Северная чернь история промысла кратко

Обновлено: 04.07.2024

Древняя техника чернения, заимствованная Русью из Византии, на протяжении многих столетий была одним из любимых способов украшения предметов из драгоценных металлов.

Основным центром черневого искусства в России XVII–XVIII веков стал северный город Великий Устюг , стоявший на торговом пути, связывавшем Европейскую часть страны с Сибирью. Первое упоминание о великоустюжской черни относится к 1683 году, а уже к XVIII веку город стал одним из центров по изготовлению серебряных изделий с черневым рисунком в России. Блестящему расцвету искусства черни Великий Устюг обязан таким мастерам, как И. Зуев, А. Мошнин, И. и А. Жилины, Ф.К. Бушковский и другим, создавшим в ювелирном искусстве свой самобытный стиль черневой гравюры.

Технология черни

Сначала мастер вырезает, чеканит или протравливает нанесенный на поверхность серебряного изделия рисунок. Затем сплав серы, меди, свинца и серебра, который и называется чернью, размельчают в порошок, накладывают в виде кашицы на поверхность изделия и обжигают. При обжиге чернь соединяется с основным металлом, превращаясь в твердое покрытие, которое снимается до тех пор, пока сплав остается только в углублениях и не проявится черневой рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением – прочеканиванием фона специальным острым инструментом. Мастера-устюжане имели свой секрет состава, отличавший их чернь от других центров особой прочностью, и передававшийся из поколения в поколение.

Кофейная пара. Северная чернь.

Это, поистине русское ремесло, сложилось в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Первое упоминание о великоустюгской черни относится к 1683 г.

Вершиной серебряного дела Устюга стало искусство нанесения на изделия черневого состава, позволяющего через игру света передать глубину и объём изображения. Изначально, целью возникновения ремесла, было украшение церковной утвари.

Развитие стиля

Изделия подчёркнуто массивны, пластичны, имеют округлые очертания. Мягкая гравировка создает впечатление удивительной пластики рисунка, его глубины.

Типична для мастеров искусства барокко контрастность: глубокий, насыщенный по тону черневой рисунок и яркий позолоченный фон изображения.

Тематика рисунков черневых изделий середины XVIII в. удовлетворяла, главным образом, требования и запросы богатого заказчика. Обычно изображались пасторали, увеселительные прогулки знати на фоне пышной природы, садовые пейзажи с архитектурой.

Образование фабрики

В 1961 году артель, сохраняя своё название, преобразовывается в фабрику, а затем в завод. Отличительной особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки, братины.

Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.

Особенности технологии

Гравирование под чернь – это ручная творческая работа, в которой проявляются художественные наклонности гравера, его умение владеть материалом, индивидуальное чувство линии и ритма, точность руки. От качества гравировки под чернь зависит правильность, чёткость и выразительность рисунка, его прочность.

Следующий этап – чернение по серебру. Соотношение количества каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла, и сохраняется по сей день.

При обжиге чернь прочно соединяется с основным металлом, превращаясь в твердое тёмно-бурое покрытие, которое затем в несколько приёмов снимается до тех пор, пока не появится черневой рисунок на серебре. В результате чёрный сплав остается только в углублениях.

Композиция дополнительно обогащается гравировкой, чеканкой, золочением и оксидировкой поверхности металла. Для этого изделие вновь поступает в гравёрный участок или на участок финишной обработки.

Рабочие участка финишной обработки создают блестящую оправу искусству чернения по серебру.

Расцвет

Технология

Основа технологии чернения заключается в следующем:

  • В изделии гравируются, чеканятся или протравливаются небольшие углубления.
  • В получившийся узор вплавляют сплав, состоящий из серебра, меди, свинца и серы .

Известны различные вариации приготовления сплава, его наложения и оплавления.

XX–XXI века

Особенности чернения в Великом Устюге

По некоторым данным, мастера этого города используют наиболее древнюю из известных на сегодняшний день технологий. Устюгское чернение всегда довольно ощутимо отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра; рисунок весьма насыщенный, с гораздо более густым цветом. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Часто изображение дополняется резными или чеканными деталями. В большинстве случаев изображается общий абрис объекта, без мелкой детализации.

Всемирное признание

в 1937 году на всемирной выставке в Париже великоустюжское чернённое серебро было награждено Большой Серебряной медалью и дипломом (за серию предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений).

Монах Теофил

Авторские права

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Северная чернь — не имеющий аналогов в мире народный промысел, сложившийся в Великом Устюге во второй половине XVII века. Документальное подтверждение появления промысла относится к 1683 году. Все изделия выполняются ручным способом и по старинным технологиям, сохраняющим традиции древнерусского искусства чернения по серебру.

Северная чернь. Народные промыслы России

Северная чернь. Народные промыслы России

На серебряное изделие гравировкой наносят узор, затем тщательно очищают и посыпают слоем черни — размельчённым в порошок сплавом олова, меди, серебра, свинца и серы. После этого изделие обжигают. Чернь остается только в выгравированных местах. Безупречная форма, строгость и изящество черневого рисунка в сочетании с сияющим серебром или золотым декоративным покрытием превращают изделия в произведения искусства.

Северная чернь. Народные промыслы России

Великоустюжское чернение по серебру
Великоустюжское чернение по серебру — русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении чернёнными рисунками различных серебряных изделий.


Чернение по серебру, как вид народного художественного промысла, известно со времен Киевской Руси.


Серебряные изделия, украшенные черневыми узорами, изготавливались уже в X веке. Особой же известностью пользовалась Северная Чернь по серебру.




Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далекого Тобольска.

Чернь представляет собой сплав серебра и других компонентов (меди, свинца, серы), создаваемых в особом температурном и временном режиме. Соотношение каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла. Приготовленная чернь имеет вид темно-серого камня, который легко размалывается в порошок. Этот порошок смачивают и полученную темную кашеобразную массу накладывают ровным слоем 1-2 мм на серебряную поверхность с выгравированным рисунком. Участки изделия, где отсутствует рисунок, замазываются огнеупорной глиной. После наложения черни, изделие прокаливается на огне так, чтобы чернь расплавилась и заполнила все самые мелкие штрихи, сделанные резцом гравера. При обжиге чернь прочно соединяется с основным металлом, превращаясь в твердое темно-бурое покрытие, которое затем в несколько приемов снимается до тех пор, пока не появится черневой рисунок на серебре.


В результате черный сплав остается только в углублениях. Таким образом, в зависимости от того, как был задуман и выполнен рисунок, получается либо черневое изображение на блестящей поверхности, либо, наоборот, черный фон, на котором светлый рисунок. Композиция дополнительно обогащается гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона - прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла.

В Великом Устюге черневое дело процветало. В 1761 году братья Степан и Афанасий Поповы открыли фабрику, которая выпускала серебряные с чернью изделия, а также эмалевую посуду с серебряными накладками. Мастера, жившие в городе, пришли на фабрику. Их изделия прославили Устюг: модные тогда табакерки, ларцы, подносы, коробочки с интересными сюжетными рисунками пользовались большим успехом в Москве и Петербурге.

В то время и в других русских городах – Костроме, Вологде, Тобольске изготовляли черневые изделия тоже не без влияния великоустюжских мастеров. Но нигде вещи эти не были столь разнообразны и красивы по форме, как в Великом Устюге, нигде бы вы не встретили столько привлекательных сюжетов и такой прекрасной ювелирной отделки.






15 лет просуществовала фабрика Поповых. Потом один из пожаров, от которых часто страдал город, уничтожил здание. Владельцы были разорены и не смогли восстановить свое дело. Но северная чернь не умерла – мастера продолжали работать. Трудились семьями. Архивные материалы сохранили имена наиболее известных ювелиров. Славился, например, род Жилиных. Здесь из поколения в поколение передавалось мастерство серебряного дела, секрет приготовления черни, рисунки для наведения ее.



В 1786 году в Великом Устюге была открыта серебряная управа, которая вела учет выпускаемых Устюжскими мастерами серебряных изделий. Известными черневыми мастерами XVIII века считаются Климшин Михаил, Жилины Петр Петрович и Иван Петрович, Кошков Иван Алексеевич.

В начале XIX веке на северное черневое искусство огромное влияние оказал стиль классицизма. Черневые рисунки того времени отличаются строгостью и лаконичностью, они становятся графичными с четко прорисованными деталями. Вместе с тем в рисунке и изделиях северной черни времен классицизма наглядно проявляются черты, присущие народному искусству, такие, как декоративность и богатство узора, традиционная законченность композиций.

Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах. Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга.




В начале же XX века черневое производство в Великом Устюге практически прекратило существовать, и единственным видным мастером оставался Михаил Иванович Кошков, который долгое время хранил секрет состава Северной Черни. Он передал секрет черни своему внуку Михаилу Павловичу Чиркову.

С привлечением на работу в артель Е.П. Шильниковского – выпускника Петербургской Академии Художеств, возрос художественный уровень создаваемых изделий, в результате чего великоустюгское черневое серебро вновь получило мировое признание. Шильниковского Е.П. считают создателем орнаментального направления в черневом искусстве Великого Устюга. Мастеру принадлежит множество оригинальных произведений и рисунков для черневых изделий. В работах Шильниковского получили развитие сюжетные композиции с видами Москвы, обрели новую жизнь мотивы северной природы, образы русских сказок, произведений А. С. Пушкина и И. А. Крылова.














Взяла здесь

М. П. Чирковым были изготовлены образцы предметов, украшенных черневым рисунком для показа в Москве.

Были набраны первые молодые ученики:

  • Саня Гладышева,
  • Граня Угловская (Калашникова),
  • Коля Щелкунов,
  • Маруся Угловская (Сычева),
  • Паша Угловская (Насоновская).

В следующем году присоединились Заварина Фрося и Подсекина Мария.







Общие мастерские. Граверная и лаборатория. Появляется кузнечный горн. Все работы продолжают выполняться только вручную. Механизация отсутствовала.


Артель получила двухэтажное каменное здание в центре города, причем полностью обеспеченное электроэнергией.

Артель вошла в состав Республиканского союза художественных промыслов. С этого времени артели оказывается постоянная помощь в плановом снабжении серебром и в развитии творчества художников и мастеров.




Совместно с Всесоюзным научно-исследовательским институтом ювелирной промышленности была разработана и освоена технология изготовления изделий из золота с черневым рисунком.


На заводе создан экспериментальный участок. На участке создавали до 100 и более авторских образцов в год, при этом из них внедрялось в производство от 25 до 30 наименований изделий.


Завершился пуск и наладка газорегуляторного пункта и опробование в работе горелок.

Предприятие впервые самостоятельно выходит на зарубежный ювелирный рынок.


Предприятие посещают многочисленные гости и делегации, как отечественные, так и иностранные.

Мастера завода выполнили персональный заказ для Свято-Данилова монастыря — резиденции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: евхаристический набор из пяти предметов: потир, дискос, звездица, копие, лжица.




Состоялось открытие фирменного ювелирного магазина, расположенного в здании предприятия.


На заводе освоена технология подготовки сырья и полуфабрикатов для производства изделий с лабораторным контролем качества на каждом процессе.


Возобновлена технология декапирования с целью усиления прочности сцепления золотого гальванопокрытия с серебряным изделием.



Читайте также: