Символическая концепция культуры кассирера кратко

Обновлено: 07.07.2024

Раздумывая о сущности человека, немецкий философ Эрнст Кассирер (1874-1945) предложил свою концепцию, согласно которой человек - это animal simbolicum, символическое животное. В своих трудах он утверждал, что за свою историю человек наработал столько знаний, что находится сейчас буквально в лабиринте, где легко запутаться. При этом он остается также природным существом. Между этими двумя мирами легко потеряться, поэтому человек чувствует себя порой совершенно неприкаянным.

Однако есть звено, связывающее оба мира - это символическая система, совершенно новое измерение реальности. Это новый мир, в котором живет человек, выйдя из плена чисто природного существования и привнося понимание в систему своих знаний.

Получается так, что через символы человек отчуждается от самого себя, но и обретает себя при этом. Эти два противоположных процесса смыкаются в символике.

Первейшей для людей системой символов является язык - это основа всего человеческого.

Далее следует миф, тесно связанный с фантазией и подчиняющийся мощной тяге к познанию.

Затем возникает символизм искусства, когда образ может быть выражен в любой чувственно воспринимаемой форме и нести в себе эстетическое содержание.

Рождается религия - как символическое выражение стремления людей к всеобщему, сверхъестественному, выходящему за пределы обыденности, вызывающему особое благоговение и страх.

Наука, кстати, тоже состоит из символических элементов, объясняющих мир вокруг человека и его самого в нем с рациональной и опытной точки зрения.

В этих основных символических системах и обитает человек. Они переплетаются друг с другом, взаимно пронизывают друг друга. Человек может выразить себя как такового только в этих системах, хотя бы в одной из них, но на самом деле не ограничивается только одной-единственной сферой.

Каждый человек как бы очерчивает вокруг себя некий круг, внутри которого он живет. Кассирер называл его символическим универсумом.

Вот что писал философ в своей работе "Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры":

Человек живет отныне не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия — части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта. Весь человеческий прогресс в мышлении и опыте утончает и одновременно укрепляет эту сеть.

Человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая активность человека. Вместо того чтобы обратиться к самим вещам, человек постоянно обращен на «самого себя. Он настолько погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы или религиозные ритуалы, что не может ничего видеть и знать без вмешательства этого искусственного посредника. Так обстоит дело не только в теоретической, но и в практической сфере.

ВложениеРазмер
kult.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

В своей работе Э. Кассирер ссылается на Г. Гегеля и принимает его формулировки. Кроме того, здесь встречаются ссылки и на И. Канта.

Здесь же философ обращается к генезису языка. Он полагает, что научная форма является высшей формой развития языка (категориальная, понятийная форма).

Первую логику, по его мнению, открывают еще эллины. Так, например, Платон вводит синкретическую логику различия.

1) физикализм (позитивизм);

2) психологизм (О. Шпенглер);

3) метафизические основания (Г. Гегель).

Э. Кассирер отталкивается от понятия человека как деятельностного существа, производящего некие смыслы, символы. Самая главная характеристика человека – деятельность; именно труд определяет область человеческого. Язык, миф, наука, история составляют пространство его деятельности, это некие инструментарии, которые функционально используются человеком для порождения символа.

Основные формы человеческой деятельности

Миф. Э. Кассирер сравнивает миф с другими видами деятельности:

1) миф и религия;

2) миф и искусство.

Миф как система изображения окружающего мира приближается в этом смысле к искусству. Однако существенное их различие заключается в объекте познания. Мифологическое мышление делает живым свой объект. Что касается концепции происхождения мифа, то Э. Кассирер сторонник деятельностного подхода к анализу культуры, по его мнению, сначала произошел ритуал, а затем слово.

Религия и миф. Религия преодолевает миф, но это преодоление неполное. Их различие заключается в системе табу: если в мифе система табу носит пассивно-запретительный характер, то в религии система запрета иного характера. Она существует не для того, чтобы напугать, а привести к дарам Божьим, к радужным перспективам.

Язык, согласно Э. Кассиреру, это:

1) деятельность, энергия, процесс (становящееся);

2) результат, продукт (ставшее).

По мнению Э. Кассирера, язык – это движение, развитие, поэтому не существует исходного праязыка.

История. Э. Кассирер сопоставляет историческое знание с естественнонаучным. Различие – физический факт может быть экспериментально проверен, а исторический факт – это прошлое и измерить его невозможно. Э. Кассирер считает, что различие между этими знаниями не в логике мышления, а в объекте. По мнению философа, история не менее объективна, чем естественные науки.

Наука. Специфика науки в том, что она фиксирует устойчивые точки, неподвижные полюсы и особую роль в этом процессе играет число.

Таким образом, труд Э. Кассирера – это попытка преодолеть кризис неокантианства путем вывода его в новое, культурологическое проблемное поле.

Историчность как способ бытия динамического единства символических форм

1 Кассирер, Э. Философия символических форм. М.; СПб., 2002. Т. 1.

гия, искусство. Культура — особого рода реальность, включающая в себя саму науку, ставящая ее в один ряд с другими своими формами, выводящая их все из единого порождающего принципа. Принцип этот заключен не в объективной действительности, а в человеческой деятельности. Культура не просто познается, но прежде всего творится деятельностью людей, а задача философии культуры и состоит в том, чтобы постигнуть сущность этого творчества.

Кассирер выделил три функции разума — выражение, репрезентация и универсальное значение. В центре внимания Кассирера — функции выражения и репрезентации, поскольку деятельность разума им рассматривается как символическая. Человек трактуется как animal

1 Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.




1 Культурология. XX в. М., 1995. С. 130.

4 См.: Там же. С. 172.

Возможность того, что чувственная единичность может быть носителем общего духовного значения, Кассирер связывает с синтетической деятельностью духа, с целостным характером сознания. И вместе с тем это был поворот к выдвижению в центр философии культуры понятия духа, который трактуется как символическое выражение духовного смысла.

Язык — это прежде всего слова, которыми мы обмениваемся в процессе общения друг с другом, а слова, по мнению многих психологов и лингвистов, — это только знаки (сначала звуковые, а затем графические), которыми мы пользуемся для обозначения внешних явлений и наших внутренних состояний. С этим мнением полемизирует Кассирер. Пользование знаками доступно и животным. Знаки (зажженная лампочка или голос хозяина, например) сигнализируют им, в частности, о наступлении времени приема пищи или прогулки (в подтверждение этого Кассирер ссылается на опыты И.П. Павлова), они предупреждают их об опасности или о каких-то других важных для них событиях. Но сигнал и то, что он возвещает, существуют в одном и том же чувственном ряду, в едином пространстве: принадлежа к одной реальности, они обладают в этом смысле общей им субстанцией — физической или психической. Подобная субстанциальная связь существует и для человека, но не она выражает специфику человеческой речи.

Слова нашей речи мы воспринимаем как совершенно иную реальность — между ними и тем, что они обозначают, нет ни физической, ни психической связи, между ними вообще нет ничего общего. Они порождены исключительно нашей способностью (точнее, способностью нашего сознания) давать всему на свете имена и названия, т.е. имеют не субстанциальное, а функциональное происхождение. Что общего между именем и его реальным носителем? Разве можно увидеть в словах хоть какой-то чувственный аналог обозначаемой ими предметной действительности? В качестве звукового или зрительного ряда они — чистые фикции, которым ничего не соответствует в действительности, но фикции, заключающие в себе одновременно объективный смысл, поскольку им придают определенное значение. Слова в этом смысле — не сигналы или просто материальные знаки, а символы, принадлежащие к совершенно иному ряду явлений, чем вещи и психические переживания.

Символ — это знак, лишенный какой-либо субстанции, обладающий исключительно лишь функциональным значением. Согласно Кассиреру, человек живет в мире не субстанций, а функций, или сим-

1 Кассирер, Э. Философия символических форм. Т. 1. С. 15.

2 Там же. С. 16-17.

Заключенная в символе творческая энергия реализуется, находит выход в создании новой реальности, которой нет аналога в чувственно воспринимаемом мире. За пределами символа для человека нет никакой иной действительности. Спрашивать о том, какая другая реальность стоит за символом, что ему соответствует в действительности, — значит, по Кассиреру, задаваться совершенно бессмысленным и излишним вопросом. Человек как любое биологическое существо, несомненно, живет и в физическом мире, подчиняется его законам, но с

1 Кассирер, Э. Философия символических форм. Т. 1.С. 17.

1 Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке. С. 471.

щи могут быть обозначены разными словами, но эти значения имеют отношение к словам, а не к вещам, что и придает словам характер символических образований. В символах мы стремимся постичь то, о чем хочет сказать человек, но не сущность того, о чем он говорит.

Подобное различение и позволяет понять, как устроена человеческая культура, на каких основаниях она держится. Именно в символическом мире культуры человек обретает способность и возможность выходить за пределы чувственного опыта, ограниченного физически конечными и непосредственно представимыми пространственными и временными рамками. Пространство и время суть основные формы любой реальности. Человек может оперировать самыми разными пространственными и временными величинами, жить не только в настоящем, но в прошлом и будущем, причем не только вспоминать прошлое или предвидеть будущее (это могут и высшие животные), но творчески воспроизводить их, воссоздавать в своей памяти и воображении. Он способен пребывать в любом пространстве и времени, хотя чисто физически принадлежит определенному времени и заключен в границы вполне конкретного пространства.

1 Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке. С. 504.

Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке. С. 180—181.

им культурных форм, которые только в своей совокупности и целостности могут очертить пространство его духовного мира. Признание за культурой, ее основными формами значения единственно достойной человека сферы его существования есть, видимо, главное в философии Кассирера, что будет оспорено рядом других направлений неклассической философской мысли, в частности М. Хайдеггером.

Вопросы для самопроверки

1. Как понимается символ у Э. Кассирера?

2. Каковы символические формы, по Э. Кассиреру?

Темы для рефератов

2. Проблемы логики гуманитарных наук Э. Кассирера.

Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

Свасьян, К. А. Философия символических форм Кассирера. Критический анализ. Ереван, 1989.

Семиотические концепции

Семиотика языка

Не­мецкий философ Эрнст Кассирер рассматривал язык в качестве главного фактора антропогенеза, основного параметра в становлении антропоса. Язык — это такой вид деятельности, который выделяет человека из чисто природного существования. Точнее, язык у Касси­рера — символическая деятельность.

Семиотика культуры

Культура в его концепции пред­стает как созданная человеком символическая среда (неприродная реальность), воздвигнутая между ним и миром физической природы. Она является чем-то вроде буфера и одновременно опосредующим звеном, помогающим антропосу вживаться в мир и познавать его.

Семиотика человека

Язык как символическая деятельность

Аналогическая стадия

Символическая стадия

Усложнение символов

Читайте также: