Семья в 18 веке в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024


Abstract
This article is devoted to studying the concept of a noble family, the characteristics of education in it, its contents, and gender differences. The performed research allows to deduce the three pillars on which the whole system of education in the family nobility XVIII-XIX centuries. The article pronounced features of education at that time very different from modern ideas, which are more concerned not so much the content of the training as a special perception of the concepts of "family", "childhood", etc.

Начиная разговор о домашнем воспитании дворян XVIII-XIX века, нужно сначала понять что вообще собой представляла дворянская семья того времени. Идеология развития такого института общества как семья покоилась ещё на заведённом Петром I порядке, который гласил, что служба напрямую связана с дворянским достоинством и образованием дворянина, так как достоинство дворянское, в свою очередь, измеряется в зависимости от уровня образования. Но так как службу несли, конечно же, лица мужского пола, то и образованию мужскому в то время уделялось большее внимание, нежели женскому, так как дворянин на службе представлял не только себя, но и весь свой род.

Семья представляла собой строгую иерархию её членов, а проявлялась эта иерархия в том, что каждый член семьи выполнял свою определённую функцию. Но начнём с разделения не по отдельным членам семьи, а по гендерному признаку. Главой семьи являлся отец семейства, не только в дворянских, но и в семьях других сословий – крестьянских, мещанских и т.д. Это обосновывалось связью абсолютистского строя государства со всеми сферами жизни общества, в которой и семья не являлась исключением. Подобно тому, как Бог управляет судьбами людей, монарх – государством, так и отец в семье должен был управлять её членами и заботиться об их благополучии. Отец был представительным лицом своей семьи в обществе и, наоборот, представлял целое общество в своей семье [1, c.115].

Но бывали и случаи, когда глава семейства не мог выполнять все вышеперечисленные функции в силу объективных обстоятельств: например, душевное или физическое расстройство. Тогда все функции главы семейства брал на себя другой человек – кто-то из членов семьи (например, супруга), либо какое-нибудь доверенное лицо (близкий друг, коллега и т.д.). В этом случае отец являлся лишь номинальным символом своего семейства. Такая ситуация, например, сложилась в семье Н.С. Тургенева, где фактически все обязанности главы семьи выполняла его мать Варвара Петровна, а не отец Сергей Николаевич, полковник Екатеринославского кирасирского полка, слабовольный и душевнобольной человек. К числу причин, в силу которых, главой семейства являлся не отец, конечно же, относится его кончина. Такая ситуация сложилась в семьях писательницы Е.Н. Водовозовой, географа П.П. Семёнова, писателя Д.Д. Григоровича, чьи отцы рано ушли из жизни. Редки были ситуации внебрачного рождения детей, в которую попал А.И. Герцен [4, c.277].

Виды домашних воспитателей детей дворян разделялись в зависимости от выполняемой функции и возраста ребёнка. Итак, давайте рассмотрим некоторые из них. Первый домашний воспитатель, к которому попадал ребёнок сразу после рождения, была кормилица. Она занималась с детьми до одного года и, в отличие от многих других дворянских воспитателей, чаще всего происходила из бедных слоёв населения, так как считалось, что до семи лет нужно уделять должное внимание лишь биологическому развитию ребёнка.

Роль няни в дворянских семьях XVIII-XIX веков до сих пор представляет собой загадку. Известно лишь то, что забирая ребёнка у кормилицы, его отдавали в руки няни, которая должна была заменить ему мать, в то время, когда родная мама осуществляла лишь общий контроль над воспитанием ребёнка. Мнение по поводу обязанностей няни среди историков в современной науке разделилось на две точки зрения: одни считают, что она должна была заниматься лишь теми вещами, которые поддерживают здоровье ребёнка в нормальном состоянии (кормление, купание и т.д.); другие говорят о том, что няня – это духовная кормилица ребёнка; человек, который должен был следить за духовным развитием малыша [6, c.189]. Посмеем предположить, что функциональные обязанности няни определяли сами родители, всё зависело от того с какой целью семья приглашала в свой дом няню. Статистические данные свидетельствуют о том, что нянями, в основном, были молодые необразованные девушки из числа крестьянок. Очень частыми были случаи, когда няни сближались с ребёнком до такой степени, что мать играла лишь поверхностную представительскую роль, доходило до того, что няни спали в одном помещении с ребёнком. Всеми своими переживаниями, горестями и радостями дети делились непосредственно с няней, поэтому эмоциональная связь между ребёнком и няней была намного крепче, чем с родной матерью, не говоря уже об отце [7, c. 21].

Непонятны и обязанности такого должностного лица в семейном воспитании детей, как бонна. В иерархии воспитателей детей её обычно помещают между няней и гувернанткой, считается, что она была приставлена к детям более старшего возраста (5-6 лет). Фактом остаётся лишь то, что бонны являлись иностранками (немками или француженками), исходя из этого, некоторые авторы полагают, что бонн нанимали для обучения ребёнка иностранному языку [6, c. 211].

С 6-7 дети начинают заниматься с гувернёрами или гувернантками, в зависимости от пола ребёнка. Эту должность обычно занимали иностранцы – французы и швейцары, реже – немцы и англичане. В зажиточных домах существовала практика приглашения в семью сразу нескольких гувернёров разных национальностей. Труд гувернёров стоил очень дорого, и далеко не каждая дворянская семья могла позволить себе иметь такую роскошь. В обязанности гувернёра уже входило умственное развитие ребёнка, изучение предметных дисциплин, ведущими из которых были музыка, пение, танцы, нормы этикета, иностранные языки и т.д. Основной задачей гувернёра являлось также и нравственное воспитание ребёнка, формирование его поведения в соответствии с происхождением и следование статусу дворянина. Так, гувернёр должен был привить ребёнку соблюдение дисциплины, беспрекословное подчинение старшим и нормы поведения по отношению к другим людям, также к тем, которые были ниже его по положению в обществе.

Нередко, родители помимо гувернёров нанимали учителей, которые занимались изучением отдельных дисциплин с малышами. Такой деятельностью могли заниматься лица, имеющие высшее образование, отставные военные гражданские чины и вышедшие в отставку учителя [6, c.251].

Продолжая разговор о существенном разграничении дворянских семей на мужскую и женские половины, пора рассказать об особенностях воспитания мальчиков и девочек. Оговоримся только о том, что единственный вопрос, который регулировал отец в жизни дочери – это вопрос её бракосочетания. Хоть Пётр I и отменил принуждение к бракосочетанию, на практике всё осталось так же, как и было, только теперь у невесты спрашивали согласия, которое, естественно, получали. Так, что высказывание мнения брачующихся было лишь формальностью, на деле всё так и продолжали решать родители. Заключение брака, а тем более у дворян, опять же рассматривалось как служение обществу и являлось делом публичным, если не сказать общественным. К XVIII веку начинает зарождаться практика создания малых семей, так как у дворян было принято, что женатые дети должны жить отдельно. Для девушки брак символизировал выход из женской иерархии и переход в подчинение к мужу, как мы уже упоминали выше – жена не могла противиться мужу ни в чём, даже если он ужасно к ней относился. Единственная ситуация, при которой жена могла пожаловаться на мужа – это растрата семейного состояния, так как это напрямую определяло будущее семьи и детей, а значит и в какой-то степени и судьбу всего общества [8, c. 65].

Начиная с 7 лет, ребёнка начинают обучать различным наукам, но обучение это происходит на рациональном уровне, без учёта индивидуальных психологических потребностей ребёнка, его подсознательного состояния. Разум ребёнка был нацелен лишь на усвоение общепринятых норм и правил, вверенных ему его статусом. Так, для мальчиков, которых готовили к военной службе, главными качествами для развития считались умение отдавать приказы и исполнять их, а для девочек – самопожертвование в пользу мужа и детей. В маленьком дворянине воспитывали чувство долга не только перед своим Отечеством, но и перед своей семьёй. Первым занимались профессионально нанятые воспитатели, второе возлагалось на плечи родителей. Также с 7 лет ребёнок воспринимался как взрослый человек, такой же, как и его родители, поэтому с этого возраста дети начинали проводить больше времени с взрослыми – им позволяли находиться при беседах, которые ведут взрослые, читать ту же литературу и т.д. После 7 лет детей часто наказывали за то, что они играют в игры – взрослому человеку такое поведение не подобает [9, c. 64].

Но были и другие наказания, менее жёсткого характера, чем откровенное избиение. Так, детей могли лишить сладкого или заставить стоять у стола во время обеда, ставили на колени лицом в угол на несколько часов, закрывали в тёмной комнате. [10, с. 228].

Единственное, чему обязаны были обучать детей именно родители (чаще всего этим занималась мама) – это принципы православной веры. Идеи просвещения начинали входить в культуру домашнего воспитания дворян: с раннего возраста они должны были уметь молиться, соблюдать посты, читать православную литературу [11, c. 18].

Семья в ту эпоху имела такую значимость, что даже после начала самостоятельной жизни или вступления в брак – ребёнок не имел права ни в чём перечить родителям, должен был считаться с их мнением. Если вдруг ребёнок проявлял непокорность по отношению к своим родителям, то это навлекало позор не только на него, как на плохого человека, но и на его родителей и воспитателей, которые недолжным образом занимались чадом [2, c.445].

Итак, теперь разобравшись, что же представляли собой такие понятия, как семья, детство и семейное воспитание в XVIII-XIX веках применительно к русскому дворянству, можно вывести несколько основополагающих принципов, на которых зиждилось воспитание маленьких дворян. Во-первых, имела место быть жёсткая иерархия по половому признаку. Во-вторых, семья являлась не противопоставлением обществу, а его неотъемлемой частью. В-третьих, отношения между родителями и детьми носили авторитарный характер, как таковой эмоциональной привязанности между ними не было. В-четвёртых, личность в сравнении с семьёй находилась на более низшей ступени. В-пятых, главной задачей девушек было удачно выйти замуж, мужчин – должным образом подготовиться к военной службе.

Но главным и неотъемлемым положением того времени, которое живо и по сей день, является то, что каждая отдельная семья несёт ответственность за развитие всего общества в целом.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи


Российская империя была провозглашена 22 октября (2 ноября) 1721 г. по итогам Северной войны. Русский царь Пётр I Великий принял титулы Императора Всероссийского и Отца Отечества. Империя просуществовала до 1 (14) сентября 1917 г., когда Временное правительство России провозгласило страну республикой, а 5 (18) января 1918 г. Учредительное собрание это провозглашение подтвердило.

Российская империя была не только одним из самых больших из когда-либо существовавших государств, она обладала также огромным культурным потенциалом. Этот потенциал сформировался из синтеза русской национальной культуры и европейской культуры, которая после реформ Петра Великого осваивалась очень интенсивно.


Семья староверов. Красноярский округ, Енисейская губерния (до 1910 г.)

Крестьянство составляло самый большой процент от населения Российской империи – в разные годы около или более 80%. Поэтому традиционные представления о ценностях жизни формировались в обществе на основе крестьянского образа жизни, в котором одной из главных ценностей была семья.

Семья и семейные традиции


Семья Николая Александровича и Александры Федоровны Романовых (1917)

Семья и семейные традиции – одна из главных ценностей в жизни высших и низших сословий в Российской империи. Авторитет семьи в российском обществе был необычайно высок.

Возникновение на Руси института полноценной семьи было связано в первую очередь с принятием православного христианства (988 г.). Именно христианство отводит столь важное место семье в системе вероучения. Православие – это семейно ориентированная религия. В христианской культуре важное значение имеют также отношения родители-дети, основанные на глубоком взаимном уважении и ответственности друг перед другом.

Для дореволюционной России вплоть до конца XIX в. были характерны ранние браки и всеобщность брака: в брак вступали практически все, за исключением тех людей, кто по состоянию здоровья был вынужден оставаться внебрачным или думал посвятить себя монашеству.

Супружеская неверность считалась более серьезным прегрешением, чем даже добрачный блуд. Измена жене или мужу могла стать исключительным поводом для расторжения брака, что было весьма редким событием в христианский период отечественной истории.



Дачники. Семья нижегородцев Каменских. Местечко Курья, Пермская губерния, Российская империя (1908)

Сохранение памяти о старших – ещё одна семейная традиция.

Высшие и низшие сословия в Российской империи имели практически одинаковые нравственные ценности.

Новая эпоха

Петр I отменил патриаршество и подчинил церковь государству (Синод). Представители русского просвещения (Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир, М. Ломоносов, Д. Аничков, С. Десницкий, А. Радищев) развивали идеи о разделения сфер влияния религии и науки. А в XIX в. идеи свободомыслия уже разделяли многие декабристы, а также революционеры-демократы В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов.

Дворянство

Об истории дворянства в России читайте здесь. Пётр I возвысил дворянство. Он мечтал культуру России поставить на один уровень с культурой европейских государств. Частью культурной реформы Петра было создание ассамблей – о них читайте здесь.

Но мы забежали несколько вперёд.

Ассамблеи, введённые Петром I, а также светские клубы ввели в общественную жизнь России женщину. Появился новый тип женщины – образованной, следующей европейским нормам жизни.

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810) – одна из видных личностей российского Просвещения, стоявшая у истоков Академии Российской.


Д. Левицкий. Портрет Е. Дашковой

Она интересовалась политикой, была сподвижницей Екатерины II, жила во многих европейских странах, дружила или была знакома со многими известными деятелями Просвещения: Дидро, Вольтером, Адамом Смитом и др.

В быт дворянства обязательно входили обеды и балы, чтение книг и музицирование, знакомство с произведениями искусства.


Усадьба Строгановых в Братцево: жилой флигель усадьбы

В таких кружках взращивались чувства гражданственности, любви к Отечеству, необходимость совершенствования человека. Всем было понятно, что любовь к знаниям, науке, театру будет улучшать нравы людей. А литература в формировании системы ценностей русской интеллигенции играла особую роль. Она показывала образцы поведения, давала нравственный посыл в области воспитания, поведения и т.д. И здесь невозможно не вспомнить творчество А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и других русских писателей, герои которых были и героями своего времени.


И. Репин. Портрет И.С. Тургенева

Буржуазная среда и купечество

Ценностные установки новой российской буржуазии формировались также в русле европейского образа жизни. При этом русская буржуазия отличалась стремлением к образованию, воспитанию, меценатству и благотворительности. Известны династии Демидовых, Щукиных, Третьяковых, Морозовых, Солдатенковых, которые оказывали большое влияние на культурную жизнь России. Жертвовались большие суммы на культуру, образование, медицину, церковное строительство.


И. Крамской. Портрет П. М. Третьякова

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИСТОРИЯ И ОБЫЧАИ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ В XVIII ВЕКЕ. Составила: учитель СБО Моск.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИСТОРИЯ И ОБЫЧАИ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ В XVIII ВЕКЕ. Составила: учитель СБО Моск.

ИСТОРИЯ И ОБЫЧАИ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ В XVIII ВЕКЕ.
Составила: учитель СБО
Москальцова В.П.
2021г
Г. Оренбург

Задание: Сложить определение из набора словзаботятся друг о друге, которые ж.

Задание: Сложить определение из набора слов
заботятся друг о друге,
которые живут вместе,
Семья – и ведут это общее хозяйство.
это люди,

Семья – это люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге и ведут общее.

Семья – это люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге и ведут общее хозяйство.

Цель: Формирование представления об истории и обычаях создания семьи в VIII.

Цель: Формирование представления об истории и обычаях создания семьи в VIII веке; понятия об основных этапах становления семейно-брачных отношений; проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и семьи VIII века (в чем отличие).

В толковом словаре Ожегова даются такие определения: Семья - малая социальная.

В толковом словаре Ожегова даются такие определения:
Семья - малая социальная группа, члены которой связаны кровным родством или браком, ведением общего хозяйства, взаимной ответственностью и взаимопомощью

Структура семьиСтруктура семьи - то, из чего состоит семья и какие связи межд.

Структура семьи
Структура семьи - то, из чего состоит семья и какие связи между ее членами существуют.
Люди:
- Муж и жена
- Брат и сестра (брат и брат…)
- Отец и сын (мать и дочь)
- Тетя (дядя) и племянник
(племянница)
- Бабушка (дедушка) и внук
(внучка)
Связи между людьми
- Кровные (родственные)
- Брачные
- Общие интересы, ценности
- Любовь

ЗАГС - это …запись актов гражданского состоянияБрак – добровольный союз мужчи.

Не допускается брак: - состояние в другом браке; - близкое родство; - сос.

Не допускается брак:
- состояние в другом браке;
- близкое родство;
- состояние усыновленного и усыновителя
Условия заключения брака:
- добровольное согласие сторон;
достижение брачного возраста
(18 лет)

ФИЗМИНУТКА

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ И ОБЫЧАЯМ В XVIII ВЕКЕ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ И ОБЫЧАЯМ В XVIII ВЕКЕ.

В России еще до XVIII веке существовал период, когда взрослые женщины выходил.

В России еще до XVIII веке существовал период, когда взрослые женщины выходили замуж за малолетних ребят, особенно абсурдными были браки семилетних мальчиков и женщин бальзаковского возраста.

Причины ранних браков Автор книги Иван Суханов («Обычаи, традиции и преемств.

Причины ранних браков

Условия создания семьиС древности считалось, что девушка может стать женой в.

Условия создания семьи
С древности считалось, что девушка может стать женой в 13 лет. Такие правила сохранялись в России до 1830-го.

«Брачный возраст Указом о единонаследии («О порядке наследования в движимых и.

- Венчальный брак окончательно стал основной формой заключения супружеских уз.

- Венчальный брак окончательно стал основной формой заключения супружеских уз при Петре I.
При выборе спутника жизни большое значение имела воля родителей.

Брак без родительского благословения (и прежде всего — материнского), особенн.

Брак без родительского благословения (и прежде всего — материнского), особенно в крестьянской среде, не считался добропорядочным.


-При этом матери, наставляя дочерей, призывали их повиноваться воле мужей: «Т.

Обручение способствовало сближению жениха и невесты, давало им возможность у.

Обручение способствовало сближению жениха и невесты, давало им возможность узнать друг друга.

?В 1830 году приняли официальный указ, повысивший минимальный возраст до 16 л.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 506 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 17. Великие реформы 1860-1870-х гг.

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.01.2021 622
  • PPTX 4.6 мбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Москальцова Валентина Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Отношение к детям в дворянских семьях

Отношение к детям дворянского происхождения внутри семьи отличалось высокой требовательностью, строгостью и даже жестокостью, что диктовалось нормами, определенными в традициях, в дворянском кодексе чести. Образование и воспитание детей, как правило, происходило в домашней обстановке, согласно строгому расписанию. Подъем был довольно ранний, после завтрака следовали уроки и другие разнообразные занятия. За соблюдением расписания пристально следили гувернеры. Любые проступки строго наказывались с использованием следующих мер:

  • Оставление без сладкого.
  • Запрет прогулки.
  • Простаивание в углу или на коленях.
  • Удары розгами.

Несмотря на строгость и требовательность, к детям в дворянских семьях относились со всей теплотой, любовью и заботой. Даже если требования педагогов и воспитателей были высокими, то обучение происходило в доброжелательной и веселой обстановке, благодаря чему легче переносились лишения и обязанности.

Помимо обучения манерам дворянские дети осваивали иностранные языки. Так, в первой половине 18 века обязательным для изучения был немецкий, позже – французский язык, а во второй половине 18 века повсеместно внедрялось изучение немецкого и английского, реже – польского и итальянского.

Финансовая сторона образования дворянских детей

Образование и воспитание дворянских детей осуществлялось в соответствии с достатком семьи.

Мелкопоместные дворяне имели не большой материальный достаток, что отражалось и на качестве образования младшего поколения. В таких семьях обучение и воспитание проходило дома при участии родителей и более старших детей. В связи с чем, уровень грамотности в мелко дворянских семьях был невысок, выросшие на такой системе воспитания дети были малограмотные или неграмотны вовсе.

В 19 веке воспитанию детей стало уделяться больше внимания, и родители старались нанимать специалистов извне. Предпочтение отдавалось иностранцам – носителям разнообразных профессий, таких как актеры, лакеи, ремесленники, парикмахеры и прочее. Подобная тенденция диктовалась и острым недостатком местных высокообразованных педагогов. Из-за отсутствия учителей не практиковалось обучение русской грамоте и Закону Божьему.

В семьях состоятельных дворян дети обучались разнообразным наукам, в которые могли входить:

  • Французский язык.
  • Мифология.
  • История.
  • География.

Образование и воспитание девочек

Дискриминация по гендерному признаку присутствовала не только на западе, но и в России. В связи с чем, до 18 века женскому образованию практически не уделялось внимания. И только в начале столетия девочек аристократического происхождения стали обучать соответственно требованиям, продиктованным обществом той современности. В качестве просветительских направлений отдавалось предпочтение:

  • Иностранным языкам.
  • Светскому этикету.
  • Танцам.
  • Игре на музыкальных инструментах.
  • Пению.
  • Элементарным навыкам письма.

Процесс обучения, как правило, проходил дома при участии педагогов. В некоторых случаях отдавалось предпочтение специальным институтам благородных девиц, которые на тот момент были открыты в Петербурге и Москве. Позднее подобные заведения распахнули свои двери в Казани, Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде и других крупных городах.

В основу воспитания состоятельных девушек того поколения вкладывалось умение вести себя в обществе. Их учили выглядеть привлекательно и нравится мужчинам. Менее состоятельные обучались навыкам ведения домашнего хозяйства. И тем и другим, без исключения, с рождения внушались нормы морали, объяснялось что прилично или неприлично.

Читайте также: