Сергий страгородский биография кратко
Обновлено: 05.07.2024
С декабря 1925 до октября 1937 года — Заместитель Патриаршего Местоблюстителя (митрополита Петра (Полянского)); с октября 1937 — Патриарший Местоблюститель, ввиду смерти митрополита Петра.
С мая 1927 года стал на путь безусловной лояльности политическому режиму СССР, что вызвало весьма противоречивую реакцию в Церкви как в СССР (См. статью Иосифляне (XX век)), так и за границей (См. статью Русская православная церковь за рубежом). Богослов, автор богослужебных текстов и духовных стихов.
Содержание
Ранние годы
Родился 11 января 1867 в Нижегородской губернии в гор. Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище.
В 1886 окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию.
30 января 1890 пострижен в монашество, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха.
В 1893 назначен исполняющим обязанности доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к Петербургской Духовной Академии.
13 декабря 1893 назначен исполнять должность инспектора Московской Духовной Академии.
21 сентября 1894 возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.
В 1897 вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии.
29 июля 1899 определен ректором Петербургской Духовной Семинарии, а 6 октября того же года назначен инспектором Петербургской Духовной Академии. С 21 января 1901 — ректор той же Духовной Академии.
Епископская деятельность до революции
25 февраля 1901 хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершили: митрополит Санкт-Петербургский Антоний, митрополит Киевский Феогност, митрополит Московский Владимир, архиепископ Холмский и Варшавский Иероним, епископ Кишиневский Иаков, епископ Борис, епископ Гдовский Вениамин, епископ Нарвский Никон и епископ Сарапульский Владимир.
В 1906 году участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, стал Почётным членом Петербургской духовной академии.
В 1907 году возглавил созданную Святейшим Синодом Комиссию по исправлению богослужебных книг, которая успела издать новую редакцию Постной и цветной Триоди, подготовить новую редакцию Октоиха, Праздничной и сентябрьской минеи. Новая редакция литургических книг устраняла отдельные грецизированные синтаксические конструкции и слова, но не получила распространения вследствие задержки распространения и последовавших политических событий.
С 6 мая 1911 — член Святейшего Синода.
В марте 1912 назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде.
6 мая 1912 награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
4 апреля 1913 назначен Председателем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде.
После революции
Участник Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 в Москве. 28 ноября того же года возведен в сан митрополита.
В декабре 1917 года был избран членом Учредительного Собрания по нижегородскому округу. Участия в работе Собрания не принимал.
В январе 1921 митрополит Сергий был арестован и несколько месяцев находился в Бутырской тюрьме. На Пасху был выпущен на свободу. Известно, что за него поручился лишенный сана бывш. архиепископ Владимир (Путята). (В свою очередь, митрополит Сергий уверил Путяту, что с его помощью тот будет восстановлен в сане). Основанием для ареста митрополита послужил бракоразводный процесс. После заседания Синода, на котором Путяте в восстановлении в сане было отказано, митрополита Сергия выслали в Нижний Новгород.
3/16 июня 1922 митрополит Сергий вместе с Нижегородским архиепископом Евдокимом (Мещерский) и Костромским архиепископом Серафимом (Мещеряковым) публично признали обновленческое ВЦУ единственной канонической церковной властью в так называемом Меморандуме трех. Таким образом, с 16 июня 1922 по 27 августа 1923, когда он принёс публичное покаяние, пребывал в обновленческом расколе. Был членом Высшего Церковного Управления; принят по покаянии Святейшим Патриархом Тихоном в лоно Патриаршей Церкви. Чин покаяния, в отличие от такового, принесенного большинством прочих епископов, проходил публично, за литургией в день Успения в Донском монастыре.
Местоблюстительство
В ноябре 1926 года митрополит Сергий был вновь арестован. Арест использовался ОГПУ как средство оказания давления на м-та Сергия, дабы понудить его к публикации обращения к Церкви в нужной для властей редакции. Обязанности заместителя Местоблюстителя должны были перейти к м-ту Иосифу (Петровых), но ввиду невозможности сего, были восприняты архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем).
18 февраля 1930 м-т Сергий дал интервью иностранным корреспондентам, в котором сообщил, что Русская Церковь имеет около 30 тысяч приходов и 163 епископа, занимающих свои кафедры; закрытие храмов объяснялось им распространением атеизма в стране. Интервью вызвало бурю негодование в среде русской эмиграции.
19 февраля 1930 Заместитель Местоблюстителя обратился к Советскому правительству с посланием, в котором ходатайствовал о возобновлении церковно-издательской деятельности и о восстановлении духовных школ. Патриархия получила разрешение на издание официального органа — Журнала Московской Патриархии (ЖМП); в 1931—1935 выпущено 24 номера. Помимо официальных документов в нём помещались богословские статьи, в основном самого м-та Сергия, который был главным редактором издания.
12 апреля 1932 года постановлением Синода за № 60/б награждён предношением креста при богослужении.
Первые годы фактического (после ареста митрополита Петра) управления митрополита Сергия Патриаршей Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и расколов.
Главная цель, которую преследовал м-т Сергий, издавая Послание, состояла в получении официальной регистрации Временного Патриашего Синода при нём, о чём он сам говорит в Послании:
в мае текущего года, по моему приглашению и с разрешения власти, организовался временный при заместителе патриарший Священный Синод в составе нижеподписавшихся (отсутствуют преосвященный Новгородский Митрополит Арсений, ещё не прибывший, и Костромской архиепископ Севастиан, по болезни). Ходатайство наше о разрешении Синоду начать деятельность по управлению Православной Всероссийской Церковью увенчалось успехом.
Первоначальная реакция на Послание в среде Церкви не была резко критической: так, Послание Соловецких епископов 14 (27) сентября 1927, по существу, выдвигает те же принципы взаимоотношения Церкви с государством [6] .
К концу 1930 насчитывалось до 37 архиереев Патриаршей Церкви, отказавшихся от административного подчинения м-ту Сергию.
Во время Великой Отечественной войны, с середины октября 1941 года до конца августа 1943 года находился в эвакуации в Ульяновске. Ко времени его возвращения в Москву штатный епископат Патриаршей Церкви (без оккупированных территорий) насчитывал уже 18 архиереев.
Патриаршество
4 сентября 1943 состоялась встреча И. Сталина с м-том Сергием и двумя другими иерархами. На встрече присутствовал полковник НКГБ Г. Г. Карпов, будущий председатель Совета по делам Русской Православной Церкви. Митрополиты, по приглашению Сталина, изложили свои пожелания, в числе которых было проведение собора и избрание патриарха. Сталин заверил, что правительство СССР окажет всяческое содействие.
8 сентября 1943 года в новом здании Патриархии в Чистом переулке состоялся собор епископов, который избрал Патриархом Московским и всея Руси Блаженнейшего м-та Сергия. Собор епископов проходил в бывшей резиденции германского посла, в особняке по адресу: Чистый переулок, дом 5, который был предоставлен в распоряжение Патриархии. 12 сентября 1943 года состоялась интронизация новоизбранного патриарха в кафедральном Богоявленском соборе, что в Елохове.
Скончался 15 мая 1944 года. Погребён в подклете Никольского (северного) придела московского Богоявленского собора.
Богословское и литургическое творчество
Автор ряда богословских работ, из которых наибольшей известностью пользуются его сочинения по сотериологии: Православное учение о спасении (Магистерская диссертация. Сергиев Посад, 1895. 2-е изд. Казань, 1898), Вечная жизнь, как высшее благо (Москва, 1895). Интерес привлекает его статья Значение апостольского преемства в инославии (впервые в ЖМП 1932, № 23/ 24, стр. 23 — 24).
Автор акафистов: Воскресению Христову (издан в 1974 году); Божией Матери ради Ея иконы Владимирския (1981) др.
В миру Страгородский Иван Николаевич, родился 11 января 1867 года в Нижегородской губернии в городе Арзамасе, в семье протоиерея Николая Страгородского, где получил глубокое религиозное воспитание.
Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище.
В 1886 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию на историческое отделение.
30 января 1890 года - пострижен в монашество с именем в честь преподобного Сергия Валаамского, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха.
13 июня 1890 года был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. Центром его деятельности стал зарождающийся приход в Киото.
В декабре 1891 года - назначен судовым священником на корабль "Память Азова".
В 1893 году вызван в Санкт-Петербург и назначен исполяющим должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии.
13 декабря 1893 года назначен исполняющим должность инспектора Московской духовной академии.
21 сентября 1894 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.
В 1895 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию "Православное учение о спасении".
В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника духовной миссии святителя Николая Японского. В 1898 году служил в Осаке.
6 октября 1899 года назначен инспектором, а 21 января 1901 года - ректором Санкт-Петербургской духовной академии.
25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополиты Петербургский Антоний (Вадковский), Киевский Феогност (Лебедев) и Московский Владимир (Богоявленский), архиепископ Холмский Иероним (Экземплярский), епископы Кишиневский Иаков (Пятницкий), Гдовский Вениамин (Муратовский), Нарвский Никон (Софийский), Сарапульский Владимир (Благоразумов) и епископ Борис (Плотников), председатель Училищного Совета при Свят. Синоде [1].
В ноябре 1901 - апреле 1903 года вёл религиозно-философские собрания представителей духовенства и общественности созданные по инициативе ряда деятелей творческой интеллигенции для обсуждения проблемы взаимоотношения Церкви, интеллигенции и государства; свободы совести; Церкви и брака; христианской догматики и мн. др. После 22 заседаний собрания были прекращены по личному распоряжению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева.
![]() |
Архиепископ Сергий (Страгородский) |
В 1906 г. участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг.
С этого же года состоял Почетным членом Спб духовной академии.
В марте 1912 г. назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде.
6 мая награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
4 апреля 1913 г. назначен Председателем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде. 14 января 1915 г. - cогласно просьбе, освобожден от должности Председателя Миссионерского Совета. [2]
28 ноября 1917 года был возведен в сан митрополита.
Совратился в обновленческий раскол, издав 16 июня 1922 года в Нижнем Новгороде воззвание о признании каноничности живоцерковно-обновленческого ВЦУ вместе с Евдокимом (Мещерским), Серафимом (Мещеряковым) и Макарием (Знаменским). 27 августа 1923 году принес покаяние и был присоединен к Церкви.
С 18 марта 1924 года - митрополит Нижегородский.
С 10 декабря 1925 года - заместитель Патриаршего Местоблюстителя.
С ноября 1926 года епархией не управлял.
С 27 марта 1926 года снова вступил в управление Русской Церковью, как заместитель Патриаршего Местоблюстителя.
15 февраля 1930 года дал интервью представителям советской печати, которое на следующий день было опубликовано в "Известиях." В интервью он заявил:
"Гонения на религию в СССР никогда не было, и нет. Репрессии, осуществляемые Советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за разные противоправительственные деяния. К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата, и продолжают вести себя, как политические противники Советского государства" [3].
12 апреля 1932 года постановлением за № 60/б награжден предношенем креста при богослужении. С того же года титуловался Горьковским и Арзамасским.
27 апреля 1934 года ему присвоен титул Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского, с правом ношения двух панагий.
22 июня 1941 года в первый день Великой Отечественной войны, ещё до первого военного обращения к народу И. В. Сталина, выступил с "Посланием пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви", которое было в тот же день разослано по всем приходам. В кратком пламенном послании архипастырь подчеркнул что "всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства" и заключил: "Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу" [4].
Скончался 15 мая 1944 года, в 6 ч. 50 м., от кровоизлияния в мозг. 18 мая того же года был погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора.
![]() |
Митрополит Сергий (Страгородский) в 1942 году |
Его собственная ошибка, временное отпадение в обновленческий раскол, сыграла немалую роль в этих событиях, так как поколебала доверие к нему в сознании отдельных иерархов и рядового духовенства.
Отделение ярославской группы во главе с митрополитом Агафангелом было хотя и кратковременным, но тоже болезненным.
Прекратил общение с митрополитом Сергием уважаемый всеми митрополит Кирилл (Смирнов), бывший ранее первым кандидатом на пост Патриаршего Местоблюстителя. Отходили и другие лица и группы, меньшие по количеству входивших туда иерархов (Викторианский раскол, Даниловская и Мечевская группировки и другие).
Наиболее умеренная часть оппозиционеров продолжала признавать митрополита Сергия законным главой Церкви, хотя и с большой горечью в душе, считая некоторые его действия и распоряжения неправильными.
Отколовшиеся в разной степени удалялись от митрополита Сергия и возглавляемой им Церкви, причем самые крайние из них доходили до того, что действия митрополита Сергия считали изменой православию, его самого чуть ли не предтечей антихриста, молитвенное общение с его сторонниками - грехом, а таинства совершаемые ими - безблагодатными.
Из тех, которые остались верными ему, как законному главе Церкви, многие все-таки осуждали его поступки и выступления, но говорили, что это его личный грех, за который но сам будет держать ответ перед Господом. Ереси он никакой не проповедует, поэтому нельзя прерывать с ним молитвенного общения.
По отношению ко всем иерархам, отделившихся от общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий держался такого метода: Сначала он писал им, затем увещевал, просил отказаться от принятого ими неправильного пути. Указывал на большой церковный вред, причиненный расколами. Если не действовали ни увещания, ни предупреждения , то созывалась сессия Синода и выносилось постановление о лишении виновных кафедр и запрещении их в священнослужении.
Многие из увещательных писем митрополита Сергия были проникнуты глубоким чувством, как например, его письмо к митрополиту Агафангелу, в котором увещающий пишет:
"Мы с Вами подошли уже к той черте, когда остается только одно: дать ответ на судище Христовом. Во имя этого нашего общего упования и во имя блага святой церкви прошу Вас и молю не разрывайте общения с нами, не переходите на сторону наших врагов".
В середине 1930-х проездом из северных лагерей во Владимирскую ссылку в Москве находился архиепископ Филипп (Гумилевский); он зашел в канцелярию митрополита Сергия в Бауманском переулке, надеясь увидеть владыку, но тот был в отъезде. Тогда архиепископ Филипп оставил митрополиту Сергию письмо, в котором были такие строки: "Дорогой Владыко, когда я думаю о Вас, стоящем на ночных молитвах - я думаю о Вас, как о святом праведнике; когда же я размышляю о Вашей повседневной деятельности, то я думаю о Вас, как о святом мученике. " На следующий день митрополит Сергий прочитал письмо, растроганно прижал его к груди и сказал: "С таким письмом и на Страшный Суд предстать не страшно". Потом подал письмо отцу Сергию Лебедеву и сказал: "Подшей-ка, Сережа, в мое личное дело. Много будут судить обо мне, пусть хоть эти добрые слова прочтет кто-нибудь". Позднее отец Сергий, глубоко уважавший и любивший обоих - и автора письма, и адресата - рассказывал об этом своим близким.
Оценки
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
"Невозможно измерить весь масштаб личности Святейшего Патриарха Сергия. Он не дал безбожной власти повода уничтожить Церковь и стереть с лица земли, ссылаясь на политические причины. И хотя в 30-е годы начались страшные гонения, связанные с закрытием большинства остававшихся в то время храмов, с уничтожением практически всего епископата и духовенства, тем не менее, ядро Церкви сохранялось.
. мы дотянули до 90-х годов, когда положение Церкви в нашей стране изменилось. Мы были очень ослаблены. Мы были всеми критикуемы - и своими, и внешними. Никто не считал возможным возрождение Русской Церкви, особенно те, кто в начале 90-х вошел в нашу страну как некие крестоносцы, желая искоренить остатки православной веры и обратить наших людей в веру иную. Но они ошиблись, потому что смиренное служение Церкви, которое стало возможным благодаря жизненному подвигу Святейшего Сергия, привело к тому, что появилось новое поколение епископата, духовенства, способное защищать Церковь и укреплять веру Христову. Ничего бы этого не было, не было бы служителей моего и следующего поколений, если бы Патриарх Сергий, поступившись своим авторитетом, не сделал того, что сделал, остановив руку гонителей.
Вокруг таких личностей, как Патриарх Сергий, никогда не перестанут спорить и что-то доказывать, потому что подобные споры всегда имеют идеологические оттенки. Уничижающие Патриарха Сергия стремятся не явить полную историческую правду, а бросить тень на его последователей, на всю Русскую Православную Церковь. С другой стороны, все те, кто защищал Патриарха Сергия в самые трудные годы, жизнью своей засвидетельствовали верность Христу и Русской Православной Церкви" [5].
Видео
"Ангел Русской Церкви против отца всех народов" (док. фильм, реж. В. Золотуха)
Сочинения
- В честь "Владимирской иконы Божией Матери".
- В честь "Боголюбской иконы Божией Матери".
- В честь "Умиления иконы Божией Матери".
- В честь "Воскресения Христова".
- "Святому Духу".
- "Живоносному древу Креста Господня".
- "Преп. Сергию и Герману Валаамским чудотворцам".
- "Преп. Сергию Радонежскому".
Литература
Использованные материалы
[2] В книге Патриарх Сергий и его духовное наследство" на с. 183 ошибочно указан год освобождения от должности Председателя Миссионерского Совета 1917-й, см "Церковные Ведом." 1915, № 3, с. 26.
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
В миру Страгородский Иван Николаевич, в Нижегородской губернии в городе Арзамасе, в семье протоиерея Николая Страгородского, где получил глубокое религиозное воспитание.
Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище.
В августе 1880 года поступил в Нижегородскую духовную семинарию
В 1886 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию на историческое отделение.
30 января 1890 года - пострижен в монашество с именем в честь преподобного Сергия Валаамского, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха.
9 мая 1890 года окончил духовную академию со степенью кандидата богословия.
13 июня 1890 года был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. Центром его деятельности стал зарождающийся приход в Киото.
В декабре 1891 года - назначен судовым священником на корабль "Память Азова".
В 1893 году вызван в Санкт-Петербург и назначен исполяющим должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии.
13 декабря 1893 года назначен исполняющим должность инспектора Московской духовной академии.
21 сентября 1894 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.
В 1895 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию "Православное учение о спасении".
В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника духовной миссии святителя Николая Японского. В 1898 году служил в Осаке.
29 июля 1899 года определен ректором Санкт-Петербругской духовной семинарии.
6 октября 1899 года назначен инспектором, а 21 января 1901 года - ректором Санкт-Петербургской духовной академии.
25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополиты Петербургский Антоний, Киевский Феогност и Московский Владимир, архиепископ Холмский Иероним, епископы Кишиневский Иаков, Гдовский Вениамин, Нарвский Никон, Сарапульский Владимир и епископ Борис.
В ноябре 1901 - апреле 1903 года вёл религиозно-философские собрания представителей духовенства и общественности созданные по инициативе ряда деятелей творческой интеллигенции для обсуждения проблемы взаимоотношения Церкви, интеллигенции и государства; свободы совести; Церкви и брака; христианской догматики и мн. др. После 22 заседаний собрания были прекращены по личному распоряжению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева.
С 6 октября 1905 г. - архиепископ Финляндский и Выборгский.
В 1906 г. участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг.
С этого же года состоял Почетным членом Спб духовной академии.
С 6 мая 1911 г. - член Святейшего Синода.
В марте 1912 г. назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде.
6 мая награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
4 апреля 1913 г. назначен Председателем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде. 14 января 1915 г. - cогласно просьбе, освобожден от должности Председателя Миссионерского Совета.
В 1917 - 1918 годах - участник Всероссийского Священного Собора в Москве
С 10 августа 1917 года - архиепископ Владимирский и Шуйский.
28 ноября 1917 года был возведен в сан митрополита.
Совратился в обновленческий раскол, издав 16 июня 1922 года в Нижнем Новгороде воззвание о признании каноничности живоцерковно-обновленческого ВЦУ вместе с Евдокимом (Мещерским), Серафимом (Мещеряковым) и Макарием (Знаменским). 27 августа 1923 году принес покаяние и был присоединен к Церкви.
С 18 марта 1924 года - митрополит Нижегородский.
С 10 декабря 1925 года - заместитель Патриаршего Местоблюстителя.
С ноября 1926 года епархией не управлял.
С 27 марта 1926 года снова вступил в управление Русской Церковью, как заместитель Патриаршего Местоблюстителя.
15 февраля 1930 года дал интервью представителям советской печати, которое на следующий день было опубликовано в "Известиях." В интервью он заявил:
"Гонения на религию в СССР никогда не было, и нет. Репрессии, осуществляемые Советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за разные противоправительственные деяния. К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата, и продолжают вести себя, как политические противники Советского государства".
12 апреля 1932 года постановлением за № 60/б награжден предношенем креста при богослужении. С того же года титуловался Горьковским и Арзамасским.
27 апреля 1934 года ему присвоен титул Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского, с правом ношения двух панагий.
22 июня 1941 года в первый день Великой Отечественной войны, ещё до первого военного обращения к народу И. В. Сталина, выступил с "Посланием пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви", которое было в тот же день разослано по всем приходам. В кратком пламенном послании архипастырь подчеркнул что "всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства" и заключил: "Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу".
8 сентября 1943 года Собором русских иерархов был избран патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября того же года состоялась его интронизация в Московском кафедральном Богоявленском соборе.
Скончался 15 мая 1944 года, в 6 ч. 50 м., от кровоизлияния в мозг. 18 мая того же года был погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора.
Первые годы управления митрополита Сергия Русской Православной Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и расколов. Далеко не все признали митрополита Сергия законным главой Церкви с того самого момента, когда он принимал управление, а многие отделились от него в последующие годы, особенно после декларации, выпущенной им 16/29 июля 1927 года.
Его собственная ошибка, временное отпадение в обновленческий раскол, сыграла немалую роль в этих событиях, так как поколебала доверие к нему в сознании отдельных иерархов и рядового духовенства.
Отделение ярославской группы во главе с митрополитом Агафангелом было хотя и кратковременным, но тоже болезненным.
Прекратил общение с митрополитом Сергием уважаемый всеми митрополит Кирилл (Смирнов), бывший ранее первым кандидатом на пост Патриаршего Местоблюстителя. Отходили и другие лица и группы, меньшие по количеству входивших туда иерархов (Викторианский раскол, Даниловская и Мечевская группировки и другие).
Наиболее умеренная часть оппозиционеров продолжала признавать митрополита Сергия законным главой Церкви, хотя и с большой горечью в душе, считая некоторые его действия и распоряжения неправильными.
Отколовшиеся в разной степени удалялись от митрополита Сергия и возглавляемой им Церкви, причем самые крайние из них доходили до того, что действия митрополита Сергия считали изменой православию, его самого чуть ли не предтечей антихриста, молитвенное общение с его сторонниками - грехом, а таинства совершаемые ими - безблагодатными.
Из тех, которые остались верными ему, как законному главе Церкви, многие все-таки осуждали его поступки и выступления, но говорили, что это его личный грех, за который он сам будет держать ответ перед Господом. Ереси он никакой не проповедует, поэтому нельзя прерывать с ним молитвенного общения.
По отношению ко всем иерархам, отделившимся от общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий держался такого метода: Сначала он писал им, затем увещевал, просил отказаться от принятого ими неправильного пути. Указывал на большой церковный вред, причиненный расколами. Если не действовали ни увещания, ни предупреждения , то созывалась сессия Синода и выносилось постановление о лишении виновных кафедр и запрещении их в священнослужении.
Многие из увещательных писем митрополита Сергия были проникнуты глубоким чувством, как например, его письмо к митрополиту Агафангелу, в котором увещающий пишет:
"Мы с Вами подошли уже к той черте, когда остается только одно: дать ответ на судище Христовом. Во имя этого нашего общего упования и во имя блага святой церкви прошу Вас и молю не разрывайте общения с нами, не переходите на сторону наших врагов".
В середине 1930-х проездом из северных лагерей во Владимирскую ссылку в Москве находился архиепископ Филипп (Гумилевский); он зашел в канцелярию митрополита Сергия в Бауманском переулке, надеясь увидеть владыку, но тот был в отъезде. Тогда архиепископ Филипп оставил митрополиту Сергию письмо, в котором были такие строки: "Дорогой Владыко, когда я думаю о Вас, стоящем на ночных молитвах - я думаю о Вас, как о святом праведнике; когда же я размышляю о Вашей повседневной деятельности, то я думаю о Вас, как о святом мученике. " На следующий день митрополит Сергий прочитал письмо, растроганно прижал его к груди и сказал: "С таким письмом и на Страшный Суд предстать не страшно". Потом подал письмо отцу Сергию Лебедеву и сказал: "Подшей-ка, Сережа, в мое личное дело. Много будут судить обо мне, пусть хоть эти добрые слова прочтет кто-нибудь". Позднее отец Сергий, глубоко уважавший и любивший обоих - и автора письма, и адресата - рассказывал об этом своим близким.
Патриарх Сергий (Страгородский) / Сост. О. Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 160 с. : ил. — (На страже веры).
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский; 1867–1944) всего несколько последних месяцев своего епископского служения носил сан патриарха. Но как Патриарший Местоблюститель он почти восемнадцать лет управлял Русской Церковью. Борец за сохранение Церкви в эпоху жесточайших гонений, выдающаяся личность, подвижник и молитвенник, истинный пастырь, он являлся также крупнейшим ученым в области богословия, церковной истории и философии, миссионером, церковным писателем, знатоком новых и древних языков, автором богослужебных текстов. Книга знакомит читателя с его жизнью и трудами.
Род Страгородских славился потомственными священнослужителями-подвижниками. Один из них, владыка Сильвестр Страгородский (1725–1802), епископ Крутицкий и Можайский, настоятель Московского Спасо-Андроникова монастыря, был погребен в этом же монастыре.
30 января 1890 года, в день памяти трех святителей, двадцатитрехлетний Иван (имя патриарха Сергия при крещении) и его друг Яков были пострижены в монашество с именами Сергия и Германа, валаамских святых подвижников. В этом же, 1890 году, отец Сергий был рукоположен в иеродиакона, затем во иеромонаха.
С 1917 года владыка Сергий — архиепископ Владимирский и Шуйский, в том же году он возведен в сан митрополита.
В январе 1921 года митрополит Сергий был арестован и несколько месяцев находился в Бутырской тюрьме. На свободу он вышел только весной, на Пасху.
15 мая 1944 года, в шесть часов пятьдесят минут, Святейший Патриарх Сергий (Страгородский) скончался от кровоизлияния в мозг в возрасте семидесяти семи лет.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!
Читайте также: