Северные амуры в отечественной войне 1812 года кратко

Обновлено: 02.07.2024

Жители всегда готовы прийти своей стране на помощь в трудную минуту. Это было доказано и исторически – великим подвигом воинов, "Северных Амуров".

В трудную минуту Башкирия всегда была вместе со всей страной. Башкиры помогали нациям противостоять натиску врагов и выигрывать сражения. В 1812 году родилась легенда о необычных воинах – "Северных Амурах". Что это были за воины, рассказала ГТРК "Башкортостан" в эфире Всероссийского онлайн-марафона "Славься, Отечество!".

Во время Отечественной войны против Наполеона под знамена русской армии встали все народы Российской империи, но особый героизм проявили именно башкиры.

Молва о необычных храбрых всадниках разнеслась по всей Европе. Башкирские конники гарцевали на улицах Гамбурга, Лейпцига и Парижа.

"Северный Амур" отражен и в главном памятнике в Уфе – монументе Салавата Юлаева. На постаменте на город смотрит собирательный образ воина с чертами, также присущими воинам наполеоновских времен.

Башкирские формирования действительно сыграли важную роль в положительном исходе Отечественной войны. Всего башкиры выставили 28 конных полков, 4139 лошадей. В армию также были отправлены пехотные полки. После донских казаков башкиры были самым многочисленных национальным соединением.

Сегодня следы ратного подвига "Северных амуров" в Отечественной войне 1812 года можно проследить в научных трудах, исторических записях, изобразительном искусстве, скульптуре, архитектуре и даже музыке. Башкирская народная песня об Отечественной войне 1812 года "Любизар" по легенде появилась благодаря генерал-фельдмаршалу М. И. Кутузову. А история создания Оренбургского историко-архитектурного комплекса "Караван-сарай" также тесно связана с победой в войне с Наполеоном.

Отмечается, что в Храме Христа Спасителя в Москве до сих пор высечены имена башкирских воинов. А благодарные народы Европы до сих пор помнят подвиг "Северных Амуров" (Мюнхенская ратуша, памятник Бекендорфу и башкирскому всаднику на берегу Одера).

4 ноября, в День народного единства на медиаплатформе "Смотрим" проходит 16-часовой Всероссийский онлайн-марафон "Славься, Отечество!". Не пропустите!

На самом деле еще до войны с Бонапартом башкиры уже более двух веков воевали бок о бок с русскими, участвуя в военных конфликтах, которые вела Россия. А с французами они впервые встретились не в 1812 году, а на 6 лет раньше. Дело в том, что тогда Франция напала на Пруссию. И Россия, как союзница последней, оказалась втянутой в войну.

Башкиры сами выказывали желание служить в русской армии, в которой на тот момент их уже было около 7 тысяч. Однако тогда этот народ не вызывал у противника или сторонних наблюдателей никаких эмоций, кроме смеха и равнодушия.

Понятно, что сами башкиры относились к своим традиционным лукам с почтением. Когда в 1814 году на обратном пути из Парижа они встретились со знаменитым Иоганном Вольфгангом Гете, один из знатных башкир преподнес великому немецкому поэту дорогие подарки – лук и колчан со стрелами.

Кстати, на шпиле одной из церквей в германском городе Шварце и по сей день красуется железная копия стрелы, выпущенной метким башкирским стрелком.

Вместе с русскими войсками башкиры вытеснили противника из Гамбурга, Эрфурта, Берлина, Веймара, Франкфурта-на-Майне. 9 башкирских полков дошли до самого Парижа. Тогда европейцы уже не смеялись, а страшно боялись представителей этого народа. Они были уверены в том, что башкиры очень кровожадны и не брезгуют человеческой плотью.

Эти слухи распускал даже сам Наполеон. Неудивительно, что появление башкир на улицах Европы вызывало порой неадекватную реакцию со стороны местных жителей.


В Европе их называли "Северными амурами". Их метких стрел и стремительных лошадей боялись как огня. Они наводили ужас на армию Наполеона, а потом восхищали Гете своей культурой. В этом выпуске речь идет о Башкирском войске - самом необычном подразделении российской императорской армии, а также в целом о роли мусульман в Отечественной войне 1812 года и наполеоновских войнах вообще. Специальный эксперт цикла "Ислам и Россия: XIV веков вместе" - историк и документалист Ахмад Макаров.
Проект "Ислам и Россия: XIV веков вместе" посвящен непростой и порой трагичной, но нашей общей истории. Его герои - выдающиеся личности, оказавшие большое влияние не только на своих единоверцев, но и на всю страну в целом.

Кахым-туря в седле, под ним скакун,

В средине лба того скакуна звезда урай;

Кахым-туря наш отец,

он с народом говорит,

Эх, да и держит он в руке своей курай.

Это слова народной песни о Кахым-туре, башкирском воине, который проявил героизм в отечественной войне с Наполеоном и о котором до сих пор слагают легенды. Хотя и сегодня его биография остается неизученной до конца.

Сегодня речь пойдет о башкиро-мещеряцком войске – казачьем подразделении в армии Российской империи, полностью состоящем из мусульман, которое сыграло ключевую роль в освобождении страны и всей Европы от Наполеона. По численности оно уступало лишь Великому войску Донскому. Башкиро-мещеряцкое подразделение было учреждено в 1798 году и просуществовало до 1865 года. Оно участвовало во всех походах и войнах этого периода.

Первое поколение всадников и офицеров, помнившее кровавые подавления многочисленных выступлений против царизма и христианизации, само еще успело принять участие в войне под руководство Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева, а уже их дети брали Берлин и Париж.

Он был уральским беркутом рожден,

Как беркут, был он смел, горяч,

как пламя,

Когда он в бой летел на скакуне,

Из-под копыт летели в небо камни.

Еще одна песня о Кахым-туре. На самом же деле Кахым Мурзашев родился в селе Аюсы Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии в 1778 году. По легенде, уже в 22 года он стал полковником. Однако это только легенда. А по факту молодой башкир получил военное образование и командовал сотней. К 1812 году уже имел опыт сражений. Именно тогда Наполеон повел свою великую армию на Россию.

В те времена Россия была сословным государством - что-то наподобие кастовой системы в Индии, только в более цивилизованном формате. Сама организация войска поставила башкир, мещеряков и тептярей в особое положение. Они стали полупривилегированным сословием, т.е. их статус был выше, чем у основной массы населения. Таким образом, особый статус фактически получила почти половина российских мусульман - они относились к этим народам. Элита войска формировалась в известных учебных заведениях страны - в стенах Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге и Казанского университета (специальный поток военных медиков). А отдельные представители учились даже в столице, в петербургском Павловском кадетском корпусе. Классическое образование плюс национальные традиции - этот “коктейль” не раз сыграет важнейшую роль в истории этого народа.

Amours Du Nord - Северные амуры. Такое прозвище башкирские воины получили от французов. Война с Наполеоном для казаков-башкир началась раньше, чем для основной армии. Еще в 1811 были сформированы два мещеряцких полка. Европейцы были поражены: эти воины совсем не были похожи на современных солдат, скорее на войска Атиллы. Со скоростью молнии на своих лошадях они выскакивали из леса, высыпали целый шквал стрел во врага и исчезали.

Причин, почему башкиры использовали такой устаревший вид оружия, было три. Во-первых, они безупречно владели луками - веками выработанное искусство. Во-вторых, российский император не спешил обеспечивать башкирских казаков новым оружием, обмундированием и провизией. В-третьих, скорострельность лука в разы выше, чем дульнозарядного кремневого ружья, то же касается точности. Кстати, потому и лошади у башкир были небольшие - это особая порода животных, которые сами находили себе корм в поле. Однако, несмотря ни на что, благодаря их мастерству и отваге мы сегодня имеем возможность любоваться московским Кремлем.

Кахым-туря – герой, в седле сидит

и у взятых в плен допрос ведет.

Француз-майор пред ним стоит

и дрожь его со страхом бьет.

Так рассказывает легенда о бравых подвигах Кахыма Мурзашева. Говорят, его искренне боялись французы. Он одним видом мог навести ужас на самых отважных наполеоновских солдат. Не зря, опять же, по легенде, его как-то позвал к себе сам Кутузов и лично похвалил за удаль: “Любезные вы мои, башкирцы-молодцы”. Вот тогда воины и стали называть его Кахым-туря, то есть “начальник”.

Когда потрепанная в боях великая армия Наполеона отступала из Москвы, Наполеон велел своим солдатам взорвать Кремль и другие важные здания. Еще немного, и главная историческая русская постройка исчезла бы с лица земли. Но в этот момент в древнюю столицу ворвались отряды казаков, башкиро-мещеряцких и крымско-татарских конников - они не только изгнали из города остававшихся в нем французских мародеров, но и проводили наполеоновское войско в Европу. На население которой они навели ужас…

Вот гравюра французского художника. Она красноречиво говорит о том, чем обернулся приход башкир в Европу. Жители Парижа и других европейских городов увидели вежливых, воспитанных и улыбчивых воинов. Вот как вспоминал об этом генерал Раевский:

Гете и башкирские воины

Иоганн Вольфганг Гете - великий немецкий писатель, автор бессмертных произведений. Он лично познакомился с башкирскими воинами и… принял участие в намазе. Об этом писал он сам и позже Ахматзаки Валиди, служивший военврачом.

Башкирские воины подарили Гете лук и колчан со стрелами. Этот презент до сих пор хранится в одном из музеев Европы. В других коллекциях выставлены картины, сделанные европейскими мастерами, которые изображают “Северных амуров”. А вот еще один башкирский памятник - в Европе - стрела. Она украшает купол церкви в немецком городе Шварц, кто-то из воинов выпустил ее в 1814 году во время заграничного похода.

Многие башкиры в те годы получили боевые награды. В частности - серебряную медаль “В память о войне 1812 года”. Конники девяти башкирских полков были награждены еще и медалями “За взятие Парижа”.

Мусульмане – мамлюки и польско-литовские татары – были кстати и в составе великой армии Наполеона, с которой он покорил почти всю Европу. Такого статуса как башкиры они не имели и в истории почти не запомнились. Встречались ли единоверцы в ходе европейских сражений, остается неизвестным.

Вот так, совместив национальные обычаи, опыт воинов-предков с современным европейским образованием и манерами, башкиры стали настоящей находкой для России. Они оставили огромный след в отечественной истории и навсегда стали частью европейской.

Мы достоверно знаем, что Мурзашев погиб в 1813 году. По легенде, его отравил завистливый полковник. Перед смертью он якобы призвал свою мать и спел ей:

Если сегодня ночью я умру,

Выройте глубокую могилу,

Поставьте на ней камень

И имя мое напишите на нем.

Монумент Кахыму появился только в 2006 году - на его родине открыли стелу, посвященную герою. Но еще раньше памятник башкирскому воину воздвиг народ - в песнях, стихах и легендах. В 20 веке была написана упомянутая опера Исмагилова “Кахым-туря”, которую ставят и поныне в разных театрах. А недавно был создан еще и одноименный спектакль, получивший премию “Золотая маска”. Потомки самого Кахыма Мурзашева и сегодня живут в его родном ауле.

Пусть сведения об храбром Кахым-туре нам приходится черпать из легенд, которым почти нет фактических подтверждений. Но, без сомнения, его фигура - это собирательный образ героического и отважного башкирского народа.


Документальная, богато иллюстрированная книга рассказывает о многовековом боевом содружестве башкир и русских, особенно ярко проявившемся в годы Отечественной войны 1812 года.

Оглавление

  • Глава 1. Немного предыстории (1556–1798 гг.)
  • Глава 2. Перед Отечественной войной

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Северные амуры в Отечественной войне 1812 года предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© С. Г. Асфатуллин, 2000

Немного предыстории (1556–1798 гг.)

С добровольным присоединением Башкирии к Русскому государству в 1556–1557 гг. военная служба башкир стала постоянной и делилась на внутреннюю и внешнюю. Основной формой внутренней службы была охрана юго-восточных границ страны. А с 1754 года все башкиры в возрасте от 20 до 50 лет (!) несли круглогодичную кордонную (пограничную) службу на Уйской, Верхнеуральской, Оренбургской и Уральской дистанциях. Перед Отечественной войной 1812 года Оренбургская пограничная укрепленная линия проходила от реки Тобол до Каспийского моря и была разделена на 5 дистанций: от Звериноголовской крепости до Верхнеуральска, от Верхнеуральска до Орской крепости, от Орской крепости до Оренбурга, от Оренбурга до Уральска, от Уральска до Гурьева городка. Связь между крепостями поддерживали небольшие промежуточные укрепления — редуты, перед пограничной укрепленной линией на расстоянии 2–7 верст друг от друга стояли укрепления для сторожевых отрядов — форпосты. Каждая крепость имела несколько застав. Между форпостами непрерывной линией тянулись заграждения из березовых или таловых прутьев (симы). Такая пограничная служба башкир продолжалась почти 300 лет, до 1840–1850 гг., когда с присоединением Казахстана к России границы империи отодвинулись далеко на юго-восток от Башкирии.

В 1798–1849 годах башкиры и мишари [1] ежегодно выставляли на Оренбургскую пограничную линию 5,5 тысячи человек.

Армейские (подпрапорщик, прапорщик, поручик, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор), казачьи (урядник, хорунжий, сотник, есаул, войсковой старшина), действительные и классные чины (от 14 до 12 класса) присваивались царем и военным министром за воинские или особые заслуги.

К зауряд-чинам относились зауряд-хорунжий, зауряд-сотник, зауряд-есаул, которые присваивались генерал-губернатором. Башкиро-мишарское войско подчинялось генерал-губернатору Оренбургского края.

Воинское снаряжение башкир состояло из пики или копья, сабли, боевого лука и колчана со стрелами, кистеня, позднее — огнестрельного оружия. Они должны были иметь две лошади (строевую и вьючную). Носили обычно синего или белого цвета суконный кафтан (сикмен), парадные сикмены были из красного сукна, широкие шаровары с красными лампасами, белую остроконечную войлочную шапку и кожаные сапоги.

Башкирское войско делилось на тысячи (мен), сотни (йоз), пятидесятки (илле), десятки (ун), во главе которых стояли командиры (башлыктар); отличалось мобильностью и строгой дисциплиной.

Военная тактика башкир определялась главенствующей ролью конницы.

Военную службу несли и тептяри (типтэрзэр), сословие, известное в Башкортостане с XVII века. По характеру повинностей и налогов тептяри занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями (башкиры, мишари, казаки) и государственными крестьянами. Тептярское сословие существовало только в Оренбургской губернии. В 1790‑е годы тептяри были переведены в разряд военно-служилого населения. С 1790 года тептяри формируют и содержат один, а с 1798 года — два тептярских полка, существовавших до 1845 года. В 1796 году начитывалось 52 тысячи тептяр, в 1858 году — 140 тысяч душ мужского пола. При проведении переписи конца XIX — начала XX веков большинство тептяр идентифицировало себя по этническому признаку (башкиры, татары).

Войско использовало лошадь башкирскую, происходящую от пород степного и лесного типов, сформировавшихся в условиях резко континентального климата при круглогодичном пастбищном содержании. Голова с прямым профилем, широким лбом. Шея толстая, короткая, холка низкая, спина широкая, прямая. Высота в холке небольшая: 142–145 см у жеребцов и 138–142 см у кобыл, вес 450–470 и 400–420 кг, соответственно. Разводилась в Уфимской, Оренбургской губернии, встречалась в Пермской, Казанской, Самарской губерниях и на почтовых трактах Западной Сибири. На башкирской тройке без отдыха и кормления можно было за 8 часов преодолеть 120–140 км.

Башкирская лошадь поставлялась и русской армии во время всех войн, которые вела Россия. Военными специалистами ценились такие качества лошади башкирской, как смелость и решительность (интересно, кто у кого перенял эти два качества, — лошади у хозяев или хозяева у лошадей?), напористость и легкость в управлении, доверчивость всаднику, а также способность продолжительное время передвигаться резвым галопом (карьер) и резвой (настельной) рысью, что позволяло всаднику эффективно вести прицельный огонь и рубить саблей. Выносливость лошади к этим аллюрам башкиры вырабатывали специальными тренировками. Башкирская лошадь неприхотлива, вынослива, обладает высокой работоспособностью и под седлом, и под вьюком, и в упряжи. Хорошо приспособлена к круглогодичному содержанию на пастбище, добыванию корма из-под снега на глубине 40–50 см (!).

Рассказываю о лошади так подробно потому, что вплоть до начала XX века башкир без лошади и за полноценного мужчину-то не считался. Вся жизнь была построена на лошадях.

За счет удлиненного телосложения лошадь имеет мягкий и не утомительный для седока ход, что крайне важно на войне.


Воин-батыр. С гравюры, Западная Европа, XIX в.

К внутренней службе относились также этапная (по Сибирскому и Златоустовскому трактам), полицейская (в Казани, Москве, Санкт-Петербурге) и гарнизонная. Гарнизонную службу в российских городах несли эпизодически: в 1768–1774 гг. во время войны России с Турцией, в 1772–1773 гг. после подавления восстания польских конфедератов и др.

Внешняя служба башкир заключалась в участии в войнах, которые Россия вела с другими государствами.

В трудные дни польско-шведской интервенции в начале XVII в., когда нужно было отстаивать независимость Русского государства, вместе с русскими боролись против интервентов и башкирские конники. Башкиры входили в состав войск нижегородского воевода Андрея Семеновича Алябьева, которые в начале декабря 1608 года нанесли поражение отряду тушинцев, засевших в селе Ворсме [5] .


Башкирские конники в походе. Худ. А. Орловский. Литография, первая четверть XIX в.

С тех пор башкирские конники шли на пограничную службу не только в летнее время, они наряжались и зимою для охраны Сибирской пограничной линии [15] . Кроме того, в более широких масштабах привлекались к участию в дальних походах.

В 1772 году один корпус башкирских конников в 3000 человек был отправлен в Польшу для борьбы с реакционными Барскими конфедератами [21] . В 1790 году вместе с мишарами и оренбургскими казаками более 2000 башкир были командированы в Прибалтику, где в составе четырех пятисотенных полков воевали в финляндской армии под командованием М. И. Кутузова [22] .


Конный башкир. Худ. О. Пархаев.

Открывались кузницы и мастерские, делались пики, сабли, луки и стрелы, приобреталось оружие. Каждое башкирское хозяйство имело в своем распоряжении военное снаряжение, необходимое для несения казацкой службы. Каждый взрослый мужчина стал воином, готовым в любой день оседлать коня и выступить в поход. Правда, качество военного снаряжения и обмундирования башкирского казака зависело от его экономического состояния. Если в распоряжении богатых и более состоятельных имелись и пистолеты, и ружья, то бедная часть населения была вооружена главным образом саблей, пикой и луком, со стрелами.

Таким образом, начиная с 1798 года, башкиры, мишары и отчасти тептяри несли казацкую службу, подчиняясь военному ведомству. Из их среды появились командные кадры, имеющие военные заслуги и служившие продолжительное время. Они получали чины иррегулярных войск: зауряд-хорунжего, есаула, зауряд-сотника и т. д.

Башкиры и мишары, вместе с оренбургскими и уральскими казаками составляющие иррегулярное войско обширного оренбургского края, приносили большую пользу государству. Они за свой счет охраняли восточные рубежи страны. Если для этой цели на огромном расстоянии — от Тобола до Гурьева городка — пришлось бы использовать регулярные войска, то потребовалось дополнительно набирать рекрутов и потратить большие средства.


Линейные казаки. 1820 г. Худ. А. Орловский.

Еще в 1790 году из тептярей был организован пятисотенный конно-казачий полк. А в 1798 году этот полк был реорганизован в два самостоятельных полка [25] . 1‑й и 2‑й Тептярские полки существовали на протяжении многих лет. Носили ту же форму, что и уральские, и оренбургские казаки, т. е. малиновые воротники и обшлага, перьевые султаны, лампасы на шароварах двурядные, чепраки и подушки на седлах темно-синие с белой обкладкой.

Читайте также: