Семья в социуме социум в семье кратко

Обновлено: 05.07.2024

Семья является частью более широкой социальной сети и подвержена воздействию различных сил со стороны среды, в которой она существует, и со сторо­ны людей, с которыми приходится иметь дело. Если мы хотим правильно понять, почему семьи ведут себя так, а не иначе, следует оценить подобные воздействия. Диализ причин социального и психологического благополучия-неблагополучия семьи требует изучения, не только личностных качеств членов семьи, но и факто­ров социального окружения, правил и норм поведения, оказывающих решающее влияние на всю семейную систем.

Семья и общество — это модели одной и той же системы, но разного масштаба. Обе включают людей, которые должны работать и жить вместе, чьи судьбы тесно переплетены друг с другом. И в обществе и в семье есть много общего: руководитель играет свою роль и обращен при этом к подчиненным, молодой — к старому, мужчина — к женщине, и каждый участву­ет в принятии решений, использует свой авторитет и стремится к общим целям.

В настоящее время раскрытие интегративных осо­бенностей отношений семьи с социальной средой пу­тем создания профилактической программы на основе взаимодействия всех общественных сил, преобразова­ния объективных и субъективных условий взаимодей­ствия семьи с окружающим миром в целостный еди­ный процесс — важные направления практической психологии. В современных условиях полностью теря­ет смысл представление о государстве как единствен­ном субъекте целеполагания, формирования и реали­зации семейной политики. В настоящее время цели семейной политики и пути их достижения в возраста­ющей мере формируются в рамках гражданского об­щества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни — семьи как малой группы, разного рода соци­альных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных и государства, в лице его специализированных органов (федеральных, регио­нальных и локальных).

Семьям надо искать единомышленников в обще­ственных организациях и образовывать с ними единый союз. Семья должна стать объединяющим звеном в об­ществе, это одни из его немногочисленных союзов, у которого занимаемое пространство и количество чле­нов настолько малы, что все знают друг о друге почти все и даже могут: уместиться в одной комнате.

Современная превентивная проблематика требует новых ценностных акцентов. Именно философское осмысление социально-психологических проблем — стремление к достижению гармонии отношений семьи с обществом, другими людьми, очищение разума и души человека от всех видов социального зла, защита и раз­витие подлинных достижений культуры, укрепление семьи как социального института, предотвращение ее деградации — сегодня выходит на первый план.

Для этого в каждой семье детей учат, как жить в обществе, как быть дисциплинированными, каким об­разом строить с вон отношения с противоположным по­лом, как обращаться с деньгами, с кем дружить, как устраивать свои дела, как следует относиться к неспра­ведливости и другим негативным явлениям, нередко диктуют, каким должно быть жизненное кредо. Позна­ние мира для детей сводится к тому, что они узнали от старших и что им помогли увидеть.

И, в конце концов, в семейную систему возвраща­ется то, что вложили в детей школа, церковь, государ­ство. Эти общественные организации, созданные людь­ми как необходимые институты воспитания, в конечном счете, подрывают единство и целостность семьи. Шко­лы отдаляют детей от родителей, работа на предприя­тиях отрывает женщин и мужчин от дома, а государ­ство отправляет молодых людей воевать на чужбине. Сложность ситуации заключается в том, что члены семьи просто не способны воздействовать на эту широкую социальную среду со своего микроуровня.

Проблема разрешается путем договорной регламен­тации взаимоотношений семьи как социального инсти­тута и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в кото­ром на равноправной основе эксплицируются и форму­лируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними.

С одной стороны, общество должно нести ответ­ственность за то, чтобы семья в полном объеме и каче­ственно выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. При этом общество в лице государства и других социальных институтов свободно в принятии и поддержке тех типов семей и семейного поведения, которые в наилучшей мере удов­летворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешной социализации подраста­ющих поколений.

Однако социологи бьют тревогу: спонтанное раз­витие семьи связано с периодом, когда быстрое сни­жение смертности сделало ненужной высокую рождаемость. В наше время нормативным массовым стало одно-двухдетное родительство. Вся свобода выбора свелась к выбору между однодетностью и двухдетностью, которые и с демографической, и с социально-пси­хологической и с любой иной точки зрения совершен­но неразличимы. Многообразие семенных структур сведено к малодетности, к обезличенной стандартнос­ти этого единственного типа семьи и репродуктивного поведения. Это резко снижает семейную стабильность, ухудшает положение семьи как социального институ­та, который предполагает плюрализм семейных струк­тур, включая многопоколенные семьи с тесными род­ственными связями или, по крайней мере, нуклеарные семьи с несколькими детьми.

Современное общество является совокупностью взаимосвязанных между собой ячеек – институтов. Каждый институт выполняет свою определенную функцию, от которой зависит функционирование общества в целом. К примеру, институт права регулирует отношения между субъектами, предписывая участникам общественных отношений правила поведения, и вводя санкции, чтобы добиться полного выполнения данных правил.

Что такое семья и каковы её основные функции в социуме?

Семья – это социальный институт, базовая общественная ячейка, которой характерны следующие черты:

  1. Родственная и кровная связь между членами семьи.
  2. Общность быта, традиции.
  3. Вступление в брачные отношения на добровольной основе.
  4. Стремление к рождению детей и их социализации.

Опираясь на данное определение, можно выделить главные функции семьи:

  1. Во-первых, это репродуктивная функция, то есть рождение потомства. Из этой цели вытекает следующая – воспитание детей и их первичная социализация, инкультурация. Именно внутри семьи ребенок приобретает первые общественные навыки, учится контактировать с людьми и получает базовые знания об устройстве мира.
  2. Во-вторых, к функциям семьи относится выполнение хозяйственно-бытовых задач, а именно, удовлетворение основных материальных потребностей каждого члена семьи. Очевидно, что группа связанных между собой людей будет гораздо эффективнее справляться с различными жизненными задачами, чем отдельный индивид.
  3. В-третьих, рекреационная функция. Семья помогает человеку восполнять как физические, так и интеллектуальные силы.
    Не менее важной функцией является эмоциональная функция семьи. Удовлетворение социальных потребностей в общении, уважении, любви, поддержке и защите. Сюда же можно отнести и сексуальные связи между мужем и женой, так как этот аспект семейной жизни нельзя недооценивать.

Семья

Как менялись функции семьи с развитием общества?

Однако, начался плавный переход к единобрачию, и укреплению связей между мужчиной и женщиной. Именно в это время зародилась практика выкупа. Таким образом муж, как бы компенсировал другим членам общины утрату их прав на свою невесту. Появление брака можно считать за отправную точку формирования патриархата и института семьи.

С появлением частной собственности и необходимости в её защите появилась моногамная семья. Особенностью такого типа союза стала особо тесная связь между мужчиной и женщиной. Обладание частной собственностью предполагало её последующую передачу потомкам, а для этого было необходимо обеспечение бесспорного отцовства.

Наиболее распространённым типом семьи на сегодняшний день является индивидуальная семья. В отличие от более древних видов данный союз закреплен не только на общественном, но и на юридическом уровне. Создание такой семьи происходит в ходе особого процесса – бракосочетания, а в состав семьи входят только родители и их дети, ещё не образовавшие свои семьи. Но существуют семьи, скрепленные на уровне церкви венчанием. Такой брак является более крепким и накладывает на супругов особую ответственность друг перед другом.

Венчание

Функции семьи в современном социуме

Несмотря на столь долгое развитие института семьи, её основные функции остались те же. Однако, произошел сдвиг в значимости этих функций. Современный мир представляет собой трудную систему, разобраться в которой без должного воспитания практически невозможно. В связи с такими изменениями, главной задачей семьи стала именно социализация и воспитание ребенка. Например, раньше, когда ребенок рождался в том или ином сословии, он постепенно понимал свою роль в обществе, и ему не нужно было включаться в ряды других социальных групп. Сегодняшний социум крайне мобильный, и, чтобы найти свое место в жизни, уже недостаточно просто следовать её течению, необходимо понимать, как функционирует мир и подстраиваться под ход его развития. Кто как не родители сможет помочь ребенку встать на правильное русло, помочь получить образование и стать достойным человеком?

Папа и дочь

Семья в современном социуме

Современное общество создало равные возможности для заработка женщин и мужчин. Теперь роль кормильца поделена между мужчиной и женщиной, что привело к ослаблению влияния отца в семье. Такая тенденция, несомненно, смягчает связи между супругами, однако, позволяет улучшить финансовое положение в семье. Стремление женщин к карьерному росту и заработку денег приводит к утрате их традиционной функции в семье. Теперь большинство женщин передает воспитание ребенка няням, детским садам и бабушкам.

Брак

Люди стали жить больше. Не редкость, когда человеку удается прожить до девяноста или ста лет. Очевидно, что в таком возрасте крайне трудно вести нормальную жизнедеятельность. Роль ухода за стариками также выполняет семья. В сознании потомков хранится добрая память об их родителях, и они считают своим долгом поддерживать их в старости. Государство попросту не может обеспечить пожилых людей всем необходимым, поэтому семья выполняет данную задачу.

Относительно новыми функциями современных семей являются следующие:

  • коммуникативная;
  • регулятивная;
  • регенеративная;
  • социально-статусная;
  • досуговая;
  • защитная.

Особо интересными являются регулятивная, регенеративная и социально-статусная. Регулятивная функция – это передача социальных норм и контроль за их выполнением. Регенеративная – передача статуса в обществе, частной собственности и социального положения. Социально-статусная – передача социального статуса потомкам и воспроизводство социальной структуры.

Наличие подобных функций говорит, что семья теперь нужна не только для увеличения населения Земли и воспитания детей (хотя эта задача по-прежнему является основной), но и для усиления и передачи своего влияния потомкам. Так формируются династии, семейные кланы и крупные роды, в основе которых лежат кровные связи и древние традиции.

Кровные связи

Как дальше будет развиваться институт семьи? Что нужно делать, чтобы его сохранить?

Увеличение числа разводов, гражданских браков и одиноких молодых людей – все это говорит об ослаблении семьи как социального института, или серьезном пересмотре его функций. Факт того, что в скором будущем как таковых семей может не быть, наталкивает на необходимость решения этой проблемы.

Сначала давайте разберемся, к каким последствиям приведет разрушение данного института. Общество станет максимально разобщенным. Сегодня семьи в несколько поколений – это большая редкость, однако связи между родителями и детьми остаются. Но что делать, когда у ребенка есть биологический отец и отчим, или два, если мама меняла мужа три раза? Кто ему будет более родным, с кого брать пример? В таком случае ребенок не получит те качества, которые мог получить в традиционной семье. С распадом браков произойдет и ослабление экономического положения людей, ведь они не смогут получить то имущество, которое нажили за время совместной жизни. Оно будет распределено между детьми от вторых и первых браков, а также мачех и отчимов. Кроме того, в условиях кризисов, бедствий и голода крепкая семья могла продолжать спокойную жизнь, ведь у них имелся твердый экономический и финансовый фундамент. Взаимовыручка между членами семьи, поддержка и забота – вот, что спасало общество от полной архаизации и уничтожения.

Какие факторы влияют на снижение роли семьи. Как было сказано выше: индивидуализация общества, смешение роли мужчины и женщины, нестабильное экономическое положение в стране. К этому списку можно добавить проблемы ухудшения морального состояния людей (алкоголизм, эгоизм), а также появление однополых браков на волне роста толерантности в западных странах. Очевидно, что два мужчины или две женщины никак не могут завести ребенка, а значит не могут исполнять репродуктивную функцию. Разумеется, что гомосексуальные люди чувствуют себя комфортно друг с другом, однако, поставить знак равенства между подобной и традиционной семьей практически невозможно. Однополые семьи могут решить проблему эмоциональной, коммуникативной и реакционной функции, но воспитать полноценного ребенка (усыновленного) у такой пары вряд ли получится.

Пара

Для укрепления семей государству следуют финансировать молодых людей, образовывать их, обеспечивать всеми благами для комфортной семейной жизни. Лишь если люди поймут, какова их роль в обществе, они начнут действовать в этом векторе. Несомненно, всеобщая индивидуализация помогает укрепить экономическое положение того или иного индивида, но зачем это нужно, когда некому будет принять заработанные блага? Создание крепкой семьи обеспечит стабильность в обществе, несмотря на кризисы, катастрофы, голод, политику и войны.

Семья – закреплённый союз, берущий свою основу в брачных взаимоотношениях, где супруги и дети связаны общим экономическим бюджетом, хозяйством и бытом. Отношения в родительско-детских отношениях представлены основой семьи. Она является важным институтом в социуме, который взаимодействует с государственными учреждениями и иными институтами. Согласно социологии, семья представлена 2 положениями – социальная группа и социальный институт.

  1. Как социальная группа – объектом наблюдения представлены взаимоотношения внутри рода.
  2. Как социальный институт – выяснение общественных функций семьи, связь семьи с обществом.

Институт семьи представлен многими иными институтами (брака). Известны инциденты, когда институт брака не взаимосвязан с институтом семьи. Эти отношения получили термин – гражданский брак.

Семья – социальная группа, сплочённая единой задачей, функционирующая на основе взаимоотношений супругов и выполнении ими общественных ролей.

Семейный социальный статус – статус, задающий позицию индивида не только в семейных отношениях, но и в социуме. Выделяют такие статусы: супружеский, родительский, детский, межпоколенный.

Семейная социальная роль – поведение, ожидаемое от индивида, согласно его занимаемому статусу в обществе.

Социальные функции семьи

​​Брак – юридически оформленные отношения между супругами, регулирующие их права и функции в семейном быту. Помимо этого, брак представлен социальным институтом, задающим правила поведения во внутрисемейных отношениях.

Типы брака

  • Групповой брак – характеризуется брачными отношениями нескольких мужчин и женщин в первобытные времена.
  • Полигамный брак – отношения одного супруга с несколькими. Полигамия разделяется на: полигиния – отношения оного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – отношения одной женщины с несколькими мужчинами.
  • Моногамный брак – стандартные брачные союзы между одним мужчиной и одной женщиной. Браки распространены в христианских семьях и демократичных государствах, где распространена практика равенства полов. Моногамный брак менее распространён в мире, чем полигамный.
  • Парный брак – равенство между супругами, в период изменения матриархата на патриархат. Датируется временами варварства.
  • Экзогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям, в рамках одного социального слоя, общины. Браки заключаются вне родовой группы.
  • Эндогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям в племенах, нациях, кастах.

Выделяют большое количество браков: по любви, по договорённости, гостевой брак и т.д.

Семья, её функции, типы. Брак

Социальные функции брака

  1. Права супругов закреплены на юридическом уровне по отношению к друг другу и ребёнку;
  2. Сексуальные отношения между супругами регулируются обществом;
  3. Регулирование хозяйственных взаимоотношений в рамках семьи;
  4. Регулирование взаимоотношений семейной группы и государства;
  5. Приобретение социального статуса и закрепление его на правовом уровне.

Типологизация семьи

  1. Доминирование в семейных отношениях:
    • Матриархальная семья – главенствующее место занимает женщина. Статус передаётся по женской линии.
    • Патриархальная семья – мужчина занимает доминирующую позицию в семейных отношениях. Женщина выступает собственностью мужа. Статус передаётся по мужской линии.
    • Эгалитарная семья – взаимоотношения построены на равных правах супругов, согласно их занимаемым ролям в обществе.

  2. Сложной семейной структуры:
    • Расширенная семья – семейные отношения, в которых присутствуют люди старшего поколения (прадед, прабабушка и т.д.)
    • Нуклеарная семья – семейные отношения между родителями и детьми в рамках 2 поколений.

  3. Количество детей в семье:
    • Малодетные – один-два ребёнка.
    • Среднедетные – три-четыре ребёнка.
    • Многодетные – пять и более детей.
    • Бездетные – супруги, не имеющие детей.
    • Неполные – представлены одним родителем и ребёнком.

Признаки патриархальной семьи

  • Доминирование родовых интересов над общественными;
  • Экономические интересы се являются фактором заключения брака;
  • Семья состоит из нескольких поколений, живущих в одном месте;
  • Наличие большого количества детей для экономической выгоды;
  • Отсутствие возможности вмешательства в репродуктивные функции женщины (предупреждение или аборт);
  • Отсутствие мобильности поколения;
  • Собственность представлена коллективным владением со стороны мужчин;

В патриархальных семьях не берётся в учёт желания и предпочтений супругов, отношения выстраиваются согласно традициям и обычаям.

Арт-терапия возрастных и экзистенциальных кризисов

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Семья и социум: психология развития личности

Автор

/module/item/name

Семья – центральный институт воспитания и социализации личности. Основные навыки ребенок приобретает в семье – на сознательном уровне через воспитание, или на неосознаваемом, через механизм подражания поведению родителей. В психологии даже появилось понятие – семья как модель основного жизненного тренинга.

Недостаточный надзор за ребенком, характерный для так называемого безучастного стиля воспитания, присущ семьям, как с высоким, так и с низким социальным статусом, как полным, так и не полным семьям. А вместе с тем, именно недостаточный надзор, как было установлено во многих исследованиях, значимо коррелирует с делинквентностью и с агрессией. Более того, установлено, что плохой контроль со стороны матерей является более важным фактором в различении делинквентов и неделинквентов, чем неблагоприятное социально-экономическое положение или даже, чем криминальность родителей.

Особое место в системе отношений детей и подростков, конечно, принадлежит матери. Так, в одном исследовании было показано, что в системе отношений подростка к социальному окружению (в том числе определялось и отношение к отцу, а также к сверстникам) именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности, в том числе и с негативным отношением к нормам права. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к собственной матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей (происходит “обесценивание” родителей - по выражению Х. Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями.

Необходимо заметить, что замечания относительно “обесценивания” родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Вся эта тенденция, конечно, верна как общее направление возрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений, гиперболизация идеи о “замещении родителей” группой сверстников - мало соответствует реальной психологической картине и является вредной.

Имеются данные о том, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами.

Так, в одном исследовании немецких ученых, было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка, прежде всего, служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности - отец, подруга или друг. В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время - с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек - на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос, “С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?” - и те, и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек - друг, подруга.

Недавно мы завершили большое исследование отношения молодежи к институту семьи. Выборка – семь тысяч старшеклассников из различных регионов страны. Вот некоторые результаты (конечно, только незначительная их часть).

Таким образом, для 58% молодежи их нынешняя, родительская семья не является ориентиром и образцом. Это реальная проблема. Возможно, именно она является одной из причин неготовности молодежи к браку, и причиной высокой статистики разводов в первые же годы супружества. Ведь если семья не является ориентиром и образцом, то где взять эти ориентиры, где научиться поведенческим образцам жизни в семье, как приобрести столь необходимые поведенческие умения и навыки? Решение этой проблемы в первую очередь предполагает, конечно, организацию работы даже не с молодежью, а с самим родителями или, что еще лучше, с семьей в целом.

Большой интерес представляет вопрос о том, кто из членов семьи наиболее повлиял на респондентов в процессе их взросления, кто оказал наибольшее влияние на их становление. Мать в этой связи назвали 57,5% опрошенных, а отца только 23,7%. Остальные члены семьи – дедушка, бабушка, старший брат/сестра – получили незначительное количество выборов.

Мы уже отметили выше, что влияние, как дедушек, так и бабушек на становление личности в ходе взросления отметило лишь незначительное число респондентов. Интересным, однако, представляется тот факт, что приоритет и здесь принадлежит женскому полу – бабушек назвали 8,2% опрошенных, а дедушек почти в два раза меньше – 4,3%.

Читайте также: