Сергеев ценский в крыму кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

3) воспитывать интерес к предмету.

Материалы к уроку

I .Историко-биографический комментарий

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (настоящая фамилия - Сергеев) родился 18 сентября (30 н.с.) 1875 г. на реке Цне (отсюда и псевдоним его - Ценский) в селе Преображенское Тамбовской губернии в семье учителя, большого любителя чтения. Это в значительной степени повлияло на мировоззрение сына. Воспитанный на стихотворениях Пушкина, Лермонтова и баснях Крылова, многие из них он выучил наизусть, а в семь лет и сам стал сочинять стихи.

После окончания гимназии юноша поступает в Глуховский учительский институт, где, не отвлекаясь от учебы, в которой преуспевает, продолжает писать стихи. Позднее многие из стихотворений этого периода войдут в его первый поэтический сборник "Думы и грезы" (1901).

Окончив институт в 1895, получает назначение в гимназию, но по собственному желанию отбывает воинскую повинность и только через год становится учителем русского языка в Каменец-Подольске. Понимая, что для творчества необходимо знание жизни, часто меняет "окружающую обстановку и пейзаж": работает в Харьковском, Одесском, Московском учебных округах, в Павлодаре и в Тальсене (под Ригой).

В Крым писатель прибыл во время русско-японской войны, в апреле 1905г. для прохождения воинской службы. "Крым, его природа, Черное море одарили меня многим, - говорил он. - В моих произведениях они занимают главное место. Так случилось, что я стал певцом Крыма, его красоты и всего героического, что здесь произошло". В бурные революционные годы командование предпочло незаметно отделаться от офицера - «бунтовщика" и отчислило его из армии. Тогда, в декабре 1905г. писатель решил поселиться вблизи Алушты, в Профессорском уголке (сейчас Рабочий уголок).

II . Это интересно

Музей открыт 6 мая 1962 г. в доме, который был построен в 1906 г. на склоне горы Хурда-Тарлы, которая ныне называется Орлиной. Здесь в течение 1906-1958 гг. жил Сергеев-Ценский (Сергеев Сергей Николаевич) - (30.IX.1875-3.XII.1958) - русский советский писатель.

Шагальня

Дом окружен парком-садом, с большой любовью взлелеянным писателем на бывшем пустыре. В этом доме С. Н. Сергеев-Ценский написал романы-эпопеи "Преображение России", "Севастопольская страда", а также много других романов, повестей, стихотворений и басен. Дом был свидетелем многих интересных встреч С. Н. Сергеева-Ценского с писателями: А. Куприным, И. Шмелевым, М. Горьким, К. Чуковским, А. Новиковым-Прибоем, С. Маршаком, К. Треневым, А. Перегудовым, А. Первенцевым, Е. Поповкиным и другими.

Во время Великой Отечественной войны дом был разрушен немецко-фашистскими захватчиками, восстановлен в 1946 г., в настоящее время он состоит из пяти комнат и трех веранд. В комнатах дома (кабинет, библиотека, столовая, гостиная, комната жены) полностью сохранена обстановка, которая была при жизни писателя. В бывшей зимней кухне представлена часть интерьера рабочего кабинета из московской квартиры. Комнаты опоясывают три веранды. Южную А. Куприн прозвал "шагальней", так как писатель любил расхаживать по ней, обдумывая свои произведения. На западной и восточной размещается литературная экспозиция, раскрывающая жизнь и творческую деятельность С. Н. Сергеева-Ценского. Это единственный в стране музей, где собрано большинство материалов, связанных с жизнью и творчеством писателя. В фондах музея насчитывается более 22 тысяч музейных предметов: рукописи, документы, архивные материалы, книги, журналы, личные вещи, картины И. Е. Репина, С. Колесникова, С. Семирадского и других художников. В личной библиотеке писателя насчитывается более 10 тысяч единиц, имеются уникальные издания.

Писатель похоронен в своей усадьбе, рядом с домом. Над могилой установлен памятник.

В Литературно-мемориальном музее в настоящее время проводятся конференции, литературные чтения с участием учёных и писателей страны, а также - дни открытых дверей, литературные вечера и даже встречи с теми, кто лично знал писателя…

Фоторяд : в музее С.Сергеева-Ценского в Алуште

III . Литературное творчество (обзор )

Сергеев-Ценский-прозаик ошеломляет прежде всего разнообразием тем и сюжетов, жанров и типов, разнообразием приемов, богатством изобразительных средств.

Его наследие составляют этюды и стихотворения в прозе, повести бытовые и психологические, романы психологические и исторические, новеллы психологические и бытовые, поэмы и эпопеи.

Раннему творчеству С.Н.Сергеева-Ценского присущи основные черты импрессионизма, а именно фрагментарность, эпизодичность изображаемого и эмоциональность, стремление к передаче впечатлений, настроений, атмосферы восприятия. Импрессионистичность стиля придает прозе писателя магическое своеобразие. Также стиль Сергеева-Ценского отличает яркая образность; его описания природы, изображения характеров и батальные сцены богаты сравнениями и метафорами. Свое своеобразие он четко определял так: “ Из меня получился художник-красочник, пейзажист , в чем и заключается мое своеобразие”.

Слово учителя

1.Работа с текстом произведения.

Какова сюжетная линия поэмы? Где завязка, кульминация, развязка?

1)Дворник Назар ищет печника и находит Федора.

2) Подъем к даче на перевал.

3) Федор забыл инструменты. Назар уходит за ними в городок.

4) 10 утра, Федор начал работать. Семья Назара: жена Зиновья, сыновья – Ванятка, Фанаска. Изображение божьего мира.

5)Федор работает и вспоминает былое.

(Федор: «…тетка у моей жены в Керчи погреб себе копала, две генуецких вазы нашла: одна ваза золотая - полнехонька с золотом, другая серебряная - с серебром полна…

- Клад - вот он клад! - с азартом стучит себя пальцем по лбу Назар. -Ежели у кого шарик работает. Две руки тебе даны, вот это тебе кла-ад. Ты только на людей не тянись, не нагоняй лени - вот тебе клад. Ах-ах, народ!)

6)После обеда Назар с семьей работает во дворе, а Федор лег спать.

7)Федор уходит без денег, не выполнив работу .

Вывод : Автор не гонится за эффектами внешней занимательности, он избегает резких поворотов, зигзагов сюжетной линии. Он показывает героев не в исключительных, а в типических обстоятельствах. Особенности композиции: лирическое отступление, развернутые картины природы.

2. Анализ образов.

Какими вы представляете себе главных героев?

«- Да у тебя и жены-то нет, хромой, что врешь все?

«- Клад - вот он клад! - с азартом стучит себя пальцем по лбу Назар. -Ежели у кого шарик работает. Две руки тебе даны, вот это тебе кла-ад. Ты только на людей не тянись, не нагоняй лени - вот тебе клад. Ах-ах, народ!

3.Картины природы в произведении

Слово учителя . Одним из главных образов творчества С.Сергеева-Ценского является образ природы, жизнь которой связана с жизнью человека. Природа в творчестве С.Сергеева-Ценского представляется живой и гармоничной.

Пейзаж произведения богат слуховыми, зрительными и обонятельными ощущениями. Заполните таблицу примерами из текста.

« расплавляясь в солнечном воздухе, доплывают сюда

звуки шарманки . Здесь они не режут уха, здесь они согласованы с небом,

« Густо пахнет вялым виноградным листом, около земли припеченным,

Вывод : Пейзажная живопись Сергеева - Ценского необыкновенно самобытна и колоритна. Пейзаж представляет собой синкретичное сплетение образов, звуков, запахов, создающее эффект присутствия на месте действия, управляющее эмоциями читателя, что в немалой степени способствует раскрытию писательского замысла. Сочные пейзажные картины Сергеева-Ценского доставляют читателю огромное наслаждение.

4.Художественные особенности произведения

Стилистические фигуры :

Синтаксические конструкции:

- ряды однородных членов : фартук у Федора «из грязи, сала, холстины, глины,

5.Работа с текстом

Определите художественные средства , используемые автором в отрывке.

Повествование перебивается лирическим отступлением . В прозе Сергеева-Ценского

это как бы беседы автора с читателем по душам.. Писатель как бы высказывает свои мысли вслух, делится с читателем впечатлениям, любуется, восхищается и требует от него сопереживания - сострадания или же сорадования.

Задание : Каким настроением проникнуто лирическое отступление? Какие художественные средства использует автор?

(Интимность придают разговорные интонации : то сдержанно изумленные, то неназойливо убеждающие, то задумчивые, полувопросительные, чуть-чуть неуверенные, обычно возникающие в тех случаях, когда человек к чему-либо приглядывается, прислушивается, вовне или в самом себе, и не может еще найти этому окончательного определения. )

Вывод . Отсутствие внешней занимательности Сергеев-Ценский восполняет выразительностью портретной живописи, своеобразием описаний природы, поэтичностью и взволнованностью лирического отступления. Для автора нет ничего отвлеченного и нет ничего мертвого в мире – все живое, все облечено плотью и все одушевлено, все одухотворено.

6.Смысл названия

Слово учителя . Зачастую главенствующую роль в произведениях Сергеева-Ценского играют сверхобразы, составляющие схему-каркас всего произведения. Солнце - древнейший космический символ, известный всем народам.

Проблемный вопрос. Почему автор остановился на таком названии произведения? Докажите, что образ солнца, главенствующий, определивший название, "наводняет" пространство. Приведите примеры из текста.

Вывод . В начале ХХ в. этот писатель стоял у истоков неореализма, синтезирующего реалистические и символические элементы. Образы-символы, зачастую отнесенные в заглавие его произведения, не только раскрывают социальные взаимодействия и противоречия, но и приобретают обобщенно-философский смысл. Использование образов-символов способствует приданию реалистичной и будничной ситуации обобщенного, метафорического смысла.

V . Рефлексия. Словесное рисование . Какие образы крымской природы, созданные автором , вам запомнились?

(Кипарисы, купающиеся в голубом зное; раскаленная набережная; белые чайки ; мимозы сладко пахнут; виноградники и сады, море с голубыми жилками; от солнца сплошного все струится, и движется, и тает…)

VI .Домашнее задание. Есть ли в описании Крыма С.Н.Сергеевым-Ценским нечто, утратившее свою актуальность? Каким вам видится Крым?

Список литературы:

2. Чалмаев Виктор - С солнцем в крови Книга: С.Н.Сергеев-Ценский. "Неторопливое солнце". Роман. Повести. Рассказы .- Издательство "Современник", Москва, 1985

3. Сухоруков В.Н. Крым в лицах и биографиях.- Симферополь:Атлас-Компакт,2007.-410.

Мальчик рано потерял родителей и вынужден был стать самостоятельным.

В обители тихой при свете лампады
Ведёт свою летопись он;
Встают пред глазами немые громады
Забытых народом времён.

Прошла его молодость бурным потоком,
Кипящим, гремучим ключом;
Он многое видел приметливым оком,
И должен поведать о том.

Как старый, бывалый и опытный воин,
В жестоких боях закалён,
Он пишет — правдив, равнодушен, спокоен,
Ни злом, ни добром не смущён.

Лампада горит до минуты рассветной,
Светя на задумчивый лик,
Склонясь над своею работой заветной,
Сидит летописец-старик.

Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь,
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь!

Полвека прожиты на Орлиной горе, и потому завещанием звучат его поэтические строки:

С последней просьбой обращаюсь к вам:
Похоронить меня, как старого солдата, —
На той земле, которую я сам
Копал киркой и штыковой лопатой.

Достаточно сказать, что исследователи нашли в произведениях Сергеева-Ценского примерно сто описаний Чёрного моря, и ни одно не повторяется. И немудрено: море он наблюдал ежедневно на протяжении более полувека – с тех пор, как стал жителем Алушты в начале XX столетия.

ЦЕНСКИЙ – ОТ НАЗВАНИЯ РЕКИ

Сергей Николаевич Сергеев – уроженец Тамбовской земли. Литературный псевдоним Ценский писателю подарила река Цна, на берегах которой он родился. Его отец, по профессии учитель, был участником обороны Севастополя 1854-1855 годов. Мать – терская казачка.

УЧИЛСЯ НА УКРАИНЕ

ЛЮБИЛ ПОРЯДОК

Рядом расположен рабочий кабинет. На массивном письменном столе сохраняется порядок, установленный хозяином.

ПУТЬ ПОЭТА

КРЫМ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ

НА ЗАЩИТЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Вскоре Сергеев-Ценский достойно ответил на проявленную о нём заботу. Когда Лаура была арестована вновь захватившими Крым белогвардейцами, Сергей Николаевич выступил на суде в защиту большевички. Лаура была освобождена.

ЛАУРЕАТ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ I СТЕПЕНИ

В Алуште Сергеев-Ценский прожил более полувека. Он покидал Крым только один раз, в 1941-1944 годах, находясь в эвакуации.

МУЗА ПИСАТЕЛЯ

УВЕКОВЕЧЕН В ИСТОРИИ

Согласно завещанию, Сергеев-Ценский был похоронен на территории своей усадьбы, рядом с беседкой, в которой любил отдыхать. В Алуште установлены три памятника писателю: беломраморный – в центре города, из крымского диорита – на могиле. А бюст, выполненный из мраморной крошки, украшает экспозицию литературно-мемориального музея.

1875–1958

русский советский писатель

из письма М. Горького С. Н. Сергееву-Ценскому

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский родился 18 сентября 1875 года в селе Преображенском Тамбовской губернии, окончил Глуховский учительский институт.

С началом русско-японской войны 1904–1905 годов С. Сергеева призвали в армию, но вскоре уволили с воинской службы.

В 1905 году Сергей Николаевич оказался в Крыму, годом позже купил участок земли под Алуштой и по собственному проекту построил дом, в котором прожил более 50 лет. Выезжал отсюда писатель редко, самым продолжительным временем отсутствия стала эвакуация в Алма-Ату в 1941–1944 годах.

Писатель-баталист настолько полюбил Алушту, что и не помышлял жить где-либо еще. В своих стихах признавался в особом отношении к этому городу:

Вторая родина моя –

Алушты край уединенный.

Полвека здесь я, в ширь влюбленный,

Читаю книгу бытия.

Он умер в Алуште 3 декабря 1958 года и был похоронен рядом с домом.

Академик-скульптор Николай Томский установил здесь памятник академику-писателю С. Н. Сергееву-Ценскому. С 1962 года в его доме был организован музей, а в Симферополе одна из центральных улиц названа его именем.

Читайте также: