разума была выражена духовная значимость Иисуса Христа для христиан. (Такие термины как Троица, Личность и сущность были введены Тертуллианом).

Арианская ересь

Арий: взгляды его дошли до нас через его оппонентов подчеркивал идею о самосуществовании Бога (Он - единственный источник всего сущего\сотворенного сущ. = сотв)

Бог не был всегда Отцом. Logos был сотворен в опред. момент.

Сын - творение. Конечно, Сын отличен от других сотворенных существ, Его статус выше. Однако природу этого отличия Арий точно определить не мог.

Значит, Сын - “начальный” не может познать Безначального.

Что же касается таких текстов, как Ин.10:30;14:10;17:11;17:21; то язык “сыновства” в них разнообразен по характеру и метафоричен по природе. Слово “Сын” используется в смысле почтения, а не в богословски точном смысле

Статус Сына определяется не природой Сына, а волей Отца.

Аргументы (а) Афанасия против Ария:

ни одно творение не может спасти другое - если Христос есть творение - значит, Он не мог искупить человечество

То же самое по-другому: только Бог спасает - Иисус Христос есть Спаситель - поэтому Он - Бог

Аргументы (б): христиане поклоняются и молятся Христу - если Христос - творение, христиане впали в идолопоклонство. Христианское богослужение \ богопоклонение - нонсенс

Роль слов: подобосущий, единосущий

Предпочтение Никейского собора.

Учение о Троице.Когда христологические споры получили свое логическое завершение в формулах Никейского символа и Халкидонского догмата. Постепенно стало проступать учение о Троице. Это был творческий и интересный период в истории христианской мысли. Главным положением зарождающегося учения о Троице было то, что Божество включает в Себя три Личности - . каждая из которых является Богом и имеет равный с двумя другими статус. Учение о соравности Отца и Сына было определено в христологических спорах, закончившихся Никейским собором. Учение о Божестве Св. Духа было определено позднее, главным образом через труды Аф. и Вас. Великого.

Учение о церкви.Император Диоклетиан инициировал жестокие гонения на христиан, которые продолжались вплоть до 313 г. Иметь Св. Писание запрещалось. Некоторые добровольно передавали его властям, другие нет. Первые были исключены из церкви. Такая практика отстаивалась Донацием - рук. Церк. В Сев. Африке. После гонений встал вопрос о принятии исключенных в ее лоно. Донатисты - гл. о. Из числа местных - были против этого, говоря, что церковь есть общество святых, а не предателей.

Августин: церковь есть смешанное тело святых и грешников.

Компромат руководителей - не компромат таинства, которое зависит не от

святости руководителя, а от Самого Христа.

Притча о плевелах Притча о закинутом неводе

Грех - реальность мира, а не причина для схизмы.

Взгляд Августина стал общепринятым.

донатисты— сторонники движения, возникшего в христианских об­щинах Северной Африки в начале 4 в. в период гонений Диоклетиана на христиан, когда руководство церк­ви начало переориентацию на со­юз с государственной властью, терпимо отно­силось к отступникам от веры во время гонений. В противовес это­му Д. возрождали ранне-христианский культ мучеников, требовали чи­стоты церкви, святости всех ее чле­нов, перекрещивания отступников. Д. сформировали свою иерархию, вторым епископом был Донат (от­сюда название). Около 345 Д. объеди­нились с циркумцеллионами (аго-нистиками), и движение приняло яркую социальную окраску - его сторонники грабили и убивали бо­гатых, духовенство, освобождали рабов. Императорская власть дол­гое время вела упорную борьбу с Д., которые, однако, не шли на компромиссы. Главным идейным оппонентом Д. был Августин, до­казывавший спасающую силу цер­кви вне зависимости от святости и даже личной веры и нравствен­ных качеств ее членов, в т. ч. Последнее упоминание о Д. относится к началу 7 века

Учение о благодати.На востоке больших проблем с этим не было, в отличие от Запада. Спор возник во втором десятилетии 5 века. Спорящие стороны представляли Августин и Пелагий.

Пелагий: ввиду всеобщего морального разложения проповедовал необходимость нравственного самоусовершенствования в свете ВЗ закона и примера Христа. Акцент на ответственности человека в вопросах спасения. Источник спасения находится в самом человеке, он силен сам сделать первый шаг. Грех не настолько поразил человека, что бы он совсем ничего не мог сделать для своего спасения. Значение благодати второстепенно. Бог просто указывает, что должно быть сделано для спасения, а потом предоставляет людям возможность выполнить эти условия. Спасение, таким образом, - это справедливо заслуженная награда.

Пелагий, из письма к Деметриаде:

Всякий раз, когда мне бывает нужно говорить о воспитании нравов и об обращении к святой жизни, я обыкновенно сначала показываю силы и свойства человеческой природы, излагаю, на что она способна, а после этого уже склоняю слушателя к различным видам добродетелей: ведь ничто не поможет призвать делать то, что человек для себя полагает невыполнимым. Всякая попытка добиться чего-нибудь гибнет, если нет уверенности в том, что ты этого достигнешь. Ведь тем меньше станет дух склоняться к добродетели, тем более будет он вялым, чем меньше уверует в свои силы, и покуда он не ведает о том, что в нем есть, он полагает, будто ничем и не обладает. Ведь наилучший способ побудить душу к чему-либо заключается в том, чтобы уверить ее в ее способности достичь того, чего она желает (II).

Ибо в том, что имеется два разных пути, в самой свободе выбора этих двух сторон и заключается преимущество разумной души. В этом-то, говорю я, и заключается вся честь природы нашей, в этом-то и есть ее достоинство, из-за этого, наконец, все великие люди и заслуживают хвалы и награды. И вообще не было бы никакой добродетели у того, кто пребывает в добре, если бы он не имел возможности перейти на сторону зла. Ибо волей своей Бог даровал своему разумному творению добровольный выбор и свободную волю. Благо природное присуще, таким образом, вообще всем, оно может открыться и обнаружиться также и у язычников, которые вовсе не чтут Бога. Если же люди без Бога показывают, какими они сотворены, то поразмысли о том, что могут совершить христиане, природу и жизнь которых Христос направил на лучший путь и к тому же помогает (всего лишь!) Божья благодать (III).

Ибо существует, повторяю, у нас в мыслях некая природная святость; пребывая как бы в святилище духа, она выносит свое суждение о добре и зле, одобряя поступки честные и справедливые, дурные дела она осуждает, и по свидетельству совести, по некоему внутреннему закону она принимает решения о различных явлениях. И не обманывает ее ни талант, ни блеск доказательств. Она нас обличает или защищает наитончайшими своими рассуждениями и безукоризнейшими доводами (IV). Везде, где идет речь о хотении или нехотении, об избрании или отвержении, - всюду говорится не о силе природы, а о свободе воли. Томы обоих заветов полны подтверждениями такого рода; в них написано, что как все добро, так и все зло всегда совершаются в зависимости от воли (VII).

И оттого что при одной и той же природе заслуги разные, нам надлежит признать, что причины этого в разной воле. Только то и есть благо, что мы никогда не находим и не теряем без нашей собственной на то воли (VIII).

Августин: верховенство благодати Божьей на каждой стадии христианской жизни. Люди не обладают необходимой свободой для того, чтобы самостоятельно начать двигаться к спасению. У человека падшая природа, он ее не выбирает, а наследует; грех интегрирован в естество человека. Человек, предоставленный своей испорченности, никогда не сможет войти в отношения с Богом, он не имеет сил для того, чтобы самостоятельно освободиться от мертвой хватки греха. Ситуация м б изменена только извне. Бог, хоть и не обязан делать это, вторгается в этот порочный круг путем воплощения. Благодать - незаслуженный дар Божий, не то, что достигаем мы, но то, что достигается вместо нас и для нас. Бог - инициатор нашего спасения и совершитель Его. Это неизбежно привело к доктрине о предопределении.

Он указывал, что благодать заключается не в законе, но в освящении нашей воли и сама благодать даруется Богом не по заслугам, но даром. В борьбе с пелагинством Августин развил учение о предопределении - спасении Богом людей и о действии благодати. Вначале Августин считал, что причиной веры одних и неверия других является свободная воля человека (хотение или нехотение). Позже он стал учить, что различие между верными, добрыми и злыми, спасенными и осужденными кроется в божественном соизволении. Из чистого благоволения Бог от вечности сжалился над одной частью и определил ее ко спасению, других назначил к погибели. Избранные непреодолимым действием благодати безошибочно идут к спасению, отвергнутые же или неизбранные при недостатке благодати без спасения погибнут. О каком-либо общем спасении не может быть и речи, хотя при всемогуществе Божием все люди действительно могли бы быть спасены.

Строгое учение Августина о предопределении встретило противодействие среди пелагиан и других противников. Некоторые поместные соборы (529 г.) высказались за учение Августина. Но и приверженцы его учения не всегда разделяли строгость учения. С сожалением следует отметить то, что пелагианство умалило значение благодати Божией в деле спасения человека, однако, Августин впал в другую крайность - совсем отверг значение свободной воли человека в деле его спасения.

Со временем спор затих, но учение о предопределении не было забыто. Оно было возрождено в 16 веке одним из основоположников протестантского богословия Кальвином и впоследствии произвело в христианском богословии разделение на два лагеря. Сторонники учения о предопределении стали называться "партикулистами". Несогласные с этим учением именуются "универсалистами", так как они считают, что спасение предназначено Богом для всех людей без исключения (Бр.вестник 1964 г., № 1, стр.56).

Адвентисты относятся к числу последних на основании слов Христа Матф.11,28: "Придите ко Мне все. " и Иоан.1,29: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" и др. Бог не предопределил к погибели ни одного человека, так как это противоречило бы воле Бога, Который хочет, чтобы все люди без исключения спаслись. Бог "предузнал", т.е. знал наперед, кто хочет прийти ко Христу, и кто не захочет прийти к Нему, и только такой смысл слов "предопределение" и "избрание ко спасению".

Читайте также: