Сенсорная депривация и ее последствия кратко

Обновлено: 05.07.2024

4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – 1985.

5. Основы специальной психологии и педагогики /Под ред О.В. Трошина/.- Н. Новгород, 1998.- Т.5.

6. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: 1999.

С позиции современной специальной психологии одной из ведущих причин отклонений в развитии является депривация или изоляция. Депривация - это ограничение определенных функций организма, ведущее к задержке их развития. Данное ограничение может вызываться: 1)аномалией отвечающей за эту функцию системы; 2)отсутствием внешних условий для реализации функции. В зависимости от характера депривации выделяют следующие формы; сенсорная, интеллектуальная, социальная.

Глубокие нарушения зрения и слуха у ребенка изменяют взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов в его психическом развитии. Прежде всего, нарушается биологическое созревание структур мозга в условиях выраженной сенсорной депривации (изоляции).

Известно, что созревание ЦНС зависит не только от генетического фактора, но и от внешних воздействий. Они воспринимаются сенсорными системами и в виде афферентной информации передаются в центральные отделы анализаторов.

Ограничение специфической сенсорной информации вызывает депривационный (изолирующий) эффект в корковых нейронах. В частности, в зрительной зоне коры головного мозга при слепоте отмечается гибель части нейронов, нарушаются имеющиеся связи между сохранившимися нейронами; снижается общий уровень функционирования других нейронов.

Уменьшение числа и ослабление функциональных связей в проекционных отделах сенсорных систем вызывает не только снижение их функции, нарушая формирование в онтогенезе их нейрофизиологические механизмы, но вызывает нарушение и высших психических функций и интегративной функции мозга (Л.А. Новикова, 1986, Н.Н. Зислина, 1987).

Это оказывает отрицательное влияние на сенсомоторное развитие, формирование когнитивных функций. Отмечается выраженное нарушение адаптивности, эмоциональности, поведения и обучения детей с глубокими нарушениями зрения и слуха. Снижается успеваемость, функции общения и т.д. (В.Н. Чулков, 1986).

Известно, что структура мозга, его вес, форма, выраженность, локализация извилин, борозд на 50% формируются к году жизни и еще на 50% к 20-25 годам. Резкое снижение поступления афферентной информации по определенной сенсорной системе вызывает недоразвитие соответствующих зон мозга, куда эта информация проецируется и под действием которой происходит их развитие. Данная специфическая информация в норме запускает генетические механизмы выработки белков, ферментов, медиаторов, участвующих в синтезе связей между нейронами.

Неспецифическая афферентация оказывает также энергезирующее воздействие, обеспечивая общий уровень психической активации. Поэтому наиболее выраженное недоразвитие отмечается при врожденной или возникающей до года сенсорной депривации, когда отмечаются выраженные структурные нарушения как в проекционной зоне мозга, так и вторично связанных с ней ассоциативных зон.

Зрительная информация составляет 90% от всей сенсорной информации. Поэтому значительное снижение ее поступления вызывает понижение общего уровня функционирования мозга, психической активности. При этом отмечается снижение эмоционального фона настроения, внимания, памяти и других психических процессов. Возникает недостаточность многих ВПФ. Поэтому при сенсорной депривации формируется дефицитарный тип дизонтогенеза.

Любая сенсорная информация оказывает также неспецифическое активирующее воздействие через ретикулярные структуры мозга на все психологические системы. В случае сенсорной депривации происходит недоразвитие данных энергезирующих структур, в результате его вторично страдает эмоционально-мотивационная сфера с ограничением эмоциональных проявлений, изоляцией своих потребностей, упрощением мотиваций, снижением мимической, речевой экспрессии.




Сенсорная депривация вторично также вызывает социальную изоляцию ребенка от его сверстников, взрослых; страдает коммуникативная функция, общение, учебная деятельность. Это еще более утяжеляет как нейрофизиологические нарушения, так и психологические отклонения в развитии.

Общая характеристика депривации

Лекция 8. Депривация

Литература

1. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред.Б.П. Пузанова.- М.,1996

2. Зайцева И.А.Коррекционная педагогика.- М., 2002

3. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П. Пузанов.- М., 1998

4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – 1985.

5. Основы специальной психологии и педагогики /Под ред О.В. Трошина/.- Н. Новгород, 1998.- Т.5.

6. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: 1999.

С позиции современной специальной психологии одной из ведущих причин отклонений в развитии является депривация или изоляция. Депривация - это ограничение определенных функций организма, ведущее к задержке их развития. Данное ограничение может вызываться: 1)аномалией отвечающей за эту функцию системы; 2)отсутствием внешних условий для реализации функции. В зависимости от характера депривации выделяют следующие формы; сенсорная, интеллектуальная, социальная.

Глубокие нарушения зрения и слуха у ребенка изменяют взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов в его психическом развитии. Прежде всего, нарушается биологическое созревание структур мозга в условиях выраженной сенсорной депривации (изоляции).

Известно, что созревание ЦНС зависит не только от генетического фактора, но и от внешних воздействий. Они воспринимаются сенсорными системами и в виде афферентной информации передаются в центральные отделы анализаторов.

Ограничение специфической сенсорной информации вызывает депривационный (изолирующий) эффект в корковых нейронах. В частности, в зрительной зоне коры головного мозга при слепоте отмечается гибель части нейронов, нарушаются имеющиеся связи между сохранившимися нейронами; снижается общий уровень функционирования других нейронов.

Уменьшение числа и ослабление функциональных связей в проекционных отделах сенсорных систем вызывает не только снижение их функции, нарушая формирование в онтогенезе их нейрофизиологические механизмы, но вызывает нарушение и высших психических функций и интегративной функции мозга (Л.А. Новикова, 1986, Н.Н. Зислина, 1987).

Это оказывает отрицательное влияние на сенсомоторное развитие, формирование когнитивных функций. Отмечается выраженное нарушение адаптивности, эмоциональности, поведения и обучения детей с глубокими нарушениями зрения и слуха. Снижается успеваемость, функции общения и т.д. (В.Н. Чулков, 1986).

Известно, что структура мозга, его вес, форма, выраженность, локализация извилин, борозд на 50% формируются к году жизни и еще на 50% к 20-25 годам. Резкое снижение поступления афферентной информации по определенной сенсорной системе вызывает недоразвитие соответствующих зон мозга, куда эта информация проецируется и под действием которой происходит их развитие. Данная специфическая информация в норме запускает генетические механизмы выработки белков, ферментов, медиаторов, участвующих в синтезе связей между нейронами.

Неспецифическая афферентация оказывает также энергезирующее воздействие, обеспечивая общий уровень психической активации. Поэтому наиболее выраженное недоразвитие отмечается при врожденной или возникающей до года сенсорной депривации, когда отмечаются выраженные структурные нарушения как в проекционной зоне мозга, так и вторично связанных с ней ассоциативных зон.

Зрительная информация составляет 90% от всей сенсорной информации. Поэтому значительное снижение ее поступления вызывает понижение общего уровня функционирования мозга, психической активности. При этом отмечается снижение эмоционального фона настроения, внимания, памяти и других психических процессов. Возникает недостаточность многих ВПФ. Поэтому при сенсорной депривации формируется дефицитарный тип дизонтогенеза.

Любая сенсорная информация оказывает также неспецифическое активирующее воздействие через ретикулярные структуры мозга на все психологические системы. В случае сенсорной депривации происходит недоразвитие данных энергезирующих структур, в результате его вторично страдает эмоционально-мотивационная сфера с ограничением эмоциональных проявлений, изоляцией своих потребностей, упрощением мотиваций, снижением мимической, речевой экспрессии.

Сенсорная депривация вторично также вызывает социальную изоляцию ребенка от его сверстников, взрослых; страдает коммуникативная функция, общение, учебная деятельность. Это еще более утяжеляет как нейрофизиологические нарушения, так и психологические отклонения в развитии.

Депривация (от лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

Термин стал широко известным благодаря Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в развитии следующих сфер: когнитивной, двигательной, речевой, а также в сферах эмоционального и личностного развития.

Виды депривации:

Психологи выделяют разные виды деприваций: двигательная, сенсорная, социальная, эмоциональная и другие, но наиболее травмирующий характер для ребенка носит так называемая материнская депривация.

Сенсорная депривация — существенный недостаток сенсорных стимулов, отсутствие их разнообразия, несоответствие стимулов возможностям ребенка и задачам развития.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие и интеграция представлений о свойствах своего тела, ощущениях, поступающих как от внутренних органов, так и извне, при взаимодействии с предметами окружающего мира, формирование понимания боли или приятных ощущений, тепла и холода, разнообразных тактильных ощущений, вкуса, звука, цвета, ощущения пространства и впечатлений от собственной моторной активности и т.п.

В качестве компенсации недостатка сенсорных впечатлений из-за плохой чувствительности к ним, ребенок может либо искать сильные, а часто и опасные сенсорные стимулы, либо погружаться в фантазии и мечтания, не имеющие отношения к реальной жизни.

Когнитивная депривация – дефицит информации, соответствующий возрасту и необходимый для развития ребенка, а также хаотичность, изменчивость, неупорядоченность этой информации, препятствующая адекватному объяснению окружающего мира.

Социальная депривация — ограничение или полное отсутствие контактов ребенка с обществом, представляющим собой нормальное разнообразие социальных структур; ограничения в развитии собственной социальной роли в среде других людей.

Социальное развитие предполагает усвоение ребенком сложной социальной структуры общества, социальных связей, появление интуитивного ощущения собственного включения в социум, понимание своего места в нем.

Обычно разные виды депривации связаны между собой и проявляются в комплексе, их симптоматика может объединяться.

Эмоциональная депривация – отсутствие или недостаток возможности в установлении эмоционального контакта с другим лицом, либо травматический разрыв уже созданных эмоциональных связей при отсутствии поддержки в переживании горя.

Последствием эмоциональной депривации в раннем возрасте становится отставание психического и физического развития, в том числе развития речи и социального контакта. Такие дети часто общаются со всеми одинаково, не различая особенностей того или иного собеседника, не умеют сотрудничать с другим человеком, используют стратегии общения, не соответствующие возрасту, плохо различают свои и чужие эмоции и не учитывают их в повседневной жизни. Часто вместо радости игры, такие дети неэмоционально манипулируют предметами или наблюдают за яркими стимулами (например, смотрят мультфильмы, но эмоционально не включаются в сюжет).

В следствие эмоциональной депривации у ребенка не формируется позитивный эмоциональный образ себя (я – хороший), он не чувствует, что значим для окружающих его людей, плохо ориентирован на похвалу и порицание.

Признаки эмоциональной депривации:

– Ребенок постоянно испытывает беспокойство и имеет проблемы при взаимодействии с другими людьми.

– Они всегда занимают оборонную позицию и настороженно относится к тому, что происходит вокруг него.

– Ребенок страдает от стресса.

– Его иммунная система ослабевает из-за высокого уровня депрессии.

Как эмоциональная депривация может выражаться в поведении:

У детей с эмоциональной депривацией часто возникает потребность привлечь внимание любой ценой. Для того, чтобы их наконец заметили, дети демонстративно перестают слушаться родителей и ведут себя неадекватно в общественных местах. Например, могут легко закатить истерику.

В случае, когда дети проявляют агрессию, специалисты рекомендуют уделять им повышенное внимание и слушать, что они пытаются сказать. В этом случае они почувствуют себя значимыми и обретут достаточную уверенность для того, чтобы рассказать вам о том, что их беспокоит.

3. Чувство незащищенности

Столкнувшись с эмоциональным вакуумом, дети чувствуют себя крайне уязвимыми. У них появляются страхи при общении с другими людьми. Поскольку они не чувствуют себя в безопасности, им приходится постоянно держать оборону.

5. Плохая успеваемость

Отсутствие внимания и любви может привести даже к проблемам с успеваемостью. Сложное психоэмоциональное состояние часто приводит к тому, что дети перестают уделять внимание учебе и делать домашние задания.

Эмоциональная депривация может также стать причиной проблем с речью. В семьях, где не принято открыто проявлять любовь, как правило, дети начинают говорить позже. Кроме того, они испытывают проблемы с социализацией. Дети подвергают свои эмоции строгой цензуре и стараются избегать привязанности к кому-либо.

6. Зависимость от гаджетов

Некоторые родители полностью передают воспитание цифровым устройствам. С практической точки зрения это удобно: дети тихо сидят, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор. Однако технологический пузырь, который их окружает, не оставляет места проявлению живых эмоций.

Что такое материнская депривация?

Материнская депривация — это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, что влечет полное или частичное отсутствие у ребенка привязанности ко взрослым, подрыв доверия к миру. Исследования показали, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем возрасте, испытывают задержку и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Вследствие материнской депривации у младенца даже может развиться анаклитическая депрессия.

Последствия материнской депривации:

– полная или частичная утрата возможности устанавливать полноценные близкие отношения с другими людьми и безопасную привязанность.

– чрезмерная зависимость от других людей.

– изменение отношения ребенка к самому себе (неприятие себя, аутоагрессия).

– ощущение стыда за себя, приводящее к неспособности говорить правду и уходу от ответственности.

– невротические проявления (аутостимуляция: раскачивания, стереотипные движения, сосание пальца, нарушение сна и пищевого поведения, энурез, целый спектр психосоматических заболеваний).

– высокий уровень тревожности, страхи.

– задержка психоречевого развития.

Обиженный ребенок не может смириться с действительностью, в которой родитель может безо всякого повода выместить на нем свою злость. Чтобы обрести некое ощущение безопасности, ребенок обосновывает наказание своими моральными недостатками, например, неаккуратностью или ленью, которые и стали причиной родительской нелюбви или оскорбления. Зависимым и нуждающимся в любви детям невыносимо признавать, что они живут в непредсказуемом мире, где их никто не любит, где их бьют и унижают просто потому, что им не повезло с родителями. Попытка хоть как-то объяснить и сделать пугающую ситуацию более предсказуемой толкает детей на принятие на себя ответственности за реакции родителя. Ведь если он тому причиной, значит эта ситуация хаоса в его сознании поддается контролю: если он ее запускает, значит, он может и остановить. Трудное поведение приемных детей может быть попыткой создания для себя понятной, предсказуемой ситуации. Таким кривым способом они пытаются получить подтверждение своей ценности, значимости от взрослого, попросить о помощи и поддержке.

Что делать родителям при обнаружении у ребенка депривационного синдрома?

Сенсорная депривация сегодня считается одной из причин развития психических заболеваний. Она возникает из-за дефицита любви в детско-родительской семье. Это означает, что сенсорная депривация может наблюдаться у людей любого возраста. Данный термин используют не только психологи, но и психиатры.

Что такое сенсорная депривация

Что такое сенсорная депривация

Что это такое — сенсорная депривация? Сенсорная депривация – это состояние, при котором человеку не хватает информации об окружающем мире, так как у него перекрыты каналы получения ощущений от анализаторных систем. В таком состоянии мозг начинает искать сенсорные образы для переработки не во внешней среде, а во внутреннем мире личности, в результате чего у индивида нарастает тревога, появляются галлюцинации.

В психологии сенсорная депривация – это начало распада личностных структур и регресса мыслительной деятельности. Это мнение объясняется тем, что сенсорная депривация приравнивается к эмоциональному голоду, нарушая работу мозга.

Клиническая картина данного состояния еще полностью не изучена. В психологии признаками сенсорной депривации считаются такие проявления со стороны нервной системы, как:

  • приступы мигрени;
  • сухость во рту, ощущение зуда в ротовой полости;
  • ухудшение памяти, рассеянность, слабое развитие произвольного внимания;
  • сложности в установлении причинно-следственных связей;
  • нарушения речи;
  • проблемы со сном;
  • галлюцинации, генерирование человеком фантастических идей;
  • слабая ориентировка человека во времени и пространстве;
  • расстройства психики.

эмоциональная холодность матери по отношению к ребенку

Понятие сенсорной депривации позволило ученым классифицировать данное явление на несколько разновидностей:

  1. Когнитивный дискомфорт. Наверно, это состояние доводилось испытать каждому. В повседневной жизни часто нам приходится принимать решения в условиях дефицита информации, под воздействием внешних раздражителей. Или другой пример: человек не может выбрать между двумя новыми должностями (допустим, его образование требует переподготовки для обеих этих профессий), в итоге он остается на прежней работе, а потребность в изучении и освоении нового вида деятельности остается нереализованной.
  2. Тактильная депривация. Данный вид сенсорной депривации возникает в домашних условиях в результате эмоциональной холодности матери по отношению к ребенку. Дефицит объятий, поглаживаний, поцелуев искажает нормальное интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
  3. Двигательное ограничение. Ученые установили, что запрет на свободу движений приводит к тому, что через несколько недель человек становится апатичным, депрессивным. В условиях двигательной сенсорной депривации притупляются интеллектуальные способности человека.
  4. Эмоциональный голод. Это состояние возникает в результате нехватки общения в условиях социальной изоляции индивида.
  5. Экзистенциальный дискомфорт. Данный вид депривации возникает в результате искаженного формирования сенсорного образа жизненных целей и ориентиров у людей в кризисные периоды жизни.
  6. Образовательно-культурная депривация. Это расстройство обусловлено снижением учебной мотивации и познавательного интереса личности. Оно проявляется в отказе индивида от изучения нового материала, неумении применить имеющиеся знания на практике, игнорировании культурно-просветительских мероприятий.

Причины развития

стресс у ребенка

Причинами формирования данного расстройства считают:

    в неполной или многодетной семье;
  • неблагоприятная психологическая обстановка в семье;
  • ошибки семейного воспитания;
  • игнорирование родителями потребностей ребенка;
  • неуважение к личности ребенка со стороны сверстников или родителей;
  • воспитание ребенка в условиях детского дома-интерната;
  • дефицит ярких положительных эмоций в жизни ребенка в период дошкольного возраста; индивида;
  • слабый тип нервной системы у ребенка;
  • органическая патология одной или нескольких анализаторных систем;
  • отсутствие у человека возможности защищать свои права и интересы; у ребенка в результате смерти родителей;
  • длительное пребывание человека в медицинском изоляторе в период лечения инфекционного заболевания;
  • прохождение курсантом обучения в кадетском закрытом корпусе;
  • пребывание взрослого человека в местах лишения свободы;
  • чрезвычайные происшествия, не позволяющие человеку поддерживать общение с близкими и выходить из квартиры;

Способы лечения

Медикаментозная терапия

прием антидепрессантов

Медикаментозное лечение назначает врач с учетом индивидуальных особенностей каждого клинического случая. Как правило, терапия строится на курсовом приеме антидепрессантов, седативных препаратов с дополнительным применением снотворного.

Психическая коррекция

Для достижения стойкого положительного эффекта от лечения, медикаментозную терапию нужно сочетать с психокоррекционными занятиями, которые проводят психологи и психотерапевты.

Психокоррекция направлена на изменение негативных стереотипов поведения личности.

Осложнения

бессонница

Эффект длительного переживания сенсорного дефицита негативно отражается на работе нервной системы и мозга. Самыми простыми последствиями данного феномена являются: бессонница, рассеянность, перепады настроения. В тяжелых случаях расстройство сопряжено с такими осложнениями, как:

  • искаженное восприятие;
  • ухудшение памяти;
  • нарушение биологических ритмов в организме;
  • повышенная личностная и ситуативная тревожность;
  • утрата способности различать галлюцинации и реальность.

У детей

У детей на фоне сенсорной депривации часто возникают:

  • истощение нервной системы, снижение стрессоустойчивости;
  • психические расстройства, неврозы;
  • депрессия и стресс;
  • психосоматические заболевания;
  • отставание в темпах двигательного, речевого и интеллектуального развития;
  • эмоциональная холодность, отсутствие эмпатии;
  • девиантное поведение, агрессивность;
  • формирование позиции жертвы, отсутствие лидерских качеств в структуре характера;
  • трудности социальной адаптации.

У взрослых

В современном мире существуют такие виды профессионального труда, где рабочие вынуждены находиться в условиях дефицита сенсорных ощущений, выполняя свои должностные обязанности. Пример сенсорной депривации — особенности работы спелеологов, астронавтов, моряков-подводников: отсутствие естественного освещения приводит к потере у них чувства времени, сбоям в биологических ритмах организма. Такие условия труда изменяют сознание людей.

Мои рекомендации

арт-терапия

На мой взгляд, эффективными методиками работы с клиентами, пережившими сенсорную голодовку, являются гипноз и все направления арт-терапии.

Однажды ко мне обратился молодой человек с жалобами на панические атаки. Я предположила, что такой эффект в эмоционально-волевой сфере может быть вызван сенсорной депривацией: занятия йогой молодой человек практиковал в одиночестве, часами медитировал, сидя без движения. Их причиной стала увлеченность парня медитативными техниками и йогой. Работать с ним было сложно: достижению взаимопонимания между мной и клиентом мешала его убежденность в том, что самостоятельные занятия йогой дома не могут принести вреда организму.

На мой взгляд, лучшей профилактикой сенсорной депривации является полноценное живое общение, насыщенность жизни яркими впечатлениями, рациональное питание и систематические занятия спортом.

Заключение

Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускает процессы внутренного подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, галлюцинациям, депрессии и асоциальному поведению. [1] [2] [3]

Камера сенсорной депривации

Сноски

  1. ↑ Stuart Grassian Psychiatric effects of solitary confinement, September 1993, Madrid v. Gomez, 889F.Supp.1146.
  2. ↑ Karen Franklin Segregation Psychosis
  3. ↑ Harold I. Schwartz, Death Row Syndrome and Demoralization: Psychiatric Means to Social Policy Ends J Am Acad Psychiatry Law 33:2:153-155 (2005)

Ссылки

  • Управление сознанием
  • Психические состояния
  • Сознание
  • Экспериментальная психология
  • БДСМ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Сенсорная депривация" в других словарях:

сенсорная депривация — (от лат. sensus чувство, ощущение и deprivatio лишение) продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями (см. экстремальная психология). Воздейс … Большая психологическая энциклопедия

Сенсорная депривация — уменьшение потока импульсов в центральную нервную систему человека от органов слуха, зрения, обоняния. Возникает в условиях изоляции человека или группы людей в замкнутом пространстве (подводной лодки, глубоководном аппарате и т. п.). Может… … Морской словарь

Сенсорная депривация — (англ. deprivation – лишение, утрата). Сенсорная изоляция, информационный голод, недостаточность общения. Наблюдается в экстремальных ситуациях (длительное одиночество человека в тайге, в пещере, океане и т.п.). Изучается при экспериментальном… … Толковый словарь психиатрических терминов

Сенсорная депривация — (англ. deprivation – лишение, утрата) – естественная или искусственная ситуация ограничения потока поступающей в головной мозг сенсорной информации. Относительно короткие периоды сенсорной депривации могут быть расслабляющими и субъективно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ — Описание ситуации, естественной или экспериментально созданной, в которой имеется значительное сокращение поступающей сенсорной информации. Относительно короткие периоды сенсорной депривации могут быть приятными и расслабляющими; длительные… … Толковый словарь по психологии

Сенсорная депривация (sensory deprivation) — С. д. эксперим. процедура, осуществляемая с целью устранить или ограничить влияние на испытуемых сенсорных стимулов. Первые такие эксперименты были проведены Дональдом Хеббом и его сотрудниками. Исслед. С. д. свидетельствуют о том, что изменения… … Психологическая энциклопедия

депривация — ДЕПРИВАЦИЯ (с. 180) термин, используемый в самом широком спектре значений в биологических и социальных науках (и, разумеется, в психологии, изучающей, в частности, сочетание биологического и социального в человеке). Происходит от латинского… … Большая психологическая энциклопедия

депривация сенсорная — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, реализуемое с экспериментальными целями (см. психология экстремальная). Ее воздействие изучается путем погружения человека в воду в специальном оборудовании… … Большая психологическая энциклопедия

Сенсорная изоляция — Сенсорная депривация частичное или полное лишение одного или более органов чувств внешнего воздействия. Самые простые устройства для депривации, такие как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух … Википедия

Депривация — (англ. deprivation лишение, утрата) – 1. лишение или ощущение появления существеннго дефицита объектов удовлетворения основных потребностей; 2. психологическое состояние, непосредственно вызванное утратой объектов актуальных потребностей; 3. в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Читайте также: