Сенсуализм д локка и дж беркли и агностицизм д юма кратко

Обновлено: 30.06.2024

Локк различает внешний и внутренний опыт познания предметов окружающего мира на основе выделения в нем первичных и вторичных качеств. Так, протяженность, длительность, конфигурация, тяжесть и другие первичные качества принадлежат самим вещам, и они объективны. Что же касается показаний органов чувств (цвет, звук, запах, вкус, боль, тепло, холод и т. п.), то они являются вторичными качествами, принадлежащими определенному субъекту. Чувства, переживания, идеи, мысли присущи только нам, а не телам и вещам. Отсюда проистекает постановка таких вопросов: пахнет ли роза, когда ее не нюхают? Сладкий ли сахар? Белый ли снег? Зеленая ли трава? И т. д.

Такова по своей сути социокультурная и гносеологическая основа, на которой вырастала и формировалась философия Нового времени. Гносеологический, теоретический и научно-практический познавательный поворот в начальный период еще не означал отрыва философии от своего онтологического корня. Неслучайно проблема субстанции оказалась в центре философских учений Декарта, Спинозы и других представителей рационализма. Эту позицию разделяли и многие сенсуалисты. Онтологическое обоснование теории познания может быть выражено следующим образом: если мышление истинно, то это есть мышление бытия. Само мышление определяется не субъективным устройством ума, а структурой предмета познания, самым бытием и его структурной определенностью.

С резкой критикой материи как вещественной (субстанциональной) основы тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как пустом вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка об опытном характере рефлексивных способностей человека выступил английский философ субъективно-идеалистического направления Джордж Беркли (1685–1753). Беркли доказывал, что мы в состоянии воспринять лишь свои собственные ощущения. Мы воспринимаем не вещи как таковые, не суть вещей, а лишь свойства этих вещей, которые воздействуют на наши органы чувств. По Беркли, все наши восприятия относительны, они зависят от психологических особенностей субъекта. Его философское кредо можно сформулировать так: быть, существовать — значит быть воспринимаемым.Даже вторичные качества реального мира: вкусы, запахи, цвета, звуки, сладость сахара или горечь уксуса, свежесть утра или запах розы, тепло или холод — не существуют вне нашего восприятия, не имеют своей реальности вне разума.

Тем более это следует отнести к так называемым первичным качествам, реальности материи в ее протяженности, форме, плотности, тяжести, движении или покое. Вещи, которые человек воспринимает в их собственных и реальных качествах, — также не более того, как суть его собственных идей и собственных ощущений. И никакая идея не может существовать иначе, как только в уме воспринимающего.

Субъективно-идеалистические воззрения занимали и занимают весьма значительное место в истории философии вплоть до наших дней.

В качестве практического задания студентам стоит самим поразмышлять над вопросом: какие же основания имеются и почему они так живучи, чтобы всерьез считать, что мир существует независимо от нас и от наших ощущений, а мы в состоянии воспринять лишь свои собственные идеи и представления о мире?

Джон Локк

В философии есть два противоборствующих направления теории познания — сенсуализм и рационализм. Если сенсуализм признаёт основным источником познания органы чувств, то рационализм отдаёт предпочтение разуму. В этой статье мы сосредоточим внимание на сенсуализме — рассмотрим ключевые идеи данного направления, познакомимся с его основными представителями.

Что такое сенсуализм?

Помимо того, что сенсуализм – это направление в теории познания, сам он также подразделяется на два направления:

  • Крайний сенсуализм. Сторонники данного направления исходят из того, что все знания без исключения являются следствием чувственного опыта, и никакого познания не может быть без взаимодействия с внешним миром.
  • Умеренный сенсуализм. В данном направлении признаётся влияние разума на процесс познания. Разуму отдаётся систематизирующая роль, кроме того, допускается, что не всякий чувственный опыт даёт достоверные знания, и критическое осмысление разумом помогает установить его истинность.

Когда говорят о сенсуализме вообще, чаще всего подразумевают крайнюю его форму. В ней принято отталкиваться от следующих постулатов:

Основные идеи сенсуализма

Основные идеи сенсуализма были сформулированы тремя британскими философами: Джоном Локком (1632-1704), Джорджем Беркли (1685-1753) и Дэвидом Юмом (1711-1776). Чтобы лучше понять, что такое сенсуализм и в чём заключаются его основные идеи, давайте подробно ознакомимся со взглядами каждого из этих трёх мыслителей.

Сенсуализм Джона Локка

Джон Локк

Согласно теории познания Джона Локка, любая простая идея, возникающая в нашей голове, является продуктом чувственного опыта. При этом чувственный опыт может быть внешним (при восприятии внешнего мира) или внутренним (при исследовании собственной души). Примером внутреннего опыта является рефлексия, которая также может порождать новые простые идеи, несмотря на то, что человек при этом никак не взаимодействует с внешним миром (точнее, взаимодействует с ним в своём воображении).

Сложные идеи формируются на основе размышления – процесса, представляющего собой всевозможные взаимодействия простых идей. В результате их объединения возникают сложные идеи, которые не могут быть получены посредством чувственного опыта. К примеру, представление об определенном объекте является сложной идеей, которая формируется на основании простых знаний о его свойствах.

Важным аспектом в теории познания Джона Локка является разделение качеств на первичные и вторичные. К первичным относятся объективно существующие качества: форма, масса, размер. Вторичные качества связаны со спецификой наших органов чувств (цвет, вкус, запах и прочие свойства, зависящие от восприятия). К примеру, глядя на головку камамбера (популярный сорт сыра с плесенью), люди могут по-разному воспринимать её вид и запах. Одни будут находить её аппетитной, другие – не очень. Но оспаривать её форму и размер никто не станет.

Сенсуализм Джорджа Беркли

Джордж Беркли

Если сенсуализм Локка тяготеет к материализму, то Джордж Беркли был сторонником идеализма. В частности, Локк признаёт объективность первичных качеств, Беркли же исходит из утверждения, что все качества являются вторичными. Свою точку зрения он аргументирует тем, что качества, первичные по Локку, не всегда являются объективными.

К примеру, предмет, кажущийся тяжёлым одному, будет лёгким для другого. А нечто большое на расстоянии выглядит гораздо меньшим. Более того, для ребёнка большим выглядит предмет, кажущийся небольшим взрослому человеку (то есть, дело именно в субъективности восприятия, а не только в расстоянии или ракурсе). А значит, и здесь присутствует зависимость от органов чувств. Основываясь на этих аргументах, Беркли приходит к выводу, что все качества вторичны.

Сенсуализм Дэвида Юма

Дэвид Юм

Как и Джордж Беркли, Дэвид Юм придерживался идей субъективно-идеалистического сенсуализма. Однако если Беркли считал, что материального мира не существует вообще, то позиция Юма была менее категоричной. Он пришёл к выводу, что мы не можем однозначно судить по одним только ощущениям как о том, что материальный мир существует, так и о том, что его не существует.

То есть, имея в своём распоряжении только ощущения, мы не можем установить реальные факты. Кроме того, Юм отрицает религиозные и мистические концепции, утверждая, что мы никак не можем установить достоверно, существует ли Бог (и другие божественные и мистические существа и явления) или нет. В связи с этим многие современные исследователи называют Юма агностиком.

Сенсуализм в философии Новейшего времени

Ещё одним известным сторонником был австрийский физик и философ-позитивист Эрнст Мах. Изучая, как работают слух, зрение и другие чувства, он пришёл к выводу, что наши представления об окружающем мире не особо точно отражают его природу, многие из них являются вымышленными или несущественными, в то же время существенные свойства мы часто никак не воспринимаем. Позже на основе исследований Маха возникли такие учения как неореализм, бихевиоризм и нейтральный монизм.

Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?

В 17-18 веке философы осознали, что пришло время переосмыслить критерии истины. В связи с этим бурно развивались рационализм, эмпиризм и сенсуализм. При этом эмпиризм и сенсуализм во многом похожи между собой. Они базируются на общих положениях, в каждом из них за источник всех знаний принимается чувственное познание.

Ключевые отличия между эмпиризмом и сенсуализмом сформулировал английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Фрэнсис Бэкон

Он привёл следующие тезисы:

  • В эмпиризме принимается, что чувства являются источником знаний, но и разум также важен.
  • В эмпиризме для извлечения знаний из чувственного опыта необходимо взаимодействие чувств и разума.
  • Сенсуализм ориентирован на пассивное созерцание. В эмпиризме поощряется вмешательство в изучаемые процессы.

Также, разницу между сенсуализмом, рационализмом и эмпиризмом можно объяснить тремя метафорами:

Заключение

Сенсуализм – это концепция, рассматривающая чувственное познание в качестве единственного источника знаний. При этом разум считается лишь продуктом чувственного опыта. В умеренном сенсуализме ему приписывают функцию систематизации и анализа достоверности. В крайнем сенсуализме роль разума вторична, и единственным источником истины считаются чувства. Так или иначе, сенсуалисты считают, что ощущения формируют разум, а не наоборот.

Познание выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира , включая человека и жизнь общества.

Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное познание (живое созерцание) 2- логическое (рациональное) познание (абстрактное мышление).

Каждая из этих ступеней имеет свои формы:

Формы чувственного познания

1. Ощущение (дает элементарный чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений)

2. Восприятие (дает целостный конкретно чувственный наглядный образ предметов и явлений)

3. Представление - чувственно - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях. Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности.

Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д. Локк, Кондильяк и др.) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах.

Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации.Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математическими истинами и т. д.

Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В этом смысле сенсуалистическое положение "Все знания проистекают из ощущений" впол-не согласуется у него с положением "Все знания приобретаются из опыта".

Видными представителями С. являлись такие англ. философы 17—18 вв.: Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли и Д. Юм. Гоббс под влиянием Г. Галилея, П. Гассенди и др. рассматривал чувственные качества как формы восприятия, а не свойства самих вещей, разграничивая, напр., протяженность, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом. Локк настаивал, что все знание происходит из внешнего и внутреннего опыта, из ощущений и рефлексии. В основе знания лежат простые идеи, из которых посредством соединения, сопоставления, абстрагирования разум образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). По мнению Локка, уму присуща спонтанная сила, и познание истинно постольку, поскольку идеи соответствуют действительности.

Видными представителями субъективного идеализма в Новое время были епископ Дж. Беркли и Д. Юм. Джордж Беркли (1685- 1753 Он считал, что вещи - это комбинации наших ощущений; они, следовательно, существуют постольку, поскольку человек их воспринимает.

Огромное влияние на развитие философии Нового времени оказал Д. Юм. Д. Юм (1711- 1776) - английский философ, историк, экономист, публицист.

Если Локк видел источник наших ощущений во внешней реальности, а Беркли - в духе воспринимающего субъекта, то Юм рассуждал следующим образом: существует ли внешний мир, материальная природа как источник наших ощущений, этого доказать нельзя. Наш разум имеет дело лишь с содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает. То, что внешний мир не существует объективно, мы тоже не можем доказать. Наши восприятия также мало говорят нам как о его существовании, так и о его несуществовании. Такую позицию Юма можно охарактеризовать как агностицизм.

Юм отличал также восприятия, получаемые посредством воздействия внешнего мира, от восприятий нашего внутреннего мира (рефлексия).

Что касается разума, то он, по мнению Юма, ко всем этим восприятиям не может ничего добавить; он может их лишь разделять, соединять и т.п.

В концепции Юма важное значение отводится опыту. Его трактовка опыта противостоит локковской. Он исключал из опыта весь внешний мир. Опыт относится лишь к освоению восприятий в нашем сознании, к упорядочению впечатлений и представлений.

Немецкая классическая философия: И. Кант, И.Г. Фихте

Впоследствии маститый ученый пришел к заключению: прежде чем размышлять о том, смогу или нет я познать какое-то явление, мне необходимо исследовать свою способность познавать. Она неограниченна, или существуют пределы познания, выйти за которые человеку не дано? Подтолкнула к подобному необычному для Просвещения шагу Канта научная деятельность и концепции некоторых предшественников – философов, в частности, Д. Юма.

Позитивно в учении Фихте может быть оценена его идея о том, что созерцанию, теоретическому осмыслению предшествует практически- деятельное отношение человека к предметному миру. Мысль о деятельном субъекте была не просто новой, а своевременной для утверждения буржуазного общества. Реальность, по Фихте, есть продукт деятельности субъекта.

Читайте также: