Семья мелеховых быт и нравы донского казачества в романе тихий дон кратко

Обновлено: 07.07.2024

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Поэзия рабочего процесса красной нитью проходит через каждую сцену, изображающую казачий быт. В их среде человек ценится по отношению к труду, о лентяях же говорят презрительно и с непониманием. Мелеховы — труженики, охотно возделывающие землю, которая им принадлежит. Глава семьи, Пантелей Прокофьич — трудолюбивый, хозяйственный человек, в своем образе воплощающий общую для казаков домовитость и любовь к родной земле. Больше всего на свете он заботится о благополучии своего дома и людей, его населяющих. Гордость его сочетается с большим сердцем — ему сложно было простить Григорию непослушание, но как гордился он офицерским званием своего сына, его успехами на фронте! В этом уважении к воинским обязанностям сказывается с пеленок привитое понятие о долге каждого казака: отдать долг перед Родиной и Отечеством.

Мелеховы, подобно другим казаки, проводили день в хозяйственных заботах, без которых их жизнь теряла существенную часть смысла. Так, мотив страданий, испытываемых казаками вдали от родной земли, их безотчетная тяга к физическому труду воплощается в образе Григория Мелехова, который никогда не забывал о доме во время своих скитаний. Его жизненный путь — череда разлук и воссоединений с семьей, — закономерно обрывается автором на пороге его собственного дома. Григорий возвращается к мирному земледельческому труду, воспитанию сына — к тому, в чем М.А. Шолохов видел смысл человеческой жизни.

Патриархальность Мелеховых заключается в том, что они живут по принципам своих предков. Отцом семейства является самый старший – Пантелей Прокофьевич. Несмотря на свой сложный характер, герой заботится о членах семейства и желает им только добра. Они же в свою очередь видят гордость и гневливость Пантелея Прокофьевича, но уважают старика.

Хранительницей домашнего очага является Василиса Ильинична. Она заботится о своих сыновьях Петре и Григории, о своей дочке Дуняшке. Помимо этого, Ильинична проявляет ласку к женам сыновей – к Дарье, которая на протяжении всей замужней жизни вела распутный образ жизни и изменяла Петру, и к Наталье, которую считала собственной дочерью. Ильинична даже соглашается на брак Дуняшки с Мишкой Кошевым, который убил ее сына Петра. Все это говорит о том, что Ильинична ценит выбор каждого члена семейства Мелеховых, и даже если этот выбор неразумный, Ильинична поддержит близкого человека.

Семейство Мелеховых живет по традициям прошлого. Именно поэтому Григорий соглашается на брак с Натальей Коршуновой, хотя его сердце на тот момент принадлежало Аксинье Астаховой. Григорий связывает свою жизнь брачными узами с Натальей, потому что так приказал Пантелей Прокофьевич. Григорий не идет против решения своего отца, который не хочет распространения слухов про его непутевого сына.

В этом заключается еще один признак патриархальности Мелеховых. Отцу семейству важно то, что говорят о его семействе в хуторе. Пантелей Прокофьевич не хочет обиды со стороны соседа Степана Астахова, поэтому пытается сделать так, чтобы Григорий разорвал все отношения с женой соседа Аксиньей.

Не способный остановить Григория от ухода из семьи, Пантелей Прокофьевич чувствует свою вину перед Натальей. Он относится к ней как к собственной дочери и приглашает ее жить к ним домой.

О том, что семейство Мелеховых является носителем традиций казачества, говорит и то, что они находятся в постоянном труде. Пантелей Прокофьевич и Ильинична работают сами и приучают к труду своих детей и внуков.

Также традиционно и патриархально было то, что члены семьи Мелеховых были религиозными людьми. Вера в Бога была с ними всегда, несмотря на все революционные события, когда установилась Советская власть, предполагающая неверие. Неслучайно Дуняшка уговаривает большевика Мишку Кошевого, отрицательно относящегося к церкви, повенчаться.

Семья для членов Мелеховых оказывается превыше всего. Об этом говорит то, что Мелеховы всегда заботятся друг о друге, несмотря на все возможные размолвки и недопонимания. Ближе к финалу произведения Дуняшка в тайне от мужа Кошевого бежит к Григорию, чтобы предупредить его об опасности, которую устраивает Кошевой.

ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман (бессмертное произведение)-эпопея “Тихий Дон” Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России.

Возможно, Шолохову было предначертано судьбой

стать летописцем донского казачества. Так же, как в свое время А. Островский “открыл” всей России особенности психологии и нравов купеческого сословия, так Шолохов познакомил страну и весь мир с жизнью казаков, которых в царской России воспринимали исключительно как карателей, а об их повседневном быте не было известно почти ничего.

Для автора донская земля – родная. Он до самой мелкой черточки знает душу, мысли, чувства казаков, знает их песни, красоту природы этих мест. Писатель начинает повествование в мае, когда у крестьянина работа идет круглые сутки.

Ему знакомы все тонкости крестьянского

труда, он умеет запрячь коня, взяться за соху, грабли, вилы, любит и поэтизирует сельский труд. Роман (бессмертное произведение) притягивает читателя своей правдивостью и достоверностью.

Важна для понимания книги история возникновения казачества. Оно началось с отчаянно смелых людей, крепостных крестьян, искавших свободы. Первые казаки бежали от деспотизма помещиков из России на Дон.

Местные плодородные земли всегда были интересны кочевым народам и подвергались неоднократным набегам. Новым хозяевам Донской земли приходилось часто защищаться от врагов. Так исторически сложилось, что казаки были и воинами, и хлеборобами. Царям не нравилась казачья вольница, но со временем они поняли, что иметь на границах вооруженное мобильное войско очень выгодно.

За право свободно жить на своей земле казаки должны были по первому требованию предоставлять правительству казачьи отряды для борьбы с теми, на кого укажут. Каждый казак должен был иметь коня, сбрую, седло, военную форму и оружие. Все это семья справляла ему за свой счет.

В среде казаков до сих пор очень важны военные традиции, которые в мальчиках воспитываются с раннего детства.

На примере казачества исторические события в стране выглядят более четко. Роман (бессмертное произведение) начинается с описания мелеховского куреня. Автор подробно изображает уклад жизни казачьей семьи, роль каждого человека в этом маленьком личном государстве.

Это сильные, веселые, работящие люди, заботливые хозяева. Мы видим, с какой радостью они трудятся, как отдыхают, слышим песни, шутки, наблюдаем за отношениями в семье, где у отца и матери непререкаемый авторитет.

Казаки живут в согласии с родной землей и природой.

Писатель показывает жизнь казаков параллельно с жизнью природы. Дон для них – батюшка. У него тоже своя жизнь: то он течет полноводной рекой, то мелеет, вместе с этим изменяется и жизнь людей на его берегах. Пейзажи у Шолохова всегда полны значения: грозы, ветер, бури предвещают трагические события в судьбах героев.

Так, перед началом Первой мировой войны природа предвещает беду: “Ночами в хутор сползала с гребня густая текучая духота, ветер насыщал воздух пряным запахом прижженных трав… Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары… вхолостую палила молния, ломая небо… По ночам на колокольне ревел сыч”. Писатель рисует жизнь единым потоком, не отделяя природу от людей.

Шум ветра, колыханье хлебов, крик птицы – все вплетено в события романа, на все отзывается душа человека. Любуясь природой, казаки учатся любви к жизни, ко всему живому.

Автор неторопливо рассказывает историю семьи Мелеховых, начиная с описания турчанки, которую дед привез с войны. Далее рассказывается о большой любви Григория и Аксиньи, о его женитьбе на Наталье. В романе Шолохова много персонажей, автор описывает их облик, привязанности, манеру поведения. Красочно и живо рассказывается о сватовстве и свадьбах, рождениях детей и похоронах.

Со знанием дела говорится о любви казака к лошадям, об оружии, о воспитании молодых воинов.

Картины семейной жизни Шолохов чередует с историческими потрясениями в стране. Разброд и брожение умов после революции 1905 года, мировая война, падение самодержавия, корниловский мятеж, расстрел людей третьего июля, революция тысяча девятисот семнадцатого года – все это напрямую коснулось каждой казачьей семьи. Повествование переносится из одной враждующей стороны в другую, затем обратно в казачью станицу, охватывая десять лет истории.

Так писатель создает широкую панораму эпохи и историю своего народа.

Писатель не забывает никого, показывает мировоззрение бедноты и зажиточных казаков, их различия в воинских званиях, талантливость и склонность к суевериям. В мастерски написанных массовых сценах Шолохов виртуозно владеет диалогом, показывая настроение толпы. Примером может служить съезд казаков в станице Каменской, где важна каждая реплика, ее смысл вливается в общий ход собрания.

Главной удачей автора является создание образов и раскрытие судеб главных героев эпопеи. В этом он проявил себя как Художник, умеющий замечательно написать портрет человека, и как психолог, знаток человеческого сердца. В качестве средств выразительности автор использует все: мимику, жесты, походку, стиль речи, привычки, отношения с разными людьми.

Читатель помнит “вислый коршунячий нос”, “миндалины горячих глаз”, “звероватую” улыбку Григория Мелехова, опасную притягательную женственность Дарьи, жгучую страстность и готовность к самопожертвованию Аксиньи, суровый нрав Пантелея Прокофьевича, мудрость и терпение Ильиничны.

В грандиозной эпопее Шолохова около 600 героев, каждый из которых принимает участие в величайшей трагедии ХХ века – русской истории.

С самого детства Григорий постигает ценность свободного крестьянского труда, забот по укреплению хозяйства, семьи. Писатель показывает нам, что традиции казачества включают в себя общечеловеческие нравственные ценности. В начале романа мы знакомимся с бытом и нравами казачьей станицы накануне Первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясений. Жизнь хутора Татарский течет мирно и спокойно. Этот покой нарушается разве что слухом о связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Уже здесь выявляется самобытность героев, чьи чувства противоречат общепринятой морали.

Именно в Григории и Аксинье наиболее полно отражаются характерные черты казачества. История женитьбы Григория говорит о том, что в казачьей среде сын должен беспрекословно подчиняться воле отца. На примере его судьбы мы видим, насколько это могло определить ход всей дальнейшей жизни. Григорий вынужден расплачиваться за свое подчинение воле отца всю жизнь. Такое решение делает также несчастными двух незаурядных, гордых женщин, любящих Григория. Драматизм личной жизни героя усугубляется теми потрясениями, которые пришли на донскую землю в 1918 году. Автор романа показывает, как рушится привычный жизненный уклад казачества, как вчерашние друзья становятся врагами, как разрываются родственные связи. Мы видим, что расходятся жизненные пути бывших друзей – Мелехова и Михаила Кошевого, который проникается политическими взглядами большевиков.

Каждый казак должен был иметь коня, сбрую, седло, военную форму и оружие. Все это семья справляла ему за свой счет. Казаки живут в согласии с родной землей и природой. Писатель показывает жизнь казаков параллельно с жизнью природы. Дон для них – батюшка. У него тоже своя жизнь: то он течет полноводной рекой, то мелеет, вместе с этим изменяется и жизнь людей на его берегах. Пейзажи у Шолохова всегда полны значения: грозы, ветер, бури предвещают трагические события в судьбах героев. Так, перед началом Первой мировой войны природа предвещает беду: «Ночами в хутор сползала с гребня густая текучая духота, ветер насыщал воздух пряным запахом прижженных трав.




Подлинный творец, Мастер, не должен никому и ничему подчиняться. Он должен жить с ощущением внутренней свободы, потому что именно несвобода порождает зло в разных его ипостасях, а добро рождается свободой.

Несвобода победила свободу? А как иначе могло быть в те дни? Сделав Мастера победителем, Булгаков нарушил бы законы художественного творчества, изменил бы чувству реализма. Но, победив, тирания лжи, насилия, трусости бессильна оказалась уничтожить, растоптать то, чем была полна душа Мастера.

Итак, Мастер вознагражден за свои страдания, ему дарованы вечный покой и бессмертие. Он не в силах физически бороться со злом, но его роман – это уже подвиг, так как несет людям веру в добро, справедливость, любовь, человечность и противостоит злу и насилию. В этом и заключается предназначение настоящего творца.

Сквозные темы поэмы: судьба народа в пореформенную эпоху, ненависть его к своим поработителям, горькая доля крестьянской женщины. Социально-острые проблемы, поставленные в произведении, обнаруживают враждебность народа к господам и господ к народу, показывают пропасть, которая существует между ними.

Поэтому образы помещиков в поэме Некрасов создает сатирическими средствами. Поэт смотрит на дворян-господ глазами странников. Так изображены Оболт-Оболдуев и князь Утятин. Крестьяне относятся к помещикам уже с явной иронией, откровенно посмеиваются над их стремлением вернуть былое величие. В описании Оболт-Оболдуева поэт использует традиционные в народном творчестве уменьшительные и ласкательные формы, которые усиливают иронию и подчеркивают ничтожество помещика:

Какой-то барин кругленький,

С сигарочкой во рту…

Должно быть, перетрусился,

Увидев перед тройкою

Семь рослых мужиков.

Он пистолетик выхватил,

Как сам, такой же толстенький…

Пирами, всякой роскошью,

И жить чужим трудом…

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон – мое желание!

Кулак – моя полиция!

Крестьяне молча слушали,

Посмеивались в ус…

Колом сбивал их, что ли, ты

Молиться в барский дом.

При создании образа Оболт-Оболдуева поэт использует и прием саморазоблачения. Глупость, недалекость героя проявляется в том, что он сам признается в собственной беспомощности:

Живу почти безвыездно

В деревне сорок лет,

А от ржаного колоса

Не отличу ячменного…

Некрасов резко осуждает сословную спесь Оболт-Оболдуева. Комично звучат его хвастливые проповеди:

Я не крестьянин-лапотник –

Я божиею милостью

После отмены крепостного права помещики в материальном плане потеряли немного. Установление временнобязанных отношений сохранило феодальную систему эксплуатации крестьянского труда. Помещики получали с земли те же доходы, что и до реформы. На господ убийственно действовало то, что они уже не могли распоряжаться крестьянами как своей собственностью.

Некрасов, раскрывая образ помещика, использует сильное сатирическое средство – гротеск:

Старик слюною брызгался,

Шипел! И так расстроился,

Что правый глаз задергало,

А левый вдруг расширился

И – круглый, как у филина, -

Старик стоял: притопывал,

Моё представление о романтическом герое М. Горького.

Лично для меня романтическим героем стал Дако.

Ларра - гордый юноша, сын орла, существо любящее и уважающее только себя:

Его отец - гордая птица и одинокая птица:

Лара хочет быть похожим на своего отца, но то, что идёт хищной птице, не может подойти человеку. В результате своих поступков, Лара остаётся один, обречённый на вечное одиночество и бессмертие:

Для меня Данко является антиподом Ларра:

Он готов помочь людям, он имеет смелость повести их в неизвестность. Юноша поднимает дух своих соплеменников, даёт им силы и надежду:

Данко является для меня романтическим героем ещё и потому, что он очень любит людей, не обижается на их предательство и отдаёт им самое дорогое, что у него есть.

Данко вывел людей из леса ценой своей жизни, но люди не смогли оценить этот поступок и раздавили сердце юноши.

В память о Данко остались только голубые огоньки, мерцающие порой в степи.

Конечно, прежде всего он гордится своей родиной, для поэта нет ничего дороже и главней России, без неё он не представляет свою жизнь. Сергей Есенин истинно русский поэт: родине и природе он посвятил большую часть своих произведений. Это его главная тема в стихотворениях, глубокая и чистая любовь и бережное отношение к окружающему миру. Он с обожанием относится к родному краю, к деревне, к лугам и полям. Ни за что и никогда он не променяет их и не предаст. Такое настроение можно увидеть во всех ранних стихотворениях Сергея Есенина.

Многие его произведения пропитаны любовью к Руси, которую он выражает с особой чуткостью и нежностью, примечая самые прекрасные детали пейзажей родной природы.

Стихотворение искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю. Поэт использует хорей. Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит. ) подчеркивают праздничное настроение стихотворения.

Самое удивительное, что с начала до конца стихотворения автор восхищается своей родной землёй, на которой он родился и вырос. Даже на рай Сергей Есенин не готов променять свою родину, потому что сердце поэта навсегда принадлежит ей.

Это стихотворение понравилось мне теми чувствами, которыми Сергей Есенин наполнил своё небольшое и прекрасное произведение.

Казаки всегда жили в постоянной опасности, именно поэтому так сильны среди них традиции братства, самодисциплины, подчинения старшему, а также воинское мастерство, ведь учились они сражаться с детства. Русские цари часто привлекали вольных казаков на службу, но те зачастую подчинялись лишь приказам своих начальников, а не государевым. Действовали так, как считали нужным сами, согласуясь с собственными представлениями о правде и совести. К знаменитым личностям можно отнести Ермака Тимофеевича, Емельяна Пугачёва и других. Казаки называли себя воинами Христа, защитниками православных: именно вера помогала стойко переносить все лишения и невзгоды. Отражение этих традиций мы и видим в романе-эпопее.

Итак, главные составляющие духовного мира казачества — это честный труд на земле и воинский долг.

Итак, всё существование донского казачества подчиняется вечным законам человеческого бытия. Они живут честно, всей душой привязаны к своей земле, готовы сражаться за свою свободу и независимость. К сожалению, в романе они поставлены перед выбором, за кого воевать — за красных или за белых. Но как сделать выбор, если и те, и другие — это твои близкие, соседи, знакомые? Именно поэтому в смутное время они колеблются и сомневаются. Политические интриги для них не важны, куда существеннее, что пшеница не убрана, женщины вынуждены взвалить на свои плечи бытовые тяготы, мужчины — бессмысленно сражаться. Исторические потрясения в стране приносят перемены в сложившийся уклад: рушатся привычные связи, рождаются новые традиции и нормы. Однако пройдя через испытания, казаки остаются верными себе и своим ценностям. А вечными оказываются честь, верность Отечеству, любовь, семья.

Читайте также: